No Image

Плата за утилизацию отходов

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Автор: Виктория Барбаева. Специализация: экономика, финансы. Два высших образования: инженер и финансист. Экономист мебельной компании из Италии. Дата: 26 марта 2019. Время чтения 7 мин.

Ксения Коновалова

С января 2019 года оплата вывоза мусора осуществляется по новым правилам. В квитанции появилась строка «Услуги по обращению с ТКО». Тариф определяется по каждому региону отдельно. Средняя цена по России – 100-150 руб. с человека. Оплата производится непосредственно региональному оператору, если договор заключен между ним и жильцами. Если договор с оператором заключала управляющая компания, то оплата осуществляется по общей квитанции, а уже УК перечисляет деньги оператору.

Последняя новость о введении нового закона об обращении с твердыми коммунальными отходами (ТКО), вступившего в силу с 1 января 2019 года, вызвала большой резонанс и породила волну обсуждения, огромное количество вопросов и слухов. Закон коснулся сортировки мусора по видам, его вывоза, переработки, обезвреживания и захоронения. Согласно закону, теперь придется платить за мусор с человека, а не с квадратного метра.

Основные постулаты закона

Сформулируем вкратце основные моменты Федерального закона «Об обращении с ТКО…», которые заработали с 2019 года:

  • муниципалитеты городов и районов не вывозят мусор. Их задача – предоставить оборудованные площадки для сбора отходов;
  • за вывоз мусора с 1 января 2019 года по закону отвечают операторы, выбранные на конкурсной основе;
  • регулировкой тарифов займутся региональные власти;
  • официально вводится сортировка мусора в регионах.

Теперь за обслуживание ТКО придется платить всем:

  • жителям квартир и частных домов;
  • владельцам нежилых помещений;
  • членам дачных кооперативов и т.п.

Мусорный закон расширяет диапазон борьбы с незаконными свалками. Их устранять обязали собственников земельных участков, где обнаружены стихийные свалки. Если собственника у земли нет, устранять мусорные свалки будут вынуждены городские власти.

Тарифы на вывоз мусора

Изменения в работе с ТКО достаточно существенны.

Таблица 1. Основные изменения в законодательстве

Было Стало
Предоставление услуги закреплено за муниципальными властями Услуга оказывается региональным оператором, с которым заключается договор
Тарифы на вывоз мусора устанавливались ЖКХ Тарифы устанавливаются оператором
Оплата включена в общедомовые расходы Оплата выведена в отдельную строку «Услуга обслуживания ТКО» или вообще в отдельную квитанцию
Отходы необходимо сортировать

Источник: Закон «Об обращении с ТКО…»

Оплата мусора с 1 января 2019 года, согласно новому закону, производится по нормативам, утвержденным региональной энергетической комиссией, на основании статистики и экономических данных региональных операторов.

Для проживающих в многоквартирных домах ничего не изменится, кроме содержания квитанций и, возможно, увеличения суммы платежа, а вот частный сектор и село ждут перемены – с 2019 года по закону им тоже придется платить.

В выигрыше, возможно, окажутся одиноко проживающие в многокомнатных квартирах, так как плата теперь взимается в зависимости от количества проживающих (прописанных), а не от площади жилья. Если же в квартире нет зарегистрированных, то оплата будет зависеть от числа собственников. Таким образом, сумма за вывоз мусора рассчитывается по формуле: тариф на 1 человека * количество зарегистрированных жильцов.

Во многих регионах, особенно сельских, согласно принятому закону, оплата за мусор с 2019 года выросла, т.к. это происходит всегда, когда речь идет о предприятиях-монополистах. На сколько? В каждом конкретном регионе по-разному. Кроме того, плата увеличивается из-за того, что теперь придется платить еще и за переработку отходов. Остается только уповать на то, что порядка с новым законом и введением изменений станет больше.

В разных регионах плата за вывоз мусора будет различна, но в среднем она составит 100-150 руб. с человека.

Таблица 2. Расценки за вывоз мусора по регионам России, руб. с чел.

Регион МКД Частный дом
Воронежская область 165 157,6
Ямало-Ненецкий автономный округ 151,1 150
Ставропольский край 143 160,16
Республика Карелия 93,9 84,7
Свердловская область 117,7 132,5
Республика Татарстан 70,98 76,46
Республика Башкортостан 58,88 35
Республика Дагестан 29 29

Источник: сайты администраций регионов

Как видно из таблицы, тарифы совершенно различны. Тарифы за вывоз ТБО в Москве, как и в некоторых других регионах, таких как Московская, Омская и Калужская области, пока не меняются.

Приведем пример расчета. Допустим, управляющая компания заключила договор с региональным оператором на обслуживание ТКО по тарифу 105 руб. с человека. В квартире площадью 75 кв. м прописаны 3 человека. Следовательно, к оплате будет начисляться сумма 105 * 3 = 315 руб. в месяц.

Теперь посмотрим, сколько семья платила раньше. Средний тариф за вывоз мусора в России в 2018 году был 2,5 руб. за кв. м. При площади 75 кв. метров оплата была равна 75 * 2,5 = 187,5 руб. Следовательно, для этой семьи стоимость выросла на 127,5 руб., или на 68%.

Если в той же квартире прописан только один человек, то сумма платежа за вывоз мусора стала бы ниже – всего 105 руб.

Материал в тему! Цены в 2019 году вырастут не только на вывоз мусора, но и на хлеб.

Для частного сектора схема расчета та же, только тариф с человека может быть другим, т.е. отличаться от того, который применяется к жителям МКД того же региона.

Что входит в стоимость

Еще в 2018 году в стоимость вывоза ТКО входила его транспортировка, установка контейнеров и обслуживание мест сбора. Все это входило в общедомовые расходы. С 2019 года в общедомовых расходах остается только обслуживание мест сбора мусора и обеспечение их контейнерами для раздельного сбора. Поскольку эти расходы по-прежнему возлагаются на управляющую компанию, они так и останутся в общедомовых.

Отдельная строка «Услуги по обслуживанию ТКО» учитывает расходы оператора по вывозу отходов:

  • расходы на заключение договоров – 10%;
  • транспортировка – 61%;
  • сбытовые расходы – 1%;
  • обработка, обезвреживание и захоронение – 28%.
Читайте также:  Стюардесса выход на пенсию

Рис. 1. Структура тарифа за обслуживание ТКО

Таким образом, в структуре расходов основную долю занимает транспортировка. Эта структура сформирована по средним тарифам. Однако в некоторых регионах большую часть будет занимать переработка.

Как уменьшить сумму оплаты

Порядок оплаты за вывоз мусора предусматривает возможность экономии. При длительном отсутствии по месту жительства, например отъезде в отпуск, командировку, продолжительном стационарном лечении, нужно позаботиться о подтверждающих документах. Затем их предъявляют для перерасчета.

Более выгодна организация раздельного сбора мусора. В случае сортировки отходов, они измеряются в м 3 или тоннах. Таким образом, платят за отходы по факту, а не в зависимости от числа проживающих.

Сложного в раздельном сборе ничего нет. Сейчас ведется активная волонтерско-просветительская работа, во всех школах проходят акции, флеш-мобы с целью популяризации экологических реформ. Но для полной реализации федеральной программы и самого закона необходимы строительство мусороперерабатывающих заводов и полная загрузка уже существующих предприятий, использующих вторсырье. Там и будет продолжаться сортировка отходов.

Рис. 2. Контейнеры для раздельного сбора мусора

Решение о применении раздельного сбора пока только пластика и бумаги для получения скидки по оплате за мусор принимается всеми владельцами квартир в доме. Эксперты дают предварительный прогноз, что экономия может достигать 50%.

Новый порядок оплаты услуги обращения ТБО предусматривает те же льготы, что и при оплате коммунальных услуг в целом. Таким образом, льготы для пенсионеров или многодетных семей сохраняются.

Кто несет ответственность

Если до 2019 года ответственность за вывоз мусора ложилась исключительно на управляющую компанию, то теперь она разделена. УК отвечает за:

  • заключение договора с региональным оператором, согласно Постановлению Правительства РФ;
  • предоставление жильцам перечня отходов для распределения по разным контейнерам в случае принятия соответствующего решения;
  • установка контейнеров, содержание их в чистоте. Уборка на площадках для сбора мусора.

Материал в тему! Как и где узнать финансово-лицевой счет, необходимый для оплаты коммунальных услуг.

Региональный оператор несет ответственность за другие операции:

  • вывоз мусора по графику;
  • весь процесс переработки отходов.

Жильцы частных домов договора с операторами заключают самостоятельно. Типовая форма договора установлена законом «Об обращении с твердыми коммунальными отходами…».

Оператор выбирается на региональном уровне при помощи конкурса. Срок договора – 10 лет.

О распределении ответственности и о том, из чего складывается тариф, смотрите в видео:

В соответствии с законодательством, юридические лица и предприятия должны оплачивать хранение остаточного сырья, так как оно пагубно влияет на экологию. Про это говорится в законе ФЗ-7 ст.16. В этой статье рассматривается плата за размещение отходов производства и потребления.

СанПиН 2.1.7.1322-03

В представленном постановлении описаны основные гигиенические требования к размещению, обезвреживанию отходов производства и потребления.

Представленные правила предназначены для лиц, занятых в сферах проектирования, строительства, рекультивации земельных участков. Указанные правила не распространяются на полигоны, на которых хранят радиоактивные вещества, ТБО, утилизируют материалы органического происхождения, в том числе трупы животный.

Основные положения

Цель представленного постановления заключается в снижении негативного влияния остаточных продуктов, отработанных материалов. Указанная цель реализуется за счет осуществления ряда задач.

  • Внедрение безопасных промышленных технологий
  • Минимизация объема остаточных продуктов и мусора
  • Использование мусора в качестве вторсырья

Помимо размещения отходов производства и потребления, их вторичной переработки, предусматриваются такие процессы обращения:

  • Накопление
  • Временное хранение
  • Сортировка
  • Прессования
  • Нейтрализация
  • Перевозка
  • Складирование
  • Утилизация

Процессы обращения с конкретным видом промышленных остатков зависят от их физических, химических свойств, объема, опасности для экологической обстановки. Во избежание сброса загрязняющих веществ, если они не могут быть полностью утилизированы, допускается временное хранение, которое происходит в соответствии с техническим регламентом.

Временное складирование, транспортировка отходов

Временное хранение утиля осуществляют в соответствии с проектом развития предприятия, самостоятельным проектом, устанавливающим нормативы образования отходов производства и потребления и другие операции.

Временно складировать мусор можно на:

  • Территории предприятия
  • Пунктах приема вторсырья
  • Заводах вторичной переработке
  • Специально оборудованных площадках открытого типа

Временное хранение на территории предприятия может осуществляться в рабочих, дополнительных помещениях, складских сооружениях нестационарного типа, специальных резервуарах, других оборудованных емкостях, контейнерах, мобильных платформах, вагонах, цистернах.

В соответствии с гигиеническими требованиями размещения и обезвреживания отходов производства и потребления, сыпучие и летучие материалы, класс опасности которых соответствует I или II должны размещаться только в закрытых складских помещениях, быть изолированы от воздействия внешних факторов. Хранение производится в закрытых герметичных емкостях, а также в мешках, бочках.

С учетом нормативов размещения отходов и требованиям к безопасности определяется объем, который допускается размещать на определенный период времени. За счет этого определяют периодичность вывоза и способ перевозки сырья.

Требования к размещению, устройству и содержанию объектов

Помимо гигиенических требований размещения и обезвреживания отходов производства и потребления, содержатся указания про устройство объектов, на которых производят хранение.

Указываются требования в отношении объектов хранения:

  • Открытых площадок
  • Нестационарных складских конструкций
  • Специализированных складских помещений для остаточного сырья
  • Пунктов приема
  • Понижениях рельефа (карьерах, выемках, котлованах)
  • Подземных хранилищах

Плата за размещение отходов производства и потребления

За хранение, утилизацию и другие операции с мусором и остаточным производственным сырьем взимается плата. Поэтому необходимо рассмотреть кто обязан вносить плату, как она рассчитывается, другие аспекты.

Кто должен платить?

Сведения о том, с кого взимается плата за утилизацию, содержится в 1-ом пункте статьи 16 представленного закона. В соответствии с ним, юридические лица и ИП, в процессе работы которых образуется мусор, обязаны вносить плату самостоятельно.

Читайте также:  Право акционера на дивиденд

Исключением являются только ЮЛ и ИП, чья деятельность осуществляется на объектах 4-ой категории, которые практически не оказывают негативного воздействия на окружающую среду. Они освобождаются от платы.

Расчет оплаты

Платежная база определяется предприятием самостоятельно, исходя из массы, объема мусора за определенный временной период. При этом учитывается уровень опасности ТБО, соответствие установленным лимитам.

Контроль правильности исчисления платы осуществляется на основе установленных лимитов для конкретного вида мусора, коэффициентов. Некоторые предприятия подлежат экологическому надзору со стороны соответствующих служб.

Порядок и сроки внесения платы

Плату вносят обязанные лица с учетом места регистрации. Сумма рассчитывается за 1 год. Оплата должна осуществляться не позже 1 марта оплачиваемого года. Предусматривается внесение квартальных авансового платежа, который погашают не позже 20-го числа месяца, который следует за оплачиваемым кварталом.

5 способов расчета нормативов образования отходов для организаций

Нормативом называется показатель, отражающий норму образования мусора для конкретного вида предприятия. Нормативы рассчитывают разными способами. Это отражается на размере последующей платы.

Среди них выделяют расчеты по:

  • Материально-сырьевому балансу
  • Удельным отраслевым нормативам
  • Фактическому объему образования остаточного сырья
  • Измерениям в производственных условиях
  • На основании конструкторско-технологической документации

Размещение отходов – процесс, влияющий на состояние окружающей среды. Поэтому предприятия, образующие остаточные продукты производства, обязаны вносить платы за хранение и утилизацию мусора. Размер платы определяют исходя из установленных нормативов, с учетом объема, степени опасности, способа хранения, других критериев.

В последнее время в интернете можно найти много информации о резком повышении тарифов на вывоз мусора как для жителей многоквартирных домов, так и для собственников частного домовладения, а также проживающих в сельской местности. Многие СМИ информируют о повышении в сотни раз платы за вывоз твердых отходов, порождая тем самым бурные обсуждения пользователей сети. В этой статье мы разберемся, какие новшества вступили с илу с января 2019 и сколько нам придется платить за мусор.

Основные понятия

В законодательстве, о котором мы расскажем далее, используются следующие понятия:

  1. Твердые бытовые отходы – ими являются отходы населения, образующиеся вследствие жизнедеятельности – приготовления пищи, уборки и мелких ремонтных работ, уборки придомовой и общей территорий, пришедшие в негодность вещи и предметы мебели и т.д.ТБО – это также отходы от отопительных устройств, мусор с дворовых площадок (листья) и т.д., образуются как из жилых помещений, так и из зданий общественного назначения (гостиницы, детсады и школы, организации общественного питания и т.д.).
  2. Твердые коммунальные отходы – в соответствии со ст. 1 Закона об отходах, это отходы из жилых помещений, вследствие потребления физическими лицами. Кроме того, к ТКО относятся и товары, утратившие потребительские свойства вследствие использования людьми в жилых помещениях в целях личных и бытовых нужд, а также мусор при уборке территории поселений (уличный смет, мусор после пребывания в общественных зонах, пляжах и т.д.).

По сути, виды отходов схожи. Применительно к законодательству об обращении с отходами, оплачиваемом гражданами, следует учитывать тот мусор, который образуется непосредственно в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, граждане оплачивают вывоз и утилизацию ТКО – твердых коммунальных (бытовых отходов). Читайте подробнее о расчете, оплате и других вопросах обращения с ТКО.

Цель такого вопроса ясна – оплачивая коммунальную услугу по вывозу отходов, потребитель считает, что и остатки стройматериалов должны вывозиться в рамках предоставляемой услуги. Это не так. Мусор после ремонта не входит в понятие ТКО, поэтому граждане обязаны вывозить его самостоятельно, контейнеры возле наших домов предназначены только для бытовых отходов в результате жизнедеятельности человека.

Федеральный закон о вывозе мусора с 2019 года

Еще в 2017 году Президент России В.В. Путин поручил прокуратуре регулярно и тщательно проверять исполнение законодательства об обращении с отходами, особенно в сфере животноводства и вредного производства, где соблюдение правил утилизации особенно важно. В майских указах Президент отдельным пунктом указал необходимость полной ликвидации несанкционированных свалок до 2024 года. Во исполнение распоряжения первого лица государства прокуратурами предъявляются иски к администрации о ликвидации мелких и крупных свалок на территории городов, которые судами удовлетворяются.

Кроме того, еще в 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный изменения, но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.

На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:

  • федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, существенных изменений в который, за исключением общих правил действия лицензий и периодичности проверок лицензиатов, внесено за последний год не было. В данном законе утверждены требования к деятельности организаций, связанных с утилизацией отходов 1-4 класса опасности.
  • федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в который в 2018 были внесены некоторые поправки о создании автоматической системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, негативно влияющих на состоянии среды.
  • федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, согласно которому с 2018 года санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным надзорным органом, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством РФ.

Наряду с перечисленными, основным в рассматриваемой сфере является федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (многие его называют законом о вывозе мусора). В нем регламентированы правила учета, нормирования, отчетности и разграничения действий при вывозе мусора. Изменения в данный закон были внесены в 2018 году дважды – в июле и декабре, вступили в силу с января 2019. На основе закона действует Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», в котором раскрываются подробности норм закона и устанавливаются правила.

Читайте также:  Кому дают ипотечный кредит

Правила обращения с ТКО, нововведения

Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
  • порядок их транспортировки;
  • порядок утилизации, безопасности захоронения и т.д.;
  • основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.

С января 2019 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько – это решается на местном уровне исходя из потребностей населения.

Размер тарифов также определяется местными властями, которые подготавливают схему обращения с отходами, которой должны придерживаться операторы, оказывающие свои услуги на основании заключенных с потребителями договоров.

Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.

Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.

Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом, и с этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.

В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.

Как заключить договор о вывозе мусора?

Составить его нужно по типовой форме, предусмотренной п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ, называться этот документ будет договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В нем должно быть указано следующее:

  1. Место, дата заключения.
  2. Наименование организации, являющейся региональным оператором, ее месторасположение и контактные данные, а также сведения о потребителе (паспортные данные, адрес проживания).
  3. Обязанности оператора, который должен принимать твердые коммунальные отходы в указанном месте и в объеме, предусмотренном договором. Кроме того, в документе должно быть указано на обязанность транспортировки, обработки, утилизации по цене утвержденного тарифа. Оператор также обязан сообщать информацию, необходимую потребителю (например, о времени вывоза, о полигоне, на котором будет происходить утилизация и т.д.).
  4. Обязанности потребителя оплачивать услуги в соответствии с тарифами и сроками, утвержденными договором, складировать мусор только в предусмотренных местах (то есть, на специальных площадках). Потребители также должны назначить лицо, которое взаимодействует с региональным оператором в рамках исполнения договора, не допускать повреждения контейнеров.
  5. Способ складирования: должно быть оговорено, куда помещается мусор, приготовленный для вывоза – камеры, контейнеры, пакеты, бункеры и т.д., их расположение согласно схеме.
  6. Срок действия договора (обычно до окончания лицензии или соглашения, согласно которому оператор является таковым).
  7. Обязанность оператора отвечать на жалобы, связанные с исполнением договора, заменять пришедшие в негодность контейнеры.
  8. Право оператора и потребителя производить сверку расчетов, вести необходимый учет вывозимого мусора. При несоответствии расчетов фактическим потребитель совместно с представителем оператора составляют акт в присутствии как минимум двоих незаинтересованных лиц, с применением видео, фотофиксации, после чего акт направляется по месту нахождения оператора с требованием устранить выявленные нарушения (копия – в муниципалитет). Оператор вправе написать возражения в случае несогласия. Если акт не подписан оператором в течение трех дней, он считается согласованным.
  9. Подписи сторон.

Типовая форма существовала и до 2019 года, но в ней присутствовал пункт об ответственности оператора за обращение с отходами с момента погрузки в мусоровоз в местах накопления, а бремя содержания контейнеров (мусоросборников) возле дома ложилось на собственников многоквартирного дома. Сейчас такого пункта нет.

В приложении должна быть схема расположения площадки для накопления мусора и подъездные пути к ней.

Кроме того, согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2019 года, не позднее 25 декабря накануне предстоящего года региональный оператор обязан направлять в органы местного самоуправления сведения о количестве размещаемых мусорных контейнеров и бункеров с указанием их объема, а также о местах, где эти емкости планируется разместить. Такие сведения необходимы для ведения единого реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, власти пытаются контролировать число мест организованного сбора мусора и в итоге предотвратить несанкционированные свалки.

Ознакомиться с реестрами мест (площадок) накопления ТКО можно на официальном сайте муниципалитета или на портале субъекта РФ. Реестр обязан содержать данные о технических характеристиках (количество контейнеров, месторасположение), их собственниках и т.д. К примеру, на сайте одного из районов Кировской области уже сформирован реестр, с которым может ознакомиться каждый житель.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector