No Image

Почему растет цена на газ

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Автор: Виктор, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 7 ноября 2018. Время чтения 6 мин.

В 2018 году произошло существенное увеличение стоимости бензина, дизельного и газомоторного топлива, причем последнее подорожало существенно больше. Средняя цена на газ на АЗС выросла с 15,78 до 25,73 руб. за литр. Факторами, обуславливающими столь заметное увеличение цены, стали налоговый маневр, ремонты заводов, сжижающих углеводороды, временный запрет на перевоз опасных грузов во время Чемпионата мира по футболу и многое другое. Повышение НДПИ и завершение налогового маневра может повлечь увеличение цены и в 2019 году.

2018 год стал не очень приятным для автомобилистов. Цены на бензин и дизельное топливо существенно выросли, газ подорожал. Причем рост стоимости газа оказался даже более существенным – 7,7%, в отличие от 5,5% подорожания бензина. Что же будет дальше? Какие сюрпризы преподнесет 2019 год?

Статистика тарифа на газ на заправках за 5 лет

Газомоторное топливо на 1 ноября 2018 года на заправочных станциях Москвы и Московской области стоило в среднем 25,8 руб. за литр. При этом еще в начале года средняя цена была 17,78. Годовой прирост составил более 45%.

Таблица 1. Стоимость газомоторного топлива на АЗС Москвы и МО на 01.11.2018. Источник: benzin-price.ru.

Название АЗС Цена на 01.11.2018
АЗС Газпромнефть 23,79
АЗС Интеройл 26,30
АЗС ТНК 25,20
АЗС Лукойл 27,50
АЗС Роснефть 24,50
АЗС ИТК (Истринская Топливная Компания) 26,90
АГЗС Кантри Газ Столица 26,00
АЗС ТД Нефтьмагистраль 26,39
Средняя цена 25,82

Таким образом, дешевле всех газ продается на автозаправках Газпромнефть. Самую же высокую стоимость выставляет Лукойл. Средняя стоимость газа составляет 25,82 руб.

Стоимость газа увеличивалась постепенно, однако самое серьезное увеличение произошло в 2018 году. В целом по России с 2014 года тариф вырос с 15,78 до 25,73 руб.

Таблица 2. Средняя стоимость газа на АЗС по РФ за 2014-2018 гг. Источники: gks.ru.

Месяц 2014 2015 2016 2017 2018
январь 15,78 17,26 17,11 18,21 18,45
февраль 15,54 15,93 16,43 17,95 18,41
март 15,30 16,63 15,69 17,79 18,34
апрель 15,25 16,83 15,17 17,66 18,57
май 15,17 16,84 14,98 17,43 20,00
июнь 15,53 16,55 15,20 17,14 21,41
июль 16,73 17,07 15,73 17,07 22,52
август 18,11 16,96 16,37 17,28 24,07
сентябрь 17,70 16,71 18,39 18,38 25,73
октябрь 17,45 17,04 19,41 17,93
ноябрь 18,18 17,97 19,41 17,61
декабрь 17,75 17,75 19,30 18,11

Рис. 1. Динамика средней стоимости газа на АЗС России с 2014 по 2018 гг

График наглядно показывает, что сильный рост тарифа был в 2014 году, когда увеличение составило 12,5%. Последующие 3 года стоимость колебалась сезонно. Явно прослеживается тенденция снижения стоимости в летний период. Однако в апреле 2018 года она резко пошла вверх. Рост продолжается и сегодня.

Важная информация! Увеличение стоимости бензина и газа на заправках повлекло за собой слухи об отмене транспортного налога. Однако это оказалось неправдой.

Факторы, влияющие на формирование цены

Чтобы понять, почему на заправках выросла цена на газ, следует рассмотреть, под воздействием каких факторов она формировалась в 2018 году:

  • повышение спроса в связи с массовым переходом на газомоторное оборудование. Связано это с сильным подорожанием бензина и желанием людей сэкономить деньги на топливе;
  • чемпионатом мира по футболу. Дело в том, что в преддверии соревнования Федеральное агентство железнодорожного транспорта издало приказ, согласно которому ограничивалась транспортировка опасных грузов во время проведения чемпионата. Реакция биржи была мгновенной – коммерческие договора на сжиженные углеводороды сразу подорожали. Несмотря на то, что данное решение в рамках СУГ было отменено, тарифы обратно не снизились;
  • снижение экспортных пошлин (в рамках налогового маневра) и увеличение мировых цен на углеводороды. Предприятиям гораздо выгоднее поставлять газ на экспорт, чем внутри России. Чтобы как-то компенсировать эту разницу, стоимость искусственно завышается;
  • зависимость цен от курса доллара. Производители углеводородов ориентированы на экспорт. Следовательно, себестоимость своей продукции они рассчитывают в долларах, что в связи с повышением курса влечет повышение оптовых цен на пропан и прочие продукты;
  • одновременный ремонт нескольких заводов, объемы производства которых не покрывает даже импорт газа, например, из Узбекистана. Этот факт повлек за собой и подорожание бытового газа в газовых баллонах;
  • сдерживание тарифов на углеводороды в предвыборный период.

Справка! Сэкономить на топливе можно не только с помощью перехода на газомоторное оборудование, но и с помощью карты «Лукойл-УралСиб».

Что интересно, стоимость пропана увеличивается быстрее, чем стоимость бензина и дизельного топлива.

Читайте также:  Снос жилого дома документы

Справка! Цены на пропан для АЗС привязаны к стоимости дизельного топлива. Если дорожает дизель, дорожает и газ. Как правило, пропорционально. Однако 2018 год стал исключением.

Рис. 2. Динамика доли стоимости газа в стоимости дизельного топлива за 2018 год, %. Источник: gks.ru.

Таким образом, подорожание газа на заправках было существенно больше, чем дизельного топлива, что обусловлено дефицитом, возникшим из-за большой доли продаж на экспорт и одновременным ремонтом нескольких заводов, осуществляющих сжижение углеводородов.

О реальной ситуации на АГЗС можно узнать, посмотрев видео

Чего ждать в 2019 году

Как было сказано выше, одной из причин увеличения стоимости пропан-бутана на российских АЗС стал налоговый маневр и увеличение тарифов на мировом рынке. В результате производителям более выгодно продавать газ на экспорт, чем на внутреннем рынке.

Рис. 3. Динамика экспортных и внутренних оптовых тарифов на пропан-бутан сжиженный за 2018 год, тыс. руб. за тонну. Источник: gks.ru.

Диаграмма явно показывает, что экспортная цена существенно выше. Сравним динамику роста оптовой цены за литр сжиженного газа и его розничной цены на АЗС.

Рис. 4. Сравнение внутренних закупочных и розничных цен на пропан-бутан сжиженный за 2018 год, руб. за литр. Источник: gks.ru.

Диаграмма показывает, что когда в марте и апреле закупочная цена падала, розничная цена не уменьшалась. Начиная с мая, закупочная стоимость растет более высокими темпами, чем розничная, что свидетельствует о ее искусственном завышении. Там производители пытаются скомпенсировать себе невыгодные для них тарифы на внутреннем рынке.

В 2019 году ситуация может еще усугубиться. Дело в том, что Правительство РФ приняло закон о завершении налогового маневра в 2019-2024 годах, который сведет к нулю экспортную пошлину. В результате производителям газа будет еще выгоднее продавать его на экспорт. Это повлечет дефицит на внутреннем рынке и, как следствие, рост цен на газ на заправках.

Справка! Налоговый маневр начался в 2015 году. Его целью было снижение зависимости бюджета государства от количества экспорта нефти и нефтепродуктов и мировых цен на нее. В настоящий момент экспортная пошлина снижена до 30% и будет постепенно сведена к нулю к 2024 году.

Вторым отрицательным моментом, также связанным с завершением налогового маневра, становится повышение НДПИ. И хотя государство будет частично компенсировать производителям их повышенные расходы, во многом они лягут на плечи потребителей. Граждане уже сегодня начинают жаловаться на увеличение тарифов. В результате прогнозируемый рост тарифов на бензин и газ в 2019 году составляет минимум 10%. Следовательно, средняя цена на пропан для АЗС по России может увеличиться с 25,73 руб. до минимум 27,53 руб.

Насколько мне помнится, ещё по весне говорили, что цены на сжиженный газ в этом году повышаться не будут. А что вышло? Они не просто повысились – взлетели! В связи с чем?
К расследованию причин роста цен на сжиженный углеводородный газ (СУГ) приступило Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю.
По словам руководителя краевого УФАС Степана Поспелова, необходимость в проведении проверки возникла в связи с ростом обращений от граждан и крестьянско-фермерских хозяйств региона в связи со значительным ростом цен на СУГ, включая пропан-бутан, которым заправляются автовладельцы и используют в работе КФХ.
Хотя основная причина подорожания топлива уже выяснена ФАС России – это увеличение закупочных оптовых цен, связанное с ростом котировок на внешних рынках, но региональные антимонопольщики, по словам Поспелова, проведут "проверку торговых политик региональных компаний по реализации СУГ, чтобы разобраться, насколько текущее повышение оправдано и не противоречит принципам здоровой конкуренции, установленной антимонопольным законодательством".
В случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны участников рынка будут приняты предусмотренные законом меры реагирования

Голосование за статьи (есть кое-что новое)

Эмодзи вместо тысячи слов

Вести диалоги в комментариях стало проще!

Все новости

Четыре человека попали в больницу после ДТП с перевернутым «Лексусом»

«Чудесный снеговорот» соберёт гостей вокруг «Главной Ёлки Сибири»

Дом вырос, а цены нет: популярный ЖК готов, цены от 11 352 рублей в месяц

«В нем вся моя жизнь»: где искать помощи, если сломался ноутбук или телефон за разумные деньги

«Мы строим город, в котором хочется жить»: обещания и реальность от новосибирского застройщика

Двое детей погибли при пожаре в Новосибирской области

«Рекомендаций не выдавали»: в мэрии Новосибирска рассказали о скандале с биомороженым в детсаду

Авто: Вместо «Лэнд Крузер 200»: новый внедорожник, который не боится сугробов. И чтобы дорого-богато

Против громкой музыки, ремонта и тараканов: победите ли вы в войне с соседями?

В Новосибирске железными трубами огородили популярное место катания на ватрушках

В темноте. Истории трех незрячих мам из Новосибирска, которые никогда не увидят внешность своих детей

«Посмешили народ, зато жить веселее»: директор центра дорожного движения о «тупых» светофорах и двойных заборах

Черная пятница близко: в Kerama Marazzi снижают цены на 25%

Жизнь, как на курорте: новосибирцам больше не нужно ездить на базы отдыха

Хорошие джинсы и пуховики продаются почти даром

Угадайте, кого больше читают современные дети — Пушкина, Замятина или книги для подготовки к ЕГЭ

Сбербанк выделил проектное финансирование застройщику ЖК «НИКА»

На Немировича-Данченко «Лексус» перевернулся на крышу после ДТП

«Добро пожаловать в Сайлент Хилл»: Выборную залило кипятком и заволокло паром

Хоровод вместо машин: на детской площадке, по которой должна пройти дорога, провели праздник

«Мой счёт к государству сильно вырос»: новосибирцы вышли на пикет против политических репрессий

Можно картой: новосибирцы создали систему для безналичных чаевых

Вылетел под фуру: на трассе под Новосибирском погиб парень на спорткаре

Учёные из Новосибирска испытают лекарство от рака — оно уничтожает опухоль, не вредя организму

Прилетел вдруг волшебник: в Новосибирск из Великого Устюга приехал настоящий Дед Мороз

«Убийца должен понести адекватное наказание»: мать сбитой на «зебре» девочки обжалует приговор водителю

Завораживающее зрелище: Обское море сковало льдом и снегом

Изменили на лету: учёному дважды повысили ставку по льготной ипотеке — квартиру он так и не купил

Это Новосибирск или Питер? Может, вообще Казань? Найдите родной город на панораме

На самом деле оно полезное: как пальмовое масло стало главной страшилкой российской кухни

Авто: «Я паркуюсь как чудак»: Lexus 009 — всем на зависть встану возле школы, «школота» обойдет

Хоккейная «Сибирь» завершила выездное турне поражением

Элджей выпустил новую песню вместе с нидерландским диджеем

«Бутыли воды уже закончились»: часть Станиславского жилмассива осталась без воды

Новосибирцы устроили забег в –25. Смотрим на самых замёрзших и бесстрашных спортсменов

«Скорая приехала, но спасти его не удалось»: что случилось с чемпионом-тяжеловесом из Новосибирска

Мужчина выпал из окна дома на улице Волховской

В региональном исполкоме ОНФ прокомментировали жестокое избиение члена их штаба Андрея Радаева

Больше не веселит: старейшее автокафе Новосибирска закрывается

Поддали газу: в Сибири резко подорожала дешёвая замена бензина

Цена на газ выросла в два раза — это заставило новосибирцев снова заправляться дорогим топливом

Читайте также:  Главная дорога номер знака

Генеральный директор УК ГК «Газойл» Максим Короткоручкин рассказывает, что из-за стремительного роста цен на газ они начали писать письма в разные инстанции ещё в июле — и Правительству РФ, и президенту, и министру энергетики РФ Александру Новаку, и в антимонопольный комитет.

«Но пока никто нам вразумительного ответа на вопрос, что будет дальше, предоставить не смог. Насколько я знаю, ФАС сейчас разбирается с этим, но изменений на рынке нет. Вчера цена газа выросла ещё на 800 рублей. На самом деле ситуация на рынке сжиженных газов стала в худшую сторону меняться с апреля-мая.

На сегодняшний день цены производителей, если сравнивать с февралём, выросли на 130–140%.

Плюс к этому возник очень большой дефицит продукта в связи с тем, что летом большинство заводов планово закрылись на ремонт. Экспортная пошлина сейчас очень благоприятна для производителей, чтобы не продавать сырьё на внутренний рынок. Большинство произведённых объёмов уходит на экспорт, соответственно внутренний рынок остаётся без продукции», — поясняет он.

Подобные письма пишут представители разных регионов. Даже Российский топливный союз, который объединяет региональные организации торговцев (владельцев АЗС) жидким моторным топливом и анализирует процессы на этом рынке, не рассматривая рынок газомоторного топлива (пропан-бутан, метан) — альтернативы моторного, — был вынужден реагировать на эту ситуацию, сообщает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Поэтому РТС проанализировал ситуацию и направил предложения в Минэнерго (заместителю министра энергетики Павлу Сорокину) и в ФАС (руководителю ФАС Игорю Артемьеву).

Российский топливный союз отмечает, что биржевой индекс с марта по август 2018 года вырос больше чем в два раза

«Российский топливный союз выражает обеспокоенность стремительным ростом оптовых цен на сжиженные углеводородные газы для бытовых нужд и автомобильного транспорта (СУГ). Национальный биржевой индекс АО «СПбМТСБ», формируемый по результатам биржевых торгов, с марта по август 2018 года вырос больше чем в два раза, достигнув по состоянию на 14 августа величины рубля за тонну.

Основной причиной указанного роста, по нашему мнению, является большой объём экспорта из-за существенного превышения экспортным паритетом внутренних цен,

Читайте также:  Можно ли сдать огэ досрочно

недостаток предложения СУГ на биржевых торгах, результатом чего становится рост биржевых индексов, являющихся ориентиром для оптовых цен», — говорится в этих письмах.

С тем, что этому рынку не хватает контроля, согласен и заместитель директора сети АЗС «Хорос» Евгений Данилов: «Это всё зависит от производителей — от нефтяников, газовиков. Этот рынок не особо контролируется: если по нефтянке всё контролируется и правительством, и покупателями, которые начинают возмущаться ростом цен, то по газу этого не наблюдается. Есть перебои в продажах на территории России, потому что гонят в основном за границу. То есть всё зависит от экспорта: если его доля увеличивается, то ощущается нехватка в стране».

Представители АЗС уверены, что если газ и бензин будут сопоставимы по цене, то тогда люди перестанут переходить на газ

Максим Короткоручкин замечает, что эта волна катилась постепенно, но все игроки рынка существовали на запасах, которые начали заканчиваться в августе. За деньги у них тоже не получается купить продукт: на санкт-петербургской бирже есть объёмы, но они небольшие, и по возросшей цене покупать их не выгодно.

«Сейчас, чтобы не нести убытки, им нужно продавать газ за 28–30 рублей за литр, но кто будет заправляться газом тогда, если бензин стоит 40?

Для сравнения: весной газ стоил 18 рублей, сейчас уже цена подходит к 26.

Мы вынуждены поднимать цену, и так несём убытки. Я думаю, что пока не будут увеличены экспортные пошлины, ситуация не изменится», — описывает ситуацию Короткоручкин.

Дефицит и стремительный рост цены по Сибири, по его словам, распределяется так: Омская, Новосибирская области, Алтайский край, Кемеровская, Томская области, Республика Хакасия, Красноярский край — в общем, всё регионы от Омска до Читы находятся в критической ситуации. В Чите цена на газ уже достигла 29 рублей за литр.

Представители рынка считают, что проблема в большей степени коснулась отдельных регионов из-за их отдалённого расположения от мест добычи. Кроме того, Сибирский федеральный округ — большой потребитель сжиженного углеводородного газа, который используется в разных сферах. Во-первых, в бытовой, во-вторых, автогаз на заправках, а в-третьих, в сельском хозяйстве — для сушилок.

«Автомобильный газ — это полбеды: в данный момент страдают и сельхозпроизводители, потому что началась уборочная кампания. Они используют газ в сушилках. Если покупать по такой космической цене, то всё это потом отражается на себестоимости готового продукта, зерна. Кроме того, уже третий месяц стоят без работы установочные центры, которые занимались переводом транспорта на газ, потому что люди, видя динамику роста цен, боятся переходить на газ», — замечает Максим Короткоручкин.

Установочные центры, которые переводят автомобили на газ, ощутили серьёзный спад интереса к их оборудованию — около 50%

Директор сети сервисных центров «Газойл АвтоМастер» Александр Сидякин подтверждает: 15 августа они проанализировали падение спроса на переход на газобаллонное оборудование до 50% — и по установке, и по звонкам, и по сервису. Основная причина — подорожание газа.

«Сейчас разница между газом и бензином критично снижается, поэтому клиент не видит преимущества и окупаемости оборудования. В нашем понимании разница между ценой на газ и на бензин должна сохраняться. У нас калькуляторы расчёта окупаемости оборудования (за сколько километров и в какой срок) как раз на это и рассчитаны. Сейчас клиентам неинтересно стало переходить, хотя газ на самом деле экологичнее. Тут вопрос ещё, кто цену на бензин сдерживает. Есть такое предположение, что она искусственно не повышается. Потому что мы знаем закупочную цену на биржах и знаем цену реализации: такое ощущение, что бензиновые колонки чуть ли не в минус работают. Ничего хорошего в этой ситуации нет: рост топлива всегда отражается не только на нашем бизнесе, но и в целом на потребителях. Много бизнесов на этом завязаны — различные перевозки: продуктов и в том числе такси», — комментирует Сидякин.

Российский топливный союз для стабилизации цен предлагает увеличить нормативы биржевых продаж, установленные совместным приказом ФАС и Минэнерго, до 10% от объёма производства; вывести на биржу в качестве продавцов не только доминирующие компании, а всех основных производителей СУГ; снизить пороговое значение котировки в методике расчёта экспортной пошлины либо заменить саму методику и устанавливать экспортную пошлину аналогично экспортным пошлинам на светлые нефтепродукты в процентном соотношении от пошлины на сырую нефть. Пока эти предложения не получили ответа.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector