No Image

Понижение в должности в мвд

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Штатное уменьшение численности сотрудников, в том числе и работников Министерства внутренних дел (МВД), подразумевает собой сокращение должностей. Но процедура сокращения сотрудника МВД производится не только согласно КЗоТу и Конституции РФ, но и в соответствии с Федеральным законом «О полиции», вступившем в силу 01.03.2011 с действующими к нему дополнениями. При этом для увольнения нужны довольно веские причины, например, реорганизация.

Правовая база

Порядок трудовых отношений в структуре МВД регулируется различными правовыми нормами и законами. К ним относятся Трудовой кодекс и Федеральный закон «О полиции», а также действующие дополнения. Эти правовые нормы дополняют друг друга. На работников МВД, как и на любых граждан, распространяется действие Конституции страны. Полицейский пользуется всеми правами и свободами, определёнными в ней. При увольнении из МВД учитываются следующие правовые акты и статьи:

  • п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса — эта статья позволяет расторгнуть трудовые отношения из-за сокращения численности штата;
  • статья 179 Кодекса о труде содержит перечень категорий, которым предоставляется преимущество остаться на работе;
  • статья 178 Трудового кодекса гарантирует выплату всех денежных компенсаций из-за увольнения по сокращению, помимо выплат, осуществляемых другими основаниями;
  • статья 292 Трудового кодекса объясняет порядок законной процедуры увольнения;
  • постановление Правительства РФ № 716 регулирует возмещение затраченных средств, связанных с транспортировкой уволенных работников;
  • постановление Правительства РФ № 941 дополняет информацию о начислении выплат по выслуге лет;
  • п. 2 ст. 80 Кодекса о труде рассматривает основания, связанные с увольнением из-за реорганизации или расформирования подразделений по предложению вышестоящего начальственного состава;
  • статьи 57 и 58 Положения о службе в МВД перечисляют причины, по которым на законных основаниях можно уволить сотрудника из органов внутренних дел.

Кроме этого, существует ещё ряд статей и пунктов в законодательных документах, но перечисленные законы позволяют получить исчерпывающую информацию по различным нюансам увольнения. Если внимательно изучить правовую базу, то можно заменить, что порядок сокращения работников внутренних дел ничем не отличается от увольнения работников других сфер деятельности. Более важными тут являются пункты, гарантирующие справедливые выплаты пособий и компенсаций, обеспечение дальнейшего трудоустройства.

Расторжение трудового договора

Основные положения, позволяющие расторгнуть трудовые отношения с сотрудником полиции, определены в постановлении Правительства РФ 4202-I от 23.12. 92, актуальном на 2018 год. Основания для сокращения персонала определяются условиями, способствующими увольнению ряда полицейских из-за выведения из штатного расписания определённых должностей.

Причины, приводящие к уменьшению численности состава, определяются высшим руководством структуры, которое не обязано доводить их до сведения сокращаемого персонала. Только МВД или Президент вправе решать вопросы о численности сотрудников и виде должностей, но в пределах своей компетенции.

Чаще всего решение о численности принимается при реорганизации отдельных подразделений или всей системы, присоединении или выделении в отдельную структуру различных ведомств. Таким образом, например, в 2011 году прошло переформирование милиции в полицию.

Сокращение может быть связано со снижением в различных местах криминогенной ситуации, оптимизацией процесса работы или политической обстановкой. Но если сотрудник захочет обратиться в судебную инстанцию о незаконном сокращении, то суд причины и основания обсуждать не будет, а только рассмотрит законность процедуры.

Согласно статье 58 Федерального закона РФ сотрудники могут быть уволены из рядов МВД по следующим основаниям:

  • собственная инициатива;
  • достижение граничного возраста или выслуги лет;
  • окончание действия контракта;
  • болезнь;
  • несдача аттестации или переаттестации;
  • призыв в ряды Вооружённых сил;
  • нарушение трудовой деятельности;
  • осуждение по решению суда;
  • предоставление заведомо ложных документов и сведений о себе при устройстве на службу;
  • совершение аморальных поступков;
  • сокращение штатов.

К последнему пункту перечня есть дополнительная расшифровка, указывающая на увольнение в связи с ликвидацией или реорганизацией структуры внутренних дел, если не представляется возможным использовать служащего в альтернативных подразделениях МВД. Это относится и к категории лиц, работающих по контракту.

Но подводные камни при сокращении ставки аттестованных сотрудников МВД, работающих по контракту, заключаются в том, что, согласно закону о службе в министерстве, а именно статье 82, разорвать действие контракта допустимо из-за невозможности перевода или отказа сокращаемого лица от перевода на другую должность в органах МВД. Окончания действия контракта при этом дожидаться необязательно.

Процедура сокращения

Основываясь на законе «О службе в органах внутренних дел» и изменениях в отдельных законодательных актах Российской Федерации, при уменьшении количества должностей начальник обязан уведомить сотрудника о предстоящем его сокращении. При этом само уведомление должно быть в письменном виде, а увольняемый обязан лично расписаться об ознакомлении с ним.

Предупреждение полицейского о сокращении его должности проводится не позднее чем за два месяца до увольнения. Сокращаемый работник может быть временно приписан в распоряжение органа МВД, но на срок не более двух месяцев. В это время не учитываются периоды нетрудоспособности и отпуска. На такого сотрудника также распространяются меры поощрения и дисциплинарного наказания, он обеспечивается денежными выплатами в размере своей заработной платы со всеми надбавками.

После издания приказа о сокращении сотрудников полиции им выдаётся направление для прохождения Военно-врачебной комиссии (ВВК), определяющей годность работников. Результаты ВВК учитываются при определении основания увольнения и предлагаемых должностей.

Сокращаемому полицейскому должна быть предложена альтернатива прохождения службы. Сотрудника могут перевести на соответствующую его квалификации работу. Это может быть как равнозначная, так и ниже- или вышестоящая должность. В первых двух случаях величина его зарплаты не должна быть уменьшена, а в третьем — повышена, если это предусмотрено тарифной сеткой должностного оклада.

Для перехода на вышестоящую должность понадобится сдать аттестацию или пройти конкурс, но это не касается людей, стоящих в кадровом резерве. Если сокращаемый отказывается занять другую должность или она отсутствует, тогда по прошествии двух месяцев его увольняют. В последний день с ним должны провести полный финансовый расчёт и вернуть трудовую книжку.

Таким образом, основными ключевыми позициями при сокращении являются:

  • вручение письменного уведомления за два месяца под расписку;
  • прохождение ВВК;
  • беседа вышестоящего начальника с лицом, попавшим под сокращение;
  • предложение всех доступных вакантных должностей;
  • издание приказа и представление к увольнению;
  • полный расчёт.

Положенные выплаты

При увольнении каждый сокращаемый сотрудник имеет право получить компенсацию. Её размер составляет среднемесячный заработок. Если есть неиспользованный отпуск, тогда его также обязаны компенсировать. Но выходное пособие выплачивается только тогда, когда бывший сотрудник не нашёл новую работу и зарегистрировался в Центре занятости в течение двух недель после даты увольнения.

Согласно закону «О социальных гарантиях сотрудникам МВД» лицам, проработавшим в органах более двадцати лет, выплачивается при увольнении единоразовое пособие в размере семи заработных плат, а прослужившим менее этого срока — двух средних окладов. Если же сотрудник имеет ещё и правительственные награды либо почётное звание, то дополнительно выдаётся ещё одна выплата.

При желании попавший под сокращение полицейский может воспользоваться единоразово представляющимся отпуском за всё время службы в МВД по личным обстоятельствам продолжительностью тридцать дней с сохранением заработной платы. Уволенный полицейский со стажем работы более двадцати лет имеет право на медицинское обслуживание в специальных больницах МВД, а также на получение путёвки в санаторий со скидкой пятьдесят процентов один раз в год. После увольнения служащий, имеющий право на ношение формы, по заявлению получает вещевое имущество для личного пользования или его денежный эквивалент.

Если работа не найдена, бывший полицейский должен стать в Центр занятости для признания его безработным и получения выплат. На 2018 год в России наибольшая выплачиваемая сумма по безработице составляет 4,9 тысячи рублей, а наименьшая — 850 рублей.

Если к моменту увольнения сотрудник имеет право на пенсию, то она может им оформляться уже на следующий после увольнения день. Существует положение, благодаря которому сотрудник, сокращённый из органов МВД, может устроиться на работу госслужащим в гражданские организации по конкурсу или без его проведения.

Льготные категории служащих

Увольнение лиц, находящихся в отпуске или временно нетрудоспособных, не допускается. Но здесь существует оговорка, что сокращение персонала возможно, но только при полной ликвидации учреждения. Принимая решение о сокращении того или иного сотрудника, в первую очередь рассматривается степень полезности его трудовой деятельности. При равенстве закон отдаёт предпочтение социально незащищённым категориям людей. К ним относят:

  • женщин, ожидающих рождения ребёнка (независимо от срока беременности);
  • одиноких матерей или отцов, на воспитании у которых находится ребёнок, не достигший совершеннолетия;
  • опекунов или одиноких родителей, на иждивении у которых находится ребёнок-инвалид;
  • служащих, имеющих трёх и более несовершеннолетних детей и являющихся единственными кормильцами;
  • сотрудников, получивших боевые ранения или имеющих непрерывный стаж работы более двадцати лет;
  • работников, проходящих обучение для повышения уровня квалификации в учебных центрах МВД.

Неправомерное увольнение

Если законность увольнения нарушена, то восстановление сотрудника в должности при его обращении в суд — дело времени. После положительного решения суда МВД будет обязано не только восстановить работника в должности с сохранением оклада и всех премиальных начислений, но и выплатить ему компенсацию. Её размер рассчитывается от суммы заработной платы за каждый день вынужденного прогула. Также по требованию работника суд может удовлетворить его моральный иск. К типичным ошибкам при сокращении относят:

  1. После завершения процедуры сокращения служба занятости не была уведомлена. При соблюдении законов служба занятости уведомляется о планируемом сокращении за два месяца до самого действия, а если сокращение массовое, тогда этот срок увеличивается до трёх месяцев.
  2. После издания приказа об увольнении сокращаемая должность осталась в штатном расписании. Правильно будет сразу же при выдаче распоряжения о сокращении переделать и утвердить новое штатное расписание.
  3. Несправедливое сокращение сотрудника, то есть уволенный считает, что его должны были оставить, а другого работника сократить. Поэтому так важно при увольнении учитывать преимущественное право.
  4. Рабочий не был оповещён за два месяца о своём сокращении. Чтоб исключить этот пункт, на законодательном уровне принято требование о личной подписи сотрудника на уведомлении. Если работник отказывается его подписывать, составляется акт.
  5. Предложены не все возможные должности. Предлагать служащему вакансии необходимо в письменном виде под его подпись.

Оспаривая своё сокращение, работники часто указывают на фиктивность процедуры, скрытие вакансий или несоблюдение сроков. Но если все действия выполнены согласно правовым и нормативным актам, то суд такой иск отклонит.

Статьи по теме

Возможен ли перевод на нижестоящую должность сотрудника ОВД без его согласия Какие проступки могут повлечь взыскание в виде понижения в должности Какие противоречия скрыты в позиции Верховного Суда РФ

Запрет и исключения

Принудительный труд запрещен ч. 2 ст. 37 Конституции РФ и ТК РФ. К тому же в соответствии с п. 1 ст. 1 Конвенции МОТ от 28.06.1930 № 29, которая ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.06.1956, Российская Федерация обязана упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах, то есть всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.

Читайте также:  Приказ 302 работа на высоте

Безусловно, принцип свободы труда не носит и не может носить абсолютного характера. Как международные соглашения, так и российское законодательство называют формально обязательные виды работ, которые тем не менее не рассматриваются как принудительный труд:

работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами; работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Эти примеры разрешенного принуждения к труду по смыслу ст. 4 ТК РФ и международно-правовых документов носят исчерпывающий характер. Вместе с тем анализ законодательства РФ содержит достаточно много примеров менее явного принуждения к труду, которые, с точки зрения законодателя, являются вполне допустимыми. В первую очередь речь идет о трудовом законодательстве, которое в ряде случаев допускает привлечение работников к выполнению трудовой функции, на которое он не давал согласия, под угрозой наказания, что, в соответствии с обоснованной выше позицией является принудительным трудом. Таким случаями, например, выступают переводы на другую работу. Гарантией от деформации принципа свободы труда в данных случаях является правило о недопустимости перевода на другую работу без письменного согласия работника. Трудовой кодекс содержит только одно исключение из этого правила: в строго определенных случаях допускается без согласия работника временный перевод на другую работу, что связано с наличием каких-либо чрезвычайных обстоятельств. Данное исключение вполне соответствует ст. 4 ТК РФ.

Однако, если в трудовом законодательстве постоянные переводы на другую должность без согласия работника строго запрещены, то в законодательстве о государственной службе ситуация не так однозначна. Стоит отметить, что оно всегда тяготело к применению дисциплинарных взысканий, связанных с переводом на иную должность. Например, абз. 2 п. 4 утратившего в настоящее время силу Указа Президента РФ от 06.06.1996 № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» предусматривало, что должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, нарушившие федеральные законы и указы Президента РФ, не исполнившие или ненадлежаще исполнившие эти акты и вступившие в законную силу решения судов, могут быть понижены в должности. Статья 38 Положения о службе в органах внутренних дел РФ 1 в качестве дисциплинарного взыскания за нарушение служебной дисциплины также предусматривала понижение в должности. Наконец, недавно принятый Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 342-Ф3) в пункте 4 части 7 статьи 30 закрепляет, что помимо прочего перевод сотрудника органов внутренних дел на нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется в порядке наложения дисциплинарного взыскания.

Аргументы ВС РФ

Свою позицию по вопросу о соответствии норм о переводах сотрудников органов внутренних дел на нижестоящие должности в качестве меры дисциплинарного взыскания высказал Верховный Суд РФ. Так, определением Кассационной коллегии ВС РФ от 19.01.2010 № КАС09-650 оставлено в силе решение Верховного Суда РФ от 30.10.2009 № ГКПИ09-1324, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим п. 3 Перечня изменений и дополнений, вносимых в Инструкцию о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденную приказом МВД России от 14.12.1999 № 1038 2 .

Таким образом, Верховный Суд РФ (далее также – Суд) пришел к выводу, что перевод сотрудников органов внутренних дел на нижестоящую должность согласно ст. 38 Положения о службе в органах внутренних дел и п. 5.6 Инструкции о порядке его применения не является принудительным трудом и не противоречит ст. 4 ТК РФ, а также Конвенции МОТ № 29.

Взыскания нет. Утверждая, что оспоренная норма не противоречит ст. 4 ТК РФ, запрещающей принудительный труд, Суд указал: «сам по себе отказ сотрудника от перевода на нижестоящую должность не может служить самостоятельным основанием для увольнения сотрудника из органов внутренних дел, как ошибочно полагает заявитель, поскольку в случае, если в действиях сотрудника усматривается грубое либо систематическое нарушение дисциплины, в рамках реализации процедуры наложения дисциплинарного взыскания сотруднику может быть предложено перемещение по службе на нижестоящую должность». Однако абз. п. 5.6 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел прямо устанавливает, что «в случае отказа сотрудника от перемещения по службе в порядке дисциплинарного взыскания он подлежит увольнению со службы за грубое либо систематическое нарушение дисциплины» (п. «к» ч. 1 ст. 58 Положения). Таким образом, отказ от перевода сотрудника внутренних дел на нижестоящую должность в рассматриваемом случае неотвратимо влечет его увольнение со службы (обратим внимание, что данная норма носит императивный характер, то есть руководитель обязан уволить служащего в такой ситуации).

Далее Верховный Суд РФ неожиданно приходит к выводу, что перевод на нижестоящую должность вообще не является дисциплинарным взысканием. Руководствуется он при этом пояснениями представителей МВД России по делу, согласно которым «в рассматриваемом случае предложение о понижении в должности – не самостоятельное дисциплинарное взыскание, как ошибочно полагает заявитель, а условие, при котором (при согласии работника) не налагается дисциплинарное наказание в виде увольнения со службы».

И это несмотря на то, что понижение в должности включено в перечень дисциплинарных взысканий, предусмотренных ст. 38 Положения о службе в органах внутренних дел. Причем согласно данной норме «взыскание в виде понижения в должности или увольнения из органов внутренних дел не применяется к сотрудникам органов внутренних дел, замещающим должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ». А статья 16 Положения устанавливает, что перемещение сотрудника органов внутренних дел по службе производится на нижестоящую должность в порядке дисциплинарного взыскания.

Таким образом, при наличии многочисленных норм Положения о службе в органах внутренних дел о том, что понижение в должности представляет собой именно дисциплинарное взыскание, Суд принял позицию представителей МВД, которые заявили об обратном.

Противоречия. Наконец, в обоснование своей позиции Верховный Суд РФ указывает на то, что перевод сотрудника внутренних дел на нижестоящую должность не является изолированной и уникальной для российского законодательства мерой. Перевод сотрудника (служащего) на нижестоящую должность в порядке дисциплинарного взыскания предусмотрен также законами, регламентирующими прохождение государственной службы работниками иных государственных органов, имеющими сходный правовой статус с теми, кто несет службу в органах внутренних дел:

подп. «д» п. 17 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237; подп. «г» п. 67, п. 97 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495; подп. 4 п. 1, п. 10 ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о госслужбе).

Как видно, здесь Верховный Суд РФ начинает противоречить самому себе: ведь ранее он уже пришел к выводу, что перевод сотрудника внутренних дел на нижестоящую должность не является дисциплинарным взысканием, теперь же доказывает, что и другие нормативные акты предусматривают подобные дисциплинарные взыскания.

Однако Суд при этом забывает, что военная служба (на которой действительно применяется дисциплинарное взыскание в виде понижения в воинской должности) в соответствии со ст. 11 ТК РФ не подпадает под действие трудового законодательства и на нее не распространяется Конвенция МОТ № 29 (исходя из ч. 2 ст. 2 Конвенции).

Что же касается дисциплинарного взыскания, предусмотренного подп. 4 п. 1, п. 10 ст. 57 Закона о госслужбе, то оно заключается не в понижении в должности, а в освобождении служащего от замещаемой должности с одновременным включением в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе. Разумеется, ни о каком принудительном труде в данном случае речь не может идти, так как нахождение в кадровом резерве не подразумевает осуществления трудовой деятельности. Кроме того, формально-юридически никакого запрета назначить освобожденного от должности служащего на вышестоящую должность по итогам конкурса ч. 10 ст. 58 Закона о госслужбе не содержит, хотя, безусловно, такой вариант развития событий противоречит самой сути дисциплинарной ответственности.

Конечно, Закон № 342-Ф3 существенно изменил порядок применения этого дисциплинарного взыскания – теперь оно применяется только за грубое и неоднократное нарушение, установлен исчерпывающий перечень грубых нарушений и т.п. Однако, как нам представляется, сути проблемы это не меняет и противоречия с принципом свободы труда не снимает.

Взгляд науки

Перевод на другую должность госслужбы в качестве дисциплинарного взыскания ряд ученых критикует как не соответствующий конституционному принципу свободы труда. Так, гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, значит, указанный перевод – это одно из изменений трудового договора, связанное с ограничением права на труд, и поэтому перевод возможен только с письменного согласия госслужащего (ст. 72 ТК РФ). Иначе можно говорить о принудительном труде, который запрещен действующим законодательством 1 . Ситуация не изменилась и после начала использования на государственной гражданской службе вместо трудовых договоров служебных контрактов 2 .

Правда, отдельные специалисты несоответствие принудительного перевода на нижестоящую должность указанной Конвенции отрицают, поскольку в силу специфики труда государственных служащих она на них не распространяется 3 . Однако каких-либо доводов в обоснование такой позиции не приводится. Между тем согласно ст. 2 Конвенции из сферы ее действия исключается лишь военная служба.

________________________
1 Иванова С. А. Правовое регулирование трудовых отношений государственных служащих: дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 23.

2 Чаннов С. Е. Административно-правовая модель регулирования служебных отношений в Российской Федерации: понятие и основные черты: дис. докт. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 319-320.

3 Гришковец А. А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М., 2003. С. 151.
________________________

Понижение в должности как взыскание правомерно

Виды, основания и порядок применения дисциплинарных взысканий к сотрудникам органов внутренних дел установлены Законом № 342-ФЗ. Согласно ст. 50 этого закона перевод на нижестоящую должность является одним из видов дисциплинарных взысканий, которые могут быть наложены на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины.

Однако, в отличие от других видов дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение со службы), перевод на нижестоящую должность может применяться только в случае совершения сотрудником органов внутренних дел неоднократного или грубого нарушения служебной дисциплины.

Читайте также:  Временная регистрация в уфе

В статье ст. 49 Закона о службе в ОВД приведен исчерпывающий перечень нарушений, которые признаются грубыми. А именно:

несоблюдение ограничений и запретов, установленных законодательством РФ; отсутствие по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени; нахождение на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения; совершение виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность; разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны), ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, если это не влечет за собой уголовную ответственность; небрежное хранение вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность; отказ или уклонение от прохождения медицинского освидетельствования (обследования) в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством РФ; неявка без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации; умышленное уничтожение или повреждение имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, повлекшие причинение существенного ущерба, если это не влечет за собой уголовную ответственность; нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность; совершение сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя; принятие необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба такому имуществу; непредставление сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; сокрытие фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения; публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности госорганов, их руководителей, в том числе в отношении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, если это не входит в служебные обязанности сотрудника.

Дисциплинарное взыскание в виде перевода на нижестоящую должность может быть применено к сотруднику внутренних дел за нарушение служебной дисциплины и в случае, если он имел уже взыскание, наложенное в письменной форме, и оно на момент совершения нового нарушения не было снято или погашено. Причем дисциплинарное взыскание, наложенное приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, действительно в течение одного года со дня его наложения, а объявленное публично в устной форме – одного месяца со дня его наложения.

При соблюдении указанных правил перевод сотрудника органов внутренних дел на нижестоящую должность в качестве меры дисциплинарного взыскания является правомерным.

Вместе с тем следует отметить, что сотрудник внутренних дел может отказаться от перевода на нижестоящую должность в порядке исполнения дисциплинарного взыскания. Но в таком случае вместо этого дисциплинарного взыскания к нему может быть применено другое – увольнение со службы (п. 14 ч. 1 ст. 82. Закона № 342-Ф3).

________________________
1 Утверждено постановлением ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1. Согласно Закону № 342-Ф3 это постановление не применяется в отношении сотрудников ОВД. Исключение – ч. 5 и 6 ст. 45, ч. 7 ст. 46, ст. 54 и 64 Положения о службе в органах внутренних дел (применяются в отношении прикомандированных к федеральному органу исполнительной власти, реализующему госполитику в сфере миграции и осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в РФ, до 31.12.2012 включительно).

2 Перечень утвержден приказом МВД РФ от 16.11.2001 № 1010.
________________________

В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе в ОВД) в случае сокращения должностей в органах внутренних дел, руководитель органа в письменной форме уведомляет сотрудника о предстоящем увольнении со службы в срок, не позднее, чем за два месяца до увольнения.

Сотрудник, должность которого сокращается, может быть зачислен в распоряжение органа внутренних дел.

Срок нахождения в распоряжении по данному основанию не должен превышать 2 месяца. В срок нахождения в распоряжении не засчитываются периоды временной нетрудоспособности и нахождения в отпуске.

На сотрудника, находящегося в распоряжении органа внутренних дел распространяется режим служебного времени, установленный в органе, к нему могут применяться меры поощрения и налагаться дисциплинарные взыскания.

Согласно ст. 88, 89 Порядка обеспечения денежным довольствием, утвержденным приказом МВД России от 31.01.2013 № 65 (далее – Порядок) за сотрудником, находящимся в распоряжении, сохраняется денежное довольствие в размере должностного оклада по последней замещаемой должности и оклада по специальному званию, а также ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет). Сотруднику, находящемуся в распоряжении и выполняющему обязанности по последней замещаемой им должности, на основании приказа руководителя денежное довольствие выплачивается в полном размере.

Сотруднику, подлежащему увольнению со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному п. 11 ч.2 ст. 82 Закона о службе в ОВД (сокращение должности, замещаемой сотрудником) направление для прохождения ВВК выдается в случае подачи им рапорта. Заключение ВВК учитывается при определении основания увольнения.

Согласно ст. 30 Закона о службе в ОВД в связи с сокращением замещаемой должности, сотрудник может быть переведен на равнозначную и нижестоящую должности, при условии соответствия его квалификационным требованиям по данным должностям. Сотруднику, переведенному на нижестоящую должность, сохраняется должностной оклад в размере, установленном по последней должности, которую он замещал до назначения на нижестоящую должность. Выплата сохраненного должностного оклада производится впредь до возникновения у сотрудника права на получение более высокого должностного оклада вследствие его повышения в установленном порядке или назначения сотрудника на должность в органах внутренних дел с более высоким должностным окладом.

Перевод сотрудника органов внутренних дел на вышестоящую должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава осуществляется по результатам аттестации и (или) конкурса, за исключением случаев, если назначение сотрудника на вышестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется из кадрового резерва, в котором он состоял.

Денежные выплаты сотрудникам при увольнении со службы в органах внутренних дел

В соответствии с ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 № 247 «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные акты Федерации» (далее – Закон о социальных гарантиях) сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания. При этом оклад денежного содержания определяется исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.

Сотрудникам, удостоенным в период прохождения службы в органах внутренних дел государственных наград (государственной награды) СССР или Российской Федерации либо почетного звания, размер единовременного пособия увеличивается на один оклад денежного содержания (ч.9 ст. 3 Закон о социальных гарантиях).

Сотрудникам, увольняемым из органов внутренних дел, выплата денежного довольствия производится: замещавшим ко дню увольнения должности – по день увольнения включительно; состоявшим ко дню увольнения в распоряжении – по день увольнения, но не свыше сроков, предусмотренных для нахождения в распоряжении.

В соответствии с ч. 11 ст. 56 Закона о службе в ОВД сотруднику органов внутренних дел, увольняемому со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности по его желанию предоставляются предусмотренные законодательством Российской Федерации отпуска.

Статьей 63 Закона о службе в ОВД предусмотрено, что сотруднику органов внутренних дел при стаже службы в органах внутренних дел в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел либо в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности в органах внутренних дел предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия. Указанный отпуск предоставляется один раз за период прохождения службы в органах внутренних дел.

По желанию сотрудника, ему может быть выплачена денежная компенсация за не использованный в год увольнения основной отпуск. В случае увольнения в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником, такая компенсация выплачивается в полном объеме.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона о социальных гарантиях гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности без права на пенсию, проходившим службу в органах внутренних дел и имеющим общую продолжительность службы в органах внутренних дел менее 20 лет, ежемесячно в течение 1 года после увольнения выплачивается оклад по специальному званию.

Медицинское обеспечение

В соответствии со ст. 11 Закона о социальных гарантиях граждане, уволенные со службы в органах внутренних дел и имеющие стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), имеют право на бесплатное медицинское обслуживание в медицинских организациях органов внутренних дел.

Кроме того, гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющий стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении, имеют право на приобретение один раз в год путевок на лечение в санаторно-курортную организацию или оздоровительную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел за плату в размере соответственно 25 процентов и 50 процентов стоимости путевки, определяемой руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Иск в суд подается по месту

Сотрудник или гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющий стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), при направлении на долечивание (реабилитацию) в санаторно-курортную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел непосредственно после лечения в стационарных условиях имеет право на бесплатное получение путевки в такую организацию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае, невозможности предоставления путевки на лечение в санаторно-курортной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с направлением медицинской организации указанного федерального органа, такому сотруднику или гражданину Российской Федерации в порядке, определенном руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, и в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета может быть приобретена путевка в иную санаторно-курортную организацию соответствующего профиля.

Гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в органах внутренних дел, имеющему стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), и одному из членов его семьи, а также гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в органах внутренних дел и ставшему инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, выплачивается денежная компенсация расходов, связанных с оплатой проезда в санаторно-курортную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и обратно (один раз в год).

В соответствии с Правилами медицинского обслуживания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1232 сотрудники, уволенные из органов внутренних дел Российской Федерации в результате организационно-штатных мероприятий без права на пенсию, теряют право на бесплатное медицинское обслуживание в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации. Такие граждане пользуются правом медицинского обслуживания в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения по месту жительства по полису обязательного медицинского страхования в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемой постановлением Правительства Российской Федерации.

Вещевое довольствие

В соответствии с ч. 3 ст. 69 Закона о службе в ОВД и приказом МВД России от 10.01.2013 № 8 «Об утверждении Порядка выплаты денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и возмещения увольняемыми сотрудниками стоимости выданных им предметов вещевого имущества личного пользования», сотрудникам, увольняемым со службы, за исключением сотрудников, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещают стоимость выданных им предметов вещевого имущества личного пользования с учетом сроков носки, выплата денежной компенсации производится в следующем порядке:

сотрудникам, увольняемым с правом ношения форменной одежды, по их желанию выдается вещевое имущество личного пользования или выплачивается денежная компенсация;

сотрудникам, увольняемым без права ношения форменной одежды, выплачивается денежная компенсация.

Денежная компенсация выплачивается за предметы вещевого имущества личного пользования, предусмотренные соответствующими нормами снабжения и не полученные сотрудниками ко дню увольнения.

Выплата денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования сотрудникам ОВД, которые в связи с характером служебной деятельности не пользуются форменной одеждой, производится по месту выплаты денежного довольствия на основании справки, полученной сотрудником в ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России о Челябинской области».

Жилищное обеспечение

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о социальных гарантиях сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим органом внутренних дел, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Указанным сотрудникам по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата, с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч.2 ст. 6 Закона о социальных гарантиях).

Часть 6 статьи 4 Закона о социальных гарантиях предусматривает сохранение права на единовременную социальную выплату у сотрудников, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятых в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение данной выплаты. В соответствии с пп. "д" п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223, сотрудники, уволенные со службы без права на получение пенсии, снимаются с учета для получения единовременной выплаты.

В соответствии с требованиями ЖК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42, приказа МВД России от 06.05.2012 № 490 договор найма с сотрудником, проживающим в служебном жилом помещении и прекратившим службу в ОВД, подлежит расторжению, а такой сотрудник – выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма, кроме случаев, установленных в ч.2 ст. 103 ЖК РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» предусмотрены государственные жилищные сертификаты (ГЖС).

Право на получение сертификата МВД России имеют граждане при следующих условиях:

1) вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы в установленном порядке (до 01 марта 2005 года);

2) содержащиеся в период прохождения службы за счет средств федерального бюджета в календарном исчислении 10 лет и более;

3) уволенные из органов внутренних дел Российской федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

ГЖС предоставляется с учетом совместно проживающих членов семьи.

Норма предоставления площади жилого помещения составляет:

1) 33 кв.м. общей площади жилого помещения – на одного человека;

2) 42 кв.м. общей площади жилого помещения – на семью из 2 человек;

3) 18 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи – на семью из 3-х и более человек.

ГЖС предоставляется из расчета 35915,0 рублей за 1 кв.м. и должен быть реализован в пределах Челябинской области.

Трудоустройство сотрудников, уволенных из органов внутренних дел в связи с сокращением штата

Уволенный сотрудник может самостоятельно обратиться в территориальные подразделения Федеральной службы по труду и занятости, где ему помогут с выбором имеющихся вакансий, а также с решением вопросов о возможности профессиональной подготовки и переобучения.

Законом РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) не установлены ограничения при признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице в зависимости от факта получения какого-либо вида государственных пособий, за исключением выплаты пенсий, установленных пунктом 3 статьи 3 Закона о занятости.

Таким образом, при обращении граждан, сокращенных из органов ОВД и получающих в течение года выплаты оклада по воинскому званию, при признании этих граждан безработными, пособие по безработице начисляется в соответствии с абзацем первым п. 3 ст. 31 Закона о занятости населения с первого дня признания их безработными.

Размер пособия будет зависеть от наличия либо отсутствия в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, не менее 26 календарных недель оплачиваемой работы.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1382 минимальная величина пособия по безработице на 2015 год установлена в размере 850 рублей, максимальная величина пособия по безработице — в размере 4900 рублей.

Также сотрудник, уволенный со службы в органах внутренних дел, может поступить на государственную гражданскую службу Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля
2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» либо по конкурсу или без проведения конкурсных процедур.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», пунктом 1 указа Президента РФ от 21.07.2010 № 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, утвержденный указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, а также ведомственными приказами (должности федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей) в течение двух лет после увольнения с государственной службы имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности сотрудника, с согласия Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Кроме этого, такой гражданин обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров, сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Несоблюдение гражданином, данных требований, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение должности в организации в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.

За дополнительной информацией рекомендуем обращаться в правовой отдел ГУ МВД России по Челябинской области по телефонам: 268-88-60; 268-84-18; 733-13-43; 733-19-36 или в кабинеты № 214, 217.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector