No Image

Не вписанный в полис каско

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Если Правила страхования , принятые каким-либо страховщиком, противоречат Гражданскому кодексу, то отказ в страховой выплате нелегитимен. Таким стал вердикт Верховного суда, опубликованный в обзоре ещё в январе 2013 года. Уменьшило ли это количество исков? Стала ли процедура получения компенсаций проще? Вынесенная в заголовок проблема была одной из наиболее острых и массовых среди причин для отказа в выплате страхового возмещения.

Рассчитать КАСКО – в 18 компаниях за 2 минуты

История проблемы

Почему автомобиль находится под управлением водителя, который не вписан в полис?

  • Страхователь – единственный водитель и владелец автомобиля. При заключении договора по незнанию не вписал себя в полис, полагая, что и так понятно, что управлять будет он.
  • Страхователь предположил, что допущение лиц к управлению ТС по полису ОСАГО автоматически распространяется и на КАСКО.
  • Страхователь по воле случая оказался не способным управлять ТС и передал руль третьему лицу.

До публикации указанного решения Верховного суда РФ страховщики напропалую отказывали в выплате компенсации, апеллируя к системе оценки рисков при подсчете стоимости КАСКО . Мол, заключая договор, мы учитываем опыт водителей, вписываемых в полис, и историю их аварий. Допущение случайного лица может сильно исказить реальную картину рисков. Так ли это на самом деле? Давайте разбираться:

  1. Во-первых, большинство агентов при заключении договоров составляет поимённые списки лиц, допущенных к управлению ТС. Само собой, столь скудная информация не может существенно повлиять на размер страховой премии.
  2. Во-вторых, страхователи, обращающиеся в суд для обжалования отказа, всегда получали страховую выплату.

Так что такой аргумент срабатывал только в отношении наивных или ленивых автовладельцев. Все же остальные не мытьем, так катаньем получали возмещение.

Сегодня лучше, чем вчера

В начале 2013 году Александр Григорьев, прежний генеральный директор «Ингосстраха», отмечал, что треть всех выплат по автострахованию – и ОСАГО, и КАСКО – приходилось на выплаты по судебным решениям. Во всех регионах суды практически автоматически становились и по-прежнему становятся на сторону потерпевших. Обзор Верховного суда РФ от 30.01.2013 расставил все точки над «i» не только относительно отказов в выплате, когда водитель не вписан в полис КАСКО, но и отказов в случае угона автомобиля с ключами или документами. Согласно этому вердикту, страховщик обязан возместить ущерб по КАСКО, даже если человек, управляющий ТС, не вписан в договор.

Основание: включение данного условия в договор страхования КАСКО противоречит нормам действующего законодательства России. Ни в Гражданском кодексе РФ, ни в каком-либо законе нет указания на то, что страховщик может отказать в выплате по причине отсутствия данных о водителе в договоре страхования. Как отмечается в постановлении Верховного суда, полис КАСКО покрывает риски повреждения автомобиля, а не по гражданской ответственности водителя. В свете отмены доверенностей на управление ТС разъяснения и позиция Верховного суда значительно усилили позиции страхователей в делах, связанных с имущественным страхованием.

Ремарка

На полисы ОСАГО действие данного постановления не распространяется. Страховая компания, выплатив компенсацию ущерба, причиненного вследствие ДТП, во время которого за рулем находился не указанный в полисе водитель, обязательно выдвинет регрессивное требование о возмещении понесенных убытков. Как решения Верховного суда отразились на фактической стоимости КАСКО можно рассчитать с помощью сводного калькулятора компаний .

Страховая компания отказалась выплачивать деньги по КАСКО жительнице Краснодара, так как в момент аварии за рулем был ее сын, не вписанный в полис. Суды разошлись во мнениях: первая инстанция посчитала, что личность водителя не имеет значения, но апелляция решила иначе, сославшись на правила КАСКО страховой компании. Спорную ситуацию удалось разрешить только Верховному суду.

Читайте также:  Что делает прокурор в суде

Страховщики не хотят выплачивать деньги своим клиентам по КАСКО и ОСАГО, если в ДТП попал человек, не вписанный в полис. Компании в таких ситуациях ссылаются на свои правила, которые являются неотъемлемой частью договора, заключаемого владельцем авто. С этим столкнулась и Лариса Борисова*. Осенью 2013 года она оформила годичное КАСКО на свой автомобиль "Хёндай Санта Фе" в СГ "УралСиб". В страховой полис кроме себя она вписала еще и своего мужа. Летом 2014 года сын Борисовой попал в аварию на ее машине, столкнувшись с "Мерседесом", виновником происшествия оказался водитель немецкого авто. Владелица кроссовера сразу обратилась в "УралСиб", чтобы получить страховое возмещение за ДТП, но ей отказали. Компания сослалась на то, что в момент аварии машиной управлял водитель, не указанный в договоре страхования.

Законные требования

Тогда автовладелица стала добиваться выплаты денег в судебном порядке. Она потребовала взыскать с ЗАО "СГ "УралСиб" страховое возмещение в размере 223 904 руб., неустойку за просрочку выплаты денег – 54 606 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами – 7769 руб., компенсацию за моральный вред – 20 000 руб., расходы на услуги представителя на сумму 12 000 руб. и потребительский штраф (дело № 2-5880/2015

Первомайский районный суд Краснодара по ходатайству ответчика назначил судебную экспертизу, чтобы оценить точную стоимость ущерба и соответственно страхового возмещения. ООО "Краснодарское агентство экспертизы собственности" провело это исследование и установило, что сумма должна составлять не 223 904 руб., а 192 860 руб. С учетом такого результата заявитель снизила размер своего иска до тех цифр, которые определила экспертиза.

Судья Екатерина Медоева посчитала, что требования Борисовой законны, и постановила их частично удовлетворить: взыскать с ответчика страховое возмещение в размере 192 860 руб., неустойку за просрочку выплаты денег – 10 000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами – 3000 руб., компенсацию за моральный вред – 2000 руб., потребительский штраф – 60 000 руб. и судебные расходы – 8990 руб. Таким образом, вся сумма составила 222 850 руб.

Нельзя ухудшать положение автовладельца

Страховщик обжаловал это решение в Краснодарский краевой суд. Апелляция не согласилась с выводами нижестоящей инстанции, сославшись на п. 2.5.2 Правил КАСКО, которые утвердил Генеральный директор "УралСиба". В нем прописано, что нельзя признать страховым случаем ДТП, если за рулем находился водитель, не указанный в полисе. Суд подчеркнул, что Правила КАСКО являются неотъемлемой частью договора страхования, который заключала Борисова. Апелляция отменила акт нижестоящей инстанции и отказала заявительнице (дело № 33-20241/2015).

С этим решением не согласилась уже страховательница и обратилась в Верховный суд. Судьи ВС согласились с тем, что правила КАСКО являются неотъемлемой частью договора страхования, но отметили: "Они не должны содержать положения, которые противоречат закону и ухудшают положение страхователя" (дело № 18-КГ16-73).

ВС пояснил, что отсутствие в полисе указания на водителя, который управлял машиной в момент ДТП, не освобождает страховую компанию от выплаты КАСКО владельцу автомобиля (п. 34 постановления Пленума ВС от 27 июня 2013 года № 20 "О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан"). "Тройка" Сергея Асташова отменила решение апелляции и отправила дело на новое рассмотрение обратно в Краснодарский краевой суд (прим. ред.на настоящий момент оно не рассмотрено).

Читайте также:  Пенсионный фонд мвд россии

Эксперты Право.ru: "Решение ВС повысит цены на КАСКО"

Светлана Бурцева, адвокат КА "Бурцева, Агасиева и партнёры", одобряет решение ВС и подчеркивает: "Будь то договор КАСКО или ОСАГО, страхуется риск наступления гражданской ответственности, а он не зависит от того, кто был за рулем автомобиля". Юрист отмечает, что аналогичную позицию ВС выразил и в отношении договора ОСАГО в Постановлении Пленума ВС РФ от 29 января 2015 года № 2 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Евгений Коротаев, руководитель страхового направления "Сравни.ру", говорит, что страховые компании объясняют свои отказы в таких случаях зависимостью риска ДТП от возраста и стажа водителя: "Молодой и неопытный автолюбитель должен покупать КАСКО по более высокой стоимости". Несмотря на то, что суды выносят решения в пользу граждан, эксперт считает не лишним внимательно изучить правила ПДД перед заседанием: "Если у вас тонированные стёкла, то страховая компания может придраться к этому факту, а суд, ссылаясь на него, откажет в выплате, так как автомобиль вообще не имел права передвигаться в момент страхового случая".

Подтверждает слова коллеги о поведении страховых компаний адвокат Антон Стусов и добавляет, что спорный вопрос напрямую влияет на прибыльность/убыточность автострахования в целом. Юрист опасается, что такое решение ВС приведет к повышению цен на КАСКО: "Страховые организации будут закладывать в стоимость полисов риски по управлению машиной лицами с минимальным водительским стажем или вообще без него". Стусов уверен, что больше всего пострадают самые опытные автолюбители: "Для них цена на КАСКО самая низкая, значит, и повысится существеннее всего".

*имена и фамилии изменены редакцией

В августе прошлого года я купил новый автомобиль. Сразу же в автосалоне оформил каско. Чтобы сэкономить на страховке, мы оформили автомобиль на моего отца, так как он живет в области, а я — в областном центре. По всем бумагам собственником автомобиля был он.

Полис каско тоже был оформлен на отца. В этом полисе есть пункт «Лица, допущенные к управлению». В нем указаны только ФИО моего отца. Моих данных там нет.

Раньше я был абсолютно уверен, что каско страхует автомобиль и не важно, что с ним случилось и кто был за рулем. Полез изучать законы и решения судов. После прочтения нескольких решений Верховного суда 2013 и 2017 годов так и не понял, что делать. Помогите разобраться, дорогая редакция.

Каско — это страхование автомобиля от любого вида ущерба, в том числе от ущерба, нанесенного по вине водителя, не вписанного в полис. Но страховые компании часто отказываются компенсировать урон, нанесенный не вписанным в полис водителем. Иногда они правы, а иногда нет. Все зависит от условий страхового полиса и факта ознакомления с ними клиента.

Что говорит Верховный суд

Сначала давайте разберемся с путаницей в решениях Верховного суда, которые вы упоминаете.

Читайте также:  Особые условия службы фсин

Есть ограниченный перечень случаев, когда страховая компания освобождается от выплаты возмещения:

  1. Клиент своевременно не сообщил о страховом случае.
  2. Клиент сам, умышленно, спровоцировал страховой случай.
  3. Страховой случай наступил из-за грубой неосторожности клиента.
  4. Страховой случай наступил из-за народных волнений, забастовок, гражданской войны или военных действий.
  5. Ущерб возник при аресте или конфискации имущества по решению органа государственной власти.

Как видите, в списке нет пункта вроде «Передача автомобиля лицу, не вписанному в страховой полис». Поэтому в 2013 году Верховный суд решил, что, даже если виновником ДТП был не вписанный в полис водитель, страховая все равно должна платить.

Но в 2017 году логика Верховного суда изменилась. Передача машины водителю, не указанному в полисе, это действительно не обстоятельство, автоматически отменяющее страховую выплату. Но вместе с этим у страховой компании есть право определять в договоре, какие случаи она страхует, а какие нет. Если страховщик заранее указал в договоре, что не отвечает за аварию не прописанного в полисе водителя, и клиент с этим согласился, подписав этот договор, то он не получит денег.

Теперь давайте разберемся, что вы можете сделать в данной ситуации.

Найдите правила страхования

При оформлении страхового полиса вашего отца должны были ознакомить с правилами страхования. Они могут быть в самом полисе, на его обороте или в виде отдельного документа. В последнем случае в полисе должна быть подпись вашего отца о том, что он эти правила получил.

В этих правилах может быть прописана примерно следующая фраза: «Не являются страховыми случаями и не покрываются страхованием события, произошедшие в случае передачи застрахованного транспортного средства другому лицу без письменного согласования со страховщиком». Такую формулировку Верховный суд признал законной.

Обратитесь в страховую за разъяснениями

В правилах страхования бывает сложно разобраться. Не стесняйтесь обратиться в страховую компанию за разъяснениями.

Вы написали, что страховая компания уже отказала вашему отцу. Она это сделала письменно или устно? Если устно, то уже это должно насторожить. Требуйте письменного мотивированного отказа: для этого ваш отец должен сам обратиться в страховую с заявлением. Зафиксируйте факт подачи заявления: попросите поставить штамп о получении на вашем экземпляре заявления или отправляйте его заказным письмом и сохраните почтовую квитанцию.

Обратитесь в суд

Если страховая компания не может назвать пункт, подтверждающий, что ваш случай не страховой, подумайте об иске в суд.

Если же вас признали потерпевшим, то страховая будет требовать компенсацию своих убытков с водителя, виновного в аварии.

Подготовить иск поможет профессиональный юрист. Мы писали о том, как найти хорошего. Дам еще один совет. На консультации с юристом спросите, на какую судебную практику он будет ссылаться. Если он скажет, что на обзор Верховного суда 2013 года, значит, он не разбирается в страховых спорах. Скорее всего, такой юрист вам не подойдет.

Расходы на юриста можно взыскать со страховой, но если не хотите тратиться, то можете подать иск сами. Мы писали, как выбрать суд для подачи иска. Также у нас есть статья про то, как составить иск. И пошаговая инструкция, как его подавать.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector