No Image

Лицензия такси в ташкенте

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Опубликовано новое положение о лицензировании в сфере перевозок пассажиров, но основный пункт остался прежним.

С 1 апреля 2019 года в процесс лицензирования деятельности по осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом должны внедрить систему оформления лицензий и лицензионных карточек в электронном виде.

Это предусмотрено постановлением Кабинета Министров от 5 декабря, которое утверждает новое положение о лицензировании в этой сфере и размеры государственных пошлин.

И хотя документы приняты в новой редакции, существенных изменений в них не так много, обращают внимание в «Норме»:

  • для получения лицензии больше не нужно сдавать данные об имеющемся автотранспорте на праве собственности, аренды и иных вещных правах. Это же касается копий техпаспортов с отметкой об исправности авто и актов техосмотра группы автотранспортных средств.
  • сокращены сроки: на принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии — вместо 10 дней теперь 5, на уведомление соискателя лицензии о принятом решении — вместо 3 дней теперь 1, на оформление лицензии после представления соискателем документа об оплате госпошлины и подписания им лицензионного соглашения — вместо 2 дней теперь 1.
  • исключена возможность переоформить лицензию при слиянии юридических лиц, каждое из которых имело лицензию на перевозки на дату госрегистрации нового юрлица. Теперь при реорганизации лицензию переоформят только при преобразовании (смене организационно-правовой формы юрлица).

Что касается того, что не изменилось, так это то, что право оказывать услуги перевозок пассажиров, как и прежде, имеют исключительно юридические лица. Таким образом, физических лиц снова не пустили в эту сферу, хотя говорят об этом уже больше года.

История вопроса

В конце декабря 2017 года сообщалось, что таксистам планируют разрешить работать на основе патента. Тогда о этом рассказал министр финансов Джамшид Кучкаров, который сообщил, что предложение разработано в целях повышения уровня легализации доходов.

Уточнялось, что нововведение планируется распространить на транспорт, в котором не больше четырех пассажирских мест.

В январе 2018 года стало известно, что предложение разрешить частникам оказывать услуги такси на основе патента было раскритиковано (кем именно не уточнялось).

Отмечалось, что «в этой ситуации жизнь пассажиров и водителей остается под угрозой, и в целом нет единого подхода ко всем аспектам».

В первую очередь здесь имеются в виду междугородние перевозчики и отчасти те таксисты, что работают, не будучи членами определенных объединений:

«Безусловно, эта услуга нуждается в патентовании, но если сейчас трезво оценивать ситуацию, то очевидно, что мы в 2018 году к таким изменениям не готовы», — сказал тогда заместитель министра финансов Ахадбек Хайдаров.

Замминистра отметил, что «в общем счете и не ожидалось, что патентование этой услуги приведет к большому потоку финансовых поступлений».

В апреле был опубликован проект указа президента «О мерах по дальнейшему сокращению и упрощению лицензионных и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, а также улучшению условий ведения бизнеса», где было предусмотрено разрешение ИП оказывать услуги такси, а также отмена требований по установке в линейных такси контрольно-кассовых машин и средств радиосвязи.

Однако в окончательную редакцию указа, подписанную главой государства, эти предложения не вошли.

В Министерстве юстиции это объяснили тем, что на основе поступивших от пользователей предложений в проект указа были внесены правки.

«Что же касается пункта о предоставлении ИП права оказывать услуги такси, то он не попал в окончательную редакцию, так как было принято решение еще раз дополнительно изучить этот вопрос», — отмечали в ведомстве.

В Минюсте обращали внимание на пункт №7 окончательной редакции указа, где говорится, что министерствам, ведомствам и организациям поручено продолжить работу по кардинальному улучшению условий для ведения бизнеса, в том числе, с учетом зарубежного опыта и на основе опроса целевой аудитории.

«То есть, работы в этом направлении продолжаются», — говорилось в сообщении ведомства.

Почему это проблема

Представители рынка критикуют тот факт, что оказывать услуги такси можно только юрлицам:

«На сегодняшний день выдано около 4000 лицензий на не маршрутное такси по Узбекистану. Около 70 тысяч машин таксуют на дорогах Узбекистана. 94,3% из них таксует без лицензий. 4000 тысяч машин платят налог 2,7 млрд сумов в год. При переходе на патентную систему от 70 тысяч водителей (по 1 МРЗП) государство будет получать 43 трлн сумов в год (на 159 000% больше). Это десятки тысяч новых рабочих мест», — говорил сооснователь MyTaxi Акмаль Пайзиев.

Пайзиев отмечал, что все водители с удовольствием начали бы принимать карты UzCard через Click и Payme. Что касается контроля, о котором шла речь выше, то сделать это можно используя технологии.

«Пусть позовут нас, объясним и покажем, как это делается», — говорил Пайзиев.

Рустам Шамурадов, основатель и руководитель Taxi.uz, отмечал, что если ИП разрешат оказывать заниматься частным извозом, вырастет количество легальных такси и поступление денежных средств в бюджет. По мнению экспертов, в Ташкенте ежедневно около 15 тыс. водителей таксуют без лицензии.

«Работа такси на основе патента позволит уменьшить безработицу и увеличить сумму пенсии. Сейчас огромная армия нелегальных таксистов социально не защищена. Если сектор выйдет из тени, бывшие бомбилы будут проходить медицинский осмотр, а их автомобили — техосмотр, это плюс к безопасности пассажиров. Кроме того, в случае нарушения при перевозке пассажиров водителя такси можно будет найти и привлечь к ответственности», — говорил Шамурадов.

Предприниматель отмечал, что, в целом, качество обслуживания улучшится, сервис станет привлекательнее, в том числе для туристов. Сумма поездки будет фиксирована. Отрасль начнет подниматься с колен.

Читайте также:  Штраф за нарушение патента

Рынок все больше уходит в тень

Лицензионных такси в одной только столице становится всё меньше: по данным Департамента по лицензированию и координации движения всех видов пассажирского транспорта хокимията Ташкента, в 2017 году таких такси было 2507 на 179 предприятий, а на 1 февраля 2018 года — уже 2212 на 160 предприятий.

Легальных такси так мало в основном из-за предъявляемых к ним требований: так, автомобиль должен быть окрашен в определенный цвет, в салоне должна быть контрольно-кассовая машина и многое другое.

«Это отпугивает и усложняет легализацию, к тому же у легальных таксистов нет никаких льгот, которые бы давали преимущество перед нелегальной работой», — отмечал Шамурадов.

За перевозку пассажиров автомобильным транспортом без лицензии гражданам грозит штраф от 20 до 100, а должностные лица — от 50 до с 150 минимальных размеров заработной платы.

Несмотря на крупные штрафы и заявления органов власти об успехах в этой области (как правило, цифра по сравнению с предыдущим годом растет на несколько процентов), нелегальных таксистов меньше не становится.

«В результате государство ежегодно теряет 1,9 трлн сумов поступления наличных денег, 25,4 млрд сумов от неполучения лицензии и 99,2 млрд сумов в виде налогов», — приводит цифры Шамурадов.

За легализацию выступают и представители таксопарков. Бахтиёр Каюмов, директор таксопарка Kamina Trans Service, говорил, что самая большая проблема в ситуации с нелегальными перевозчиками — это человеческий фактор.

Помимо нарушений закона и прочих условностей, «бомбилы» теряют самое главное — трудовой стаж, пенсионные накопления, в конце концов, возможность официального трудоустройства. Об этом сейчас мало кто думает, но это и есть главное упущение. Государство теряет тысячи рабочих мест.

«Смотрите сами — сколько прибыли может принести один автомобиль? Если в месяц налоги с одного автомобиля составляют 230 000 сумов, то умножьте эту цифру на 20 000 автомобилей? Цифры получатся колоссальные — 4,6 млрд сумов в месяц. Водители будут официально трудоустроены, предприятия будут получать прибыль, а государство — налоги», — отмечал Каюмов.

Таким образом, если бы физлиц пустили бы в эту нишу, рынок начал бы оживать и выходить из тени, а государство начало бы получать больше поступлений в бюджет. Пока что же число нелегалов растет, службы такси теряют клиентов и деньги, а город — налоги.

Читайте также:  Как адвокату попасть в сизо

Владельцы легковых авто, занимающиеся частным извозом незаконно, должны легализоваться, платить налоги. Безопасность и качество обслуживания пассажиров должны повыситься. На достижение этих целей направлен обсуждаемый на портале СОВАЗ проект постановления Президента. Насколько предлагаемый комплекс мер будет эффективен и что нужно усовершенствовать – далее в материале.

Однобокий взгляд – не решение проблем

Долгое время легально оказывать услуги такси могли только юридические лица. Эта норма, ввиду ее однобокости, практически не работала. Отсутствие правового поля частников не останавливало. Руки нелегалам развязал и приход на рынок Узбекистана «Яндекс. Такси», к сервису которого, по данным зампреда ГНК Мубина Мираева, приведенным в материале gazeta.uz , подключены 10 тысяч водителей, большинство из которых не имеет законных оснований заниматься пассажирскими перевозками.

Попытки навести порядок особых результатов не приносили. Поначалу, после выхода постановления Кабинета Министров от 18.05.2011 г. № 139 СМИ пестрили выпусками новостей об очередном рейде по задержанию нелегальных таксистов. Со временем такая информация перестала быть сенсацией и вскоре практически исчезла. Работа уполномоченных органов в этом направлении стала сводиться к проведению рейдов по графику. Процедура привлечения к ответственности нарушителя вне рейда усложнена, поэтому и не дает желаемых результатов.

«Сотрудник ДПС совместно с работниками Министерства транспорта ловят нелегальных таксистов, которые за нарушение действующего законодательства в этой сфере должны выплатить от 20 до 100 МРЗП — от 2 до 20 млн сумов. А штраф можно взыскать через суд. Сотрудники оформляют протокол, отправляют в суд, который рассматривает этот вопрос месяцами. В итоге нарушитель получает штраф до 5 МРЗП из-за того, что он малообеспеченный или по другим причинам», — gazeta.uz цитирует слова Мубина Мирзаева на заседании Международного пресс-клуба.

Многие зарубежные страны уже давно применяют более эффективный способ борьбы с таксистами-нелегалами. Там создано правовое поле для работы на этом рынке, как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. Например, в России таксисты составляют большую часть самозанятых.

Правовое поле для легализации занимающихся частным извозом стали создавать и в Узбекистане. Во исполнение постановления Президента от 6.03.2019 г. № ПП-4230 «О мерах по кардинальному совершенствованию системы грузовых и пассажирских перевозок» разработан проект постановления Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности линейных такси в Республике Узбекистан», который в настоящее время обсуждается на портале СОВАЗ.

Легализация «серой части» такси по всему Узбекистану позволит пополнить бюджет примерно на 180 млрд сумов, что увеличит ВВП страны минимум на 0,1%. Об этом на заседании Международного пресс-клуба в среду заявил первый заместитель председателя Государственного налогового комитета Мубин Мирзаев, пишет gazeta.uz .

По нашему мнению, проект не учитывает некоторые реалии сложившегося рынка такси. Это может стать причиной низкой эффективности предпринимаемых мер.

Во-первых, заключение договора с операторами, занимающимися оказанием интерактивных услуг по поиску клиентов для перевозчиков (агрегаторами), предлагается установить в качестве одного из условий выдачи лицензии для индивидуального предпринимателя. Нет договора – нет лицензии. Этот подход не учитывает интересы тех, кто не пользуется услугами агрегаторов и предпочитает работать по принципу «от бордюра». Нежелание попасть в «рабство» операторов приведет к тому, что эта категория «таксующих» так и будет продолжать работать нелегально. Меры по пресечению оказания услуг агрегаторами таксистам, не имеющим лицензии, здесь не помогут.

Во-вторых, согласно проекту таксистом может быть только индивидуальный предприниматель. Целесообразно предоставить такое право и простым автовладельцам, которые таксуют для подработки в свободное от работы время. Чтобы они «вышли из тени», для них нужно предусмотреть упрощенные схемы лицензирования.

Читайте также:  Отпуск по душевной болезни

Систему лицензирования всех участников рынка по оказанию услуг такси необходимо выстраивать таким образом, чтобы получить лицензию было легко, и обладатели дорожили ей. Процедура повторного получения документа, в случае прекращения действия предыдущего за нарушение правил, должна включать в себя дополнительные меры, которые позволят установить, что соискатель готов работать строго по правилам.

Не ради денег

В большинстве публикаций СМИ, посвященных вопросам легализации владельцев авто, занимающихся частным извозом, преимущественно рассматривается экономическая составляющая этого вопроса. С этой точки зрения обсуждаемый проект постановления выгодно отличается. В нем затронуты вопросы безопасности, которые должны быть главными при легализации лиц, занимающихся незаконным извозом.

Проектом предусмотрено, что индивидуальный предприниматель должен будет обеспечивать предрейсовый медосмотр и технический осмотр автомобиля в специализированных пунктах. Порядок установит Министерство транспорта.

Решая вопросы усиления безопасности и повышения качества услуг, необходимо обратить внимание на:

  • соблюдение Закона « Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции », который запрещает курение в общественном транспорте;
  • недопустимость оскорбления водителем пассажиров и участников дорожного движения, особенно с использованием нецензурных слов;
  • соблюдение запрета пользования сотовыми телефонами во время движения.

Необходимо создать службу, в которую пассажиры могли бы сообщать о таксистах – нарушителях правопорядка. При этом ответственность виновных нужно ужесточить. Факт их привлечения уполномоченными органами к ответственности должен быть основанием для рассмотрения вопроса о приостановлении действия лицензии на определенный срок, а в некоторых случаях и вовсе для ее аннулирования.

С 1 июля 2019 года водителям разрешат вместо перекрашивания автомобиля в установленный цвет использовать самоклеящиеся материалы. Схемы размещения этих материалов, приведенные в проекте постановления, перед утверждением необходимо доработать. Наклейки практически отсутствуют на задней части автомобиля. А ведь именно водителю, едущему сзади, важно четко понимать, что перед ним такси, которое может в любое время начать перестраиваться на соседнюю полосу либо остановку.

С точки зрения безопасности дорожного движения, устанавливаемые требования необходимо дополнить запретом использования в такси на заднем окне занавесок, жалюзи, тонировки и прочих устройств, затрудняющих обзор.

Оснащение под вопросом

Остаются открытыми вопросы относительно возможной замены таксометров, кассовых аппаратов и терминалов другими техническими средствами. Подробно об этом мы говорили в предыдущей публикации . Их решение – это вопрос безопасности, соблюдения требований Закона « О защите прав потребителей » и обеспечения полноты поступлений в государственный бюджет.

«Заметила, что сейчас в столице значительно возросло количество линейных такси. Какие требованиям должны подчиняться официальные перевозчики?»

Р. Нуриахметова, г. Ташкент.

Отвечает руководитель информационной службы Государственного налогового комитета Республики Узбекистан М. НАЗАРОВ:

– Деятельность по городским, пригородным, междугородным и международным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом на коммерческой основе в нашей стране имеют право осуществлять исключительно юридические лица. Сейчас в Узбекистане работают более 2470 транспортных предприятий, в их распоряжении – 60,7 тыс. транспортных средств, 31,4 тыс. из которых – легковые автомобили. На предприятиях этой отрасли работают более 90 тыс. работников. Для урегулирования транспортной отрасли, в частности, деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, 18.05.2011 г. было принято соответствующее постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан. Согласно ему каждое автотранспортное средство должно отвечать конкретным требованиям, в частности, должна быть лицензионная карточка, установлена контрольно-кассовая машина, зарегистрированная в органах государственной налоговой службы, и платежный терминал для принятия платежей через банковские пластиковые карточки.

Органы государственной налоговой службы совместно с соответствующими организациями и учреждениями провели ряд контрольных мероприятий для урегулирования деятельности линейных такси, предотвращения незаконного оказания платных транспортных услуг населению.
Ст. 176 3 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности установлено, что перевозка пассажиров автомобильным транспортом без лицензии влечет наложение штрафов на физических лиц в размере от 20 до 100 МРЗП.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector