No Image

Охрана земель лесного фонда

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Понятие и состав лесного фонда.

Основными законодательными актами, определяющими правовой режим земель лесного фонда, являются Земельный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ.

К землям лесного фонда относятся лесные земли — земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).

Лесные земли предназначены для выращивания лесов, продуктивного их использования и воспроизводства.

Нелесные земли — это участки, не занятые лесами и не предназначенные для выращивания леса. Они служат для устройства просек, дорог и т. д.
Нелесные земли делятся на участки, предназначенные для нужд лесного хозяйства и не имеющие такого предназначения: болота, каменистые почвы (россыпи), другие неудобные для использования земли.

Нелесная растительность

Лесное законодательство разграничивает понятия лесной растительности, которая включается в состав лесного фонда или в состав лесов, не входящих в лесной фонд, и нелесной растительности.
Нелесной растительностью признается древесно-кустарниковая растительность, произрастающая на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленных для нужд сельского хозяйства или предназначенных для этих целей. В их состав также входят земли, предоставленные для садоводства и личного подсобного хозяйства.

Допускается проведение рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, а также прочих рубок древесно-кустарниковой растительности.
Порядок лесоразведения на землях сельскохозяйственного назначения, ухода за древесно-кустарниковой растительностью, ее использование, охрана и защита, а также государственный контроль за использованием, охраной и защитой этой растительности определяются законодательством Российской Федерации.
Нелесная растительность может произрастать и на землях иных категорий, например на землях запаса.

Охрана земель лесного фонда

Лесные отношения — это специфические отношения, которые складываются в области использования, охраны, воспроизводства и защиты лесов как особого, своеобразного природного объекта окружающей среды.

Так как леса – неотделимая часть земельного фонда, охрана лесов взаимосвязана с охраной земель.

В соответствии с ЗК РФ правовая охрана земель представляет собой соблюдение правил рационального их использования. Установленный в законодательстве порядок использования земель предполагает их сохранение, восстановление и улучшение.

В содержание правовой охраны земель включаются правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения, сохранения и повышения плодородия почв, предотвращения их истощения, загрязнения и разрушения.

Цели охраны лесов:

Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков проводят мероприятия по:

• сохранению почв и их плодородия;

• защите земель от водной и ветровой эрозии, заболачивания, иссушения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления;

• защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

• сохранению достигнутого уровня мелиорации и др. мероприятия.

• Также леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, а также защите от вредителей и болезней леса.

Дата добавления: 2017-01-28 ; просмотров: 486 | Нарушение авторских прав

Охрана леса – одна из функций в организации и деятельности органов лесного хозяйства. Под охраной понимается:

1. организационные мероприятия проводимые органами исполнительной власти и лесного хозяйства по борьбе с пожарами, вредителями и болезнями леса;

2. в юридическом значении охраной считаются меры предупреждения в устранении нарушения права собственности, владения и пользования участками лесного фонда.

3. служба, которая называется государственной лесной охраной.

Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов закон возлагает на органы государственной представительной и исполнительной власти Федерации, субъектов Федерации, местные органы самоуправления, а также специально уполномоченные органы лесного хозяйства и охраны окружающей среды.

На лесхозы возлагаются следующие обязанности: осуществлять уход за лесами, проводить работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию ценных древесных пород, повышению плодородия почв, предотвращению водной и ветровой эрозии почв, заболачивания, засоления и других процессов, ухудшающих состояние земель; осуществлять рубку промежуточного пользования, если нет иного использования этих рубок; принимать меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов и проведению гидролесомелиорации избыточного увлажнения земель; строить дороги лесохозяйственного назначения; оказывать лесопользователям помощь в выборе способов воспроизводства лесов, обеспечении посевным и посадочным материалами и оплачивать в установленном порядке выполненные ими лесовосстановительные мероприятия.

Статья 92 ЛК РФ предусматривает, что леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушения установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, а также защите от вредителей и болезней. Охрана и защита лесов осуществляется наземными и авиационными методами лесхозами, базами авиационной охраны лесов и другими организациями.

Основы лесного законодательства предусматривают, что виновные лица за совершение нарушений лесного законодательства привлекаются к уголовной, административной, гражданской ответственности и возмещают вред, причинённый лесному хозяйству.

Уголовное правонарушение – преступление, представляет собой виновное общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее лесное законодательство и предусмотренное особенной частью УК РФ:

1. ст. 246 – нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ повлекших за собой причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия;

2. ст. 254 – порча земли – отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности;

Читайте также:  Если не дают чек за услуги

3. ст. 258 – незаконная охота;

4. ст. 260 – незаконная порубка деревьев и кустарников, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защищённых участках лесов всех групп и т.д.;

5. ст. 261 – уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд.

Административная ответственность в виде штрафа за лесонарушения установлена в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Ответственность представлена наибольшим числом составов:

1. незаконная порубка деревьев;

2. уничтожение или повреждение лесных культур, саженцев;

3. использование лесного фонда для самовольной застройки, устройства складов и т.д.;

4. самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор грибов, ягод, других плодов на участках, где это запрещено;

5. повреждение леса сточными водами, химическими веществами;

6. нарушение правил пожарной безопасности и т.д.

В качестве меры наказания предусматривается наложение штрафа. Штрафы подлежат взысканию по решению государственной лесной охраны и органов государственного контроля за состоянием лесов.

Гражданская ответственность в области лесных отношений может быть двух видов. В виде неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню. Второй вид ответственности носит деликтный характер. Он предусматривается за нарушение лесного законодательства. В свою очередь этот вид ответственности подразделяется на два подвида: таксовую и смешанную ответственность.

Заключение

Земли лесного фонда занимают более половины территории России (59%). Их общая площадь составляет 838 млн. га. Правовой режим земель лесного фонда во многом обусловлен правовым режимом расположенных на них лесов. В силу ст. 3 ЗК РФ к отношениям по охране лесов, вод применяется соответственно лесное и водное законодательство.

К земельным отношениям указанное законодательство применяется в случае, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Базовым актом лесного законодательства является Лесной кодекс, который, основываясь на конституционных нормах, устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.

При этом регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Нормы лесного права, содержащиеся в иных законах, в силу ст. 1 Лесного кодекса должны соответствовать лесному законодательству Российской Федерации. Такое понимание леса и его взаимосвязи с землей сложилось не сразу, оно на протяжении длительного времени претерпевало значительные изменения.

Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 г. и принятый вслед за ними Лесной кодекс РСФСР 1978 г. закрепили исключительную собственность государства на леса и предоставление их только в пользование, обособили регулирование лесных отношений от регулирования земельных, водных и горных отношений, что было изменено Основами лесного законодательства Российской Федерации 1993 г.

Размежевание земельного, лесного и других отраслей права имеет немаловажное значение. Согласно Лесному кодексу РФ:

лесное законодательство регулирует лесные отношения, т.е. распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд, и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью;

лесное и земельное законодательство регулирует отношения в сфере использования и охраны земель лесного фонда;

гражданское, земельное, водное законодательство, законодательство о растительном мире, соответствующие статьи Лесного кодекса регулируют отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно – кустарниковой растительности (ст. 5);

гражданское и иное законодательство Российской Федерации регулирует отношения по использованию различных видов лесной продукции.

Земельным и Лесным кодексами установлены параметры и пределы действия административного законодательства, законодательства о животном мире и т.п. В условиях перехода к рыночным отношениям необходимо четко отграничить разные виды отношений – земельные, лесные, имущественные и иные, обеспечить их законодательное регулирование в интересах рационального земле- и лесопользования, гарантировать права и свободы человека.

Лесной фонд находится в федеральной собственности. На основании федерального закона может допускаться передача части его в собственность субъекта Российской Федерации. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать на землях лесного фонда, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, охотиться. Однако это может быть ограничено на основе законодательства субъектов Федерации в интересах пожарной безопасности лесов или ведения орехово – промыслового, лесоплодового либо лесосеменного хозяйства.

Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с Лесным кодексом на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.

Земли лесного фонда подразделяются на лесные и нелесные (ст. 8 ЛК РФ). К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами).

К нелесным относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (просеки, дороги, сельскохозяйственные угодья), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (болота, каменистые россыпи и другие неудобные для использования земли).

На землях лесного фонда могут осуществляться различные виды лесопользования: заготовка древесины, коры, бересты, новогодних елок, живицы; сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор камыша, опавших листьев; проведение научно – исследовательских работ, культурно – оздоровительных, туристических и спортивных мероприятий.

Различают леса первой, второй и третьей группы. К первой группе относятся леса, основным назначением которых является выполнение защитных функций, и леса особо охраняемых природных территорий. Ко второй группе относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, леса, выполняющие оздоровительные и защитные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима пользования.

Читайте также:  Полиция и мвд в чем разница

К третьей группе относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Эти леса разделяются на освоенные и резервные.

Наиболее актуальный вопрос на сегодняшний день – это перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства или пользованием лесным фондом. Ежегодно десятки тысяч гектаров изымаются из земель лесного фонда для строительства дач, коммуникаций, для градостроительства, особенно в Московской и Ленинградской областях.

Перевод лесных земель в нелесные согласно Лесному кодексу осуществляется в лесах первой группы Правительством РФ, а в лесах второй и третьей групп – органом государственной власти субъекта Российской Федерации (но во всех случаях – по представлению федерального органа управления лесным хозяйством).

Таким образом, мною была проведена работа по теме правового режима земель лесного фонда. Я практически полностью ознакомился со всеми нормативно-правовыми базами, касающимися правового режима земель лесного фонда, также изъял информацию полученную при изучении такой дисциплины как земельное право, изучил специальную литературу и закрепил ,в итоге, полученную информацию при составлении курсовой работы.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

2. Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 № 136, принят Гос. Думой 28.09.01.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.01. № 195, принят Гос. Думой 20.12.02.

4. Лесной Кодекс РФ от 29.01.97, № 22 – ФЗ, принят Гос. Думой 22.01.97.

5. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.96, № 63 – ФЗ, принят Гос. Думой 24.05.96.

6. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Норма, 1997.

7. Земельное право. Учебник. Под ред. С.А. Боголюбова. Норма – Инфра. М., 1999.

Дата добавления: 2015-07-13 ; Просмотров: 1120 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Цена:

Авторы работы:

ИНЯКИНА МАРИЯ МИХАЙЛОВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА»

ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА

Правовая охрана земель устанавливает обязательные правила, (нормы) реализации всех остальных мероприятий, определяет права и обязанности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, государственных органов, других организаций и граждан, а также их ответственность. Именно четкое закрепление в Земельном кодексе Российской Федерации и федеральных законах предписаний, запретов и дозволений, направленных на охрану земель и, самое главное, на установление ответственности за нарушение правовых норм и позволяет успешно функционировать всей системе правовых, организационных, технических, научных, экономических и других мер, которые в совокупности называются охраной земель.

Понятие правовой охраны должно иметь законодательное закрепление, однако ни Земельный кодекс РФ, ни федеральные законы ничего подобного не содержат. Большинство авторов применяет определение, данное в ст. 100 Земельного кодекса РСФСР 1991 г.: « охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель на воспроизводство и повышение плодородия почв». Данное определение не противоречит действующему законодательству РФ и соответствует содержанию охраны земель, предусмотренному ст. 13 Земельного кодекса РФ, отмечается в литературе1.

1 Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. М., 2001. С. 71-72

Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности (ст. 12 Земельного кодекса РФ).

Правовую охрану земель можно отнести к межотраслевым принципам, т.е. принципам, охватывающим две или более отрасли права, преимущественно смежных, весьма близко соприкасающихся отраслей. Для данной группы принципов разрешительный тип правового регулирования является исход-ным2.

Правовая охрана земель – это охрана правовыми средствами, т.е. путем установления прав и обязанностей по отношению к группе государственных органов, предприятий, учреждений и граждан путем запретов, дозволений, путём поощрения заботливых собственников, арендаторов и наказания на-рушителей3.

Лес, являясь составной частью природной среды, важнейший элемент глобального экологического значения, состоящий из совокупности земли деревьев, древесно-кус-тарниковой растительности и иных видов растительности, микроорганизмов, других компонентов природы, в своем развитии биологически взаимосвязанных и влияющих на окружающую среду.

Лес – один из важнейших элементов, имеющий климаторегулирующее, почво- и

2 Волков Г.А. Принципы земельного права России. М.: Горо-дец, 2005. С. 66-67.

3 Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник. М.: Профобразование, 2004. С. 372.

водозащитное значение. Лесам принадлежит важная роль в сохранении почв и воды. Они восстанавливают атмосферу, поддерживают биологическое разнообразие растительного и животного мира, а также создают условия для удовлетворения как материальных, так и культурных потребностей человека1.

Однако государственное управление лесами, являющимися федеральной собственностью, в настоящее время практически потеряно. Как отмечает академик РАН А. Исаев, произошло резкое ухудшение состояния лесного хозяйства России. Прежняя система, основанная на Лесном кодексе РФ, разрушена, а новая не создана. До сих пор не решен вопрос о статусе низового управленческого звена – лесхозов, которые по-прежнему совмещают функции государственного управления с предпринимательской дея-тельностью2.

Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое и целебное значение. Велико эстетическое, а также рекреационное и научно-познавательное значение лесов.

Читайте также:  Закон об убийстве человека

Все это обусловило то, что Правительством РФ была разработана Федеральная целевая программа «Леса России», мероприятия которой были направлены на обеспечение рационального и неистощительного исполнения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала.

Учитывая многостороннее значение лесов, Программа имеет комплексную экологическую, лесохозяйственную и социально-экономическую направленность3.

Постоянное обновление земельного законодательства РФ, внесение в порядке законодательной инициативы и обсуждение проекта нового ЛК РФ, нарастающие общественные дебаты вокруг него обусловливают необходимость профессионального рассмотрения проблем охраны и использования

1 Иосифиди С.Д. Правовая охрана как элемент правового режима земель сельскохозяйственного назначения // Аграрное и земельное право. 2004. № 1. С. 81-86.

2 Исаев А. Россия уже имеет горький опыт приватизации лесов // Зеленый мир. 2002. № 9-10. С. 20.

3 Ерофеев Б.В. Указ. соч. С. 647-648.

земель лесного фонда, совершенствования земельного и лесного законодательств РФ на современном этапе4.

Все леса в нашей стране подлежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленного порядка лесопользования и других противоправных действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, а также защите от вредителей и болезней леса (ст. 92 ЛК РФ). Охрана и защита лесов осуществляются с учётом их биологических и иных особенностей и включают комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий5.

Осуществление мер по защите и охране лесов возлагается на Федеральную службу лесного хозяйства России и обеспечивается органами исполнительной власти субъектов РФ6. Так, лесопользователи и иные граждане и юридические лица, осуществляющие работы на участках лесного фонда и землях, граничащих с лесным фондом, а также лица, ответственные за проведение культурно-массовых и других мероприятий в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесов, за нарушение требований и правил пожарной безопасности несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от пожаров, предупреждения лесных пожаров и их тушения могут создаваться добровольные пожарные дружины7.

Охрана и защита лесов осуществля-

4 Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник. М: Высшее образование, 2005. С. 381.

5 Крассов О.И. Природные ресурсы России: Комментарий законодательства. М.: Дело, 2002. С. 664.

6 Положение о государственной лесной охране в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 г. № 850 // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3896.

7 Ерофеев Б.В. Указ. соч. С. 675-676 .

ются наземными и авиационными методами организаций Минприроды России: лесхозами, базами авиационной охраны лесов и другими организациями. Основными задачами охраны лесов от пожаров является предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение.

Правительство РФ, органы государственной власти субъектов Федерации, Минприроды России и его территориальные органы обеспечивают осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами привлекают для их тушения работников, противопожарную технику и транспортные средства коммерческих и некоммерческих организаций, а также население.

Органы государственной власти субъектов РФ, Минприроды России и его территориальные органы в необходимых случаях на период высокой пожарной опасности в лесах запрещается посещение гражданами лесов и въезд в них транспортных средств, а также проведение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда. Порядок привлечения граждан и юридических лиц к тушению лесных пожаров определяется органами государственной власти субъектов Федерации.

В целях предотвращения лесных пожаров, борьбы с ними, а также вредителями и болезнями леса органы государственной власти субъектов Федерации:

• организуют ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;

• обеспечивают готовность организаций, на которые возложена охрана и защита лесов, а также лесопользователей к пожароопасному сезону;

• устанавливают порядок привлечения населения работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных и других средств для тушения лесных пожаров, обеспечивают привлекаемых к работе граждан средствами передвижения, питанием и меди-

• предусматривают на периоды высокой пожарной опасности в лесах создание лесопожарных формирований из числа привлеченных к тушению лесных пожаров граждан и обеспечивают их готовность к немедленным выездам в случае возникновения пожаров;

• обеспечивают координацию всех работ по борьбе с лесными пожарами на территориях субъектов Федерации с созданием в необходимых случаях для этой цели специальных комиссий;

• обеспечивают проведение работ по борьбе с вредителями и болезнями леса и улучшению санитарного состояния лесов;

• запрещают пребывание граждан в лесах и осуществление лесопользования при проведении авиахимических, авиабиологических и аэрозольных мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса.

Граждане и юридические лица при осуществлении деятельности, которая может оказать или оказывает негативное воздействие на состояние лесов, обязаны проводить согласованные с территориальными органами Минприроды России и органами государственной власти субъектов Федерации технологические, санитарные и другие мероприятия по охране и защите лесов. Граждане и общественные объединения могут участвовать в обеспечении рациональн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector