No Image

Права и обязанности гаранта

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

ЗАЛОГ, БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ И ДРУГИЕ СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ ГЛАВЫ 23 ГК РФ Обеспечение исполнения обязательств
Под редакцией П.В. КРАШЕНИННИКОВА, Б.М. ГОНГАЛО

§ 1. Общие положения

§ 2. Неустойка

§ 3. Залог

§ 4. Удержание

§ 5. Поручительство

§ 6. Банковская гарантия

§ 7. Задаток

Гонгало Б.М. – вступ. слово, ст. ст. 329, 339 (в соавт. с П.В. Крашенинниковым); ст. ст. 330 – 338; 340 – 347, 358 – 381.
Крашенинников П.В. – вступ. слово, ст. ст. 329, 339 (в соавт. с Б.М. Гонгало); ст. 357.
Михеева Л.Ю. – ст. ст. 348 – 351.
Рузакова О.А. – ст. ст. 352 – 356.

Права и обязанности гаранта:

Статья 375. Обязанности гаранта при рассмотрении требования бенефициара

1. По получении требования бенефициара гарант должен без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копии требования со всеми относящимися к нему документами.

2. Гарант должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в разумный срок и проявить разумную заботливость, чтобы установить, соответствуют ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии.

Комментарий к статье 375

1. В п. 1 комментируемой статьи предусмотрена обязанность гаранта информационного характера, поскольку в конечном счете сумма, уплаченная гарантом бенефициару, возмещается принципалом гаранту (см. ст. 379 ГК и комментарий к ней). Стало быть, принципал должен быть осведомлен о динамике отношений, существующих между гарантом и бенефициаром. Кроме того, благодаря исполнению гарантом рассматриваемой обязанности принципал может влиять на поведение гаранта. Так, если обеспечиваемое (основное) обязательство уже исполнено принципалом, то он извещает об этом гаранта, и гарант вправе не удовлетворять первое требование бенефициара (см. ст. 376 ГК и комментарий к ней).

2. В п. 2 комментируемой статьи используются оценочные понятия "разумный срок" и "разумная заботливость". Понятно, что установление того, что гарант исполнил свою обязанность по рассмотрению требования и приложенных к нему документов в разумный срок и проявил при этом разумную заботливость, производится с учетом каждого конкретного дела (прежде всего исходя из объема соответствующей работы). Здесь же (в п. 2) кроме разумного срока и разумной заботливости обозначена цель рассмотрения гарантом требования и приложенных к нему документов – установить соответствие их условиям гарантии. И не более того. Гарант не вправе исследовать отношения, существующие между принципалом и бенефициаром, давать оценку их действиям и т.п. Ему присущ только строго формальный подход (см. п. 2 комментария к ст. 368 ГК).

Статья 377. Пределы обязательства гаранта

1. Предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия.

2. Ответственность гаранта перед бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение гарантом обязательства по гарантии не ограничивается суммой, на которую выдана гарантия, если в гарантии не предусмотрено иное.

Читайте также:  Получить фото штрафа гибдд

Комментарий к статье 377

Непосредственной целью правил, сформулированных в комментируемой статье, является определение максимальных сумм, которые бенефициар может взыскать с гаранта. Однако в п. 1 статьи речь идет об обязательстве гаранта перед бенефициаром, а в п. 2 – об ответственности гаранта за невыполнение или ненадлежащее выполнение им этого обязательства.

Уплата бенефициару денежной суммы, на которую выдана гарантия, представляет собой исполнение гарантом своего обязательства. Поэтому обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы, на которую данная гарантия выдана. Гарант не несет обязанности возмещать убытки, уплачивать неустойку и совершать прочие выплаты сверх указанной суммы.

Если, однако, гарант не исполняет принятое на себя обязательство либо исполняет его ненадлежащим образом, то он может быть привлечен к ответственности. Ответственность гаранта не ограничивается суммой, на которую выдана гарантия, поскольку в ней не предусмотрено иное. Так, в результате того, что требование бенефициара не рассмотрено гарантом в разумный срок, бенефициар может понести убытки. Они подлежат возмещению сверх той суммы, на которую выдана гарантия. Обязанность гаранта может быть обеспечена неустойкой. При отсутствии в гарантии иных условий бенефициар вправе требовать от гаранта, необоснованно уклонившегося от исполнения, или отказавшегося от выплаты суммы по гарантии, или просрочившего ее уплату, выплаты процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

Статья 379. Регрессные требования гаранта к принципалу

1. Право гаранта потребовать от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии, определяется соглашением гаранта с принципалом, во исполнение которого была выдана гарантия.

2. Гарант не вправе требовать от принципала возмещения сумм, уплаченных бенефициару не в соответствии с условиями гарантии или за нарушение обязательства гаранта перед бенефициаром, если соглашением гаранта с принципалом не предусмотрено иное.

Прекращение:

Статья 378. Прекращение банковской гарантии

1. Обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается:

1) уплатой бенефициару суммы, на которую выдана гарантия;

2) окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана;

3) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии и возвращения ее гаранту;

4) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств.

Прекращение обязательства гаранта по основаниям, указанным в подпунктах 1, 2 и 4 настоящего пункта, не зависит от того, возвращена ли ему гарантия.

2. Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен без промедления уведомить об этом принципала.

Комментарий к статье 378

1. Прекращение банковской гарантии может происходить по общим основаниям прекращения обязательств (гл. 26 ГК) либо по специальным основаниям, предусмотренным в комментируемой статье.

Некоторые из оснований, предусмотренных в рассматриваемой статье, представляют собой общие основания прекращения обязательств, данные в привязке к банковской гарантии. Так, уплата бенефициару суммы, на которую выдана гарантия, есть надлежащее исполнение гарантом своего обязательства, а надлежащее исполнение во всех случаях прекращает любое обязательство (п. 1 ст. 408 ГК).

Читайте также:  Как получить визу в мексику

2. Банковская гарантия выдается для обеспечения некоего определенного обязательства (основного обязательства) и на определенный срок. Истечение этого срока прерывает правовую связь гаранта и бенефициара, гаранта и принципала (но может быть и по-иному – см. комментарий к ст. 379 ГК), бенефициара и принципала (хотя они могут оставаться кредитором и должником соответственно).

3. Основания прекращения обязательства гаранта перед бенефициаром, предусмотренные в подп. 3 и 4 п. 1 комментируемой статьи, в принципе идентичны. Различается лишь порядок (технология) освобождения гаранта от обязательства. В первом случае (подп. 3 п. 1) бенефициар отказывается от своих прав путем возвращения гарантии-документа гаранту. Во втором случае (подп. 4 п. 1) гарантия-документ может остаться у бенефициара, но обязательство прекращается вследствие одностороннего письменного заявления бенефициара об освобождении гаранта от обязательства.

В основе таких действий бенефициара могут быть разного рода обстоятельства, например прощение долга (обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора, – ст. 415 ГК).

Отказ бенефициара и в том и в другом случае может быть следствием некоего соглашения гаранта и бенефициара, что, впрочем, не превращает такой отказ в договор (двустороннюю сделку). Отказ бенефициара всегда односторонняя сделка, даже если ее совершение предусмотрено договором гаранта и бенефициара. Понуждение бенефициара к совершению этой сделки недопустимо.

4. Гарантия как документ не имеет никакого значения, если обязательство гаранта перед бенефициаром прекратилось (даже если этот документ остался у бенефициара (теперь уже бывшего)).

5. Принципалу важно знать о прекращении банковской гарантии. В одних случаях прекращение гарантии означает прекращение правовых связей между гарантом и бенефициаром, принципалом и гарантом, принципалом и бенефициаром. Так, по общему правилу все эти связи прекращаются окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана. Если, однако, принципал на момент прекращения гарантии не выплатил гаранту причитающееся ему вознаграждение (см. п. 2 ст. 369 ГК и соответствующий комментарий), то правоотношение, существующее между принципалом и гарантом, сохраняется. Аналогичная ситуация складывается и при прекращении гарантии вследствие отказа бенефициара от своих прав. При прекращении банковской гарантии уплатой бенефициару суммы, на которую выдана гарантия, появляется регрессное обязательство (см. ст. 379 ГК и комментарий к ней).

2. Гарант должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в разумный срок и проявить разумную заботливость, чтобы установить, соответствуют ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии.
Комментарий к статье 375
1. Поскольку гарант обладает правом регресса к должнику в размере выплаченной по гарантии суммы (см. комментарий к ст. 379 ГК), они оба оказываются одинаково заинтересованными в недопущении случаев необоснованных выплат по банковской гарантии в пользу бенефициара. Именно поэтому в комментируемой статье предусмотрена обязанность гаранта без промедления уведомить принципала о поступлении платежного требования бенефициара и передать ему копии приложенных к нему документов. Известно, что факт надлежащего исполнения обеспечиваемого обязательства может в отдельных случаях исключить обязанность гаранта по выплате требуемых сумм (см. комментарий к ст. 370, 374 ГК). Кроме того, у принципала могут иметься различные соображения относительно соответствия заявленных требований условиям банковской гарантии.
2. Правило п. 2 комментируемой статьи регулирует порядок рассмотрения гарантом требования бенефициара о платеже по банковской гарантии.
Во-первых, гарант должен рассматривать заявленное требование в течение "разумного срока". Отсутствие точного срока для рассмотрения требования бенефициара объясняется разнообразием видов банковских гарантий, отличающихся механизмом выплаты гарантийных сумм и, как следствие, разным периодом времени, необходимым для решения вопроса о платеже по гарантии. "Разумный срок" в смысле комментируемой нормы означает срок, объективно достаточный для тщательного рассмотрения представленного требования. В него должен быть включен срок, необходимый для изучения представленных документов, направления их принципалу и получения от него комментариев и документов.
Во-вторых, гарант должен проверить, соответствуют ли требование бенефициара и представленные им документы условиям гарантии. Указанная норма повторяет правило ст. 9 Унифицированных правил, согласно которой гарант должен решить вопрос о соответствии представленных документов условиям банковской гарантии, изучив их "по внешним признакам". Изучение представленных материалов "по внешним признакам" означает, что гарант должен прочитать представленное требование и приложенные к нему документы и уяснить их основной смысл. При этом гарант не должен проверять соответствие изложенных в них сведений фактическим обстоятельствам дела (об исключениях см. комментарий к ст. 370, 376 ГК). Затем ему необходимо сравнить полученные результаты со смысловым содержанием условий выданной им банковской гарантии и принять соответствующее решение.
В-третьих, гарант должен изучать представленные материалы "с разумной заботливостью". Это требование вытекает из принципа разумного и добросовестного осуществления гражданских прав (п. 3 ст. 10 ГК) и означает, что гарант должен изучить представленные документы со всей тщательностью, во всех нюансах. При этом он имеет право на обоснованные возражения и может искать в представленных материалах различные обстоятельства, исключающие его обязанность произвести платеж.
3. Поскольку банковская гарантия является способом обеспечения исполнения основного обязательства, то произведенный гарантом платеж по банковской гарантии приводит к удовлетворению требования бенефициара по обеспечиваемому обязательству в размере полученной им суммы. Следовательно, платеж по банковской гарантии освобождает принципала от исполнения основного обязательства перед бенефициаром в сумме произведенного платежа. Бенефициар – кредитор по основному обязательству вправе взыскать с принципала – должника по основному обязательству только сумму разницы между суммой его задолженности по договору и суммой платежа, произведенного гарантом. Такие же последствия имеет зачет взаимных требований, произведенный по гарантийному обязательству (см. комментарий к ст. 378 ГК). В указанных случаях возникает регрессное обязательство принципала по отношению к гаранту.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector