No Image

Пленум вс рф по контрабанде

0 просмотров
12 декабря 2019

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. N 12
"О судебной практике по делам о контрабанде"

В целях обеспечения единообразного применения судами норм уголовного закона об ответственности за контрабанду (статьи 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), а также в связи с вопросами, возникшими у судов, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", постановляет дать следующие разъяснения:

1. При рассмотрении уголовных дел о контрабанде судам необходимо учитывать, что правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

К числу международных договоров, в частности, относится Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор и Союз соответственно), а также иные международные договоры, заключенные Российской Федерацией с государствами – членами Союза, другими государствами (например, Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года).

Обратить внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 101 Договора до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года (далее – ТК ТС) и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза (например, Соглашение о порядке перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза от 24 октября 2013 года).

С учетом положений пункта 2 статьи 101 Договора под используемыми в статьях 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ терминами "таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС" ("таможенная граница Таможенного союза"), "Государственная граница Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС" следует понимать соответственно "таможенная граница Евразийского экономического союза" (далее – таможенная граница), "Государственная граница Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза" (далее – государственная граница).

2. Судам следует принимать во внимание, что порядок перемещения через таможенную границу или государственную границу товаров и иных предметов, а также связанные с таким перемещением запреты и (или) ограничения наряду с законодательством Российской Федерации (о таможенном деле, о Государственной границе Российской Федерации, о валютном регулировании и валютном контроле, об экспортном контроле и другим) устанавливаются правом Союза (статьи 6 и 32 Договора).

К праву Союза в том числе относятся решения и распоряжения постоянно действующего регулирующего органа Союза – Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках ее полномочий (например, решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года N 30 "О мерах нетарифного регулирования").

При рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам надлежит учитывать, что перечень культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Союза, правила их вывоза из Российской Федерации в другие государства, не являющиеся государствами – членами Союза, определяются решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии.

3. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков составов преступлений, предусмотренных статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, судам необходимо устанавливать принадлежность незаконно перемещенных товаров или иных предметов к перечисленным в этих статьях предметам контрабанды.

Если при установлении принадлежности незаконно перемещенных товаров или иных предметов к предметам контрабанды требуются специальные познания, то суды должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов.

4. При определении размера стоимости незаконно перемещенных через таможенную границу либо государственную границу предметов контрабанды судам следует исходить из государственных регулируемых цен, если таковые установлены; в остальных случаях размер указанной стоимости определяется на основании рыночной стоимости товаров, за исключением перемещенных физическим лицом через таможенную границу товаров для личного пользования, в отношении которых используется таможенная стоимость, определяемая в соответствии с главой 49 ТК ТС. При этом необходимо принимать во внимание правовые нормы, позволяющие не учитывать ту часть стоимости незаконно перемещенных товаров, которая разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована (например, примечание 3 к статье 200.1, примечание 2 к статье 200.2 УК РФ).

При отсутствии сведений о цене товара его стоимость определяется на основании заключения эксперта или специалиста.

5. Перемещение через таможенную границу или государственную границу товаров и иных предметов заключается в совершении действий по ввозу соответственно на таможенную территорию Союза или территорию Российской Федерации или вывозу с этих территорий товаров или иных предметов любым способом.

Под незаконным перемещением товаров или иных предметов через таможенную границу следует понимать перемещение товаров или иных предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам или иным предметам средств идентификации.

При установлении факта незаконного перемещения товаров или иных предметов через государственную границу судам необходимо учитывать, что правовое регулирование ввоза или вывоза товаров и иных предметов с территории одного государства – члена Союза на территорию другого государства – члена Союза имеет свои особенности.

В частности, несмотря на то, что в Союзе обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, пункт 3 статьи 29 Договора допускает возможность ограничения оборота отдельных категорий товаров по основаниям, указанным в пункте 1 данной статьи Договора. При этом порядок перемещения или обращения таких товаров на таможенной территории Союза определяется в соответствии с Договором, а также международными договорами в рамках этого Союза.

Кроме того, на территории Российской Федерации, исходя из положений пункта 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом или в установленном законом порядке могут вводиться меры правового регулирования, ограничивающие свободный оборот отдельных веществ или предметов, в частности, представляющих угрозу общественной безопасности.

6. Незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу при контрабанде может совершаться посредством сокрытия от таможенного контроля товаров или иных предметов, то есть путем совершения любых действий, направленных на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров (предметов) либо утаить их подлинные свойства или количество, в том числе придание одним товарам (предметам) вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу.

Читайте также:  Почта банк выписка по счету

7. Недекларирование как возможный способ совершения контрабанды заключается в невыполнении лицом требований права Союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле по декларированию товаров, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара, либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре, либо таможенному органу представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

Если декларантом либо таможенным представителем в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимые для таможенных целей (например, сведения о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Союза, о стране происхождения, о таможенной стоимости), то указанные действия следует рассматривать как недостоверное декларирование товаров.

При этом следует учитывать, что сведениями, необходимыми для таможенных целей, являются сведения, представляемые таможенным органам для принятия решения о выпуске товаров, помещения их под избранную таможенную процедуру, исчисления и взимания таможенных платежей, либо сведения, влияющие на применение к товарам запретов или ограничений.

8. Судам следует иметь в виду, что при контрабанде, совершенной путем использования документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, таможенному органу в качестве оснований или условий для перемещения (помещения под таможенную процедуру) товаров или иных предметов, указанных в статьях 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ, могут представляться документы, содержащие недостоверные сведения, в частности, о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, о стране происхождения, отправления, о таможенной стоимости, об описании упаковки (количество, вид, маркировка и порядковые номера).

Использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации при контрабанде является использование поддельных таможенных пломб, печатей, иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Незаконное перемещение товаров или иных предметов, совершенное с использованием изготовленного другим лицом поддельных официального документа, печати, полностью охватывается составом контрабанды и не требует дополнительной квалификации по статье 327 УК РФ.

Если лицо использует подделанный им же официальный документ или печать, содеянное квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных статьей 327 УК РФ и статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ.

9. Контрабанда, совершенная при ввозе на таможенную территорию Союза или вывозе с этой территории товаров или иных предметов вне установленных мест (пунктов пропуска через таможенную границу) или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, является оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы.

В тех случаях когда при контрабанде применяются иные способы незаконного перемещения товаров или иных предметов, например, недостоверное декларирование или использование документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, контрабанда признается оконченной с момента представления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную территорию Союза или вывоз с этой территории товаров или иных предметов, в целях их незаконного перемещения через таможенную границу.

10. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 226.1 и 229.1 УК РФ, в тех случаях, когда незаконное перемещение предмета контрабанды осуществлено не только через таможенную границу, но и через государственную границу, содеянное следует рассматривать как одно преступление при наличии единого умысла лица на совершение перечисленных действий. Если у лица, совершившего контрабанду предметов, указанных в статьях 226.1 и 229.1 УК РФ, через таможенную границу, в дальнейшем возник умысел на перемещение этих же предметов через государственную границу, содеянное образует совокупность преступлений.

11. Обратить внимание судов, что в соответствии с примечанием 4 к статье 200.1 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если им добровольно были сданы денежные средства и (или) денежные инструменты и если в его действиях не содержится иного состава преступления. По смыслу закона, добровольная сдача означает выдачу наличных денежных средств и (или) денежных инструментов представителям правоохранительных органов по своей воле, несмотря на реальную возможность распорядиться ими.

Если лицо наряду с контрабандой наличных денежных средств и (или) денежных инструментов обвиняется в совершении иных преступлений, оно освобождается от ответственности по статье 200.1 УК РФ независимо от привлечения его к ответственности за совершение иных преступлений.

12. Если лицо наряду с незаконным перемещением через таможенную границу либо через государственную границу предметов, перечисленных в статьях 226.1 и 229.1 УК РФ, совершает умышленное противоправное деяние, связанное с незаконным оборотом этих предметов, в том числе их перевозку, то содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 226.1 и (или) 229.1 УК РФ и соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (в частности, статьями 218, 220, 222, 222.1, 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4, 234, 355 УК РФ).

13. В случае признания контрабанды совершенной организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке или в совершении этого преступления, независимо от их фактической роли следует квалифицировать по части третьей статьи 200.2, части третьей статьи 226.1, пункту "а" части четвертой статьи 229.1 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ (например, одни участники организованной группы приобретали товар или иные предметы, другие – незаконно их перемещали через таможенную границу, третьи – руководили указанными действиями).

14. Если лицо, владеющее товарами или иными предметами, осуществило их незаконное перемещение через таможенную границу либо государственную границу, использовав в этих целях другое лицо, которое при этом не осознавало незаконности такого перемещения, оно подлежит ответственности по статье 200.1, 200.2, 226.1 и (или) 229.1 УК РФ как исполнитель данных преступлений. В этих случаях действия лица, не осознававшего факта совершения им контрабанды, не являются уголовно наказуемыми.

15. Получатель международного почтового отправления, содержащего предметы контрабанды, если он, в частности, приискал, осуществил заказ, оплатил, предоставил свои персональные данные, адрес, предусмотрел способы получения и (или) сокрытия заказанного товара, подлежит ответственности как исполнитель контрабанды.

16. При решении вопроса о территориальной подсудности уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, судам следует исходить из положений статьи 32 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) и при этом учитывать пункт 1 статьи 5 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств – членов Таможенного союза, согласно положениям которого уголовное дело возбуждается и расследуется по месту совершения преступления, а в случае невозможности определения места совершения преступления – по месту обнаружения преступления.

Читайте также:  Показать здание по адресу

В частности, если предмет контрабанды перемещается на таможенную территорию под видом товара посредством регистрируемого международного почтового отправления (заказным письмом, бандеролью, мелким пакетом), местом совершения такого преступления является место, по которому с таким товаром совершаются операции, связанные с его выпуском (место международного почтового обмена).

Если указанный предмет контрабанды перемещается на таможенную территорию простым (нерегистрируемым) международным почтовым отправлением и установить точное место перемещения через таможенную границу либо государственную границу такого почтового отправления невозможно, то местом совершения преступления следует считать: почтовый адрес получателя – в случае, когда почтовое отправление получено адресатом; адрес почтовой организации – в случае, когда почтовое отправление вручено получателю в почтовой организации или изъято в ней сотрудниками правоохранительных органов.

17. Обратить внимание судов на необходимость применения положений главы 15.1 УК РФ о конфискации предметов незаконного перемещения через таможенную границу либо государственную границу, ответственность за которое установлена статьями 200.1, 200.2, 226.1 и (или) 229.1 УК РФ, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.

Если владельцем предметов контрабанды является лицо, признанное виновным в их незаконном перемещении, то такие предметы контрабанды подлежат конфискации.

18. В соответствии с частью третьей статьи 81 УПК РФ при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела суд должен разрешить вопрос о признанных вещественными доказательствами предметах контрабанды и транспортных средствах, использовавшихся для незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу либо государственную границу.

Если принадлежащее виновному транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров или иных предметов при перемещении их через таможенную границу или государственную границу (тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих же целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу), то оно рассматривается в качестве орудия преступления и подлежит конфискации в соответствии с пунктом 1 части третьей статьи 81 УПК РФ.

При прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям лицу должны быть разъяснены юридические последствия такого прекращения, в том числе о возможности конфискации принадлежащего ему имущества, признанного вещественным доказательством.

В случае неустановления законных владельцев предметы контрабанды должны быть обращены по решению суда в собственность государства в установленном законом порядке.

Споры о принадлежности предметов контрабанды, признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Предметы контрабанды, запрещенные к обращению (наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, оружие и т.п.), согласно пункту 2 части третьей статьи 81 УПК РФ подлежат передаче в соответствующие учреждения или уничтожаются.

19. Признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 года N 2 "О судебной практике по делам о контрабанде".

Признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2010 года N 23 "О внесении изменения в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 года N 6 "О судебной практике по делам о контрабанде".

Председатель Верховного Суда
Российской Федерации

Пленум Верховного суда (ВС) РФ разработал проект постановления «О судебной практике по делам о контрабанде». В нем, в частности, содержатся разъяснения нижестоящим судам, из которых следует, что такие дела необходимо рассматривать с учетом решений и распоряжений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Документ уже прошел обсуждение на очередном заседании пленума.

Как уточнили знакомые с его текстом специалисты, ВС РФ считает, что при рассмотрении дел о контрабанде российские суды должны также учитывать требования и нормы, которые содержатся в решениях и распоряжениях ЕЭК по данному вопросу. Это связано с тем, что порядок и правила перемещения товаров и иного имущества через таможенную или государственную границу РФ, в том числе и применяемые Россией основные запреты и ограничения, установлены правом Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Авторы пояснили, что разработка этого документа обусловлена кардинальными изменениями в области таможенных отношений, в частности вступлением России в Договор о ЕАЭС, который начал действовать с 1 января 2015 года. Следует напомнить, что предыдущее постановление Пленума ВС РФ по делам о контрабанде, принятое еще в 2008 году, устарело и поэтому в 2011 году было отменено.

Также судьи учли, что совсем недавно, в апреле 2017 года, государства – члены ЕАЭС подписали Договор о Таможенном кодексе Союза. Как известно, последней это сделала Беларусь. С его принятием в рамках ЕАЭС в таможенной сфере осуществлен переход к трехуровневой системе правового регулирования. Это значит, что теперь в ней действуют, а значит должны учитываться и судами, национальный, наднациональный (право ЕАЭС) и международный уровни.

Верховный суд напомнил, что регулирование таможенных отношений прямо влияет на уголовно-правовые нормы РФ, которыми установлена ответственность за контрабанду. Теперь суды, рассматривающие дела о контрабанде по статьям 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, должны учитывать, что нарушение наступает при незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС. ВС РФ разъясняет, что именно является таким перемещением товаров через таможенную или государственную границу, а также рассмотрел ситуации, когда контрабанда может считаться оконченным преступлением.

Как уточнили эксперты в области права, ориентироваться на новое постановление суды смогут после того, как оно будет окончательно утверждено Пленумом ВС РФ. По их мнению, документ должен оказать большую помощь судьям, рассматривающим дела о контрабанде. Среди прочего постановление касается вопросов применения судами норм уголовного закона о контрабанде денег, алкоголя, оружия, культурных ценностей, наркотиков.

Первоначальный вариант проекта вызвал волну вопросов и стал предметом жарких дискуссий, в нем выявили слишком много спорных моментов. В итоге его отправили на доработку. Авторы утверждают, что сейчас все замечания учли. Как уточнили юристы, одно из вызывавших дискуссию положений касалось окончания контрабанды. В документе говорилось, что это «фактическое пересечение таможенной границы (если незаконное перемещение произошло вне пунктов пропуска), пресечение такого перемещения или, если противоправные способы так и не были выявлены, представление таможенному органу таможенной декларации».

В ходе обсуждения такую формулировку подверг критике профессор кафедры уголовного права Российского государственного университета правосудия Сергей Скляров. По его мнению, из нее не понятно, что делать, если контрабанду выявили не на границе, а позже – внутри страны. В таком случае получается, что все выявленное позже уже не может быть квалифицировано как контрабанда. Значит, это будет незаконное перемещение по территории РФ, за которое у нас нет ответственности. С учетом этого замечания из пункта 9 постановления убрали упоминание о «моменте пресечения» и оставили «момент представления таможенному органу таможенной декларации».

Читайте также:  Оквэд2 и окпд2 как узнать

Не одобрил Сергей Скляров и содержащееся, по его мнению, в пункте 14 первоначального проекта необоснованное ограничение круга должностных лиц, которые могут участвовать в контрабанде: работники таможенных и пограничных органов. Профессор уточнил, что в подобного рода преступлениях также могут быть замешаны сотрудники МВД, капитаны судов, водители грузовиков и другие лица. Это мнение было учтено и из итогового варианта документа этот пункт исключили.

Зато появилось дополнительное разъяснение о незаконном перемещении через государственную границу (пункт 5). Судья ВС Олег Зателепин по этому поводу заявил, что критерии ее определения вообще должны быть установлены законодателем, но этого почему-то не было сделано. В отличие, кстати, от таможенной границы. Поэтому в окончательном варианте постановления пленума судам предложен некий алгоритм. В частности, уточнено, что Договор о ЕАЭС допускает введение ограничений в оборот отдельных товаров, в том числе и на таможенной территории Союза.

Кроме того, ВС РФ своим документом разрешил ситуацию с квалификацией действий лиц, одно из которых владело предметом контрабанды, а другое по его поручению осознанно перевезло его через границу. Изначально разработчики представили два варианта. В первом одного предлагалось считать организатором, второго – исполнителем.

В другом варианте обоих признавали соисполнителями. После дискуссии в итоговом варианте эти разъяснения убрали. В постановлении (пункт 14) осталось лишь указание на то, что владелец будет исполнителем, если перемещение осуществило лицо, которое не осознавало незаконности таких действий (действия последнего не будут уголовно наказуемыми).

При этом, как следует из разъяснений ВС РФ, от ответственности может быть освобожден перевозчик контрабанды, которого преступники, так сказать, использовали в темную. Предметы контрабанды и автомобили, ставшие орудием преступления, подлежат изъятию в пользу государства. По этому поводу в постановлении разъясняется: «…если принадлежащее виновному транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров или иных предметов при перемещении их через таможенную границу или государственную границу (тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих же целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу), то оно рассматривается в качестве орудия преступления и подлежит конфискации».

Недавно ВС РФ узаконил конфискацию автомобилей и у наркоторговцев: в этом случае их машина также признана орудием преступления. Теперь без колес будут оставаться и контрабандисты, и наркоторговцы, если же человек случайно провез контрабанду через границу, его могут и не привлечь к ответственности. «Действия лица, не осознававшего факта совершения им контрабанды, не являются уголовно наказуемыми», – говорится в постановлении. Отвечать будет тот, кто подбросил нелегальный товар. Правда, если его поймают, что у правоохранителей не всегда получается.

«Правоприменительной практике давно требовалась официальная позиция Верховного суда по рассматриваемому вопросу, – пояснил «Российской газете» член Общественного совета при Федеральной таможенной службе Сергей Варламов. – До сих пор суды при рассмотрении дел о контрабанде руководствовались одноименным постановлением пленума Верховного суда СССР от 03.02.1978, то есть документом, который принят почти 40 лет назад, при совсем другой системе».

Напомним, в 2011 году общая статья о контрабанде была исключена из Уголовного кодекса (УК) РФ и переведена в разряд административных правонарушений. Уголовно наказуемыми остаются контрабанда наличных денежных средств, алкогольной либо табачной продукции, оружия, наркотиков. Также контрабандой считается нелегальная перевозка через границу стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биоресурсов.

По мнению правоведов, принципиально важен вопрос, когда контрабанда является уголовным преступлением, а когда за нелегальный товар можно отделаться только административным штрафом. Раньше нелегальная перевозка любого товара попадала под уголовную статью. Затем подходы к данному виду преступлений изменились. Теперь, если тайно провозимый через границу товар сам по себе является легальным и не представляет никакого вреда, например одежда, а не оружие или наркотики, то за его перевозку стали наказывать в рамках КоАП, а не УК РФ.

«Постановление пленума Верховного суда России регламентирует, в частности, такие важнейшие вопросы, как определение стоимости предметов контрабанды, момент окончания преступления, место совершения преступления, способы незаконного перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу, освобождение от ответственности, квалификацию по совокупности преступлений, территориальную подсудность дел, контрабанду культурных ценностей и прочее», – уточнил Сергей Варламов.

С недавних пор появилась еще одна разновидность правонарушений в данной сфере – заказ нелегального товара по почте. Человек, который его сделал, а также оплатил, предоставил свои персональные данные, адрес, предусмотрел способы получения, будет считаться контрабандистом – и его смогут осудить. По мнению юристов, на фоне геометрического роста покупок товаров через Интернет, в большинстве из Китая, есть большая вероятность того, что указанное положение в случае его принятия может в дальнейшем активно использоваться в правоприменительной практике.

Также документ ВС РФ обращает внимание судов на то, что если гражданин добровольно сдал деньги, его нельзя судить за контрабанду валюты. По этому поводу уточнено: «…в соответствии с примечанием 4 к статье 2001 Уголовного кодекса РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если им добровольно были сданы денежные средства и (или) денежные инструменты и если в его действиях не содержится иного состава преступления».

По смыслу закона добровольная сдача означает выдачу наличных денежных средств и (или) денежных инструментов представителям правоохранительных органов по своей воле, несмотря на реальную возможность распорядиться ими.

Документ полезен? m n

В связи с принятием Федерального закона от 2 июня 2010 года N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза" и Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:

признать утратившим силу Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 года N 6 "О судебной практике по делам о контрабанде" (с изменениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2010 года N 23 ).

Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М.Лебедев

судья Верховного Суда Российской Федерации В.В.Дорошков

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector