No Image

Приготовление к даче взятки

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Важным шагом по нормализации общественных отношений в сфере противодействия коррупции стало принятие Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». С момента принятия данного Федерального закона сложилась определенная судебная практика по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях.

К сожалению, в судебно-следственной практике по делам о коррупционных преступлениях до сих пор не искоренены случаи неправильного применения норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, что ведет к снижению эффективности механизма противодействия коррупции.

Одним из инструментом преодоления ошибок уголовного закона и повышения эффективности применения норм по делам о коррупционных преступлениях является разъяснительная деятельность Верховного Суда РФ.

В связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении уголовных дел о взяточничестве и об иных связанных с ним преступлениях, в том числе коррупционных, и в целях обеспечения единства судебной практики, 9 июля 2013 года Пленумом Верховного Суда РФ принято Постановление «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

Пленум постановил дать судам следующие разъяснения:

1. Судам следует иметь в виду, что при получении взятки за общее покровительство или попустительство по службе конкретные действия (бездействие), за которые она получена, на момент ее принятия не оговариваются взяткодателем и взяткополучателем, а лишь осознаются ими как вероятные, возможные в будущем.

2. Ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки – до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.

3. Предметом взятки и коммерческого подкупа могут быть не только имущество, но и услуги имущественного характера наряду с предоставлением имущественных прав.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

4. Получение и дача взятки, а равно незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является). При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

При передаче суммы взятки частями для квалификации тяжести содеянного преступления имеет значение общая сумма, которую стороны намеревались передать в качестве взятки. Факт того, что в связи с пресечением противоправной деятельности взятка не была передана в полном размере, правового значения не имеет. Например, когда взятку в крупном размере предполагалось передать в два приема, а взяткополучатель был задержан после передачи ему первой части взятки, не образующей такой размер, содеянное должно квалифицироваться по пункту "в" части 5 статьи 290 УК РФ (получение взятки в крупном размере).

5. В случае если лицо довело до сведения других лиц свое намерение передать или получить незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействия) по службе, то такое поведение лица необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений. При этом если иные фактические действия лицо не смогло совершить по независящим от него обстоятельствам, то действия лица надлежит квалифицировать как приготовление к даче либо получению взятки или коммерческого подкупа.

6. Под вымогательством взятки (пункт "б" части 5 статьи 290 УК РФ) или предмета коммерческого подкупа (пункт "б" части 4 статьи 204 УК РФ) следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).

Для квалификации содеянного по пункту "б" части 5 статьи 290 УК РФ либо по пункту "б" части 4 статьи 204 УК РФ не имеет значения, была ли у должностного лица либо у лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего взятку или предмет коммерческого подкупа, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы.

Если в процессе вымогательства взятки либо предмета коммерческого подкупа должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершило действия (бездействие), повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, содеянное при наличии к тому оснований должно быть дополнительно квалифицировано по статье 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 286 (превышение должностных полномочий) или 201 (злоупотребление полномочиями)УК РФ.

7. Если за совершение должностным лицом действий (бездействия) имущество передается не непосредственно должностному лицу, его родным или близким, а заведомо другим лицам, в том числе юридическим, а должностное лицо не извлекает из такой передачи имущественной выгоды (например, принятие руководителем государственного или муниципального учреждения спонсорской помощи для функционирования учреждения), такая передача вознаграждения может быть квалифицирована как получение взятки. При этом действия должностного лица могут быть квалифицированы как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

8. Получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, ценностей за совершение действий (бездействие), которые входят в его полномочия либо которые оно могло совершить с использованием служебного положения, следует квалифицировать как получение взятки либо коммерческий подкуп вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействие).

В том случае, если указанное лицо получило ценности за совершение действий (бездействие), которые в действительности оно не может осуществить ввиду отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое служебное положение, такие действия при наличии умысла на приобретение ценностей следует квалифицировать как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.

9. От совокупности преступлений следует отличать продолжаемые дачу либо получение в несколько приемов взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе. Как единое продолжаемое преступление следует, в частности, квалифицировать систематическое получение взяток от одного и того же взяткодателя за общее покровительство или попустительство по службе, если указанные действия были объединены единым умыслом.

Совокупность преступлений отсутствует и в случаях, когда взятка или незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе получены или переданы от нескольких лиц, но за совершение одного действия (акта бездействия) в общих интересах этих лиц.

Не может квалифицироваться как единое продолжаемое преступление одновременное получение, в том числе через посредника, взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе от нескольких лиц, если в интересах каждого из них должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершается отдельное действие (акт бездействия). Содеянное при таких обстоятельствах образует совокупность преступлений.

10. Сам факт добровольного сообщения лицом о даче взятки является основанием для освобождения лица от уголовной ответственности. При этом такое сообщение не свидетельствует об отсутствии в действиях сообщившего состава преступления, и поэтому лицо не вправе претендовать на возвращение ценностей, переданных в качестве взятки.

11. Действия лица, вынужденного передать взятку или коммерческий подкуп в состоянии крайней необходимости или в результате психологического принуждения, когда отсутствовали иные законные способы предотвращения вреда правоохраняемым интересам владельца имущества либо представляемых им лиц, не являются преступлениями. Имущество, переданное в качестве взятки или коммерческого подкупа, подлежит возвращению. Также не являются преступлением действия лица по передаче взятки или коммерческого подкупа, если оно добровольно заявило об этом уполномоченному правоохранительному органу и действия по передаче производились с целью задержания взяткополучателя с поличным.

Что нужно знать адвокату о стадиях получения взятки и коммерческого подкупа.

Состав получения взятки (коммерческого подкупа) по типу является формальным, поэтому получение взятки (коммерческого подкупа) считается оконченным с момента принятия должностным лицом (лицом, выполняющим управленческие функции) взятки (коммерческого подкупа) независимо от того выполнено или нет действие (бездействие), имевшееся в ввиду при передаче вознаграждения, собиралось ли указанное лицо выполнить эти действия или нет.

Читайте также:  Визовый сбор в испанию 2018

Например,
Так, К., являвшийся младшим инспектором группы надзора отдела безопасности ИК-1, получив за передачу осужденному мобильного телефона взятку в виде денег в размере 3000 рублей, выполнить взятое на себя обязательство не смог по независящим от него причинам ввиду пресечения его действий сотрудниками УФСИН. Суд квалифицировал его действия как оконченный состав по ч. 3 ст. 290 УК РФ, т.е. получение должностным лицом лично взятки в виде денег за незаконные действия в пользу взяткодатель.
ВС РФ разъяснил, что, если взяткодатель (посредник) намеревался передать, а должностное лицо — получить взятку в значительном или крупном либо в особо крупном размере, однако фактически принятое должностным лицом незаконное вознаграждение не образовало указанный размер, содеянное надлежит квалифицировать как оконченные дачу либо получение взятки или посредничество во взяточничестве соответственно в значительном, крупном или особо крупном размере.
(абз. 2 п. 10 Постановления Пленума от 09.07.2013 № 24).

Согласно п. 11 Пленума, в тех случаях, когда предметом получения или дачи взятки, посредничества во взяточничестве либо коммерческого подкупа является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод.
Например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости.
Абз. 1 п. 10 Пленума установил правило квалификации, согласно которому получение и дача взятки, а равно незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взяткисчитаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.
Например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является. При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.
Приговор в отношении П. кассационной инстанции отменен, и дело направлено на новое судебное рассмотрение с указанием на то, что суд без достаточного выяснения, в какой сумме взяткополучатель собирался получить взятку и являлись ли полученные им 20 тыс. руб. частью общей обусловленной взятки, преждевременно квалифицировал действия взяткополучателя как покушение на получение взятки в крупном размере (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2000, N 5). Президиум Верховного Суда РФ согласился с приговором, в котором суд расценил действия Т. как единое продолжаемое оконченное преступление, так как осужденный, имея умысел на получение взятки в сумме 30 тыс. руб. (на тот момент — в крупном размере), часть взятки в сумме 15 тысяч рублей (т.е. в размере, не являющемся крупным) получил 30 марта 1996 г., а вторую часть в сумме 15 тысяч рублей не получил по причинам, не зависящим от его воли, так как посредник присвоил эти деньги. Суд исходил из того, что получение взятки признается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. Поскольку по смыслу уголовного закона получение должностным лицом взятки считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей, действия Т. квалифицированы по п. «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ как получение части денег, заранее обусловленной суммы взятки за совершение действий в пользу взяткодателя с использованием своего должностного положения (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 08.11. 2000 г. N 812п2000).
Принятие должностным лицом даже части взятки из оговоренного со взяткодателем размера, относящегося к значительному, крупному или особо крупному, образует оконченный состав преступления.
Например, Архангельским областным судом как оконченное преступление квалифицировано получение взятки оперативным уполномоченным отдела по борьбе с экономическими преступлениями на потребительском рынке, финансово-кредитной сфере и сфере оборота водных биологических ресурсов оперативно-розыскной части криминальной линии БЭП при УВД Архангельской области Т., когда за совершение незаконных действий по прекращению проверки в отношении предпринимателя В. он получил только часть – 50 000 рублей из оговоренной суммы взятки в размере 80 000 рублей, после чего был задержан сотрудниками правоохранительных органов.
В то же время ВС РФ в случае, когда должностному лицу предмет взятки передавался в виде муляжа, действия взяткополучателя квалифицировал как покушение на взятку в том размере, на который был направлен умысел виновного.
Так, по приговору суда А. был признан виновным в том, что являясь должностным лицом — следователем Следственного управления УВД по Одинцовскому муниципальному району, совершил покушение на получение взятки в виде денег в крупном размере.
В кассационной жалобе осужденный указывал, что в его действиях могут содержаться признаки состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.290 УК РФ, поскольку при его задержании в конверте было обнаружено 9000 рублей, а «муляж» из долларов положен в конверт для увеличения суммы взятки.
ВС РФ оставил приговор без изменения, указав, что, реализуя свой умысел на получение взятки за прекращение уголовного дела в отношении Б.В., осужденный А. в ходе неоднократных встреч с Б.В. обговорил с ним поэтапную передачу ему суммы взятки: первую часть суммы за приостановление дела производством, а окончательный расчет за передачу копии постановления о прекращении уголовного дела в отношении Б.В.
В ходе встречи с Б.В. в ресторане у А. был умысел на получение взятки в сумме не менее 23700 долларов США, эквивалентных согласно курсу ЦБ РФ 624047 рублям 07 копейкам, а всего на общую сумму 633047 рублей 07 копеек с учетом 9000 руб. Указанная сумма согласно ст. 290 УК РФ является крупным размером.
Однако преступные действия следователя А. не были доведены до конца по независящим от него обстоятельствам, в связи с тем, что сумма денег в крупном размере А. была передана в виде муляжа денежных купюр.
При таких обстоятельствах суд правильно квалифицировал действия А. по ст. 30 ч. 3, 290 ч. 4 п. «г» УК РФ
(Бюллетень Верховного Суда РФ, 2009, №8).
В п. 12 Пленума содержится разъяснение, согласно которому, «если условленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, действия которых были непосредственно направлены на их передачу или получение, содеянное следует квалифицировать как покушение на дачу либо получение взятки, на посредничество во взяточничестве или коммерческий подкуп».

При разрешении вопроса о том, является ли преступление оконченным, необходимо выяснять, действительно ли денежные средства, предназначавшиеся в качестве взятки, получены должностным лицом.
Так, по приговору Волгоградского областного суда X. осужден по п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (в ред. от 4 мая 2011 г.) X. признан виновным в том, что, являясь должностным лицом, получил лично взятку в виде денег в крупном размере за совершение входящих в его полномочия действий в пользу взяткодателя и представляемых им лиц, а также за способствование путем использования своего служебного положения совершению таких действий.Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор изменила, переквалифицировала действия Х. на ч. 3 ст. 30, п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (в ред. от 4 мая 2011 г.), указав следующее.X.(начальник эксплуатационного отдела Управления Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам), являясь должностным лицом, от которого зависело подписание документов о приемке выполненных ЗАО «П» работ и производство оплаты этих работ, предложил директору этого ЗАО Д. выплатить ему 420 тыс. рублей за успешное решение указанных вопросов. Часть данной суммы в размере 100 тыс. рублей была передана работавшим вместе с X. лицам, остальные деньги Д. обещал передать после приемки работ. Однако действия X. были пресечены правоохранительными органами.Из показаний свидетелей следует, что пакет, где находились деньги, предназначенные для X., был передан Д. не ему самому, а М., положившему пакет в свою машину, из которой впоследствии он был перенесен в машину X., где и был изъят оперативными сотрудниками, в результате деньги в сумме 100 тыс. рублей Х. фактически получены не были.Доказательств, подтверждающих обратное, в материалах уголовного дела не содержится. Сам он деньги от Д. не получал, свидетели не знали ни о том, что Д. и X. договаривались о передаче денег, ни о наличии денег в пакете, и, следовательно, не могут рассматриваться как доверенные лица X., получившие для него взятку.Вывод суда о том, что X. получил деньги и при задержании сам переложил из пакета, переданного Д., в принадлежавшую свидетелю куртку, которая находилась в его автомобиле, не основывается на доказательствах и является предположением, выходящим за рамки предъявленного X. обвинения.При таких обстоятельствах содеянное X. не может быть квалифицировано как оконченное преступление — получение должностным лицом лично взятки, а образует лишь покушение на совершение этого преступления
(Бюллетень Верховного Суда РФ, 2012, № 9).

В тех случаях, когда взятка должностному лицу передавалась и принималась им под контролем сотрудников правоохранительных органов действия взяткополучателя квалифицировались как оконченный состав преступления. Факт изъятия ценности сразу после принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации юридического значения не имеет.
(п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24).
Так, П. была осуждена за совершение 15 преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 290 УК РФ (в редакции от 13.06.1996г.) за то, что являясь врачом травматологом-ортопедом МУЗ «Городская поликлиника №1», незаконно, без осмотров, за денежное вознаграждение выдавала гражданам листки о нетрудоспособности. Последний эпизод был проведен с участием Мухтаровой В.В., передавшей П. 3000 рублей и действовавшей рамках оперативно-розыскного мероприятия «Оперативный эксперимент». По данному преступлению суд квалифицировал действия виновной как оконченный состав преступления независимо от того, действовало ли лицо в рамках оперативно-розыскного мероприятия или нет. Когда предмет взятки передается через посредника, необходимо выяснять характер достигнутой между ними договоренности о судьбе (распределении между ними) предмета взятки. Если указанные лица достигли между собой соглашения, что первая часть взятки остается у посредника, а оставшаяся часть от взяткодателя будет передана посредником взяткополучателю позднее по мере поступления денежных средств, то получение уже первой части взятки посредником свидетельствует об окончании преступления, поскольку данные лица уже распорядились предметом взятки согласно достигнутой договоренности.

Читайте также:  Код рабочего места для соут

Например,
Действия оперуполномоченного по линии налоговых преступлений А. квалифицированы судом как получение через посредника взятки в сумме 4 млн. руб.
Суд установил, что оперуполномоченный принял предложение посредника прекратить проверку в отношении акционерного общества за 4 млн. руб. Согласно данной договоренности должностное лицо должно было получить 3 млн. руб., а посредник – 1 млн. руб. Взятка передавалась частями, первые переданные в качестве взятки 700 тыс.руб., как и планировалось, посредник согласно достигнутой договоренности оставил у себя, а при получении последующих 500 тыс. руб., из которых 200 тыс. руб. предназначались уже для передачи сотруднику милиции, посредник был задержан сотрудниками ОСБ.
Квалифицируя указанные действия оперуполномоченного как взятку по п. «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ, суд исходил из того, что осужденный А. согласно достигнутого соглашения с посредником не только получил 1 млн. 200 тыс. руб. из заранее обусловленной суммы взятки в 4 млн. рублей, но и распорядился ими, отдав посреднику 1 млн. рублей за посреднические действия в получении взятки, в связи с чем его действия подлежали квалификации как оконченный состав преступлении.
Как разъяснил п. 14 Пленума «Обещание или предложение передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить взятку либо предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами.

Если при этом иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения, лица не смогли совершить по независящим от них обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать как приготовление к даче взятки (ч. 1 ст. 30 и соответственно ч. 3-5 ст. 291 УК РФ) или к получению взятки (ч.1 ст. 30 и соответственно ч.2 -6 ст. 290 УК РФ), а равно к коммерческому подкупу (ч.1 ст.30 и соответственно ч.2-4 ст. 204 УК РФ)».

Наказание за передачу взятки определено двумя нормами УК РФ – ст. 291 «Дача взятки» и ст. 291.2 «Мелкое взяточничество». Эти деяния практически одинаковы. Различие состоит лишь в сумме переданного взяткодателем незаконного вознаграждения. Для ст. 291.2 в денежном выражении она составляет до 10 тыс. руб., а для 291 – все, что свыше указанного размера. Административной ответственности за такие деяния не существует.

Что такое взятка

Взятка – ценности, незаконно передаваемые за действия или бездействие в интересах дающего:

  • должностному лицу государственных и муниципальных органов, предприятий и организаций – кто ими является подробно прописано в Примечании 1 к ст. 285 УК РФ;
  • иностранному должностному лицу, должностному лицу публичной международной организации – таковыми они могут являться по нормам международных договоров РФ в сфере противодействия коррупционным проявлениям.

Взяткой могут признаваться:

  • деньги;
  • имущество, права на него;
  • ценные бумаги;
  • услуги имущественного характера – любые материальные выгоды, преимущества, освобождение от обязательств, например, существенно более выгодное по сравнению с остальными людьми или бесплатное предоставление кредита, каких-либо иных услуг, подлежащих оплате.

Взятка всегда должна представлять собой материальную выгоду и иметь выражение в денежном эквиваленте, которое при необходимости вычисляется специалистами по результатам судебных экспертиз. От ее размера зависят вид и мера наказания.

За что может передаваться взятка

  1. Действия, бездействия в интересах передавшего взятку или тех лиц, от имени которых он ее передает, когда они относятся к полномочиям взяткополучателя или он может им способствовать. Например, принять на работу, ускорить рассмотрение обращения, выдать какое-либо разрешение, лицензию, свидетельство и т.п. Это так называемая взятка за «законные» действия, то есть взяточник получает вознаграждение за то, что вправе, может или должен сделать без оплаты своих «услуг».
  2. Покровительство, попустительство по службе. Например, непринятие должных мер воздействия, внеочередное продвижение по службе в отсутствие «заслуг», премирование, награждение, внеочередной отпуск, отгулы, установление повышенной заработной платы и т. д.
  3. Незаконные действия. Это могут быть, например, непривлечение к установленной законом ответственности за совершенные взяткодателем правонарушения, несоставление протокола о правонарушении, выдача прав без соблюдения процедуры или при наличии оснований для отказа в их выдаче (заболевание, например), включение не соответствующих действительности данных в документы и пр.

Например, взяткой за незаконные действия будут ценности, которые переданы:

  • за выдачу листа нетрудоспособности врачом, когда на самом деле человек не болеет;
  • за проставление отметок о прохождении специального медицинского осмотра, когда нужных специалистов виновный не посещал;
  • за то, чтобы сотрудник ГИБДД или других подразделений и органов не составлял протокол, к примеру, за нарушение ПДД, правил торговли, хранения оружия, санитарно-гигиенических норм и правил и пр.;
  • за выдачу специальных разрешений, например, на строительство, лицензии на осуществление педагогической деятельности, реализацию алкогольной продукции, когда основания для этого отсутствуют;
  • учителю, преподавателю за оценку за реферат, курсовую или дипломную работу, практику, экзамен, которые не сдавались, и многие другие.

Элементы состава

Для привлечения к ответу за дачу взятки по УК необходимо наличие состава этого преступления, который включает 4 неотъемлемые части:

  1. Субъект – тот, кто может привлекаться за это деяние ответственности по УК. Взяткодатель должен быть вменяем, его возраст – старше 16 лет.
  2. Объект – то, чему наносит вред преступление. Здесь это отношения в обществе, обеспечивающие нормальную, в рамках закона деятельность органов власти. Деяние подрывает установленный порядок осуществления полномочий сотрудников этих органов.
  3. Субъективная сторона – прямой умысел. Человек должен осознавать, что передача им вознаграждения не законна, понимает, какие в результате его действий будут последствия и желает их наступления.
  4. Объективная сторона – конкретные действия, образующие преступное деяние, для ст. 291 это:
    • непосредственная передача незаконного вознаграждения взяткополучателю взяткодателем;
    • передача взятки с помощью посредника – уполномоченного взяткодателем лица;
    • передача по указанию должностного лица другим лицам, а не ему лично.

    Этот состав формальный, другими словами, не имеет значения, вся ли взятка передана и получил ли взяткополучатель возможность распорядиться средствами. Преступление завершено с момента, когда получатель незаконного вознаграждения примет даже незначительную часть оговоренной «награды».

    Неоконченное деяние

    По ч. 3 ст. 30 УК РФ о покушении на дачу взятки говорят, когда виновный выполнил всё (передал «плату за услугу»), однако цель его достигнута не была по причинам, которые от виновного не зависели. Покушение на дачу взятки может быть, когда, например:

    • она не была принята тем, кому предназначалась;
    • взяткодатель задержан непосредственно в момент передачи и др.

    Следует отметить, что на практике оконченные деяния по ст. 291 УК РФ встречаются крайне редко, так как они предполагают оконченное получение взятки. Другими словами, оба участника «приема-передачи» должны понести ответственность в соответствии с УК. Поэтому предполагаемые взяткополучатели в целях обезопасить себя от судимости предпочитают заблаговременно сообщить правоохранителям об обращениях к ним по таким поводам.

    Чаще всего по делам об этих преступлениях в качестве «взяткополучателей» встречаются сотрудники ГИБДД, участковые, сотрудники ПДН и др., которым дают взятки за то, чтобы не быть привлеченным к ответственности за допущенные нарушения законодательства, например, административного.

    Наказание за покушение не может быть больше ¾ срока или размера самого сурового наказания по вменяемой виновному части статьи.

    Последствия для дающего

    За взятку от 10 тыс. руб. по ч. 1 ст. 291 УК РФ следуют:

    1. Штраф:
      • до полумиллиона руб.;
      • в виде дохода виновного за промежуток времени до 12 мес.;
      • на сумму взятки, увеличенной в 5-30 раз.
      1. Исправительные работы до 2 лет.
      2. Принудительные работы до 3 лет.
      3. До 2 лет заключения.
      Читайте также:  Работать без ип последствия

      Переданная в значительном размере (начиная с 25 тыс. руб.) взятка по ч. 2 ст. 291 УК РФ может повлечь:

      1. Штраф в размере:
        • до 1 млн. руб.;
        • дохода за срок до 2 лет;
        • 10-40-кратной суммы незаконного вознаграждения.
        1. Исправительные работы 1-2 года.
        2. Лишение свободы до 5 лет.

        Дача взятки за незаконные действия или бездействие по ч. 3 ст. 291 УК РФ может обернуться:

        1. Штрафом в размере:
          • до 1,5 млн. руб.;
          • дохода за период до 2 лет;
          • 30-60-кратно увеличенной взятки.
          1. Заключением до 8 лет.

          В части 4 ст. 291 указана ответственность за дачу взятки, запрещенную с 1 по 3 ч. этой статьи, совершенную:

          • группой лиц по предварительному сговору, то есть людьми, заблаговременно условившимися о том, чтобы совершить преступление вместе;
          • организованной группой – структурированным сообществом людей с распределенными ролями, объединенных целью совершать преступления;
          • в крупном размере, превышающем 150 тыс. руб.

          За такие деяния назначают:

          1. Штраф в размере:
            • 1-3 млн. руб.;
            • всего дохода за период 1-3 года;
            • суммы взятки, умноженной на 60-80.
            1. Лишение свободы 7-12 лет.

            Дача взятки в особо крупном размере свыше 1 млн. руб. наказывается по ч. 5 ст. 291 УК РФ:

            1. Штрафом в размере:
              • 2-4 млн. руб.;
              • доходов виновного за промежуток времени 2-4 года;
              • 70-90-кратной суммы незаконного вознаграждения.
              1. Лишением свободы 8-15 лет.

              Кроме основного наказания возможно применение дополнительных, а именно запрета занимать определенные должности и заниматься конкретной деятельностью сроком до 10 лет, вместе с лишением свободы возможно назначение дополнительно штрафа равного сумме взятки, увеличенной в 70 раз.

              Степень тяжести и давность

              Преступления по ст. 291 УК РФ, состоящей из пяти частей, отнесены к разным категориям тяжести. Соответственно, срок давности привлечения за них к уголовной ответственности составляет:

              Часть статьи 291 УК РФ Категория тяжести преступления Срок давности
              1 Небольшая 2 года
              2 Средняя 6 лет
              3 Тяжкая 10 лет
              4 Особо тяжкая 15 лет
              5 Особо тяжкая 15 лет

              За пределами указанных сроков виновный наказания за совершенное деяние не понесет.

              Освобождение от ответственности за дачу взятки

              В законе закреплена возможность для взяткодателя не понести наказания при особых условиях. Они приведены в Примечании к ст. 291.

              Избежать наказания для лица давшего взятку, возможно только при наличие определенных условий:

              1. Обвиняемый активно оказывал помощь в раскрытии и расследовании преступления. Это может выражаться в изобличении участников преступления, помощи в отыскании переданного имущества.
              2. Взятку у него вымогали. Чтобы это признать, необходимо, чтобы получатель потребовал ценности под угрозой негативных последствий для взяткодателя, который таким поведением ставится в безвыходную ситуацию. Не имеет значения, могло ли должностное лицо эти последствия создать.
              1. После совершения противозаконного поступка виновный по доброй воле сообщил о нем в орган, полномочный возбудить об этом дело. Не станет добровольным сообщение о преступлении, обусловленное тем, что о нем уже было известно органам правоохраны.

              Освобождение от ответственности в связи с этими обстоятельствами не значит, что преступления не было. Избежавшие ответственности в этих случаях не могут претендовать на возврат переданного в качестве взятки имущества.

              Не будет являться преступлением, если передача взятки контролировалась правоохранителями в ходе ОРМ для фиксации ее получения и задержания с поличным взяткополучателя. То есть, если потенциальный взяткодатель перед передачей незаконного вознаграждения обратился в полицию и участвовал в оперативно-розыскных мероприятиях и дал взятку в ходе их проведения, дело в отношении него возбуждено не будет.

              При таких обстоятельствах, если в ходе ОРМ использовались деньги или имущество, принадлежащие взяткодателю, они подлежат возвращению.

              Интересные особенности

              • Взяткодатель привлекается по ст. 291 УК РФ даже, если сам взятку не передавал и воспользовался для этого услугами посредника.
              • Обещание, предложение передать взятку рассматриваются как создание условий для преступления при ряде обстоятельств:
              • высказанное намерение доводилось до сведения предполагаемого взяткополучателя с целью дать взятку;
              • достигнута договоренность об этом.

              При условии, что другие действия, направленные на реализацию намерения не были совершены независимо от воли участвующих лиц, это могут расценить как приготовление к даче взятки по ч. 1 ст. 30 и ст. 291.

              • Если незаконное вознаграждение не предназначалось для обогащения должностного лица или его близких, передавший его, знавший об этом, за дачу взятки в порядке УК отвечать не будет. Как пример можно привести спонсорскую помощь организации.
              • Покушением на дачу взятки будут действия лица, вручившего взятку посреднику, чтобы он передал ее должностному лицу, даже если он обманул взяткодателя и похитил полученные ценности.

              «Понуждение» к даче взятки

              В Уголовном кодексе есть статья с номером 304 под названием «Провокация взятки». По ней ответственности подлежат лица, искусственно создавшие ситуацию получения взятки должностным лицом без его согласия, ведома, против воли с целью искусственного формирования доказательств его противоправного поведения, которого на самом деле им не допускалось.

              Часто эту норму «примеряют» к сотрудникам правоохранительных органов, искусственно «создавших условия» для дачи взятки, что в корне не верно.

              Не секрет, что зачастую со стороны сотрудников полиции могут быть такие действия, в особенности, если предполагаемым взяткополучателем является сотрудник этого правоохранительного органа.

              Например, когда человек, совершивший правонарушение, или полагающий, что его совершил, при общении с сотрудником полиции, слышит намеки, или прямое предложение «вопрос решить» за определенную награду, видит неестественное поведение сотрудника, выражающееся в затягивании составления протокола, беседах на отвлеченные темы и т. д.

              Тем самым создается ситуация, в которой взяткодатель считает дачу взятки правомерной, одобренной и безопасной для себя, иногда думает, что платит штраф на месте. А на самом деле все его действия фиксируются с целью привлечения к ответственности.

              В таких условиях важно знать, что в соответствии с федеральным законодательством обязанность сотрудника полиции состоит в большей степени в предотвращении, пресечении противоправных действий, их профилактика, а не «имитация» их совершения.

              То есть сотрудник правоохранительного органа обязан подобного поведения не допускать, а, услышав предложение «решить проблему» за деньги, должен жестко прекратить дальнейшее развитие ситуации, предупредить об ответственности.

              Аналогичная ситуация может иметь место и в ситуации с должностными лицами других органов и организаций. Похожее поведение может свидетельствовать о том, что процесс каким-либо образом фиксируется самим должностным лицом при исполнении, или оно действует по сценарию правоохранителей в ходе проводимых ими мероприятий.

              Однако если все же такое произошло, чтобы не понести незаслуженной ответственности, следует обращаться за квалифицированной юридической помощью, желательно до дачи объяснений по поводу случившегося.

              Доказательства дачи взятки

              Доказательства – это любые сведения, по результатам оценки которых можно установить обстоятельства, подлежащих доказыванию в ходе производства по делу.

              Все виды доказательств по уголовным делам определены ст. 74 УПК РФ. Они бывают основой обвинения и по уголовным делам о фактах дачи взяток.

              На практике чаще всего обвинение обосновывается следующими доказательствами:

              • показания привлекаемого к ответственности лица как подозреваемого и обвиняемого;
              • показания свидетелей;
              • протоколы следственных действий – осмотра предметов, документов, места происшествия, выемки;
              • заключения экспертов, например, о стоимости предмета, переданного в качестве незаконного вознаграждения;
              • вещественные доказательства;
              • различные документы, например, о должностном положении лица, которому передавалась взятка и т.д.

              Все доказательства должны быть получены с соблюдением требований УПК РФ.

              Подследственность

              Уголовные дела о даче взяток по ст. 291 УК РФ подследственны следователям Следственного комитета РФ. Ими проводятся по этим фактам проверки и имеют полномочия возбуждать по ним уголовные дела.

              Часто первоначально о факте дачи взятки или похожих деяний становится известно сотрудникам полиции. Они проводят первоначальные проверочные и иные мероприятия по установлению и закреплению обстоятельств происшедшего, свидетелей, очевидцев. А затем, в случае, если усматриваются признаки состава рассматриваемого деяния, принимают решение о передаче сообщения и собранного материала проверки в территориальное подразделение СК РФ.

              Следователи СК анализируют полученные данные, проводят дополнительные мероприятия, после чего принимают процессуальное решение по итогам проверки:

              1. Возбуждают и расследуют дело при наличии состава преступления.
              2. Отказывают в возбуждении при его отсутствии.

              Заключение

              Многие считают, что взяточничество неискоренимо. Не могут исчезнуть ни факты дачи взяток, ни факты их получения. Однако последствия таких действий очень суровы и заставляют задуматься о том, стоит ли решение одной маленькой проблемы последствий в виде уголовного дела, многократно увеличенной суммы взятки, которую придется выплачивать государству в течение долгого времени, судимости со всеми ее последствиями.

              Комментировать
              0 просмотров
              Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

              Это интересно
              No Image Советы юриста
              0 комментариев
              No Image Советы юриста
              0 комментариев
              No Image Советы юриста
              0 комментариев
              No Image Советы юриста
              0 комментариев
              Adblock detector