No Image

Практика в отделе полиции

0 просмотров
12 декабря 2019

Я, Акимова Ольга Владимировна, студентка 5 курса группы 67 ПЮИ РПА Минюста России проходила производственную практику в Отделе полиции №2 в составе УМВД РФ по г. Саратову с 27 августа по 16 сентября 2012 года, под руководством следователя отдела по расследованию преступлений на территории, обслуживаемой ОП № 2 в составе УМВД РФ по г. Саратову СУ при УМВД по г. Саратову, старшего лейтенанта юстиции Суставовой Светланы Игоревны.

Известно, что основными задачами производственной практики являются:

Ознакомление с нормативными правовыми актами, приказами, распоряжениями, инструкциями и другими документами, регламентирующими деятельность органов, принимающих студентов на практику; ознакомление со структурой данных органов и учреждений; ознакомление с организацией планирования деятельности организации, учреждения или предприятия; ознакомление с ведением общего делопроизводства, с порядком подготовки дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах к слушанию, с порядком их рассмотрения в различных инстанциях; ознакомление с правами и обязанностями судьи, прокурора, адвоката, а также с особенностями исполнительного производства в соответствующих органах; ознакомление с особенностями ведения протоколов судебного процесса при рассмотрении дел мировыми судьями и в судах первой, кассационной (апелляционной) и надзорной инстанций; ознакомление с порядком ведения договорной и претензионно-исковой работы; приобретение навыков работы с процессуальными и иными документами; приобретение навыков профессионального общения с различными категориями лиц при проведении приема граждан и во время присутствия на различных мероприятиях по реализации основных направлений деятельности указанных органов (проверках, следственных действий, судебных заседаниях и др.); сбор материалов, необходимых для составления отчета о практике; проверка и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения.

Целью моей практики было:

-с законодательными актами, регламентирующими деятельность ОП № 2 в составе УМВД РФ по г. Саратову;

– с локальными нормативными актами ОП №2 в составе УМВД РФ по г. Саратову;

– с планированием работы, системой учета и отчетности в ОП № 2 в составе УМВД РФ по г. Саратову;

– с организацией и формами профилактической работы отдельных подразделений

ОП № 2 в составе УМВД РФ по г. Саратову по материалам расследования уголовных дел;

– цели, задачи и функции ОП № 2 в составе УМВД РФ по г. Саратову;

– структуру ОП № 2 в составе УМВД РФ по г. Саратову, функции и обязанности отдельных сотрудников;

– основания, порядок формирования и особенности деятельности дежурной и

специализированной следственно-оперативных групп;

– порядок и основные формы взаимодействия между подразделениями ОП № 2 в составе УМВД РФ по г. Саратову;

– порядок возбуждения уголовных дел, организацию и способы предварительной

проверки материалов, поступающих в ОП № 2 в составе УМВД РФ по г. Саратову;

– процессуальные и организационные вопросы, связанные:

• с возбуждением уголовного дела, в том числе по материалам оперативно-

• отказом в возбуждении уголовного дела;

• передачей поступившего сообщения по подследственности;

• особенностями продления сроков проверки поступившего сообщения о

– особенности тактики проведения неотложных следственных действий и

– основные аспекты деятельности следователя по обеспечению соблюдения прав,

законных интересов участников уголовного процесса;

– статистические данные, характеризующие уголовно-правовую обстановку, в

которой действует правоохранительный орган, и основные результаты его деятельности;

– основания и порядок использования технических средств, включая средства

аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения

преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том

числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции,

выполняющих возложенные на них обязанности;

– основания и процессуальный порядок объявления подозреваемого (обвиняемого) в

розыск, а также основные этапы деятельности следователя по формированию розыскного

Передо мной были поставлены следующие задачи:

– оперировать юридическими понятиями и категориями применительно к сфере

деятельности Отдела полиции;

– анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, регулирующие

деятельность Отдела полиции;

– анализировать определенную категорию уголовных дел по поручению

следователя (оконченные уголовные дела, а также приостановленные и прекращенные);

– анализировать основные уголовно-процессуальные аспекты деятельности

следователя, связанные с движением уголовного дела, в частности:

• основания и процессуальный порядок соединения и выделения уголовных дел;

• основания и процессуальный порядок передачи уголовного дела по

• основания и процессуальный порядок приостановления и возобновления

производства по уголовному делу;

• основания и процессуальный порядок возобновления уголовного дела и

продления сроков следствия;

• основания и процессуальный порядок прекращения уголовного дела и

-выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения;

– работать с заявленными участниками уголовного процесса (потерпевшим,

подозреваемым, обвиняемым, защитником) ходатайствами и жалобами;

– применять научно-технические средства, используемые при проведении

следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

овладеть навыками исполнения должностных обязанностей руководителя практики,

– навыками правильного составления и оформления юридических документов в

пределах компетенции Отдела полиции (протоколы, постановления, запросы, требования и т. п.);

– составления под руководством следователя проектов постановлений о назначении

экспертизы, сбора всех необходимых для этого материалов;

– осуществления предупреждения правонарушений (преступлений), выявления и

устранения причин и условий, способствующих их совершению, а именно:

• участия в подготовке и осуществлении следственных действий и оперативно-

• участия в выдаче гражданам, на основании их личных обращений уведомлений

о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях или административных правонарушениях;

-правильного и полного отражения результатов профессиональной деятельности в юридической документации Отдела полиции и иной документации;

– использования научно-технических средств, применяемых сотрудниками Отдела полиции при проведении следственных и оперативно-розыскных мероприятий;

– владения информационными технологиями, используемыми в Отделе полиции для поиска и обработки правовой информации, оформления процессуальных документов.

Отдел полиции № 2 в составе УМВД РФ по г. Саратову состоит из подразделений:

Следственный отдел:

Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч.3 статьи 150 УПК РФ.

– обнаружение преступлений, изобличение лиц, причастных к их совершению;

– всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств

– обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

– обеспечение законности и обоснованности привлечения в качестве обвиняемых;

– обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;

– установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспечению его возмещения;

– выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Отдел дознания:

Производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, — в порядке, установленном главой 32 УПК РФ;

Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 УПК РФ.

Отдел уголовного розыска:

-Осуществление оперативно-розыскной деятельности (ОРД), направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений общеуголовной направленности, розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, без вести пропавших граждан и установления личности не опознанных трупов;

-Оперативное сопровождение предварительного расследования по уголовным делам;

-Исполнение отдельных поручений следователя.

Отделение по борьбе с экономическими преступлениями:

-организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия наиболее опасных экономических и налоговых преступлений, вызывающих большой общественный резонанс;

-организация профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности;

-организация документальных проверок и ревизий в целях выявления, пресечения и раскрытия экономических и налоговых преступлений, носящих международный и межрегиональный характер;

-организация в рамках своей компетенции борьбы с легализацией денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем;

-участие в пределах своей компетенции в организации борьбы с финансированием терроризма, экстремизма и иной противоправной деятельности.

Отдел участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних:

Основными задачами деятельности ПДН являются:

-Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

-Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

-Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

-Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;

-Выявление родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.

Основными направлениями деятельности участкового уполномоченного полиции на обслуживаемом административном участке являются:

– защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

– предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

– участие в выявлении и раскрытии преступлений;

– участие в розыске лиц в пределах своей компетенции, в идентификации неопознанных трупов, обнаруженных на обслуживаемом административном участке, а также в установлении в границах закрепленного административного участка местонахождения лиц, находящихся в розыске;

– участие в обеспечении правопорядка в общественных местах.

Введение

Я, студент 3 курса факультета юриспруденции проходил практику в отделе дознания ОВД Ленинского района г.Тамбова.

Практика является важнейшей формой подготовки студентов и составной частью учебного процесса.

За время прохождения практики я изучил порядок работы органа дознания; ознакомился с деятельностью органов дознания; изучил нормативно-правовые акты, регламентирующие сферу их деятельности.

Целью практики является – получение практических навыков и применение теоретических знаний в процессе работы в оперативно-следственном отделе.

  1. Закрепить полученные теоретические знания.
  2. Применить свои знания и умения в работе оперативно-розыскных мероприятиях.
Читайте также:  Текущий ремонт что туда входит

В ходе практики предстоит выполнить следующий перечень работ:

  1. Изучить документы, регламентирующие процесс работы оперативно-следственных отделов.
  2. Принять участие в работе следственных органов.
  3. Проанализировать порядок проведения следственных действий и составления протокола.

Основная часть

В ходе прохождения практики в ОВД Ленинского района г.Тамбова были изучены особенности работы органов дознания.

Итак, орган дознания, государственный орган или должностное лицо, уполномоченное законом на осуществление предварительного расследования (перечень содержится в ст.117 УПК); орган предварительного расследования, уполномоченный, как и следователи, осуществлять процессуальную деятельность в связи с поступающей к ним информацией о совершении преступлений, возбуждать и расследовать уголовные дела.

Виды взаимодействия следователя с органом дознания

  1. процессуальные: уведомление следователя о применении оперативно-розыскных мер для установления преступника (ч.4 ст.119 УПК); поручения следователя (ч.4 ст.127 УПК); содействие при производстве отдельных следственных действий (ч.4 ст.127 УПК);
  2. организационные: совместная деятельность следователей и работников милиции в составе следственно-оперативных групп; совместное планирование расследования; обмен информацией об исследуемом событии и т.д.

При поступлении сообщения о преступлении:

Дежурный по органу внутренних дел:

Принимает меры с привлечением групп немедленного реагирования, нарядов патрульно-постовой и дорожно-патрульной службы к пресечению преступления, обеспечению охраны места происшествия, перекрытию возможных путей отхода лиц, совершивших преступление, блокированию мест их укрытия и задержанию, установлению очевидцев.

Незамедлительно организует выезд на место происшествия следственно-оперативной группы, в том числе участкового инспектора, обеспечив их средствами связи, криминалистической техникой и транспортом для доставки к месту происшествия и обратно.

В случае необходимости обеспечивает участие в осмотре места происшествия специалистов соответствующего профиля в области судебной медицины, баллистики, взрыво- и пожаро-техники и других, а также привлечение дополнительных сил и средств для раскрытия преступлений по "горячим следам".

Поддерживает связь с СОГ для получения постоянной информации об оперативной обстановки с целью принятия дополнительных мер. Организует инициативно и по запросам руководителей следственно-оперативной группы получение необходимых сведений из имеющихся банков данных и обеспечивает их своевременное предоставление группе.

Ориентирует другие органы внутренних дел о совершенном преступлении, приметах преступников, похищенных предметах и других обстоятельствах. Принимает меры к установлению личности погибших при криминальных обстоятельствах, а также пострадавших, доставленных в медицинские учреждения.

О совершении преступления и выезде СОГ незамедлительно докладывает начальнику горрайлиноргана или ответственному от руководства и в дежурную часть вышестоящего органа, В последующем информирует их о результатах работы следственно-оперативной группы.

По прибытии на место происшествия:

Следователь:

Осуществляет руководство следственно-оперативной группой, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов, направленную на установление очевидцев, пострадавших и лиц, совершивших преступление, обнаружение, фиксацию и изъятие следов преступления, формирование доказательственной базы.

Не уполномоченные на то законом должностные лица не вправе вмешиваться в действия следователя на месте происшествия.

Допуск к месту происшествия лиц, официально не участвующих в его осмотре, производится только с разрешения руководителя СОГ.

Через дежурного по органу внутренних дел привлекает к участию в осмотре специалистов различного профиля – сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел и других ведомств, а также лиц для оказания помощи при осмотре больших по площади территорий. В случае необходимости истребует дополнительные технические средства,

Совместно с членами следственно-оперативной группы изучает первоначальные материалы, изъятые следы и иные вещественные доказательства. На основе полученной информации планирует и осуществляет неотложные мероприятия по раскрытию преступления.

Дает поручения и указания оперативным сотрудникам и работникам других служб о производстве розыскных и поисковых мероприятий.

Несет персональную ответственность за качество, полноту и результативность осмотра, применения криминалистических средств и методов, сбор, упаковку и сохранность изъятых следов и иных вещественных доказательств,

По результатам осмотра места происшествия принимает решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

При отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, через начальника органа внутренних дел направляет материал в орган дознания для дополнительной проверки,

Не допускается передача составленного следователем протокола осмотра места происшествия и других собранных материалов при наличии признаков подследственного ему преступления в подразделения, выполняющие функции органов дознания.

Оперуполномоченный:

Осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступление, установлению очевидцев, мест хранения и сбыта похищенного, для проведения которых взаимодействует с сотрудниками других служб органов и подразделений внутренних дел и иных ведомств.

По поручению следователя производит следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.

Сообщает в дежурную часть сведения о характере преступления, приметах подозреваемых, похищенного, а также другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников.

О результатах проделанной работы информирует следователя (в письменной форме) и своего непосредственного начальника.

Специалист-криминалист:

Оказывает содействие следователю в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке и сохранении следов и иных вещественных доказательств, отборе сравнительных и контрольных образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний.

Содействует полному и правильному отражению а протоколе осмотра полученной криминалистической информации, а также данных о применении криминалистических средств и методов.

По согласованию с руководством СОГ определяет наиболее целесообразные приемы применения криминалистической техники и использует их в работе на месте происшествия.

По указанию следователя осуществляет предварительное исследование следов и иных вещественных доказательств на месте происшествия для получения розыскной информации о лицах, совершивших преступление и других фактах, подлежащих установлению.

С учетом результатов осмотра участвует в разработке рабочих версий совершенного преступления.

Дознаватель:

Деятельность дознавателя по уголовным делам о преступлениях, подследственных органам дознания, осуществляется в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, приказа МВД России от 16 октября 1992 г. N 368 и организуется применительно к требованиям данной Инструкции.

Участковый инспектор:

Информирует следователя и оперативных сотрудников о характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах, представляющих оперативный интерес.

Исполняет поручения руководителей СОГ по установлению, вызову к следователю очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и преступниках, используя для этого возможности кратковременных оперативных контактов с гражданами.

Производит следственные действия по поручению следователя.

Инспектор-кинолог:

Принимает решение о возможности применения служебно-розыскной собаки и по указанию следователя применяет ее для обнаружения лиц, совершивших преступление, орудий преступления и других предметов, имеющих значение для дела.

Совместно с оперативным работником, участковым инспектором участвует в преследовании и задержании преступника.

Составляет акт о применении служебно-розыскной собаки.

Сотрудник Государственной инспекции дорожного движения:

Организует эвакуацию людей и оказание доврачебной помощи пострадавшим.

Принимает меры для сохранения обстановки и следов происшествия.

Организует движение автотранспорта на время осмотра места происшествия, обеспечивает безопасность работы членов СОГ.

Оказывает помощь следователю в осмотре места происшествия и транспортного средства, установлении очевидцев. Обеспечивает медицинское освидетельствование водителей. Организует буксировку транспортного средства в случае его повреждения.

Принимает меры по установлению владельцев и розыску транспортных средств, скрывшихся с места происшествия, розыску похищенного автотранспорта.

Сотрудник Государственной противопожарной службы:

Выявляет очаговые признаки пожара, пути его распространения. Устанавливает наличие, размещение и хранение веществ и материалов, находившихся в зоне пожара, Выявляет на машинах, агрегатах, установках, приборах и в электросетях характерные признаки, которые могут указать на причину возникновения пожара,

Устанавливает наличие средств извещения и тушения пожара, соблюдение правил пожарной безопасности и выполнения предписаний должностных лиц органов управления и подразделений ГПС. Изучает обстановку на объекте, предшествующую возникновению пожара. Проверяет состояние средств автоматического обнаружения и тушения пожара, наличие и место расположения сработавших датчиков и пожарной сигнализации противопожарных установок.

Обеспечивает вызов сотрудника органа управления или подразделения ГПС, закрепленного за данным объектом по линии выполнения функций государственного пожарного надзора, и получение документации, характеризующей техническое и противопожарное состояние объекта.

Оказывает содействие следователю в обнаружении изъятии следов, предметов и иных вещественных доказательств, фиксации очаговых признаков; в составлении схем (планов), протокола осмотра места происшествия в части правильности использования специальной терминологии.

Принимает участие в организации и проведении необходимых следственных действий, выдвижении и проверке версий о причине пожара.

Устанавливает сведения о лицах, склонных к совершению поджогов, заполняет на них информационно-поисковые карты, которые направляет для постановки на учет в ИЦ МВД, ГУВД, УВД.

Представляет акт о пожаре.

При возвращении с места происшествия:

Члены следственно-оперативной группы незамедлительно докладывают руководству органа внутренних дел и сообщают в дежурную часть о принятых мерах по раскрытию преступления. Изучают собранные материалы, изъятые следы и иные вещественные доказательства и на основании полученной информации разрабатывают версии и составляют согласованный план расследования,

Следователь незамедлительно производит осмотр изъятых следов и иных вещественных доказательств, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, назначает криминалистические и другие экспертизы, обеспечивая при этом своевременное направление на исследование изъятых следов и других объектов и их последующее хранение.

Дает поручение о принятии мер к установлению личности погибших и доставленных в медицинские учреждения, а также об уведомлении о случившемся родственников пострадавших.

Оперуполномоченный проверяет по оперативно-справочным и криминалистическим учетам данные, полученные в ходе первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; осуществляет постановку на учет похищенных номерных вещей; в установленный срок заводит оперативно-поисковое дело по соответствующей категории преступлений, разрабатывает по нему план оперативно-розыскных мероприятий.

Специалист-криминалист в течение дежурных суток результаты предварительного исследования оформляет справкой и доводит до сведения следователя, оперативного работника и фиксирует в журнале учета выездов на место происшествия; в срок до 5 суток представляет следователю фототаблицы к протоколу осмотра места происшествия и по его требованию видеоматериалы.

Читайте также:  Справка для соц стипендии

В дальнейшем осуществляет технико-криминалистическое обеспечение расследования и раскрытия преступлений.

Основной организационной формой взаимодействия в вышеописанных случаях является следственно-оперативная группа (СОГ).

Следственно-оперативные группы подразделяются на следующие виды:

Дежурная (при дежурной части) – обеспечивает немедленное реагирование на сообщения о преступлениях, производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по "горячим следам" и формируется в составе следователя, сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, кинолога.

Целевая (временная) группа – для расследования и раскрытия преступлений по конкретному уголовному делу.

Специализированная (постоянно действующая) группа – для расследования и раскрытия определенной категории преступлений, в том числе по которым лица, их совершившие, не установлены.

Совместная следственно-оперативная группа (бригада) – для расследования и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами, либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы. В состав группы (бригады) могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции.

Количество СОГ, график их работы и отдыха определяет начальник органа внутренних дел исходя из штатной численности и оперативной обстановки, с учетом требований действующих нормативных актов. При этом одна группа в течение суток должна выезжать не более чем на 2-3 преступления.

Выводы

Практика проходила в ОВД Ленинского района г.Тамбова.

В соответствии с задачами практики я закрепил полученные теоретические знания и применил свои знания и умения в работе оперативно-розыскных мероприятиях.

В ходе прохождения практики я ознакомился с порядком ведения следственно-розыскных действий; изучил документы, применяемые в ходе проведения дознания; узнал права и обязанности оперуполномоченных сотрудников.

При прохождении практики я присутствовал на следственно-розыскных мероприятиях и выезжал на место совершения преступления.

Мероприятия, в которых я участвовал, помогли мне расширить степень теоретических знаний и получить необходимые практические навыки в работе следственно-розыскных мероприятий.

Считаю, что цель прохождения практики в получении практического опыта достигнута.

Пример отчета по производственной практике студентки 6 курса юридического факультета Алтайского государственного университета

Содержание

Введение
1. Характеристика Пункта полиции «Докучаево» отдела полиции Ленинского района УМВД России по г. Барнаулу
2. Порядок принятия сообщений и заявлений о преступлениях и происшествиях, производства проверки сообщений и заявлений о преступлениях и происшествиях в Пункте полиции «Докучаево» отдела полиции по Ленинскому району УМВД России по г.Барнаулу
3. Порядок производства отдельных следственных действий и их документальное оформление в Пункте полиции «Докучаево» отдела полиции по Ленинскому району УМВД России по Барнаулу
Заключение
Список использованных источников

Введение

Преддипломная практика закрепляет и углубляет теоретические знания, полученные в ходе образовательного процесса по юридической специальности. В процессе практики приобретаются различные умения и навыки, связанные со спецификой работы в правоохранительных органах..

Основные цели преддипломной практики:

  • систематизация теоретических и практических знаний, полученных при изучении профилирующих дисциплин по специальности путем применения их в практической деятельности в период прохождения практики;
  • практическая наработка базовых профессиональных навыков в рамках выбранной специальности;

– изучение структуры и нормативно-правовых основ деятельности низших звеньев органов полиции;

– сбор и анализ уголовной практики в деятельности пунктов полиции.

Основные задачи производственной практики:

– практическая наработка навыков по применению и анализу соответствующих нормативных правовых актов в деятельности пунктов полиции;

– участие в совершении юридически значимых действий совместно с участковым уполномоченным пункта полиции;

– приобретение навыков самостоятельной работы, навыков по применению теоретических знаний и практической деятельности в пунктах полиции.

Объект практики: Пункт полиции «Докучаево» отдела полиции по Ленинскому району УМВД России по г.Барнаулу.

Адрес: РФ, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Юрина, д. 228.

Предмет практики – ознакомление с организационной структурой, основной деятельностью и нормативно-правовой базой, регламентирующей работу пунктов полиции.

1. Характеристика Пункта полиции «Докучаево» отдела полиции по Ленинскому району УМВД России по г. Барнаулу.

Характеризуемый Пункт полиции «Докучаево» является территориальным подразделением отдела полиции по Ленинскому району УМВД России по г. Барнаулу. Сам отдел полиции входит в состав УМВД России по г. Барнаулу, которое является низовым звеном Главного управления МВД России по Алтайскому краю. Последнее подчиняется непосредственно Министерству внутренних дел РФ (МВД РФ).

В Пункте полиции «Докучаево» отдела полиции по Ленинскому району УМВД России по г. Барнаула предусмотрена только должность участкового уполномоченного полиции.

Основные положения, регламентирующие организацию деятельности участковых уполномоченных полиции, закреплены в Наставлении по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденное Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.12.2012 № 1166 г. Москва “Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции” (далее – Наставление).

Согласно Наставления, Участковый уполномоченный полиции в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ “О полиции”, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, настоящим Наставлением, законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах компетенции.

Основными направлениями деятельности участкового уполномоченного полиции, связанными с с уголовным процессом и криминалистикой, являются:

– прием заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, запись полученной информацию в журнал учета приема граждан, их обращений и заявлений;

– осуществление в пределах компетенции проверки заявлений и сообщений о преступлениях и принятии по таким заявлениям и сообщениям мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

– незамедлительное пребывание на место совершения преступления, документирование в пределах компетенции обстоятельств совершения преступления, обеспечение сохранности следов преступления до прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы;

– при непосредственном обнаружении преступления либо прибытии на место происшествия раньше следственно-оперативной группы территориального органа МВД России принятие меры к пресечению преступления и задержанию (преследованию) подозреваемых, сохранению следов преступления и иных предметов, имеющих значение для дела, которые могут стать вещественными доказательствами;

– в случае невозможности прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы территориального органа МВД России самостоятельное проводение неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования, в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством;

– исполнение поручений руководителя следственно-оперативной группы по получению справок, установлению, опросу, вызову к следователю, дознавателю очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и лицах, его совершивших;

– исполнение в пределах компетенции решения суда (судьи), по письменному поручению начальника территориального органа МВД России – письменные поручения следователя, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

Участковые уполномоченные отделов полиции могут проводить по письменным поручениям органа дознания предварительное расследование преступлений в форме дознания с совершением всех необходимых следственных действий, а также совершать все неотложные следственные действия при расследовании преступлений, производство предварительного следствия по которым обязательно, с последующей передачей дела по подследственности.

Дознание проводится по преступлениям небольшой и средней тяжести, среди которых преступления, предусмотренные ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои), 112 (причинение средней тяжести вреда здоровью) 118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности), 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), 158 (кража), 159 (мошенничество), 167 (умышленное повреждение чужого имущества) УК РФ и др.

2. Порядок принятия сообщений и заявлений о преступлениях и происшествиях, производства проверки сообщений и заявлений о преступлениях и происшествиях в Пункте полиции «Докучаево» отдела полиции по Ленинскому району УМВД России по г.Барнаулу.

Моя преддипломная практика в Отделе полиции №8 УМВД России по г. Барнаулу началась с изучения порядка поступления и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ “О полиции” (далее –Закон о полиции), полиция обязана принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, о происшествиях, а также осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статьями 144 и 145 УПК обязанности по приему и проверке сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении, а также по принятию процессуального решения, в том числе возложены на орган дознания.

В соответствии с пунктом 24 статьи 5 и пунктом 1 части первой статьи 40 УПК РФ, органом дознания являются органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции.

Согласно Перечню подразделений полиции в территориальных органах МВД России, утвержденному приказом МВД России от 30.04.2011 № 333 “О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России”, подразделения участковых уполномоченных полиции являются подразделениями полиции территориального органа МВД России (приложение № 1 к указанному приказу МВД России).

Таким образом, сотрудники полиции, не являющиеся по должности дознавателями,например, участковые уполномоченные отдела полиции, имеют статус должностных лиц органа дознания и, следовательно, в соответствии с письменным указанием начальника органа дознания или его заместителя уполномочены проводить проверку и рассмотрение сообщений о преступлениях в порядке, предусмотренном УПК РФ.

Читайте также:  Служат ли срочники в сирии

Согласно Приказа Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 (ред. от 20.02.2014) “О едином учете преступлений” (далее –Приказ о едином учете преступлений):

– круглосуточный прием сообщений о преступлениях и их соответствующее оформление в органах дознания (сообщений в полном объеме или только о совершенных или готовящихся преступлениях, получаемых из иных источников, за исключением той информации, которая поступает в ходе оперативно-розыскной деятельности) могут быть также поручены должностным лицам дежурных частей (смен, нарядов), если таковые имеются в структуре (составе) этих органов.

– при обнаружении признаков преступления по иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, должностное лицо органа дознания или предварительного следствия обязано составить соответствующий рапорт (приложение 1 к ст. 476 УПК РФ);

– должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями сообщение о преступлении, если такое сообщение не было получено из иных источников, обязано выдать заявителю под роспись на корешке уведомления документ о принятии этого сообщения с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия;

– в книге регистрации сообщений должны быть отражены следующие сведения: порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о преступлении; дата и время его принятия; должностное лицо, его принявшее; номер уведомления, выданного заявителю; дата и время регистрации сообщения и сведения о лице, его зарегистрировавшем; краткое изложение сообщения; резолюция руководителя или должностного лица по сообщению; подпись и сведения должностного лица, принявшего сообщение для проверки (рассмотрения), указание даты принятия; сведения о принятом процессуальном решении с указанием должностного лица, его принявшего, и даты; особые отметки (о продлении срока проверки, отметки проверяющих лиц и т.д.).

– должностными лицами, правомочными осуществлять проверку принятых сообщений о преступлениях, являются дознаватель, следователь и прокурор;

– полномочия органа дознания по проверке сообщений о преступлениях, в том числе и принятию по их результатам решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ (о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ, об отказе в возбуждении уголовного дела;о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.), могут быть возложены начальником органа дознания или его заместителем посредством издания организационно-распорядительного документа на иных должностных лиц этого же органа с учетом степени их юридической подготовки.

При прохождении практики я ознакомилась с различными заявлениями о преступлениях и происшествиях, поступившими от граждан.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания или иные лица по поручению начальника органа дознания или его заместителя, например, участковые уполномоченные отделов полиции, вправе проводить опрос, получать справки, образцы для сравнительного исследования, исследовать документы и предметы, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, привлекать к участию в этих действиях специалистов и т.п. (статья 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) “Об оперативно-розыскной деятельности”).

За время прохождения практики, я ознакомилась с порядком оформления постановления участкового уполномоченного о назначении экспертизы тяжести вреда здоровью при проверке сообщения о преступлении (Приложение №2).

Например, экспертиза была назначена по факту совершения насильственных физических действий одним физическим лицом другому для определения степени тяжести причинения вреда здоровью последнему. В постановлении о назначении экспертизы тяжести вреда здоровью излагаются следующие исходные данные:

  1. Когда, где и при каких обстоятельствах был нанесен вред здоровью такому-то физическому лицу, его данные: Ф.И.О., пол, возраст, место проживания .
  2. Каким предметом был нанесен вред здоровью указанному лицу.
  3. Медицинский диагноз, поставленный данному физическому лицу работником медучреждения.
  4. Вопросы к экспертизе: могли ли быть указанные повреждения нанесены данными предметами, давность и механизм образования телесных повреждений, характер и степень вреда, причиненного здоровью.

Также от руководителя практики получала задание по оформлению различных постановлений (постановления о возбуждении уголовного дела, постановления об отказе возбуждения уголовного дела) по результатам проверки сообщений и заявлений о преступлениях и происшествиях (Приложения № 3, 4).

3. Порядок производства отдельных следственных действий и их документальное оформление в Пункте полиции «Докучаево» отдела полиции по Ленинскому району УМВД России по г. Барнаулу.

В ходе прохождения практики я присутствовала при ряде таких следственных действий, проводимых участковым уполномоченным, как: осмотр места происшествия.

Участковые уполномоченные могут проводить следственные действия как в рамках предварительного расследования в форме дознания по делам, предварительное следствие по которым необязательно, так и в рамках производства неотложных следственных действий по делам, предварительное следствие по которым обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК РФ).

До возбуждения уголовного дела участковые уполномоченные могут проводить такие следственные действия, как, например, осмотр места происшествия. Ход и результаты всех следственных действий отражаются в протоколе.

В протоколе указываются:

  1. место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;
  2. должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  3. фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.

В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии.

Протокол также должен содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с УПК РФ их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий.

В случаях, предусмотренных ст.ст.177, 178, 181-183, частью пятой ст.185, частью седьмой ст.186, ст.ст.193, 194 УПК РФ следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей ст.170 УПК РФ.

Важно отметить, что все эти документы составляются в строго предписанной форме и на определённых бланках. Несоблюдение, к примеру, правил оформления разного рода протоколов может повлечь недопустимость применения его в качестве доказательства.

Пример: при осмотре места происшествия был составлен протокол осмотра места происшествия. Произошла кража меховой шапки из киоска на рынке «Докучаево» (Приложение № 5).

Заключение

За время прохождения практики я ознакомилась с основными разделами и направлениями деятельности Пункта полиции «Докучаево» отдела полиции Ленинского района УМВД России по г.Барнаулу:

– нормативной базой, на которой основывается деятельность пункта полиции;

– с порядком осуществления приема посетителей, приема сообщений и заявлений о преступлениях и происшествиях в пункте полиции;

– с порядком производства проверки сообщений и заявлений о преступлениях и происшествиях в пункте полиции;

– с порядком производства отдельных следственных действий в пункте полиции.

Мне было поручено оформление следующих процессуальных документов: постановления о назначении судебной экспертизы, постановления о возбуждении уголовного дела, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, протокола осмотра места происшествия.

Я ознакомилась с нормативными документами, регламентирующими работу территориальных подразделений органов полиции, оказывала практическую помощь участковому уполномоченному пункта полиции.

В целом практика прошла успешно и продуктивно: я узнала много нового о функционировании нашей правовой системы в целом и о деятельности пунктов полиции в частности, приобрела знания о применении российского законодательства на практике.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // СПС Консультант плюс.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2001 г. // СПС Консультант плюс.
3. Федеральный закон от 07.03.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // СПС Консультант плюс.
4. Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденное Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.12.2012 № 1166 г. Москва “Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции”// СПС Консультант плюс.
5. Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 (ред. от 20.02.2014) “О едином учете преступлений” // СПС Консультант плюс.
6. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) “Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС Консультант плюс.
7. Безлепкин, Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: учебное пособие / Б. Т. Безлепкин. – Москва: Проспект, 2013. – 326 с.
8. Гриненко, А.В. Уголовный процесс: учебник и практикум / А. В. Гриненко. – Москва: Юрайт, 2014. – 333 с.
9. Ендольцева, А.В. Уголовный процесс: учебное пособие / А. В. Ендольцева. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА: Закон и право, 2013. – 447 с.
10. Манова, Н.С. Уголовный процесс: учебник / Н. С. Манова. – Москва: Дашков и Кº, 2014. – 422 с.
11. Пикалов, И.А. Уголовно–процессуальное право Российской Федерации: учебное пособие / И. А. Пикалов. – Москва: Юрлитинформ, 2013. – 438 с.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector