No Image

Оценивание детей в 1 классе

СОДЕРЖАНИЕ
1 просмотров
12 декабря 2019

Оценивание 1 класса

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Изменения, происходящие в содержании современного образования – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания.

Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки «отметочной» системы оценивания.

Традиционная пятибалльная система оценивания:

-не дает полноценной возможности для формирования у ребенка оценочной самостоятельности;

-затрудняет индивидуализацию обучения;

-имеет часто травмирующий характер.

Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения. В педагогической практике постепенно нарабатываются конкретные формы организации такой системы оценивания.

В основе данного подхода к оцениванию лежат следующие ключевые вопросы:

– каким образом оценивать

– что нужно учитывать при таком оценивании

Оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыки учащихся. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни должна быть оформлена столь же весомо, как и оценка навыковой стороны обучения. Если 90% оценочных суждений и действий учителя будет посвящено ЗУНам, и лишь 10% – творческим проявлениям ребенка, то ученики получают ясное сообщение: «Я вас ценю как исполнителей, точно следующих моим образцам и инструкциям».

Оценка творческих проявлений ребенка должна быть социально оформлена и представлена не только самому ребенку, но и учащимся, учителям других классов, родителям. Это могут быть сменные выставки, публикации в школьной газете, участие во всевозможных конкурсах. Может быть оформлена классная «газета» – «Тетрадь наших догадок, вопросов и открытий», где найдут социальное признание интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка.

Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества учащихся ( темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.

При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц, «Листов индивидуальных достижений», в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения – недопустимо, например, вывешивать в классе так называемый «Экран успеваемости». Оценки не должны становится причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.

Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания ( например, количество звуков в слове) и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки ( например, красота написания буквы). Критерии и формы оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.

Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Ребенок может выбрать сам ту часть работы, которую он хочет оценить, сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий.

Содержательное самооценивание неотрывно от умения себя контролировать. В обучении должны использоваться особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.

Оценка высших достижений ребенка (самый быстрый, самый аккуратный и т.п.) является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей, поэтому этот вопрос должен решаться очень осторожно и индивидуально.

Очень важно, чтобы «оценочная политика» была не просто принята на уровне школы, но и тщательно разработана. Одним из самых важных вопросов в этой области является вопрос о «стыковке» между начальной и основной школой. Если не будет выстроен специальный переход от способов оценивания в начальной школе к нормативному оцениванию в основной школе, дети пострадают от резкого перепада в оценочных взаимоотношениях с учителями.

В начале изучения вопроса о безотметочном обучении учителю желательно провести так называемую стартовую работу, цель которой – оценка начального уровня подготовки учащихся. Результат такой работы можно фиксировать по-разному: с помощью баллов, дробью, которая фиксирует отношение правильно выполненного объема работы к общему объему заданий, в процентах и т.д. В дальнейшем сравнение результата стартовой работы с результатом в конце изучения раздела поможет учителю зафиксировать «прирост» в умениях каждого ребенка.

Читайте также:  Как взять академ в колледже

Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с помощью особых условных шкал – «волшебных линеечек», напоминающих ребенку измерительный прибор. С помощью такой линеечки можно измерить все, что угодно. Например, учитель объясняет детям, что на самом верху линеечки может поставить «крестик» или «точку» тот ребенок, который все слова в диктанте написал без ошибок. Таким образом, ребенок ставит знак на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим. Затем учитель Ставит свой знак (крестик или точку) на той же «линеечке».Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Принципиальное отличие таких шкал в том, что они, благодаря своей условности, не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить, сделать предметом сравнения.

Можно оценивать промежуточные результаты обучения с помощью любого измерителя. Главное, чтобы эти формы фиксации были трудно переводимы в стандартные отметки, не могли суммироваться и накапливаться, не оставляли возможности сравнивать детей между собой.

О «Листах индивидуальных достижений» уже рассказывалось, поэтому я не буду их касаться еще раз.

Необходимо также выработать формы для оценки творчества и инициативы ребенка во всех сферах школьной жизни. Как уже говорилось выше, это может быть «Тетрадь открытий». Это классный альбом или книга, в которой фиксируются авторские записи детей, помогающие ученикам класса продвигаться в учебном материале. «Тетрадь открытий» может быть представлена тремя блоками: записи-догадки (вопросы, гипотезы, версии, мнения, выводы); записи-результаты письменных работ детей; записи-обобщения пройденного материала. Для того чтобы «Тетрадь открытий» стала действенным инструментом формирования ценности личностно значимого открытия, необходимо, чтобы для детей стали доступны критерии отбора материала для записи в тетрадь. Их учитель выделяет совместно с детьми, исходя из той ситуации, которая возникла на уроке.

Еще одним средством предъявлений собственных достижений ученика для их оценки является «Портфель достижений ученика», о котором мы тоже уже много говорили на методических объединениях. Умелое его использование предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы.

Многообразие средств, на мой взгляд, должно помогать решать главную проблему – обучения и воспитания Человека. Однако надо помнить, закармливая ребенка одними только пряниками, можно получить в результате аллергию на сахар – но никто не говорил, что антагонистом прянику является именно кнут, и уж тем более этими кнутами надо ребенка подгонять. Можно пройти по лезвию бритвы и найти ту меру, которая приведет к взвешенной, честной и при этом радостной и живой оценке учителями и родителями ученика, а учеником – себя. Оценка не должна работать кнутом, заставляющим учиться, как и не должна всегда быть пряником, за которым ученик бежит, забывая все на свете. Дети при адекватном оценивании быстрее научатся любить учение само по себе, потому что на свете мало вещей интереснее, чем постижение нового и собственный рост, и все перечисленные системы оценивания в комплексе могут помогать в воспитании этой любви и вкуса к учебе и развитию.

В первом классе дети не получают отметки. Это весьма сложно для родителей, привыкших к старой системе оценивания, становится невыносимым для первоклассника, ведь его дома уже запрограммировали, что он будет или должен получать в школе пятёрки, а получить их не удаётся целый год. Как всякий человек, ребёнок хочет быть замеченным и оценённым.Как же учителю стимулировать деятельность первоклассника при безотметочной системе? Об этом читайте в данной статье.

Скачать:

Вложение Размер
kak_otsenit_rabotu_pervoklassnika.docx 54.42 КБ

Предварительный просмотр:

Как оценить работу первоклассника?

В первом классе дети не получают отметки. Это весьма сложно для родителей, привыкших к старой системе оценивания, становится невыносимым для первоклассника, ведь его дома уже запрограммировали, что он будет или должен получать в школе пятёрки, а получить их не удаётся целый год. Как всякий человек, ребёнок хочет быть замеченным и оценённым.Как же учителю стимулировать деятельность первоклассника при безотметочной системе? Об этом читейте в данной статье.

Вопрос, касающийся оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки созрел довольно давно. Одним из направлений программы по улучшению содержания и структуры образования является поиск путей к безотметочному обучению в начальной школе.

Безотметочное обучение в 1-м классе уже давно не является неким экспериментом или министерскими рекомендациями. Факт отсутствия оценок в первом классе на данный момент является именно законодательным требованием, получившее оформление в министерских документах, которые существуют в современном мире. Данный вид обучения не породил волну несогласия и негативных эмоций, а был принят, как само собой разумеющийся факт. Ни для кого не секрет, что начало школьной жизни, поступление в первый класс, является большим событием в жизни как самого ребенка, так и его семьи. От того, как ребенок переступит порог первого класса, пройдет адаптационный период, зависит вся дальнейшая его учеба, общение с одноклассниками, а также взаимопонимание с учителями.

Читайте также:  Неявка на призывной пункт

Современные школьные психологи придерживаются мнения, что наиболее частая проблема, которая встречается в школе у детей, это тревога школьников по поводу контроля, боязнь необъективной оценки учителя и неадекватной реакции на нее одноклассников и родителей на результаты учебы.

Анализ новых подходов к контролю и оценке выявил вероятность сделать данный процесс более гуманным и радостным для ученика. Однако, какие бы новые способы не выдвигались к методам оценки и контроля знаний, в первую очередь, необходимо, чтобы учитель принимал и осознавал эти подходы, а также имел возможность перестраиваться в своей работе, иногда полностью изменяя свой стиль общения с учениками и манеру ведения урока. Учитель должен в корне видоизменить процедуру оценивания и свою позицию в ней: формировать оценивание как коллективное действие, постепенно передавая инициативу оценки ученического действия в руки самого ребенка.

Безотметочное обучение базируется на трех главных принципах:

  • отметка отменяется, а содержательная оценка работы максимально дифференцирована;
  • ученики приобретают от учителя четкие критерии самооценки;
  • самооценка школьника предшествует оценке учителя.

Дети вступают на порог школы с неодинаковым уровнем подготовки к обучению, с различным социальным опытом и психологическим развитием. В связи с этим, необходимо начинать со стартовой работы, цель которой заключается в оценке начального уровня подготовки школьников. (Результат: количество баллов за выполнение каждого задания)

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Безотметочная система оценивания в 1 классе

« Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха» В.А.Сухомлинский .

Одним из основных условий функционирования системы образования является качественная система контроля и оценки знаний.

Оцениванию не должны подвергаться личные качества ребенка. Все формы оценивания являются личным достоянием ребенка, и не являются предметом сравнения с достижениями других детей. Оценки не должны служить причиной наказания или поощрения ребенка со стороны учителя и родителей.

Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки. Отметка, полученная за выполненную работу, воспринимается как оценка его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе.

Поэтому безотметочная система оценивания в начальной школе способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия.

Безотметочное обучение представляет собой систему, в которой отсутствует балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности, отражает качественный результат процесса обучения, предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений и индивидуальную траекторию развития.

Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

текущие проверочные работы;

итоговые проверочные работы;

демонстрация достижений учащихся (портфолио)

Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курса.

Стартовая работа позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний».

Частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний или навыков указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода.

Отметки не выставляются, а качество усвоения и уровень знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:

– хорошо знает и может применить на практике полученное знание;

Все виды контрольно-оценочных работ (стартовая, текущая, итоговая) по учебным

предметам анализируются по отдельным знаниям и умениям.

Критерии определения уровня овладения знаниями и умениями:

– очень высокий уровень(ОВУ) – 95-100% выполнения;

– высокий уровень(ВУ) – 75-94% выполнения;

– средний уровень(СУ) – 50-74% выполнения;

– ниже среднего уровень (НСУ)- 30-49% выполнения;

– низкий уровень(НУ) – менее 30% выполнения.

Результаты анализа работ каждого учащегося оформляются на листе и доводятся до сведения родителей учащихся.

Приёмы безотметочного оценивания знаний и умений:

«Волшебная линеечка» – это отрезок, разделенный на высокий, средний или нижний уровни, который может быть расположен горизонтально или вертикально. Крайняя правая или верхняя точка – это высший уровень, который достигается, если задание выполнено максимально приближенно к образцу. «Линеечка» может содержать несколько шкал: правильность, аккуратность, красота, пропуск букв и т.п. На полях тетради ученик рисует «линеечку» и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. При проверке тетрадей учитель ставит крестик красного цвета в то место, где, по его мнению, он должен находиться. На начальном этапе желательно задавать только один критерий.

Читайте также:  Как дежурят врачи в роддоме

В оценочных суждениях необходимо придерживаться некоторых правил и не забывать о них, какой бы ребёнок не был перед вами:

Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой.

Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой, прикосновением.

Хвалить самого ребёнка, а не его работу, критиковать только исполнение.

Стараться в любой, даже в самой неудачной работе, найти маленький успех и искренне порадоваться ему вместе с ребёнком.

Ставить перед ребёнком цель, руководствуясь его особенностями, стремлением.

Слова , которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке: «Умница!», «Молодец!», «Отлично поработал!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Высший пилотаж!», «Тебя было приятно слушать!», «Оригинально!»

Фразы, которые позволяют поддержать ученика в ситуации неуспеха: «Ты можешь сделать лучше», «Ты меня очень огорчил этой работой», «Работа хуже, чем обычно»

Недопустимо использование при неверном ответе слов: «Неправильно», «Не думал», «Неверно», лучше сказать: «Ты так думаешь», «Это твоё мнение».

«-» – не справился с работой

Получилась часть работы.

Работа не получилась…

В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное. После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то лицо, которое соответствует выполненной работе. При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа.

У детей полоски или жетоны цвета радуги (маркеры или фломастеры) с соответствующим значением:

К – выполнил работу отлично

О – выполнил работу хорошо (незначительные недочёты)

Ж – выполнил работу, есть ошибки

З – выполнил половину работы

Г – выполнил меньше половины работы

С – выполнил незначительную часть работы

Ф – не справился с работой

У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики. В конце дня или изучения новой темы дети прикрепляют их на дерево:

плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

цветок – получилось почти все, дело прошло неплохо;

зеленый листик – не все получилось, но я старался;

желтый листик – не мог справиться с заданием, еще нужно работать.

«Лист учебных достижений» – таблица учета определенных знаний учащихся по разным предметам, который заведен на каждого ученика.

Это позволяет ребенку и родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого. Заглянув в эту таблицу, хорошо видны пробелы и родители становятся помощниками учителю. Наблюдения должны быть доступными для родителей и детей, от этого интерес к учебе повышается.

«Светофор»
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяю так называемый «Светофор». В первом классе предложила детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Знаю и понятно». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: « Немного что-то знаю». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: « Не понял!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Портфолио – это документ ученика, в котором отмечаются все индивидуальные достижения в результате многообразной деятельности

Самооценка ученика предшествует оценке учителя.

Если самооценка ученика совпадает с учительской оценкой, то таких детей педагог хвалит. Эти дети уже умеют делать важное дело – адекватно оценивать себя сами.

Особую осторожность вызывает та группа детей, которые обладают заниженной самооценкой. К такому ребёнку следует проявлять особую оценочную бережность: вообще не критиковать (по крайней мере в первые дни занятий), исправляя ошибки, акцентировать только успехи, вселяя уверенность. Слова-напутствия учителя: «Пожалуйста, будь к себе добрее».

Ученики с завышенной самооценкой нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания или в маленьком учительском тренинге. Например, как бы ты оценил работу, в которой допущено 3 ошибки? Ни одной ошибки?

Безотметочная система оценивания помогает ребёнку обрести адекватную самокритичность и уверенность в себе. Такое обучение активизирует самостоятельную деятельность учеников и учителя, нейтрализует детскую тревожность, создаёт условия для сохранения физического и психического здоровья учащихся и учителей.

Практическая значимость данного оценивания состоит в том, что:
1. Повышается уровень профессионализма учителей начальной школы в формировании умений самоорганизации младших школьников.
2. Повышается уровень сознательности, самостоятельности и активности младших школьников в учебной деятельности.
3. Повышается качество уровня обученности младших школьников, уровень воспитанности.
4. Формируется контрольно-оценочная деятельность школьников.
5. Сохраняется и укрепляется их физическое и социально-психологическое здоровье.

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector