No Image

Медицинский кабинет в вузе

СОДЕРЖАНИЕ
221 просмотров
12 декабря 2019

Не все представители властных структур считают, что в вузе обязательно должен быть пункт медицинской помощи

Для получения лицензии на открытие высшего учебного заведения необходимо, чтобы там был организован пункт медицинского обслуживания. Но надо отметить, что большинство вузов состоит далеко не из одного корпуса. Причем эти корпуса могут находиться на разных концах города, а медпункт есть лишь в одном. Таким образом, с одной стороны, медпункт необходим для оказания первой помощи студентам или сотрудникам вуза. С другой же стороны, это становится невозможным, если студент находится не в том корпусе, в котором располагается медпункт. Ректор Самарского института бизнеса и управления Анатолий Задорожный высказал свою точку зрения по поводу работы пункта медицинского обслуживания: «Сейчас в медпункт не часто обращаются, но когда начнется гололед, работы у медперсонала прибавится. А вообще это необходимо, особенно для студентов, которые обучаются на дневном отделении. Ведь если раньше при поступлении абитуриент должен был предъявить справку о состоянии здоровья формы 086, теперь считается, что это нарушает его права. Максимум, что он обязан представить – это результаты флюорографии и сведения о прививках. Таким образом, мы ничего не знаем о состоянии здоровья молодого человека. А если какой-нибудь приступ? Помощь медика в этом случае будет просто необходима».
Стоит также отметить, что недавно на заседании Совета Федераций были внесены изменения в ФЗ «Об образовании» и ФЗ «О высшем послевузовском профессиональном образовании», благодаря которым у вузов теперь имеются необходимые правовые основания для организации пунктов медицинского обслуживания.

Согласно закону высшие учебные заведения наделяются правом на основании договора предоставлять государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения в пользование на безвозмездной основе движимое и недвижимое имущество для осуществления медицинского обслуживания, прохождения медицинского обследования обучающихся и работников вузов, в том числе и на безвозмездной основе.
Главный врач станции скорой медицинской помощи города Самары Владимир Молоков отметил: «Мы выезжаем на вызовы в вузы крайне редко, я даже не помню, когда это было в последний раз. Однако мы выезжаем только туда, где жизни человека угрожает опасность, а в вузах, я думаю, более часты случаи травматизма – например, споткнулся человек на лестнице, подвернул ногу. Наша помощь не нужна, а вот медпункт может сделать перевязку или дать таблетку, если человеку, например, плохо с сердцем. Так что их наличие в вузах просто необходимо».
С этим сложно не согласиться, но опять же, если человек плохо себя чувствует, он может поехать домой и пойти в поликлинику. Если же с ним случилось что-то серьезное, следует вызвать бригаду «скорой помощи». Если рассуждать так, то необходимость наличия пункта медицинской помощи в высшем учебном заведении ставится под вопрос. «Каждый человек «прикреплен» к поликлинике по месту жительства, а медпункты в школах и вузах – это лишь дублирующие организации. Ведь они и плановые осмотры-то проводят только «для галочки», не проводя нормального обследования. Так что, по моему мнению, в этих организациях нет необходимости», – заявила председатель комитета по здравоохранению Думы городского округа Самара Алла Демина.
Что ж, сколько людей – столько и мнений, однако факт остается фактом – без наличия медпункта вуз не имеет права на существование.

Владимир Ягодкин, председатель комитета по образованию Думы городского округа Самара:
«Как в системе здравоохранения, так и в системе образования в настоящее время довольно много про-блем. И одной из основных сейчас является низкая оплата труда работников здравоохранения, а также плохая материальная база медицинских учреждений. Конечно, властные структуры все это стараются исправить, принимая довольно много различных мер. Например, организация медпунктов в вузах — да, это важно, нужно и, безусловно, хорошо. Однако я считаю, что для начала нужно решить основные проблемы отрасли, о которых я уже сказал».

Александр Живайкин, председатель комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике Самарской
губернской Думы:

«Разговор о необходимости пунктов медицинской помощи в вузах стоит начать с того, что высшее учебное заведение это место большого скопления народа, где одновременно мах сколько сотен людей разных возрастов. А там, где одновременно находится много людей, имеется возможность травматизма и, естественно, должен быть медпункт, в котором специалисты могут оказать первоначальную медицинскую помощь. Например, к школьным медсестрам поступает около 20 обращений в день. Я думаю, в вузах ситуация не сильно отличается. Так что их наличие действительно необходимо».

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

1. Обязательно ли наличие медицинского кабинета в вузе? 2. Должен быть медицинский кабинет именно в здании вуза или достаточно заключить договор на медицинское обслуживание с медицинским учреждением, и студенты будут обращаться за медицинской помощью в это медицинское учреждение. 3. Если медицинский кабинет должен находиться в здании вуза, то нужно ли лицензировать кабинет и кто это делает?».

Читайте также:  Округление оценок в школе

Ответ

: В п.п.1 п.1 ст.41 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. В п.3 данной статьи установлено, что организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Под образовательной организацией понимается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

На основании вышеизложенного следует, что номы федерального законодательства предусматривают наличие в образовательной организации, к числу которых относится и ВУЗ, помещения, для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся, органами исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Таким образом усматривается, что ВУЗ вправе заключить с организацией здравоохранения договор об оказании медицинских услуг. При этом образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинского работника. Условий об обязательном лицензировании помещения, выделенное для оказания медико-санитарной помощи законодательство не содержит.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

«Статья 41. Охрана здоровья обучающихся

1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

3. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. »

Законодательством Российской Федерации устанавливается порядок обеспечения прав детей на охрану здоровья, оказания детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей:

  • профилактику заболеваний;
  • медицинскую диагностику;
  • лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение;
  • медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями;
  • санаторно-курортное лечение детей.

Медицинское обеспечение в детских образовательных учреждениях и школах должны осуществлять медицинский персонал, находящийся в штате самого учреждения, или специалисты лечебно-профилактического учреждения.

Архитектурно-планировочные и конструктивные решения помещений медицинского назначения должны обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, обеспечивать условия для оказания медицинской помощи.

Требования к медицинским кабинетам

Медицинские кабинеты, осуществляющие медицинскую деятельность, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам согласно заявленным на лицензирование видам деятельности, работам и услугам.

Планировка помещений должна исключать возможность перекрещивания или соприкосновения «чистых» и «грязных» технологических потоков.

Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих и медикаментозных средств.

Межэтажные перекрытия, перегородки, стыки между ними и отверстия для прохождения инженерных коммуникаций и проводок должны обеспечивать непроницаемость для грызунов и насекомых.

Поверхность стен, полов и потолков должна быть гладкой, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.

В помещениях с влажным режимом работы, подвергающихся влажной текущей дезинфекции (процедурные, прививочные и другие помещения), стены следует облицовывать глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на всю высоту помещения. Для покрытия пола следует применять водонепроницаемые материалы. Потолки в помещениях с влажным режимом должны окрашиваться водостойкими красками или выполняться другими влагостойкими материалами.

Покрытия пола в медицинском кабинете не должны иметь дефектов (щелей, трещин, дыр и др.), должны быть гладкими, плотно пригнанными к основанию, устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен должны быть подведены под плинтусы, плотно закрепленные между стеной и полом. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть тщательно пропаяны.

Читайте также:  Фонбет процент с выигрыша

Допускается применение подвесных потолков. При этом конструкции и материалы потолков должны обеспечивать герметичность, гладкость поверхности и возможность проведения их влажной обработки и дезинфекции.

Требования к водоснабжению, отоплению, вентиляции и освещению

В медицинских кабинетах должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Системы отопления, вентиляции должны обеспечивать оптимальные условия микроклимата. Нагревательные приборы должны иметь гладкую поверхность, допускающую легкую очистку, их следует размещать у наружных стен, под окнами, без ограждений.

Помещения медицинского кабинета должны быть с естественной вентиляцией. Форточки, фрамуги оборудуют системами фиксации.

Медицинские помещения должны иметь естественное освещение. Уровень естественного и искусственного освещения должен соответствовать санитарным правилам и нормам для общественных зданий. Светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны иметь сплошные (закрытые) рассеиватели.

Для обеззараживания воздуха и поверхностей помещений в медицинских кабинетах применяется ультрафиолетовое бактерицидное излучение с использованием облучателей, разрешенных к применению в установленном порядке. Методы применения бактерицидного излучения, правила эксплуатации должны соответствовать гигиеническим требованиям и инструкциям по применению ультрафиолетовых лучей.

Требования к составу и площадям медицинских помещений

Детские дошкольные учреждения

Детские дошкольные учреждения, построенные по типовым проектам, должны иметь следующий состав медицинских помещений:

  • кабинет педиатра площадью 12 м 2 ;
  • процедурный кабинет площадью 8 м 2 ;
  • изолятор, включающий в себя:

– приемную площадью от 4 до 6 м2;

– палаты площадью от 4 до 12 м2;

  • санузел с местом для приготовления дезинфицирующих средств площадью 6 м 2 .

Медицинский кабинет должен иметь самостоятельный вход из коридора и располагаться смежно с палатой изолятора, который проектируют не менее чем на две инфекции. Палаты изолятора размещают только в изолированных помещениях.

Обратите внимание!

Использовать кабинет приема врача или процедурный кабинет как изолятор запрещено.

Общеобразовательные учреждения

Медицинский пункт общеобразовательного учреждения, построенного по типовым проектам, должен включать:

  • кабинет врача площадью не менее 14 м 2 ;
  • кабинет стоматолога площадью 12 м 2 ;
  • процедурный кабинет площадью 14 м 2 ;
  • кабинет психолога площадью 10 м 2 .

При медпункте необходимо оборудовать отдельный санузел.

Образовательное учреждение начального профессионального образования

Медицинский пункт включает:

  • кабинет врача площадью не менее 21 м 2 ;
  • процедурный кабинет площадью не менее 12 м 2 ;
  • кабинет зубного врача площадью 12 м 2 .

При медицинском пункте должен быть туалет на 1 унитаз с умывальником в шлюзе.

Специализированные образовательные учреждения

Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии

Медпункт предназначается не только для организации оздоровительно-профилактических мероприятий, но и для осуществления лечебной коррекционно-восстановительной работы, что требует расширенного состава помещений (в соответствии с профилем учреждения). Учитывая разнообразие заболеваний, сопутствующих основному дефекту, в школах-интернатах необходимо предусматривать ряд дополнительных медицинских помещений и специальное оборудование.

Во всех типах специальных общеобразовательных школ-интернатов должны быть:

  • физиотерапевтический кабинет со светолечением для всех воспитанников и водолечением для воспитанников с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата;
  • кабинеты или залы лечебной физкультуры;
  • логопедический кабинет.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям)

Приемное отделение размещают на первом этаже с обязательным самостоятельным выходом на участок.

Приемное отделение предназначается:

  • для проведения первичной санитарной обработки воспитанников;
  • для проведения медицинского осмотра и направления их при наличии показаний на лечение в стационарно-медицинское учреждение;
  • для оказания первичной психологической и медицинской помощи.

В состав приемного отделения входят:

  • санпропускник, помещение для первичного осмотра, кладовая для сбора одежды, бывшей на детях при поступлении в приют, дезинфекционная камера (при ее отсутствии используют камеру в близлежащих учреждениях), душевая, санитарный узел;
  • кабинет врачебного осмотра площадью не менее 12 м 2 ;
  • изолятор (не менее 2 палат площадью по 9 м 2 каждая);
  • помещение для обработки против педикулеза площадью не менее 6 м 2 ;
  • буфет-раздаточная с 3-секционной мойкой площадью не менее 6 м 2 ;
  • санитарный узел с ванной комнатой или душевой площадью не менее 8м 2 и помещение для одевания воспитанников площадью не менее 5 м 2 ;
  • раздевалка для персонала площадью не менее 5 м 2 .

В состав медицинских помещений должны входить:

  • кабинет врача-педиатра – площадью не менее 12 м 2 ;
  • кабинет психоневролога-психолога – площадью не мене 14 м 2 ;
  • кабинет психотерапии площадью не менее 18 м 2 ;
  • кабинет медицинской сестры площадью не менее 14 м 2 ;
  • процедурный кабинет площадью 18 м 2 ;
  • санитарный узел для персонала;
  • изолятор не менее чем на 2 палаты (не более чем на 2 койки каждая) с санитарным узлом.

Важно!

Медицинские помещения, помещения для сна и занятий детей следует изолировать от кухни и прачечной, чтобы избежать отрицательного влияния шума, высоких температур, влажности воздуха и запахов.

Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря

Все помещения, оборудование, инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений должна осуществляться не менее 2 раз в день с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению.

Читайте также:  Как узнать акционеров зао

Мытье оконных стекол должно проводиться не реже 1 раза в месяц изнутри и не реже 1 раза в 3 месяца снаружи.

Генеральная уборка должна проводиться по графику с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников. Генеральная уборка процедурных, манипуляционных кабинетов должна проводиться один раз в неделю с обработкой и дезинфекцией оборудования, мебели, инвентаря.

Обратите внимание!

Уборочный инвентарь должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ, использоваться строго по назначению, обрабатываться и храниться в выделенном помещении.

В помещениях ежегодно следует проводить косметический ремонт.

Текущие дефекты (протечки на потолках и стенах, следы сырости, плесени, трещины, щели, выбоины, отслоившаяся облицовочная плитка, дефектов напольных покрытий и др.) должно устраняться незамедлительно.

К сведению

В период проведения текущего или капитального ремонта функционирование медицинского кабинета должно быть прекращено.

Изделия медицинского назначения однократного применения после дезинфекции утилизируются в установленном порядке.

Изделия медицинского назначения многократного применения, которые в процессе эксплуатации могут вызвать повреждения кожи, слизистой оболочки, соприкасаться с раневой поверхностью, контактировать с кровью или инъекционными препаратами, подлежат дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации.

Требования к правилам личной гигиены медицинского персонала

Медицинский персонал должен быть обеспечен достаточным количеством комплектов сменной одежды: халатами, шапочками, масками, сменной обувью. Дополнительно в наличии должен быть комплект санитарной одежды для экстренной ее замены.

Стирка одежды должна осуществляться централизованно.

Медицинские работники обязаны мыть и дезинфицировать руки перед осмотром каждого ученика или перед выполнением процедур.

Медицинский кабинет должен быть оборудован аптечкой для оказания экстренной помощи.

Производственный контроль проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий

В целях защиты детей и учащихся от условно-патогенных возбудителей инфекционных заболеваний в образовательном учреждении должен осуществляется производственный контроль при проведении дезинфекционных и стерилизационных мероприятий, работ и услуг.

Производственный контроль предусматривает:

  • наличие в организации официально изданных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • назначение лиц, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля;
  • организацию лабораторно-инструментальных исследований;
  • контроль наличия в организации документов, подтверждающих безопасность и безвредность продукции, работ и услуг;
  • визуальный контроль уполномоченными должностными лицами за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, разработкой и реализацией мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

Производственный контроль проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий осуществляется на основании соответствующего раздела плана производственного контроля образовательного учреждения, включающего программу лабораторно-инструментального контроля. План производственного контроля разрабатывает лицо, ответственное за его организацию и проведение, а утверждает руководитель образовательного учреждения.

Критерии оценки качества проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в образовательном учреждении:

отрицательные результаты посевов проб со всех объектов внутрибольничной среды, в т. ч. контроль стерильности;

показатели обсемененности воздуха, не превышающие установленные нормативы;

отсутствие в помещениях грызунов и членистоногих, подтвержденное с применением субъективной оценки и объективных методов обнаружения.

Ответственность

Согласно ст. 55 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 04.07.2016) за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлена ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 100 до 500 руб.;
  • на должностных лиц — от 500 руб. до 1 тыс. руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 руб. до 1 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил установлена ст. 236 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 1 года.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментировать
221 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector