No Image

Европротокол плюсы и минусы

СОДЕРЖАНИЕ
1 просмотров
12 декабря 2019

Внедрение упрощенной схемы оформления ДТП упростило проведение процедуры и сократило сроки ее реализации. На сегодняшний день водители вправе самостоятельно урегулировать конфликт, определить виновное лицо и заполнить извещение при страховом полисе. Документ оформляется с целью регистрации дорожного происшествия. Он обосновывает проведение платежей страховыми компаниями. Форма европротокола идентична для всех стран. Различие заключается только в языковом отображении содержания. Такое решение позволяет упростить процедуру для водителей, попавших в аварию на территории не своей страны. Несмотря на явные плюсы в оформлении ДТП по европротоколу, процедура имеет и подводные камни. Какие они и как их избежать?

Что это за документ и каково его предназначение?

Документ, оформляемый водителями или аварийным комиссаром на месте происшествия без присутствия сотрудника ГИБДД, называется европротоколом. Другое его название – извещение о ДТП. Бланк документа является приложением к полису ОСАГО. Он состоит из двух страниц, одна из которых является оригиналом, а вторая автоматически копируется при заполнении первого листа. Европротокол оформляется на месте происшествия. Перед его заполнением, участникам ДТП рекомендуется обсудить обстоятельства и прийти к общему мнению. В разделы документа данные вписываются от руки. Отображенная информация должна быть достоверной, читабельной и без помарок. Поскольку страховые компании относят извещение к категории важного документа, обосновывающего финансовые выплаты, то их представители не принимают европротокол с исправлениями. Документ подписывается обоими водителями. Его оригинал остается у потерпевшего в дорожном происшествии, а копия передается виновному лицу. Оригинал извещения передается в страховую компанию, которая после рассмотрения документа, проводит выплаты за нанесенный ущерб.

Краткая история возникновения процедуры

Оформление ДТП по упрощенной схеме было перенято Россией с зарубежных законов. Отечественные автомобилисты пользуются таким методом регистрации несложных аварий с 2009 года. До 2014 года водители относились с опаской к новой методике оформления дорожных происшествий, поскольку статистика показывала множество случаев мошенничества, отказов страховщиков в выплатах и снижение ее величины. С 01.09.2014 года в порядок оформления аварии по европротоколу был внесен раздел об ответственности виновника ДТП.

По новым правилам, при невыполнении им обязательств по своевременному оформлению документов и по предоставлению машины на осмотр, страховщик пострадавшего вправе требовать от него возмещения суммы, выплаченной потерпевшему. Создание единой электронной базы РСА с данными всех полисов увеличило популярность применения европротокола по причине возможности оперативной проверки актуальности полиса ОСАГО, что позволяет снизить вероятность мошенничества. 1 июля 2015 года изменениями в ПДД водителям были вменены обязательства об оформлении несложных ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. На сегодняшний день, участники дорожного происшествия могут самостоятельно заполнить европротокол и уведомить страховщика о событии.

В каких случаях разрешается оформление по европротоколу?

Оформление дорожного происшествия по европротоколу возможно только в ситуациях, когда параметры аварии соответствуют регламенту, при котором допускается такое решение. Упрощенная схема регистрации ДТП может быть проведена ее участниками самостоятельно. Положениями нормативно-правовых источников разрешено оформление аварии по европротоколу в ситуациях:

  • Участия в дорожном происшествии не более двух автомобилей, в том числе и прицепа;
  • Отсутствия пострадавших;
  • Нанесения повреждений только тем транспортным средствам, которые отнесены к категории участников аварии;
  • Отсутствия повреждений иного имущества, в том числе другого транспорта, деревьев, оград и зданий;
  • Достижения единого мнения у водителей в отношении обстоятельств события и признания одного из его участников виновником.

Извещение заполняется только в случае одновременного выполнения всех регламентированных условий. При наличии сомнений пострадавшего лица в порядочности своего оппонента, не рекомендуется пользоваться такой схемой регистрации происшествия. Она также не актуальна при разном видении события и желании одного из участников привлечь к оформлению сотрудников ГИБДД. Отсутствие достаточных знаний о порядке заполнения европротокола, а также наличие страховки КАСКО у одного из водителей, является поводом для привлечения к процедуре аварийного комиссара.

Преимущества и недостатки

Преимущества оформления ДТП по европротоколу заключается в упрощении процедуры и сокращении времени ее проведения. Водители самостоятельно принимают решение о степени вины каждого из них. Снижаются их риски финансовых потерь за счет применения штрафных санкций. Плюсами использования такой схемы регистрации являются также разгрузка дорог и снижение нагрузки на сотрудников ГИБДД.

Читайте также:  Как убрать учителя из школы

Подводные камни европротокола заключаются в порядке проведения мероприятий, предшествующих его оформлению и в нюансах заполнения документа. Место происшествия, обстоятельства, повреждения транспорта, его номерные знаки и номера на агрегатах, должны быть зафиксированы при помощи фото или видео. На их изображениях необходимо отобразить дорожную разметку и рядом расположенные знаки. Информация, представленная не в полном объеме, может расцениваться не в пользу потерпевшего, что станет причиной занижения страховых платежей или отказа в их выплате. Проблемы со страховщиком могут быть обусловлены некомпетентным оформлением европротокола, поскольку все разделы документа должны заполняться строго по регламенту, с положениями которого водители могут быть не знакомы.

В европротоколе должен быть отражен результат переговоров сторон и признание одного из водителей виновником. Отсутствие такой отметки может стать поводом для недобросовестного участника оспорить факт своей вины, а для страховой компании поставить под вопрос необходимость проведения выплаты ввиду возможности перенесения таких обязательств на страховщика другого участника водителя, претендующего на статус пострадавшего.

При заполнении раздела, раскрывающего обстоятельства ДТП, необходимо не только их описать, но и дополнить схемой движения, в которой отображено расположение обоих транспортных средств до момента столкновения во время и после происшествия. Оформляя план, важно отобразить направление движения автомобилей, актуальную разметку для дорожного участка, где произошло столкновение, знаки и точное место удара. Не допускается отображение упрощенной схемы, поскольку отсутствие информативности затруднит проведение расследование страховщиком с целью определения степени вины каждой из сторон.

Заключение

При компетентном заполнении извещения и при соблюдении порядка проведения мероприятия, у страховой компании не возникнет претензий, и ущерб оплачивается в полном объеме в установленные сроки. Широкое применение европротоколов позволило разгрузить сотрудников ГИБДД, за счет уменьшения количества вызовов на несложные ДТП, сократить время оформления процедуры и уменьшить пробки на дорогах. Однако, при возникновении сомнений у одного из участников происшествия в возможности регистрации ДТП по упрощенной схеме, следует вызывать специалистов уполномоченных органов.

Краткое содержание:

Как же здорово иметь автомобиль, и как же невесело нам бывает, когда мы становимся участниками аварии с его участием! Достаточно лишь представить, какое количество ненужных хлопот принесет только что случившееся ДТП – от необходимости вызвать и дождаться сотрудников ДПС, до дальнейшей головной боли с восстановлением вашей машины. А учитывая, что в крупных городах сроки ожидания сотрудников ДПС на месте аварии начинаются от двух часов и более, желание тратить на это свое драгоценное время и вовсе отпадает.

В этой связи, относительно недавно наши законодатели представили новый инструмент регистрации дорожно-транспорных происшествий, именуемый “Европротокол”. Называется он так той причине, что заимствован у наших западных коллег, которые используют данную практику достаточно давно и довольно успешно.

Что же из себя представляет европротокол и с чем его едят?

Данный порядок регистрации ДТП был призван облегчить жизнь автовладельцев, представляя собой упрощённую процедуру, в рамках которой фиксация аварии происходит без участия сотрудников полиции. Согласитесь, звучит заманчиво. Однако на деле все не так уж просто – воспользоваться данным способом фиксации ДТП можно далеко не всегда.

Условия для использования "Европротокола"

  1. ДТП произошло с участием двух автомобилей, ответственность водителей которых застрахована по ОСАГО
  2. Вред в результате ДТП причинен только транспортным средствам (то есть пострадавших среди водителей или пассажиров не имеется)
  3. У водителей отсутствуют разногласия относительно обстоятельств аварии (один из них признает себя виновным и не имеет претензий)

Если все данные условия соблюдены и участники аварии договорились о том, кто прав и кто виноват, они вправе зафиксировать ДТП без вызова сотрудников полиции. Для этого каждому из участников ДТП необходимо заполнить бланк извещения, в котором описываются участники, автомобили и обстоятельства события. Также необходимо обязательно зафиксировать последствия ДТП путем фото-или видеосъемки. В дальнейшем, используя данное извещение, потерпевшая сторона вправе обратиться в свою страховую компанию с требованием о выплате страхового возмещения.

Однако, и на этом специфика использования Европротокола не заканчивается. Если вы решили зафиксировать ДТП без вызова сотрудников полиции, вы можете рассчитывать на сумму страхового возмещения не более 100 тысяч рублей. В противном случае, если невооружённым глазом заметно, что ущерб автомобилю превышает 100 тысяч рублей, необходимо дождаться доблестных сотрудников ДПС.

Читайте также:  Дом достался по наследству

Кроме того, ваше извещение о ДТП должно быть грамотно заполнено, иначе страховая компания попросту откажет вам в выплате страхового возмещения. Также, если у кого-либо из участников аварии отсутствует полис ОСАГО, в выплате страхового возмещения со стороны страховой компании вам также будет оказано.

Таким образом, подытожим плюсы и минусы использования "Европротокола".

Плюсы "Европротокола"

1. Экономит ваше время, так как не нужно тратить несколько часов на ожидание сотрудников ДПС;

2. Упрощенная процедура – участникам аварии необходимо лишь заполнить извещения о ДТП и зафиксировать последствия аварии.

3. Простота использования – потерпевшему не нужно собирать кипу документов для страховой компании, а достаточно лишь обратиться к страховщику с заполненным бланком извещения о ДТП.

4. Отсутствие штрафов для виновника ДТП – при оформлении европротокола, виновник аварии не несет отвестственности за нарушение ПДД, как это происходит при фиксации аварии со стороны сотрудников ДПС.

Минусы "Европротокола"

1. Фиксированный предел размера выплаты – максимум, на что может расчитывать потерпевший при оформлении "Европротокола" – 100 тысяч рублей. Исключения составляют случаи, когда при оформлении ДТП используется система "Глонасс".

2. Строгая процедура оформления – каждый пункт извещения о ДТП должен быть заполнен максимально грамотно, иначе страховая при любом удобном случае откажем вам в выплате.

3. Подводные камни – если после оформления Европротокола выяснится, что у виновника аварии поддельный полис ОСАГО, в выплате страхового возмещения вам будет отказано

4. Риски для виновника ДТП – если после оформления и выплаты страхового возмещения потерпевшему окажется, что 100 тысяч рублей по Европротоколу не покрывает весь размер ущерба его автомобилю, потерпевшая сторона вправе обратиться к виновнику с судебным иском о взыскании оставшейся суммы ущерба.

По этой причине многие автолюбители не доверяют такому порядку фиксации ДТП и, дабы избежать трудностей в дальнейшем, предпочитают пользоваться проверенным способом – вызвать сотрудников ДПС. Но нельзя отрицать, что удобство использования Европротокола при соблюдении необходимых условий – налицо! Главное – действовать строго в рамках закона и грамотно заполнить все необходимые документы. Тогда вам не стоит беспокоиться о том, что при обращении в страховую компанию вы окажетесь ни с чем.

А как вы относитесь к "Европротоколу"? Жду вашего мнения в комментариях!

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

Два года назад российским автовладельцам дали право при мелких авариях не вызывать сотрудников ГИБДД, а оформлять документы, необходимые для предоставления в страховую компанию, самостоятельно. Однако до сих пор этим правом воспользовались очень и очень немногие, люди предпочитают по-прежнему вызывать гаишников и часами стоять в ожидании на дороге, создавая пробки.

Сегодня оформление ДТП по европротоколу становится особенно актуальным в связи с сокращением милиции. О том, как правильно вести себя в случае небольшой аварии, говорили на «круглом столе», состоявшемся в редакции газеты «Комсомольская правда» с участием представителей ГИБДД и страховых компаний.

Начальник Центра автоматической фиксации УГИБДД ГУВД по Ставропольскому краю Игорь Семенов привел несколько цифр: на сегодняшний день экипаж, заступающий на дежурство, тратит на оформление ДТП около 30% своего времени. С учетом прошедшего сокращения на оформление аварий будет уходить до 60% времени дежурства, соответственно, все это время инспектора не смогут вести профилактическую работу, предотвращать дорожно-транспортные происшествия, а ведь именно это является основной задачей госавтоинспекции. Дальше прогнозы пессимистичней некуда: участники ДТП будут значительно дольше стоять в ожидании инспекторов, те будут ездить с одного ДТП на другое, автомобилисты начнут привыкать к тому, что на улицах нет патрульных экипажей, которые могут остановить за нарушение правил, и в итоге мы получим правовой нигилизм на дороге, сходный с ситуацией 90-х годов.

Выход есть: оформление мелких аварий по европротоколу, без участия госавтоинспекции. Для этого обязательно должно быть соблюдено несколько условий: только два участника ДТП, оба имеют полисы ОСАГО, нет пострадавших, вред причинен только имуществу, сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей и главное — единое мнение по поводу виновника аварии.

Читайте также:  Селедка хе обалденно вкусно

Страховым компаниям рост количества аварий тоже невыгоден: чем их больше, тем больше выплат по полису ОСАГО. С другой стороны, при оформлении ДТП без участия милиции появляется большое поле для мошенничества. Страховщики указали несколько «слабых» моментов: в законе четко не прописано, когда участники аварии должны предоставить свои документы в страховую компанию. Если на момент ДТП у одного из них не было полиса

ОСАГО, он может быстренько его оформить и составить документы так, как будто авария произошла позже. Далее: на обязательный осмотр предоставляется только автомобиль потерпевшего, поэтому очень сложно точно установить механизм ДТП и определить виновника. А возможно, ДТП и вовсе не было: одна и та же машина с одними и теми же повреждениями может пройти по нескольким страховым компаниям, как пострадавшая в аварии с разными «виновниками», собрать по 10 – 15 тысяч рублей — уже достаточно крупная сумма. К сожалению, у нас в крае не ведется единая база по ДТП среди страховщиков, и выявить такое мошенничество не так уж просто. Другое дело, если авария зафиксирована в ГАИ — тут все четко: место, время, участники, виновники.

Впрочем, каждая уважающая себя страховая компания имеет достаточно серьезную службу собственной безопасности. В 2009 году, когда только появилась возможность оформлять ДТП без участия ГАИ, были попытки страховых мошенничеств, но их быстро пресекли. Сегодня ситуация осложняется тем, что граждане сами не хотят использовать право на оформление аварии без участия госавтоинспекции. Причин тому немало: вероятность, что полис второго участника аварии «липовый», что его компания обанкротилась, что в страховой компании по каким-либо причинам откажут в выплате. Вот и стоят автомобили, едва зацепившиеся бамперами, в ожидании гаишников, а остальные участники дорожного движения, потихоньку матерясь, пытаются их объехать.

Но все же основная причина того, что европротокол у нас не используется, — банальная неграмотность автомобилистов. В случае если вы стали участником мелкой аварии и соблюдены все условия, позволяющие оформить ДТП самостоятельно, страховщики рекомендуют не ждать сотрудников ГАИ, а сразу составить схему ДТП, после чего освободить проезжую часть и тут же на месте составить извещение о ДТП. Извещение — эта такая синенькая бумажечка, которая выдается вместе с полисом ОСАГО. Она становится основным документом, поэтому и заполнять ее надо тщательно, не должно быть пропущено ни одной строчки, должны стоять обе подписи — виновника и потерпевшего. Но сначала все же необходимо убедиться в подлинности полиса второго участника ДТП, позвонить по указанным в нем телефонам. Кстати, если полис действителен, но компания-страховщик разорилась и официально признана банкротом, тогда выплаты будут производиться через РСА — Российскую ассоциацию страховщиков.

Правда, ждать их в этом случае придется достаточно долго. После того как вы заполнили извещение, лучше всего обе машины пригнать в страховую компанию виновника или потерпевшего — неважно, какая окажется ближе. В принципе, этого должно быть достаточно для положительного решения о выплате.

Страховщики высказали несколько предложений, которые помогут им бороться с мошенниками: например, возможность получить помощь от милиции, в случае если авария произошла на перекрестке, оборудованном камерами; упрощение самой формы извещения о ДТП; установить жесткие сроки подачи документов о ДТП. В свою очередь, сотрудники ГИБДД готовы выходить в органы власти с предложениями об увеличении суммы выплат по европротоколу с 25 до 40 – 50 тысяч рублей; о введении в экзаменационные билеты по правилам дорожного движения вопросов по оформлению ДТП без участия ГАИ.

В одночасье новый для большинства автолюбителей механизм все равно не запустить. Сотрудник одной из страховых компаний рассказал о ситуации, когда сам попал в мелкую аварию, но второй участник отказался оформлять ее по европротоколу, и они вынуждены были стоять длительное время, перегородив проезжую часть, в ожидании сотрудников ДПС. Хотя можно было все сделать быстрее и проще. Вот именно это «быстрее и проще» должно стать очевидным для автомобилистов, наверное, только тогда они перестанут вызывать сотрудников ДПС из-за поцарапанного бампера.

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector