No Image

Лицензия на маломерные суда

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Верховный суд разрешил спор о том, каким именно организациям, готовящим специалистов в той или иной области, нужна лицензия на образовательную деятельность. Вопрос прояснился в ходе спора (дело № А84-2790/2016) прокурора Севастополя и центра "Грот", который платно готовил судоводителей маломерных судов.

ООО "Учебно–производственный центр "Грот" в 2016 году платно готовило судоводителей маломерных судов. Организация использовала типовую программу обучения, утвержденную МЧС, а также собственную программу. При этом, чтобы сдать экзамен на право управления маломерными судами, учиться в центре было вовсе не обязательно.

Однако деятельность центра вызвала нарекания со стороны прокуратуры. Севастопольский транспортный прокурор обратился в арбитражный суд, чтобы привлечь организацию к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 2 КоАП РФ: по его мнению, центр осуществляет образовательную деятельность и должен работать по лицензии, однако ее у "Грота" нет.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что требования прокурора правомерны, и согласился привлечь центр административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Суд сослался на законы об образовании и о лицензировании, положение правительства о лицензировании образовательной деятельности, правила аттестации на право управления маломерными судами.

Следующие две инстанции, 21-й ААС и Арбитражный суд Центрального округа, удовлетворить требования отказались. Они сослались на те же нормативные акты, что и первая инстанция, а также положения Кодекса внутреннего водного транспорта и правила пользования маломерными судами. Суды заключили, что окончание курсов не является необходимым условием для того, чтобы сдать экзамен на право управления маломерными судами. При этом применяемые обществом программы не свидетельствуют об осуществлении образовательной деятельности в смысле, придаваемом Законом об образовании. А значит, лицензия центру "Грот" не нужна.

Прокурор оспорил постановления апелляции и кассации в ВС. В жалобе он указал, что положения Закона об образовании и Закона о лицензировании позволяют однозначно заключить, что деятельность общества – образовательная и, следовательно, лицензируемая, и отказ в привлечении центра к ответственности необоснован.

Спор рассмотрела коллегия по экономическим спорам Верховного суда. "Тройка" под председательством судьи Дениса Тютина отменила постановление суда апелляции и кассации и оставила в силе решение суда первой инстанции, заключившей, что лицензия образовательному центру всё же нужна.

По данным ГИМС, на 2017 год в Приморском крае зарегистрировано 38 тысяч маломерных судов. Фактически, это треть яхтенного флота целой Германии. Тем не менее лицензия на право осуществлять коммерческие перевозки маломерными судами на данный момент есть только у трех компаний в Приморье. Почему, несмотря на упрощенную процедуру регистрации, нашлось так мало желающих заниматься легальными прогулочным бизнесом, разбирался корреспондент VL.ru.

В этом году владельцы маломерных судов – яхт, катеров и моторных лодок длиной не более 20 метров и пассажировместимостью до 12 человек – получили возможность использовать их в коммерческих целях. Благодаря поправкам в Постановление правительства РФ от 10 августа 2016 года № 778, был существенно облегчен порядок получения лицензий на осуществление коммерческих перевозок маломерными судами, находящимися в частной собственности.

Теперь маломерные суда не требуется полностью переоборудовать, а лицензию на судно можно получить по сокращенному списку необходимых документов, которые числятся обязательными для иных типов судов.

Администрация края долгое время лоббировала принятия поправок в законодательные акты, понимая, что использование маломерного флота станет существенным подспорьем для туристической отрасли. Тем не менее, по данным Ространснадзора, с 1 января 2017 года только три компании в Приморском крае получили лицензии на право осуществлять коммерческие пассажироперевозки.

Коммерция или личный транспорт

До введения поправок многие снимали суда с учета в ГИМС, продолжая возить людей за деньги в обход уплаты налогов. Теперь же поставить судно на учет, получить номер, пройти техосмотр, а затем снять его с учета будет невозможно. Вескими причинами, по которым яхты, лодки и катера можно снять с учета в ГИМС, теперь считаются утрата судна, его изъятие по судебному решению или продажа.

Читайте также:  Виды расчета заработной платы

Сейчас владельцы маломерных судов, стоящие на учете в ГИМС и желающие возить пассажиров на коммерческой основе, обязаны получить официальную лицензию и войти в Морской регистр. Оплата лицензии на пассажирские перевозки обойдется в 7,5 тыс. рублей, еще столько же будет стоить обязательное страхование ответственности и жизни капитана судна.

Обязательным условием для получения лицензии является создание ИП или ООО, что означает дополнительные регулярные расходы в виде налоговых и социальных отчислений. Так, патент для индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозкой пассажиров, обойдется в 120 тысяч рублей в год.

Суда, имеющие коммерческую лицензию на транспортировку пассажиров, ежегодно – как правило, перед началом навигации – проходят проверку на наличие достаточного количества спасательных жилетов, а также на необходимость переукладывания спасательно-надувных плотов (ПСН) и исправность радиобуев.

Помимо этого, права, выданные в ГИМС, становятся недействительными, так как в них значится запись «не для коммерческой эксплуатации». Поэтому необходимо будет пересдать экзамен, который стоит полторы тысячи рублей.

Кроме того, теперь не ГИМС, а Ространснадзор будет проверять судовладельцев, получивших лицензии, на предмет перевозки разрешенного количества пассажиров и наличия достаточного количества спасательных жилетов.

Как рассказал корреспонденту VL.ru Дмитрий Лавриш, директор ООО «Восточный лоцман» – одной из компаний, воспользовавшихся новой процедурой оформления маломерных судов, для него перевод катеров на лицензию оказался вполне логичным. Сфера деятельности компании напрямую связана с доставкой на борт больших судов и обратно на сушу лоцманов, сотрудников проверяющих ведомств, транспортной прокуратуры, а порой и больных, которых необходимо эвакуировать с судна.

«Фактически, мы – пионеры в этой сфере перевозок. Процедура перехода катера в коммерческое судно не из дешевых. Судно в любом случае обязано отвечать требованиям российского Морского регистра – то есть, помимо установки необходимого спасательного оборудования для безопасности людей и экипажа, судно должно иметь документацию о постройке, и это главная проблема для приморских мореходов. Один из трех катеров компании – японского производства, и еще на этапе сделки я затребовал всю заводскую документацию на судно у продавцов, перевел ее на русский язык, а это тоже расходы. Поэтому частные лица вряд ли будут тратить столь серьезные средства для переведения небольшого маломерного катера на коммерческую основу. Обычно катера с документами сами по себе стоят недешево», – рассказывает Дмитрий.

Инфраструктура

Стоят ли затраты на переоформление судна и ежегодные отчисления того, чтобы переводить свое маломерное судно на лицензию? Отметим, что морская навигация в Приморье традиционно открывается 15 апреля и заканчивается 1 ноября, что дает всего около 7 месяцев в году на ведение прогулочного бизнеса.

Местная инфраструктура не располагает большим выбором специально оборудованных причалов для безопасной посадки и высадки пассажиров. Так, городские пирсы № 1, 3 и 4 на Спортивной набережной выведены из эксплуатации. Предполагается, что ремонт и управление этими пирсами будут переданы частной компании, но вопрос о том, кто их будет ремонтировать, а затем эксплуатировать, по-прежнему открыт.

Чтобы воспользоваться одним из оборудованных причалов в портах Владивостока, необходимо минимум за сутки оформлять пропуск для согласования движения с другими судами, так как все они находятся в пограничной зоне. Успеть необходимо до 16.00 часов, чтобы выйти на следующий день, иначе придется отложить прогулку еще на сутки.

Муниципальные же причалы в окрестностях Владивостока вообще можно пересчитать по пальцам – на островах Попова и Рейнеке, мысе Песчаном, в бухте Аякс на острове Русском.

Сейчас во Владивостоке насчитывается порядка 10 яхт-клубов, чьими причалами можно воспользоваться – в их числе «Семь футов», «Риф», яхт-клуб в бухте Новик на Улиссе. Но дело даже не в том, что пользование их инфраструктурой стоит денег. Посадку пассажиров на чужие суда там не практикуют, а места для стоянки всегда заняты.

Читайте также:  Как составить повестку дня

Морская коммерция сейчас

Морскую романтику обеспечит выход на парусном судне вместимостью до 6 человек, который в самый пик сезона в августе обойдется в 10 тысяч, а в выходные – 20 тыс. рублей в день. Сентябрь имеет единый тариф – 12 тыс. рублей в день. Как рассказал владелец яхты, аванс за поездку невозвратный, за исключением тех случаев, когда объявлено штормовое предупреждение.

Яхтсмены соглашаются бороздить море с туристами и по несколько дней, проходя расстояние в 200 миль – например, можно доплыть до Витязя или Аскольда. Предоставлять в аренду яхту на 1-2 часа для ее владельца смысла не имеет – только отход от берега занимает около часа.

Катера можно арендовать на несколько часов, чтобы добраться до ближайших островов. Минимальное время заплыва до островов Рейнеке и Рикорда владельцы катеров на 12 человек капитаны обозначают в 3-6 часов. Час времени оценивается в пределах 3-5 тыс. рублей, а рабочий день, то есть полные 8 часов – 25-30 тыс. рублей. Как максимум, капитаны таких катеров планируют возврат в порт к 20 часам.

«Является ли сфера морских прогулок в Приморье теневой, зависит от смысла, который мы вкладываем в это понятие, – говорит один из опытных яхтсменов. – Владельцы яхт выводить свои суда в легальное поле не будут еще долго. Сейчас деньги переходят из рук в руки, и договоры на коммерческие поездки в большинстве случаев владельцы не предоставляют. Разве что клиентам будет по средствам арендовать "Палладу" или "Надежду" – тут, скорее всего, будет официальная оплата».

Выберут ли судовладельцы легальный, но дорогостоящий путь ведения бизнеса – вопрос. Ведь помимо дополнительных затрат и сложностей в оформлении, организовать регулярные прогулочные перевозки мешает банальное отсутствие необходимой инфраструктуры.

Получается, что именно владельцы судов, предусмотрительно снявшие до нововведений свои яхты и катера с учета и продолжающие катать жителей и гостей города по акватории залива Петра Великого и на острова, останутся в прибыли. А не те, кто выбрал перевод своего судна на лицензию.

Однако самостихийность в данном вопросе может быть недолгой, примерно год-два – до тех пор, пока власти не начнут более тщательно проверять весь маломерный флот через «водное ГИБДД».

от Морской Волк на 25-01-2018 в категории блогов Советы по выбору Яхты

Кому больше нужна лицензия на перевозку пассажиров морским и речным (водным) транспортом: судовладельцам или пассажирам?

Непреодолимое желание некоторых водных перевозчиков иметь с пассажиров прибыль и не платить налоги перестает быть нормой. Многие недооценивают всю значимость лицензирования. Причем это касается владельцев малых прогулочных судов, а также пассажиров. Туристы понятия не имеют, сколько у них на самом деле прав, когда они находятся на борту катера или яхты, хотя платят за это деньги. Вот мы сейчас вместе и разберемся.

Что дает лицензия перевозчикам?

О том, что эта бумага является подтверждением исправности судна и его безопасности, мы писали ранее, как и о том, что все яхты и катера, работающие во благо туристов, должны находиться под регистром. Но нигде нет информации, что будет с судовладельцем (не капитаном, а именно с судовладельцем), если проверка, которую государственные органы могут произвести когда угодно, выявит, что лицензии нет.

Кодекс об административных правонарушениях, в статье 14.1.2, оговаривает размеры штрафов:

  • частному или должностному лицу – 50 тыс. руб.;
  • индивидуальному предпринимателю – 100 тыс. руб.;
  • юридическим лицам (компаниям) – 400 тыс. руб.

Это далеко не все. Тот факт, что судно попадет «на карандаш» инспекторам, гарантирует повторный прецедент, если коммерческая деятельность не будет приостановлена. Вот тогда:

  1. Яхту могут арестовать на 3 месяца (на весь сезон).
  2. Судно вообще конфискуют и продадут с открытых торгов новым владельцам. Стоимость при этом не компенсирует ни исполнительная служба, ни страховая компания.
Читайте также:  Вакансии в московских вузах

Статья 12-я КоАП в разделе 3-м оговаривает штраф в 5 тыс. руб. уже за то, что лицензия есть, но на момент проверки не могла быть предъявлена. Добиться отмены постановления практически невозможно.

А как насчет покатать по живописным местам семью или влюбленную пару? Это считается арендой судна, а стало быть, должен оформляться договор установленной формы с указанием полученной суммы. «Принесу завтра» не пройдет – штраф 5000 руб. Договорились в устной форме – еще хуже:

  • со шкипера – 5 тыс.;
  • с судовладельца – 50 тыс.;
  • с юридического лица – 200 тыс.

Мольбы сочувствующих отдыхающих не помогут. Дали порулить – то же самое, как и в случае, когда в договоре указаны не все пассажиры или занижена сумма. Такая же кара настигнет тех, кто берет на борт яхты или катера больше людей, чем предусмотрено производителем и оговорено в технической документации. В конце концов, лицензию могут отозвать.

Тонкости лицензирования водных (морских и речных) пассажирских перевозок

Наличие лицензии автоматически является свидетельством того, что судно под регистром. Не взяли свидетельство об одобрении с собой – не беда. Штрафы вы знаете. На одной лицензии может числиться до 10 судов, но если одно из них попадется без бумаг – платите деньги. А те, кто катает людей не по морю, а по реке должны знать, что от этого размер штрафных санкций не зависят.

Поймали без лицензии – меньшее, что может случиться

Владельцы яхт и катеров, перевозящие пассажиров, несут ответственность за их жизнь и здоровье, а также сохранность личных вещей. И не дай Бог, чтобы произошла трагедия. Материальный ущерб, который придется компенсировать – минимальная ответственность. Погибли люди – тюрьма.

Да и материальный ущерб никакая страховая не компенсирует, т.к. полис никто оформлять без лицензии не станет. Не забывайте о страховании гражданской ответственности. Да, это подобно ОСАГО для автомобиля. Скажете слишком дорого? Пока не начались тотальные проверки – может быть. Но это вопрос времени. Законодательство уже отточено, дело за деталями.

Какие права имеет пассажир яхты или катера, заплативший деньги?

Никто не проверяет документы. Но лицензия, страховые полисы, свидетельство об одобрении, прайс-лист с расценками должны находиться на видном месте, или на крайний случай, предъявляться по первому требованию. Что это дает?

  1. Вы получаете гарантию, что судно исправно, соответствует всем нормам пожарной и экологической безопасности, да и безопасности вообще.
  2. Вам известно, сколько пассажиров и членов экипажа может находиться на борту. Это может показаться неважным пока яхта остается на плаву.
  3. Любое несоответствие комфорту – нарушение прав потребителя (недобросовестно оказанная услуга).
  4. Вам нагрубили – пишите жалобы. Вы не брали корабль на абордаж, вы заплатили деньги, и сможете это доказать.
  5. А где чек? Нет кассового аппарата? Типографии выпускают бланки для заполнения вручную. Индивидуальный предприниматель и юридическое лицо заверяет подпись с расшифровкой оригинальной печатью.
  6. Могут ли вам отказать? Пожалуй, да, мотивируя, что катер в море выходить не будет. Все-таки это не маршрутное такси, и чаще всего плавание происходит по мере заполнения посадочных мест.
  7. Уронили телефон в воду по вине членов команды – вспомните о страховке. Какой-никакой, но шанс вернуть его стоимость.

Куда жаловаться? В ближайшую юридическую консультацию. Тем более, сейчас это можно сделать бесплатно в режиме онлайн. Там все расскажут в подробностях.

Но может вам безразлично ваше здоровье и жизнь, вы привыкли к хамству, и не хотите ничего менять? Или вам нравится стоять на палубе как беженцу в переполненном трюме? Возможно, вас устраивает антисанитария? Тогда, пожалуй, да, требовать наличие лицензии не стоит. В противном случае, поступайте так, чтобы вы чувствовали, что вы купили поездку, а не пришли проситься к взрослому соседу покатать на мопеде.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector