No Image

Кому подчиняется мэр города

СОДЕРЖАНИЕ
293 просмотров
12 декабря 2019

Нормальное функционирование всех систем населенного пункта, грамотное и своевременное выполнение поставленных задач в сфере экономического, социального и других направлений развития невозможно без контроля главы города. Но каким образом избиратели могут оценить качество работы этого человека? В соответствии с его обязанностями и полномочиями, о которых и пойдет речь в данной статье.

Мэр города: значение понятия

Глава города – это человек, занимающий высшую должность в населенном пункте и наделенный полномочиями согласно Федеральному закону, закрепленному в Конституции от 06.10.2003 года. Другое название данного поста – мэр, или глава муниципального образования.

Глава администрации города наделен правом решать задачи и заниматься урегулированием конфликтов на местном уровне.

Примечательно, что в разных странах эта должность называется по-своему. Так, например, в Польше мэра принято именовать бурмистром, в Болгарии – кметом, а в Шотландии – лордом-провостом и т. д.

Требования к мэру

В соответствии с законодательством РФ, далеко не каждый гражданин может получить должность главы города. Чтобы претендовать на этот ответственный пост, житель нашей страны должен обязательно иметь российское гражданство, то есть быть зарегистрированным на территории государства. Существует еще одно условие – мэром населенного пункта не может стать человек, не достигший 21 года.

Одним из негласных правил является хорошая репутация кандидата, которая увеличивает его шансы на доверие со стороны жителей, в пользу которых и будут приниматься решения и различные законодательные акты. Будущий глава города также не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Это тоже относится к безупречной репутации.

Полномочия городского главы

Мэр выполняет многообразные управленческие функции. Так, например, глава города способствует принятию различных правовых актов и постановлений. Он также является представителем подконтрольного ему населенного пункта на встречах с региональными властями, законодательных собраниях и прочих деловых встречах. Мэр имеет право на утверждение и подписание различных документов, принятых Советом депутатов муниципального образования. Глава администрации в рамках своих полномочий также может составлять нормативные акты, к которым относятся распоряжения и постановления.

Занимаемая должность обязывает мэра быть подотчетным Совету народных депутатов. Именно на суд этого законодательного органа градоначальник представляет проекты различных программ по развитию муниципального образования, а также предлагает внести изменения в сумму местных налогов.

Мэр имеет право по своему усмотрению увольнять или брать на работу своих заместителей, руководителей городской администрации. В спектр полномочий градоначальника входит и составление приказов о создании, устранении и реорганизации муниципальных учреждений.

Обязанности главы города очень многообразны, и, поскольку ему подконтрольны все ведомства населенного пункта, он имеет право осуществлять проверку их работы.

Выборы мэра

Выборы главы города осуществляются, согласно уставу данного муниципального образования, в соответствии с законами Российской Федерации. Существует два наиболее распространенных вида этой процедуры.

Первый тип – тайное голосование на основе равного избирательного права. В нем могут участвовать все жители города, за исключением тех, кто не достиг нужного возраста. Второй тип – голосование среди членов местной администрации и прочих управляющих органов муниципального образования. Следует отметить, что последний вид выборов характерен в основном для сельской местности, где нет необходимости в проведении границы между функциями главы администрации и представительного органа.

Все большую популярность набирает система, при которой мэр – всего лишь номинальная фигура, не имеющая фактической власти. В этой ситуации принятием решений, касающихся муниципального образования, занимаются глава администрации, а также представительный орган.

Разница между функциями сити-менеджера и главы города

О том, какие функции выполняет глава города, было рассказано выше. Теперь подробнее о работе сити-менеджера. В России эта должность пока что не получила широкого распространения. Во многих городах еще нет четко установленных критериев, по которым проводятся выборы человека на эту должность.

Сити-менеджер – профессиональный управленец, выполняющей поставленные администрацией города задачи. Его цель – работать максимально быстро и рационально, делать все для блага хозяйства и экономики муниципального образования, повышения качества жизни населения посредством сноса ветхого жилья, разработки проектов по строительству больниц и детских садов, ремонта дорог и т. д.

Один из председателей региональной Общественной палаты видит сложности во введении должности сити-менеджера в управленческий аппарат из-за отсутствия необходимых реформ. Так, планируется провести реорганизацию полномочий между властями разных уровней: местными, региональными и федеральными. Не было также горизонтальной реформы, которая позволила бы разграничить функции главы города, думы и сити-менеджера. Только после всех этих изменений станет возможным введение указанной должности в аппарат управления муниципальным образованием.

Прекращение полномочий мэра

Рано или поздно заканчивается срок, в течение которого человек занимал должность мэра. Его полномочия прекращаются, когда на данный пост выбран новый глава города. Однако возможно досрочное прекращение в следующих случаях.

Во-первых, мэр может уволиться по собственному желанию еще до истечения срока, на который он был избран. Во-вторых, решение об отставке действующего главы города принимает суд, если чиновник будет признан недееспособным, частично дееспособным по состоянию здоровья, пропавшим без вести или умершим.

В-третьих, должность мэра несовместима с изменением гражданства Российской Федерации на какое-либо другое, а также с переездом в другую страну для постоянного проживания.

Читайте также:  205 Отряд судов обеспечения

Занимаемая должность не освобождает главу муниципального образования от военной или альтернативной гражданской службы, поэтому его полномочия прекращаются в том случае, если он получает, например, повестку из военкомата.

Термин «городской голова»

Слово «мэр» заимствовано из английского языка и означает «главный». Однако в Российской Империи пост главы города назывался по-другому. Первый человек в поселении назывался городским головой и избирался на три года. Эта должность была учреждена во второй половине XVIII века Екатериной II.

Статья 38.1. Устава Череповца. Мэр города

1. Мэр города назначается городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности мэра города на срок полномочий городской Думы, принявшей решение о назначении лица на должность мэра города (до дня начала работы городской Думы нового созыва), но не менее чем на два года.

2. Решение городской Думы о назначении лица на должность мэра города принимается тайным голосованием. Назначенным на должность мэра города считается кандидат, получивший большинство голосов от установленной численности депутатов городской Думы.

3. Условия контракта для мэра города утверждаются городской Думой в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом Вологодской области — в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области.

Контракт с мэром города заключается Главой города.

1) подконтролен и подотчетен городской Думе;

2) представляет городской Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности мэрии города, в том числе о решении вопросов, поставленных городской Думой;

3) обеспечивает осуществление мэрией города полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области;

4) от имени города Череповца приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности;

5) представляет на утверждение городской Думы положения об органах мэрии города, наделенных правами юридического лица;

6) от имени города Череповца вправе выступать в суде без доверенности;

7) разрабатывает и представляет на утверждение городской Думы структуру мэрии города;

8) представляет в городскую Думу проекты городского бюджета, Стратегии социально-экономического развития города Череповца;

8.1) представляет в городскую Думу сводный отчет о реализации Стратегии социально-экономического развития города Череповца;

9) ежегодно представляет в городскую Думу отчеты об исполнении городского бюджета;

10) ежеквартально представляет в городскую Думу сведения об исполнении городского бюджета;

11) информирует городскую Думу об исполнении ее решений;

12) вносит на рассмотрение городской Думы проекты решений городской Думы, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств городского бюджета, а также дает заключения на такие проекты решений городской Думы;

13) осуществляет полномочия по внутриорганизационному управлению и функции руководителя мэрии города как юридического лица;

14) является представителем нанимателя (работодателем) для муниципальных служащих мэрии города;

15) назначает на должности и увольняет с занимаемых должностей руководителей муниципальных предприятий и учреждений, определяет размер и условия оплаты труда руководителей муниципальных предприятий;

16) вносит в городскую Думу предложения об изменении Устава города Череповца;

17) заключает от имени мэрии города договоры и соглашения;

18) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Вологодской области, настоящим Уставом и нормативными правовыми актами городской Думы.

5. Мэр города не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Мэр города не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Мэр города должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

6. Полномочия мэра города прекращаются досрочно в случае:

2) отставки по собственному желанию;

3) расторжения контракта в соответствии с частью 11 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

4) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

Читайте также:  Пожилая мать и взрослый сын

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

11) преобразования и упразднения городского округа в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

12) увеличения численности избирателей городского округа более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ городского округа или объединения поселения с городским округом;

13) вступления в должность Главы города, исполняющего полномочия мэра города.

7. Контракт с мэром города может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

1) городской Думы или Главы города — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

2) Губернатора Вологодской области — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

3) мэра города — в связи с нарушениями условий контракта органами городского самоуправления городского округа и (или) органами государственной власти Вологодской области.

8. Мэр города имеет заместителей. Распределение обязанностей между ними устанавливается постановлением мэрии города.

9. Мэр города может поручать выполнение отдельных функций, за исключением функций, относящихся к полномочиям, предусмотренным подпунктами 1 — 12, 15, 16 пункта 4 настоящей статьи, заместителям мэра города.

10. В случае досрочного прекращения полномочий мэра города либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет первый заместитель мэра города.

В случае временного отсутствия мэра города его обязанности исполняет один из заместителей, определяемых мэром города.

11. Должностное лицо, исполняющее обязанности мэра города в случаях его временного отсутствия, не вправе разрабатывать и представлять в городскую Думу для утверждения структуры мэрии города.

Аналитический центр Atas.info, 17 июля 2015

Одно из любимейших занятий – ругать власти. Они виноваты всегда и во всем. Особенно достается губернатору. Засорился, скажем, унитаз или ямы на дорогах – кто виноват? Или гаишник придрался – явно происки губернатора. А как иначе? Губернатор же власть. И за все-все-все, что делается в области, он в ответе. Так, или примерно так, рассуждают многие. Причем, независимо от возраста, образования, социального статуса и сексуальной ориентации. Но так ли уж за все несет ответственность губернатор ? Да и может ли он за все отвечать? Скажем сразу – это один из главных мифов о региональной власти.

Чтобы понять, сколько власти есть у губернатора, давайте определимся, а что это такое. Если по-простому – это возможность законно применять силу и распоряжаться материальными ресурсами. Есть у вас сила и деньги – будет власть. А если нет ни того, ни другого, говорить о власти несколько опрометчиво. Вот мы и начнем разбираться, какие силы и управленческие возможности есть у главы региона. Посмотрим, какие структуры не подчиняются губернатору в соответствии с российским законодательством.

Вопреки расхожему мнению, у местных властей нет никакого силового компонента. Им не подчиняются ни МДВ, ни ФСБ, ни прокуратура, ни суд, ни СК, ни армейские части или части внутренних войск, коих на территории области у нас огромное количество. Причем, все эти структуры не просто не подчиняются. Некоторые из них даже пристально приглядывают за работой губернатора и его подчиненных. Вот в советские времена силовой компонент был. МВД входило в структуру местных органов власти: областных, городских, районных. Да и руководители всех силовых структур были членами КПСС. И первый секретарь обкома – фактический руководитель области – мог и устроить силовикам по партийной линии массу проблем.

Но КПСС кончилась, и возможности такие кончились.

Не подчиняются губернатору многочисленные надзорные федеральные структуры. В области таких – превеликое множество. Чиновников там работает куда больше, чем в аппарате областного правительство. Эти структуры имеют отдельное финансирование, укомплектовываются кадрами, и полномочия их лежат вне губернаторской юрисдикции. Что это за структуры? Пенсионный фонд, ФАС, Ростехнадзор, Росфинмониторинг, СЭС и многие-многие другие службы федерального значения, чьи региональные представительства находятся в области.

Бытует мнение, что губернатор может что-то приказывать депутатам. Нет. Депутаты областного Законодательного собрания и других уровней тоже вне его подчинения. Почему? Да потому Они – избранные. Народом. И это не дело губернатора: назначать их или увольнять. Административно депутаты подчиняются председателю своего выборного органа, но и то есть отдельные влиятельные строптивцы, которые могут перечить. А уж если взбунтуется весь совет, то губернатор ничего не сможет напрямую с ними сделать. Простой пример – Барабинский городской совет не утвердил новую систему выборов главы, вопреки решению областных властей.

Читайте также:  Патент это простыми словами

Мэрия и муниципальные структуры тоже неподвластны губернатору.

Мэр города – также избираемая должность. Глава региона не может давать прямых распоряжений, приказов и т.д. Кстати, это касается не только главы орденоносного города Новосибирска. Главы районов и администраций тоже не подчиняются региональной власти. И уволить их по мановению волшебной палочки нельзя. Бывают ситуации, что приходят, скажем, к губернатору недовольные жители поселка или района и говорят – уволь такого-то, плохой он руководитель, жизни нам не дает. А губернатор этого сделать не может по закону. Но жители не верят, говорят, дескать "все вы можете, просто не хотите и не пробовали". А как же выстраиваются тогда отношения между областными и муниципальными структурами, спросите вы? Только через формирование бюджета и совместное исполнение планов социально-экономического развития.

Крупные федеральные предприятия, госкорпорации и учреждения тоже никакого отношения к региональным властям не имеют. Например, завод имени Чкалова НЗХК, аэропорт "Толмачево", филиалы РЖД, СО РАН, медцентры федерального значения – НИИПК, НИИТО. Или, скажем, вузы, которых у нас в Новосибирске большое количество. Или федеральное культурное учреждение – Оперный театр. Все это вне зоны прямого управления областного руководства. Не сможет губернатор сменить ректора или, скажем, директора завода. Вот, опять же, в СССР секретарь по партийной линии смог бы насолить. А теперь – увы.

Не может губернатор контролировать и бизнес-структуры. Особенно те, которые независимы от власти напрямую: не нуждаются в распределении земли, иных ресурсов. Мы имеем ввиду торговые сети, банки, ИТ-предпрятия, строительные компании и прочие частные лавочки того или иного масштаба. Многочисленные партии и крупные общественные движения тоже самостоятельны. Вопреки ожиданиям и расхожему мнения, например, местное отделение партии "Единая Россия" не подчиняется губернатору. Точно так же, как и профсоюзы, ОНФ и другие крупные общественные организации. Структуры, отвечающие за ЖКХ – управляющие компании – это тоже частные лавочки. Воздействовать губернатор может на них лишь примерно так: организовать проверку, наругать, выписать штраф, где-то примерно 1000 рублей. Это, конечно, страшные кары, которых они боятся пуще смерти.

Так что, по сути, единственная структура, которой губернатор может командовать напрямую – это его администрация и правительство плюс областные государственные предприятия. Не так их и много.

Теперь про деньги и ресурсы. Тут вообще нужно задать вопрос – какими деньгами и ресурсами может оперировать губернатор? Прямое отношение он имеет только к областному бюджету. А задумывались ли вы, а какую часть от всех финансовых потоков составляют бюджет в лавине денежных потоков федеральных госструктур на территории, банков, бизнеса, личных финансов? Не более 10 процентов, по мнению экспертов. Ну и даже сам бюджет – он ведь не личный кошелек. Там все расписано по статьям, эти статьи по расходам утверждаются областным законодательным собранием. Перебросить деньги со статьи на статью – это такая проблема: нужно согласовать через все комиссии, пройти одобрение профильного комитета в региональном парламенте, вынести вопрос на сессию и уже потом только это будет возможно.

Но даже если представить, что все эти препоны преодолены, и все получилось. А что дальше? А дальше мы сталкиваемся с такой вещью в бюджете, как защищенные статьи расходов. Это обязательные платежи, из которых трогать деньги не моги. Что в них входит? Зарплата бюджетников, например. Содержание областных учреждений и предприятий. Льготы и компенсации. И все это, на минуточку, занимает самую существенную часть бюджета. Остается не так много. Вот эти средства и можно пустить на так называемое развитие. А на деле, конечно, получается "тришкин кафтан". Проблем много, а средств их закрыть – мало. Отсюда и многочисленные обиды и жалобы. Мол, просим-просим, а никто не делает.

Как мы видим, что касается формальных атрибутов власти, дорогие друзья, у губернатора с ними какая-то беда. "Силы" нет, материальных ресурсов маловато. Можно сказать, что власть у губернатора в рамках действующих законов номинальная. В стране создана "уникальная" система управления в регионах: ответственности и обязанностей полно, а возможностей – увы. Зачастую руководитель оказывается между молотом и наковальней. Сверху рекомендуют и давят, снизу ропщут и ворчат. И поэтому эффективность работы губернатора зависит от его умения выстраивать горизонтальные связи: уметь договариваться, быть посредником между нужными людьми, уметь примирять конфликтующие стороны и быть дипломатом. Личные и профессиональные качества управленца для главы региона становятся главным его ресурсом.

Так что с такими скудными возможностями губернатор просто не в состоянии отвечать за все и вся. Потому что ответственность есть , когда ты можешь как-то повлиять на ситуацию. А многие многие ключевые направления просто выведены из полномочий губернатора. Но увы, многие этого не понимают.

Комментировать
293 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector