No Image

Ошибки медсестры в работе

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Гиппократ утверждал, что хорошим врачом явля­ется тот, кто признается в ошибке. Обращаясь к своим коллегам, он говорил: «Если мы будем тре­бовательны к себе, то не только успех, но и ошибка станет источником знаний».

Советский терапевт и гематолог, академик АМН СССР И.А. Кассирский так писал о врачебных ошибках: «. ошибки – это неизбежные и печальные издержки врачебной дея­тельности, и единственно оптимальное в них то, что они помогают тому, чтобы их не было. Выявленные, признанные, они учат, как не оши­баться. Вот почему систематический анализ допу­щенных ошибок является необходимой предпо­сылкой для совершенствования медицинской по­мощи населению». Эго применимо и к сестрин­ским ошибкам.

Качество сестринских услуг в части безопасности не может быть признано удовлетво­рительным: научные исследования выявляют не­ желательные инциденты на госпитальном уровне оказания медицинской помощи медсестрами.

Важнейшими предпосылками к возникновению сестринских ошибок являются проблемы взаимо­действия между амбулаторным и госпитальным этапами и оказания медицинской помощи. Причины сестринских ошибок – дефекты обра­зования, низкая правовая и этическая культура медсестер.

Воздействуя на причины ошибок, можно улуч­шить качество медсестринской помощи. Не последнюю роль в появлении погрешностей в работе играют стресс, усталость, спешка, т.е. субъективные факторы, которые являются при­ чиной около 10% ошибок. Неправильная органи­зация работы, недостаток опыта, игнорирование пожеланий пациента, недооценка мнения коллег в разных сочетаниях становятся причинами почти каждой выявленной ошибки. [25; 47 ]

Сестринские ошибки анализируют с разных точек зрения:

• времени и места совершения;

• прогноза для здоровья и жизни;

• своевременности и правильности медицин­ских действий.

Профессиональными ошибками при оказании медицинской сестринской помощи являются:

v Ошибки при идентификации пациента;

v Сестринские ошибки в лекарственной терапии;

v Ошибки общего ухода.

Сестринские ошибки при идентификации пациентов

Идентификация — это процедура, которая позволяет установить, что человек с именем, фамилией и паспортом является данным лицом

В силу особенностей и высокого риска медицинских процедур пациенты обязательно должны быть идентифицированы:

· перед введением медикаментов, переливанием крови или препаратов крови;

· перед взятием крови и других образцов на клинические исследования;

· перед проведением диагностических или лечебных процедур;

· перед проведением хирургических вмешательств

Процесс идентификации может различаться в зависимости от:

v места нахождения пациента (стационарный или амбулаторный больной);

v состояния (в сознании, без сознания, адекватен, неадекватен);

v объема имеющейся на данный момент информации (идентификация по идентификационному браслету или по фотографии).

Сестринские ошибки в лекарственной терапии

Лекарственная помощь должна быть организована таким образом, чтобы нужный пациент:

· получил нужное лекарство;

· в нужной форме и нужной дозировке;

· препарат должен быть введен предписанным образом и в соответствующее время;

· контролировать влияние медикаментов на состояние пациента.

Сестринские ошибки общего ухода

У начинающих медсестер с небольшим опытом работы главная причина – психологический стресс и физическая перегрузка. У стажированных медсестер – невнимательность, небрежность, самодеятельность.

Анкетирование

С целью изучения мнения населения о качестве работы медицинских сестер было проведено анкетирование (Приложение А). Практическое исследование проводилось на базе терапевтического отделения ГУЗ « Узловская РБ» (пос.Дубовка).Группа респондентов среди пациентов составила 30 человек.

Для изучения мнения пациентов была разработана специальная анкета, которая включала 19 вопросов. Анкетирование проводилось в виде письменных ответов на вопросы, анонимно.

Результаты исследования:

1.Ваш пол?

Вывод: Группа респондентов составила 30 человек, из которых 20 человексоставили мужчины, а 10 – женщины. Преобладают лица мужского пола.

2.Ваш возраст?

Вывод:Основная возрастная группа составляет от 35 до 60 лет

3. Ваш социальный статус?

Вывод:50% респондентов являются пенсионерами.

На этом вводная ознакомительная часть анкеты закончена. В результате анализа был выяснен половозрастной состав респондентов и их социальный статус.

Следующая группа вопросов направлена на выяснение отношения пациентов к своему здоровью и оказание качественной медсестринской помощи.

4.Как часто Вы лечитесь в стационаре?

Вывод:59% респондентов проходили лечение в режиме круглосуточного пребывания.

5.Как Вы оцениваете отношение медицинских сестер во время пребывания в медицинской организации?

Вывод:70% респондентов удовлетворены отношением медицинских сестер во время пребывания в стационаре.

6. Удовлетворены ли Вы профессиональной деятельностью медицинских сестер?

Вывод:Профессиональной деятельностью медицинских сестер удовлетворены 87% респондентов.

7. Укажите, пожалуйста, каковы, на Ваш взгляд, причины неудовлетворительного качества работы медицинских сестер?

Вывод:Большинство респондентов считают ,что большая нагрузка и низкая оплата труда являются причинами неудовлетворительного качества работы медицинских сестер.

8. Как Вы оцениваете внешний вид медицинских сестер?

Вывод:78% респондентов оценивают вид медицинских сестер хорошо.

9.Имеют для Вас значение личностные (душевные) качества медицинской сестры?

Вывод: Для 83% респондентов имеет значение личностных (душевных) качеств. Все это говорит о том, что большинство пациентов желают общаться с высококвалифицированной, душевной медицинской сестрой.

Качество сестринской помощи в большей степени зависит от профессионального мастерства, добросовестности, дисциплинированности.

10.Оцените этико-деонтологическиекачества медсестер, оказывавших Вам медицинскую помощь?

Вывод:Большинство респондентовоценивают качества медсестер оказывавших им медицинскую помощь, как доброжелательность, милосердие, внимательность и тактичность.

11.Как Вы оцениваете профессиональное мастерство выполнения медицинских манипуляций (инъекции, перевязки)?

Вывод:60% респондентов удовлетворены профессиональным мастерством выполнения медицинских манипуляций.

12.Отдаете ли Вы предпочтение какой-либо одной медсестре, учитывая качество инъекций, перевязок, манипуляций, а также доброжелательное и внимательное отношение?

Вывод:85% респондентов отдают предпочтение какой-либо одной медсестре, учитывая качество инъекций, перевязок, манипуляций, а также доброжелательное и внимательное отношение.

13.Разъясняет ли Вам медсестра характер проводимой медицинской манипуляции, правила приёма лекарственных средств, назначенных врачом?

Вывод:90% респондентов ответили, что медсестра разъясняет характер проводимой медицинской манипуляции, правила приёма лекарственных средств, назначенных врачом?

14.Возникали ли у Вас конфликтные ситуации с медсестрами?

Вывод:93% респондентов указали, что не возникали конфликтные ситуации с медсестрами.

15. Оцените полученную сестринскую помощь в отделении?

Вывод:Большинство респондентов оценивают полученную сестринскую помощь как хорошо и удовлетворительно.

16.Как Вы оцениваете эффективность проведённого Вам лечения от момента поступления в больницу?

Вывод:50% респондентов оценили эффективность проведённого лечения как выздоровление лечения от момента поступления в больницу.

17.Удовлетворены ли Вы полностью оказанными услугами в медицинской организации?

Вывод: 83% респондентов полностью удовлетворены оказанными услугами в медицинской организации.

18.Рекомендовали бы Вы данную медицинскую организацию для получения медицинской помощи?

Вывод:80% респондентов рекомендуют данную медицинскую организацию для получения медицинской помощи.

19. Ваши предложения, пожелания по улучшению качества предоставляемых медсестринских услуг (вписать)________________________________________

Следующий показатель, который был выяснен при анкетировании – это как улучшить оказание медсестринской помощи. На что респонденты предложили для улучшения качества оказания медицинской помощи следующее:

Подводя итог по проведенному анкетированию можно сделать вывод, что психологическая эмоциональная сфера и качество жизни пациентов с различными заболеваниями, а следовательно, и само течение и исход заболевания зависит от того, насколько сильно пациент ощущает помощь и поддержку медицинской сестры.

Читайте также:  Задаток при аренде квартиры

На основании проведенной работы можно составить следующие рекомендации:

· Повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранение.

· Развитие новых организационных форм и технологий сестринской помощи.

· Совершенствование системы подготовки и использования сестринских кадров.

· Обеспечение качества сестринской помощи населению.

· Совершенствование системы управления сестринскими службами.

· Совершенствование правового регулирования использования сестринских кадров в здравоохранении.

· Повышение профессионального и социального статуса сестринской профессии.

· Обеспечение социальной защищенности сестринского персонала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Сестринское дело – составная часть системы здравоохранения, которая включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Сестринское дело охватывает физические, интеллектуальные и социальные аспекты в жизни в той мере, в которой они влияют на здоровье, возникновение болезни, нетрудоспособность и смерть.

Развитие сестринского дела требует, чтобы каждая медицинская сестра брала на себя ответственность за сестринскую помощь и располагала достаточными полномочиями для этого. Ответственность стала одним из основополагающих принципов «глобальной стратегии достижения здоровья всех» и имеет перспективное значение для профессиональной сестринской помощи. Медицинская сестра должна четко знать границы своих полномочий и меру своей ответственности.

Такая помощь должна предоставляться сестринским персоналам в учреждениях в здравоохранении и в любых других учреждениях, а так же на дому, иными словами, везде, где есть в ней потребность.

Необходимо создание многоуровневой системы управление сестринскими службами с рациональными распределение задач и полномочиями сестер- руководителей, начиная с главного специалиста по сестринскому делу Минздрава РФ, органов управление здравоохранение субъектов РФ и кончая старшой сестрой отделение учреждение здравоохранение.

Повышение качество сестринской помощи будет способствовать осуществление комплекса мероприятий по стандартизации, лицензированию, аккредитации и сертификация.

Разработка и внедрение стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала как в амбулаторно-поликлинических так и в больничных условиях должны обеспечит четкую организацию работы сестринских служб.

Культура сестринского дела, этические нормы поведения, уважение прав пациента должны стать основой профессиональной деятельности сестринского персонала во всех ее организационных формах.

Высокий профессиональный уровень качества сестринской медицинской помощи может сохраняться при условии хорошо функционирующей системы обучения, наличия профессиональной практики, контроля над проведением медицинских мероприятий и за деятельностью медицинского персонала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты:

1. Конституцию РФ;

2. Гражданский кодекс РФ;

3. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1;

4. Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 907 «О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью».

5. Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техничес­ком регулировании»;

6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (МЗ РФ) № 321 от 21.10.2002 г. «О введении в действие отраслевого стандарта «Порядок организации работы по формированию перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств».

7. Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей"

8. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года № 445-1

9. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"

10. Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-1 « О сертификации продукции и услуг»

11. Приказ МЗ РФ и Федерального фонда обязательного меди­цинского страхования (ФФОМС) №363/77 от 24.10.1996 г. «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации»;

12. Письмо ФФОМС от 5 мая 1998 г. № 1993/36.1-и «О методи­ческих рекомендациях «Возмещение вреда (ущерба) застра­хованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования»;

13. Федеральный закон № 128-ФЗ от 8.08.2001 г. «О лицензиро­вании отдельных видов деятельности»;

14. Приказ МЗ РФ № 314 от 9.08.2001 г. «О порядке получения квалификационных категорий».

Нормативно-технические документы:

15.ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

16. ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».

17. ГОСТ 7.0.5.-2008 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»

Книги и статьи из периодических изданий:

18. Островская И. В., Широкова Н. В. Основы сестринского дела; ГЭОТАР-Медиа – Москва, 2013. –283с.

19. Тульчинская В. Д., Соколова Н. Г., Шеховцова Н. М. Сестринское дело в педиатрии; Феникс – Москва, 2012. – 148 с.

20. Славянова И. К. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии; Феникс – Москва, 2014. – 230 c.

21. Вебер В. Р., Чуваков Г. И., Лапотников В. А. Основы сестринского дела; Медицина – Москва, 2013. – 299 c.

22. Яромич И. В. Сестринское дело и манипуляционная техника; Феникс – Москва, 2012. – 284 c.

23. Н. В. Алламярова, В. М. Алексеева // Проблемы стандартизации в здравоохранении. – 2015. – № 1-2. – С. 53-57

24. Бершадская, М. Б. Делопроизводство и документооборот в деятельности медсестры- руководителя / М. Б. Бершадская // Главная медицинская сестра: журнал для руководителя среднего медперсонала. – 2016. – № 1. – С. 21-31.

25. Ладыгина, Е. Е., М. Н. Михайловский // Медицинская сестра. – 2015. – № 5. – С. 47-48.

Электронные ресурсы:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Статьи по теме

В медицинской деятельности есть такие области работы, в которых существует высокий риск развития ошибок. Одно из таких направлений – работа медсестер с лекарствами.

В статье расскажем, как соблюдение правил идентификации пациентов позволяет снизить ошибки медсестер. Рекомендации по стандарту JCI.

Распространенность медицинских ошибок

В медицине есть несколько областей, где другая организация процесса может существенно снизить вероятность ошибок и причинение вреда пациенту.

Например, врачебные ошибки в назначении лекарственной терапии часто приводят к таким последствиям:

  • увеличение средней длительности госпитализации;
  • увеличение стоимости случая госпитализации;
  • причинение вреда здоровью пациентов.

Виды ошибок при работе с лекарствами со стороны врача могут быть самыми разными:

  1. Выбор неправильного лечения пациента или несоблюдение клинических рекомендаций.
  2. Врач намеревался назначить правильное назначения, но в силу самых разных причин пациент лечение не получил, либо получил его неправильно– не в той дозе, не в той лекарственной форме и т.д.
Читайте также:  Карта рассрочки икеа отзывы

☆ Методику, как отслеживать и предотвращать сестринские ошибки в работе с лекарствами, смотрите в журнале «Главная медицинская сестра»

По данным зарубежных исследований такие ошибки совершаются в отношении 4% госпитализированных пациентов. Это исследование было проведено в Гарварде: проанализирован огромный массив данных – более 30000 историй болезни.

В Российской Федерации исследования о распространенности не только ошибок лекарственной терапии, но и всех медицинских ошибок не проводились.

Ошибки медицинских сестер при работе с лекарствами

Большинство ошибок медсестер – это ошибки, связанные с врачебными назначениями.

Ошибки медсестер по этому направлению работы можно разделить на несколько групп:

  • 30% – ошибки дозировки. Например, медсестра взяла нету таблетку, неправильно приготовила медикаментозный раствор и т.д.
  • 9% – ошибки времени. Есть лекарственные препараты, для которых время введения не очень важно, но есть целый ряд лекарств, для которых это принципиально – это антибиотики, которые должны назначаться по часам, диуретики и целый ряд других лекарственных препаратов.
  • 21% – это ошибки способа введения, когда медицинская сестра неправильно подготовила препарат, выбрала неправильный растворитель, не объяснила пациенту, как принимать препарат, пациент забыл выпить лекарство, а медсестра за этим не проследила.
  • 35% – ошибки вследствие терапевтического дублирования препаратов.
  • 5% – ошибки лекарственного взаимодействия.

Очень показательно, что 58% этих ошибок является предотвратимыми событиями, т.е. теми инцидентами, которых могло не случиться, если некоторые процессы в медучреждении и процессы взаимодействия сотрудников были бы выстроены по-другому.

Образцы и специальные подборки стандартных процедур для медицинских сестер, которые можно скачать.

Правильная идентификация пациентов

Первый шаг, на котором медсестра может совершить ошибку –это правильная идентификация пациента

В рамках международных стандартов JCI правильная идентификация пациента обозначена как международная цель безопасности номер один. Это тот раздел, с которого начинаются международные стандарты.

Если на этом этапе происходит ошибка, она очень опасная и может стать фатальной.

Для медсестры при идентификации пациента важны 3 правила:

  1. Используется два основных идентификатора: фамилия, имя, отчество и дата рождения пациента.
  2. Идентификация пациента проводится ВСЕГДА.
  3. НИКОГДА не используйте номер палаты, как идентификационный признак.

Международные стандарты качества говорят о том, что прежде чем с пациентом что-то делать (вводить лекарственный препарат, брать кровь или измерять артериальное давление), медицинская сестра должна убедиться и посмотреть, кто перед ней находится, для этого она должна задать пациенту 2 вопроса:

  1. Назовите вашу фамилию имя, отчество.
  2. Назовите вашу дату рождения.

На первый взгляд, это требование кажется абсолютно естественным. Конечно, медсестра должна понимать, кто перед ней находится, тем не менее, масса ошибок случается из-за того, что медсестры этого не делают.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Пример: медсестра ввела лекарственный препарат не тому пациенту. В двухместной палате было две пожилых пациентки с разным назначенным лечением. Обе –с когнитивными нарушениями.

В конце дня медицинская сестра была уставшей и перепутала назначение. Назначение – переливание компонентов крови. Она начала переливание крови не тому пациенту, которому оно предназначалось.

На что нужно обратить особое внимание:

  • забор анализов крови;
  • переливание крови;
  • введение любых лекарственных препаратов;
  • проведение инструментальных обследований;
  • хирургические манипуляции и любые инвазивные процедуры;
  • рентгенография;
  • транспортировка пациента.

Медсестра никогда не должна использовать номер койки или палаты пациента, как идентификационный признак. Для того, чтобы избежать ошибок, нужно приучить сотрудников к тому, чтобы они не ориентировались на номер палаты при выполнении назначений.

Пример: Врач просит медсестру отправить пациента с третьей койки на рентген. Перед этим медсестра, которая работала в ночную смену поменяла пациентам койки, т.к. один из них ночью жаловался на то, что ему дует из окна. В результате медсестра направила на рентген другого пациента.

Чтобы ввести идентификацию по браслетам, следует закупить специальное оборудование, разработать СОП, утвердить форму браслета.

Как выполнить каждый этап и какие правила идентификации применять, читайте в рекомендации Системы Главная медсестра .

Как создать правильную модель идентификации пациентов

Соблюдение безопасности пациентов, их правильная идентификация, это модель поведения, которая должна всегда быть голове в медицинских сестер. Задача медучреждения– эту модель сформулировать и сделать так, чтобы так было всегда.

  • проверки по отделениям;
  • наблюдение за работой медсестер;
  • проведение обучения с персоналом;
  • разбор ошибок, которые случаются из-за того, что это требование не соблюдается.

Важно объяснить медицинским сестрам, как правильно проводить идентификацию.

Они должны задавать так называемые открытые вопросы –«Как вас зовут?»,«Назовите дату вашего рождения?», а также проследить, чтобы пациент ответил полностью.

Если медсестры будут задавать закрытые вопросы, например: «Ф.И.О. ваше?», то пациент, погрузившийся в размышления о своем самочувствии, своих близких родственниках и т.д. скажет –«Да».

В итоге, не получив нужного ответа, медсестра может перепутать пациентов и отдаст неправильную информацию врачу или сделает неправильное назначение.

Идентификационные браслеты

Во многих зарубежных клиниках пациенты носят идентификационные браслеты. Этот опыт начинают перенимать и некоторые медучреждения в РФ.

Это совсем недорогая закупка. Подойдут бумажные браслеты. Браслет дает возможность идентифицировать пациента в любом состоянии.

Например, если пациент приехал в отделение после наркоза, он не может ответить на вопросы медсестры или велика вероятность, что он ответит на них неправильно.

Для медицинских учреждений зонами риска являются: вероятность того, что пациент не сможет ответить на этот вопрос, либо будет путаться, например, в отделении неврологии, отделении психиатрии, отделении педиатрии. Это те отделения, где использовать браслеты целесообразно.

Ещё одним преимуществом системы идентификационных браслетов является то, что возможно введение цветовой кодировки. С помощью цвета браслета можно обозначить особые группы пациентов.

Например, в одной клинике выделено 3 особые группы пациентов, которых обозначают цветной кодировкой:

1. Браслеты для пациентов с аллергией красного цвета.

Когда браслетов нет, медсестра каждый раз должна не только должна провести идентификацию пациента, но и постоянно спрашивать пациента о наличии аллергии.

2. Зеленые браслеты для пациентов-однофамильцев.

Пациенты-однофамильцы встречаются во всех медучреждениях.

Поэтому, если медсестра видит, что у пациента зеленый браслет – это знак того, что пациент требует особого внимания т.е. еще раз нужно переспросить пациента и провести идентификацию.

3. Оранжевые браслеты для пациентов, склонных к падениям. Профилактика падений, которая связана с тем, какие лекарственные препараты получает пациент, сколько лекарственных препаратов получает пациент.

Особые случаи идентификации

Существуют особые случаи, когда действуют особые правила идентификации:

  1. Идентификация детей. Зачастую ребенок не может ответить на вопросы медсестры, поэтому их необходимо адресовать либо родителям, либо сопровождающим лицам.
  2. Идентификация пожилых людей.
  3. Идентификация людей с когнитивными нарушениями – пациентов отделений неврологии, после инсультов, с речевыми нарушениями.
  4. Пациенты реанимации. Особенно пациенты, которые находятся на искусственной вентиляции легких, которые не могут ответить на этот вопрос. В этом случае желательно, чтобы были идентификационные браслеты, если же этого нет, тогда те же самые вопросы необходимо адресовать медицинскому персоналу, который знает пациента.
  5. Прибывший пациент без сознания – идентифицировать его личность поможет бригада скорой помощи, которая его привезла.
Читайте также:  Перевод с миб на сбербанк

ТЕМА: Профилактика сестринских ошибок

Сестринские ошибки: проблемы и виды.

Культура организации как фактор профилактики сестринских ошибок.

Способы уменьшения риска осуществления сестринских ошибок:

Способы перемены отношения к сестринским ошибкам.

Само- и взаимодиагностика сестринских ошибок.

Сестринские ошибки: проблемы и виды.

Цель изучения сестринских ошибок – "прежде всего не навреди" – не подчеркивать вину медицинского работника, чтобы наказать, а показать, чтобы их не повторять.

Причины сестринских ошибок:

Человеку свойственно ошибаться. Поскольку исполнителями всевозможных вмешательств в состояние здоровья пациента являются люди – то ошибки неизбежны.

Деликатная профессия с большим многообразием подходов и взаимодействий и значительным элементом неопределенности.

Высокое моральное значение медицинской профессии в глазах общества, исключающее право на ошибку.

Классификация сестринских ошибок:

Несоблюдение деонтологических принципов ("не навреди", "информированного согласия", "уважения к жизни и достоинству" и др.)

При осуществлении технических, оперативных и инвазивных вмешательств.

Фармакологические, фармакогнозические ошибки.

Особенности морали и нравственности в характере и поведении медсестры.

Вследствие нарушения внимания.

2. Культура организации как фактор профилактики сестринских ошибок.

В целях уменьшения этических сестринских ошибок целесообразным является развитие культуры управленческого труда.

Рациональное распределение времени не может быть без четкого рабочего графика. Культура содержания рабочего места. Следует считать идеальным такой порядок, при котором на рабочем столе находятся лишь нужные документы.

Культура проведения массовых мероприятий. Это культура проведения совещаний, переговоров и бесед. Культура приема посетителей. Культура работы с документами. Культура речи.

Разработка норматива нагрузки сестер, работающих самостоятельно, необходима для оптимизации работы и сокращения ошибок среднего медицинского персонала.

Создание культуры риска. Сестринская профессия является рискованной из-за положения между пациентом и врачом, а также работы в ночную смену, ее монотонности.

Управление риском – часть контроля качества медицинской помощи. Общество всегда требует качества, обеспечение которого возможно разными способами: обучением технике, контролем исполнения, нивелированием риска медицинского воздействия путем анализа всех "за" и "против".

Сделать само- и взаимоконтроль за своей работой необходимостью, закрепленной в должностной инструкции. Требования само- и взаимоконтроля, изложенные в функциональных (должностных) обязанностях будут выполняться в силу обязательности этого предписания.

Разработка стандартов качества исполнения медицинской услуги. Наличие эталона проведения каких-либо сестринских вмешательств приведет к тому, что любые отклонения от него могут рассматриваться как ошибка. Трудность создания стандартов, обусловленную во многом психологическим негативизмом исполнителей, поможет преодолеть разъяснение.

Ситуация благодарности и комплимента за успешную работу сестры должна чередоваться с умением руководителя указать на ошибки.

3. Способы уменьшения риска осуществления сестринских ошибок:

Четкая организация работы в бригаде попарно «опытный работник – молодой".

Комментировать свои действия ("Я иду к Иванову вводить инсулин").

Развитие устойчивости против стрессов профессии.

Избегать публичных устных заявлений об ошибках в неподготовленной аудитории.

Использовать анонимное заявление для узкого круга избранных коллег.

Конфиденциальность информации о сестринских ошибках обеспечивается системой анонимного контроля сестринской работы сестрой-менеджером с учетом письменных "листков информации об ошибках".

Сбор, систематизация, группировка сестринских ошибок для выявления тенденций в лечебно-профилактическом учреждении по итогам работы за год.

Совершенствование профессионального отбора на обучение медицинским специальностям (оперативность действий в экстремальных ситуациях, темперамент, характер и его акцентуации, способность к четкой организации работы).

Введение штатной должности психолога для оптимизации работы медицинского персонала в целом.

Наставничество и менторство необходимо использовать как новые формы адаптации специалиста на рабочем месте.

Мотивация на непрерывное образование сестер.

Система аттестации на рабочем месте.

Работа в ночные смены должна учитывать время на вхождение в работу и релаксацию после ее завершения. Способами преодоления подобных ошибок являются:

необходимость ставить в паре сотрудников условно «внимательная»-«рассеянная»,

устно комментировать свои действия по выполнению технической манипуляции;

обязательно 3-4 часа сна перед работой в ночную смену;

тренировка памяти и внимания на специальных занятиях с психологом;

яркая и четкая разнообразная маркировка флаконов с лекарственными препаратами и обязательная таблица-памятка в процедурном, манипуляционном, инъекционном кабинетах на видном месте;

обязательное уточнение перед манипуляцией паспортных данных больного, конкретность назначения;

никогда не набирать в лоток шприцы с инъекционными растворами для разных пациентов одновременно.

Способы перемены отношения к сестринским ошибкам.

Принципы рассмотрения сестринских ошибок на коллоквиумах (медицинских обществах, собраниях):

Помнить, что однообразный труд, а также работа в ночную смену способствуют совершению ошибок.

Работа в команде медицинского персонала с обязательным само- и взаимоконтролем.

Не культивировать страх совершения ошибок.

Не стыдиться ошибок (никто от них не застрахован).

Доброжелательная атмосфера сотрудничества в коллективе.

Благородство и доверие. Знаю: могу помочь.

Способы обучения профилактике сестринских ошибок:

– Обеспечение доброжелательной атмосферы.

– Сестринский коллективизм по обсуждению ошибок за конкретный отрезок времени.

– Проведение релаксационного обучения медсестер профилактике ошибок при манипуляциях, подготовке к раздаче и введению медикаментов.

– Следовать принципу: повторение – мать учения.

5. Само- и взаимодиагностика сестринских ошибок.

Самодиагностика ошибок при сестринских манипуляциях в условиях страховой медицины обеспечивает:

смену метода осуществления манипуляции;

коллективную ответственность за работу в команде медицинского персонала;

служебную подчиненность докладов руководителю;

сохранение атмосферы доверия и сотрудничества всего коллектива;

единый подход к нивелированию последствий сестринских ошибок.

Вальчук Э.А., Михалевич П.Н. Организация работы среднего медицинского персонала по этапам оказания медицинской помощи // Совр. пробл. внутренней медицины Тез. докл. Пленума Бел. общества терапевтов, Гомель,-1999.-Ч.1.-С.34-35.

Здоровье-21. Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе. ВОЗ: введение // Всемирная организация здравоохранения, Европейское региональное бюро, Копенгаген, -2001.-№5.-39с.

Матвейчик Т.В., Волченок В.Ф. Формирование программы повышения творческого потенциала (школа творческого роста) //Учеб.-практ. пособ. по тренинг-семинару.Минск.-2002.-43с.

Матвейчик Т.В., Иванова В.И. Профилактика сестринских ошибок как резерв улучшения качества медицинских услуг //Медсестра на рубеже ХХI века: Сб. науч. работ. – Гродно, 2002.- С. 193-195.

Матвейчик Т.В., Иванова В.И., Щавелева М.В. Гулицкая Н.И. Нормативная нагрузка сестринского персонала, работающего самостоятельно. «Вопр. организ. и информ. здравоохр.», 2003.- №3, – С.38-40.

Положение о комиссиях по врачебной этике учреждения (предприятия) здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь// Медицина, 1999.-№2,-С.3

Этика / Учебное пособие-Мн.-2002.

Этические и деонтологические стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры // Производственный стандарт Утвержден БелООМС 17.05.2002. Протокол №9. Согласован с МЗ 02.09.2002. Вступил в действие с 2002г.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector