No Image

Профстандарты в сфере жкх

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

С 1 июля 2016 года вступает в силу федеральный закон от 02.05.2015 N122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Существенные изменения связаны с порядком применения профессиональных стандартов.

В соответствии со ст. 195.1 Трудового кодекса РФ «профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности».

Профессиональные стандарты разработаны согласно статье 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, для применения:
– работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
– образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
– при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Согласно новым изменениям порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Утвержден справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования. Справочник рекомендовано применять органам государственной власти, работодателям и иным заинтересованным организациям при формировании и реализации кадровой политики, организации обучения работников (подробнее см. Приказ Минтруда России от 02.11.2015 N832). Также утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Указанный Список используется для разработки и актуализации профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ (подробнее см. Приказ Минтруда России от 02.11.2015 N831).

В законодательстве существует неопределенность: применение профессиональных стандартов является обязательным для всех видов должностей, для которых они приняты, или часть профессиональных стандартов обязательна, а часть носит рекомендательный характер?

Первая точка зрения.

В соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор является условие о трудовой функции («работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы»). Там же указано, что «если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов». Таким образом, профессиональный стандарт обязателен только для тех должностей, которые связаны с предоставлением льгот, компенсаций или ограничений к трудоустройству.

Перечень таких должностей утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N537, а также вступившим в силу с 01.01.2015 Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». Указанные Постановления РФ отсылают к различным Спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда. Среди указанных списков работников ЖКХ нет.

Вторая точка зрения.

Профессиональные стандарты утверждаются приказами Минтруда РФ, то есть нормативными правовыми актами, и в силу этого нормотворческого характера их применение работодателями станет обязательным для всех должностей в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции. То есть, само по себе наличие профессионального стандарта уже говорит о наличии обязательных требований к квалификации работника той профессии, по которой принят профессиональный стандарт.

Третья точка зрения.

05.04.2016 Минтруд РФ на своем официальном сайте разместил разъяснение «Информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов», в котором высказал официальное мнение по затронутому вопросу:

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

  • согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
  • согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

Таким образом, позиция Минтруда РФ, пускай и не являющаяся законом, является наиболее убедительной – применение профессиональных стандартов носит обязательный характер не во всех профессиях и должностях.

Ознакомиться с содержанием профстандартов можно в соответствующем Реестре, который ведёт Минтруд РФ. Реестр размещается на сайте Минтруда РФ, как и остальная информация о профессиональных стандартах: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/.

Важно учитывать, что вступление в силу профстандартов не служит основанием для увольнения работников. Однако работодатель может проводить аттестацию работников в соответствии с профессиональными стандартами.

Стоит подчеркнуть, что обязанности работников не могут изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта (п. 10 Информации Минтруда от 05.04.16).

Также законодательство не обязывает работодателей привести трудовые договоры и должностные инструкции работников в соответствие с требованиями профстандартов, если их применение не является обязательным для данной профессии или должности.

Тем не менее, работодатель не вправе принять на работу человека, который не соответствует требованиям профессиональных стандартов, в случаях, предусмотренных положениями части 2 статьи 57 и статьи 195.1 ТК РФ.

В других ситуациях требования профстандартов носят рекомендательный характер. Однако заметим, что если работодатель в локальном нормативном акте (например, в коллективном договоре) примет на себя обязательство руководствоваться квалификационными справочниками или профессиональными стандартами, то он должен их соблюдать.

За неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов (если их применение является обязательным) работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства. При грубых нарушениях работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст.5.27 КоАП РФ в виде штрафа:

  • на должностных лиц – от 1 до 5 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 до 5 тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства также утверждены для применения профессиональные стандарты (носят рекомендательный характер) для следующих профессий и специальностей:

  • Специалист по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности (Приказ Минтруда России от 20.12.2013 N756н)
  • Эксперт по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности (Приказ Минтруда России от 20.12.2013 N753н)
  • Электромеханик по лифтам (Приказ Минтруда России от 20.12.2013 N754н)
  • Специалист по эксплуатации лифтового оборудования (Приказ Минтруда России от 17.01.2014 N18н)
  • Специалист по эксплуатации котлов, работающих на твердом топливе (Приказ Минтруда России от 07.04.2014 N192н)
  • Специалист в области обращения с отходами (Приказ Минтруда России от 07.04.2014 N203н)
  • Специалист по эксплуатации станций водоподготовки (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N227н)
  • Специалист по эксплуатации наружных газопроводов низкого давления (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N224н)
  • Специалист по управлению жилищным фондом (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N233н)
  • Специалист по эксплуатации элементов оборудования домовых систем газоснабжения (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N242н)
  • Специалист по эксплуатации и обслуживанию МКД (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N238н)
  • Специалист по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N237н)
  • Специалист по эксплуатации насосных станций водопровода (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N247н)
  • Специалист по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N246н)
  • Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N245н)
  • Специалист по эксплуатации очистных сооружений водоотведения (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N232н)
  • Специалист по абонентному обслуживанию потребителей (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N243н)
  • Специалист по управлению МКД (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N236н)
  • Специалист по эксплуатации трансформаторных подстанций и распределительных пунктов (Приказ Минтруда России от 17.04.2014 N266н)
  • Специалист по эксплуатации воздушных и кабельных муниципальных линий электропередачи (Приказ Минтруда России от 08.09.2014 N620н)
  • Организатор строительного производства (Приказ Минтруда России от 21.11.2014 N930н)
  • Монтажник систем вентиляции и кондиционирования воздуха (Приказ Минтруда России от 28.11.2014 N959н)
  • Монтажник оборудования котельных (Приказ Минтруда России от 21.11.2014 N929н)
  • Лифтер-оператор по обслуживанию лифтов и платформ подъемных (Приказ Минтруда России от 22.12.2014 N1082н)
  • Руководитель строительной организации (Приказ Минтруда России от 26.12.2014 N1182н)
  • Диспетчер аварийно-диспетчерской службы (Приказ Минтруда России от 25.12.2014 N1120н)
  • Специалист по оборудованию диспетчерского контроля (Приказ Минтруда России от 25.12.2014 N1123н)
  • Монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов, поэтажных эскалаторов (Приказ Минтруда России от 26.12.2014 N1178н)
  • Специалист в области ценообразования и тарифного регулирования в ЖКХ (Приказ Минтруда России от 08.06.2015 N366н)
  • Монтажник наружных трубопроводов инженерных сетей (Приказ Минтруда России от 27.04.2015 N253н)
  • Специалист по химическому анализу воды в системах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения (Приказ Минтруда России от 15.09.2015 N640н)
  • Инженер-проектировщик тепловых сетей (Приказ Минтруда России от 21.12.2015 N1083н)
  • Инженер-проектировщик технологических решений котельных, центральных тепловых пунктов и малых теплоэлектроцентралей (Приказ Минтруда России от 21.12.2015 N1082н)
  • Работник по сортировке твердых коммунальных отходов (Приказ Минтруда России от 24.12.2015 N1144н)
  • Работник по эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов (Приказ Минтруда России от 24.12.2015 N1143н)
  • Работник цеха по сортировке твердых бытовых отходов (Приказ Минтруда России от 21.12.2015 N1060н)
  • Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в МКД (Приказ Минтруда России от 21.12.2015 N1075н)
  • Рабочий по эксплуатации газовых сетей и оборудования домохозяйства (Приказ Минтруда России от 21.12.2015 N1081н)
  • Работник по техническому обслуживанию (эксплуатации) систем учета и регулирования потребления электрической и тепловой энергии и воды в ЖКХ (Приказ Минтруда России от 24.12.2015 N1123н)
  • Слесарь домовых санитарно-технических систем и оборудования (Приказ Минтруда России от 21.12.2015 N1076н)
  • Слесарь по ремонту оборудования котельных (Приказ Минтруда России от 21.12.2015 N1042н)
Читайте также:  Требования к директору чоп

Все вышеуказанные профессиональные стандарты должны применяться в сфере ЖКХ и управления МКД при построении кадровой политики управляющей организации, приёма на работу квалифицированных специалистов и аттестации сотрудников. Они содержат в себе характеристики и требования к квалификации той или иной специальности.

Реестр квалификаций в ЖКХ

ПЕРЕЧЕНЬ

наименований профессиональных квалификаций, подготовленный Советом по профессиональным квалификациям в жилищно – коммунальном хозяйстве
в соответствии с требованиями приказа Минтруда России от 12. 12. 2016 г. №726н, по закрепленным за ним профессиональным стандартам для включения
в Национальный реестр профессиональных квалификаций для проведения независимой оценки профессиональных квалификаций

реестре сведений о проведении

на соответствие которому проводится независимая

Уровень (подуровень) квалификации, в соответствии с профессиональным стандартом

Уровень (подуровень) квалификации, в соответствии с професс

Квалификационное Требование, установленное федеральным законом и

иным нормативным правовым

актом Российской Федерации, и

реквизиты этого акта

Перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующей квалификации

Срок действия свидетельства о квалификации

Дополнительные характеристики (при

необходимости): наименование профессии рабочего, должности руководителя, специалиста и служащего в соответствии с ЕТКС, ЕКС с указанием разряда работы, профессии/категории должности/класса профессии

Дополнительные сведения (при необходимости)

Мастер по содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома
(5 уровень квалификации)

«Специалист по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от
«11» апреля 2014 г.
№ 238н

Проведение технических осмотров и подготовка к сезонной эксплуатации общего имущества многоквартирного дома

Проведение диспетчерского и аварийного обслуживания общего имущества многоквартирного дома

Проведение работ по санитарному содержанию, благоустройству общего имущества и придомовой территории многоквартирного дома

1. Документ, подтверждающий наличие среднего профессионального образования по одной из специальностей «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Домоведение»

1. Документ, подтверждающий наличие среднего профессионального образования

2. Удостоверение о повышении квалификации по программам содержания, эксплуатации и обслуживания жилых и общественных зданий.

3. Документ, подтверждающий наличие опыта практической работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства не менее шести месяцев

Инженер по ремонту общего имущества многоквартирного дома
(6 уровень квалификации)

«Специалист по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от
«11» апреля 2014 г.
№ 238н

Оценка физического износа и контроль технического состояния конструктивных элементов, систем инженерного оборудования, разработка перечня (описи) работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома

Проведение текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома

Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома

1. Документ, подтверждающий наличие высшего образования не ниже уровня бакалавриата по направлению подготовки: «Строительство»

1.Документ, подтверждающий наличие высшего образования не ниже уровня бакалавриата

2. Диплом профессиональной переподготовки, подтверждающий освоение искомой квалификации.

3. Документ, подтверждающий наличие опыта практической работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства не менее 1 года

Главный инженер организации эксплуатирующей многоквартирного дома
(6 уровень квалификации)

«Специалист по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от
«11» апреля 2014 г.
№ 238н

Обеспечение результативной работы управляющей организации

Разработка планов и графиков проведения работ по технической эксплуатации и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома

Разработка мероприятий по повышению санитарного содержания, благоустройства, безопасного проживания и энергоэффективности в многоквартирном доме

Координация действий между собственниками, подрядными и ресурсоснабжающими организациями по вопросам эксплуатации и обслуживания общего имущества многоквартирного дома

1. Документ, подтверждающий наличие высшего образования не ниже уровня бакалавриата по направлению подготовки «Строительство»

1.Документ, подтверждающий наличие высшего образования не ниже уровня бакалавриата

2. Диплом профессиональной переподготовки, подтверждающий

освоение искомой квалификации.

3. Документ, подтверждающий опыт практической работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства не менее 1 года

Техник организации по управлению многоквартирным домом III категории
(4 уровень квалификации)

«Специалист по управлению многоквартирным домом»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «11» апреля 2014 г.
№ 236н

Прием-передача, учет и хранение технической и иной документации на многоквартирный дом

Восстановление и актуализация документов по результатам мониторинга технического состояния многоквартирного дома

Обоснование эффективности процессов управления многоквартирным домом

Анализ и оценка видов работ при эксплуатации многоквартирного дома

1. Документ, подтверждающий наличие среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

2. Документ, подтверждающий опыт практической работы в области управления многоквартирными домами или эксплуатации жилых и общественных зданий не менее одного года

1. Документ, подтверждающий наличие среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена

2. Удостоверение о повышении квалификации по программам управления и эксплуатации многоквартирными домами.

3. Документ, подтверждающий опыт практической работы в компании по управлению многоквартирными домами или эксплуатации жилых и общественных зданий не менее одного года

Читайте также:  Как заказать на aliexpess

Техник организации по управлению многоквартирным домом II категории(4 уровень квалификации)

«Специалист по управлению многоквартирным домом»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от
«11» апреля 2014 г. № 236н

Формирование базы данных о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров

Организация рассмотрения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, на общем собрании членов товарищества или кооператива вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом

Обеспечение контроля собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива исполнения решений собрания и выполнения перечней услуг и работ в многоквартирном доме

1. Документ, подтверждающий наличие среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена по одной из специальностей «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Домоведение»

2. Документ, подтверждающий опыт практической работы в области управления многоквартирными домами или эксплуатации жилых и общественных зданий не менее одного года

1. Документ, подтверждающий наличие среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена

2. Удостоверение о повышении квалификации по программам управления и эксплуатации многоквартирными домами.

3. Документ, подтверждающий опыт практической работы в компании по управлению многоквартирными домами или эксплуатации жилых и общественных зданий не менее одного года

Техник организации по управлению многоквартирным домом I категории (5 уровень квалификации)

«Специалист по управлению многоквартирным домом»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от
«11» апреля 2014 г. № 236н

Актуальные статьи из журнала ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ФИНАНСЫ И УЧЕТ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ЦЕНЫ И ТАРИФЫ В ЖКХ

Обязательное применение профстандартов в сфере ЖКХ — уже реальность с 1 июля 2016 года

Информационный бюллетень
"Законодательные и нормативные документы в ЖКХ"
№6 за 2016 год

За последнее время в трудовом законодательстве произошло много новых изменений, ключевым из которых является принятие профессиональных стандартов. Только для сферы ЖКХ Минтрудом России разработано и зарегистрировано в Минюсте почти 100 профстандартов, которые сейчас начинают активно внедряться. В ближайшее время их число может увеличиться еще в полтора раза, учитывая утвержденный перечень, который включает 147 профстандартов.

Разработка профессиональных стандартов для ЖКХ в Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года названа важным фактором реализации государственной политики в сфере ЖКХ.

Основной целью применения профстандартов является регулирование трудовых правоотношений в современных условиях, учитывая, что действующие квалификационные справочники значительно устарели и не соответствуют ситуации на рынке труда.

Кроме того, большое количество работодателей в сфере ЖКХ не умеет документировать свои требования к сотрудникам, из-за чего возникают постоянные конфликты между сторонами трудовых отношений. Очень многие работают «по старинке»: локальные акты пишут формально, должностные инструкции и регламенты о работе не актуализированы и часто вообще не соответствуют тому, что фактически делает работник, режимы работы и то, как сотрудник работает фактически, — часто две кардинально разные вещи.

Перечень утвержденных профессиональных стандартов для жилищно-коммунальной сферы приведен нами в конце комментария. Это не только специалисты, имеющие прямое отношение к ЖКХ, но и профессии, которые носят общеотраслевой характер.

Тему профстандартов для ЖКХ мы уже рассматривали на страницах нашего издания 1 . Однако, если два года назад это были вопросы общего характера (о целях и задачах введения профстандартов, о случаях их применения, об изменениях, которые повлечет их использование), то теперь наиболее актуальным является обязательность их применения.

Новый порядок использования профессиональных стандартов во всех областях, включая сферу ЖКХ, заработает с 1 июля 2016 года. Основанием для этого является закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Стоит отметить, что первоначально планировалось сделать профстандарты обязательными для применения только в государственных и муниципальных организациях. Но в процессе обсуждения текст законопроекта о профстандартах был изменен и требования к квалификации работника оказались обязательными и для частного сектора.

С 1 июля 2016 года в Трудовом кодексе заработают две новые статьи — 195.2 «Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов» и 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов». Последняя статья устанавливает границы применения профессиональных стандартов. Она предусматривает, что профстандарты будут обязательными для всех работодателей в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. При условии, что эти требования установлены Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативно-право-выми актами Российской Федерации. Поясним как следует понимать последнее.

Трудовой кодекс предусматривает определенные требования к квалификации. Так, например, статьей 328 установлено, что принять на работу, непосредственно связанную с движением транспорта, можно лишь тех, кто прошел специальное профессиональное обучение. Или статьей 330.2, установлено, что работники, принимаемые на подземные работы, должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствовать положениям профстандартов (например, профессиональному стандарту «Изолировщик на подземных работах в строительстве»).

Среди федеральных законов, которыми устанавливаются требования к квалификации работников, можно как пример, отметить Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Требования, установленные ст.7 этого закона, относятся в сфере ЖКХ лишь к главным бухгалтерам ОАО и сводятся к следующему:

  • иметь высшее образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Этим же требованиям должно соответствовать и физическое лицо, с которым организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. В случае заключения аналогичного договора с юридическим лицом, оно должно иметь не менее одного работника, отвечающего указанным требованиям.

Под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

Согласно положениям статьи 195.3 ТК РФ характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена перечисленными документами, могут применяться работодателями в качестве основы с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Говоря об обязательности применения профессиональных стандартов необходимо также иметь в виду, что согласно ч.2 ст.57 ТК РФ если выполнение работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот, либо наличие ограничений, то данные наименования в трудовых договорах должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, либо профессиональных стандартах.

Что в данном случае необходимо понимать под термином «ограничения»? Например, ограничения законодательно могут быть установлены по полу (на определенных работах запрещено использовать труд женщин), по возрасту (есть работы, на которых запрещено использование труда несовершеннолетних), по образованию.

В этом случае при составлении штатного расписания, при заполнении трудовой книжки работника, а также при изменении тарифного разряда в части наименования должности работника следует руководствоваться действующими в настоящее время Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих и профессиональными стандартами.

Таким образом, обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Указанное обстоятельство имеет важное значение для ответа на вопрос о возможных санкциях за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов.

Если не соблюдена обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу (для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ), то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства. Также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.5.27 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающей административный штраф для должностных лиц в размере от 1 до 5 тыс. руб.; для юридических лиц — от 30 до 50 тыс. руб.

Читайте также:  Замена лампочек по гарантии

Более серьезное наказание предусмотрено ч.3 ст.5.27 КоАП РФ за ненадлежащее оформление трудового договора, в т.ч. за нарушение нормы, закрепленной в абзаце 3 части 2 статьи 57 ТК РФ, посвященной содержанию трудового договора. Указанной нормой предусмотрено, что если законодательство связывает с выполнением работ по конкретной должности (профессии или специальности) предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то в таком случае в части наименования должности (профессии или специальности) и квалификационных требований к ней работодатели обязаны руководствоваться квалификационными справочниками или профстандартами.

Поэтому работодатель, указавший в нарушение требований абзаца 3 части 2 статьи 57 ТК РФ в трудовом договоре должность (профессию, специальность) без учета положений ЕКС, ЕТКС или профессионального стандарта, может быть привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.5.27 КоАП РФ. Административный штраф предусмотрен в размере: для должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для организации — от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Для самого работника подобная ситуация чревата возникновением проблем при получении соответствующих льгот и компенсаций (например, при оформлении «льготной» пенсии).

В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

Необходимо также обратить внимание на изменение полномочий Правительства РФ в части профессиональных стандартов. После вступления в силу федерального закона № 122-фз с 1 июля 2016 года порядок применения профстандартов устанавливается самим Трудовым кодексом, а полномочия правительства в этой части утрачиваются.

Уже с самого начала практическое применение профстандартов вызывает множество вопросов. Поэтому Минтруд России наделен правом давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов (ч.3 ст.195.3 ТК РФ, вступающей в силу с 1 июля).

В настоящий момент Минтрудом подготовлен проект приказа «Об утверждении разъяснений по вопросам применения профессиональных стандартов».

После принятия указанный приказ будет являться нормативным правовым актом. Надо заметить, что подготовленные до 1 июля Минтрудом ответы на вопросы (информация Минтруда от 10.02.2016 «О применении профессиональных стандартов в сфере труда», письмо от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253 ) не являются нормативными правовыми актами, и представляют документы информационного и разъяснительного характера.

В них, в частности, разъяснено, что замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами будет происходить в течение длительного периода.

В случае различия требований к квалификации, содержащихся в квалификационном справочнике и профессиональном стандарте по аналогичным профессиям (должностям) работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Стоит обратить внимание еще на одно изменение, предусмотренное федеральным законом № 122-ФЗ. Оно касается самого понятия профстандарта. Согласно действующей редакции ТК РФ профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. С 1 июля в профессиональный стандарт включается в том числе выполнение определенной трудовой функции.

Какие это может повлечь последствия? Согласно абз.3 ч.2 ст.57 ТК РФ под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работнику работы. Поэтому, не исключено, что работодателям придется проверять не только соответствие квалификации работника конкретному виду деятельности по должности, но и каждой обязанности, прописанной в трудовом договоре и должностной инструкции. Трудовая функция у должностей с похожими или даже одинаковыми названиями может отличаться. Кроме того, в небольших компаниях нередко работники отвечают не только за свою непосредственную зону ответственности, но и за смежные вопросы (например, секретарь может выполнять функции специалиста по управлению персоналом (кадровика)). И вопрос о том, как поступать работодателям в таких случаях, пока остается открытым.

Важно отметить, что Правительство недавно внесло в Госдуму проект закона о независимой оценке квалификации работников. Предполагается, что закон дополнит вступающую в силу с 1 июля норму о новом порядке применения профессиональных стандартов. Его цель — построение системы независимой оценки квалификации. Сейчас существует возможность пройти независимую оценку по небольшому перечню профессий, которая носит большей частью характер сертификации, зачастую на коммерческой основе. В будущем работники смогут прийти в независимый центр оценки квалификации и, пройдя соответствующие экзамены, получить подтверждение квалификации. Это позволит решить, прежде всего, проблему с проверкой квалификации у работника при приеме на работу. Если соискатель при собеседовании предъявит свидетельство о подтверждении квалификации, то работодателю будет легче понять, какими знаниями и умениями он реально обладает. Потому, что далеко не всегда специалист по подбору персонала в компании в состоянии грамотно оценить квалификацию работника.

Законопроектом «О независимой оценке квалификации» предусматривается формирование объединениями работодателей и профсоюзами системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, основанной на доверии к качеству такой оценки со стороны работодателей и граждан.

В целях организации работы по оценке квалификации в определенном виде профессиональной деятельности создаются советы по профессиональным квалификациям на базе отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей или ассоциаций, представляющих профессиональные сообщества. Создан и совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ.

Оценку квалификации в форме профессионального экзамена проводят специально отобранные советами центры оценки квалификации (далее — центры) в порядке, установленном Правительством.

В настоящее время показатели деятельности данных советов отражены в распоряжении Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 881-р, которым утвержден план-график формирования сети центров оценки квалификации.

В частности, согласно плану-графику советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве планируется в период 2016-2017 годов (нарастающим итогом) уполномочить для проведения оценки квалификации 46 (в 2016 г.), 98 (в 2017 г.) юридических лиц соответственно. Планируется, что за указанный период оценку квалификации пройдут 4 510 чел. в 2016 г., 31 780 чел. — в 2017 г.

Внедрение профессиональных стандартов для предприятий и организаций ЖКХ — это очень трудозатратная история. Отправление работников в центры независимой оценки квалификации в любом случае будет правом работодателя, а не его обязанностью. Поэтому работодатель сможет решить самостоятельно, нужно ли нести данные затраты.

Изменения, которые сейчас происходят на рынке труда, включая сферу ЖКХ, будут способствовать упорядочению взаимоотношений между работником и работодателем. Многие нерешенные проблемы продолжают лежать в области трудовых отношений. Например, предприятия и организации в сфере ЖКХ мало занимаются нормированием труда. Его применение помогло бы рассчитывать численность необходимого персонала, устанавливать и контролировать выполнение норм, увеличивать мотивацию работников и производительность труда.

Немало надежд связано с использованием профстандартов для изменения катастрофической ситуации, сложившейся с профессионализмом и квалификацией кадров в ЖКХ. Вполне очевидно, что сами по себе кадры, соответствующие новым профстандартам, не появятся. Их нужно готовить, а для этого потребуются соответствующие изменения в образовательных стандартах. Поэтому не случайно, что федеральным законом № 122-фз изменения вносятся одновременно в Трудовой кодекс и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В последнем уточняется порядок учета профстандартов при формировании требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и определении продолжительности профобучения.

Однако одна проблема тянет за собой другую. Не секрет, что совершенствование образовательных стандартов даст эффект лишь через несколько лет, а кадровые проблемы ЖКХ требуют неотложных решений. Следовательно, необходимо развивать систему дополнительного профессионального образования и переподготовки. Параллельно предстоит решать и проблему преподавательских кадров, ведь по оценкам экспертов для системы ЖКХ потребуется от трех до пяти тысяч преподавателей.

Без решения этих проблем профстандарты вряд ли заработают и дадут ожидаемый эффект.

См. комментарий, опубликованный в информационном бюллетене № 7 за 2014 год.

Перечень
профессиональных стандартов для жилищно-коммунальной сферы

Наименование профессионального стандарта


п/п
Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector