No Image

Обязательный аудит для кфх

СОДЕРЖАНИЕ
174 просмотров
12 декабря 2019

Аудит сельскохозяйственных организаций

Сельскохозяйственная отрасль играет немаловажную роль в экономике страны, так как она обеспечивает население продуктами питания, а промышленность – сырьем. Продукция сельского хозяйства всегда пользовалась огромным спросом.

Производство продовольствия в достаточном количестве для жизнедеятельности людей определяет уровень жизни в стране. Поэтому социальная стабильность общества и состояние экономики в целом определяется эффективностью сельскохозяйственных предприятий, развитие которых контролируется государством. Государство поддерживает сельскохозяйственную отрасль, предоставляет различные льготы сельхозпроизводителям, к которым относится также льготное налогообложение сельхозпредприятий (налоги сельскохозяйственных предприятий устанавливаются по специальному налоговому режиму), привлекаются дополнительные инвестиции. Тем не менее, ухудшение платежной дисциплины, рост задолженности за поставленные товары перерабатывающим предприятиям и организациям торговой сети негативно отражается на производственной деятельности и эффективности сельхозпредприятий.

В сложившихся условиях особенно необходимо организовать правильный бухгалтерский учет (настроить 1С Бухгалтерии) в сельскохозяйственных предприятиях (сюда относится учет имущества, долгов, кредиторской и дебиторской задолженности). Эти факторы учитываются также при проведении аудиторской проверки предприятий сельскохозяйственной отрасли. Для эффективного проведения аудита сельского хозяйства следует обратить внимание, что устоявшаяся методика ведения бух.учета на сельхозпредприятиях применима прежде всего к промышленному производству, а на экономическую деятельность малых и средних сельхозорганизаций не рассчитана или применяется с большими ограничениями. Аудит сельскохозяйственных предприятий проводится по следующим основным направлениям:

— Аудит основных средств (сюда относятся также инвентаризация и учет поголовья скота и объектов незавершенного строительства);

— установление прав на землю, учет затрат на мелиоративные и другие мероприятия по восстановлению почв, лесных и водных объектов;

— проверка расчетов с поставщиками и покупателями, учет авансовых расчетов с учетом сезонности проводимых работ;

— аудит нематериальных активов (различные селекционные достижения, товарные знаки);

— проверка соблюдения налогового законодательства, налогообложения сельхозпредприятий;

— соблюдение требований и условий договоров поставок;

— аудит расчетов с сотрудниками;

— аудит совместной производственной деятельности;

— аудит операций с ценными бумагами.

Аудит сельскохозяйственных организаций начинается как правило с проверки правильности оформления первичной документации всех хозяйственных процессов и операций. При проверке сельскохозяйственных предприятий аудитор должен обратить внимание на сложные участки работы бухгалтерии сельхозпредприятия, предложить пути наиболее эффективного функционирования и учета, рекомендовать различные пути совершенствования экономики сельскохозяйственного предприятия. Аудит сельхозпредприятий и сельхозпроизводителей должен быть направлен не только на выявление и исправление ошибок и недостатков в бухучете и отчетности сельхозпредприятия, но и прежде всего на внедрение перспективных мероприятий, различных учетных и контрольных процедур, внедрение приемов экономического анализа, улучшение информационно-правового обеспечения. Только в этом случае будет достигнута успешная работа аудиторов.

Наша компания ООО «Аудит Эксперт» для ведения успешной аудиторской работы в предприятиях сельского хозяйства и отраслях, обслуживающих сельхозпроизводство, а также в предприятиях по дальнейшей переработке, транспортировке и реализации сельхозпродукции использует современный подход в направлении эффективной аудиторской проверки сельскохозяйственной отрасли.

Нашими специалистами накоплен огромный опыт, который позволяет не просто проводить проверку и экспертизу сельскохозяйственных организаций, но и анализировать ее экономический потенциал, разрабатывать практические рекомендации по привлечению дополнительных инвестиций и кредитов.

Мы учитываем все особенности сельскохозяйственного производства, соблюдаем регулярность, последовательность в работе по проверке сельхозпредприятий, в соответствии с требованиями законодательства в сфере сельскохозяйственной отрасли.

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

  • Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
  • Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
  • Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
  • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
  • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
  • Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Читайте также:  Не могу дописать до конца

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4% [1] .

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки [2] . Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2019 году (по итогам 2018 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

Читайте также:  Проверить штрафы в молдове

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

"Аудит и налогообложение", 2007, N 7

КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА

Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) установлены Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее – Закон N 74-ФЗ). В соответствии со ст. 1 данного Закона фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

До вступления в силу Закона N 74-ФЗ правовые основы создания КФХ определялись Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в соответствии с которым крестьянские (фермерские) хозяйства регистрировались как юридические лица. С вступлением в силу Закона N 74-ФЗ КФХ осуществляют деятельность без образования юридического лица (п. 3 ст. 1 Закона N 74-ФЗ).

Пунктом 3 ст. 23 Закона N 74-ФЗ установлено, что КФХ, которые были созданы как юридические лица до вступления в силу этого Закона, вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.

Налоговое ведомство разъяснило порядок приведения правового статуса КФХ в соответствие с частью первой ГК РФ на основании ст. 7 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". По сути, процедура приведения правового статуса КФХ в соответствие с п. 2 ст. 23 ГК РФ заключается в смене фермерским хозяйством статуса юридического лица на физическое, то есть последнему следует стать предпринимателем без образования юридического лица. Для такого перехода фермеру необходимо подать заявление по форме N Р27002 (утв. Приказом МНС России от 03.12.2003 N БГ-3-09/664 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств") в инспекцию по месту жительства и приложить к нему копию паспорта с записью о месте регистрации. На основании этого представители налоговых органов внесут сведения о фермерском хозяйстве в государственный реестр индивидуальных предпринимателей и одновременно исключат их из государственного реестра юридических лиц.

По мнению налоговых органов, смена правового статуса не освобождает от налоговых долгов, если таковые имеются (Письмо МНС России от 09.07.2004 N 09-0-10/2841 "О приведении правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Поскольку КФХ вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г., соответственно, глава фермерского хозяйства должен перерегистрироваться в предприниматели в любое время до этой даты.

Обращаем внимание, что с 6 октября 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской федерации, о признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее – Закон N 90-ФЗ). Этот Закон ввел в ст. 20 ТК РФ понятие "работодатели – индивидуальные предприниматели", на которых возлагаются почти все права и обязанности организаций-работодателей.

В соответствии со ст. 5 Закона N 74-ФЗ фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации, осуществляемой в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

К деятельности фермерских хозяйств применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не предусматривается законодательством РФ (п. 3 ст. 1 Закона N 74-ФЗ).

Таким образом, фермерское хозяйство не является юридическим лицом, но на него распространяются законодательные нормы, обязательные для юридического лица.

В связи с этим необходимо обратить внимание на поправки, которые внес Закон N 90-ФЗ в ТК РФ.

Согласно изменениям (ст. 1 ТК РФ) трудовое законодательство служит задаче правового регулирования отношений, непосредственно связанных с трудовыми отношениями, а именно отношений по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Шире и конкретнее стал перечень лиц (ст. 227 ТК РФ), участвующих в производственной деятельности работодателя. Помимо перечисленных ранее категорий граждан в этот перечень включены в том числе члены КФХ, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.

Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. В соответствии со ст. 4 Закона N 74-ФЗ граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.

Соглашение о создании фермерского хозяйства подписывается всеми его членами и должно содержать сведения:

1) о членах фермерского хозяйства.

Пунктом 2 ст. 3 Закона N 74-ФЗ установлено, что членами фермерского хозяйства могут быть:

– супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. При этом указано, что лишь по достижении возраста 16 лет дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства;

– граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек;

2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, о полномочиях главы фермерского хозяйства и порядке управления фермерским хозяйством.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона N 74-ФЗ один из членов фермерского хозяйства признается главой по взаимному согласию членов фермерского хозяйства;

3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;

4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и выхода из его членов;

6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

Фермерское хозяйство может быть создано и одним гражданином (п. 2 ст. 1 Закона N 74-ФЗ). В этом случае заключения соглашения не требуется (п. 1 ст. 4 Закона N 74-ФЗ) и этот гражданин является главой фермерского хозяйства (п. 1 ст. 16 Закона N 74-ФЗ).

По взаимному согласию членов фермерского хозяйства в него могут быть приняты новые члены на основании их заявлений, представляемых в письменной форме (ст. 14 Закона N 74-ФЗ).

Виды деятельности, осуществляемые КФХ

Члены фермерского хозяйства, исходя из собственных интересов, самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции. В п. 1 ст. 19 Закона N 74-ФЗ перечислены основные виды деятельности фермерского хозяйства: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

В п. 3 данной статьи подробно указано, что следует понимать под перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд. Это перевозки:

– произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;

– сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней;

– иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.

В целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов согласно ст. 20 Закона N 74-ФЗ фермерские хозяйства могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

Имущество фермерского хозяйства

Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности. Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между его членами.

Читайте также:  Гараж и машиноместо отличие

В состав имущества фермерского хозяйства могут входить:

– хозяйственные и иные постройки;

– мелиоративные и другие сооружения;

– продуктивный и рабочий скот;

– сельскохозяйственные и иные техника и оборудование;

– иное имущество, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 74-ФЗ членами фермерского хозяйства по взаимному согласию устанавливаются перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, и порядок формирования имущества фермерского хозяйства.

Общим имуществом членов фермерского хозяйства являются плоды, продукция и доходы, полученные в результате использования имущества фермерского хозяйства.

Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения, пользования и распоряжения этим имуществом определяется соглашением. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется его главой в интересах фермерского хозяйства.

При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства разделу не подлежат. В этом случае гражданин имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или, в случае если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке. Пунктом 2 ст. 9 Закона N 74-ФЗ установлено, что срок выплаты компенсации не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между его членами в соответствии с ГК РФ. На основании п. 3 ст. 8 Закона N 74-ФЗ фермерское хозяйство отвечает своим имуществом по сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства.

Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента его выхода из фермерского хозяйства (п. 3 ст. 9 Закона N 74-ФЗ).

Ведение бухгалтерского учета

Следует отметить, что несмотря на то что фермерские хозяйства, созданные как юридические лица, сохраняют статус юридического лица на период до 1 января 2010 г., специализированные формы бухгалтерской отчетности для них до настоящего времени не разработаны и не утверждены. В соответствии с Приказом Минсельхоза России от 20.01.2005 N 6 "Об утверждении Методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах" было принято решение в целях совершенствования бухгалтерского учета в агропромышленном комплексе (АПК) утвердить Методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Однако до настоящего времени они не утверждены. В Приказе Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (далее – Приказ N 34н) также отсутствуют какие-либо особые требования по составлению бухгалтерской отчетности для КФХ.

В связи с этим КФХ, являющиеся юридическими лицами, представляют бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке, то есть обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, предусмотренную ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон N 129-ФЗ) и Приказом N 34н.

Необходимо отметить, что фермерские хозяйства, как и другие сельскохозяйственные предприятия, вправе платить налоги в обычном порядке либо применять специальный налоговый режим для сельхозтоваропроизводителей, поскольку в п. 5 ст. 346.1 НК РФ указано, что правила, предусмотренные гл. 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей", распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства.

В то же время КФХ могут переходить на УСН и в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. При этом они ведут учет основных средств и нематериальных активов согласно законодательству РФ о бухгалтерском учете. Налогоплательщики, применяющие УСН, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.

Кроме того, КФХ как плательщики единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) согласно п. 8 ст. 346.5 НК РФ обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы данного налога, на основании данных бухгалтерского учета в соответствии с гл. 26.1 НК РФ.

Таким образом, организации, перешедшие на уплату ЕСХН, не освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета (Письмо Минфина России от 13.07.2005 N 03-11-04/1/9).

Ведение бухгалтерского учета КФХ осуществляющим деятельность без образования юридического лица, осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Минфина России N 86н и МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 "Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей".

Следует иметь в виду, что в целях обложения единым социальным налогом (ЕСН) согласно изменениям пп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, внесенным Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее – Закон N 137-ФЗ), с 1 января 2007 г. члены КФХ уже не приравниваются к индивидуальным предпринимателям, как это было ранее.

КФХ могут также в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" зарегистрироваться в качестве субъекта малого предпринимательства и представлять бухгалтерскую отчетность в утвержденном Правительством РФ порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности.

Порядок организации и ведения бухгалтерского учета по упрощенному плану счетов утвержден Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства". Эти Рекомендации предназначены для всех субъектов малого предпринимательства, независимо от предмета и целей осуществляемой деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением кредитных организаций.

Смена главы фермерского хозяйства

В п. 2 ст. 16 Закона N 74-ФЗ указано, что глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.

Полномочия главы фермерского хозяйства перечислены в ст. 17 Закона N 74-ФЗ. В соответствии с этой статьей глава фермерского хозяйства:

– организует деятельность фермерского хозяйства;

– без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

– осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;

– организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;

– осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

Члены фермерского хозяйства по взаимному согласию признают главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства в случае:

1) невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев;

2) добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий;

3) смерти главы фермерского хозяйства.

Смена главы фермерского хозяйства в первых двух случаях не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве (п. 3 ст. 18 Закона N 74-ФЗ).

Факт смены главы фермерского хозяйства должен быть зафиксирован в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства.

Прекращение членства в фермерском хозяйстве.

Как указано в п. п. 3, 4 ст. 14 Закона N 74-ФЗ, членство в фермерском хозяйстве прекращается в случае:

– выхода из членов фермерского хозяйства;

– смерти члена фермерского хозяйства.

Выход из членов фермерского хозяйства осуществляется на основании заявления, представляемого в письменной форме.

Согласно порядку, изложенному в ст. 22 Закона N 74-ФЗ, прекращение фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с ГК РФ, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правоотношения.

Споры, возникающие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

Фермерское хозяйство согласно п. 1 ст. 21 Закона N 74-ФЗ прекращается по следующим основаниям:

1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства;

2) в случае если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;

3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;

4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

Комментировать
174 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector