No Image

Пониженные ставки при усн

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Сегодня в большинстве регионов России введены пониженные ставки налога для тех, кто применяет УСНО с объектом обложения "доходы минус расходы" 1. В преддверии нового года и возможных переходов компаний на УСНО давайте вспомним, что это за ставки, кто может их применять и при каких условиях.

Диапазон для ставки – от 5 до 15%

Наиболее часто встречающиеся условия применения пониженной ставки – это:

  • ведение вида деятельности, поименованного в региональном законе 3. В некоторых субъектах РФ обязательное требование – чтобы упрощенец занимался только теми видами деятельности, которые указаны в законе (далее – "льготные") 4. Нередко в нормативном акте сразу прописывают и коды ОКВЭД этих видов 5;
  • получение бОльшей части доходов (либо выручки) именно от "льготного" вида деятельности. Например, не менее 70% 6;
  • размер среднемесячной зарплаты работников не менее определенного уровня, к примеру не менее 1,5-кратной величины прожиточного минимума за конкретный период 7;
  • превышение среднесписочной численности работников за определенный период над значением этого же показателя, например, за аналогичный период предыдущего года 5.

Кроме перечисленных требований к упрощенцам, в региональных законах попадаются и более изысканные, например такие, как:

  • отсутствие задолженности по налогам перед бюджетом и отсутствие работников 8;
  • создание организации бюджетным научным учреждением или вузом 9;
  • создание организации студентами или выпускниками профессиональных учебных заведений в течение 1 года после окончания обучения 10.

Критерий – ведение определенного вида деятельности

Налоговики, получив декларацию по УСНО, в которой налог определен по пониженной ставке, обращают внимание на то, есть ли код ОКВЭД, указанный на титульном листе декларации, среди кодов ОКВЭД плательщика в ЕГРЮЛ 11. И если такой код есть, то формально применять более низкую ставку налога организация может.

Из авторитетных источников

Косолапов Александр Ильич – Начальник отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

"Условия применения льготных налоговых ставок устанавливаются законами субъектов РФ, ими и надо руководствоваться. Если в соответствии с региональным законом единственным требованием к налогоплательщику для применения пониженной ставки является требование о ведении им определенного вида деятельности на территории данного субъекта РФ 12, то упрощенец вправе применять пониженную ставку и тогда, когда осуществляемый им "льготный" вид деятельности не является для него основным и приносит небольшую долю его доходов.

Что касается кодов осуществляемых организацией видов экономической деятельности, то они должны быть указаны в ЕГРЮЛ в любом случае – независимо от того, ведет ли организация "льготный" вид деятельности для целей налогообложения или нет 11".

Порой определить, относится ли ваша деятельность к "льготной", не так уж просто. И если у вас есть какие-то сомнения, то во избежание проблем с применением пониженной ставки вы можете сделать письменный запрос по этому поводу в отделение Росстата вашего региона 13.

Вот конкретный пример. Фирма на УСНО занималась производством продуктов из мяса. Однако, как выяснили налоговики, компания не сама производила продукцию, а только передавала сырье другой организации по договору переработки мяса на давальческой основе. В итоге упрощенцу пришлось доказывать в суде, что его деятельность тоже относится к производству и, как следствие, он имеет право на применение пониженной ставки при УСНО 14. В тот раз организация дело выиграла.

Кстати, если при ведении нескольких видов деятельности вы, в соответствии с региональным Законом, вправе применять несколько пониженных ставок разной величины, то можете выбрать любую из них (естественно, ту, что меньше) и рассчитывать налог по ней 15.

А как рассчитывать налог при УСНО, если упрощенец начал заниматься "льготным" видом деятельности в середине года?

Из авторитетных источников

Косолапов Александр Ильич, Минфин России

"Если упрощенец, начав вести "льготный" вид предпринимательской деятельности не с начала года, выполнил условия, установленные законом субъекта РФ для применения пониженной ставки налога при УСНО, то он будет вправе рассчитать по ней сумму налога за год".

Критерий – доля доходов от "льготного" вида деятельности

Условие о доле доходов, которые упрощенец должен получить от ведения "льготного" вида деятельности в общем объеме доходов, является вторым по популярности в региональных законах 16. При таких условиях необходимо организовать раздельный учет доходов по видам деятельности, чтобы впоследствии вы смогли доказать проверяющим правомерность применения пониженной ставки. Изобретать новый регистр для подсчета доли необязательно, за основу можно взять таблицу книги учета доходов и расходов. И рядом с графой "Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" разместить еще одну графу, например, под названием "Доходы от "льготного" вида деятельности". Тогда вы в любой момент без проблем сможете определить, соблюдается ли у вас условие о доле доходов.

Предположим, организация занимается торговлей лаков и красок и производством мебели. Последний вид деятельности, в соответствии с региональным законом в субъекте РФ, является "льготным", причем для применения пониженной ставки выручка от ведения данного вида деятельности должна составлять не менее 70%. Тогда документ с записями о полученных доходах может выглядеть следующим образом.

Налоговики в рамках камеральной проверки могут попросить вас представить документы, подтверждающие ваше право на применение пониженной ставки налога. Конечно, проще всего пойти им навстречу. Но на всякий случай знайте, что требовать эти документы налоговики не вправе 17. Так как установление дифференцированных ставок по налогу при УСНО не является льготой 18.

Вместе с тем если в региональном законе прописана ваша обязанность сдать в инспекцию вместе с декларацией по "упрощенному" налогу КУДиР и расчет доли доходов, полученных от "льготного" вида деятельности (как это сделано в Республике Удмуртия), то в отношении поименованных документов приведенный аргумент не сработает 19. Ведь в этом случае представление КУДиР и расчета является условием для применения пониженных тарифов.

Открытие ОП и пониженные ставки при УСНО

СИТУАЦИЯ 1. Ваша организация на "доходно-расходной" упрощенке создает ОП в другом регионе, где установлена ставка, отличная от той, которая действует в регионе регистрации вашей компании. Тогда вы должны будете рассчитывать налог при УСНО по всей деятельности в целом по ставке, установленной в субъекте РФ, где состоит на учете ваша организация. Ведь даже при наличии ОП компания по месту своего нахождения 22:

  • платит "общий" "упрощенный" налог (авансовые платежи) по итогам своей деятельности, которую ведет и ее головное подразделение, и обособленное;
  • представляет одну "общую" налоговую декларацию по УСНО.

То есть место фактического ведения деятельности для определения ставки никакого значения не имеет.

Из авторитетных источников

Косолапов Александр Ильич, Минфин России

"Независимо от того, где фактически ведется деятельность – по месту нахождения самой организации или ее ОП, компания, применяющая УСНО с объектом налогообложения "доходы минус расходы", должна рассчитывать налог по ставке "упрощенного" налога, установленной в регионе, где организация состоит на учете 22".

ВЫВОД

Если в другом субъекте РФ действует более низкая ставка налога при УСНО, то, чтобы рассчитывать налог по ней, вам нужно будет зарегистрировать организацию в этом регионе.

СИТУАЦИЯ 2. Ваша организация на ЕНВД создает ОП в другом муниципальном образовании (не важно, какого субъекта РФ) и хотела бы применять "доходно-расходную" УСНО в отношении деятельности, которая будет вестись в ОП. Это возможно, поскольку совмещать ЕНВД с упрощенкой можно 23. Но тогда налог при УСНО придется считать опять же по той ставке, которая установлена в регионе регистрации компании, а не ОП.

СИТУАЦИЯ 3. Ваша организация на ЕНВД создает ОП в том же муниципальном образовании, где состоит на учете, и хотела бы применять "доходно-расходную" УСНО в отношении деятельности, которая будет вестись в ОП, поскольку налог при УСНО получается меньше ЕНВД (или по какой-то другой причине). Тогда:

Читайте также:  Новый телефон не видит сеть

если ОП будет вести тот же вид деятельности, что и сама организация, то совмещение режимов для вас будет в принципе невозможно. Ведь совмещение УСНО и ЕНВД на территории одного муниципального образования допустимо только при ведении разных видов деятельности 24. Следовательно, понадобится либо по всей организации применять вмененку, либо перевести организацию с начала года на УСНО;

если ОП будет вести другой вид деятельности, нежели сама организация, то в отношении деятельности ОП можно будет применять "доходно-расходную" УСНО и считать налог по пониженной ставке. Но только с начала следующего календарного года, если, конечно, вы не подавали заявление о переходе на УСНО при регистрации компании 25.

Не забудьте, что при совмещении режимов вам также придется вести полный раздельный учет – и по доходам, и по расходам 26.

Если упрощенец с объектом "доходы минус расходы" в течение календарного года переедет в регион, где установлена другая ставка налога при УСНО (то есть снимется с учета в субъекте РФ, где вел деятельность до переезда, и встанет на учет в другом субъекте РФ, куда переехал), то сумму налога ему нужно будет определять по ставке, действующей в новом регионе 27. При этом авансовые платежи, уплаченные по прежнему месту нахождения и рассчитанные по другой ставке, учитываются при расчете налога за год. Если же из-за переезда у вас образуется переплата, то ее можно будет зачесть в счет будущих авансовых платежей или вернуть, несмотря на тот факт, что уплачены суммы были по старому месту учета 28.

  1. п. 2 ст. 346.20 НК РФ
  2. см., например, ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2009 N 185-36; ст. 1 Закона Республики Дагестан от 06.05.2009 N 26
  3. см., например, ст. 1 Закона Калужской области от 18.12.2008 N 501-ОЗ
  4. ч. 1 ст. 11.1 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 N 308
  5. п. 2 ч. 2 ст. 8.3 Закона Республики Бурятия от 26.11.2002 N 145-III
  6. см., например, ст. 1 Закона Республики Алтай от 03.07.2009 N 26-РЗ; ст. 1 Закона г. Москвы от 07.10.2009 N 41
  7. п. 2 ст. 1 Закона Архангельской области от 21.11.2011 N 392-26-ОЗ
  8. ч. 1 ст. 1 Закона Кировской области от 30.04.2009 N 366-ЗО
  9. пп. 2, 3 ст. 1 Закона Курской области от 04.05.2010 N 35-ЗКО
  10. п. 1 ст. 1 Закона Пензенской области от 30.06.2009 N 1754-ЗПО
  11. подп. "п" п. 1 ст. 5 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ
  12. ст. 1 Закона Мурманской области от 03.03.2009 N 1075-01-ЗМО; пп. 2, 3 ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.12.2008 N 166-оз
  13. Письмо Минфина от 13.08.2013 N 03-11-11/32808
  14. Постановление 14 ААС от 07.07.2011 N А13-13553/2010
  15. Письмо Минфина от 02.06.2009 N 03-11-11/96
  16. см., например, подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 22.12.2010 N 55-РЗ; ч. 2 ст. 1 Закона Рязанской области от 14.11.2011 N 95-ОЗ
  17. Письмо Минфина от 21.10.2013 N 03-11-11/43791
  18. пп. 6, 7 ст. 88 НК РФ
  19. подп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 22.12.2010 N 55-РЗ
  20. подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ
  21. ст. 55 ГК РФ; Письмо Минфина от 20.06.2013 N 03-11-06/2/23305
  22. п. 6 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 НК РФ
  23. п. 4 ст. 346.12, п. 7 ст. 346.26 НК РФ
  24. п. 4 ст. 346.12, п. 7 ст. 346.26 НК РФ; Письма Минфина от 09.08.2013 N 03-11-11/32275, от 24.07.2013 N 03-11-11/29241
  25. пп. 1, 2 ст. 346.13, п. 1 ст. 346.19 НК РФ
  26. п. 7 ст. 346.26 НК РФ
  27. Письмо Минфина от 09.07.2012 N 03-11-06/2/86
  28. пп. 1, 2 ст. 78 НК РФ

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N23, 2014

usn_po_regionam.jpg

Похожие публикации

Для снижения налогового давления на субъекты предпринимательства введен упрощенный спецрежим (УСН). Ставки УСН по регионам в 2018 году отличаются. Это объясняется тем, что региональным органам власти предоставлено право корректировать размер процента по этому налогу в рамках установленного максимального значения. Каждый факт изменения процентного показателя подкрепляется изданием регионального закона.

УСН: ставки и объекты налогообложения

При переходе на упрощенную схему субъектам хозяйствования дается выбор между двумя вариантами налогообложения:

  1. Применение УСН «доходы» – процентная ставка в 2018 году умножается на показатель доходов.
  2. Использование в качестве налогооблагаемого объекта размера доходов, уменьшенного на понесенные в рассматриваемом периоде затраты.

При первом методе в расчете учитываются все доходные операции, связанные с реализацией, и внереализационные поступления денег. Исключения из указанного правила приведены в п. 1 ст. 346.15. Ставка УСН «доходы» ниже, чем по второму признаку, зато выше налоговая база. Если оформить переход на спецрежим с объектом, учитывающим не только доходы, но и издержки, то:

  • дополнительные преимущества можно получить при условии, что расходы по отношению к доходам составляют не менее 60%;
  • при УСН «доходы минус расходы» ставка ниже, чем в случае формирования налоговой базы только из доходных поступлений;
  • перечень издержек, которые могут быть использованы для уменьшения суммы рассчитанного налога, ограничен и регламентируется законодательно (ст. 346.16 НК РФ);
  • каждая расходная операция должна иметь документальное подтверждение, иначе контролирующие органы не разрешат зачесть отдельную сумму.

По УСН «доходы минус расходы» ставка налога с этим признаком является единственным возможным вариантом перехода на спецрежим для лиц, участвующих в договоре простого товарищества, для сторон соглашения о передаче имущества в доверительное управление. УСН – ставки 2018 года:

  1. Для субъектов предпринимательства, применяющих метод расчета налога на базе доходов, максимальный процент равен 6.
  2. При схеме расчета УСН «доходы минус расходы» (2018) ставка находится на уровне 15%.

Понижение стандартных уровней налоговых ставок региональными представителями власти возможно до значения 5% по признаку доходных операций с учетом издержек, 1% для случаев формирования расчетной базы только из доходов. Нулевое значение процента ставки УСН в 2018 году может быть зафиксировано для отдельных категорий предпринимателей, которые получили статус ИП впервые. Действие льготной ставки имеет временное ограничение – ее можно применять не больше двух лет с даты регистрации.

Стандартная ставка УСН «доходы» (2018) утверждена НК РФ в ст. 346.20. Региональные особенности работы упрощенцев прописываются в законах субъектов РФ. Величина налога, подлежащего уплате, при избрании методики расчета с учетом понесенных издержек не может быть равна нулю. Предприниматель обязан перечислить в бюджет сумму не менее 1% от объема доходных поступлений в расчетном периоде. Образовавшаяся разница между налогом, вычисленным по обычной формуле, и минимальным платежом записывается в затраты следующего года.

Полная таблица ставок УСН (доходы минус расходы) по регионам

№ п/п

Наименование региона

Ставки УСН в процентах

Регламентирующий региональный документ

Возможность применения упрощенцами пониженных тарифов страховых взносов зависит от структуры и размера их дохода. Посмотрим, на какие моменты следует обращать внимание при оценке таких критериев.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, поименованные в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, имеют право применять пониженные тарифы страховых взносов при одновременном соблюдении следующих условий:

1) плательщик применяет УСН (подп. 5 п. 1, подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ);

2) доля доходов плательщика от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов (п. 6 ст. 427 НК РФ);

3) доходы плательщика за налоговый период не превышают 79 млн руб. (подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ).

Какие доходы следует учитывать для целей соблюдения ограничений (70% и 79 млн руб.)? Можно ли в качестве основного рассматривать не один, а несколько видов деятельности из установленного подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ перечня? Попробуем разобраться.

Как определять долю дохода

Больше всего проблем возникает с расчетом доли дохода для определения основного вида деятельности компании на «упрощенке».

Читайте также:  Возмещение затрат на учебу

Требования Кодекса

Согласно п. 6 ст. 427 НК РФ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Статья 346.15 НК РФ гласит, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ (то есть доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы), и не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. При этом используется кассовый метод (письмо Минфина России от 19.04.2017 № 03-15-06/23535).

Таким образом, расчет доли дохода от основного вида деятельности следует осуществлять по правилам, предусмотренным для определения объекта налогообложения при УСН. Никаких исключений из этого порядка п. 6 ст. 427 НК РФ не содержит. Однако Минфин России буквальным прочтением нормы п. 6 ст. 427 НК РФ не ограничивается.

Позиция Минфина

По мнению специалистов финансового ведомства, главой 34 «Страховые взносы» НК РФ не установлено зависимости определения плательщиком страховых взносов критерия для применения пониженных тарифов в части доходов от реализации при осуществлении основного вида экономической деятельности от определения этой организацией объекта налогообложения для целей уплаты налога в связи с применением УСН (письма от 19.05.2017 № 03-15-06/30979, от 13.05.2017 № 03-15-07/28994).

Финансисты считают возможным отступление от прописанного в п. 6 ст. 427 НК РФ порядка организациями, имеющими в качестве источника финансирования основной деятельности не только выручку от реализации. Речь идет, в частности, о ТСЖ, СНТ, медицинских организациях.

Так, деятельность ТСЖ и СНТ по управлению недвижимым имуществом финансируется в основном за счет платежей физических лиц — участников этих товариществ в виде вступительных, членских и целевых взносов. Такие взносы не учитываются для целей налогообложения на основании подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, но относятся к доходам по основному виду деятельности в целях применения п. 6 ст. 427 НК РФ (письма Минфина России от 26.05.2017 № 03-15-05/32406, от 02.03.2017 № 03-15-05/11813).

Аналогичная ситуация с медицинскими организациями. Из подпункта 14 п. 1 ст. 251 НК РФ следует, что к средствам целевого финансирования, не учитываемым для целей налогообложения, относятся, в частности, средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц. Однако, по мнению Минфина России, это не означает, что средства ОМС исключаются из общей суммы всех доходов организации. В письмах от 19.05.2017 № 03-15-06/30979 и от 13.05.2017 № 03-15-07/28994 он пришел к выводу, что для определения медицинской организацией основного вида экономической деятельности в целях применения пониженных тарифов страховых взносов в доходы от реализации включаются доходы как от реализации платных медицинских услуг, оказываемых в соответствии с Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006, так и от оказания медицинских услуг застрахованным лицам по договорам обязательного медицинского страхования.

Несомненно, логика в разъяснениях финансистов есть. Ведь п. 6 ст. 427 НК РФ ставит задачу определить реальное соотношение основного и иных видов деятельности плательщика взносов. И если такого рода поступления имеют непосредственное отношение к основному виду деятельности, то есть определяют связанные с ним денежные потоки, то вне зависимости от того, являются ли такие средства налогооблагаемыми, их следует учитывать при расчете доли дохода.

Кстати именно такой подход заложен в п. 7 ст. 427 НК РФ. Эта норма определяет порядок применения пониженных тарифов некоммерческими организациями на УСН, указанными в подп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ.

Согласно п. 7 ст. 427 НК РФ вышеназванные организации вправе рассчитывать на пониженный тариф при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода на уплату взносов по таким тарифам, не менее 70% суммы всех доходов составляют в совокупности доходы, получаемые от осуществления уставных видов деятельности, а также доходы в виде относящихся к уставной деятельности целевых поступлений, определяемых в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ, и грантов, упомянутых в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. При этом установлено, что сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ с учетом требований п. 7 ст. 427 НК РФ.

Минфин России признает необходимость корректировки нормы п. 6 ст. 427 НК РФ и до внесения соответствующих уточнений в законодательство РФ о налогах и сборах считает возможным руководствоваться позицией, изложенной в упомянутых письмах (письмо от 13.05.2017 № 03-15-07/28994).

Минтруд того же мнения

Рассматриваемая проблема определения доли дохода от основного вида деятельности не нова. Положения, аналогичные п. 6 ст. 427 НК РФ, содержались в ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). Разъясняя применение этой нормы ТСЖ (ЖСК), Минтруд России также приходил к выводу, что поскольку деятельность ТСЖ (ЖСК) финансируется за счет платежей собственников помещений, то суммы уплачиваемых взносов в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ относятся к доходам по основному виду деятельности (письма Минтруда России от 18.12.2015 № 17-4/В-619, от 01.06.2015 № 17-4/ООГ-780, от 26.05.2015 № 17-4/ООГ-727, от 25.03.2015 № 17-4/ООГ-392). И констатировал, что законодательством Российской Федерации о страховых взносах не установлено зависимости определения критерия для применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками на УСН от определения ими налоговой базы для целей уплаты налога в связи с применением УСН на основании Налогового кодекса.

Что говорят суды?

Мнения судов по данному вопросу разделились.

Некоторые поддерживают позицию Минтруда России. Например, АС Северо-Западного округа в постановлении от 17.08.2015 № А26-9016/2014 отметил, что применение пониженного тарифа страховых взносов не ставится в зависимость от наличия налоговой базы по налогу, уплачиваемому при применении УСН (Определением Верховного суда РФ от 10.12.2015 № 307-КГ15-16137 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам). Аналогичный вывод содержится в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2014 по делу № А56-30949/2013.

Другие выступают за буквальное прочтение законодательных норм. Так, АС Уральского округа в постановлении от 05.10.2015 № Ф09-6488/15 пришел к выводу, что при расчете доли дохода следует учитывать только те доходы, которые участвуют в расчете налоговой базы при УСН. То есть доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ, для целей определения доли дохода не учитываются (Определением Верховного суда РФ от 25.12.2015 № 309-КГ15-16302 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам).

В постановлении от 08.06.2017 № Ф09-2778/17 АС Уральского округа отметил, что для определения основного вида экономической деятельности плательщику в целях применения пониженных тарифов следует суммировать только доходы от реализации при осуществлении соответствующего вида деятельности, в данном случае доходы от платных медицинских услуг, и что целевые бюджетные средства ОМС при определении суммы доходов от основного вида деятельности согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются, так как не являются доходами от реализации продукции или оказания услуг. А в постановлении от 29.06.2017 № Ф09-3505/17 этот суд признал неправомерным невключение страхователем средств целевого финансирования в общую сумму дохода.

Читайте также:  Отличный пожарный знак мчс

АС Западно-Сибирского округа в постановлении от 27.06.2017 по делу № А03-1802/2016 указал следующее. Так как для определения процентного соотношения (не менее 70% в общем объеме доходов) необходимо учитывать лишь сумму от приносящей доход деятельности (сумму собственных доходов), а также поскольку положения подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль исключают возможность учитывать в объеме доходов доходы в виде имущества, полученного хозяйствующим субъектом в рамках целевого финансирования, то для определения процентного соотношения необходимо соотнести сумму от приносящей доход деятельности (сумму собственных доходов) со всем полученным организацией доходом (сумма целевого финансирования плюс сумма собственных доходов).

Ограничение по величине дохода

Как уже было отмечено ранее, право на применение пониженных тарифов страховых взносов по основанию, указанному в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, имеют только те плательщики, доходы которых за налоговый период не превышают 79 млн руб. Это условие содержится в подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ. Порядок определения таких доходов данная норма не конкретизирует. Однако поскольку речь в ней идет о плательщиках, применяющих упрощенную систему налогообложения, и при определении доли дохода от основного вида деятельности им предписано руководствоваться ст. 346.15 НК РФ (п. 6 ст. 427 НК РФ), логично предположить, что и сумму дохода для целей соблюдения лимита в 79 млн руб. нужно определять в том же порядке, что и для целей соблюдения лимита на право применения УСН.

То есть в расчет должны браться доходы, составляющие объект налогообложения в рамках УСН (доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые по кассовому методу).

По нашему мнению, такого же порядка должны придерживаться и плательщики, основная деятельность которых финансируется за счет взносов, грантов и т. д. Иного глава 34 НК РФ не предусматривает, а описанная выше позиция Минфина России, допускающая учет необлагаемых доходов в составе доходов от обычных видов деятельности, касается исключительно расчета доли доходов для соблюдения условия о 70%.

Основной вид деятельности только один

Организации и индивидуальные предприниматели на УСН могут применять пониженные тарифы страховых взносов, если их основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с ОКВЭД2) является вид деятельности, указанный в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ. Напомним, что согласно п. 6 ст. 427 НК РФ вид деятельности признается основным, если доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов.

Возникает вопрос: а можно ли применять пониженный тариф, если налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности из перечня подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ и совокупный доход по ним превышает 70%? С этой проблемой разбиралась ФНС России в письме от 26.06.2017 № БС-4-11/12130@. Налоговики рассмотрели следующую ситуацию.

Основными видами деятельности ЗАО являются «Строительство коммунальных объектов для обеспечения электроэнергией и телекоммуникациями» (код ОКВЭД2 42.22) и «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом» (код ОКВЭД2 68.2). Совокупный доход по двум видам деятельности превышает 90% в общем объеме доходов организации и составляет менее 50 млн руб.

В подпункте 5 п. 1 ст. 427 НК РФ поименован вид деятельности «Строительство», включающий «Строительство коммунальных объектов для обеспечения электроэнергией и телекоммуникациями» (код ОКВЭД2 42.22 раздела F «Строительство»), а также вид деятельности «Управление недвижимым имуществом», включающий вид деятельности «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом» (код ОКВЭД2 68.2 раздела L «Деятельность» по операциям с недвижимым имуществом). Может ли организация претендовать на пониженный тариф?

Налоговики обратили внимание, что для целей применения положений ст. 427 НК РФ основным видом экономической деятельности плательщика страховых взносов признается только один вид деятельности, указанный в данной статье, с долей доходов от его осуществления не менее 70%. Возможность суммирования доходов от осуществления нескольких льготных видов деятельности, поименованных в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, положениями ст. 427 НК РФ не предусмотрена.

Поэтому организация, осуществляющая такие виды деятельности, как «Строительство коммунальных объектов для обеспечения электроэнергией и телекоммуникациями» (код ОКВЭД2 42.22) и «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом» (код ОКВЭД2 68.2), вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при соблюдении указанных выше условий о доле доходов по одному из поименованных видов деятельности в общей сумме доходов организации за отчетный (расчетный) период.

Аналогичным образом данный вопрос решался и в период действия Закона № 212-ФЗ. Минтруд России в письмах от 29.09.2015 № 17-4/10/ООГ-1357, от 18.09.2014 № 17-4/В-442 также обращал внимание на невозможность суммирования доходов от осуществления нескольких льготных видов деятельности.

Суды позицию Минтруда России поддерживали. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 30.01.2014 по делу № А65-4392/2013 (Определением ВАС РФ от 27.05.2014 № ВАС-6208/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) рассмотрена следующая ситуация.

Общество, осуществлявшее два вида деятельности из перечня, установленного п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, применяло пониженный тариф. По результатам проверки управление Пенсионного фонда сделало вывод о том, что общество не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, так как доля доходов по каждому из двух льготируемых видов деятельности, осуществляемых обществом, составляет менее 70% в общем объеме доходов, а суммирование долей доходов при определении условий применения пониженных тарифов законом не предусмотрено.

Суд поддержал Пенсионный фонд, указав, что воспользоваться пониженным тарифом можно только при соблюдении двух условий: основным видом экономической деятельности организации, применяющей УСН, должен быть один из видов, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ; доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов. А в рассматриваемом случае доля доходов от одного льготируемого вида деятельности составляла 65%, от другого — 5%. Следовательно, доля доходов по каждому из двух льготируемых видов деятельности, осуществляемых обществом, была менее 70% в общем объеме доходов.

В деле, рассмотренном АС Северо-Западного округа (постановление от 26.10.2015 по делу № А26-7564/2014), в суд обратился производственный кооператив, который осуществлял несколько видов деятельности, и все они значились в перечне, установленном п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ. В связи этим кооператив полагал, что доля доходов от основного вида деятельности в общем объеме доходов составляет 100% и он имеет право на применение пониженных тарифов.

Суд пришел к выводу, что кооперативом не доказано выполнение условий, установленных ст. 58 Закона № 212-ФЗ для применения пониженного тарифа страховых взносов. То обстоятельство, что все виды осуществляемой кооперативом деятельности согласно п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ являются льготируемыми, не свидетельствует о наличии оснований для применения пониженного тарифа при исчислении страховых взносов. Льготным тарифом при исчислении страховых взносов плательщик может воспользоваться, только доказав, что доходы от одного вида деятельности (основного) составляют не менее 70% в общем объеме доходов.

В постановлении от 14.07.2014 по делу № А12-21975/2013 ФАС Поволжского округа также указал, что право на применение пониженного тарифа поставлено в зависимость от основного вида деятельности, которым может быть только один вид деятельности из перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

По этому вопросу см. также постановления АС Волго-Вятского округа от 07.11.2014 по делу № А11-1903/2014, от 31.10.2014 по делу № А11-1902/2014 (Определением ВС РФ от 09.04.2015 № 301-КГ14-9073 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам).

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector