No Image

Первый год работы в школе

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Этой историей поделился с нами учитель, который часто участвует в наших конкурсах и олимпиадах. Его советы станут находкой для молодых учителей, а кому-то из опытных педагогов помогут переосмыслить отношение к профессии.

Я получил диплом летом 2006 года, и уже осенью устроился работать учителем физики и информатики в одну из лучших школ нашего города. Тогда я был уверен, что справлюсь со всеми испытаниями, которые готовит мне работа в школе. Мне казалось, что красный диплом, победы в студенческих олимпиадах и выступления на конференциях как нельзя лучше говорят о том, что я знаю все о работе учителя. К тому же, на практике я всегда легко находил контакт с учениками, а опытные учителя хорошо отзывались обо мне.

Реальность же оказалась не такой радужной. Первый год работы оказался очень трудным. Это был период разочарований, профессиональных и душевных исканий, проб и ошибок. Справедливости ради, отмечу, что также это был период побед, в том числе — над самим собой. Период, который определил мое будущее.

Я часто анализирую собственные ошибки, и однажды даже составил список советов, которые, как мне кажется, помогли бы мне 22-летнему тогда, в недалеком 2006. Предлагаю этот список вам, уважаемые коллеги. Быть может кому-то он покажется полезным, кто-то сочтет его наивным. Больше всего я хочу, чтобы нашлись те, кому помогут мои советы, а также те, кто захочет расширить этот список.

1. Не стремитесь быть душой компании.

Когда я оказался в новом коллективе, мне казалось, что я должен всем и сразу доказать, какой я веселый, талантливый и замечательный.

Я не понимал, что за пять лет университета, я забыл, чем живет школа. Я общался со сверстниками и преподавателями, а это немножко другой мир, живущий по другим законам. Когда я осознал это, я изменил тактику общения и стал больше прислушиваться, старался понять и услышать своих коллег, вместо того, чтобы вставить свои пять копеек при любом удобном случае.

2. Будьте готовы к критике.

Участие в педсоветах и собраниях, общение с коллегами и руководством школы поначалу заставило меня сомневаться в профессионализме отдельных учителей нашей школы. Мне казалось, что они некомпетентны, не понимают своих учеников, редко пользуются компьютерами, а значит — застряли в каменном веке. Представьте, как я чувствовал себя, когда эти учителя критиковали меня.

Сегодня я понимаю, что в большинстве случаев их критика была уместной. Я пытался браться за несколько дел одновременно, мне не хватало системности и дисциплины. Самое страшное, что я понимал это, но не видел в этом угрозы моему профессиональному развитию и душевному спокойствию.

Я рад, что начал прислушиваться к советам коллег, но при этом всегда делаю свою работу так, чтобы я сам остался доволен результатом.

3. Избавьтесь от комплекса мессии.

Первый год работы в школе изменил мои представления о роли учителя. Я был убежден, что учитель обязан буквально спасти своих учеников. Спасти от незнания, невежества, жестокости и несправедливости. Мой энтузиазм поугас, когда я понял, что мои представления об идеальном мире — это МОИ представления о МОЕМ идеальном мире.

Сегодня я не пытаюсь перевоспитывать и поучать. Мне кажется, что я достигаю большего результата, когда учу и объясняю. Объясню на примере: я не ставлю ультиматумов в духе «Сделай это, потому что ты должен!», «Поступай именно так, потому что так правильно!». Вместо этого я стараюсь показать, что наш мир вариативен, всегда можно пойти по другому пути, сделать что-то по-своему. Мне кажется, что некоторые мои ученики благодаря этому освободились от влияния не самых примерных одноклассников, научились думать своей головой, принимать решения и нести за них ответственность.

4. Признавайте свои ошибки.

Мне пришлось пережить немало сложных ситуаций на работе, но самыми трудными были ситуации, когда мне не хватало сил признать свою ошибку. Я думаю, виной всему служила моя самоуверенность. Я был убежден, что раз я делаю все так, как меня учили в университете, значит делаю все правильно.

Когда в школе не хватало учебного оборудования для проведения лабораторных работ, я не пытался адаптироваться к текущему положению вещей. Мне нужно было искать выход из положения, а я пытался найти виновных.

5. Научитесь отдавать, не прося ничего взамен.

Давайте будем честными. О том, насколько важна профессия учителя и какую роль он играет в жизни общества, говорят либо сами учителя, либо те, кто поздравляет их с днем учителя. Я верю, что эта ситуация изменится, но сегодня ожидать благодарности и бескрайнего уважения не приходится.

Немногие школьники понимают, насколько важно то, что мы делаем для них. Я бы советовал всем молодым учителям смириться с этим, но ни в коем случае не отчаиваться, не превращать свою работу в формальное выполнение обязанностей.

Ваше старание и трудолюбие обязательно принесет свои плоды. Спустя 10 лет работы в школе, я могу утверждать это с полной уверенностью. Как приятно мне было слышать от бывшего ученика, что он благодарен мне за уроки физики. По его признанию, только теперь он понял, как я помог ему. В университете он справляется с заданиями лучше своих одногруппников и считает, что это моя заслуга.

Читайте также:  Получил по лицу что делать

6. Верьте в лучшее.

Первый год работы точно будет самым сложным. Но все обязательно переменится в лучшую сторону, если вы не позволите внешним обстоятельствам пошатнуть вашу веру в правильность пути, по которому вы идете.

Сегодня я понимаю, что за 5 лет обучения в университете вы не станете хорошим учителем. Даже за 5 лет работы в школе вы не станете первоклассным преподавателем педагогом. Но если вы будете твердо уверены, что делаете то, что вам нравится, вы будете становиться лучше и профессиональнее каждый день.

Не опускайте руки, даже когда вам кажется, что вы в одиночку пытаетесь одолеть дракона 😉

Вам слово:

С какими трудностями пришлось столкнуться лично вам в первый год работы в школе? Что мотивирует остаться, а не бросить педагогику?

Проблемы адаптации молодого специалиста в первый год работы в школе

Добрый день, мой доклад посвящен проблеме адаптации молодых специалистов к трудовой деятельности. Тема для меня является актуальной, поскольку я сама совсем недавно устроилась работать в школу после окончания университета, и столкнулась с некоторыми трудностями.

В этой ситуации следует рассматривать в качестве основного социальный аспект адаптации, поскольку работа учителя связана с непосредственным взаимодействием различных социальных групп и общностей. Адаптироваться – значит приспособиться к условиям социальной среды, узнать нормы поведения, интересы членов данной социальной группы. Также немаловажен и психологический аспект, поскольку меняется и психологическая среда обитания молодого специалиста.

С какими проблемами может столкнуться молодой специалист, устраиваясь на должность учителя:

  1. Проблема взаимодействия с коллективом;
  2. Проблемы взаимодействия с обучающимися различного возраста;
  3. Проблема взаимодействия с родителями обучающихся;
  4. Работа со школьной документацией.

Проблема взаимодействия с коллективом является первичной, поскольку от сложившегося социального климата будет зависеть успешность работы. Для того чтобы наладить отношения с коллегами нужно побольше узнать об их методиках, достижениях, педагогическом опыте. Это важно по нескольким причинам. Во – первых, человеку всегда приятно, когда его опыт ценят, во – вторых, это полезно для молодого специалиста, у которого опыта пока немного. Для наилучшего восприятия информации полезно и побывать на уроках у коллег.

Важно понимать, что коллектив должен быть дружным – единой командой, работающей для достижения главной цели – нести свет образования в массы, поэтому следует узнать друг друга лучше, чтобы в случае каких – либо проблем прийти на помощь. Команда – это система, в которой должно быть налажено взаимодействие всех элементов. Цель молодого специалиста – войти в эту систему, улучшив свойства механизма.

Для того, чтобы наладить взаимодействие с обучающимися, во – первых обязательно знание возрастных психологических особенностей. К каждому обучающемуся нужен индивидуальный подход, для того, чтобы работа на уроке была эффективной. Поэтому, приходя в школу необходимо понаблюдать за учениками, узнать об их увлечениях, особенностях характера и темпераменте. Также необходимо проанализировать социальную обстановку в классных коллективах, оценить позицию каждого обучающегося в коллективе, выявить неформальных лидеров. Исходя уже из полученных первичных знаний, следует строить работу на уроке.

Также необходимо оценить набор знаний по предмету уже имеющийся у обучающихся. Для этого нужно провести опрос, входные тестирования, которые сразу выявят детей, обладающих интеллектуальной одаренностью по вашему предмету. Исходя из остаточных знаний, и следует выстраивать новый материал по предмету.

Из второй проблемы адаптации молодого учителя вытекает и третья – взаимодействие с родителями обучающихся. Здесь важно уметь быть деликатным, поскольку в вопросах воспитания своего ребенка родитель является всегда более авторитетной личностью. Ни в коем случае нельзя учить родителя тому, как ему воспитывать ребенка. Можно лишь дать некоторые рекомендации, продемонстрировать результат воспитательной работы.

Еще один момент – это постоянный контроль. Родители всегда должны знать об успехах или неудачах своего ребенка, поэтому учитель всегда должен выходить на связь. Процесс воспитательной работы довольно многогранен, здесь должны эффективно взаимодействовать два института – школа и семья, следовательно, абстрагироваться от проблем ребенка, от его семьи – для учителя не выход.

Также возникает проблема грамотной обработки школьной документации: ведение журналов, составление рабочих программ и календарно – тематического планирования, составление отчетности. В высших учебных заведениях с таким материалом не знакомят, в том числе и на практике, поэтому перед приходом в школу важно ознакомиться с азами ведения школьной документации. Это можно сделать при помощи интернета, где размещено множество сайтов выдающихся учителей, а также обратиться за консультацией к педагогу, уже давно работающему в школе.

Помимо основных трудностей, на которые нужно обратить внимание, есть еще несколько мелких моментов, зависящих лично от молодого педагога. Это организация своего рабочего и свободного времени, а также восприятие учебного процесса.

Читайте также:  Медали фссп за выслугу лет

Важно помнить, что от того насколько серьезно он относится к разработке уроков, зависит их успешность и степень усвоения знаний обучающимися. Уроки должны быть разработаны не наспех, а заранее, с применением различных учебных технологий.

Второй момент – быть частью учебного процесса, сформировать должное отношение к педагогической деятельности. Педагог должен быть психологически устойчивым, ведь ни в коем случае нельзя выражать свои негативные эмоции в школе. Если занять правильную позицию, осознать свою социальную роль, то проблем не возникнет.

Работая в школе всего 9 месяцев, я смогла справиться со всеми трудностями, стоящими на пути молодого педагога. Любая социальная группа – это организм, состоящий из множества личностей, к каждой из которых можно найти подход. На данный момент у меня прекрасные отношения как с коллегами, так и с обучающимися разного возраста – от 13 до 17 лет. Педагогическая деятельность является продуктивной, этот вывод подтверждается множеством фактов: ученики интересуются историей, готовят работы на научно – практические конференции, занимаются проектной деятельностью, с удовольствием участвуют в проведении внеклассных исторических мероприятий.

Справиться можно с любыми трудностями, если работа действительно является любимой.

Опрос

Согласны ли вы с тем, что учитель должен уметь преподавать более одной дисциплины?

Нет, лучше пусть он хорошо знает один предмет

Нет. Практика показывает, что в итоге он все равно преподает только один предмет

Да, это повышает шансы при трудоустройстве

Да, потому что все мы и так ведем больше одного предмета

Всего проголосовало: 147

Текущий номер

Коридоры времени Павла Красновида

номер 46, от 12 ноября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Десятилетие оптимизации медицины признано неудачным. Нужно ли ждать подобных выводов по образованию? Отвечая на этот вопрос, член-корреспондент РАО Игорь Смирнов напоминает о существующих проблемах: обучение в две-три смены, рост числа учителей, работающих на две ставки, отсутствие в целом ряде школ теплых туалетов.

В Карелии детей с аутизмом обучили скалолазанию. Следующим этапом работы с ребятами станет апробация включения их во все виды внеурочной деятельности: сферу дополнительного образования, летнего и активного отдыха, досуга и неформального времяпровождения. Об обычной жизни необычных детей рассказывает Наиль Шабиев.

"Я чуть не заснула, пока читала "Капитанскую дочку", – заявила восьмиклассница. Почему же современным школьникам неинтересно читать классику? Не потому ли, что она далека от их кругозора? Или дело в однобоком понимании книги? Учитель года Ярославской области-2016 Алексей Бутусов делится своим опытом решения проблемы.

В Москве методист школы запретила ученикам посещать туалет во время уроков. В Сосновоборске педагоги заставляли ребенка сменить прическу. Учителя периодически допускают столь бессмысленную жестокость по отношению к детям. В чем причина и как с этим бороться? Ответы знает педагог-психолог Кирилл Карпенко.

Наши приложения

30 октября 2017 года в 12:00

Первый год работы

Мудрый совет. Выпуск 70

Как учителю пережить его и не разочароваться в выбранной профессии? Что делать, если вы не можете справиться с дисциплиной, не находите источников мотивации учащихся? Где взять дополнительные материалы к урокам, если вас не удовлетворяет учебник? И множество других вопросов встают перед любым начинающим педагогом. Нина Коптюг

Вы не одиноки. Почитайте специальную литературу, посоветуйтесь с опытными коллегами. Вы узнаете, что все специалисты переживали нечто подобное в начале рабочей деятельности. С чем мы сталкиваемся, независимо от жизненного опыта и стажа? 1 сентября – не только День Знаний, но и конец летних каникул. Дети всех возрастов еще не отошли от свободы, не включились в процесс учебы. Но даже первоклассники понимают: стоящий у доски взрослый человек отвечает за их образование.

Всегда нужно быть готовым к неожиданностям. Боюсь, этого в педагогическом вузе не проходят. Учась на третьем курсе Московского государственного университета, я получила от кафедры английского языка предложение: поработать с первым курсом на почасовой основе в качестве ассистента ведущего профессора. Мне было 19 лет. На первом же занятии самый умный студент, известный в профессиональной среде тип «вечного клоуна», весело выкрикнул: «Эй, ты знаешь, что некоторые из нас старше тебя?» Я спокойно ответила по-английски: «Кто из вас, старших, готов выйти к доске и провести занятие на английском языке вместо меня? И почему вы говорите по-русски?» Наступила тишина. Первый год работы дал мне неоценимый опыт. Когда я чувствовала, что сумела чему-то научить мою группу, у меня поднималось настроение, возникало ощущение полета. Укреплялась вера в свои силы, понимание того, что полученные мной совсем недавно знания пригодились на практике.

Работа с детьми отличается от всего остального, что вам приходится делать. Дети непредсказуемы. Еще не появился в природе класс, в котором все ученики будут сидеть 45 минут по стойке «смирно», с восторгом внимая вашим словам. Если у вас были в школе любимая учительница или учитель, неважно, какой предмет они вели, главный критерий прост: вам нравились их уроки! Сходите к ним на занятие, внимательно изучите их методику преподавания, приемы по поддержанию дисциплины. Обратите внимание на проблемных учеников, спросите, как ваши старшие коллеги справляются с ними.

Читайте также:  Отказ от части наследства

«Дети сегодня другие». Часто приходится слышать эту расхожую фразу. Мне кажется, дети всегда другие; родители отличаются от детей, это естественно. Другим стал мир вокруг нас. Войны, террористические акты, стихийные бедствия, экономическая нестабильность, расслоение общества на бедных и богатых – и невиданная прежде доступность информации. Иногда событие еще не завершилось, а весь мир уже видит его по интернету в прямом эфире. Дети находятся в сети с первого класса…

Резко вырос уровень тревожности. Это неизбежное следствие как реальных событий, так и скорости распространения новостей. Появилась статистика, которой мы не знали раньше. Например, если 15-20% детей имеют физические и психические отклонения, простая арифметика поможет нам определить, сколько таких учеников находится в каждом классе. Достаточно одного нестабильного ребенка, чтобы сорвать урок. А если их в классе несколько? Может помочь школьный психолог.

Важно понимать цели, интересы, потребности школьников. Нельзя научить детей силком. Старинный принцип педагогики гласит: если кролика насильно кормить травой, он умрет. Бесполезно заставлять заучивать сухую теорию наизусть. Нужно показать, как правила применяются на практике. Попытайтесь понять, что именно движет каждым ребенком, и попробуйте соединить их индивидуальные цели с учебным планом, с программой.

Никому еще не удалось разрешить конфликт криком. Не тратьте время на споры, не давайте себя вовлечь в бесполезные дискуссии. «Зачем нам учить глупую тему, грамматические правила, новые слова, составлять диалоги?» – спрашивают дети. Самый простой и краткий ответ: это требование программы обучения, нужно для подготовки к экзаменам и т.д. Не надо искать новые аргументы, переубеждать, доказывать. Сказали спокойно один раз – и пошли дальше.

Один действенный прием сразу помогает остановить ученика, единственная цель которого – прервать урок. Смотрим на часы, сообщаем всему классу: «Он/она (обязательно используем имя) уже отнял у нас 3-5-7 минут. Придется одно упражнение добавить к домашнему заданию». И тут же пишем на доске номер дополнительного задания на дом. Ученики сами заставят скандалиста замолчать.

Краткий план урока, написанный заранее на доске, всегда полезен. Напишите перед уроком на доске упражнения, которые нужно выполнить во время занятия. Домашнее задание пишите с первого занятия в одном и том же верхнем углу доски. Когда ребята выполнят упражнение, напишут небольшой тест, составят и проверят диалог, тут же зачеркните соответствующую строку в вашем плане. Ученики будут видеть ход урока, наглядно представлять себе, что еще предстоит сделать. Возникнет дух соревнования, желание «все успеть».

Не надо сравнивать учеников и классы или группы между собой публично. Один класс, группа, школьник сделают все запланированное быстро и попросят новые задачи; другой класс, группа, ученик справятся с половиной или вообще всего с одним пунктом. Стоит похвалить каждого за сделанное и не ругать за невыполненное. Подумайте, почему так получилось, попробуйте принять меры. Например, сильному ученику можно принести более сложное упражнение, а слабому дать сначала только одно задание.

Попробуйте обучать не только набору тем, но и вводить элементы практики. Например, тема «Генетически модифицированная пища». Из опорного текста старшеклассники узнали множество полезных фактов. Кроме того, подростки выучили новую лексику. Теперь они могут проверить нужные сведения в интернете на двух языках, сравнить приведенные сведения, перевести с английского на русский язык. Можно попробовать составить таблицу проблем и способов из решения в будущем или организовать круглый стол.

Неудачи случаются у всех. Даже опытные педагоги не всегда могут справиться с буйным нестабильным учеником. Тема, которая нам казалась легкой, может принести плачевные результаты на контрольной. Бывают дни и ночи, когда нам кажется, что мы никого ничему не научили. Конечно, стоит обдумать прошедший день, попытаться понять, что именно привело вас к провалу. Но не надо делать печальные глобальные выводы о вашей профнепригодности, не нужно резких движений. Если вы считаете, что совершили какие-то ошибки, это значит, что вы – человек. Все люди ошибаются.

Печально, но факт: довольно часто молодые начинающие педагоги легко приходят к выводу, что профессия учителя – не для них. Дети ужасно себя ведут, учитель перегружен бумажной работой, рабочий день не нормирован, зарплаты маленькие, требования большие, с родителями общаться невозможно. Если вы ощущаете себя так после первого года работы, возможно, данная профессия действительно не для вас. Но если, несмотря на все трудности, перегрузки, проблемы вы чувствуете желание снова увидеть юные нетерпеливые лица, если в вас горит желание поделиться своими знаниями, помочь сформировать молодые умы, принять участие в воспитании будущих граждан, дерзайте!

Общение с родителями – наша следующая тема.

Нина Коптюг , кандидат филологических наук, Новосибирск

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector