No Image

Проблемы с учителем в школе

1 просмотров
12 декабря 2019

Васильева Ляйспн Фанисовна , преподаватель теоретических дисциплин
Республика Татарстан, г. Нижнекамск

Настоящая статья призвана выявить актуальные проблемы современного учителя и разобраться в их причинах. По мнению автора, учитель в современном обществе нуждается в общественной поддержке. Содержание статьи направлено на защиту учителя-профессионала и учителя-человека. Автор статьи, используя свой многолетний педагогический опыт, ссылается на свои собственные наблюдения, результаты опросов, анкетирования, проведенных с учащимися школы. В статье сделан акцент на образовательную и воспитательную роль школы. Особое внимание уделяется профессиональной ориентации учащихся.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru

Васильева Ляйсан Фанисовна

Преподаватель МБУ ДО «ДМШ №5»

г. Нижнекамск, Республика Татарстан

Проблемы современного учителя

В последнее время я часто задумываюсь о роли учителя в современной школе. Наблюдения последних лет показывают, что, к сожалению, статус учителя значительно упал. Ведь кто такой учитель сегодня?

Во-первых, это человек, который, по мнению многих учеников и родителей, должен дать прочные стабильные знания, контрольной точкой которых будет сдача ОГЭ и ЕГЭ. Не спорю, это является основной обязанностью учителя. Во-вторых, на учителя возложена огромная воспитательная роль. В условиях современности это практически очень трудновыполнимая задача. В-третьих, современному учителю предъявляются большие профессиональные требования. Это периодическая аттестация, по итогам которой оценивается его методическая, научно-практическая, инновационная деятельности. В-четвёртых, не забудем, что этот учитель является ещё и чьей-то женой и матерью, дети которой тоже учатся в школе и нуждаются в помощи мамы для выполнения домашнего задания. Как порой, непросто бывает совместить семейный быт, личную жизнь с общественными нагрузками! Каждый учитель, наверняка, согласится с тем, что занимаясь обучением и воспитанием чужих детей, своими детьми заниматься, практически, не успевают. Напомним, что учитель – единственная профессия с ежедневными домашними заданиями, связанными с составлением плана уроков, проверкой тетрадей, подготовкой презентаций. Одним словом, жизнь учителя расписана поминутно. Представьте себе, с каким нетерпением он ждёт каникул и летнего отпуска!

Но вернёмся к главному. Вспомним, в былые времена, учителя были подобны Богу. Их авторитет был незыблем. Почему сегодня профессия учителя не столь популярна? Об этом свидетельствуют многочисленные опросы, проведённые мной среди учащихся разного возраста. Процент детей, выбравших в качестве своей будущей профессии профессию учителя, мизерный. Вот причина, которую они определили единогласно: «профессия учителя очень трудна». Главной трудностью они называют умение держать дисциплину в классе. Не секрет, что современные школьники обладают большими правами и свободой высказывания, чем это было в советской школе. Многие ученики позволяют себе спорить с учителем часто не по существу, вступать в бессмысленную полемику. Нередко замечания со стороны учителя воспринимаются очень критично и грубо. И некоторые ученики позволяют себе вольности неприличного высказывания и действий по отношению к учителю. Бесчеловечными являются случаи провокации учениками учителя, съёмка на мобильный телефон и размещение в сети Интернет. Правомерное стремление учителя защитить себя, свои честь и достоинство иногда выглядят жалко и беспомощно. Попытки учителя пресечь такие действия учениками и их родителями рассматриваются неправомерными. «Не имеете право! Это моя собственность!» – говорят ученики при желании учителя конфисковать телефон до конца урока. Что же происходит с остальной частью класса во время таких словесных перебранок? Часть из них с жалостью наблюдает за беспомощностью учителя, ведь случаются моменты, когда последнее слово правды остаётся не за учителем. И он, поверженный, вынужден продолжать урок. Какой стойкостью должен обладать этот человек? Конечно же, найдутся такие ученики, которые поддержат дурное поведение одноклассников. Но сумеет ли сделать правильные выводы остальная часть класса?

К сожалению, таких случаев с каждым годом всё больше и больше. Что это? Почему сегодня учитель не обладает тем статусом, который был наделён в советскую эпоху? Возможно, ученики стали больше говорить о своих правах. Может, лучше всего напомнить им о своих обязанностях и с первых дней учёбы в школе выучить, как таблицу умножения? «Правила поведения учащихся»? В связи с этим всплывает ещё одна мысль. Поскольку мы не раз возвращались к советскому образованию, а там действительно есть чему поучиться, не кажется ли вам, что школа несколько поменяла свой ориентир. Мы пичкаем в детей слишком много «знаний», которые порой просто не успевают укладываться в голове. Но где же воспитательная функция школы? Где же настоящие, душевные беседы о нравственности, о чувстве товарища, уважительного отношения к старшим? Где же те истории о геройских подвигах, на которых воспитывалось старшее поколение? В потоке безудержной информации, которую отовсюду получают наши дети, школа должна помочь расставить правильные приоритеты. А на это, к сожалению, времени просто не остаётся. Преподаватель слишком занят отчётами, электронными журналами, планами работ и бесконечной школьной документацией. Современный учитель видится человеком без прав, а только с одними обязанностями. Сможем ли мы законно защитить его, в том числе от нападков учеников и их родителей? Сможем ли мы вернуть статус учителя? Учитель должен с гордостью носить своё знание. Может быть, следует освободить его от такой обузы и дать ему возможность заняться своими прямыми обязанностями – учить. Может, пора спросить у самого учителя, что мешает ему в их качественной работе и какие условия им необходимо создать, чтобы они были удовлетворены результатами своего труда. Не секрет, что не многие выпускники профессиональных образовательных учреждений, получив педагогическое образование, не торопятся идти работать в школу.

Как быть? Необходимо защитить права учителя, в том числе законодательно, освободить его от излишней рутины документации и отчётности, предоставив тем самым больше времени на творческую самореализацию. Не бояться вызывать учащихся на откровенный разговор, проводя с ними беседы, круглые столы, капустники, посвящённые проблемам взаимоотношений учителя и ученика.

К счастью, есть в числе опрошенных мною учеников и такие, которые не боятся всех трудностей и готовы стать учителем. И нам надо поддержать эту категорию учащихся, которые в будущем будут учить наших детей и внуков. Ведь их будущее – в будущих учителях.

Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя – М., Издательский центр «Академия.-2002, 208 с.

Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. – М.: Знание, 1988 г., 80 с.

На первый взгляд, это может показаться несложным – ребенок придет домой и сам пожалуется на несправедливость. Однако это не всегда так. Дети часто стараются скрыть от родителей школьные конфликты. И у них для этого есть причины. Во-первых, дети боятся обвинений в несостоятельности. Во-вторых, они не хотят огорчать родителей – например, тем, что «не справились».

Поэтому родителям важно почувствовать те немые сигналы бедствия, которые подает сын или дочь. Первый и самый верный признак того, что что-то происходит – резкая смена поведения. Ребенок вдруг отказывается говорить на школьные темы, стал замкнут и мало улыбается. Если школьник вдруг ни с того ни с сего заболевает, это может свидетельствовать о более серьезных проблемах. Когда уровень стресса становится слишком высоким, детский организм сдает и как верный слуга старается избавить ребенка от лишних визитов в школу.

1. Специфика работы учителя.

В психологии это называют профессиональной деформацией личности. Влияние профессии на характер, стиль мышления и эмоциональные реакции испытывают и врачи, и полицейские, и другие специалисты. Педагоги особенно часто подвержены этому влиянию. Дело в том, что учитель – профессия статусная и общественно уважаемая. К сожалению, это практически не отражается на зарплате. Но, тем не менее, мы постоянно слышим об «учительском призвании», о «сеянии разумного, доброго, вечного». Педагог знает, что делает важное и полезное дело, он гордится статусом и не желает спускаться с пьедестала.

Читайте также:  Оплата за просмотр рекламы

Кроме того, школьная система устроена таким образом, что учитель вынужден ежедневно оценивать учащихся. И для этого существует целый арсенал средств, оказывающих влияние на детей и родителей. Отметки, записи в дневнике, публичная оценка в классе, вызовы родителей в школу – все это универсальные инструменты манипулирования. При этом у ребенка нет особого выбора – школьник обязан посещать уроки, даже если конкретный учитель ему не нравится.

2. Семейное воспитание.

Другая область причин школьных конфликтов связана с семьей. Если дома ребенок воспитывался в доверии и раскрепощенной атмосфере, проблемы возникнут почти наверняка. Такому ребенку нетрудно открыто высказывать свое мнение, ему неинтересно механическое повторение материала и тяжело заниматься рутинной работой. Он не видит смысла «делать, как все». Поэтому в школьной системе, привыкшей причесывать всех под одну гребенку, такую семью будут ждать столкновения. Педагоги часто воспринимают такого ребенка как недостаточно воспитанного, а в его свободомыслии видят неуважение и угрозу для собственного авторитета.

3. Требования школы.

В самом начале обучения в школе нередки проблемы, возникающие в результате требований педагога к внешнему виду, к правилам ведения тетрадей и дневника. Приучение к принятому в учебном заведении порядку – процесс непростой. К моменту поступления в школу большая часть детей еще не готова следовать школьным стандартам аккуратности. Однако такие проблемы редко длятся долго и младшим возрастом, как правило, и исчерпываются.

Ситуация. Учитель не любит моего ребенка.

Причина. Глубинная причина подобных проблем лежит, как правило, не в учителе, а в семье. В норме ребенок не должен очень волноваться и требовать от педагога особого отношения к себе. Если ребенок жалуется на «нелюбовь» и сравнивает отношение учителя к себе и к одноклассникам, он переживает неудовлетворение от того, что его, как ему кажется, недооценили.

Совет. Родителям нужно дать почувствовать ребенку, что он любим близкими людьми и защищен в семейных отношениях. Школьнику нужно обеспечить недостающее чувство уверенности в своих силах и помочь повысить самооценку. Возможно, имеет смысл перевернуть конфликтную ситуацию. Поговорите с ребенком, а может ли он сам больше любить учителя? Может быть, стать внимательнее и стараться выполнять его требования к внешнему виду, оформлению работ и чистоте тетрадей?

4. Особенности ребенка.

Другая группа школьных конфликтов гораздо более устойчива. Постоянные проблемы с учителями бывают у детей с гипер- и гиподинамическим синдромом, дисграфией, нарушением концентрации внимания и другими особенностями, при которых нет противопоказаний для получения образования в обычных классах. Такие излишне подвижные или наоборот, излишне неторопливые дети мешают учителю. Ученик отвлекает других детей или отвлекается сам, не успевает за другими, медленно соображает. И учитель старается от него тем или иным способом избавиться.

Ситуация. Ребенок с избыточным весом испытывает эмоциональный срыв (почти перестал общаться в семье, не хочет ходить в школу) после оскорблений учителя физкультуры.

Причина. Чувство унижения, особенно в подростковом возрасте, возрастает в несколько раз, если фразу, которую ребенок считает для себя оскорбительной, взрослые произнесли в присутствии его ровесников. Скорее всего, конфликт возник не из-за одной конкретной ситуации, а стал результатом копившихся проблем.

Совет. Ребенка нужно научить воспринимать вещи под другим углом зрения, помочь повысить его самооценку. Кроме того, у ребенка должно быть достаточно надежных друзей в классе, которые могли бы его поддержать.

Проблемная ситуация между педагогом и ребенком может возникнуть на любом этапе школьной жизни – в начальной, средней или старшей школе. Напряженные отношения с учителем сильно травмируют ребенка, поэтому не стоит считать, что он справится самостоятельно. Дети еще не окрепли психологически настолько, чтобы в одиночестве выдержать такую интенсивную нагрузку. А сильный стресс в юном возрасте приводит к непредсказуемой реакции – от апатии к учебе до хронических болезней. Да, жизнь – отличный учитель. Однако у ребенка еще будет масса возможностей в этом убедиться. Сейчас же ему нужно просто помочь.

2. Излишние ожидания от учителя.

Многие педагоги придерживаются мнения, что их основная профессиональная задача – учить, а не воспитывать и любить. Такого учителя интересуют результаты обучения и возможность перейти к следующему разделу программы. Так что индивидуальную работу с учениками педагоги могут воспринимать как исключение и дополнительные обязательства, заявляя, что в их функциональные обязанности не входит любовь к каждому ученику класса.

Ребенок, проведший дошкольное детство в любящей семье, может удивляться тому, что его в школе не любят. Для детского мышления это нормально. Однако взрослые понимают, что у любого педагога, даже самого опытного, наступает предел, когда количество гиперактивных и «тормозов» во время урока переходит определенную грань. Кто-то может выдержать одного-двух детей, выбивающихся из общего уровня класса, кто-то – трех-четырех, но больше – вряд ли.

Ситуация. Учитель кричит на детей в классе.

Причина. Их может быть, но все они чаще всего происходят из-за того, что педагог устал, а дети не слушаются.

Совет. Поговорите с другими родителями – не жалуются ли их дети на подобную проблему. Если вы получаете подтверждение, что учитель грубо и на повышенных тонах разговаривает с детьми, то отправляйтесь в школу и поговорите с ним. Многие педагоги корректируют свое поведение, когда понимают, что родители в курсе всего происходящего на уроках. Для детей постарше эта ситуация может послужить в качестве учебного пособия – как выстраивать отношения с другими людьми, в том числе с теми, кто старше. Подросткам можно рассказать о приемах более спокойного отношения к холерикам и истеричным людям. Такие умения пригодятся во взрослой жизни.

Шаг 1. Дать ребенку чувство защищенности. Для начала обязательно всеми возможными способами поддержите и успокойте ребенка. Даже если вы подозреваете, что, возможно, не прав именно он. Досконально разобраться в ситуации у родителя еще будет время. А пока необходимо снять первый, самый болезненный приступ детского стресса.

Шаг 2. Добиться единства требований в семье. Договоритесь между всеми взрослыми в семье, что и родители, и бабушки-дедушки будут решать возникшую проблему сообща. Единство требований – половина успеха. И если у кого-то появляются собственные амбиции («а мне еще на сентябрьской линейке не понравился этот завуч»), их лучше усмирить для достижения блага во имя интересов ребенка.

Шаг 3. Поговорить с учителем. Даже если вы изначально настроены категорично, нужно пойти в школу и разобраться. Не стоит идти к директору без общения с конкретным педагогом. «Через голову» проблема не решается, а лишь усугубляется.

По пути в школу подумайте, что для вас поход к педагогу – попытка военных действий или предотвращение этой войны? Если второе, то идите с максимальным настроем на позитивный диалог. Задавайте учителю больше вопросов о ребенке, расспрашивайте его обо всех нюансах. Скорее всего, чужое мнение о характере, привычках и манере поведения ребенка вам не понравится. Но попробуйте проанализировать честно высказанную учителем позицию. Возможно, для этого придется психологически отстраниться, как будто речь идет о соседском ребенке, например. Попросите у учителя совета, как вам поступить. Спросите, чем, на его взгляд, могут помочь ребенку в семье.

Читайте также:  Виза страна первого въезда

Шаг 4. Последовать совету учителя. Если советы педагога покажутся вам справедливыми и ценными – делайте. А через 2-3 недели снова зайдите в школу. Спросите педагога, если ли позитивные сдвиги, расскажите, что сделали. И вновь попросите совета.

В чем логика такого поведения? Когда учитель видит, что родители готовы стать его союзниками, это подталкивает педагога к изменению отношения к ученику. Он инстинктивно начинает уделять ребенку больше внимания. Терпеливее ждет ответа от медлительного, чаще поощряет гиперактивного. Ребенок такое отношение педагога сразу считывает и начинает стараться все больше. Как результат – механизм «разоружения» запущен. А отсюда шаг до школьных успехов.

Шаг 5. Сходить к директору школы. Если на уровне педагога проблемы все-таки не решить, сходите на разговор к директору или заместителю директора по начальной (средней) школе. Возможно, ребенка удастся перевести в другой класс. Впрочем, надо быть готовыми к тому, что в условиях одной школы за ребенком и его семьей закрепится слава конфликтных и неуживчивых. А ей всегда сопутствует предвзятое отношение.

Шаг 6. Сменить школу. Переводить ребенка в другую школу – болезненно. Но иногда – просто необходимо. Учителя, которые готовы будут принять вашу семью такой, какая она есть, и помочь ребенку получить образование без травмирующих стрессовых ситуаций – есть. И помните, что школа рано или поздно закончится. А по жизни вы и ваш ребенок должны идти единомышленниками, прощать, любить, поддерживать друг друга и помогать в разрешении возникающих проблем.

Аннотация. Статья посвящена проблемам современного учителя, с которыми он сталкивается в своей педагогической деятельности. Автор рассматривает проблемы современного учителя, выявляет из причины и предлагает возможные пути решения.

Ключевые слова – информационное общество, ИКТ, реверсный путь подачи информации, «клиповое» мышление.

В нашей стране, как и во всем мире, система школьного образования находится на грани цивилизационного кризиса. В связи с этим назрела острая необходимость перемен во всей системе образования. Однако чтобы эффективно их осуществить, необходимо разобраться в причинах существующего положения дел в системе школьного образования и постараться выявить наиболее оптимальные пути решения. [1]

Дело в том, что современная школа была создана 200 лет тому назад и отвечала определенным нуждам индустриального общества. Ее основной задачей было формирование своего рода био-роботов, послушных, бездумных исполнителей.[2] С тех пор мало что изменилось в самой школе, но зато наше общество за это время пережило громадные изменения. Оно сделало качественный скачок от индустриального к информационному. В связи с этим сменились и основные приоритеты в обществе – от индустрии к качественной информации, от местной торговли к глобализации и информатизации. Процесс информатизации привел к тому, что главным конкурентным преимуществом предприятий стали не технологии, а человеческий ресурс. Это породило и принципиально новые отношения в национальных системах образования, постепенно трансформирующихся в глобальные рынки образовательных услуг.[3] Изменилась и концепция самого образования (от передачи знаний, умений и навыков из поколения в поколения к образованию как обретению человеком осознанной самостоятельности в освоении своего жизненного пространства. [4]

Давайте же обратимся к основным проблемам, с которыми сталкивается в своей практике каждый конкретный учитель, и попытаемся вывить их причины и предложить пути их решения. На наш взгляд одна из первых и, пожалуй, наиболее серьезных проблем, с которой столкнулся современный учитель, это то, что у учеников нет больше абсолютного доверия ни к нему как учителю, ни к учебнику как источнику информации. Это связано в первую очередь с приходом эпохи Интернет, что в корне изменило основную роль учителя. Если раньше он был источником информации, то сейчас от него ожидают работы в качестве организатора активной познавательной деятельности учащихся. И в самом деле, с точки зрения Интернет учитель знает обо всем примерно в миллион раз меньше чем Интернет. Ученик теперь считает себя уже самостоятельным и осознает, что где-то справится и сам без учителя. Ведь он может легко найти информацию в Интернет. С этой же точки зрения учебник тоже выглядит довольно странно. Мало того сама необходимость в нем становится сомнительной. Давайте к примеру откроем учебник английского языка на тексте о городе Нью – Йорк. В лучшем случае там будет пару фотографий, несколько цифр и определенное количество текста. А теперь давайте откроем Интернет и найдем, что город Нью-Йорк упоминается 1 840 000 000 раз с 33 тысячами фотографий. Более того современный мир стремительно развивается. Информация устаревает и становится бесполезной. Учебники просто невозможно издавать с такой периодичностью, с какой меняется информация. Как следствие ценной становится не сама информация, а умение самообучаться.[1, 2]. Как один из вариантов в данной ситуации может быть предложено представление учебной информации в виде модулей. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе обучения, строится на идеях развивающего обучения, а также учитывает принципы гибкости, природосообразности, паритетности, дифференцированности и личностной направленности. Оно способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, формирует прочные общеучебные знания и навыки. В процессе учебной деятельности создают такие условия, которые позволяют учащимся перейти от репродуктивного вида деятельности к творческому.[5] В качестве еще одной причины такого отношения к учителю у учеников можно назвать чрезвычайную обработанность сознания учеников СМИ, где очень часто создается негативный образ учителя, занижается сам статус учителя. Ученики больше не относятся к учителю как к авторитетному старшему, а зачастую приходят просто посмеяться, поиронизировать над ним. Также имеет место и тот факт, что у учеников уже есть сформированная СМИ предварительная установка на материал урока. В связи с этим на наш взгляд, будет целесообразно, если учитель выяснит и уточнит у учеников их установку на материал урока и примет их с этой установкой. для этого может быть использована методика установления контакта. [6] Далее по ходу самого урока и подачи материала учителем, можно задавать ученикам соответствующие вопросы на анализ и осмысление информации, сопоставление имеющейся у учеников установки с фактами. Таким образом, учителю больше не стоит начинать урок с самого тезиса, такого как, например, «Москва – это великая столица России», а следует подвести учеников к этому выводу всем ходом своего размышления, то есть учителю целесообразно использовать не прямой «линейный» путь подачи информации, а реверсный способ подачи информации. Такой путь может вызвать интерес у ученика, спровоцировать у него «кризис компетенции» и побудить ученика самостоятельно более детально изучить предлагаемый учителем материал. [1,7] В этом случае как раз ученик и может воспользоваться Интернетом как средством обучения и источником информации. Более того это приводит к тому, что и самому учителю необходимо осваивать эффективные методы работы в Интернет и использовать его в учебном процессе. Использование Интернет на уроке позволяет сделать познавательную деятельность учащихся активнее, необычнее и интереснее.[ 8] С другой стороны, в связи с этим возникает вопрос о защите информации и авторском праве. Очень часто учащиеся просто присваивают чужие работы, найденные в Интернет себе, не давая никаких ссылок ни на источник информации, ни на автора. Учителя же либо по своему не знанию или попустительству принимают такие работы. У нас в стране на государственном уровне существует закон о защите информации и авторского права, а также разработаны специальные компьютерные программы поверки текста на плагиат[9, 10] Вторая не менее важная проблема, с которой сталкивается учитель, это тот факт, что учитель и ученики стали говорить на разных языках. Во-первых, это связано, прежде всего, с чрезвычайной распространенностью и популярностью технологий, Интернет и компьютерных игр. Эти технологии оказали огромное влияние прежде всего на мышление учащихся. Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным». Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит и его рациональность. Как результат большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью и длинными семиотическими структурами.[4, 7] Этот конфликт непонимания также влечет за собой и дополнительные проблемы у учеников, связанные с мотивацией к обучению. Она становится крайне низкой. В качестве возможного варианта решения в данной ситуации, можно предложить самому учителю попытаться заговорить на языке учащихся и начать использовать ИКТ и развивающие компьютерные игры в образовательном процессе. Применение ИКТ способствует формированию непрерывного познавательного интереса у многих учащихся и усиливает мотивацию к обучению. Более того ИКТ позволяют учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний, умений, уровень сложности и интересы, что позволяет сделать процесс обучения разноуровневым и личностно-ориентированным. Конечно же, это также подразумевает, что учитель сам начнет активно овладевать современными ИКТ и использовать их в учебном процессе. С другой стороны, имея ввиду снижение критического и аналитического мышления у сегодняшних учащихся, будет целесообразным, на наш взгляд, применение таких форм организации урока как дискуссия или дебаты. Эти формы взаимодействия будут способствовать формированию навыков аналитического и критического осмысления информации, и развивать умение работать в команде, чувство взаимоуважения, толерантности и сотрудничества.

Читайте также:  Причинение вреда за рубежом

Еще одна проблема, с которой часто сталкивается учителя в школе, это то, что им очень трудно вести с детьми воспитательную работу. Дети просто их не слышат. Причин этому может быть несколько. Во-первых, в связи с приходом Интернет и технологий в нашу жизнь учащиеся отказываются воспринимать и понимать авторитарный язык традиционного образования. Они остро чувствуют и свою самоидентичность и в то же время принадлежность к глобальному мировому пространству.[11] В связи с этим необходим поиск альтернативных форм и вариантов взаимодействия между учителем и учениками. Наиболее оптимальным решением здесь будет взаимодействие и сотрудничество между учителем и учениками. Поэтому для современного учителя владение такими педагогическим технологиями как обучение в сотрудничестве и методом проектов является профессиональной необходимостью. Во-вторых, в современном мире, СМИ и поп-культура с их чрезвычайной популярностью превратились в бизнес, подчиненный интересам определенных политических и экономических групп. Как результат в корне сменилась система ценностей, которые там пропагандируются. На смену высоким духовным ценностям и идеалам пришли «постматериалистические» ценности, связанные с желанием повысить свой статус и добиться успеха. Традиционные же ценности нивелируются и абсорбируются. Также благодаря тому, что Интернет делает практически доступной любую информацию, исчезает проблема недостижимости идеала. Утрата же идеала ведет к утрате идейности и духовности человеческой жизни.[4] В этих условиях учителю следует принять учащихся с их установкой на поп-культуру и современные СМИ, не критиковать их за это, быть осторожным в своих негативных высказываниях на этот счет, но в свою очередь постараться показать учащимся другую « классическую» культуру и помочь им понять ее. и. Это представляется возможным , если по ходу учебного процесса будут обсуждаться и изучаться не только произведения поп-культуры, но и классической. Учитель своим примером может показать учащимся значимость и ценность классической культуры и опять же на своем примере привить детям высокие духовные идеалы. Однако, это возможно только в тех условиях, когда учащиеся не будут видеть в учителе авторитарного деспота, а равного и уважаемого партнера. [1] К тому же повышение уровня общей образованности учащихся в ходе всего учебного процесса позволит снизить негативное влияние СМИ и средств коммуникации на личность учащихся. На данный момент этой проблемой обеспокоилось и наше государство, предложив вариант « Стратегии развития воспитания в РФ до 2025года», где уделено внимание повышению уровня информационной безопасности школьников. Документ предполагает создание условий позитивного влияния на детей информационной среды, в том СМИ и Интернет, а также применение разнообразных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, при предоставлении доступа к различным веб-сайтам.[12] Сейчас этот документ находится на стадии общественного обсуждения. Однако, еще лучшим вариантом было бы, если бы государство обратило больше внимания не только на воспитательную сторону образовательного процесса, но и непосредственно на самого учителя, как личность, которая и осуществляет этот процесс, повысить его социальный статус, который чрезвычайно низок. Следует также отметить, что государственный статус учителя, это лишь одна сторона проблемы. Существует и другая: статус учителя в глазах его собственных учеников. И если в первом случае от учителя мало что зависит, то во втором случае от него зависит практически все. Ему выбирать на каком языке говорить с учащимися – на традиционном и линейном, не понятном для учащихся или использовать современные технологии и быть интересным и доступным для учеником. Он и только он решает, быть ли ему авторитарным учителем, которого не воспринимают, или выбрать путь сотрудничества с учениками. Здесь особую важность приобретают такие профессиональные качества учителя как непрерывное самообучение, повышение своей профессиональной квалификации, умение оставить свои проблемы за дверьми класса и его личностное развитие. Сегодня на первый план выходят такие личностные качества, как умение сотрудничать, эффективно взаимодействовать с окружающими, умение слушать и работать в команде, добиваться коллективного результата, а также эмпатия и толерантность. [13] Это все поможет учителю идти в ногу со временем и быть интересным своим ученикам, стать для них уважаемым партнером и значимой личностью в учебном процессе. Как результат возрастет статус самого учителя как личности в глазах учеников, а значит и мотивации к деятельности, которая на данный момент очень низка у обеих сторон образовательного процесса.

Таким образом, проведенный анализ современного педагогического опыта позволил выявить проблемы по линии обучения, воспитания и развития. К проблемам по линии обучения относятся проблемы, связанные с содержанием и формой учебного процесса. Что касается содержания обучения, то здесь становится понятным, что учебник дает материал слишком узко, его невозможно быстро обновить или исправить, в отличие от Интернет. Говоря о форме, можно сделать вывод о том, что традиционная и линейная форма подачи информации устарела и неэффективна. На смену ей пришли ИКТ и Интернет. В проблемах по линии развития можно обозначить такие проблемы как развитие аналитического, критического и творческого мышления учащихся, умения работать в команде, сотрудничать. В воспитательном плане обозначены следующие проблемы – привитие учащимся высоких духовных ценностей и идеалов, развитие у них чувства толерантности, взаимоуважения, эмпатии и приобщение их к классической культуре. Более того обнаружены проблемы на социальном уровне – низкий социальный статус учителя и на уровне законодательства – нарушение закона о защите авторских прав на информацию.

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector