No Image

Нужно ли платить за мусор

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

В феврале собственникам частных домов в Московской области пришли странные платежки. В них поставщик электроэнергии «Мосэнергосбыт » выставили так же счета и за вывоз мусора. При этом «мусорная » часть платежки была начислена, исходя из взятых буквально «с потолка» данных о площади жилого дома. Более того, счета пришли и тем собственникам земельных участков, на территории которых жилых зданий вовсе не зарегистрировано, при том, что для расчета платежа использовались данные о площади дома.

Откуда взялись платежки за мусор? Законны ли они? Стоит ли платить по мусорно-электрическим счетам? Давайте разберемся.

Мусорная реформа в Московской области: что произошло с 1 января 2019 года?

С 1 января 2019 года в Московской области начала действовать новая схема обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО ). Описана она в «Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами», которые утверждены постановлением правительства РФ №1156 от 12 ноября 2016 года. А для Московской области все это конкретизировано в нескольких постановлениях регионального правительства и профильных министерств.

Согласно этим документам, территория Московской области разбивается на семь «кластеров ». В каждом из них (по итогам конкурса) появляется свой оператор по переработке мусорных отходов. Он собирает отходы, сортирует их, перерабатывает и вывозит на свалки.

При этом начинаться сортировка мусора должна уже на этапе его выброса жителями и накопления в контейнерах. Они (контейнеры ) для начала будут двух типов – синие и серые. В синие контейнеры необходимо складывать сухой, легкоперерабатываемый мусор (пластик , бумага, металл, стекло), в серый – «мокрый » мусор (пищевые и органические отходы). Вывозить его так же должны машины разных цветов.

Как утверждается, все это заметно усложняет сбор и утилизацию отходов. Плюс, из-за того, что в Московской области из-за протестов местных жителей закрылось несколько крупных полигонов ТБО, грузовикам с мусором приходится теперь ездить на большие расстояния. Результат, говорят нам, таков, что платить за вывоз мусора теперь надо больше.

Насколько именно больше – оценить сложно. Дело в том, что раньше собственники квартир оплачивали вывоз мусора в составе строчки «содержание и ремонт жилых помещений». И какая часть собранных по этой статье денег уходила именно за мусор, в каждом конкретном случае посчитать не просто. Что касается собственников индивидуальных жилых домов и земельных участков, то, по факту, в большинстве случаев за вывоз мусора они не платили ничего.

Теперь ситуация изменилась. Не с точки зрения фактического состояния дел, тут пока сложно говорить. Разноцветные контейнеры появились далеко не везде. Мусор, в подавляющем большинстве случаев, жильцы выкидывают так же, как и раньше. Без всякой сортировки. Вряд ли за пару месяцев радикально изменилось так же и на мусоросортировочных комплексах и полигонах.

А вот что изменилось сразу и очевидным образом – так это взимаемая с собственников недвижимости плата за услугу по вывозу мусора. Что происходит с многоквартирными домами, пока оставим в стороне. Хотя повсеместно обнаружилась проблема – появление отдельной строчки за вывоз мусора не привело к сокращению статьи «содержание и ремонт», за счет которой до 1 января финансировался вывоз мусора. Но ниже речь пойдет о частном секторе.

Как определяется размер платы за вывоз мусора для частного дома

Действующее федеральное законодательство оставляет за регионами выбор, каким образом рассчитывать норму образования мусора: исходя из количества проживающих или по площади помещения? В Московской области выбран принцип «исходя из площади жилых помещений».

То есть объем «производимого » домом или квартирой мусора привязывается к площади жилого помещения. Происходит это с помощью «нормативов накопления твердых коммунальных отходов», в которых так прямо и указано – сколько кубометров мусора производится на одном квадратном метре площади квартиры или частного дома. Ознакомиться с документом, которым в Московской области установлены нормативы для разных типов объектов, можно по этой ссылке — http://docs.cntd.ru/document/551766864.

Для индивидуальных жилых домов норматив составляет 0,087 м³ етра на квадратный метр площади. Плюс, отдельно учитываются крупногабаритные отходы – 0,027 куб. метров на квадратный метр площади. На вывоз крупногобаритного мусора нужен отдельный договор.

«Вычисленные » по нормативу объемы генерируемого жилым помещением твердых отходов затем умножаются на тариф, который установлен на вывоз одного кубометра мусора. При этом для каждого из семи региональных операторов тариф разный. Считается, что разница эта возникает из-за разных условий вывоза мусора, стоимости его переработки и «транспортного плеча» до полигонов твердых бытовых отходов (т .е. свалок).

Тарифы для каждого из семи мусорных операторов Московской области на 2019 года можно посмотреть здесь — http://docs.cntd.ru/document/551458125

Кроме того, для расчета стоимости вывоза мусора для жителей частных домов в настоящее время действует льготный коэффициент 0,7.

Таким образом, формула расчета объема годовой платы за вывоз мусор выглядит следующим образом:

Ст = S х T х N х 0,7

Ст – стоимость вывоза твердых коммунальных отходов (в год),

S – площадь жилого дома,

Т – утвержденный для мусорного кластера тариф,

N – норматив накопления твердых коммунальных отходов.

Однако не стоит сразу брать в руки калькулятор и начинать высчитывать, сколько же вам придется платить за свой дом площадью, допустим, 200 кв. м.

Дело в том, что наряду со ставками тарифов на вывоз мусора и нормативами его накопления утвержден так же «максимальный платеж» для дома в зависимости от его площади. Каким нормативным документом он прописан и долго ли будет действовать – не ясно. Официальных разъяснений на этот счет автору до сих пор не встречалось.

Тем не менее, цифры такие:

  • для домов площадью от 50 до 100 м² етров плата за вывоз ТКО составит 200 руб/мес
  • от 100 до 150 кв. метров – 400 руб/мес
  • от 150 до 250 кв. метров – 450 руб/мес
  • от 250 до 350 кв. метров – 500 руб/мес/

Для домов большей площади цифры можно посмотреть, например, здесь — http://tbo.mosreg.ru/tarify.

Таким образом, если посчитать по формуле плату по тарифу, нормативу и применить льготный коэффициент, то владелец дома площадью 200 кв. метров, допустим, в Истринском городском округе, должен платить 963,8 руб./мес. При этом предельный «максимальный платеж» для такого дома не может превышать 450 рублей.

Почему именно такая разница? Комментариев на этот счет у автора нет. Можно лишь предположить, что подмосковные власти, увидев получившиеся по тарифу цифры, просто поняли, что никто таких денег платить не будет. И решили сократить платеж, ну скажем, раза в два.

А как же фактический расход? Можно ли платить исходя из него? Ответ положительный. Да, можно. Чтобы платить исходя из фактических объемов образования отходов, собственникам частных домов предлагается использовать так называемые «выкатные » бачки для мусора.

Стоимость услуги по вывозу этих бачков рассчитывается исходя из фактического объема (объема мусорного бака) и тарифа. Регулярность вывоза – не реже, чем раз в неделю (этот момент специально уточнен на сайтах региональных операторов). Бачки должны быть стандартных размеров. И их должно быть два – серый и синий. Покупать бачки их нужно у тех самых операторов. Как утверждается – по «себестоимости ».

Посчитать, сколько это будет стоить, можно с помощью калькулятора, размещенного на сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области. Выглядит он следующим образом.

Как снизить сумму платежа за вывоз мусора от частного дома?

Платежки за мусор собственники частных домов Московской области получили от «Мосэнергосбыта ». Энергокомпания в данном случае выступает в качестве платежного агента «региональных операторов».

При этом собственниками домов и земельных участков в подавляющем большинстве случаев платежи выставлены исходя некой «средней площади» жилого дома в Московской области. Она, по мнению «Мосэнергсбыта » и «мусорщиков » составляет 200 квадратных метров. Соответственно, плата за январь была начислена в размере 450 рублей (исходя из тех самых «максимальных платежей» на дом, о которых речь шла выше).

Желающим платить все-таки не по «среднему », а исходя из реальной площади, предлагается обращаться к «своему » региональному оператору, представлять документ, подтверждающий площадь дома. Впрочем, в какие сроки будет произведен перерасчет не понятно. Система пока не работает. По телефонам горячих линий получить конкретной информации невозможно. Операторы просят у позвонивших оставить их телефон и обещают, что с ними свяжется специалист и ответит на все вопросы. Естественно, никто не перезванивает.

Читайте также:  Декретный отпуск на украине

Много вопросов так же вызывает ситуация с начислениями платы за вывоз мусора собственникам земельных участков, на которых не зарегистрировано жилых зданий. Для такого рода объектов (участков без домов) нормативов на образование мусора в Московской области не установлено. Начисление в таких случаях платы за вывоз мусора, исходя из некой «средней площади» частых домов в Подмосковье, выглядит незаконным. Официальных разъяснений на этот счет, опять же, до сих пор дано не было.

Мусор по факту не вывозится. Можно ли вовсе не платить?

Вопрос более чем актуальный. Классический случай — деревня, никаких контейнеров никогда не было, и в январе не появилось. Однако собственникам домов от «Мосэнергосбыта » пришли платежки, в которых требуется заплатить по 450 рублей за вывоз мусора. Собственники возмущены – услуга не оказана, договоров на ее оказание никто не подписывал, а деньги требуют. И вот вопрос: можно ли не платить?

В официальных разъяснениях Министерства ЖКХ Московской области ответы на вопросы такого рода даны. Воспроизведем их:

Вопрос: Я не заключил договор с региональным оператором, почему я должен платить?

Ответ МинЖКХ МО: Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора.

В соответствии с Правилами обращения с ТКО если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора.

Вопрос: Может ли собственник отказаться от заключения договора с региональным оператором?

Ответ МинЖКХ МО: Нет, не может. Об этом говорится в №89-ФЗ и в Жилищном кодексе.

В соответствии со статьёй 24.7 Закона № 89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключить договор с регоператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.

Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации говорит о том, что собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

Однако проблема фактического не оказания коммунальной услуги по вывозу бытовых отходов в том случае, если в населенном пункте не установлены контейнеры, тем не менее, остается. Чтобы по этому поводу не говорили власти Подмосковья.

В российских регионах, где «мусорная реформа» началась раньше, чем в Московской области, по такого рода делам уже успела сложиться определенная судебная практика. В частности, арбитражный суд Челябинской области рассмотрел спор прокуратуры и местного «мусорного » оператора. Прокуратура поддержала претензии жителей одного из населенных пунктов, которым начислялись платежи за вывоз коммунальных отхода при том, что контейнеров на улице деревни не было. «Мусорщики » с прокуратурой не согласились, и попытались оспорить представление прокурора в судебном порядке. Но неудачно.

Из него, в частности, следует, что вывоз мусора осуществляется согласно схемам, утвержденным органами власти. Они решают, где должна находиться контейнерная площадка. Они же отвечают за то, чтобы это место соответствовало необходимым требованиям. При этом, если домовладение не охвачено «схемой » вывоза мусора, то выставление его собственнику счета на оплату услуг по вывозу мусора является незаконным. Придя к таким выводам, челябинский суд потребовал от регионального оператора отозвать часть выставленных платежей.

Что это означает с практической точки зрения? Реестр мест накопления коммунальных доходов (т .е. контейнерных площадок) содержится в утвержденной правительством Подмосковья «территориальной схеме обращения с отходами». Посмотреть соответствующее постановление можно по ссылке http://mep.mosreg.ru/dokumenty/normotvorchestvo/normativnye-pravovye-akty-izdannye-ministerst/21-03-2018-12-07-29-postanovlenie-pravitelstva-moskovskoy-oblasti-ot-1

На страничке по ссылке надо скачать заархивированную папку с документами и найти среди них файл с названием «Таблица А.4 Места накопления отходов.pdf» Он находится в подпапке «Приложение А».

В таблице содержится перечень контейнерных площадок с указанием их адресов. Если в вашем населенном пункте контейнерной площадки нет, значит, можно предположить, что ваше домовладение «территориальной схемой» не охвачено.

Впрочем, насколько такой подход найдет поддержку в судах Московской области, сказать сложно. В любом случае, получается, что оспорить начисление за мусор, который фактически не вывозится, дело не простое.

С другой стороны, подмосковные власти обещают в течение первого квартала 2019 года провести ревизию контейнерных площадок и обустроить их в тех населенных пунктах, где их до сих пор нет.

И, все-таки, платить или не платить? Некоторые выводы

Первый вывод очевиден — система на сегодняшний день выглядит сырой и непроработанной. Каналы взаимодействия собственников объектов недвижимости и мусорного оператора фактически отсутствуют. Разъяснений получить невозможно.

Пока все это похоже на квази «налог », который замаскирован под «коммунальную услугу», от которой по факту, невозможно (очень сложно) отказаться. При этом услуга оказывается частными компаниями, получившими статус монополиста в пределах своего «кластера ».

Что делать? Наверное, стоит подождать с оплатой несколько месяцев. Неизбежна волна протестов против откровенно несправедливых и не законных условий сбора платежей за вывоз ТКО в частных домах. Правила, скорее всего, будут скорректированы. Может быть, какие-то платежи и оплачивать и не придется. Коммуникация, скорее всего, улучшится. Какие-то вопросы (корректировка площади, решение вопросы с незарегистрированными сооружениями) решить удастся проще, чем сегодня.

Для тех же, кто готов в судах и с привлечением жилищной инспекции — прокуратуры оспаривать начисления, можно сказать, что сырая и непроработанная правовая основа мусорной реформы в Московской области такие возможности дает.

Сегодня мы с вами будем копаться в мусоре. Знаете, доходит до смешного. Оказывается, многие думают, что мусор сам на своих ногах уходит умирать куда-то на край Земли. Некоторые сомневаются и спрашивают у Гугла: так всё-таки нужно ли платить за мусор?

Я как-то рассказывала, что в прошлом месяце мы снимали фильм о мусороперерабатывающем заводе. Это кино уже посмотрела Валентина Матвиенко и прочие нужные в хозяйстве персоны.

Ну, а пока фильм выполняет свои задачи и его транслируют в главных кабинетах страны, я поделюсь впечатлениями о съёмках и расскажу о том, зачем нам всем сегодня нужна переработка мусора.

Кого выкидывают на помойку?

Начинается ливень. Мы с оператором Александром Головиным выезжаем на первое интервью с директором Орловского мусороперерабатывающего завода.

Окна в авто запотели. Как-то совсем темно, пасмурно. Даже фото получаются унылые, серые и зернистые.

Но мы радуемся, что предстоит интересное знакомство. Тем более, что наслышаны о полезных и важных разработках Юрия Парахина, директора завода, кандидата технических наук, члена-корреспондента МАНЭБ.

Коллекция миниатюрной спецтехники в кабинете сразу расположила нас к обладателю автопарка.

Юрий Алексеевич увлечённо рассказывает про завод, про уникальные технологии. Про то, что жители города могут облегчить задачи переработчиков, если не будут хотя бы завязывать пакет с мусором.

А ещё мы узнали, что пустые пластиковые бутылки лучше утилизировать открытыми, то есть, тару и крышку нужно выбрасывать порознь.

Юрий Алексеевич говорит, что приходится иногда разгребать «разное». Я, конечно же, цепляюсь к слову, прошу уточнить, что он имеет в виду?

Он неохотно вспоминает, как однажды сотрудники в мусоре нашли тело младенца. Добавляет, что проводилось расследование и что «это уму непостижимо — выкинуть своего ребёнка на помойку.»

А мне приходит в голову мысль о том, что же творится там, на мусорных полигонах? Ведь они утрамбовываются десятилетиями…

Вся правда об орловских огурцах

В конференц-зале мы заметили макет завода. Вот так он должен выглядеть в идеале. Что-то не достроили пока, но, к слову, заводу только чуть больше года.

Зато теплицы уже работают. В прошлом году собрали первый урожай огурцов, выращенных за счёт собственного тепла на почво-грутовых смесях из вторсырья.

Правда, сначала, когда завод только запустили, по словам Юрия Алексеевича, мусора катастрофически не хватало.

Но указания сверху двигают даже горы. Горы мусора.

В своём послании Федеральному Собранию В. Путин отметил, что ежегодно в стране накапливается около 70 миллионов тонн мусора, а это значит пришла пора строить мусороперерабатывающие заводы.

И до 2024 года их должно быть не менее 200 по стране.

Так и сказал, да.

А ещё нужно закрывать полигоны, рекультивировать их и превращать в цветущие сады и детские площадки. Как в Германии, например, где фильтрат и ядовитые газы выводят с помощью целой системы коммуникаций. Но это, конечно, уже высший пилотаж.

Читайте также:  8 Метров это сколько этажей

Мусорный ветер

Вот взять полигон в той же Орловской области в районе Телецентра. Жительница деревни Башковка утверждает, что она и её соседи живут в аду.

Территория, обозначенная красным контуром, — это мусорный полигон.

— Тут как на пороховой бочке. Уже и жить тут нельзя. Сами понимаете, какие тут залежи, какая тут вредность. Все больные. Онкология. Медикаменты жгут. Вонь такая — вообще невозможно.

— А представляете, что сейчас весной будет? Растает снег, тут такая вонь, жижа! Всё это плывёт. Мы уже просто руки опустили. Мы не знаем, куда обращаться. И бесполезно. Куда мы только не обращались. И всё это снимали, и в прокуратуру отсылали… И никто нам не может помочь. И мы живём здесь как в аду. Если б они пожили бы на нашем месте, они бы тут по-другому совсем заговорили. У нас и документы есть, что плохая вода. Тут и земля у нас плохая. И что? Никому ничего. Так, прошло и толку нету. А весной сейчас всё начнёт разлагаться, течь, гнить. К нам приезжают и бегут отсюда: как хоть вы здесь живёте?

Жечь нельзя сортировать

У нас в стране сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, необходима ликвидация незаконных свалок и рекультивация старых полигонов.

С другой, экологи выступают резко против создания мусоросжигательных заводов. Ведь при сжигании мусора в атмосферу попадают ядовитые, токсичные вещества.

Есть ещё и третья сторона, о которой не принято говорить: российские реалии и раздельный сбор мусора. Сегодня у наших сограждан, к сожалению, отсутствует культурно-экологическое мышление.

Они выбрасывают всё вместе: и батарейки, и лампы, и ртуть, и электролиты, и клей, и медицинские препараты. Надо ли говорить, в какую ядовитую, «ядерную» смесь это превращается?

А на кухне в обычной хрущёвке на 4-х квадратных метрах едва ли можно поместить три ведра для сортировки отходов. Для Орла это нонсенс.

Впрочем, в Курске во дворах обычных панельных девятиэтажек друг с другом спокойно соседствуют контейнеры для раздельного сбора мусора.

Другой вопрос, все ли граждане по-честному сортируют мусор перед тем, как его выбросить? Многих, думаю, больше волнуют личные проблемы, чем какая-то там экология страны.

Что же делать, спросите вы?

Выращивать огурцы. И строить мусороперерабатывающие заводы, которые не требуют предварительной сортировки отходов.

Уникальные технологии местных рационализаторов

Технические и конструкторские решения Орловского мусороперерабатывающего завода без преувеличения можно назвать новой вехой в индустрии переработки отходов.

Это собственная уникальная технология, не имеющая аналогов в мире.

Все секреты раскрывать не буду, но чего стоит один только робот, распознающий тип отходов?

Ещё плюс — это полностью российские разработки, для которых не требуются поставки из-за рубежа. Оборудование, конструкторская и проектная документация изготовлены в Орле.

Стоит отметить и удивительную производительность. По словам Юрия Алексеевича, показатели лучшие по стране.

Цифры в деле

1.Обычный завод по обработке отходов из 100 тонн мусора может отобрать только 3-5 тонн вторсырья не очень хорошего качества.

Его потом будет тяжело продать. Не всякий перерабатывающий завод второй ступени захочет это купить. Источник существования у них опирается на тариф.

Орловский завод пошёл по другому пути – здесь отбирают по максимуму полезные фракции и потом продают по хорошей цене.

2. У обычного завода по обработке отходов до 93% мусора после сортировки всё равно уходят на полигон. Вот тебе и мусоропераработка, угу. Одно только название.

Проектные и технологические решения Орловского завода позволяют вообще уйти от полигонного захоронения, так называемых
«хвостов».

Как им это удаётся? Дело в том, что все отходы перерабатываются в готовые продукты.

3. В год завод способен переработать до 200 тысяч тонн мусора. Для сравнения один только печально известный Орловский полигон ТБО – а сегодня это незаконная свалка высотой в 30 метров – принимал ежегодно 140 тысяч тонн отходов.

А в регионе таких полигонов несколько. Плюс, несанкционированные свалки.

Полезные отходы

Макулатура, бумага, плёнка, полимерные изделия, чёрный и цветной металл, стеклобой, инертные материалы, древесные и пищевые отходы – всё это на конвейерах превращается в ценный ресурс.

Сначала сырьё попадает в барабан-грохот. Там в щадящем режиме, чтобы не повредить стекло, раскрываются пакеты. Результат — до 96% раскрытых пакетов.

Затем мусор делится по крупности. Мелкие фракции идут на почво-грунтовые смеси и технический компост.

Твёрдые коммунальные отходы проходят обработку: процесс обеззараживания ультрафиолетовыми лампами, а потом сепарация – мелкие частицы уходят в сторону.

Следующий этап – уже на конвейере идёт обработка озоном для того, чтобы уничтожить микоплазму бактерий и вирусы.

После этого происходит сортировка на 24 вида вторсырья. Одной макулатуры только 3 вида.

Юрий Парахин, директор мусороперерабатывающего завода:

— Чтобы сделать тонну бумаги из древесины, нужно 5 тонн древесины. Спилить, вывезти, обработать, убрать кору, ветки, превратить в стружку, несколько суток подвергать термической обработке при температуре в 100
°C. Это затраты теплоэнергии, электроэнергии, транспортные расходы, расход воды.

Как сделать бумагу из макулатуры? Погрузить в ёмкость с водой, через 4 дня она превращается в мезгу, затем проходит через сито. Потом в неё добавляют определённые компоненты и получают бумагу. Себестоимость такого картона до 8 раз меньше первичного сырья.

Или полимеры. Рассортировали, передробили: те же физико-химические свойства, те же эксплуатационные характеристики, и стоимость в несколько раз дешевле.

Здесь отбирается практически всё: камни, кирпичи, санфаянс, стекло, металл, пищевые отходы для получения гранул для кормления рыбы и домашней птицы.

Вот такой робот-сортировщик тестируется разработчиками сегодня. Он распознаёт отходы по химическому составу, цвету и объёму.

После этого передаёт информацию на автоматические манипуляторы, которые настроены на определённый тип вторичного сырья.

А то, что не поддаётся одной и двухступенчатой системам переработки, обезвреживают и уничтожают методом высокотемпературной термической деструкции.

Так используется rdf-топливо.
Кстати, это отличный вариант альтернативного топлива, которое покупают цементные заводы.

А что скажут экологи?

При этом ни газ, ни бензин, ни солярка не используются, а расходуют орловские рационализаторы только 8 киловатт электроэнергии в час, чтобы работали насосы и автоматика.

Завод «ЭКОСИТИ» ставит перед собой амбициозную и вполне посильную задачу — рекультивировать свалку и перейти на бесполигонное обращение с отходами в Орловской области.

В конце съёмок, уже не для камеры, Юрий Алексеевич озвучил свою мечту: чтобы быстрее наступили такие времена, когда люди на его производстве смогут трудиться в белоснежных одеждах. Он добавил, что работает над этим.

Я же совершенно не понимаю, зачем нужно тратиться на установку контейнеров для раздельного сбора мусора (какой-то дедовский способ), если можно успешно внедрять вышеописанные новые технологии.

В последнее время в интернете можно найти много информации о резком повышении тарифов на вывоз мусора как для жителей многоквартирных домов, так и для собственников частного домовладения, а также проживающих в сельской местности. Многие СМИ информируют о повышении в сотни раз платы за вывоз твердых отходов, порождая тем самым бурные обсуждения пользователей сети. В этой статье мы разберемся, какие новшества вступили с илу с января 2019 и сколько нам придется платить за мусор.

Основные понятия

В законодательстве, о котором мы расскажем далее, используются следующие понятия:

  1. Твердые бытовые отходы – ими являются отходы населения, образующиеся вследствие жизнедеятельности – приготовления пищи, уборки и мелких ремонтных работ, уборки придомовой и общей территорий, пришедшие в негодность вещи и предметы мебели и т.д.ТБО – это также отходы от отопительных устройств, мусор с дворовых площадок (листья) и т.д., образуются как из жилых помещений, так и из зданий общественного назначения (гостиницы, детсады и школы, организации общественного питания и т.д.).
  2. Твердые коммунальные отходы – в соответствии со ст. 1 Закона об отходах, это отходы из жилых помещений, вследствие потребления физическими лицами. Кроме того, к ТКО относятся и товары, утратившие потребительские свойства вследствие использования людьми в жилых помещениях в целях личных и бытовых нужд, а также мусор при уборке территории поселений (уличный смет, мусор после пребывания в общественных зонах, пляжах и т.д.).
Читайте также:  Охота в заповеднике статья

По сути, виды отходов схожи. Применительно к законодательству об обращении с отходами, оплачиваемом гражданами, следует учитывать тот мусор, который образуется непосредственно в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, граждане оплачивают вывоз и утилизацию ТКО – твердых коммунальных (бытовых отходов). Читайте подробнее о расчете, оплате и других вопросах обращения с ТКО.

Цель такого вопроса ясна – оплачивая коммунальную услугу по вывозу отходов, потребитель считает, что и остатки стройматериалов должны вывозиться в рамках предоставляемой услуги. Это не так. Мусор после ремонта не входит в понятие ТКО, поэтому граждане обязаны вывозить его самостоятельно, контейнеры возле наших домов предназначены только для бытовых отходов в результате жизнедеятельности человека.

Федеральный закон о вывозе мусора с 2019 года

Еще в 2017 году Президент России В.В. Путин поручил прокуратуре регулярно и тщательно проверять исполнение законодательства об обращении с отходами, особенно в сфере животноводства и вредного производства, где соблюдение правил утилизации особенно важно. В майских указах Президент отдельным пунктом указал необходимость полной ликвидации несанкционированных свалок до 2024 года. Во исполнение распоряжения первого лица государства прокуратурами предъявляются иски к администрации о ликвидации мелких и крупных свалок на территории городов, которые судами удовлетворяются.

Кроме того, еще в 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный изменения, но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.

На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:

  • федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, существенных изменений в который, за исключением общих правил действия лицензий и периодичности проверок лицензиатов, внесено за последний год не было. В данном законе утверждены требования к деятельности организаций, связанных с утилизацией отходов 1-4 класса опасности.
  • федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в который в 2018 были внесены некоторые поправки о создании автоматической системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, негативно влияющих на состоянии среды.
  • федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, согласно которому с 2018 года санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным надзорным органом, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством РФ.

Наряду с перечисленными, основным в рассматриваемой сфере является федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (многие его называют законом о вывозе мусора). В нем регламентированы правила учета, нормирования, отчетности и разграничения действий при вывозе мусора. Изменения в данный закон были внесены в 2018 году дважды – в июле и декабре, вступили в силу с января 2019. На основе закона действует Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», в котором раскрываются подробности норм закона и устанавливаются правила.

Правила обращения с ТКО, нововведения

Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
  • порядок их транспортировки;
  • порядок утилизации, безопасности захоронения и т.д.;
  • основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.

С января 2019 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько – это решается на местном уровне исходя из потребностей населения.

Размер тарифов также определяется местными властями, которые подготавливают схему обращения с отходами, которой должны придерживаться операторы, оказывающие свои услуги на основании заключенных с потребителями договоров.

Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.

Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.

Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом, и с этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.

В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.

Как заключить договор о вывозе мусора?

Составить его нужно по типовой форме, предусмотренной п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ, называться этот документ будет договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В нем должно быть указано следующее:

  1. Место, дата заключения.
  2. Наименование организации, являющейся региональным оператором, ее месторасположение и контактные данные, а также сведения о потребителе (паспортные данные, адрес проживания).
  3. Обязанности оператора, который должен принимать твердые коммунальные отходы в указанном месте и в объеме, предусмотренном договором. Кроме того, в документе должно быть указано на обязанность транспортировки, обработки, утилизации по цене утвержденного тарифа. Оператор также обязан сообщать информацию, необходимую потребителю (например, о времени вывоза, о полигоне, на котором будет происходить утилизация и т.д.).
  4. Обязанности потребителя оплачивать услуги в соответствии с тарифами и сроками, утвержденными договором, складировать мусор только в предусмотренных местах (то есть, на специальных площадках). Потребители также должны назначить лицо, которое взаимодействует с региональным оператором в рамках исполнения договора, не допускать повреждения контейнеров.
  5. Способ складирования: должно быть оговорено, куда помещается мусор, приготовленный для вывоза – камеры, контейнеры, пакеты, бункеры и т.д., их расположение согласно схеме.
  6. Срок действия договора (обычно до окончания лицензии или соглашения, согласно которому оператор является таковым).
  7. Обязанность оператора отвечать на жалобы, связанные с исполнением договора, заменять пришедшие в негодность контейнеры.
  8. Право оператора и потребителя производить сверку расчетов, вести необходимый учет вывозимого мусора. При несоответствии расчетов фактическим потребитель совместно с представителем оператора составляют акт в присутствии как минимум двоих незаинтересованных лиц, с применением видео, фотофиксации, после чего акт направляется по месту нахождения оператора с требованием устранить выявленные нарушения (копия – в муниципалитет). Оператор вправе написать возражения в случае несогласия. Если акт не подписан оператором в течение трех дней, он считается согласованным.
  9. Подписи сторон.

Типовая форма существовала и до 2019 года, но в ней присутствовал пункт об ответственности оператора за обращение с отходами с момента погрузки в мусоровоз в местах накопления, а бремя содержания контейнеров (мусоросборников) возле дома ложилось на собственников многоквартирного дома. Сейчас такого пункта нет.

В приложении должна быть схема расположения площадки для накопления мусора и подъездные пути к ней.

Кроме того, согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2019 года, не позднее 25 декабря накануне предстоящего года региональный оператор обязан направлять в органы местного самоуправления сведения о количестве размещаемых мусорных контейнеров и бункеров с указанием их объема, а также о местах, где эти емкости планируется разместить. Такие сведения необходимы для ведения единого реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, власти пытаются контролировать число мест организованного сбора мусора и в итоге предотвратить несанкционированные свалки.

Ознакомиться с реестрами мест (площадок) накопления ТКО можно на официальном сайте муниципалитета или на портале субъекта РФ. Реестр обязан содержать данные о технических характеристиках (количество контейнеров, месторасположение), их собственниках и т.д. К примеру, на сайте одного из районов Кировской области уже сформирован реестр, с которым может ознакомиться каждый житель.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector