No Image

Новый закон о продаже авто

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Данный документ внес существенные изменения в порядок регистрации в ГИБДД транспортных средств, в том числе при их купле-продаже между физическими лицами. Существовавший ранее порядок продажи автомобиля и последующей постановки его на учет новым владельцем существенно упрощается.

Основным нововведением стал отказ от требования предварительного снятия автомобиля с регистрационного учета перед продажей. Теперь, владелец автомобиля, мотоцикла или прицепа может продать автомобиль по договору купли-продажи, не обращаясь в ГИБДД и не получая регистрационные знаки «ТРАНЗИТ». Не требуется и заверение договора купли-продажи автомобиля юристом или нотариусом.

Обращение в ГИБДД потребуется только в том случае, если владелец решит сохранить прежние государственные регистрационные знаки продаваемого автомобиля для того, чтобы впоследствии установить их на новый автомобиль.

В этом случае ГИБДД примет старые государственные регистрационные знаки и выдаст новые, которые владелец установит на продаваемый автомобиль. Старые же знаки будут храниться в ГИБДД в течение 180 дней и их можно будет получить в этот период для установки на новый автомобиль (п. 42 приказа МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств").

Проще стало и купить автомобиль: теперь зарегистрировать его можно в любом регистрационном подразделении ГИБДД на всей территории Российской Федерации, независимо от регистрации владельца по месту жительства или месту пребывания (п. 24.5 приказа МВД РФ от 24 ноября 2008 г. № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств"). Также, необязательно при регистрации автомобиля менять старые государственные регистрационные знаки на новые, что экономически выгоднее для нового собственника — не требуется оплачивать госпошлину за выдачу госномеров.

У многих автовладельцев возникает вопрос — что произойдет, если в течение 10 дней с момента оформления договора купли-продажи автомобиля новый владелец не обратится в ГИБДД для внесения изменений в регистрационные данные. Такая возможность также предусмотрена в новом административном регламенте. В этом случае, прежний автовладелец имеет право обратиться в ГИБДД с заявлением о прекращении регистрации автомобиля (п. 60.4 административного регламента).

Более подробную информацию о том, как действовать при купле-продаже автомобиля, узнайте из нашей инфографики.

Новый закон о покупке и продаже подержанных автомобилей подготавливают власти России. Согласно ему, сегодняшний формат сделок в той форме, в которой он существует с договором купли-продажи и передачей наличных денег, просто сойдёт на "нет".

Что за новый закон?

Его ещё формально нет. Он только подготавливается. Инициатор законопроекта о купле-продаже б/у автомобилей – Минпромторг РФ. Структура пока разрабатывает нововведение, только затем оно будет внесено на обсуждение в Госдуму.

Читайте также:  Как перекрыть газовый кран

Главная суть проекта заключается в том, что будет невозможно продать машину другому человеку, минуя государство. Так законодатели пытаются решить проблему избегания продавцами налогов с продажи, указывая заведомо заниженную сумму в договоре купли-продажи.

Как будет работать?

Все достаточно сложно: власти хотя ввести специальных лицензированных дилеров, которые и будут являться посредниками между продавцом и покупателем подержанной машины, разумеется, иметь свою комиссию или тариф за свои услуги (но это не официальное подтверждение) и подтверждать сделку. Купля-продажа без участия таких посредников будет попросту незаконна, и машина не перейдёт в собственность покупателя при ином формате сделки.

Кроме того, сообщается, что сама продажа будет работать в аукционном режиме – то есть, государство, вероятно, возьмёт на себя ещё и функцию площадки для связи между продавцом и покупателем.

Давайте рассмотрим в сравнительной таблице, как было и как будет работать новый закон 2019 года!

Сравнение купли-продажи авто после нового закона

Как сейчас? Как будет?
Продавец решает избавиться от своего автомобиля и выставляет его на продажу на сайты объявлений или иным образом сам находит покупателя. Продавец решает избавиться от своего автомобиля и отправляется в офис лицензированного посредника, где вносит оплату (предоплату) за сделку, называет желаемую сумму продажи.
Продавец и покупатель связываются, проверяют машину и чистоту сделки, оформляют договор купли-продажи, покупатель передаёт деньги. Посредник выставляет автомобиль на аукцион, регулируемый государством, по результатам аукциона, машина либо продаётся, либо нет. В случае продажи посредник составляет договор, его подписывают участники сделки, продавец (и, возможно, покупатель) вносят полную оплату за услуги посредника.
Покупатель отправляется регистрировать машину на себя в ГИБДД. Вероятно, вопрос регистрации посредник возьмёт на себя. В этом случае для властей решится проблема избегания транспортного налога покупателем.

Также сообщается, что вполне вероятно, живой посредник будет заменён на электронный сервис полностью или частично, когда, например, сделка будет проходить под контролем живого человека, а вот сам аукцион будет автоматизирован.

Когда вступит в силу?

Ещё очень не скоро – скорее всего, не ранее середины 2019 года. Как мы уже упоминали выше, законопроект ещё находится на стадии разработки. После этого ему предстоит достаточно долгий путь чтений в Госдуме, официального опубликования, а также периода вступления в силу.

Читайте также:  Какие виды зарплат бывают

Но, главное, разработка технической базы – самого аукциона и проработка формальных вопросов оформления сделок – займёт, судя по истории таковых у правительства, немалое время.

Что случилось?

Минпромторг России анонсировал создание аукционов по продаже и покупке подержанных автомобилей. Сделки будут проводить лицензированные и аккредитованные дилеры, а продажа машин из рук в руки будет полностью запрещена. Как выяснили журналисты, чиновники уже разрабатывают соответствующий законопроект и скоро вынесут его на суд общественности и коллег из кабмина. Инициатива направлена на вывод рынка подержанных авто из тени с целью пополнения бюджета. Профит, который чиновники хотят получить от своей затеи на старте проекта, оценивается минимум в 20 млрд рублей в год. Откуда же появятся эти деньги?

Продал автомобиль? Поделись с бюджетом и дилером!

Как рассказали журналистам издания «Известия» в НТИ «Автонет», под контролем которой Минпромторг собирается реализовывать свой проект, любая сделка, проведенная через новую систему, букдет подлежать автоматическому налогообложению. Компания оценивает общий оборот рынка подержанных автомобилей в России в 3 трлн рублей в год. Поскольку никаких действенных инструментов для контроля за уплатой налогов в этом случае нет, то многие сделки проходят «всерую» — продавцы не платят налоги.

После перевода всех сделок на автоаукционную платформу бюджет сможет получать все положенные налоги и отчисления. Конечно, услуги самих дилеров также будут для автовладельцев не бесплатными. Ведь такие специалисты будут иметь государственный сертификат для участия в торгах. Фактически, это будут посредники между продавцами и покупателями, и обойтись без их услуг у автомобилистов не получится. Если такой порядок будет утвержден, поставить автомобиль на учет в ГИБДД можно будет только при наличии соответствующих документов от дилеров.

Будущий оператор платформы автоаукционной индустрии НТИ «Автонет» прокомментировал ситуацию так:

Вся инициатива этого проекта сводится к тому, чтобы вывести на рынок новые услуги. И автоаукционная деятельность в этом контексте получается принципиально новым продуктом, речь идет о вторичном рынке продажи автомобилей. Если в 2017 году объем рынка подержанных автомобилей составил около 3 трлн рублей, то ожидаемые потенциальные налоговые поступления составят от 20 млрд рублей в год. В числе плюсов: переход значительного объема продаж подержанных автомобилей из теневой зоны в прозрачную, улучшение экологической ситуации благодаря контролю за техсостоянием продаваемых машин, уменьшение количества несчастных и смертельных случаев ДТП за счет контроля уровня безопасности техники.

Сделка без права выбора

В Минпромторге журналистам сообщили, что пока окончательной редакции законопроекта нет, прорабатывается общая схема автоаукционной индустрии. Чиновники хотят обязать граждан использовать специальную электронную аукционную платформу (или несколько таких платформ), с помощью которой будет происходить реализация автомобилей дилерам. После чего купить подержанную машину любой желающий также сможет только у дилера. Прямых сделок между собственниками и покупателями не будет.

Читайте также:  Объявить тендер на закупку

Правда, чиновники уверены, что они стоят на страже интересов граждан, а не только хотят заработать на авто с пробегом. Среди преимуществ, в частности, названы:

  • прозрачная рыночная цена для покупателя;
  • справедливая оценка остаточной стоимости для продавца;
  • удобная и безопасная сделка с официальным дилером вместо рискованной продажи или покупки с неизвестным гражданином.

Ну а за все хорошее, как известно, надо платить. Правда, эксперты уже опасаются, что нововведение убьет конкуренцию и создаст на рынке машин с пробегом монополию государства.

Назад в прошлое или японский опыт

Оказывается, на идею чиновников натолкунула Япония. В марте замминистра промышленности и торговли Александр Морозов вместе с российской делегацией посетил Страну восходящего солнца, где ознакомился с опытом организации автомобильных аукционов. В результате стороны договорились о дальнейшем сотрудничестве с целью «последующего заимствования лучших зарубежных практик в этой области».

В Японии продать машину с пробегом можно только через специальный аукцион. Хозяин машины имеет право установить в начале торгов предельную цену, соответствующую рыночной цене. Но торги начинаются с минимальной суммы. Купить машину могут только японские дилеры, уплатившие ежегодный аукционный взнос. Дилеры повышают цену до тех пор, пока не победит один из них. Если хозяину цена не понравится, он имеет право отказаться от сделки.

Примечательно, что для России эта система также не в новинку. В СССР машины покупали и продавали через специализированные комиссионные магазины, которые также выступали посредниками. Без справки из такого магазина машину нельзя было зарегистрировать. Предприимчивые торговцы устроили на этом настоящий бизнес. Поскольку оформление через магазин занимало много времени и в день было разрешено проводить только определенное число сделок, справки попросту продавали. Стоимость исчислялась в процентах от цены машины и была довольно существенной.

Эксперты отмечают, что госрегулирование вторичного авторынка уже давно назрело, но необходимо создать прозрачные условия для всех сторон. А также разработать такой механизм, который даст гражданам право выбора и существенно не повлияет на стоимость автомобилей.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector