No Image

Плохое поведение на уроке

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Первое, что важно понимать в истории с плохим поведением – это то, что каждому ребенку хочется ощущать себя в школе компетентным, нужным и «своим». В позитивных случаях это достигается за счет хорошей учебы, уважительных отношений с учителем и одноклассниками, а также возможности внести свой вклад в жизнь школы и класса. Если что-то из перечисленного ребенку сделать не удается, то его отношение к школе приобретает заметные негативные оттенки, что часто выражается в «проблемном» поведении. Понимая, где у ребенка «не получается», родитель может поддержать его и способствовать:

    – росту успеваемости
    – гармонизации общения внутри школы
    – укреплению чувства своей значимости в школе.

Однако бывает и так, что «внешне» у ребенка все около дела: и учится неплохо, и друзья есть, и в мероприятиях класса участвует. А ведет себя все равно плохо и постоянно получает замечания. Такая ситуация требует понять его мотивы – те внутренние причины, по которым ученик становится нарушителем школьных правил. Все многообразие форм «плохого» поведения в школе может быть сведено к влиянию одного из четырех мотивов.

Они были выделены и описаны американским педагогом Рудольфом Дрейкурсом в 1968 г. Дрейкурс писал, что, наблюдая за учениками, он нашел только четыре мотива их «плохого» поведения, а не сто и не тысячу (Б. Грюнвальд, Г. Макоби "Консультирование семьи", 1999). Сказанные почти 50 лет назад, его слова на удивление современны. Так что же это за мотивы?

1) Привлечение внимания – ребенок совершает проступки, чтобы оказаться заметным, выделяться среди других учеников, получать, пусть и в негативной форме, внимание учителя и сверстников. Этот мотив распространен и часто лежит в основе дурашливого, шумного поведения как на уроке, так и на перемене.

2) Власть – ребенок ведет себя неподобающе, как бы желая показать «вы мне ничего не сделаете». Часто он инициирует негативную ситуацию, чтобы чувствовать себя в ней самым главным, лидером, влияющим на ход развития событий. Руководствуясь таким мотивом, дети часто демонстративно нарушают установленный порядок, открыто отвергают требования учителя, явно противопоставляют себя другим в школьном общении.

3) Месть – в своих негативных поступках школьник отыгрывает реальную или вымышленную обиду на одноклассников, учителя, родителей или мир в целом. Часто такой мотив приводит к наиболее жестоким выходкам с применением словесной или физической агрессии к сверстникам или учителю.

4) Избегание неудачи – руководствуясь подобным мотивом, школьники предпочитают устраняться из ситуации и ничего не делать, даже когда это требуется. Они оказываются буквально «непробиваемыми» для любых обращений учителя. В прошлом они имели опыт неудачи, ошибки, за которую пострадали так сильно, что впредь решили не предпринимать вообще ничего. Подчиняясь такому мотиву, дети бывают инертны, безынициативны, отстранены, внешне безразличны. Именно они получают в свой дневник замечания вроде «весь урок смотрел в окно», «отказался выходить к доске», «не слушает на уроке, занят своими делами».

Когда мотив понятен, родитель может влиять на поведение ребенка и способствовать тому, чтобы детская потребность во внимании или чувстве собственной значимости была удовлетворена, чтобы ушло чувство обиды, чтобы появилась вера в себя. Тогда и оснований вести себя плохо не окажется и проблема плохого поведения в школе будет решена.

Всего светлого,
Ирина Буровихина

Тип материала

  • Образовательные разработки 450
  • Материалы к уроку 424
  • Мероприятия 214
  • Организационные вопросы 98
  • Методика и документы 30
  • Компьютерные файлы 35
  • ЛИТЕРАТУРА 2
  • Разное 67

Отрасли образования

  • Начальная школа 317
  • Астрономия 7
  • Белорусский язык и литература 79
  • Биология 32
  • География 25
  • Допризывная и медицинская подготовка 9
  • Искусствоведение / изо 17
  • Иностранный язык 28
  • Информатика 135
  • История 49
  • История Беларуси 26
  • Культурология / МХК 14
  • Математика 20
  • Международные отношения 3
  • Музыка 8
  • Основы безопасности жизнедеятельности 26
  • Обществознание / ЧиМ 43
  • Политология 3
  • Правоведение 6
  • Регионоведение 5
  • Русский язык и литература 208
  • Социология 5
  • Технология / Трудовое обучение 8
  • Физ. культура и здоровье 40
  • Физика 15
  • Химия 22
  • Черчение 7
  • Дополнительное образование 48
  • Профессиональные предметы 11
  • ПЕДАГОГИКА 18
  • КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО 201
  • ВОСПИТАНИЕ 168
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 1
  • УПРАВЛЕНИЕ 19
  • ПСИХОЛОГИЯ 13
  • ДЕФЕКТОЛОГИЯ / ЛОГОПЕДИЯ 24
  • БИБЛИОТЕКА 2
  • МЕДИЦИНА 2
  • РОДИТЕЛЯМ 2
  • УЧАЩИМСЯ 5

Деятельность

  • Педагогика 850
  • Библиотека 1
  • Воспитательная работа 195
  • Дефектология 25
  • Информатизация 10
  • Медицина 24
  • Методическая работа 30
  • Психология 16
  • Родительство 24
  • Самообразование 9
  • Социальная работа 12
  • Управление 13

Уровень образования

  • Дошкольное образование 81
  • Начальное общее образование 378
  • Среднее общее образование 594
  • Профессиональное образование 69
  • Дополнительное образование детей 18
  • Дополнительное образование взрослых 5

Возраст

  • 0-1 год 2
  • 2-3 года 15
  • 4-5 лет 38
  • 6-7 лет 224
  • 8-9 лет 340
  • 10-11 лет 434
  • 12-13 лет 426
  • 14-15 лет 309
  • 16-17 лет 237
  • от 18 лет 115

События

  • Праздники России 8
  • Праздники Беларуси 4
  • Всемирный день борьбы со СПИДом 12
  • Выпускной вечер / бал 10
  • День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны 8
  • День защитника Отечества 4
  • День знаний 2
  • День матери 5
  • День памяти (Окончание Первой мировой войны) 2
  • День памяти жертв Холокоста 3
  • День Победы 13
  • День прав человека 1
  • День смеха (День дурака) 1
  • День учителя 4
  • День чернобыльской трагедии 1
  • День энергетика 1
  • Масленица 1
  • Международный день детей 4
  • Международный день отказа от курения 3
  • Международный день семьи 5
  • Международный женский день 6
  • Новый год 56
  • Пасха 1
  • Праздник прихода весны 1
  • Праздник труда (День труда) 1
  • Рождество Христово 5
  • Старый Новый год 51
Читайте также:  Очень много задают в школе

Итак, какие же альтернативы я хочу предложить. Их всего две, но результат их применения приятно удивляет многих учителей.

Во-первых, фокусируйтесь на предотвращении плохого поведения, а не на его устранении. Во-вторых, учите детей ответственному поведению посредством четкости границ и разумности последствий, а не наказаний.

Если говорить о первой альтернативе, можно отметить следующее. Опытные учителя знают, что для предотвращения плохого поведения очень важно изначально установить для детей систему правил и ограничений и усилить ее четными последствиями их нарушений. После этого можно фокусировать внимание на нуждах детей посредством ясного общения, позитивных взаимоотношений, поощрения, одобрения, интересной активности, в то время, как установленные рамки продолжают определять поведение учеников. То есть, когда удовлетворяются потребности, причин для плохого поведения остается очень мало.

Что касается второй альтернативы, то ее смысл заключается вот в чем. Плохого поведения избежать полностью невозможно. Но если у вас установлены четкие рамки дозволенного, вы можете применять последовательные методы для превращения ошибок детей в их уроки. Последствия, в отличие от наказаний, при наличии правил является честным, уважительным, демократичным ответом на проступки ребенка. Дети всегда видят, когда к ним относятся нечестно, даже если взрослый сам не видет несправедливости. Ученики начинают ненавидеть учителя, применяющего необоснованные и необъясненные наказания, а маленькие проблемы они преумножают в десятки раз. Последствия я, в отличие от наказаний, делают акцент на отклонении поведения ребенка от установленных норм, а не на самом ребенке. Таким образом получается избежать присвоения меток "плохим" ученикам и предвзятости со стороны учителя.

Последствия, в отличие от наказаний, являются уроками. Они учат не повторять ошибки в будущем. Они подчеркивают ответственность самого ребенка за то, чего он добился или не достиг. Они готовят детей ко взрослой жизни.

Приведу пример выборки возможных последствий и примеров "карательных" (неэффективных) альтернатив.

Пример 1: если ребенок неверно использует или ломает что-либо – разведите в сторону ребенка и предмет ненадолго.

– Прекрати качаться на стуле. Если ты продолжишь это делать, я заберу стул и тебе придется стоять или сидеть на полу.

– Ты же знаешь, что в школе не позволено ходить в шапке. Положи ее в сумку или я положу ее в свою до конца дня.

– Убери наушники в сумку, или мне придется спрятать их у себя в шкафу до конца дня.

– Ну все. Я забираю наушники, а отдам тогда, когда посчитаю нужным.

– Выйди из класса и сними шапку немедленно.

Пример 2: если ребенок опаздывает или тратит ваше время – заберите у него немного времени, чтобы он понял его ценность.

– Андрей, ты опаздал на 4 минуты. Тебе придется задержаться после уроков на это время.

– Максим, ты отнял 5 минут урока своим поведением. Тебе придется остаться после урока и поработать это же время.

– Мне надоело, что ты тратишь мое время! Я буду оставлять тебя после уроков до конца недели!

Пример 3: если дети плохо себя ведут по отношению к какой-либо привелегии – заберитее ее на некоторое время.

– Девочки, вам было разрешено остаться в классе на перемене с условием хорошего поведения. Вы только что потеряли эту привелегию на неделю.

– Я поверила, что вы будете себя хорошо вести, но вы не оправдали моих ожиданий. Больше вам не разрешу оставаться в классе на перемене!

Пример 4: если дети ведут себя плохо – дайте возможность им попрактиковаться в хорошем поведении

– Максим, я просил тебя не бегать в коридоре. Следующий перерыв ты займешься практикой медленной ходьбы по коридору.

– Вы впятером очень шумно вели себя в очереди. На перемене останьтесь в кабинете, мы будем практиковаться.

– Не бегай! Не бегай! Все, ты заработал два наказания – за плохое поведение и за игнорирование меня!

Пример 5: если ребенок мешает работе группы – отстраните его от группы на время.

– Ты показал мне, что не можешь работать во благо группы. Сядь рядом со мной и поработай один в течение десяти минут. Как только ты справишься, ты сможешь вернуться в группу.

Учителя являются образованными людьми, но большинство из них не может понять идею – чем больше вы доставляете дискомфорта ученикам, чем больше вы полагаетесь на карательные меры, тем хуже они будут себя вести, тем тяжелее вам будет проводить уроки. Итак, если вы стремитать к тому, чтобы получать удовольствие от уроков, искорените наказания из своей методики обучения.

Читайте также:  Протест прокурора коап рф

Авторский материал сайта Учителю.net. Копирование материала без согласия администрации и без прямой ссылки на сайт запрещено.

На днях мне на почту пришло письмо от одной читательницы блога. Вот, что она пишет:

«Работаю хореографом 3-й год в частном детском центре. Хорошие условия, но этот индивидуальный подход (который диктует руководство)… Дети ощущают свою безнаказанность и перестают соблюдать дисциплину. Все попытки «легких» наказаний тщетны… Иногда это выматывает до предела, перечитала массу литературы, ничего не помогает. Может Вы подскажете как в подобной ситуации себя вести».

Я решила ответить ей через эту статью, потому, что дисциплина это бич многих педагогов. А индивидуальный подход зачастую администрация путает с безнаказанностью детей. Особенно в частных центрах, школах танца, которых сейчас развелось много.

Политика там проста раз заведение частное, значит на первом месте деньги, а соответственно родителей, которые платят «будут облизывать». Я сама работала в подобной школе. Довела до выпускного свой класс, отработав 5 лет и уволилась. Потому, что, когда детей и родителей ставят выше педагога для меня это недопустимо. Родители платят, дети чувствуют себя очень вольготно, а педагог для них лишь обслуживающий персонал. Как в такой ситуации можно что-то требовать от детей и чему-то научить?

А потом еще и выслушаешь от родителей претензии. Почему их ребенок не выступает или почему у него так плохо получается! А то, что он элементарно не умеет себя вести и мешает всему классу это ничего, вполне нормально. «Он просто очень активный!» — так говорят многие родители.

Когда Вы только приходите на работу, то дети могут начать вести себя плохо, потому, что просто изучают границы дозволенно Вами. Т.е. им нужно понять до какого предела Вы позволите им дойти в своем поведении. Так, что лучше сразу обозначить границы и дать понять, что Вы от них будете требовать и что именно Вы терпеть не намерены.

Что я только не перепробовала за время своей работы. Чтобы проблем с дисциплиной не было. Ну, или хотя бы, чтобы свести эти проблемы к минимуму. Конечно, в первую очередь нужно подключать к этой проблеме родителей. Объяснить, что ребенок мешает Вам вести занятие и, соответственно мешает остальным заниматься. При необходимости можно подключить родителей остальных детей, которые, кстати, тоже платят деньги и их дети хотят полноценно заниматься, но им не дают нарушители дисциплины. Можно сказать родителям «нарушителя», что родители остальных детей недовольны, тем, что их ребенок мешает остальным и просят принять меры. Что, если подобное поведение на уроках не прекратиться Вы вынуждены будете отреагировать: собрать родительское собрание, позвать директора школы и решать проблему вместе.

Из собственно опыта могу сказать, что дети, которые не слушают Вас, точно так же не слушают и своих родителей. Это очень часто бывает! Наблюдала такую картину не раз. Нажалуешься маме, она тут же выказывает ребенку свое недовольство, а он либо вообще ее не слышит, взгляд пустой. Либо начинает на кого-то валить, типа он не виноват это Петя или Ваня его смешил или что-то там делал, либо быстро извиняется, зная, что за его «извини» ему тут же все проститься. Короче, от таких родителей толку мало. На следующий урок этот ребенок придет и все начнется сначала.

Поэтому Ваша задача, во-первых, выявить лидера, нарушителя дисциплины. Потому, что у детей всегда цепная реакция. Стоит начать одному, все подхватывают. А начинают, как правило, одни и те же. И найти какую-то точку соприкосновения с этим ребенком. То, что будет действовать на него безотказно.

Например, был у меня мальчик, невозможно с ним было совладать. Но выяснилось, что папу он своего очень боится. Поэтому раздобыла телефон папы и если что-то не так, то говорила: «Все! Я звоню папе!» Несколько раз звонила, кстати, так после этих звонков ребенок шелковый ходил пару недель. Потом, правда, опять начинал вести себя плохо, приходилось опять «папой пугать». Зато сейчас уже 3-ий год занимается с дисциплиной проблем почти нет. Многие мамы «прикрывают» своих детей от пап. Так, что имейте в виду, что иногда телефончик папы иметь, тоже не помешает. А то у нас как-то принято все с мамами разговаривать и вести диалоги.

Еще у меня есть один сейчас мальчик. Тоже хоть в лоб, хоть по лбу, говоришь ему он на тебя смотрит и продолжает свое. Я заметила у него такую особенность, что когда я делаю ему замечание его взгляд блуждает, а если он смотрит на меня, то такое чувство как будто он смотрит «сквозь меня», т.е. пропускает мои слова мимо ушей. Вроде и слушает, а вроде и нет. В общем, совершенно случайно я как-то разозлилась на него, взяла его за предплечье, он начал смотреть по сторонам, как обычно. Я сказала ему «Смотри на меня» и начала спрашивать, что я только что объясняла, что он понял, о чем я попросила и все глядя прямо в глаза. Удивительно, но на него подействовало это так, что потом он весь урок смирный был. Есть, кстати, такой прием в психологии, мне подруга потом рассказала. Так, что чисто интуитивно я все правильно сделала. Теперь я с ним все время так общаюсь, если не понимает.

Читайте также:  Жилищный кодекс ст 159 160

Можно, как-то стимулировать детей. Например, назначать помощника, того, кто сегодня Вам помогает и отвечает за дисциплину. Попробуйте нарушителя дисциплины назначить ответственным. Не всегда, но бывает, это помогает.

Иногда «непослушных» я и в угол могу поставить на уроке. Либо, когда первоклашки пришли, я сразу обозначила «позорный угол» и сказала, что сажаю туда тех, кто плохо себя ведет. Не многие хотят оказаться в позорном углу. Некоторым, конечно, все равно. Тогда я сажаю «нарушителя» туда на стул и начинаю с остальными делать что-то интересное, например, играть. Провинившийся в большинстве случаев начинает тоже проситься в игру, обещая, что больше не будет баловаться, но пускать его нельзя. Сказав, что, того, кто нарушает дисциплину на уроке, вы в игру не берете, а если он в следующий раз будет себя хорошо вести, то вот в следующий раз и будет играть. Тем самым вы даете урок для всех на будущее. Дети быстро запомнят «Играет только тот, кто хорошо себя ведет».

На детей, которые уже выступали, очень хорошо действует, то, что я буду ставить в танец только тех, кто хорошо себя ведет. Дети, как правило, очень любят выступать, поэтому выступление это стимул для хорошего поведения.

Для детей постарше, которые как говорится уже «ведают, что творят» можно использовать более кардинальные меры. Некоторые мои коллеги, например, за каждое замечание придумывают наказание (15 приседаний или 10 отжиманий), а еще лучше пусть дети сами придумывают «наказание» провинившемуся, ведь он мешал всем. Тем самым у остальных будет стимул вести себя нормально, чтобы не оказаться потом на месте «нарушителя».

А еще я в этом году нарыла у себя старых книг с записью детских танцев и тех, кто себя плохо ведет сажаю на стул, даю книгу и заставляю разбирать движения по записи. Движения самые простые: подскоки, притопы. Собственно движения-то они эти все знают, только одно дело так делать, а другое дело прочитать и понять, что это за движение. Но для меня правильность разбора движения не цель, цель в том, чтобы такой ребенок тоже был занят делом весь урок. А я книжку даю и при этом говорю: «Не хочешь со всеми учиться танцевать, сиди и изучай хореографию в теории, может так у тебя лучше получиться!». А в конце урока провинившийся, показывает то, что наразбирал. После всего спрашиваю: «Трудно?» Как правило, кивают головой. Типа «да». А я говорю: «Конечно, трудно. И мне трудно. А ты не слушаешь того, что я говорю и показываю. Надо уважать труд преподавателя!» Отношение, кстати сказать, у некоторых меняется к предмету. А если и нет, то разбора движений по записи они боятся, хоть есть, чем напугать.

Было у меня еще одно время что-то типа «Системы баллов». Это не для малышей, конечно, но лет с 8-9 применять можно. Каждый урок за поведения я ставила баллы. Самый наивысший балл 10, ну, а там по мере поведения на уроке. Делаю замечание — 2 балла снимаю. А потом в конце урока у кого, что получиться. В конце месяца тот, кто набрал больше всех баллов, получает приз. Приз секретный (как правило, что-то из сладостей) или еще что-нибудь можно придумать. Главное не говорить, что за приз и обставить момент вручения приза как-нибудь торжественно. Призы, конечно, лучше менять, а то дети привыкают, когда вручаешь одно и то же, пропадает интерес. Ты им говоришь про приз, а они сразу уже говорят «Шоколадка!» Что-нибудь недорогое, сейчас полно всяких сладостей, причем очень интересно оформленных.

Я работаю в школе, поэтому приз вручала в конце каждой четверти, а не в конце каждого месяца. Но это как вы сами решите. Главное четко вести запись баллов (дети про это уж точно не забудут!), потом сами Вам будут подсказывать, кто и как себя вел и кому, сколько нужно снять баллов за поведение. Т.е. у Вас появятся помощники, которые будут зорко следить за тем, кто и как себя ведет на уроке. И Вам намного легче!

Ну, вот примерно так я борюсь за хорошую дисциплину! Может и у Вас, дорогие коллеги, найдутся какие-нибудь «таблетки» от плохой дисциплины на уроке? Поделитесь!

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector