No Image

Фз 122 о монетизации льгот

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Малышева М.В.
Юрист
Информационно-правового
консорциума "Кодекс"

Комментарий к изменениям, которые вносятся Федеральным законом от 22 августа 2004 года N122-ФЗ в Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"

Что принесет новый 2005 год российским ветеранам?

Надеемся, что данный комментарий поможет вам, уважаемые ветераны, а также другим заинтересованным лицам разобраться в этом вопросе.

Перечень категорий ветеранов приведенный в статье 1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее — Закон "О ветеранах"), изменений не претерпел. Однако порядок и условия отнесения других категорий граждан, помимо указанных в перечне, к ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий с 1 января 2005 года будет определяться только Федеральным законом от "О ветеранах", а не "законодательством РФ" (что подразумевало наряду с Законом "О ветеранах" и другие федеральные законы) — для ветеранов Великой Отечественной войны и не Правительством Российской Федерации — для ветеранов боевых действий. Также из ведения Правительства Российской Федерации изъято право определения мер социальной поддержки ветеранов боевых действий.

Основные изменения коснулись мер социальной поддержки ветеранов, в частности, источников их финансирования.

По источникам финансирования мер социальной поддержки, категории ветеранов можно разделить на 2 группы:

1. Финансируемые из федерального бюджета.

2. Финансируемые из бюджетов субъектов Российской Федерации.

К первой группе относятся:

— инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий;

— участники Великой Отечественной войны;

— ветераны боевых действий;

— военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1946 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

— лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

— лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог.

Также расходными обязательствами Российской Федерации являются меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

Ко второй группе относятся:

— лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

— ветераны труда;

— ветераны государственной службы;

— ветераны военной службы.

Особый порядок финансирования установлен для оплаты жилья и жилищно-коммунальных услуг. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Объем средств, предусмотренный бюджету субъекта Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденного для субъекта Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья в месяц; занимаемой площади жилых помещений с учетом федерального стандарта социальной нормы площади жилья и утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.

Также следует учесть, что на уровне субъекта для категорий ветеранов, финансируемых из федерального бюджета, могут быть установлены дополнительные меры социальной поддержки. Финансирование дополнительных мер социальной поддержки, установленных субъектом, осуществляется из бюджета соответствующего субъекта.

А теперь рассмотрим подробнее, что же приобретут и чего лишатся ветераны в результате социального реформирования.

Упраздняются в полном объеме льготы ветеранов труда, установленные статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и распространяющиеся на ветеранов военной службы и ветеранов государственной службы, достигших возраста, дающего право на пенсию по старости (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет), а также льготы лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. С 1 января 2005 года меры социальной поддержки указанных категорий ветеранов будут определяться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Значительные изменения произойдут и в сфере социальной защиты категорий ветеранов, меры социальной поддержки которых останутся расходными обязательствами Российской Федерации.

Для наглядности в настоящий комментарий включены сравнительные таблицы действующих до 1 января 2005 года мер социальной защиты с мерами социальной поддержки, подлежащими применению с 1 января 2005 года.

I. Меры социальной защиты (поддержки) инвалидов войны

До 1 января 2005 года

С 1 января 2005 года

Льготы по пенсионному обеспечению и налогообложению в соответствии с законодательством

Льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством

Получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков

Первоочередное получение местных строительных материалов для жилищного строительства, отпуск древесины на корню для строительства жилых домов

Первоочередное (внеочередное для инвалидов войны I группы) бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Инвалиды войны, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации

Внеочередная бесплатная установка квартирного телефона

Внеочередная установка квартирного телефона

Безвозмездное предоставление жилых помещений инвалидам войны в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений

Преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства, а также получение участков для сенокошения и выпаса скота

Преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан

Оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда

Оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда

Оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия — в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной; инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда

Оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия — в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда

Оплата в размере 50 процентов услуг вневедомственной охраны для одиноко проживающих инвалидов войны, одиноко проживающих супружеских пар, в которых один из супругов является инвалидом войны

Бесплатное пользование при выходе на пенсию поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы, внеочередное бесплатное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью (в том числе ежегодное бесплатное диспансерное обследование) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн);

Читайте также:  Акциз на табак для кальяна

Сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (в том числе ежегодное диспансерное обследование) в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации

Бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей

Бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства, а также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями

Обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

Выплата работающим инвалидам войны пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов заработка независимо от стажа работы и пособия по временной нетрудоспособности вследствие общего заболевания до четырех месяцев подряд или до пяти месяцев в календарном году

Сохраняется без изменений

Прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям, выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, студентам из числа инвалидов войны, обучающимся в указанных образовательных учреждениях

Сохраняется без изменений

Бесплатное обучение новым профессиям по месту работы, на курсах повышения квалификации в системе государственной подготовки и переподготовки кадров, сохранение оплаты труда (в размере 100 процентов тарифной ставки) по последнему месту работы в течение всего периода обучения

Обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя

Использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году. Инвалидам войны I и II групп при недостаточности ежегодного и ежегодного дополнительного отпусков для лечения и проезда в санаторно-курортные организации и обратно разрешается выдавать листки временной нетрудоспособности на необходимое число дней и производить выплату пособий по государственному социальному страхованию независимо от того, кем и за чей счет предоставлена путевка

Сохраняется без изменений

Льготы и компенсации, связанные:

— с обеспечением путевками в санаторно-курортные организации;

— с предоставлением транспортных средств;

— с содержанием и эксплуатацией транспортных средств;

— с проездом на городском пассажирском транспорте, автомобильном транспорте общего пользования пригородных и междугородных маршрутов;

— с проездом на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;

— с проездом на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов

Упраздняются в полном объеме

Внеочередное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания

Сохраняется без изменений

Внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому

Сохраняется без изменений

II. Меры социальной защиты (поддержки) ветеранов боевых действий

1. Ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1, 2, 3, 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"

До 1 января 2005 года

С 1 января 2005 года

Льготы по пенсионному обеспечению и налогообложению в соответствии с законодательством

Льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством

Получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, организацию подсобного или фермерского хозяйства

Первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий;

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации

Безвозмездное предоставление жилых помещений ветеранам боевых действий в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений

Оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда

Оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Аналитика Закона о монетизации льгот

Чем же руководствовались чиновники, когда принимали все вышеуказанные нормы в рамках закона о компенсации социальных преимуществ? В основном, тем, что система банально изжила себя. Льготы были актуальны в советское время, когда нужно было поощрять определенные категории населения за особые заслуги перед страной. В 80-е годы прошлого века очень много разнообразных льгот просто не было обеспечено из-за слишком высокого уровня инфляции. Кроме того, причиной тогда послужило отсутствие денег в бюджете страны.

Согласно первоначальному варианту, федеральный закон №122, в котором речь шла о монетизации льгот, должен был содержать указания на немедленное и принудительное замещение абсолютно всех социальных льгот денежными выплатами. Это означало бы, что у жителей России вообще не будет никаких привилегий. Такой вариант закона вызвал огромное количество обсуждений и критики со стороны населения. Поэтому был составлен список самых основных социальных прав граждан, который получил название социального пакета. Сюда входил бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатные медицинские препараты при предоставлении рецепта от врача и лечение в санатории. Сегодня этот набор остался точно таким же. Правда, сумма его была увеличена. Так в 2005 году, согласно фз №122, человек получал социальный пакет на сумму 450 рублей, а сейчас эта сумма составляет уже 839,65 рублей. Ожидается, что в следующие несколько лет этот показатель подвергнется индексации. В 2006 году фз №122 был пересмотрен и с того времени человек может полностью отказаться от социального пакета или каких-то его частей в пользу монетизации.

Монетизация льгот в России

Программа монетизации льгот была проведена в России в 2005 году. Предпосылкой проведения этой программы стало то, что в период перестройки понятие «льгота» потеряло своё первичное значение. Количество льгот, предоставляемых граждан резко возросло, однако произошло это для того, чтобы экономить денежные средства в местном бюджете.

Однако, есть один момент — получить такую льготу можно только при отсутствии задолженности по квитанциям на оплату жилищно-коммунальных услуг. Как видим, при помощи системы льгот по оплате услуг ЖКХ государство также пытается решить и проблему платежной дисциплины граждан.

122-Фз о монетизации льгот пенсионерам

Во-первых, не «Вовчик Путин», а премьер-министр Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, во-вторых, любитель считать деньги в чужих карманах, откуда столь несуразные значения, источник каков, в-третьих, любой труд оплачивается СОРАЗМЕРНО. Тебе и директором нигде не стать, я уже не говорю про госдолжности, так что завидуй молча.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, «известный под названием «Закон о монетизации льгот» внес значительные коррективы. Во-первых, перечень ранее предусмотренных льгот для ветеранов труда был сокращен до основных перечисленных пунктов. Во-вторых, часть предусмотренных ФЗ № 5 льгот для ветеранов труда была заменена денежными выплатами, а полномочия по определению размера льгот были полностью отданы на региональный уровень. В свою очередь, региональные власти, определяя денежный размер льгот ветеранам труда, исходят из достаточно скромных возможностей областных бюджетов.
Чему Вы собрались сопротивляться? Региональному распределению бюджета?
Это не реально. Ваши льготы теперь прямопропорциональны доходам региона и налоговым отчислениям в бюджет. пойдите и побейте городских предпринимателей за то, что у них такие низкие доходы, и Вам хватает из их отчислений только на 7 поездок =)

Читайте также:  Приказ 1012 н от 23 12 2009

Монетизация льгот — Федеральный закон № 122, В 2014 году исполнилось 10 лет

Остальные льготы были заменены на денежные компенсации, которые гражданин должен получать ежемесячно в установленном законом размере. Их выплаты поручили Пенсионному фонду Российской Федерации вместе с пенсией. Если человек имеет право на социальную поддержку по нескольким основаниям, то компенсация выплачивается лишь по одному из них. Вместе с базовой частью пенсии, индексирующейся в соответствии с инфляцией, повышаются и выплаты льготникам с постоянным коэффициентом индексации.

Согласно информации Министерства финансов России только федеральных льгот до 2005 года было около 120 видов. Ими пользовались более 200 категорий получателей. Около 70 процентов граждан (103 миллиона человек) имело те или иные льготы. В частности, среди пользователей были свыше 1 миллиона ветеранов ВОВ, 20 миллионов ветеранов труда, 800 тысяч инвалидов ВОВ и приравненных к ним лиц, 880 тысяч семей погибших, 5,2 миллиона тружеников тыла и прочие категории.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г

Опубликованный документ изменил более чем 250 действующих нормативных актов. Многие из них были приняты уже достаточно давно и безнадежно устарели. Однако пока законодатели их не отменили, формально они продолжали действовать. Другие нормативные акты «думцы» своевременно не подкорректировали, и теперь они частично не соответствуют реалиям. Все эти недостатки чиновники решили исправить разом, приняв Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Однако основная цель нового документа — отразить те монументальные реформы, которые затеяло российское правительство. Это, во-первых, замена натуральных льгот денежными компенсациями. И во-вторых, реформа федеральных отношений и местного самоуправления, суть которой — разграничить полномочия между регионами и центром. Попутно законодатели внесли и другие изменения. В частности поправлены Налоговый и Трудовой кодексы, законы «О недрах», «О минимальном размере оплаты труда», «О защите прав потребителей», «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и т.д.
Не все поправки затронут интересы фирм. Поэтому в этом номере «НА» публикует только извлечения из нового документа. В комментарии мы рассмотрим подробнее те изменения, которые отразятся на положении организаций и индивидуальных предпринимателей.

Новый закон внес поправки в Водный кодекс и Закон «О недрах» от 21.02.92 N 2395-1. Кратко рассмотрим суть изменений.
Что касается водного закона, несмотря на то что уточнений довольно много, суть их сводится к одному. Те водные объекты, которые сейчас находятся в собственности регионов, будут переданы Российской Федерации. Кроме того, окончательно решена судьба статьи 124 кодекса — «Водный налог». Напомним, что ее действие чиновники приостановили до конца 2004 года (Закон от 23.12.2003 N 186-ФЗ). С нового года законодатели решили эту статью окончательно отменить (п. 60 ст. 59 Закона N 122-ФЗ). Ведь с 1 января 2005 все вопросы, связанные с водными платежами, регулирует глава 25.2 Налогового кодекса*(2).
Поправки в Закон «О недрах» также довольно многочисленны. Некоторые из них действительны уже с 31 августа 2004 года. Их содержание состоит в том, что регионы фактически отстранены от принятия решений по вопросам недропользования. Законодатели стремятся отойти от так называемого принципа двойного ключа, когда многие полномочия принадлежат одновременно и Минприроды, и губернаторам. Например, статья 10.1 закона указывает основания, по которым фирмы могут пользоваться недрами законно. В старой редакции к числу таких оснований она относила совместное решение федеральных и территориальных структур. Его принимали власти по результатам конкурса или аукциона, установив факт открытия месторождения, и в некоторых других случаях. Теперь соответствующие полномочия предоставлены только одной инстанции (п. 7 ст. 13 Закона N 122-ФЗ). А вот кто конкретно будет отвечать за эти вопросы — правительство, Федеральное агентство по недропользованию или региональные власти, будет зависеть от статуса участка недр.
Также следует отметить, что с 1 января 2005 года плату за лицензии и за участие в конкурсе (аукционе) фирмы должны перечислять в федеральный бюджет (статья 42 Закона «О недрах» в новой редакции). Иные правила законодатели установили для общераспространенных полезных ископаемых. Здесь и лицензирование, и прибыль от конкурсов — в руках регионов (п. 18 ст. 13 Закона N 122-ФЗ).

Как проводится монетизация льгот

Если человек не входил в число федеральных льготников, например получивший звание Ветерана труда или пенсионер, на государственную помощь не надеялись. В региональном бюджете расходы на них считают лишними. Денег не хватает на более важные отрасли хозяйствования. Ситуация в Санкт-Петербурге и столице почти не отличается от общероссийской.

  • ветеранов военных действий;
  • облученных радиацией людей;
  • инвалидов (взрослых и детей);
  • узников концлагерей нацистской Германии, не достигших к тому времени 18-летия;
  • Героев РФ, СССР и воинов, собравших на груди всю коллекцию Ордена Славы, а также ближайших родственников или несовершеннолетних детей после их смерти;
  • Героев Соцтруда или награжденных всеми степенями Ордена Трудовой Славы.

Закон о монетизации льгот

Все остальные льготы были переведены в денежные компенсации, которые должны ежемесячно выплачиваться в размере, установленном законом. Выплачивать их поручено Пенсионному фонду РФ вместе с пенсией. При наличии у человека права на меры социальной поддержки по нескольким основаниям денежная компенсация предоставляется по одному из них. Одновременно с базовой пенсией, которая по законодательству индексируется в зависимости от инфляции, повышаются и социальные выплаты с постоянным коэффициентом индексации.

По данным министерства финансов РФ, до 2005 года только на федеральном уровне существовало около 120 видов льгот, которыми пользовались свыше 200 категорий получателей. Всего правом на льготы обладало более 103 миллионов человек, или около 70% населения. Ими, в частности, пользовались около 20 миллионов ветеранов труда, более 1 миллиона участников ВОВ, 800 тысяч инвалидов войны и лиц, приравненных к ним, а также 5,2 миллиона тружеников тыла и 880 тысяч семей погибших и др.

Закон о монетизации льгот

Все остальные льготы были переведены в денежные компенсации, которые должны ежемесячно выплачиваться в размере, установленном законом. Выплачивать их поручено Пенсионному фонду РФ вместе с пенсией. При наличии у человека права на меры социальной поддержки по нескольким основаниям денежная компенсация предоставляется по одному из них. Одновременно с базовой пенсией, которая по законодательству индексируется в зависимости от инфляции, повышаются и социальные выплаты с постоянным коэффициентом индексации.

Ряд регионов, среди которых Красноярский край, Северная Осетия, Хакасия, Дагестан, Ханты-Мансийский автономный округ, Калининградская и Новгородская области, оставили прежнюю систему натуральных льгот. Большинство же ввели смешанную форму социальной поддержки населения.

Монетизация льгот ЖКХ

Примеры «монетизации» в России известны её истории. Так, спустя несколько лет после Второй мировой войны, в СССР были ликвидированы трудодни в колхозах. Тогда люди восприняли это как возвращение к нормальной жизни.
[GeoTargeted to=»BY»][GeoTargeting:city][/GeoTargeted]
Кстати, при советской власти натуральных льгот в таких объемах, как сейчас, не существовало. В большинстве своем они появились в 90-е гг., поскольку у государства не хватало средств на выплату зарплаты, труд нередко оплачивался произведенной продукцией, задерживались пенсии. От безысходности и начали вводить так называемые льготы, чтобы человек мог пользоваться транспортом, приобрести необходимые лекарства, получить другие услуги.
В то время едва ли ни половина населения страны пользовалась бесплатно городским и пригородным транспортом, коммунальными услугами, лекарствами и т.д. В результате создалось неравное, несправедливое положение городских и сельских льготников, социальная инфраструктура, транспорт, связь и другие отрасли сферы услуг стали приходить в упадок, поскольку материальных ресурсов для их воспроизводства и развития не хватало.

Что касается «монетизации льгот ЖКХ» — замены натуральных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг эквивалентными денежными компенсациями, эта мера социальной поддержки перейдет в денежную форму для всех льготников. Механизм их назначения и выплат для всех категорий определяется регионами.
В связи с большой организационной работой (необходимостью сбора заявлений, проверки прав на льготы, корректного начисления сумм льгот) большинство регионов отложило полный переход к выплате компенсаций по оплате услуг ЖКХ до начала 2010 года.

Монетизация льгот предоставляемых гражданам Российской Федерации (стр

2. Проанализировать ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Читайте также:  Переезд на аляску из россии

Актуальность Курсовой работы заключается в том, что число предоставляемых льгот слишком велико. И не все они целесообразны, поскольку не все используются гражданами, но полностью являются финансовой нагрузкой для государства. Она является необоснованной и почти невозможно отследить её целевое использование. Но простая отмена льгот разом не решит всех проблем, нужен серьёзный механизм её реализации.

Что это такое

Монетизацией называют замену социальных услуг денежной компенсационной выплатой, проведенную в России в 2004 г.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Для большинства их получателей это было невыгодно: вместо бесплатной помощи и больших скидок им предлагали надбавку в 450 руб. в месяц. Реформа вызвала массовое недовольство вплоть до митингов и акций протеста.

В результате самые востребованные льготы — бесплатные проезд и лекарства — оставили в натуральном виде. Граждане сами выбирают, пользоваться ими или получать компенсацию.

В 2019 г. монетизировать можно набор социальных услуг (НСУ), а также часть региональных льгот.

Чем регулируется

«Законом о монетизации» называют ФЗ-122 от 22.08.2004 (вступил в силу с 01.01.2015 за некоторыми исключениями). Он прежде всего разграничил полномочия федеральных и региональных органов власти в сфере социального обеспечения граждан, ряд привилегий и гарантий заменил денежной компенсацией.

Порядок предоставления единственной федеральной льготы, которую в 2019 г. можно получать в натуральном или денежном виде, регулирует ФЗ № 178 от 17.07.1999. Меры соцподдержки, оказываемые на уровне региона, устанавливают нормативные акты субъектов РФ.

Кому положена

Социальные услуги, которые можно получить в денежном эквиваленте, предназначены для некоторых федеральных и региональных льготников. К первой категории относят (ст.ст. 6.2, 6.7 ФЗ № 178):

  • инвалидов 3, 2 и 1 группы;
  • участников ВОВ (военнослужащих, граждан, занятых на возведении оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов);
  • ветеранов — военнослужащих и сотрудников силовых ведомств, принимавших участие в военных действиях СССР и РФ на территории нашей страны или заграницей, полный список конфликтов указан в ФЗ № 5 от 12.01.1995;
  • участвующих в мероприятиях по разминированию и боевому тралению в 1945–1957 гг.;
  • имеющих статус «Житель блокадного Ленинграда»;
  • членов семей умерших ветеранов ВОВ и других боевых действий, сотрудников медучреждений блокадного Ленинграда;
  • пострадавших от радиации на Чернобыльской АЭС, в ходе испытаний под Семипалатинском 1949–1963 гг., Кыштымской аварии 29.09.1957.

«Свои» льготные категории граждан регионы РФ определяют самостоятельно. В Москве к ним относят малообеспеченных жителей, пенсионеров, одиноких матерей и отцов и др.

Региональные получают только:

  • ветераны труда;
  • труженики тыла, работающие на территории Москвы в годы ВОВ;
  • инвалиды по зрению 1 и 2 групп;
  • награжденные медалью «За оборону Москвы»;
  • реабилитированные жертвы политических репрессий;
  • ветераны военной службы;
  • лица, принимавшие участие в предотвращении Карибского кризиса в 1962 г.;
  • пенсионеры и др.

От каких льгот можно отказаться в пользу денег

В НСУ входят:

  • лекарства и медицинское оборудование, выдаваемые по рецептам, специальные продукты питания для инвалидов с детства;
  • направление на лечение в санаторий или на курорт (проживание, питание, процедуры);
  • бесплатный проезд туда и обратно на железнодорожном транспорте дальнего или пригородного сообщения, автобусом или самолетом.

НСУ входит в ЕДВ, которая полагается всем федеральным льготникам. По умолчанию эти услуги предоставляются в натуральном виде. Для получения их денежного эквивалента необходимо обращаться с заявлением в ПФР. Отказаться можно ото всех услуг, одной или двух на выбор.

Исключение — чернобыльцы и пострадавшие от радиации в других техногенных катастрофах. Они пишут специальное заявление, если хотят пользоваться НСУ, а не получать компенсацию.

Московские льготники имеют право получить деньги вместо:

  • скидки 50 или 100 % на покупку лекарств;
  • бесплатного проезда на общественном транспорте в пределах столицы (автобусы, метро, троллейбусы и трамваи);
  • скидки 50 или 100 % на билет пригородных поездов.

Если гражданин может получать одинаковую привилегию от государства и субъекта РФ, он выбирает что-то одно.

Какие льготы положены работающим пенсионерам? Читайте в статье.

Размер денежной компенсации

Сумма индексируется ежегодно в соответствии с уровнем инфляции. Согласно Постановлению правительства № 74 от 26.01.2018, размер компенсации НСУ в 2019 г. составляет:

Льгота

Денежный эквивалент, руб. (ежемесячно)

Набор социальных услуг

1075,19 Лекарственные препараты и оборудование из НСУ

Путевка в санаторий или на курорт

128,11 Бесплатный проезд к месту лечения и обратно

На городском общественном транспорте (Москва)

378 На пригородных поездах (Москва)

Лекарственное обеспечение со скидкой в 100 % (Москва)

Как оформить монетизацию льгот

Для изменения способа получения социальных услуг обращаются в территориальный отдел ПФР по месту постоянной или временной прописки с заявлением. Сделать это можно:

  • лично или через представителя по доверенности. Для родителя (усыновителя), опекуна или попечителя малолетнего ребенка или недееспособного взрослого доверенность не нужна;
  • в МФЦ;
  • по почте – все документы, отправленные заказным письмом, заверяют нотариально;
  • онлайн через Личный кабинет гражданина на сайте Пенсионного фонда или через Единый портал Госуслуг.

В регионах подавать нужно в Отделы социальной защиты населения. Можно обратиться напрямую в ОСЗН, через МФЦ или региональный портал Госуслуг (в столице — через сайт Мэра Москвы).

Заявление

Содержит несколько пунктов:

  • наименование отделения ПФР, куда обращается льготник;
  • номер СНИЛС;
  • ФИО, паспортные и биографические данные заявителя;
  • ФИО представителя, реквизиты паспорта и доверенности;
  • услуги, от которых отказывается заявитель (отмечают галочкой напротив нужного пункта);
  • подпись и дата.

В конце сотрудник Пенсионного фонда проставляет отметку о регистрации заявки с номером и днем принятия, свою подпись. Похожий образец используют региональные Отделы соцзащиты (ОСЗН).

Документы

Для отказа от НСУ заявитель предоставляет только паспорт. Но если льготник одновременно оформляет и ЕДВ, ему потребуются:

  • паспорт;
  • документы, подтверждающие право на выплату (удостоверение ветерана, выписка из акта медико-социальной экспертизы о присвоении группы);
  • доверенность и представителя и его паспорт.

Жители регионов в Отдел соцзащиты подают:

  • паспорт с подтверждением прописки (штамп или свидетельство о временной регистрации);
  • справку из ОСЗН;
  • удостоверение, подтверждающее право на получение пенсионных выплат по старости, инвалидности или потере кормильца.

Все документы предоставляют в подлинниках и копиях для ПФР или ОСЗН. Гражданин получает отрывной корешок заявления — расписку с номером и днем его регистрации.

Плюсы и минусы

Замена льгот деньгами была выгодна тем, кто не мог пользоваться социальными услугами. Жители деревень, например, вместо бесплатного проезда на городском транспорте и путевок на санаторно-курортное лечение выбирают компенсацию.

О порядке получения льгот многодетными семьями читайте далее.

Перечень РЖД льгот студентам смотрите здесь.

Чем меньше средняя пенсия в регионе, тем больше отказываются от услуг в пользу «реальных» денег. Например:

  • в Санкт-Петербурге 80 % жителей предпочитают компенсацию вместо полного или частичного НСУ;
  • в Орловской области — 95 %.

Отказавшись от федерального НСУ, гражданин получает 12902,28 руб. в год. Это, фактически, 13-я пенсия.

Специалисты Росздравнадзора рекомендуют не отказываться хотя бы от льготы на лекарства: большинство из них в рознице стоят от 100 до 700 рублей, некоторые — до 9 тыс. руб. В случае болезни можно потратить больше, чем компенсация за месяц и даже за год.

Видео-консультация по теме

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Комментировать
    0 просмотров
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    Это интересно
    No Image Советы юриста
    0 комментариев
    No Image Советы юриста
    0 комментариев
    No Image Советы юриста
    0 комментариев
    No Image Советы юриста
    0 комментариев
    Adblock detector