No Image

Отрывок из научной статьи

СОДЕРЖАНИЕ
1 просмотров
12 декабря 2019

Отрывок из статьи:

Мировая экономика, пишет автор, рано или поздно будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы хотя бы лишь по одной причине – истощения сырьевых ресурсов Земли. Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г. Б. Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир, люди будут удовлетворять свое стремление к приключениям, в исследованиях, а не в разрушениях. А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением, вытесняющим энергию разрушения, что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему. Кроме того, такие мощные культурные и интеллектуальные стимулы могут помочь человечеству избежать стагнации, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой.

Стиль данного текста – научно-популярный.

Лексика приведенного отрывка состоит из таких пластов:

  • слова широкого употребления: автор, положение, люди;
  • термины: стагнация, Солнечная система;
  • общенаучная лексика: аспект, философ, экономика;
  • абстрактная лексика: мир, познание;
  • научная фразеология: материальные ресурсы, психологический аспект, интеллектуальные стимулы.

В морфологии данного текста следует выделить:

  • численное преобладание существительных и прилагательных в разбираемом отрывке над глаголами;
  • характерное употребление имен существительных среднего рода, которые обозначают абстрактное понятие: познание, исследование, истощение;
  • отсутствие глаголов во втором лице (как ед., так и мн. числа), поскольку они несвойственны научной речи;
  • преобладание описательных прилагательных: материальные, энергетические, культурные, интеллектуальные.

Синтаксис имеет следующие особенности:

  • выделяется тенденция к построению сложных, сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными: Б. Рассел считал, что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир…, …что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему;
  • простое предложение осложняется вводными словами и вводной конструкцией (кроме того, вероятно), а также причастными оборотами: вытесняющим энергию разрушения, предсказанной современным философом Ф. Фукуямой;
  • в предложениях используется обычный порядок слов – прямой: Но существует один психологический аспект, который следует из положения, высказанного Б. Расселом в 1952 г;
  • по цели высказывания, как правило, предложения повествовательные.

Научно-публицистический стиль: разбор примера

В одной из предыдущих статей о стилях речи мы уже разбирали один из примеров подобного подстиля. Однако в том случае преобладали черты публицистического стиля, а не стиля научного, как в этот раз.

Посмотреть предыдущий разбор и сравнить можно, перейдя по ссылке на эту статью.

А теперь посмотрим на новый отрывок научно-публицистического текста.

Отрывок из статьи:

При нормативной оценке избыточных сочетаний необходимо иметь в виду, что многие из них служат стилистическим целям, являются одним из способов усиления признака целенаправленной характеристики предмета высказывания. Неслучайно поэтому соединение синонимов и некоторые тавтологические сочетания имеют общую психо-эмоциональную основу, сосредоточение внимания на значимом представлении путем повторения одних и тех же или родственных сигналов. Мы, замечал еще выдающийся русский ученый А. А. Потебня, чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые значат приблизительно одно и то же. В устном народном творчестве, в классической и современной литературе встречается много сочетаний слов, которые в той или иной степени повторяют (усиливают) основной признак выражаемого понятия. Но ведь никто не станет браковать такие, например, широко употребительные выражения как истинная правда, всякая всячина, слыхом не слыхивать, криком кричать, вокруг да около и т.д.

Приведенный текст, как уже было сказано, написан научно-публицистическим подстилем.

Внеязыковые особенности: сжатость, краткость и тезисность изложения, использование цитат.

Лексика:

  • общеупотребительные слова: способов, признака, сочетание, творчество;
  • термины: избыточных сочетаний, синонимов, тавтологические сочетания, сосредоточение внимания, сигналов;
  • разговорные слова: нагромождаем, браковать;
  • абстрактные слова: основа, степени, сочетания, признак;
  • речевые клише: необходимо иметь в виду, являются одним из способов, неслучайно, путем повторения;
  • фразеологизмы и устойчивые сочетания: истинная правда, всякая всячина, слыхом не слыхивать, криком кричать, вокруг да около.

Разберем морфологию. Отмечаются следующие особенности:

  • тематикой текста диктуется совмещение морфологических черт научного стиля с чертами стиля публицистического;
  • используются отвлеченные существительные, стоящие в родительном, дательном и винительных падежах: признака целенаправленной характеристики, сигналов, нашу мысль;
  • наличествует принципиальное совпадение автора и рассказчика;
  • характерно употребляются глаголы настоящего времени в 3 лице мн. числа с обобщенным значением субъекта действия: являются, служат, имеют;
  • над глаголами в тексте имеют количественное преобладание имена существительные и прилагательные;
  • отмечается употребление большого числа личных и указательных местоимений: из них, мы, нашу, никто.

Синтаксис:

  • в большинстве своем предложения (что характерно для публицистики) необъемные, несложной структуры: Мы, замечал еще выдающийся русский ученый А. А. Потебня, чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые значат приблизительно одно и то же;
  • по цели высказывания – повествовательные и побудительные;
  • эмоционально окрашенные предложения: но ведь никто не станет браковать такие, например, широко употребительные выражения как истинная правда, всякая всячина;
  • стандартные конструкции: необходимо иметь в виду, что…; чтобы выразить лучше нашу мысль, нагромождаем слова, которые…; например;
  • цитата, вплетенная в текст без ссылок и кавычек.

Данный текст – рассуждение, выстроенное логической цепочкой «факт – анализ факта – вывод», причем факты переданы научным языком, а их анализ и выводы – публицистическим. Кроме того, несмотря на преобладание ярких черт научного и публицистического стиля, в данном отрывке отмечаются также и черты стиля художественного – объемные предложения с большой смысловой нагрузкой и др.

Подытожим: в целом, научный стиль служит одной цели – передаче информации адресату. А смысловая сложность информации и отбор языковых средств зависит от выбранного подстиля.

Научный стиль речи

Дата добавления: 2016-11-20 ; просмотров: 8494 | Нарушение авторских прав

Как известно, каждая наука должна сама определить свою предметную область. Однако это легче сказать, чем сделать. Например, не подлежит сомнению, что психология занимается изучением человека, а социология – общества. Но что такое "человек" и что такое "общество"? Если на эти весьма общие вопросы можно дать какой-нибудь ответ, то потому, что уже существующие методы, фундаментальные понятия и обобщения позволяют сформулировать определения "человека" и "общества" как некие аббревиатуры. Но при более внимательном рассмотрении выясняется, что существует не единственное, а несколько возможных определений в зависимости от онтологической установки и методологического подхода. К первой относится старый вопрос о строении человека и общества: является ли общество высоко агрегированным скоплением атомизированных индивидов или, наоборот, индивид есть лишь производное от общественной системы, характеризуемой определенными отличительными особенностями? Ситуация здесь складывается такая же, как прежде с давно известным нам противопоставлением холизма и индивидуализма, с которым мы сталкиваемся сегодня в социологической теории и которое не утратило актуальности.

Не меньшую остроту, как показал анализ методологической дискуссии последних двух десятилетий, имеет полемика вокруг когнитивных и объясняющих методов в социальных науках. При этом объясняющая социология предстает как дополнение к различным натуралистическим позициям.

С упомянутыми онтологическими и методологическими вопросами в психологии и социальных науках связаны также вопросы, относящиеся к проблеме ценности.

Практически все россияне смотрят телевизор, довольно значительна доля регулярно и часто слушающих радио (это занятие носит преимущественно фоновый характер), а регулярное чтение газет и журналов опережает чтение книг.

Среди читателей газет преобладают те, кто обращается к местной печати и газетам, подающим себя как таблоиды или приближающимся к ним по своему типу. Доля людей, регулярно читающих ежедневную общероссийскую печать, невелика — как правило, она не выходит за пределы статистической погрешности, допустимой в исследованиях подобного типа. Сходная ситуация сложилась и в чтении журналов: общеполитические, экономические и финансовые журналы регулярно читают не более 5-6% опрошенных. Такая ситуация с чтением газет и журналов наблюдается уже многие годы. Увеличение общей читательской аудитории газет или журналов в последнее время происходит прежде всего за счет изданий, ориентированных на самого массового читателя, более того — эксплуатирующих низовые страхи, стереотипы и комплексы.

  • Войдите на сайт для отправки комментариев
  • Подробнее
  • 1 прикреплённый файл
Читайте также:  Никогда не берите кредиты

Формально австрийская школа берет свое начало с работы Карла Менгера, которая вышла в 1871 году, и которая ознаменовала собой так называемую маржиналистскую революцию в теории ценности. Я буду по-старому употреблять термин "ценность", поскольку термин "стоимость" в политической экономии на русском языке существует с начала века, с появления марксистских переводов "Капитала". До этого употреблялось слово "ценность", которое является более точным переводом слова value, равно как и немецкого der Wert. Подробный анализ неприятия марксистами этического, а вслед за ним экономического понятия ценности есть в книге Вышеславцева "Кризис индустриальной культуры". Там он приводит совершенно изумительный факт отсутствия слова "ценность" в Большой Советской Энциклопендии, естественно "черной". Это по цвету переплета, а какой это номер издания я не помню. Там же, в Вышеславцева приведена аргументация в пользу перевода value как ценность, аргументация, надо сказать, совершенно в духе австрийской школы.

Иногда добавляют "субъективная ценность", но, по-моему, это тавтология.

Как вы знаете, классическая политическая экономия исходила из того, что существует некий натуральный или естественный уровень цены, вокруг которого колеблются рыночные цены. Этот взгляд на цену базировался на теории еще Аристотеля, который ошибочно полагал, что если есть обмен, то в обмениваемых благах сидит некий эквивалент. При этом формула цены ко времени классиков (Смита и Рикардо) недалеко ушла от формулы Фомы Аквинского: все издержки плюс норма прибыли, обеспечивающая продавцу привычный образ жизни. Здесь есть интересный вопрос: привычный кому?

  • Войдите на сайт для отправки комментариев
  • Подробнее
  • 1 прикреплённый файл

Глава I: ГИПОТЕЗА СПИРАЛИ МОЛЧАНИЯ

В воскресный вечер 1965 г., когда проводились выборы в бундестаг, в Бетховензале в Бонне, где второй канал немецкого телевидения проводил вечеринку в честь выборов, нотариус Даниэльс в шесть часов должен вскрыть конверты с прогнозами выборов, составленными институтами Алленсбах и Эмнид и переданными ему за два дня до этого вечера.
Алленсбах в течение нескольких месяцев изображал гонку противников, как идущих почти вровень друг с другом. Сейчас же я писала последние результаты: “Первые голоса ХДС/ХСС – 49,5%, СПГ – 38,5%…”
Обманул ли Алленсбах общественность?

В начале сентября все выглядело как гонки с неизвестным финалом. То, что публика увидела в Бетховензале, чему мы, сидя за письменным столом в Алленсбахе, удивлялись за три дня до выборов и что все же не могли опубликовать, поскольку это выглядело бы как попытка массированного воздействия на исход выборов, было феноменом общественного мнения. Мы стали очевидцами явления, имя которому найдено сотни лет назад, хотя его и нельзя пощупать руками. Под давлением общественного мнения сотни тысяч избирателей, пожалуй, даже миллион, совершили нечто, что мы позднее назвали “the last minute swing” (сдвиг последней минуты); это был “эффект попутчиков” в последнюю минуту, позволивший ХДС/ХСС “набирать очки”, пока вместо равновесия сил двух крупных партий не сформировался перевес ХДС/ХСС в целых 8%, по официальным данным.

  • Войдите на сайт для отправки комментариев
  • Подробнее
  • 1 прикреплённый файл

Пенитенциарная система Америки доказала свою неэффективность. Несмотря на все косметические улучшения, произведенные в последние годы, уровень рецидивизма не удалось снизить ниже 75%. Если учесть, что среднее количество заключенных в Америке – 1,6 миллионов – станет понятно, какая это серьезная проблема. Однако мало кто задумывается о сути этой проблемы. Люди верят в миф о том, что тот высокий уровень агрессивности, неуважения к какой бы то ни было власти и презрения к обществу со всеми его “нормами”, которые усваиваются заключенными, происходят по вине самих заключенных, а те жестокость, черствость, грубость, которые становятся «профессиональными заболеваниями» сотрудников – происходят, опять же, по вине самих сотрудников. И вообще – тюрьма – это такое уродское место потому что там собраны одни уроды. В результате, когда происходит бунт заключенных или всплывают факты жестокого садизма сотрудников – то просто меняют, переводят людей, а тюрьма «сама по себе», со всей своей атмосферой, системой взаимоотношений, взглядов, стереотипов, привычек, мнений – остается в неизменном виде.

Чтобы лучше понять влияние тюремных условий «как таковых» в 1971 году факультетом психологии Стенфордского университета – крупнейшего гуманитарного университета США, – был проведен эксперимент, в ходе которого двадцать специально отобранных самых «средних» и «нормальных» добровольцев 25-30 лет были помещены в искусственно созданные тюремные условия. Под «тюрьму» был переоборудован один из небольших коридоров Университета. Задачей являлось не создание точной копии тюрьмы, но создание условий, достаточно достоверно передающих атмосферу этого учреждения.

В статье с привлечением примеров из публикаций ведущих социологических изданий и служб рассматриваются случаи ненамеренных фальсификации данных, спекуляции на их тему и манипуляции с ними. Рассматриваются психологические основания для того, почему данные приносятся в жертву теории. Они усматриваются в двойственности позиции социолога, в неразграничении обыденных и научных знаний исследователя, его увлеченности изучаемой проблемой. Показана роль методологической рефлексии для более адекватного обращения с данными.

  • Войдите на сайт для отправки комментариев
  • Подробнее
  • 1 прикреплённый файл

Барчунова Татьяна Владимировна — кандидат философских наук, доцент философского факультета Новосибирского государственного университета. Адрес: 630090 Новосибирск, ул. Пирогова, д. 2. Телефон: (383-2) 39-74-66. Электронная почта: barch@mail.nsk.ru

Автор выражает признательность Г.С. Батыгину, дополнившему рецензию комментарием нескольких словарных статей по проблемам математической статистики и истории науки.

Я вижу свою задачу в том, чтобы ответить на вопрос, является ли "Большой толковый социологический словарь" большим толковым социологическим словарем. Ответ на этот вопрос включает четыре части.

Становление демократических систем в посткоммунистических странах, которому сопутствует расширение сферы массового политического участия, выдвинуло проблему предсказуемости результатов выборов в ряд наиболее актуальных. В новых демократиях каждые выборы могут стать референдумом, радикально меняющим пути общественного развития. Поэтому изучение факторов, влияющих на поведение избирателей, приобретает не только теоретическую, но и сугубо практическую значимость.

  • Войдите на сайт для отправки комментариев
  • Подробнее
  • 1 прикреплённый файл

Отрывок

Задача построения классификации единиц исследования является весьма распространенной как в социологических, так и в маркетинговых исследованиях. Получение однородных групп объектов (чаще всего – респондентов), то есть таких групп, которые приблизительно одинаково ведут себя в одинаковых ситуациях (чаще всего – одинаково отвечают на вопросы анкеты) – типичная задача сегментирования.

  • Войдите на сайт для отправки комментариев
  • Подробнее
  • 2 прикреплённых файла

SWOT – это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы).

Читайте также:  Кто имеет льготы на землю

Внутренняя обстановка фирмы отражается в основном в S и W, а внешняя – в О и Т. Методология SWOT-анализа предполагает, во-первых, выявление внутренних сильных и слабых сторон фирмы, а также внешних возможностей и угроз, и, во-вторых, установление связей между ними.

SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:

  • использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
  • являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
  • Войдите на сайт для отправки комментариев
  • Подробнее
  • 1 прикреплённый файл

Дорогие друзья!

Наш сайт работает на чистом энтузиазме. Мы не требуем регистрации, денег за скачивание книг. Так было и так будет всегда. Но для размещения сайта в интернете требуются средства – хостинг, доменное имя и т.д.

Пожалуйста, не оставайтесь равнодушными – помогите нам поддерживать существование сайта. Любая помощь будет очень ценна. Спасибо!

Каждой сфере человеческого общения соответствует свой стиль речи. Есть такой стиль и у науки. Научный стиль делится на три подстиля:

  • Собственно научный, или академический — это наиболее строгий стиль речи. Именно его используют при написании научных статей, диссертаций, монографий, докладов.
  • Научно-популярный, или научно-публицистический — этим стилем пишут для газет, научно-популярных журналов и книг, научных радио- и телепередач.
  • Научно-учебный — он применяется для написания справочной и учебной литературы, учебных пособий.

Рассмотрим, что такой стиль научной статьи и чем он отличается от других стилей?

Научная терминология

Поскольку наука выявляет и описывает современные факты, новые открытия, явления и закономерности, она неизбежно использует определенную терминологию. Существуют как общенаучные термины, используемые в различных областях знаний (эксперимент, гипотеза, реакция, система, структура, прогнозировать и т. п.), так и специальные, закрепленные за определенными научными дисциплинами. Таким образом, в каждой области науки формируется собственное терминологическое поле, которое постоянно расширяется и обогащается. Кроме того, внутри каждой профессиональной или социальной группы — и ученые не исключение — формируется определенный сленг, часто непонятный непосвященным.

В научной статье уместно использовать как общенаучную, так и общепринятую терминологию своей предметной области, избегая при этом жаргонизмов и разговорных конструкций (если, конечно, они не являются предметом исследования).

Жаргонизмы обычно встречаются в разговорном общении. Так, в речи программистов часто проскакивают такие слова, как «админка», «залогиниться», «лагать», от бухгалтеров можно услышать «первичка», «дебеторка», «минуса», «оборотка». Случается, что студенты и молодые ученые переносят эти термины и в научные статьи. Не делайте этого. Во-первых, потому, что одни и те же жаргонизмы могут использоваться в разных группах для обозначения разных понятий, а во-вторых, они могут быть непонятны читателю. У любого сленгового слова есть литературный аналог, который и следует использовать в научной статье (админка — это административная панель; залогиниться — пройти авторизацию; минуса — «отрицательное сальдо; оборотка — оборотно-сальдовая ведомость и т. п.).

С осторожностью необходимо относиться к специализированным оборотам и терминам, понять которые невозможно без обращения к отраслевому справочнику. Если же без них никак не обойтись, то все такие термины обязательно поясняются в тексте статьи или в сносках. При этом нужно воздержаться от объяснения азбучных истин, не следует раскрывать общеизвестные факты и термины. И наоборот, дать определения новым фактам и закономерностям, узкоспециализированным и спорным терминам, которые могут иметь неоднозначное толкование, а также вводимым в тексте статьи новым понятиям.

Психолого-педагогическая помощь имеет два ведущих направления. Это превенция (предупреждение, профилактика) и интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация) [1].

Оптимальный объем специфической терминологии колеблется от 15 до 20 % от общего объема статьи.

Форма изложения

Вопрос о том, какую форму изложения допустимо использовать в научной статье, дискуссионный. Но все сходятся в одном: в научных статьях никогда не якают. Ни в коем случае нельзя, например, писать:

Дальнейшее развитие рассматриваемой мною формы…

При этом одни допускают употребление местоимения «мы», другие считают возможным писать в третьем лице («автор считает»), третьи же категорически выступают только за безличную форму, в которой никак не проявляется сам автор («проведенные исследования выявили», «в статье рассматривается»).

На практике можно встретить и такие примеры, когда подразумевается местоимение «мы», но само оно отсутствует: «умственную работоспособность определяли», «по результатам сравнивали». Однако такие конструкции не совсем удачны.

В научной статье нет прямого обращения к читателю, диалога, который часто можно встретить в художественной литературе, все внимание сосредоточено на содержании.

Синтаксические особенности

Специфика научного стиля — преобладание существительных, прилагательных и наречий над глаголами. То есть в научной статье доминируют понятия, а не действия.

При этом глаголы используются в страдательном залоге: вместо «вычисления производит» пишут «вычисление производится», вместо «исследователи установили» — «исследованиями установлено», не «ставит цель», а «цель может быть поставлена». Чаще других в научных работах используются глаголы во вневременном настоящем несовершенного вида: «популяция обитает», «молекула делится», «отмечаются изменения». Используются неопределенно-личные (считают, что…), безличные (как известно. ), определенно-личные (рассмотрим вопрос о…) предложения. Часто вместо глаголов используются отглагольные существительные (заливка — от «заливает», перемотка — от «перематывает», развитие — от «развиваться»).

Исключение, пожалуй, составляют исторические исследования, где используется большое количество глаголов, причем в третьем лице и в прошлом времени.

Для научного стиля не характерны местоимения «вы», «ты», формы 2-го лица, редко употребляются глаголы в форме 1-го лица. Чаще используются местоимения «мы» и формы 3-го лица.

В тексте научной статьи часто можно встретить особые обороты, такие как: думается, на наш взгляд, все это заставляет думать, интересно отметить, согласно.

Точность и ясность изложения

В научной статье в строгой форме следует излагать факты, аргументы и выводы. Должна прослеживаться четкая структура и логичность повествования. Все слова употребляются только в их прямом значении. Неуместны в научной статье метафоры, эпитеты, художественные сравнения, гиперболы и прочие украшения. При этом считается нормой повторение ключевых слов.

Все цитаты и заимствования следует обязательно подкреплять ссылками на первоисточники. Если проведен эксперимент, то ссылаясь на него, необходимо показать конкретные результаты. Если проанализированы какие-то данные — их лучше всего оформить в виде таблицы или диаграммы.

Оригинальные исследования по мелким млекопитающим проведены летом 2008 г. Всего было отработано 2600 ловушко/суток и поймано 432 особи (табл. 3) [2].

Связи и закономерности

Для научных статей характерны тесная логическая связь между отдельными предложениями, последовательность, структурная и смысловая законченность. Все выводы должны вытекать из изложенных фактов.

Лучше всего отражают связи и закономерности сложные, особенно сложноподчиненные предложения.

Организационное благо, или организованность, имеет ключевое значение для развития общества в целом, поскольку смысл создания и развития любого общества состоит в координации деятельности ее членов [3].

В использовании сложных предложений необходимо отыскать золотую середину, конструкции не должны быть ни слишком короткими, ни чересчур длинными. Далее приведен неудачный пример использования слишком коротких, рубленых предложений.

Однако основой художественного смысла произведения является метод порочного стиля руководства колхозом. Это основная проблема в произведении…. Семья Крысловых живет в достатке, однако это благополучие не радует жену Семена. Она живет в ожидании чего-то страшного [4].

Последовательное развитие мысли выражается при помощи таких наречий, как: сначала, прежде всего, далее, затем, потом. С этой целью широко используются вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец, итак, наоборот, следовательно, однако) и союзы (так как, поскольку, поэтому, потому что, чтобы, так). Обратите внимание на слова-связки, обеспечивающие логическую последовательность изложения в следующих фрагментах:

Согласно концепции профессионализма аудиторская деятельность в основном базируется на способности аудитора принимать профессиональные суждения. Исходя из этого, оценка качества аудита — тоже предмет профессионального суждения проверяющего, а критерием качества является соблюдение требований соответствующих правил (стандартов) аудиторской деятельности, в том числе внутрифирменных. Поэтому предлагается методику определения эффективности системы качества аудита сформировать на базе экспертной оценки [5].

Таким образом, судебное почерковедение, сам термин которого был введён Е. Ф. Буринским лишь в 1903 году, достаточно много позаимствовало у графологической теории. Это позволяет предположить, что данная теория в совокупности с каллиграфической экспертизой, приметоописательным и графометрическим методами послужила основой для развития судебного почерковедения [6].

Сравните его со следующим отрывком из дипломной работы, где такая логическая связь отсутствует:

Для многих не секрет, что современный политик сочетает в себе как природный дар, личную харизму, так и элементы политического ритуала, профессиональные технологии. Немаловажную роль в этом процессе (каком процессе? — авт.) отводится возможностям журналистики влиять на большую общность людей, формировать массовое сознание. Политические реалии 90-х годов внесли значительные коррективы в механизмы функционирования российской прессы, коренным образом изменив ее структурные основы.

Выразительность

Значит ли это, что научная статья должна быть скучной и невыразительной? Вовсе нет. Экспрессивность и выразительность научной статьи достигается за счет точности и объективности, а также благодаря следующим элементам:

Примеры, иллюстрации, пояснения

Примеры и иллюстрации не только делают научную статью более наглядной, но и заметно оживляют ее.

В начале XX века немецкими геофизиками Г. Герглотцем и Е. Вихертом была рассмотрена следующая задача: нельзя ли, располагая картиной движения фронтов сейсмических волн по поверхности Земли, порожденных землетрясениями, найти скорость распространения сейсмических волн внутри Земли? Поставленная задача (и подобные им задачи), по сути дела, является задачей определения неизвестной функции (скорости распространения сейсмических волн) из соответствующего дифференциального уравнения по известной частичной информации о решении этого уравнения. Подобные задачи тоже, по своей сути, являются задачами определения неизвестных коэффициентов, входящих в дифференциальное уравнение [7].

Алгоритмы хорошо смотрятся в виде строгих блок-схем, а цифровые данные — в форме таблиц и диаграмм.

Усилители

Для усиления выразительности используются усилительные частицы (лишь, абсолютно, только) и прилагательные в превосходной степени (величайший, труднейший, колоссальный).

Сравнение

Сравнение делает научный текст более доступным, понятным и интересным. Примеры удачных сравнений:

Историки нередко сравнивали владения Строгановых с «государством в государстве» [8].

Сами по себе средние величины и без того абстрактные могут становиться и совсем бессмысленными. Пример тому не только классическая средняя температура по больнице, но и средняя зарплата по городу (тем более по стране) [9].

Один из основателей биологической статистики Геддам рекомендовал применение логарифмической шкалы доз воздействий В принципе, Геддам, конечно, прав — природа любит логарифмирование. Разница между детьми в 1 год и 10 лет — огромна, а между людьми в 60 и 70 она всего лишь существенна, но… Во-первых, не надо забывать, что «спину верблюду ломает последняя соломинка». Во-вторых, поднять 1 или 2 кг — разницы нет, а прибавление 1 кг к спортивному рекорду — труднодостижимая мечта [10]. (там же)

Проблемные вопросы

Проблемные вопросы заменяют в научной статье обращение к читателю, вовлекают его в незримый диалог, не нарушая принципов научного стиля изложения.

Какова была роль Строгановых в основании Чусовского монастыря? [11]

При этом можно считать открытым следующий вопрос: каковы прагмасемантические функции этого жанра и насколько эффективно он эти функции выполняет? [12]

Как в таком случае может быть обеспечено взаимопонимание между ними при работе с инструкцией? [13]

Умение излагать мысли стройно, ясно, лаконично и точно, при этом понятным и доступным языком — признак профессионализма. Добиться этого можно только постоянно работая над текстом, оттачивая формулировки и совершенствуя структуру. Полезно также читать побольше научных текстов и перенимать удачные идеи у их авторов.

[1] Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Галич Г. О. (и др.) // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. Вып. № 20, 2010. С. 85.

[2] Экологический мониторинг природных ресурсов (mammalia) в зоне строительства Нижегородской АЭС / Дмитриев А. И. (и др.) // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 11. № 1 (3), 2009. С. 485.

[3] Андрющенко А. В. Значение организационных договоров в системе гражданского права // Вестник Томского государственного университета. Вып. 402, 2016. С. 181.

[4] Емельянова Т. Н. Некоторые особенности художественно-публицистических произведений А. Емельянова // Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2015. No 8 (50): в 3‑х ч. Ч. III. C. 81.

[5] Панкова С. В. Мониторинг внутрифирменной системы качества аудита бухгалтерской отчетности // Вестник ОГУ, 2002, № 4. С. 88.

[6] Ковалев П. А. Роль графологической теории в судебном почерковедении // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 2. C. 74.

[7] Цей Р., Шумафов М. М. Математическое моделирование и обратные задачи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. Вып. № 4, 2008.

[8] Кустова Е. В. Строгановы и монастырское строительство в Приуралье в середине XVI–XVII вв. // Вестник Томского государственного университета. Вып. 402, 2016. С.

[9] Прозоровский В. Б. Статистическая обработка результатов фармакологических исследований // Психофармакология и биологическая наркология. Вып. № 3-4, т. 7, 2007. С. 2092.

[11] Кустова Е. В. Указ. соч. С. 74.

[12] Кудрин Д. П. Инструкция: набор команд или обучение? // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 8 (50): в 3-х ч. Ч. III. C. 109.

Также рекомендуем прочитать

Как овладеть научным стилем

Не только у ученых, но даже у студентов и школьников возникает необходимость рассказать о своих научных исследованиях. Для этого ученые пишут монографии, студенты – курсовые работы, а школьники делают "проекты" и презентации. Конечно, все это – разные уровни научности. Но есть то, что их объединяет — научный стиль изложения.

Как написать идеальную аннотацию к научной статье

Десять шагов на пути к отличной аннотации.

Как написать научную статью

Цель данной статьи — ответить на основные вопросы, возникающие у человека, который впервые столкнулся с необходимостью написания научной статьи.

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector