No Image

Что такое уфас расшифровка

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Предшественник Федеральной антимонопольной службы — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) образован в соответствии с Законом РСФСР от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» [3] . Председателем Комитета был назначен Валерий Черногородский [4] . Штатная численность работников аппарата определена в 150 единиц, введено Временное положение о ГКАП России, которое было утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1990 года № 344 [5] .

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» [6] в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, во исполнение Законов Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите прав потребителей» утверждены новое Положение о ГКАП России (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена до 350 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий). В ноябре 1992 года Председателем Комитета назначен Леонид Бочин [7] .

В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 1997 года в части приведения структуры Правительства Российской Федерации и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствие с требованиями экономических преобразований Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 года № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. В августе 1997 года Председателем Комитета назначена Наталья Фонарева [8] .

22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (Председатель Н. Е. Фонарева), Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства (Председатель И. М. Хакамада), Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте (Руководитель В. И. Будько) и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (Руководитель В. М. Горячев). На их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов. Министром назначен Геннадий Ходырев [9] .

Численность работников центрального аппарата (440 единиц без персонала по охране и обслуживанию зданий) утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 1564 «Вопросы Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства». В структуре центрального аппарата были сформированы департаменты: по правовым вопросам, развития конкуренции на финансовых рынках и контролю за соблюдением законодательства о биржах, развития и поддержки предпринимательства, регулирования деятельности естественных монополий в области связи, регулирования деятельности естественных монополий на транспорте. Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 793 от 12 июля 1999 года. В мае 1999 года министром стал Илья Южанов [10] .

9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе [11] . Руководителем службы назначен Игорь Артемьев [12] .

Функции

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются [13] :

  • контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;
  • надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
  • надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
  • контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну);
  • контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов;
  • контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции» [14] , «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [15] , «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» [16] , «О рекламе» [17] . С 01 февраля 2010 года ФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [18] . ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно Председателю Правительства Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.

Руководство

Руководство ФАС России [19] :

  • Руководитель — Игорь Артемьев.
  • Статс-секретарь — заместитель руководителя — Андрей Цариковский (курирует контроль за размещением государственного заказа, борьбу с картелями, контроль на рынке жилищно-коммунальных услуг, строительства и природных ресурсов).
  • Заместитель руководителя — Анатолий Голомолзин (курирует направления деятельности: контроль на топливно-энергетических рынках, в сфере электроэнергетики, информационных технологий, транспорта и связи).
  • Заместитель руководителя — Андрей Кашеваров (курирует контроль социальной сферы и торговли, финансовых рынков и рекламы).
  • Заместитель руководителя — Павел Субботин (курирует контроль органов власти, кадровую работу, вопросы прохождения государственной службы в ФАС России и осуществляет координацию деятельности территориальных управлений ФАС России).
  • Заместитель руководителя — Андрей Цыганов (курирует контроль промышленности, агропромышленного комплекса, а также иностранных инвестиций в стратегические хозяйственные общества).

Структура

В структуру ФАС России входят центральный аппарат службы, состоящий из отраслевых управлений, и территориальные органы. В настоящее время число территориальных органов ФАС России по субъектам Российской Федерации составляет 82 [20] .

Полномочия и порядок рассмотрения дел

В соответствии с Положением о ФАС России служба наделена следующими основными полномочиями:

  • принятие нормативных актов по вопросам, отнесённым к компетенции службы (только центральный аппарат);
  • осуществление контроля за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями), федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления законодательства в установленной сфере, в том числе рассмотрение дел о нарушениях законодательства, выдача обязательных для исполнения предписаний, проведение плановых и внеплановых проверок, привлечение виновных в нарушении законодательства лиц к административной ответственности;
  • осуществление контроля экономической концентрации на товарных рынках, согласование сделок с акциями (долями) и имуществом коммерческих организаций в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;
  • проведение исследования товарных рынков и установление наличия доминирующего положения на них отдельных хозяйствующих субъектов;
  • ведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включаются сведения о поставщиках (подрядчиках), уклонившихся от заключения государственных или муниципальных контрактов по результатам торгов, а также поставщиках (подрядчиках), контракты с которыми расторгнуты в судебном порядке в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих обязательств;
  • рассмотрение ходатайств иностранных инвесторов о согласовании сделок с хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или о согласовании установления контроля над такими обществами.
Читайте также:  Подделка 2 ндфл для кредита

ФАС России и его территориальные органы возбуждают дела о нарушениях законодательства в сфере своей компетенции по заявлениям физических и юридических лиц, материалам правоохранительных органов, а также по собственной инициативе по результатам проведённых службой проверок. Дела рассматриваются создаваемой для этих целей комиссией, состоящей из сотрудников антимонопольного органа в количестве не менее трёх человек. Председателем комиссии является руководитель антимонопольного органа или его заместитель. При рассмотрении дел в отношении кредитных организаций половину состава комиссии должны составлять представители Центрального банка Российской Федерации. Дела рассматриваются комиссией с участием сторон (заявителя и ответчика), которые излагают свою позицию и представляют доказательства в её обоснование, после чего комиссия в отсутствие сторон принимает решение по делу большинством голосов членов комиссии путём открытого голосования. В случае необходимости получения дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле заинтересованных лиц рассмотрение дела может быть отложено, а при необходимости проведения экспертиз — приостановлено. По результатам рассмотрения дела производство по делу может быть прекращено в связи с отсутствием в рассматриваемых комиссией действиях нарушения законодательства, либо ответчик признан нарушившим соответствующие нормы закона — в этом случае ему выдаётся предписание о прекращении нарушения. Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке.

Основные направления деятельности

На основании Доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФАС России на 2008—2010 годы [21] , представленного ФАС России в Правительство Российской Федерации, стратегической задачей ФАС России является обеспечение свободы конкуренции и ограничение монополистической деятельности в рамках единого экономического пространства Российской Федерации. Исходя из данной задачи, ФАС России определены 3 основных цели своей деятельности:

  1. Создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям.
  2. Предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, снижение коррупционных рисков при размещении государственного и муниципального заказа.
  3. Обеспечение равного доступа потребителей к товарам, работам, услугам, реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий.

Деятельность ФАС России в рамках достижения первой из указанных целей направлена на пресечение антиконкурентного поведения отдельных хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, в том числе на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так называемых «картельных сговоров»), повышение качества проводимых исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках. Большое значение ФАС России также уделяется направлению контроля за органами власти всех уровней в целях предотвращения создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности. В рамках контроля органов власти выделяются три основных направления: контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа; контроль предоставления государственных и муниципальных преференций отдельным участникам рынков; пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления с отдельными хозяйствующими субъектами.

Консультативные органы при ФАС России

При ФАС России действует Общественно-консультативный совет, в который входят представители некоммерческих организаций, объединений предпринимателей [22] . Совет проводит мониторинг деятельности ФАС России, вырабатывает рекомендации по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики пресечения его нарушений. Аналогичные советы действуют в территориальных управлениях ФАС России. При ФАС России также действуют экспертные советы по отдельным направлениям деятельности службы, в частности, Экспертный совет по рекламе, Экспертный совет по недобросовестной конкуренции, Экспертный совет по защите конкуренции на рынке финансовых услуг, Экспертный совет по электроэнергетике, Экспертный совет по вопросам связи, Экспертный совет по агропромышленному комплексу, Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере ЖКХ, Экспертный совет по поддержке малого и среднего предпринимательства. В состав Экспертных советов входят участники рынков, представители некоммерческих организаций и контролирующих органов власти.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Многие из Вас знают, что такое ФАС, кто-то даже имел дело с данной службой, а кто-то и не один раз. У каждого сложилось своё мнение о её работе, кто-то вынес положительный опыт, кто-то нет. Но сейчас не об этом. Данная обзорная статья предназначена для новичков, которые только начинают работать с госзакупками, и имеют лишь поверхностное представление о ФАС или не имеют его вовсе. И так, давайте приступим…

Содержание:

1. Что такое ФАС?

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ №1489 от 25 декабря 2014 года ФАС России переданы функции Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по контролю в сфере государственного оборонного заказа. Постановление вступило в силу 1 января 2015 года. Указом Президента РФ №373 от 21 июля 2015 года ФАС России переданы функции в сфере тарифного регулирования.

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 г. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г. ФАС России — федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы. С перечнем территориальных органов Федеральной антимонопольной службы можно ознакомиться, перейдя по данной ссылке — //fas.gov.ru/offices/spisok-ufas-rossii.html .

2. Функции ФАС

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:

1. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;

2. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

3. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;

4. Контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

5. Контроль за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа;

6. Контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Цели ФАС

1. Благоприятная конкурентная среда в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся естественными монополиями;

2. Равный доступ к товарам (работам, услугам) естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах их деятельности;

Читайте также:  Медицинский кабинет в вузе

3. Прекращение антиконкурентного вмешательства органов власти в функционирование рынков, высокая эффективность бюджетных расходов при размещении государственного и муниципального заказа;

4. Эффективная реализация государственной политики в области контроля иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В завершении своей статьи, предлагаю вам посмотреть короткий анимационный видеоролик ФАС России о недопустимости недобросовестной конкуренции.

Добавлено в закладки: 0

Что такое федеральная антимонопольная служба? Описание и определение понятия

Федеральная антимонопольная служба – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции принятия правовых нормативных актов и контролю за выполнением законодательства в области деятельности естественных монополий (в части полномочий антимонопольного органа, которое установлено законодательством), рекламы, антимонопольного законодательства, контролю за проведением зарубежных инвестиций в хозяйственные общества, которые имеют стратегическое значение для того, чтобы обеспечить оборону безопасности государства и страны, контроля (надзора) в области оборонного государственного заказа и в области закупок услуг, товаров, работ для обеспечения муниципальных и государственных нужд и согласованию использования закрытых методов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

История

Предшественник Федеральной антимонопольной службы — Государственный комитет России по антимонопольной политике и поддерживанию современных экономических структур (ГКАП России), который образован соответственно с Законом России от 14 июля 1990 года «О государственных комитетах РСФСР и республиканских министерствах и». Председателя Комитета назначил Черногородский Валерий. Штатное количество сотрудников аппарата определяется в 150 единиц, ввели Временное положение о ГКАП России, которое утвердило Постановление Совета Министров РСФСР от 10.09.1990 года № 344.

Соответственно с Указом Президента РФ от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном комитете РФ по поддержке новых экономических структур и антимонопольной политике» Для того, чтобы обеспечить развитие рыночных отношений и конкуренцию в Российской Федерации, для исполнения Законов Российской Федерации «О ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и конкуренции» и «О защите потребительских прав» утверждается новое Положение о ГКАП России (добавлены функции и задачи), а количество сотрудников центрального аппарата увеличили до 350 единиц (не учитывая персонал по обслуживанию и охране зданий). Председателем Комитета в ноябре 1992 года назначили Леонида Бочина.

Для воплощения в жизнь Послания Президента РФ Федеральному собранию 1997 года по части приведения структуры Правительства РФ и структуры федеральных органов исполнительной власти в согласие с требованиями преобразований экономического характера. Указ Президента РФ от 17.03.1997 года № 249 «Об усовершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Госкомитет РФ по поддержке новых экономических структур и антимонопольной политике трансформирован в Антимонопольный государственный комитет РФ. Председателем Комитета в августе 1997 года назначили Наталью Фонареву.

22.09.1998 Указ Президента РФ № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» упразднил Государственный антимонопольный комитет РФ (Председатель Фонарева Н. Е.), Госкомитет РФ по развитию и поддержке малого предпринимательства (Председатель Хакамад И. М. ), Федеральная служба РФ по контролю на транспорте естественных монополий (Руководитель БудькоВ. И.) и Федеральная служба РФ по контролю естественных монополий в сфере связи (Руководитель Горячев В. М.). На их месте создано Министерство РФ по поддержке предпринимательства и антимонопольной политике (МАП России), которому передали функции лишенных силы органов. В качестве министра назначили Геннадия Ходырева.

Количество сотрудников центроаппарата 1189 человек, региональных штабов: 2315 человек. В центральном аппарате были образованы отделы: развития конкуренции на финансовых рынках и контроля за выполнением законодательства о биржах, по правовым вопросам, поддержки и развития предпринимательства, контроля деятельности естественных монополий в сфере связи, контроля работы на транспорте естественных монополий. Положение о Министерстве РФ по поддержке предпринимательства и антимонопольной политике утвердило Постановление Правительства РФ № 793 от 12.07.1999. В мае 1999 министром стал Южанов Илья.

09.03.2004 Министерство упразднили, а его полномочия передали прочим ведомствам. Задачи антимонопольного федерального органа, которые принадлежали МАП России контроля над работой естественных монополий и над выполнением законодательства о рекламе вновь перешли к созданной Федеральной антимонопольной службе. Руководитель службы — Артемьев Игорь.

Функции

Главные функции Федеральной антимонопольной службы – это:

  • контроль за выполнением антимонопольного законодательства, включая область электроэнергетики, применения недр, земли, водных и прочих природных ресурсов;
  • контроль и надзор за выполнением законодательства о естественных монополиях;
  • контроль и надзор за выполнением законодательства в отношении рекламы;
  • контроль в области закупок услуг, товаров, работ для обеспечения муниципальных и государственных нужд;
  • контроль за выполнением законодательства в области оборонного государственного заказа;
  • контроль за проведением зарубежных инвестиций в хозяйственные общества, которые имеют стратегическое значение для того, чтобы обеспечить оборону страны и безопасность государства.

Основными законодательными актами, которыми руководствуется в своей работе ФАС России это Федеральные законы «О защите конкуренции», «О контрактной системе в области закупок услуг, товаров, работ для снабжения муниципальных и государственных нужд», «Об оборонном государственном заказе», «О порядке осуществления зарубежных инвестиций в хозяйственные общества, которые имеют стратегическое значение для того, чтобы обеспечить оборону безопасности государства и страны», «О рекламе». С 01.02.2010 ФАС России производит контроль за выполнением антимонопольных требований, которые установлены Федеральным законом «Об основах государственного контроля торговой деятельности в РФ. ФАС России является подведомственной Правительству РФ (подчиняется непосредственно Председателю Правительства РФ). Служба в Правительство Российской Федерации представляет каждогодный доклад об итогах собственной деятельности.

Руководство

Руководство ФАС РФ:

  • Руководитель — Артемьев Игорь (занимает с марта 2004 года должность).
  • Статс-секретарь — заместитель руководителя — Цариковский Андрей (курирует контроль размещения государственного заказа, контроль на ЖКХ рынке, природных ресурсов и строительства, управление контроля промышленности). Занимает с 2004 года должность.
  • Заместитель руководителя — Голомолзин Анатолий (контроль на ТЭК рынках, транспорта и связи, энергетики). С 2000 является заместителем Министра РФ по антимонопольной политике и поддержанию предпринимательства, назначен с 2004 заместителем руководителя ФАС].
  • Заместитель руководителя — Кашеваров Андрей (курирует контроль торговли и социальной сферы, рекламы и финансовых рынков). С 2001 года является заместителем Министра РФ по антимонопольной политике и поддержанию предпринимательства, с 2004 года назначили заместителем Руководителя ФАС.
  • Заместитель руководителя — Кинёв Александр (курирует управление делами и управление по борьбе с картелями). Занимает должность с 2013 года.
  • Заместитель руководителя — Цыганов Андрей (курирует контроль химической промышленности и агропромышленного комплекса, контроль зарубежных инвестиций, экономическое международное сотрудничество). Заместитель председателя Государственного антимонопольного комитета РФ с 1997 года , заместитель руководителя ФАС с 2004.
  • Заместитель руководителя — Доценко Алексей (курирует контроль органов власти и контроль в области информационных технологий, управление государственной службы и финансы). На должности с 2013 года.
  • Заместитель руководителя – Овчинников Максим (курирует контроль оборонного государственного заказа, контроль морского и сухопутного вооружения, военной техники связи). Должность занимает с 2015.
  • Заместитель руководителя – Даниил Валерьевич Фесюк (курирует контроль атомной, авиационной, ракетно-космической промышленности, контроль капитального строительства и тылового обеспечения в области оборонного государственного заказа). Должность занимает с 2015.
Читайте также:  128 Статья ук рф наказание

Порядок рассмотрения дел и полномочия

Соответственно с Положением о ФАС России служба наделяется такими главными полномочиями:

  • принятие нормативных актов в отношении вопросов, которые относятся к компетенции службы (лишь центральный аппарат);
  • проведение контроля за выполнением физическими лицами (включая индивидуальных предпринимателей), некоммерческими и коммерческими организациями, органами государственной власти субъектов РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами в установленной сфере местного самоуправления законодательства, включая рассмотрение дел о законодательных нарушениях, выдача предписаний, которые обязательны для выполнения, проведение внеплановых и плановых проверок, привлечение лиц, которые виновны в нарушении законов, к административной ответственности;
  • проведение контроля на товарных рынках экономической концентрации, согласование сделок с долями (акциями) и имуществом коммерческих организаций в ситуациях, которые предусматриваются антимонопольным законодательством;
  • проведение изучения товарных рынков и выявление наличия лидирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов на них;
  • проведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включают данные о подрядчиках (поставщиках), которые уклонились от оформления муниципальных или государственных контрактов по итогам торгов и подрядчиках (поставщиках), контракты с которыми расторгаются в судебном порядке ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения собственных обязательств;
  • рассмотрение ходатайств зарубеж ных инвесторов в отношении согласования сделок с хозяйственными обществами, которые имеют стратегическое значение для того, чтобы обеспечить оборону безопасности государства и страны, или в отношении согласования установления контроля над данными обществами.

Территориальные органы ФАС России возбуждают дела в отношении нарушений законодательства в области собственной компетенции по заявлениям юридических и физических лиц, сообщениям СМИ, материалам правоохранительных органов и по своей инициативе по итогам проверок, которые проведены службой. Дела рассматривают комиссией, которая создаётся для данных целей и состоит из работников антимонопольного органа в числе не меньше трёх человек. Председатель комиссии — это руководитель или заместитель антимонопольного органа. Когда рассматривается дело о кредитных организациях 50% состава комиссии должны быть представители Центробанка РФ. Дела рассматривает комиссия с участием сторон (ответчика и заявителя), которые излагают собственную позицию и дают доказательства для её обоснования, после этого комиссия принимает в отсутствие сторон решение в отношении дела большей частью голосов членов комиссии при помощи открытого голосования. При необходимости получить дополнительные доказательства, привлечь заинтересованных лиц к участию в деле рассмотрение дела могут отложить, а если необходимо, провести экспертизу — приостановлено. По итогам рассмотрения дела производство в отношении дела могут прекратить ввиду отсутствия в действиях, которые рассматриваются комиссией, законодательных нарушений или ответчик нарушил необходимые нормы закона — в данной ситуации ему выдают предписание в отношении прекращении нарушения. Предписание и решение антимонопольного органа можно обжаловать в судебном порядке.

Главные направления работы

На основе Доклада об итогах и главных направлениях работы ФАС России на 2008—2010 годы, который представлен ФАС России в Правительство РФ, стратегическая задача ФАС России — это ограничение деятельности монополистического характера и обеспечение свободы конкуренции в рамках одного экономического пространства РФ. Учитывая данную цель, ФАС Россия определяет 3 главные цели собственной деятельности:

  1. Создание условий для того, чтобы развивать конкуренцию в областях деятельности хозяйствующих субъектов, которые не относятся к естественным монополиям.
  2. Пресечение и предотвращение антиконкурентного вмешательства органов госвласти и местного самоуправления в деятельность рынков, уменьшение коррупционных рисков при помещении муниципального и государственного заказа.
  3. Обеспечение одинакового доступа потребителей к услугам, товарам, работам, которые реализуются субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в конкурентных потенциально типах работы субъектов естественных монополий.

Работа ФАС РФ в границах достижения первой из данных целей направляется на пресечение антиконкурентного поведения конкретных хозяйствующих субъектов на финансовых и товарных рынках, включая на уменьшение уровня недобросовестной конкуренции, пресечение и предупреждение злоупотреблений доминирующим положением, согласованных действий и соглашений, которые ограничивают конкуренцию (так называемые «картельные сговоры»), увеличение качества производимых исследований состояния на товарных рынках конкурентной среды. Огромное значение ФАС России уделяется также направлению контроля органов власти различных уровней для предотвращения появления административных барьеров для того, чтобы осуществить предпринимательскую деятельность. В границах контроля органов власти выделяют три главные направления: регулирование процедур помещения муниципального и государственного заказа; контроль предоставления муниципальных и государственных преференций некоторым участникам рынков; пресечение соглашений, которые ограничивают конкуренцию, и согласованных действий органов местного самоуправления и госвласти с некоторыми хозяйствующими субъектами.

Контроль за проведением зарубежных инвестиций в РФ

ФАС России является также уполномоченным органом по контролю за проведением зарубежных инвестиций в РФ. ФАС России действует в рамках закона № 160-ФЗ «О зарубежных инвестициях в РФ и закона №57-ФЗ «О порядке проведения зарубежных инвестиций в хозяйственные общества, которые имеют стратегическое значение для того, чтобы обеспечить оборону страны и безопасность государства».

Закон №57-ФЗ устанавливает четкий порядок для зарубежных инвесторов по получению долей (акций) хозяйственных стратегических обществ, который в себя включает список стратегических типов деятельности; процедуру рассмотрения ходатайств о согласовании предварительно сделок, а также санкции за невыполнение требований закона и последствия.

Процедура согласования сделок при этом достаточно прозрачна и легка. Зарубежному инвестору не нужно совершать целый список шагов к получению решения в отношении одобрении сделки. Подал ходатайство в ФАС – от ФАС получил решение: служба взаимодействует сама с Правительственной комиссией по контролю проведения зарубежных инвестиций в РФ, которая принимает по сделкам окончательное решение.

В течение 6 лет применения закона №57-ФЗ в ФАС РФ поступило 331 ходатайство. Из них необходимо согласовать не больше половины, а отказ в выполнении сделки выдали лишь в 9 случаях. Ни одно решение Правительственной комиссии при этом не обжаловали в суде, хотя данная возможность предусматривалась в статье 11 закона № 57-ФЗ.

К самым крупным сделкам зарубежных инвесторов относят:

1. сделка фирмы Данон (Франция) по отношению к Юнимилку (молочная продукция);

2. сделка фирмы Пепси-Кола (США) по отношению к Вимм-Билль-Данн (соки, молочная продукция);

3. сделка фирмы Кока-Кола (США) по отношению к Нидан Соки (напитки, соки);

4. сделка фирмы Альстом (Франция) по отношению к Тверскому вагоностроительному заводу и Брянскому машиностроительному заводу (изготовление подвижного состава);

5. сделка фирмы Агуста Вестленд (Италия) по отношению к Хеливерт (изготовление двигателей и вертолетов);

6. сделка фирмы Чанги (Сингапур) по отношению к аэропортам таких городов, как Краснодар, Анапа, Сочи;

7. сделка фирмы Шнайдер Электрик (Франция) по отношению к Электрощиту (изготовление электрического оборудования);

8. сделка фирмы Либхерр (Швейцария) по отношению к нижегородскому обществу «Либхерр Айроспейс» (изготовление компонентов для авиации);

9. сделка фирмы Глобал Портс (Кипр, Дания-Меллер) по отношению к Первому контейнерному терминалу;

10. сделки фирмы Тоталь (Франция) и Китайской национальной корпорации по разработке и разведке газа и нефти в Ямал СПГ.

Мы коротко рассмотрели федеральную антимонопольную службу: функции, история, руководство, порядок рассмотрения дел и полномочия, главные направления работы, контроль за проведением зарубежных инвестиций в РФ. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector