No Image

Прием на работу по конкурсу

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Порядок
проведения конкурса на замещение должностей научных работников
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 сентября 2015 г. N 937)

1. Настоящий порядок проведения конкурса на замещение должностей научных работников (далее – Порядок) определяет правила проведения конкурса на замещение должностей научных работников и перевода на соответствующие должности научных работников в научных организациях, организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам, а также в иных организациях, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность (далее соответственно – конкурс, организация).

Конкурс проводится на замещение должностей, включенных в перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, утвержденный настоящим приказом (далее – Перечень должностей).

Положения настоящего Порядка, за исключением пункта 15, не распространяются на научные и образовательные организации высшего образования, особенности правового положения которых определены специальными федеральными законами, если порядок и (или) особенности проведения конкурса установлены иными актами в случаях, предусмотренных для указанных организаций нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Конкурс не проводится*:

при приеме на работу по совместительству на срок не более одного года;

для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого работника на работу.

3. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендента на замещение должностей научных работников (далее – претендент) или перевода на соответствующие должности научных работников в организации, исходя из ранее полученных претендентом научных и (или) научно-технических результатов, их соответствия установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности, а также научным и (или) научно-техническим задачам, решение которых предполагается претендентом.

4. Для проведения конкурса в организации формируется конкурсная комиссия. При этом состав конкурсной комиссии формируется с учетом необходимости исключения возможности конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

В состав конкурсной комиссии в обязательном порядке включаются руководитель организации, представители выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации, некоммерческих организаций, являющихся получателями и (или) заинтересованными в результатах (продукции) организации, а также ведущие ученые, приглашенные из других организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность сходного профиля.

Положение о конкурсной комиссии, ее состав и порядок работы определяются организацией и размещаются на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

5. Конкурс на замещение должностей главного научного сотрудника и младшего научного сотрудника/инженера-исследователя объявляется организацией на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем за два месяца до даты его проведения и проводится в сроки, установленные организацией, но не позднее чем в течение 15 календарных дней со дня подачи претендентом на имя руководителя организации заявления на участие в конкурсе. Решение по итогам рассмотрения заявления принимает конкурсная комиссия, образованная в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка.

6. В случае если конкурс на замещение должностей, включенных в Перечень должностей, проводится в целях осуществления конкретной научной, научно-технической программы или проекта, инновационного проекта, получивших (получившего) финансовую поддержку на конкурсной основе, в том числе в форме гранта, при этом претендент на такие должности был указан в качестве исполнителя в конкурсной заявке, результаты конкурса на получение гранта приравниваются к результатам конкурса на замещение соответствующих должностей.

7. Для должностей, включенных в Перечень должностей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящего Порядка, конкурс проводится в соответствии с пунктами 8-12 настоящего Порядка.

8. Для проведения конкурса организация размещает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на своем официальном сайте и на портале вакансий адресу "http://ученые-исследователи.рф" (далее – портал вакансий) объявление, в котором указываются:

а) место и дата проведения конкурса;

б) дата окончания приема заявок для участия в конкурсе;

в) полные наименования должностей научных работников, на замещение которых объявляется конкурс и квалификационные требования к ним (далее – требования), включая отрасли (области) наук, в которых предполагается работа претендента;

г) примерный перечень количественных показателей результативности труда претендента, характеризующих выполнение предполагаемой работы;

д) условия трудового договора, в том числе перечень трудовых функций, срок трудового договора или в случае, если с претендентом предполагается заключение трудового договора на неопределенный срок, – срок, по истечении которого предполагается проведение аттестации; размер заработной платы, возможный размер выплат стимулирующего характера и условия их получения, возможные социальные гарантии (предоставление служебного жилья, компенсация расходов на наем жилого помещения, обеспечение лечения, отдыха, проезда и так далее).

Дата окончания приема заявок определяется организацией и не может быть установлена ранее 20 календарных дней с даты размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" объявления, предусмотренного настоящим пунктом.

Заявки, поданные позже даты окончания приема заявок, установленной организацией, к конкурсу не допускаются.

9. Для участия в конкурсе претенденту необходимо разместить на портале вакансий заявку, содержащую:

а) фамилию, имя и отчество (при наличии) претендента;

б) дату рождения претендента;

в) сведения о высшем образовании и квалификации, ученой степени (при наличии) и ученом звании (при наличии);

г) сведения о стаже и опыте работы;

д) сведения об отрасли (области) наук, в которых намерен работать претендент;

е) перечни ранее полученных основных результатов (число публикаций по вопросам профессиональной деятельности, количество результатов интеллектуальной деятельности и сведения об их использовании, количество грантов и (или) договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, включая международные проекты, в выполнении которых участвовал претендент, численность лиц, освоивших программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, успешно защитивших научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, руководство которыми осуществлял претендент, и так далее).

Претендент вправе разместить на портале вакансий автобиографию и иные материалы, которые наиболее полно характеризуют его квалификацию, опыт и результативность.

10. Перечень претендентов, подавших заявки на участие в конкурсе, формируется на портале вакансий автоматически.

Если на конкурс не подано ни одной заявки, он признается несостоявшимся.

11. Размещенная претендентом на портале вакансий заявка автоматически направляется на рассмотрение конкурсной комиссии на официальный адрес электронной почты организации.

Доступ к персональным данным, размещенным претендентом на портале вакансий, а также обработка указанных данных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.

В течение одного рабочего дня с момента направления заявки претендент получает электронное подтверждение о ее получении организацией.

Срок рассмотрения заявок определяется организацией и не может быть установлен более 15 рабочих дней с даты окончания приема заявок.

По решению конкурсной комиссии, в случае необходимости проведения собеседования с претендентом, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", срок рассмотрения заявок может быть продлен до 30 рабочих дней с даты окончания приема заявок. Информация о продлении срока рассмотрения заявок размещается организацией в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на своем официальном сайте и на портале вакансий.

12. По итогам рассмотрения заявок конкурсная комиссия составляет рейтинг претендентов на основе их оценки исходя из сведений, содержащихся в заявке и иных прикрепленных к заявке материалах и результатов собеседования (при наличии), которые наиболее полно характеризуют квалификацию, опыт и результативность претендента.

Рейтинг составляется на основании суммы балльной оценки, выставленной членами конкурсной комиссии претенденту, включающей:

оценку основных результатов, ранее полученных претендентом, сведения о которых направлены им в организацию в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения с учетом значимости таких результатов (соответствия) ожидаемым показателям результативности труда, опубликованным организацией в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка;

оценки квалификации и опыта претендента;

оценка результатов собеседования, в случае его проведения в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка.

Победителем конкурса считается претендент, занявший первое место в рейтинге (далее – победитель). Решение конкурсной комиссии должно включать указание на претендента, занявшего второе место в рейтинге.

13. С победителем заключается трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством.

Если в течение 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения конкурсной комиссией победитель не заключил трудовой договор по собственной инициативе, организация объявляет о проведении нового конкурса либо заключить трудовой договор с претендентом, занявшим второе место.

При переводе на должность научного работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, в соответствии с условиями проведения конкурса на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок**.

14. Заявка, автобиография и иные материалы, которые наиболее полно характеризуют квалификацию претендента, его опыт и результативность, размещенные претендентом на портале вакансий в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка, по желанию претендента могут быть сохранены для участия в других конкурсах.

В этом случае портал вакансий автоматически обеспечивает направление лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, уведомлений об объявлении новых конкурсов на замещение должностей по отраслям (областям) наук, совпадающим с отраслями (областями) наук, указанными в заявке.

Читайте также:  Виды ври земельного участка

15. В течение 3 рабочих дней после принятия решения о победителе конкурса организация размещает решение о победителе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на своем официальном сайте и на портале вакансий.

* Часть 4 статьи 336.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3014; ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 13, ст. 1209; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 41, ст. 4285; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613; ст. 3616; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; N 50, ст. 6146; 2010, N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4586; ст. 4590; ст. 4591; ст. 4596; N 45, ст. 6333; ст. 6335; N 48, ст. 6730; ст. 6735; N 49, ст. 7015; ст. 7031; N 50, ст. 7359; N 52, ст. 7639; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 18, ст. 2127; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50, ст. 6954; ст. 6957; ст. 6959; N 53, ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666; ст. 1668; N 19, ст. 2322; ст. 2326; ст. 2329; N 23, ст. 2866; ст. 2883; N 27, ст. 3449; ст. 3454; ст. 3477; N 30, ст. 4037; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542; ст. 1547; ст. 1548; N 19, ст. 2321; N 23, ст. 2930; N 26, ст. 3405; N 30, ст. 4217; N 45, ст. 6143; N 48, ст. 6639; N 49, ст. 6918; N 52, ст. 7543; ст. 7554; 2015, N 1, ст. 10; ст. 42, ст. 72).

** Часть 6 статьи 336.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3014; ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 13, ст. 1209; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 41, ст. 4285; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613; ст. 3616; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; N 50, ст. 6146; 2010, N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4586; ст. 4590; ст. 4591; ст. 4596; N 45, ст. 6333; ст. 6335; N 48, ст. 6730; ст. 6735; N 49, ст. 7015; ст. 7031; N 50, ст. 7359; N 52, ст. 7639; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 18, ст. 2127; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50, ст. 6954; ст. 6957; ст. 6959; N 53, ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666; ст. 1668; N 19, ст. 2322; ст. 2326; ст. 2329; N 23, ст. 2866; ст. 2883; N 27, ст. 3449; ст. 3454; ст. 3477; N 30, ст. 4037; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542; ст. 1547; ст. 1548; N 19, ст. 2321; N 23, ст. 2930; N 26, ст. 3405; N 30, ст. 4217; N 45, ст. 6143; N 48, ст. 6639; N 49, ст. 6918; N 52, ст. 7543; ст. 7554; 2015, N 1, ст. 10; ст. 42, ст. 72).

"Отдел кадров бюджетного учреждения", 2009, N 4

Прием на работу в результате избрания по конкурсу

Нередко в объявлениях о приеме на работу указывается, что отбор кандидатов производится по конкурсу. Однако чаще всего такая формулировка применяется для создания имиджа организации. Вместе с тем избрание по конкурсу как одно из оснований для заключения трудового договора является процедурой, регламентированной законодательством. Избрание по конкурсу для замещения вакантной должности устанавливает для работника ряд гарантий, а работодателю позволяет в спорных ситуациях обосновать сделанный выбор.

В настоящей статье рассмотрим, в чем состоят особенности заключения трудового договора в результате избрания по конкурсу, какими нормами права регламентирован порядок проведения конкурса, в том числе государственных гражданских и муниципальных служащих.

Правовая регламентация проведения конкурса

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора. Одно из оснований заключения трудового договора – избрание по конкурсу на замещение вакантной должности (далее – конкурс) (ст. 16 ТК РФ), призванному оценить профессиональный уровень претендентов. По результатам конкурса может быть заключен как трудовой договор на неопределенный срок, так и (по соглашению сторон) срочный трудовой договор (абз. 5 ч. 2 ст. 59 ТК РФ).

ТК РФ не дает общего примерного порядка проведения конкурса. В ст. 18 ТК РФ указано, что для заключения трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации должны быть определены:

– перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу;

– порядок конкурсного избрания на эти должности.

В настоящее время порядок проведения конкурса установлен лишь в отношении отдельных категорий работников и служащих:

– для педагогических работников – ст. 332 ТК РФ и Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации (далее – Положение), утвержденным Приказом Минобразования России от 26.11.2002 N 4114;

– для государственных гражданских служащих – Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации". Им установлены общие положения о порядке проведения конкурса. Согласно п. 16 данного Указа состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа. Так, в качестве примера можно привести Приказ ФСКН России от 30.04.2008 N 155 "Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сроков и порядка работы конкурсных комиссий". В настоящее время таких правовых актов принято более пятидесяти;

– для муниципальных служащих порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования (ст. 17 Закона N 25-ФЗ ). Например, Решение Совета депутатов Мытищинского муниципального района МО от 20.03.2008 N 67/13 "Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы администрации Мытищинского муниципального района".

Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Указанные правовые акты содержат в том числе диспозитивные нормы, которые устанавливают возможность выбора одного варианта из нескольких. В связи с этим рекомендуем работодателям, желающим проводить отбор работников по конкурсу, нанимателям гражданских и муниципальных служащих органов, в которых проведение конкурса для замещения отдельных должностей обязательно, составлять локальные нормативные акты (служебные регламенты) о порядке его проведения.

Порядок проведения конкурса

Большинство правовых актов, регламентирующих данный вопрос, устанавливает примерно одинаковый порядок проведения конкурса. Поэтому определим общую схему его проведения на примере норм, регламентирующих порядок проведения конкурсного отбора для замещения должностей научно-педагогических работников в высших учебных заведениях РФ. Отметим, что согласно ч. 2 ст. 20 Закона N 125-ФЗ особенности заключения и прекращения трудовых договоров на замещение должностей научно-педагогических работников в высших учебных заведениях распространяются на научно-педагогических работников образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), имеющих факультеты и кафедры.

Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Напомним, что такие порядок и перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, необходимо закрепить в локальном нормативном акте. Также следует предусмотреть список должностей, для замещения которых не проводится конкурс. В соответствии с ч. 5 ст. 332 ТК РФ к ним относятся должности:

– декана факультета и заведующего кафедрой (поскольку согласно ч. 11 ст. 332 ТК РФ эти должности являются выборными);

– научно-педагогических работников, занимаемые беременными женщинами;

– научно-педагогических работников, занимаемые по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Кроме этого, обязательно нужно установить квалификационные требования по соответствующей должности. В силу ст. 331 ТК РФ образовательный ценз для лиц, которые могут быть допущены к педагогической деятельности, устанавливается типовыми положениями. Например, согласно п. 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства N 71 , к педагогической деятельности в высшем учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование.

Читайте также:  Провоз оружия через границу

Постановление Правительства от 14.02.2008 N 71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)".

Может быть также установлен возрастной ценз. Например, по норме ч. 12 ст. 332 ТК РФ в государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров.

При установлении квалификационных требований по различным должностям можно ориентироваться на Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37.

В ст. 331 ТК РФ установлен перечень лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности. К ним относятся лица:

– лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда;

– имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

– признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке ;

– имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Глава 31 ГПК РФ (Федеральный закон от 14.11.2002 N 138-ФЗ).

Аналогичный перечень могут предусмотреть в своих локально-нормативных актах и другие учреждения и организации с учетом специфики деятельности.

Итак, проведение конкурсного отбора будет иметь следующие этапы.

1. Объявление о конкурсном отборе в периодической печати или других средствах массовой информации. Законом, а в случае отсутствия норм локально-нормативным актом руководителем организации определяется и закрепляется лицо, ответственное за такое объявление, а также срок его подачи. Как правило, объявление делает непосредственно руководитель организации (или его заместители).

В п. 3 Положения указано: конкурсный отбор объявляется ректором (проректором, руководителем филиала) вуза не менее чем за два месяца до его проведения.

2. Прием заявлений для участия в конкурсном отборе. Законом или локально-нормативным актом может быть установлена обязанность представить вместе с заявлением документы, подтверждающие личность претендента, его образование, стаж работы, отсутствие заболеваний, препятствующих замещению вакантной должности, и т.д.

Согласно п. 4 Положения прием заявлений осуществляется в течение месяца со дня опубликования объявления о конкурсе. При этом претенденту может быть отказано в приеме заявления в случае его несоответствия квалификационным требованиям по соответствующей должности или нарушения сроков подачи заявления.

3. Оценка профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности. На данном этапе конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, сведений о стаже и т.д. Кроме того, могут проводиться личное собеседование, анкетирование, тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности, на замещение которой претендуют кандидаты.

Так, п. п. 17 и 21 Положения установлено, что ученому совету вуза до проведения тайного голосования кафедра представляет рекомендации по каждой кандидатуре. Также кафедра вправе предложить претендентам на преподавательские должности прочесть пробные лекции или провести другие учебные занятия, а претендентам на должности научных работников – выступить с сообщением по предлагаемой тематике своих научных исследований и по итогам этого дать указанные выше рекомендации.

4. Отбор претендентов конкурсной комиссией. В соответствии с п. 6 Положения обсуждение и конкурсный отбор претендентов на должности научно-педагогических работников проводятся на ученом совете вуза (ученом совете, совете факультета, филиала). Решение по конкурсному отбору принимается по результатам тайного голосования, с заполнением бюллетеня, образец которого приведен в Приложении к Положению. Прошедшим конкурсный отбор считается претендент, получивший путем тайного голосования наибольшее число голосов членов ученого совета (совета), но не менее половины плюс один голос от числа принявших участие в голосовании при кворуме не менее 2/3 списочного состава ученого совета. Если претенденты получили равное количество голосов, проводится повторное голосование на том же заседании ученого совета (совета) (п. 7 Положения).

Конкурсный отбор может быть признан несостоявшимся, если не было подано ни одного заявления или ни один из претендентов не получил более 50% голосов членов ученого совета (совета) (п. 8 Положения).

По результатам конкурсного отбора с работником заключается трудовой договор и издается приказ о приеме на работу.

Внимание! Государственным гражданским служащим следует руководствоваться, кроме названного в начале статьи Указа Президента РФ N 112, ведомственными правовыми актами, регламентирующими порядок проведения конкурсного отбора.

Установление испытательного срока лицам,

избранным по конкурсу

Согласно абз. 1 ч. 4 ст. 70 ТК РФ лицам, избранным по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, испытание при приеме на работу не устанавливается.

Вместе с тем в законодательстве, регулирующем деятельность государственных гражданских служащих, не все столь однозначно. В ст. 27 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее – Закон N 79-ФЗ) содержится перечень оснований, при наличии которых при поступлении на гражданскую службу испытательный срок не устанавливается. Избрание по конкурсу в этот перечень не входит. Однако п. 5 ч. 3 ст. 27 указывает, что испытание при поступлении на гражданскую службу не устанавливается в иных случаях, предусмотренных Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами. В связи с этим существует две точки зрения. Согласно одной из них, поскольку ТК РФ является федеральным законом, положение ст. 70 распространяется и на отношения между нанимателем и гражданским служащим и, как следствие этого, позволяет не устанавливать испытательный срок лицам, поступившим на гражданскую службу по конкурсу. Существует и обратная точка зрения. Об этом свидетельствует, например, анализ положений Закона г. Москвы от 26.01.2005 N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы". В частности, п. 10 ст. 24 устанавливает: если гражданский служащий принят на гражданскую службу и замещает должность гражданской службы по результатам конкурса, решение о признании результатов испытания неудовлетворительными представитель нанимателя принимает с учетом мотивированного мнения конкурсной комиссии.

В данной ситуации обратимся к ст. 11 ТК РФ, установившей, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе. Данная норма действует с 01.02.2002.

В то же время следует обратить внимание на ст. 73 Закона N 79-ФЗ, указывающую, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. Эта норма, как и ст. 27 Закона N 79-ФЗ, была принята позднее и вступила в силу с 01.02.2005.

В связи с указанным, учитывая, что Закон N 79-ФЗ вступил в силу позднее, нежели ТК РФ, и допускает, что другие правовые акты, в том числе федеральные законы, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом N 79-ФЗ, можно сделать вывод: при приеме на гражданскую службу по результатам конкурса служащему можно установить испытательный срок.

Иначе обстоит дело с заключением трудового договора с муниципальными служащими. Согласно ст. 17 Закона N 25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Порядок проведения такого конкурса устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса должны быть опубликованы его условия (сведения о дате, времени и месте его проведения, а также проект трудового договора). Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования. С кандидатом, отобранным конкурсной комиссией, представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает его на должность муниципальной службы.

Закон N 25-ФЗ не содержит положений о порядке установления муниципальным служащим срока испытания. Поэтому, руководствуясь ст. 11 ТК РФ и ч. 2 ст. 3 Закона N 25-ФЗ, указывающими, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом N 25-ФЗ, считаем, что при поступлении гражданина на муниципальную службу и заключении с ним трудового договора по результатам конкурса применяется положение ст. 70 ТК РФ. То есть наниматель не вправе установить в данном случае испытательный срок.

Читайте также:  Что значит срочная служба

Рассматривая объявления о работе, порой соискатель встречает загадочное «прием производиться на конкурсной основе».

  • Что за конкурс?
  • Кто его проводит?
  • Законно ли это?

Вопросов возникает много.

Кто-то может подумать, что конкурсный отбор придуман ради пафоса, чтобы добавить организации престижа, может для того, чтобы привлечь более профессиональных кандидатов.

На самом деле подобный конкурс не очередная придумка HR-менеджеров, а вполне законная процедура, регламентированная трудовым кодексом.

Правовая регламентация проведения конкурса

По статье 16 Трудового кодекса избрание по конкурсу считается одним из законных оснований для возникновения между работником и его непосредственным работодателем трудовых отношений.

Конкурс может проводиться только для тех должностей, которые были заранее определены соответствующим перечнем при условии, что порядок конкурсного избрания представлен в виде нормативного акта.

Одним словом, в организации для проведения конкурсного отбора должно существовать минимум два документа:

  • Перечень должностей, на замещение которых разрешено проводить конкурс.
  • Положение, регламентирующее порядок его проведения.

Перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу

Законодательство определяет, что проведение конкурса возможно только на те должности, которые отражены в перечне.

Проблема в том, что самих перечней очень мало. В настоящее время они существуют только для некоторых областей.

Другие организации должны свои внутренние документы для упорядочивания всего процесса, составить, уже опираясь на них.

Например, в главе 52 Трудового кодекса, регламентирующей труд специалистов, работающих в педагогической сфере, есть статья, посвященная конкурсному отбору.

Там же дается ссылка на соответствующее положение, где представлен список замещаемых должностей.

Взяв это положение в качестве примера, любая организация может составить свое, принять его в качестве локально-нормативного акта и тогда заключенные трудовые договора по результатам конкурса будут вполне законными.

Порядок конкурсного избрания

То же самое касается и процедуры осуществления самого конкурса.

Непосредственный алгоритм проведения прописан лишь для педагогических работников, государственных гражданских и муниципальных служащих.

Во всех остальных случаях порядок регулируется внутренним нормативным актом.

Хотя работодателя данный факт не освобождает от необходимости придерживаться определенных норм.

Для начала рассмотрим те сферы, где проведение конкурса закреплено законодательно.

Конкурс на замещение для педагогических работников

Научно-педагогические работники в большинстве своем принимаются на работу на конкурсной основе.

Исключение составляют особые случаи, когда возникает угроза непрерывности процесса обучения или же ученый совет, принимающий решение о выборе кандидата, еще не начал функционировать.

Также есть определенные должности, на которые конкурсный отбор не распространяется.

Например, заведующего кафедрой или декана выбирают совсем иным путем.

Процедура конкурса регламентируются Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Приказом Минобрнауки России от 04.12.2014 N 1536, утвердившем положение.

Конкурс на замещение для государственных гражданских служащих

Поступление на государственную службу, как и переход работника с одной должности на другую возможно только по конкурсу.

Считается, что такой способ отбора сотрудников дает равноценную возможность всем гражданам получить доступ к государственной службе.

Конкурс может быть объявлен только на вакантные должности.

При этом в некоторых случаях его проведение не требуется:

  • для категорий работников «руководители», «помощник», если контракт составляется на определенный срок;
  • для категорий работников «руководители», назначение которых находится в компетенции президента страны;
  • при заключении срочного контракта;
  • при переводе сотрудника с одной должности на другую в связи с сокращением, реорганизацией, ликвидацией;
  • при переводе на другую должность по медицинским показателям;
  • при назначении сотрудника из кадрового резерва.

Конкурс на замещение для муниципальных служащих

Для поступления на муниципальную службу проводится конкурс-испытание, либо конкурс документов, где личное присутствие кандидата не требуется.

Лицо, допущенное к конкурсу, должно соответствовать всем требованиям, при этом не позволяется проявлять дискриминацию по любым признакам.

То есть каждый гражданин имеет право претендовать на должность, при условии, что у него имеется образование, квалификация достаточные для данной должности.

Комиссией оценивается профессиональные, личные качества претендентов.

Итоги конкурса обязательно выставляются на суд общественности в СМИ.

Дополнительно каждого кандидата письменно уведомляют о результатах.

Порядок проведения конкурса

Алгоритм проведения конкурса един.

Изначально принимается решение о проведение конкурса на появившуюся вакантную должность.

Сразу же составляются все необходимые документы, избирается комиссия, подается объявление.

Прием документов обычно длиться не больше месяца. По истечении этого времени проходит заседание комиссии.

Порой оно бывает заочным, то есть без участия самих кандидатов.

Иногда проходит в форме собеседования или тестирования.

По результатам выбирается один победитель, с которым подписывается контракт или трудовой договор.

Перечень лиц и должностей не подлежащие конкурсной процедуре

Не на все должности закон позволяет проводить конкурсный отбор.

Например, в педагогической сфере декана, заведующего кафедрой принимают по результатам выборов.

Если должность занимает беременная женщина, то на нее конкурсный отбор не распространяется.

Также конкурс на замещение не проводится для должностей:

  • занятыми работниками с трудовыми договорами на неопределенных срок;
  • занятыми женщинами, имеющих детей до трех лет.

Перечень лиц, которые не допускаются к конкурсу

Чаще всего в конкурсах запрещено принимать участие людям, имеющим судимость, наркотическую зависимость.

У лиц, признанных не дееспособными,не примут документы.

Некоторые заболевания также могут стать непреодолимым препятствием на пути к должности.

Установление возрастного ценза, квалифицированных требований позволит отобрать нужных специалистов еще на этапе приема документов.

Данный перечень составляется в каждом учреждении, решившим проводить конкурсный отбор, с учетом своей специфики.

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту "Сколько мы должны работать?", где подробно объясняется как долго длится рабочее время

Или ТУТ вы узнаете как происходит расторжение срочного трудового договора

Составление иска о незаконном увольнении:

Этапы проведения конкурсного отбора

Конкурс традиционно проводится в несколько этапов.

Самый длительный – подготовительный этап, включающий в себя разработку нормативной базы под конкурс, поиск членов жюри или привлечение специалистов со стороны для оценки компетентности кандидатов, сформирование материально-технической базы.

Окончательным пунктом подготовительного этапа является подача объявления о конкурсе.

Ответственного за это действие назначают уже при разработке положения.

В скором времени кандидаты начинают приносить свои заявки для участия.

Начинается второй этап – прием заявлений.

Стоит отметить, что это достаточно трудоемкий процесс, требующий от работника большой внимательности.

Каждый принесенный пакет документов необходимо сверить с положением, где прописаны, какие документы должны предоставить кандидаты, предъявляемые квалификационные и иные требования.

В зависимости от должности могут потребовать медицинскую справку, водительское удостоверение, документы об образовании, предъявлять требования к стажу работы, к квалификации.

3 этап – непосредственная оценка кандидатов. Проходит процедура заочного рассматривания представленных документов.

Некоторых из них могут вызвать на личное собеседование, провести с ними всевозможные тестирования, анкетирования.

Проверяется уровень знаний и опыта кандидатов, соответствие их предстоящей работе.

Чаще всего вопросы задаются по законодательству, проверяются знания в области будущей работы, тестируют на психологическую устойчивость.

Рассмотрев всех кандидатов, комиссия приступает к 4 этапу – к вынесению решения.

Но перед этим происходят жаркие дебаты, где членами жюри рассматриваются все подходящие кандидаты.

Хотя вполне возможен вариант с тайным голосованием.

Побеждает претендент, на которого пал выбор большинства членов жюри.

При равенстве голосов, проводят второй тур, как на президентских выборах.

Итак, победитель выбран. Остается лишь заключить с ним трудовой договор и можно считать, что процедура конкурсного отбора на замещение должности завершена.

Особенности заключения трудового договора с лицом, избранным по конкурсу

Победителю конкурса испытательный срок не устанавливают, о чем четко прописано в ст.70 ТК РФ.

Но если вопрос касается гражданских служащих, то тут есть небольшие разногласия.

Дело в том, что их работу регламентирует не только трудовой кодекс, но и специальный федеральный закон.

А вот там избрание по конкурсу не является поводом для отмены испытательного срока.

У муниципальных служащих такого разногласия не существует.

Поэтому в их трудовых договорах можно смело убирать пункт об испытательном сроке.

Трудовой договор может быть как на определенный срок, так и бессрочным.

Статья 59 разрешает работодателю оформить избранное по конкурсу лицо по срочному договору, с учетом, что обе стороны согласны.

Избрание по конкурсу призвано определить самых лучших, самых квалифицированных специалистов.

Ее цель – выявление наиболее ценных для организации кадров, с учетом предыдущих достижений кандидата, показателей его трудовой деятельности.

Конкурс – это некое соревнование, где призом является трудовой договор.

Он требует много усилий не только со стороны кандидата, но и от работодателя.

Организовать, провести, вложиться всего лишь для того, чтобы отобрать одного человека.

Стоит ли результат потраченных усилий? Каждая организация решает сама.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector