No Image

Новое в закупках по 223 фз

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Федеральный закон 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" определяет порядок закупок товаров, работ и услуг госкомпаниями на десятки триллионов рублей в год.

Обзор 223-ФЗ

223-ФЗ о закупках был подписан 18 июля 2011 года и вступил в законную силу 1 января 2012 года. 223-ФЗ состоит всего из 20 статей и занимает несколько десятков страниц.

На каждую страницу 223 закона приходится около 1 триллиона рублей закупок в год. Объем госзакупок по 223-ФЗ в 2017 году составил 37,4 трлн. руб., а на конец 2018 года – 16 трлн. Представляем 223 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями 2018 года, действующий и в 2019 году.

Потребность в регулировании закупок госкомпаний назревала давно. К этому моменту 94-ФЗ (предшественник 44-ФЗ), успел доказать свою эффективность, а после перехода на электронные торги, это стало вопросом времени.

ФЗ 223 о закупках устанавливает лишь общие рамки для заказчиков и участников и вызывает больше вопросов, чем дает ответов.

223 федеральным законом заказчикам представлена свобода в определении правил проведения закупок (тендеров), которые фиксируются в Положении о закупках. На май 2019 года зарегистрировано более 100 тыс. заказчиков по 223-ФЗ и 81 тыс. положений о закупках.

223 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями

Прошло 9 лет, как был принят 223-ФЗ о закупках. Последняя редакция 2018 года (от 28.11.2018) уже 26-я по счету, вступила в законную силу 9 декабря 2018 года. Эта редакция 223-ФЗ действует в 2019 году, пока не будут приняты новые поправки в 223 федеральный закон.

Несмотря на изменения, 223 закон часто критикуют, многие участники госзакупок им недовольны.

Читайте о планируемых изменениях в 223-ФЗ в наших новостях.

223-ФЗ о закупках

223-ФЗ о закупках принят для того, чтобы установить правила закупок для государственных компаний. Особенность работы компаний с долей государства в том, что они не работают полностью на бюджетных средствах, как государственные учреждения выполняющие социальные функции.

Госкомпании – это коммерческие организации, имеющие выручку от продажи своих товаров, работ и услуг, формирующую доходную часть. Также у них есть расходная часть, которая идет на заработную плату, аренду, закупки товаров, работ и услуг. Вот эти закупки и проводятся по определенным правилам, установленным ФЗ о закупках 223.

223-ФЗ определяет основные цели регулирования:

  1. Удовлетворение потребностей заказчиков в товарах, работах и услугах
  2. Эффективное использование денежных средств
  3. Расширение возможностей для участия для юридических и физических лиц в закупках и его стимулирование
  4. Развитие добросовестной конкуренции
  5. Обеспечение гласности и прозрачности закупок
  6. Предотвращение коррупции и других злоупотреблений

На практике этих целей достигнуть пока не удается. Конкуренция ограничивается большим количеством закупок у единственного поставщика, называемая “прочие способы закупки”, экономии пока не наблюдается.

Счетная палата уже неоднократно обращала внимание на такие нарушения, как необоснованное ценообразование и авансирование, вывод закупок из-под действия 223-ФЗ, бесконтрольное привлечение соисполнителей. Это противоречит самой сути закупок по 223-ФЗ и приводит к закручиванию гаек.

Закупки по 223-ФЗ в 2018 году претерпели изменения.

С 1 января 2017 года закупки унитарных предприятий переведены с 223-ФЗ на 44-ФЗ, что позволит добиться большей эффективности и экономии.

Расскажем о 223-ФЗ, что это, основные моменты 223-ФЗ для чайников и специалистов.

Преимущества 223-ФЗ

  • Не требуется обоснование закупок
  • Планирование закупок на 1 год
  • Не требуется обоснование начальной (максимальной) цены закупки
  • Указание товарных знаков в документации без обязательного эквивалента
  • Удобство малых закупок до 100 тыс. руб.
  • Требования к участникам, форма закупки, критерии оценки определяются заказчиком в положении о закупках

При умелом использовании преимуществ закона, заказчик по 223-ФЗ может быстро провести закупку у эффективного поставщика с учетом последних требований к опыту, квалификации, техническому предложению и т.п.

Какие заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ

  1. Государственные корпорации, такие как
    • Агенство страхования вкладов (АСВ)
    • Внешэкономбанк (ВЭБ)
    • Роснано
    • Росатом
    • Ростех
    • Роскосмос
    • Государственные компании, такие как
      • Роснефть
      • Транснефть
      • Сбербанк
      • ВТБ
      • РусГидро
      • Холдинг МРСК
      • Алроса
      • Аэрофлот
      • Субъекты естественных монополий
        • Газпром
        • РЖД
        • Почта России
        • Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах
          • Электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение
          • Водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод,
          • Обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов
          • Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП) до 1 января 2017 года
          • Автономные учреждения, а также хозяйственные общества с долей государства более 50%
          • Дочерние хозяйственные общества с долей юридических лиц (п. 1-6) более 50% (“дочки” госкомпаний)
          • Дочерние хозяйственные общества с совокупной долей дочерних юридических лиц п. 7 более 50% (“внучки” госкомпаний)
          • Бюджетные учреждения, как исключение из 44-ФЗ, в случае получения ими грантов, выполнения госконтрактов или собственных доходов

          Кто может участвовать в закупках по 223-ФЗ

          Участником закупки по 223-ФЗ может быть

          1. Любое юридическое лицо, независимо от:
            • Организационно-правовой формы
            • Формы собственности
            • Места нахождения
            • Места происхождения капитала
            • Любое физическое лицо
            • Индивидуальный предприниматель
            • Несколько юридических, физических лиц или ИП, выступающих на стороне одного участника

            Участники закупок по 223-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в положении о закупке и закупочной документации.

            Заказчик вправе установить требования об отсутствии участника закупки по 223-ФЗ в реестре недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ.

            На практике в госзакупках по 223-ФЗ участвуют в основном юридические лица и очень редко физические лица. Для иностранных компаний возможности участия также ограничены сразу по нескольким направлениям. Чаще всего они подают заявки от российских юридических лиц.

            Читайте также:  Как получить инн в липецке

            Положение о закупках по 223-ФЗ

            Поскольку 223-ФЗ о закупках детально не регламентирует закупочную деятельность заказчиков, то они обязаны определить такой порядок самостоятельно.

            Положение о закупках 223-ФЗ должно содержать:

            1. Требования к закупке
            2. Порядок подготовки и проведения закупок
            3. Способы закупки, условия их применения,
            4. Порядок заключения и исполнения договоров
            5. Иные положения по обеспечению закупок

            Заказчик обязан разместить положение о закупках в течение 15 дней с момента утверждения. Скачать образец положения о закупках.

            Положение о закупках заказчика является самым главным документом для поставщика по 223-ФЗ. Да, заказчиков десятки тысяч, но если некоторые из них вам интересны – рекомендуем внимательно изучить их положения, в какой форме они проводят закупки, за какие сроки объявляют, какие требования устанавливают.

            Официальный сайт госзакупок по 223-ФЗ

            Закупки по 223-ФЗ в обязательном порядке публикуются на официальном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru). Извещения и вся документация по закупкам доступны бесплатно, без регистрации и в полном объеме.

            Открытый конкурс по 223-ФЗ

            Извещение о проведении открытого конкурса по 223-ФЗ должно быть размещено за 20 дней до окончания подачи заявок. Такой срок представляется вполне достаточным для подготовке заявки. Однако, ниже мы отметим, что часто конкурсы переводят в иные виды закупок, у которых могут быть крайне короткие сроки для подачи заявок.

            Эффективно работать с закупками по 223-ФЗ позволяет система Тендерплан.

            Выигравшим открытый конкурс по 223-ФЗ признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора, в соответствии с критериями оценки.

            Электронный аукцион по 223-ФЗ

            Извещение о проведении электронного аукциона по 223-ФЗ также размещается на портале закупок.

            Выигравшим аукцион признается участник, который предложил самую низкую цену договора или самую высокую цену за право заключить договор, в случае, если цена в ходе аукциона была снижена до нуля и пошла вверх по отрицательной шкале.

            Аукционы в электронной форме по 223-ФЗ проводятся на десятках электронных торговых площадок. Для участия в них нужно получить ЭЦП для торгов и пройти аккредитацию. В первую очередь необходима аккредитация на Сбербанк-АСТ.

            Что такое иные способы закупки по 223-ФЗ

            Выше мы отмечали, что 223-ФЗ предоставляет заказчикам много свободы. И они могут злоупотребить этим сверх меры. Заказчики могут устанавливать в своих положениях иные способы закупки, кроме конкурса и аукциона и определять их порядок.

            Изобретены тысячи различных способов закупок, точное количество которых не может подсчитать даже Антимонопольная служба (по оценкам ФАС свыше 3500).

            Некоторые из видов закупок, напрямую не предусмотренных в 223-ФЗ:

            • Запрос цен
            • Запрос предложений
            • Запрос котировок
            • Конкурентные переговоры
            • Двух и трехэтапные конкурсы с предварительной квалификацией или без нее, переторжкой и т.д.

            Такое изобилие видов закупок представляет собой питательную среду для злоупотреблений.

            Приоритет российских товаров по 223-ФЗ

            Планы закупок по 223-ФЗ

            Заказчики обязаны разместить планы закупок на текущий год в единой информационной системе. Запрещается осуществлять закупки, не включенные в планы-графики. Вы можете ознакомиться с планами закупок по 223-ФЗ по ссылке.

            Помощь по 223-ФЗ

            Если вы испытываете затруднения с применением 223-ФЗ или пока не владеете положениями данного закона, вы можете обратиться к нашим специалистам. Мы с радостью обучим 223-ФЗ, предложим сопровождение или помощь по 223-ФЗ.

            С 1 июля 2018 года начинают действовать поправки, внесенные в 223-ФЗ. Они направлены на усиление контроля за деятельностью как заказчиков, так и поставщиков. Можно говорить о начале процесса сближения правил проведения закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Законодатель стремится уменьшить количество случаев злоупотреблений и противоправных действий при приобретении товаров и услуг.

            Важная информация для заказчиков

            Поправки в 223-ФЗ уже начали действовать. В связи с этим у заказчиков возник закономерный вопрос, по каким нормам проводить закупки сейчас, если положения о закупках еще не скорректированы. Соответствующее разъяснение дали Министерство Финансов и Федеральная Антимонопольная служба. Они опубликовали совместное письмо № АД/48543/18 от 27 июня 2018, в котором говориться о следующем:

            • Для всех заказчиков предусмотрен переходный период, за который они должны привести положения о закупках в соответствие с новыми требованиями законодательства. Он продлится до 1 января 2019 года.
            • Если после начала 2019 года в ЕИС будет располагаться положение, не соответствующее обновленным правилам, то оно будет признано неразмещенным. Соответственно, проводить процедуры по нему запрещено.
            • Закупки, размещенные в ЕИС до даты внесения коррективов в закон, завершаются по правилам, действующим ранее.

            В переходный период с 01.07.18 до 31.12.18 заказчики могут реализовывать закупки по старым положениям. С 2019 года за неисполнение обновленных требований заказчики будут привлекаться к ответственности.

            Конкурентные закупки

            Пунктами 2 и 3 статьи 3 обновленного 223-ФЗ вводится понятие конкурентной закупки. Таковой будет считаться процедура, отвечающая следующим требованиям:

            1. Информация о закупке сообщается путем публикации извещения в ЕИС или направления приглашения потенциальным поставщикам в соответствии с нормами статьи 3.5.
            2. Во время проведения процедуры обеспечивается конкуренция между всеми участниками.
            3. При описании приобретаемого объекта соблюдены все нормы статьи 6.1 223-ФЗ.
            Читайте также:  Жалоба в сро на подрядчика

            Конкурентные закупки, проводимые между субъектами малого предпринимательства, могут быть реализованы исключительно в электронной форме. Остальные процедуры проводятся при помощи ЭТП, если иное не установлено положением о закупках.

            Описание предмета закупки

            Пунктом 6.1 223-ФЗ в новой редакции регламентируются определенные правила описания закупаемого товара при проведении конкурентной закупки:

            1. В описании прописываются технические, функциональные, эксплуатационные и качественные параметры изделия.
            2. Запрещено указывать в описании объекта требования о поставке продукции определенного товарного знака, фирменного наименования, выпущенного в конкретной стране. Ранее установление таких требований считалось правомерным. По новым правилам это приравнивается к попытке ограничения конкуренции.
            3. Если указание товарного знака в описании объекта необходимо, то оно должно сопровождаться надписью «или эквивалент». Из этого правила есть несколько исключений, перечисленных в подпункте 3 пункта 6.1 статьи 3.

            Эти требования максимально приближены к нормам 44-ФЗ. Их несоблюдение будет признано нарушением законодательства, за что заказчик привлекается к ответственности.

            Правила проведения конкурентных закупок

            Подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 3 установлен перечень способов реализации конкурентной закупки. В него входят: конкурсы открытые и закрытые, аукционы, запросы котировок, запросы предложений. Нормами статей 3.2 – 3.6 установлены ключевые правила и сроки проведения таких процедур. Законодатель прописывает порядок осуществления нескольких ключевых этапов, общих для всех закупок:

            1. Запрос на дачу разъяснений документации участник подает не позднее чем за 3 суток до завершения фазы подачи предложений. Заказчик должен ответить в течение 3-х рабочих дней с момента обращения участника (п.3 ст. 3.2)
            2. Отмена закупки возможна лишь до окончания подачи предложений (п.5 ст.3.2). Информация об этом должна появиться в ЕИС в день принятия решения (п.6 ст.3.2). В иное время отмена возможна только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы.
            3. Изменение и отзыв заявки возможен в любой момент до истечения срока подачи предложений. Для этого заказчику направляется соответствующее уведомление (п. 11 ст. 3.2).
            4. Договор должен быть заключен в период между 10 и 20 днями с момента размещения в ЕИС финального протокола (п. 15 ст. 3.2).

            Регламентированные сроки публикации извещения в ЕИС будут зависеть от типа реализуемой процедуры. В статье 3.4 приводятся также особенности реализации таких процедур между субъектами среднего и малого предпринимательства.

            Процедура

            Срок публикации в сети извещения и документации

            Ссылка на 223-ФЗ

            Сроки размещения документации при реализации закупки среди СМП

            Ссылка на 223-ФЗ

            За 15 и больше суток до окончания стадии подачи предложений.

            Пункт 17 статьи 3.2

            Минимум за 7 суток до финиша стадии подачи предложений, если НМЦК менее 30 миллионов рублей. В противном случае, этот срок продлевается до 15 дней.

            Подпункт 1 п.3 ст.3.4

            Не меньше чем за 15 суток до даты окончания подачи предложений.

            Пункт 19 статьи 3.2

            При НМЦК меньше 30 миллионов рублей, документы должны появиться в сети не менее чем за 7 дней до конца срока подачи предложений. Для контрактов с большей НМЦК этот срок продлевается до 15 суток.

            Подпункт 2 п.3 ст.3.4

            За 5 и более раб. дней до конца срока подачи заявок.

            Пункт 21 статьи 3.2

            Минимум за 4 раб. дня до окончания периода подачи заявок. НМЦК при этом не может превышать 7 миллионов рублей.

            Подпункт 4 п.3 ст.3.4

            Не менее чем за 7 раб. дней до финала стадии подачи предложений.

            Пункт 23 статьи 3.2

            Не менее чем за 5 раб. дней до даты проведения процедуры. При этом НМЦК не может превосходить 15 миллионов рублей.

            Подпункт 3 п.3 ст.3.4

            Заказчики вправе устанавливать необходимость предоставления обеспечения заявки, если НМЦК контракта превышает 5 миллионов рублей. В извещении о закупке фиксируется его размер и порядок возврата. В пункте 26 статьи 3.2 приведен перечень обстоятельств, при которых возврат обеспечения не производится.

            В статье 3.3 223-ФЗ приведены ключевые правила реализации закупки в электронном виде. Дается определение электронной торговой площадки, необходимость получения аккредитации на ней участниками. Нормы проведения закупок среди субъектов среднего и малого предпринимательства подробно рассмотрены в статье 3.4.

            Информация о договорах, заключенных по итогам закупок, вносится в единый реестр. По новым требованиям пункта 2 статьи 4.1 фиксируются также данные о контрактах с единственными поставщиками, если закупка не была закрытой.

            Закрытые закупки

            В обновленной версии 223-ФЗ появилось четкое определение термину закрытая закупка. Ей признается аукцион, конкурс, запрос предложений или котировок, в том случае, если содержащиеся в документации сведения представляют собой государственную тайну. Это прописано в пункте 1 статьи 3.5.

            Порядок проведения закрытой закупки аналогичен тому, который регламентируется в статье 3.2 223-ФЗ с учетом некоторых особенностей. Информация о проведении такой процедуры не может быть размещена в ЕИС. Заказчик направляет индивидуальные приглашения поучаствовать в закупке двум и более потенциальным поставщикам, заинтересованным в заключении контракта. Заявка подается участником в запечатанном конверте, который не позволяет просматривать его содержимое.

            Читайте также:  Продажа алкоголя в грозном

            Требования к составу извещения

            Изменения коснулись и пункта 9 статьи 4, в котором приводится перечень данных, которые должны содержаться в извещении о проведении закупки. Обязательной информацией признается:

            1. Способ приобретения товаров и услуг.
            2. Реквизиты заказчика.
            3. Предмет договора. Теперь в извещение нужно включать не только объем закупаемых товаров или предоставляемых услуг, но и их описание в соответствии с нормами части 6.1 статьи 3.
            4. Место поставки продукции или оказания услуг.
            5. НМЦК контракта. По новой редакции закона можно устанавливать НМЦК в виде формулы расчета или максимальной стоимости единицы товара.
            6. Сроки предоставления документации о закупке
            7. Дата проведения процедуры и подведения итогов. Согласно подпункту 7 пункта 9 статьи с 1 июля 2018 года нужно будет указать в извещении не только дату, но и порядок проведения процедуры вскрытия заявок и подведения итогов.
            8. На заказчика возложены также обязательства прописывать в извещении адрес ЭТП при проведении закупки в электронной форме, а также иные сведения, установленные положением.

            Все изменения, вносимые в извещение должны найти свое отражение в ЕИС в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения.

            223 Федеральный закон о закупках с последними изменениями и комментариями представлен в таблице ниже, для того чтобы открыть нужную статью, нажмите на ее название.

            Толька самая необходимая информация из 223 ФЗ о закупках с последними изменениями, без которой не обойтись при участии в тендерах проходящих по 223 федеральному закону.

            Пройдя по ссылки ниже вы можете скачать 223 ФЗ с комментариями последней редакции в удобном для чтения формате. Мы всегда следим за всеми изменениями в законах и выкладываем для вас только самую актуальную информацию.

            Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» – Федеральный закон РФ, регламентирующий порядок осуществления закупок отдельными видами юридических лиц.

            Банковская гарантия по 223 ФЗ

            Согласно с 223-ФЗ, самым надежным методом обеспечить выполнение госконтракта, считается применение банковских гарантий. Являясь своего рода обязательством, а не системой взаиморасчетов между клиентом и финансовым учреждением, гарантии выступают в качестве инструмента. Его работа основана на том, что при неисполнении обязательств оговоренных контрактом, банк является гарантом, отвечающим за финансовую часть договора.

            Закупка у единственного поставщика по 223 ФЗ

            В соответствии с законом № 223-ФЗ под закупкой у единственного поставщика следует понимать способ осуществления закупок путём направления заявки одному единственному поставщику. Данная форма торгов является способом неконкурентного определения кандидата на заключение госконтракта и на практике в отношении такой процедуры могут существовать значительные коррупционные риски. Поэтому действующим законодательством накладываются существенные ограничения на возможность применение таких закупок.

            Штрафы по 223 ФЗ – таблица

            Одним из самых важных вопросов, для поставщиков, планирующих стать участниками закупки по 223 Федеральному закону и организаций, выступающих в роли заказчика, является ответственность, которую они понесут в случае невыполнения своих обязательств и предусмотренные штрафы по 223 ФЗ, предусмотренные за нарушения правил проведения закупки в рамках данного закона.

            Обеспечение контракта по 223 ФЗ

            На практике делового оборота принято устанавливать следующие способы обеспечения исполнения контракта: перечисление залоговой суммы на специальный счёт заказчика, а так же предоставление банковской гарантии. Действующая редакция Закона 223-ФЗ не требует обязательного установления обеспечения контракта, заключаемого на тендерной основе. Однако данное условие может применяться на усмотрение заказчика.

            Электронный аукцион по 223 ФЗ

            В отношении ряда организаций с 01.01.2012 г. в соответствии с законом 223-ФЗ устанавливается обязанность выбора поставщиков на основе тендера. Ключевым отличием данного Закона от Закона № 44-ФЗ является возможность выбора заказчиком форм осуществления закупок, а так же определение поставщика не только по критерию наименьшей стоимости, но и на основе прочих нестоимостных параметров (качество поставляемых товаров, услуг, деловая репутация, состав кадров, техническое оснащение и пр.).

            Обеспечение заявки по 223 ФЗ

            Давайте разберемся, что нужно знать об обеспечении заявки для участия в аукционах, конкурсах и тендерах по 223-ФЗ. Организация разнообразных аукционов, тендеров на государственные заказы и конкурсов преследует сразу несколько целей, а именно максимально эффективное распределение бюджетных средств, обеспечение доступности к государственным (и не только заказам) большого количества организаций и физических лиц и в целях формирования прозрачного рынка закупок.

            Запрос котировок по 223 ФЗ

            Федеральный рамочный закон 223 позволяет заказчикам самим выбирать виды конкурентных и неконкурентных процедур, которые нужны им для совершения закупок. Одним из самых известных и популярных способов закупок является запрос ценовых котировок.

            Запрос предложений по 223 ФЗ

            Запрос предложений по Федеральному закону №223 — один из распространенных способов осуществления закупок, к которому прибегают крупные организации. Запрашивая предложения поставщиков, заказчик заранее сообщает им о своей потребности в той или иной продукции, а также приглашает потенциальных контрагентов к соревнованию за участие в закупке. Договор подписывается с поставщиком, который наиболее соответствует требованиям закупщика.

            Комментировать
            0 просмотров
            Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

            Это интересно
            No Image Советы юриста
            0 комментариев
            No Image Советы юриста
            0 комментариев
            No Image Советы юриста
            0 комментариев
            No Image Советы юриста
            0 комментариев
            Adblock detector