No Image

Письмо фас от 1 июля 2016

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 “Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке”

ФАС России в связи с поступающими вопросами и на основании пункта 25 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2016 году, утвержденного Приказом ФАС России от 30.03.2016 № 379/16, пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, направляет территориальным органам ФАС России для использования в работе информационное письмо о применении Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в отношении установления заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок – установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.

При этом положения пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

1. В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:

1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее – Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

2. В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение – 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок, как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

3. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде: одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Читайте также:  Найти землю по координатам

ФАС России сообщает территориальным органам ФАС России о необходимости учета позиций, изложенных в настоящем письме, при осуществлении полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

И.Ю. Артемьев

Обзор документа

Приведены разъяснения ФАС России по вопросу заполнения заказчиком заявки на участие в закупке.

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.

По мнению ФАС России, в такой инструкции целесообразно указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные законом о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках; определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также значения, которые не могут изменяться.

Если заказчик установил в документации требования об одновременном соответствии показателей товара как значениям, предусмотренным техрегламентами, так и значениям, указанным в документации, последние не должны противоречить техрегламентам.

Следует учесть, что требования заказчика о подробном описании товара в заявке путем предоставления показателей, значения которых становятся известными после производства товара, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ
ЗАКАЗЧИКОМ ТРЕБОВАНИЙ К СОСТАВУ, ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ
ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ

ФАС России в связи с поступающими вопросами и на основании пункта 25 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2016 году, утвержденного Приказом ФАС России от 30.03.2016 N 379/16, пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, направляет территориальным органам ФАС России для использования в работе информационное письмо о применении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) в отношении установления заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок – установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.

При этом положения пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

1. В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:

1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее – Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

2. В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

Читайте также:  Забирают ли девушек в армию

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение – 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

3. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

ФАС России сообщает территориальным органам ФАС России о необходимости учета позиций, изложенных в настоящем письме, при осуществлении полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Эксперты Кредитно-страхового агентства постоянно отслеживают финансовые новости, чтобы быть в курсе изменений, произошедших в финансовой сфере. В этом разделе сайта мы обеспечиваем наших клиентов самой актуальной информацией о госзакупках, банковских гарантиях, банках, правовой информацией. Будьте и Вы в курсе финансовых новостей!

"Кто владеет информацией, тот владеет миром" (Майер Амшель Ротшильд)

Заказчики тоже ошибаются (наиболее часто встречающиеся ошибки госзаказчиков)

Эксперты Кредитно-Страхового агентства приводят наиболее часто встречающиеся на практике ошибки государственных заказчиков при проведении закупочных процедур по закону № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд". Данная статья может быть полезна как сотрудникам заказчиков, занимающимся подготовкой закупочной документации, так и исполнителям госконтрактов, которые хотят знать и отстаивать свои права.

1. Отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки

Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» устанавливает требование о наличии в составе закупочной документации инструкции по заполнению заявки. При этом требования непосредственно к содержанию инструкции в законе отсутствуют. Поэтому на практике некоторые заказчики пренебрегают разработкой данного раздела и ограничиваются формальным наличием в тексте документации инструкции, содержащей общие положения.

Федеральная антимонопольная служба категорически не согласна с таким положением дел и считает отсутствие формально разработанную инструкцию нарушением закона «О контрактной системе».

По мнению ФАС положения инструкции должны быть понятными и непротиворечивыми. Инструкция должна содержать, в том числе указание на разделы документации, в которых содержатся показатели, в отношении которых участники подают свои предложения, а также порядок их заполнения.

Позиция ФАС и требования к инструкции по заполнению по заполнению заявки изложены в письме ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

2. Составление документации, создающей преимущества отдельным поставщикам

Данное нарушение обычно встречается в двух формах:

– закупочная документация содержит требования по поставке товара с определенными характеристиками, которым в точности отвечает товар одного из поставщиков. Например, речь может идти о требованиях по комплектности товара, его упаковке, расфасовке и т.п.

– в документации на закупку используются критерии оценки заявок, необоснованно создающие преимущества определенным поставщикам – наличие опыта исполнения контрактов на территории одного населенного пункта, наличие на балансе компании оборудования и материальных ресурсов, наличие в штате специалистов редкой специальности и т.п.

Присутствие в закупочной документации таких требований свидетельствует об ограничении конкуренции и необоснованном создании преимуществ отдельным участникам закупки, что может являться основанием для подачи жалобы в ФАС на нарушение требований закона «О контрактной системе в сфере закупок» и антимонопольного законодательства.

3. Требование о поставке товара определённого производителя без сопровождения словом «или эквивалент» и отсутствие параметров эквивалентности

Иногда в документации о закупке заказчики указывают наименование одного конкретного производителя, страны происхождения и торговую марку товара, не указывая на возможность поставки эквивалентного товара.

Это возможно и допустимо только в тех случаях, когда заказчик может обосновать необходимость поставки такого товара. Например, использованием ранее приобретенной другой продукции той же марки или того же производителя. Или если необходимость применения такого товара предусмотрено технической документацией на оборудование, имеющееся у заказчика.

В иных случаях, указание в закупочной документации на торговую марку товара без сопровождения слов «или эквивалент» является прямым нарушением Закона № 44-ФЗ.

Также заказчик обязан установить параметры эквивалентности — максимальные и минимальные значения показателей, а также какие показатели замене не подлежат. Отсутствие параметров эквивалентности законодательство не допускает.

4. Размещение не копируемой документации

На практике нередко встречаются случаи, когда заказчик размещает закупочную документацию в форматах, не позволяющих осуществить ее копирование («*pdf», «*bmp», «*gif», «*jpeg» и др.).
В этом случае существенно возрастают трудозатраты участников на заполнение заявки, увеличиваются сроки подготовки заявок, повышается вероятность опечаток.

Читайте также:  Как сделать подлянку соседу

Федеральная антимонопольная служба считает, что размещение закупочной документации в не копируемом или не редактируемом формате нарушает Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок», ограничивает конкуренцию и может создавать преимущества для «своих» поставщиков.

Позиция ФАС по данному вопросу содержится в письме от 16.11.2016 № ИА/79173/16. Аналогичную точку зрения высказывало и Минэкономики России в письмах от 23.05.2016 № Д28и-1299, от 22.02.2017 № Д28и-1121.

5. Размещение проектно-сметной документации не в полном объеме

Размещение проектно-сметной документации не в полном объеме это нарушение законодательства. Отсутствие части документации ограничивает возможности исполнителя на подготовку заявки на участие и влечёт за собой ограничение количества участников закупки.

По этому вопросу наблюдается редкое сходство позиций ФАС (письмо от 09.03.2016г. № АЦ/14427/16), Минэкономразвития (письмо от 20.04.2017 № Д28и-1623) и Верховного Суда (Обзоре Президиума Верховного Суда России от 28.06.2017).

6. Избыточные требования при описании объекта закупки

Отдельные заказчики включают в закупочную документацию излишние требования к поставляемому товару. Например, указывают характеристики, которые могут быть проверены лишь в лабораторных условиях с применением специального оборудования — «индекс вязкости», «плотность», «температура начала кристаллизации», «содержание серы в примесей» и т.п.

Но для того, чтобы провести исследования товара, установить его характеристики участник закупки должен его сначала произвести или купить. Но при этом закон № 44-ФЗ не обязывает претендента на контракт иметь в наличии товар на складе на момент подготовки или подачи заявки.

Отсюда следует, что не стоит включать в закупочную документацию требования к химическому составу, компонентам товара, технологии его производства, а также показатели, значения которых можно определить по результатам испытаний (как правило, указание на то, что данный показатель определяется испытанием, имеется в ГОСТе).

Соответствующие разъяснения по данному вопросу содержатся в письме ФАС от 01.07.2016 №ИА/44536/16. Позиция ФАС России поддержана решением Верховного суда РФ от 09.02.2017 № АКПИ16-1287.

7. Отклонение заявки участника в связи с отсутствием указания товарного знака

Заказчик не имеет права отклонить заявку участника, если в ней отсутствует указание на товарный знак. Обязательной к указанию является только страна происхождения товара (при применении заказчиком национального режима). Марку или торговое наименование товара участнику закупки необходимо указывать только при их наличии.

Если участник закупки правильно оформил первую часть заявки, отклонение такой заявки на основании того, что участник не указал товарный знак, нарушает положения Закона № 44-ФЗ.

8. Отклонение заявки участника, когда есть согласие на поставку товара, но не указаны его характеристики

Заявка отклоняется комиссией заказчика, если содержит согласие на поставку товара, но при этом отсутствуют его конкретные показатели.

Но в том случае, когда заказчик указал в документации товарный знак, фирменное наименование, страну происхождения товара, участнику закупки в первой части заявки достаточно предоставить только согласие на поставку товара.

Указание конкретных показателей товара обязательно только в том случае, когда участник предлагает для поставки товар, являющийся эквивалентным товару, указанному в данной документации, или же заказчиком не установлены требования к показателям товара и его товарному знаку.

По данному вопросу имеются разъяснения Минэкономики России (письмо от 17.03.2016 № Д28и-666 и письмо от 30.12.2015 № ОГ-Д28-16596).

9. Отклонение заявки из-за присутствия участника в РНП по 223-ФЗ

Заказчики, не желая работать с ненадежными поставщиками, могут устанавливать в закупочной документации требование об отсутствии сведений об участнике закупки в Реестре недобросовестных поставщиков.

При этом в Единой информационной системе в сфере закупок размещены два Реестра недобросовестных поставщиков. Сведения о поставщиках, уклонившихся от исполнения или ненадлежащим образом исполнивших контракты в рамках законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, размещаются в разных реестрах.

Закон «О контрактной системе в сфере закупок» содержит прямое указание, запрещающее устанавливать требования к участникам закупки об отсутствии сведений о них в Реестре недобросовестных поставщиков по закону № 223-ФЗ. Одновременно запрещается отклонять заявку участника закупки по данному основанию.

10. Изменение объемов поставки и сроков исполнения контракта

Иногда заказчики используют свое право увеличить объёмы поставляемого товара. Правда при этом не все заказчики понимают, когда и насколько можно увеличить эти объемы.

На этапе заключения контракта увеличение объёмов поставки возможно при наличии соответствующего условия в закупочной документации. При этом пропорциональное увеличение цены контракта возможно только за счет увеличения объема поставляемой продукции. Цена за единицу товара должна оставаться неизменной, а увеличившаяся цена контракта не должна превысить его начальную максимальную цену.

Увеличение объемов поставки на стадии исполнения контракта также возможно, но в этом случае цена контракта не может быть увеличена более чем на 10 процентов. В противном случае дополнительное соглашение об увеличении объема поставки будет ничтожным.

В обоих случаях сроки поставки товара и сроки его оплаты изменению не подлежат.

Разъяснения Минфина России по данному вопросу содержится в письме от 26.10.2017 № 24-03-08/70438.

Кредитно-Страховое агентство – мы делаем Госзакупки доступными !

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector