No Image

Как лишить депутата мандата

0 просмотров
12 декабря 2019

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления – это досрочное лишение мандата такого лица по воле избирателей.

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, являясь одной из форм прямого волеизъявления граждан, основывается на Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 130) и Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч. ч. 1 и 2 ст. 24).

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".

Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Как правило, глава муниципального образования может быть отозван в следующих случаях:

1) если им не был отменен изданный им правовой акт или отдельные его положения, которые были признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции (уставу), закону субъекта Федерации, уставу муниципального образования и при этом повлекли нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда;

2) если в результате его противоправных действий либо неисполнения им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, соответствующему муниципальному образованию и (или) его населению нанесен существенный материальный ущерб, подтвержденный в судебном порядке;

3) если подтвержденное в судебном порядке систематическое неисполнение им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий органами местного самоуправления, а равно для участия населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления;

4) если им был нарушен срок издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме, и данное нарушение подтверждено в судебном порядке.

Депутат представительного органа, как правило, может быть отозван в случае, если подтвержденное судом его систематическое неучастие в заседаниях данного органа депутатов без уважительных причин (болезнь депутата или его близких родственников, служебная командировка) создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий представительного органа.

Решение о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления принимается, как правило, представительным органом муниципального образования. Лицо, в отношении которого выдвинута инициатива по его отзыву, вправе присутствовать на соответствующем заседании представительного органа, представить его депутатам письменные возражения против проведения голосования по отзыву, а также в устном выступлении дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. О заседании представительного органа муниципального образования указанное лицо извещается не позднее чем за три дня до его проведения.

Решение о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления публикуется в официальных средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Одновременно с публикацией решения о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления в официальном печатном средстве массовой информации должны быть опубликованы объяснения перед избирателями отзываемого лица по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Читайте также:  Могут ли в ип быть отделы

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Значимые правовые позиции по вопросу отзыва выборных лиц местного самоуправления были высказаны Конституционным Судом Российской Федерации . Так, очень важным является сформулированное Конституционным Судом положение о недопустимости введения облегченной процедуры отзыва. Конституционным Судом затрагиваются и весьма важные вопросы, связанные с основаниями отзыва. В силу особенностей местного самоуправления как публичной власти, наиболее тесно связанной с населением, которыми предопределяется роль отзыва в механизме местного самоуправления, то или иное решение либо действие (бездействие) выборного должностного лица, которое ставит под сомнение доверие к нему населения и является согласно уставу муниципального образования основанием для отзыва, может стать известным избирателям без его предварительного юрисдикционного подтверждения. Тем большее значение при отзыве приобретает судебная защита, предполагающая, в частности, возможность установления судом по инициативе отзываемого лица или другого надлежащего заявителя, что то или иное действие (бездействие) отзываемого лица не имело места или что от его воли не зависело наступление тех последствий, которые оцениваются как основание для утраты к нему доверия, и потому дальнейшее осуществление процедуры отзыва исключается.

Конституционный Суд указал, что на всех этапах процедуры отзыва выборное должностное лицо местного самоуправления должно иметь право давать пояснения по обстоятельствам, служащим основанием отзыва, защищать свои интересы. Лица, инициирующие процедуру отзыва, должностные лица, ответственные за организацию заседания представительного органа местного самоуправления, учитывая общие принципы демократических правовых процедур, должны обеспечить уведомление выборного должностного лица о времени и месте рассмотрения вопросов, касающихся его отзыва. Следует заметить, что, хотя и в интересах самого отзываемого лица явиться на соответствующие заседания и дать свои объяснения, оно вправе и не делать этого. Но, в свою очередь, это не должно приводить к затягиванию процедурных вопросов отзыва.

Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
7. Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на.

1) срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица не может быть меньше двух лет, установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления. 5. Уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата.

Избирательная кампания-2017 в Алтайском крае завершилась, однако избирательный процесс в стране в целом и в нашем регионе в частности – это не только день выборов. Депутатский корпус может частично обновляться и между выборами. Рассказываем, как именно.

В день выборов избирается весь состав выборного органа власти. Например, 18 сентября 2016 года было избрано 450 депутатов Государственной Думы, 68 депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания. 10 сентября 2017 года — 40 депутатов Барнаульской городской Думы.

Но до следующих выборов могут доработать не все депутаты. Так, например, произошло в Алтайском крае в 2016 году, когда Валерий Елыкомов победил на выборах в АКЗС в своем одномандатном округе, но одновременно попал в Госдуму по списку партии "Единая Россия".

Для замены, согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", необходимо было проводить дополнительные выборы.

Довыборы проходят в срок, установленный федеральным законом. Поэтому новый, 68-й депутат АКЗС был избран не сразу, а только в следующий Единый день голосования, 18 сентября 2017 года. Если до конца срока полномочий остается всего год, то довыборы не проводятся.

Читайте также:  Код валюты доллар сша 810

Кроме того, выборы в органы местного самоуправления проходят весь год. Например, в Алтайском крае 10 сентября 2017 года было избрано более 6000 сельских депутатов и глав.

Это были массовые выборы. Но и после этой даты проходили небольшие выборы. Так, 22 октября избрался глава Бобровского сельсовета Шипуновского района, 12 ноября прошли выборы депутатов Заринского городского Собрания депутатов, а 26 ноября — депутатов Кипринского сельского Совета депутатов Шелаболихинского района. И это только малая толика примеров.

Основания для лишения мандата депутата Госдумы прописаны в ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ":

  • Заявление по собственному желанию.
  • Избрание думца депутатом регионального парламента или органа местного самоуправления.
  • Переход на место выборного должностного лица органа госвласти или органа МСУ.
  • Назначение на государственную должность, поступление на муниципальную службу.
  • Занятие предпринимательской деятельностью (либо иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской или научной).
  • Участие в управлении иностранными некоммерческими организациями, наличие средств в зарубежных банках у депутатов, их супругов и несовершеннолетних детей.
  • Непредставление или несвоевременное представление сведений о своих (а также супруга или супруги и несовершеннолетних детей) доходах, расходах, имуществе.
  • Утрата российского гражданства, получение иностранного гражданства.
  • Вступление в силу обвинительного приговора суда или решения суда об ограничении дееспособности, признание недееспособным.
  • Признание пропавшим, умершим, смерть.
  • Роспуск Госдумы, выход из состава фракции.
  • Систематические прогулы (пропуск 30 и более дней работы без уважительных причин).

Для лишения мандата депутата Алтайского Заксобрания будут использоваться основания, прописанные в краевом законе "О статусе депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания".

А основания все те же, что и для депутатов Госдумы. Плюс еще одно — отзыв депутата. Условия отзыва прописаны в краевом Кодексе о выборах.

Отозвать депутата могут сами избиратели. Но для этого надо соблюсти ряд условий:

  • С момента избрания депутата должно пройти больше полугода и не менее года до конца полномочий.
  • Основаниями для отзыва могут быть однократное грубое либо систематическое нарушение Конституции РФ, федеральных законов, Устава и законов Алтайского края: решение, действие (бездействие) депутата, повлекшие за собой нарушения прав и свобод значительного числа граждан или два и более нарушений, повлекших в совокупности нарушения прав и свобод значительного числа граждан. Но все такие факты должны быть установлены судом.
  • С ходатайством о проведении процедуры отзыва должна обратиться инициативная группа, провести официальную процедуру отзыва.

Причины отзыва депутата представительного органа местного самоуправления прописаны в федеральном законе и Уставе муниципального образования.

Причины по аналогии — в федеральном и региональном уровне. Плюс еще одна — призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

Есть два варианта занять место выбывшего депутата.

Если он избран по одномандатному округу. И тут снова пример с АКЗС. На место ушедшего в ГД Валерия Елыкомова через год на довыборах был избран Анатолий Вытоптов.

Если он избран по списку партии. В таком случае место получает следующий кандидат, который был в этом списке или территориальной группе списка. Именно так в октябре 2017 года депутатский мандат в Госдуме РФ получил единоросс Олег Быков из Алтайского края – ему достался мандат депутата Госдумы от Томской области Ирины Евтушенко, скончавшейся в сентябре 2017 года.

Если кандидат письменно отказывается, то место получает идущий дальше по списку. Если из списка откажутся все, то мандат по решению партии могут отдать кандидату из другой территориальной группы.

14 сентября 2012 года Госдума лишила мандата депутата от "Справедливой России" Геннадия Гудкова.

Запрос о досрочном прекращении полномочий Гудкова направил в Госдуму генпрокурор Юрий Чайка. Следственные органы обвиняют парламентария в коммерческой деятельности, что противоречит закону о статусе депутата. Комиссия ГД по контролю за доходами депутатов изучила поступившие в ГД документы и подтвердила факт участия Гудкова в управлении бизнесом.

Читайте также:  Справка на 1 день болезни

Вопрос о поведении депутата Геннадия Гудкова рассматривался 21 июня 2012 года на комиссии Госдумы по депутатской этике. Поводом стал запрос единоросса Сергея Железняка в связи с действиями ряда парламентариев 6 мая 2012 года на "Марше миллионов" в Москве.

Комиссия признала поведение депутатов‑эсеров Дмитрия и Геннадия Гудковых и Ильи Пономарева порочащим статус депутата Государственной Думы, подрывающим авторитет законодательной власти. Комиссия предложила этим трем депутатам добровольно сложить свои полномочия. Гудков тогда заявил, что мандат депутата по предложению думской комиссии по этике сдавать не намерен.

Это не единственный случай лишения мандата депутата Государственной Думы.

6 июля 2012 года Госдума лишила иммунитета и дала согласие на возбуждение уголовного дела в отношении депутата КПРФ Владимира Бессонова, которого следствие подозревает в сопротивлении сотрудникам полиции.

По версии следствия, 2 декабря 2011 года в Ростове‑на‑Дону Бессонов организовал несогласованный с властями митинг численностью более 100 человек, и на требование полиции прекратить акцию депутат и другие организаторы ответили отказом. Как утверждают следователи, после попыток полицейских самостоятельно отключить звукоусиливающую аппаратуру участники митинга, включая Бессонова, устроили с ними драку.

Уголовное дело было заведено по статье "применение насилия в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей".

3 ноября 2010 года Госдума приняла решение о снятии депутатской неприкосновенности с депутата Госдумы от ЛДПР Ашота Егиазаряна, а 9 марта 2011 года дала согласие на арест депутата.

С просьбой дать разрешение на возбуждение против депутата уголовного дела в нижнюю палату парламента обратился и.о. председателя Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин.

Против бывшего депутата возбуждено два уголовных дела, которые объединены в одно производство. По данным следствия, в действиях Егиазаряна усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).

1 ноября 2001 года по запросу Генпрокуратуры частично был лишен депутатской неприкосновенности независимый депутат Госдумы Владимир Головлев.

Уголовное дело в отношении Головлева, по данным Управлении информации и общественных связей Генпрокуратуры, было возбуждено в 1996 году в связи с его деятельностью в Челябинской области и расследовалось областной прокуратурой. Как отмечалось в представлении Генпрокурора, органы следствия располагают доказательствами причастности Головлева к совершению хищений государственных средств в крупных размерах при проведении приватизации на территории Челябинской области.

Дума согласилась с ходатайством Генпрокуратуры о проведении следственных действий в отношении Головлева и обыск, однако не дала согласия на его арест.

18 сентября 1998 года депутатской неприкосновенности был лишен депутат от Дагестана Надир Хачилаев (Госдума второго созыва). В отношении него было возбуждено уголовное дело за организацию им вместе с братом беспорядков в столице Дагестана Махачкале в мае 1995 года. В июне 2000 года Хачилаев был приговорен к полутора годам, но амнистирован.

11 августа 2003 года Хачилаев был застрелен в Махачкале.

6 октября 1995 года депутатской неприкосновенности был лишен Сергей Мавроди (Госдума первого созыва), поскольку "пренебрегал своими обязанностями депутата и продолжал заниматься коммерческой деятельностью".

В отношении него было возбуждено уголовное дело в связи с финансовыми махинациями в бытность его главой финансовой пирамиды "МММ".

Задержан Мавроди был только 31 января 2003 года. 28 апреля 2007 года приговорен к четырем с половиной годам и вскоре вышел на свободу.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector