No Image

Работа по жалобе родителей

СОДЕРЖАНИЕ
1 просмотров
12 декабря 2019

Статьи по теме

Согласно п. 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ родители могут выступать в защиту прав и интересов своих детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в т. ч. в судах, без специальных полномочий. К юридическим лицам, безусловно, относятся и образовательные организации — детские сады и школы. Если родители недовольны тем, как учат или воспитывают их ребенка, они могут обратиться к администрации образовательной организации с просьбой решить проблему. Администрация, в свою очередь, должна правильным образом на эту просьбу отреагировать.

Основным документом, регламентирующим работу организаций с обращениями граждан, является Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 59-ФЗ). Организация также может разработать и принять свой локальный нормативный акт (например, положение), устанавливающий правила работы с обращениями родителей.

Виды обращений

Родители обучающихся имеют право обращаться лично, а также направлять в образовательные организации, в которых обучаются их дети, коллективные обращения. Обращения могут направляться по почте, факсимильной связи, телеграфу, электронной почте и иным информационным системам общего пользования.

В ст. 4 Закона № 59-ФЗ даны определения разных видов обращений:

  • предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
  • заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
  • жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Родители обучающихся вправе использовать все указанные виды обращений. Например, в предложении они могут высказать свои пожелания или рекомендации по улучшению отдельных направлений деятельности организации (осуществление образовательного процесса, организация питания, медицинского обслуживания обучающихся и др.), совершенствованию локальных нормативных актов и т. д., в заявлении — попросить предоставить какую-либо информацию или документ, в жалобе — пожаловаться на нарушения работниками организации требований законодательства, этических норм и правил поведения и т. д.

Из ст. 4 Закона № 59-ФЗ также следует, что обращение может быть направлено в письменной форме, в форме электронного документа или высказано в устной форме.

Прием обращений родителей и требования к обращениям

К разным формам обращений установлены разные требования. Так, согласно ст. 7 Закона № 59-ФЗ в письменном обращении гражданин должен указать:

наименование государственного органа или органа местного самоуправления (в нашем случае — образовательной организации), в который направляется письменное обращение, или фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица либо его должность;

свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому нужно направить ответ, уведомление о переадресации обращения.

Под текстом обращения гражданин должен поставить личную подпись и дату.

В случае необходимости (чтобы подтвердить свои доводы) гражданин может приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

В свою очередь, в обращении, составленном в форме электронного документа, гражданин должен указать: свои фамилию, имя, отчество; адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. К обращению гражданин вправе приложить необходимые документы и материалы в электронной форме. Кроме того, он может направить эти документы или их копии в письменной форме по почте.

Прием обращений родителей в письменной (электронной) форме

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона № 59-ФЗ письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Соответственно, прием обращений родителей в письменной (электронной) форме должен регистрироваться в течение трех дней с момента их поступления в образовательную организацию (должностному лицу).

Как правило, в образовательной организации есть работник (например, секретарь), который отвечает за работу с обращениями, в том числе и за работу с обращениями родителей. Получив обращение, такой работник должен:
1) внимательно его изучить, проверить личные данные заявителя, скрепить лист (листы) обращения с приложенными документами или материалами (в случае их наличия);
2) зарегистрировать обращение, проставив в правом нижнем углу первого листа обращения регистрационный штамп с указанием даты регистрации и регистрационный номер документа;
3) внести данные об обращении в журнал обращений.

Утвержденной формы журнала обращений не существует. Рекомендуется сделать в нем следующие графы: «Дата поступления обращения», «Регистрационный номер», «Сведения о заявителе», «Краткое содержание обращения», «Сведения об исполнителе», «Информация об исполнении».

Для приема электронных обращений в государственных органах и органах местного самоуправления чаще всего применяется специализированное программное обеспечение (например, сервис «Электронная приемная», размещенный на официальном сайте), которое предусматривает заполнение заявителем соответствующих форм. Если такого программного обеспечения у образовательной организации нет, с заявителем необходимо связаться, получить от него нужную информацию и зарегистрировать обращение в журнале обращений.

Независимо от того, в какой форме направлено обращение, о факте его получения необходимо сообщить заявителю, отправив ему соответствующее уведомление.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.Ч. 1 ст. 11 Закона № 59-ФЗ

В ст. 11 Закона № 59-ФЗ перечислены ситуации, когда ответ гражданину на обращение можно не давать. Перечислим основные из них:

  • если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;
  • обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;
  • при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членам его семьи, адресат вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом;
  • если текст обращения прочесть невозможно из-за его физического состояния, об этом сообщается гражданину в течение семи дней от момента регистрации;
  • если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, адресат вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу, сообщив при этом о своем решении гражданину.

Рассмотрение и работа с обращениями родителей в письменной (электронной) форме

После того как прием обращения родителей зарегистрировано, его необходимо отдать руководителю образовательной организации. Руководитель должен ознакомиться с обращением, назначить исполнителя и определить — с учетом выходных и праздничных дней — сроки рассмотрения и работы с обращением родителей.

Согласно ст. 12 Закона № 59-ФЗ срок рассмотрения обращения составляет 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения обращения гражданина необходимо официально уведомить. Таким образом, максимальный срок подготовки и направления ответа заявителю составляет 60 дней.

Задача исполнителя при работе с обращением родителей — подготовить проект ответа на обращение и представить его в установленные сроки руководителю на утверждение.

Проект ответа следует готовить очень внимательно. Содержащиеся в нем выводы не должны противоречить законодательству РФ и принятым в обществе этическим нормам.

Иногда при рассмотрении и работе с обращениями родителей возникает необходимость запросить документы и материалы в государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц. Такой запрос в соответствии со ст. 10 Закона № 59-ФЗ можно направить в электронной форме.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения и работы с обращением родителей, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

Читайте также:  Купить машину в киргизстане

Запрос следует составить в трех экземплярах: один направить по назначению, другой — заявителю обращения, третий оставить в организации.

При рассмотрении обращения гражданин вправе:
• представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
• знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
• получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
• обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке;
• обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения. Ст. 5 Закона № 59-ФЗ

В ст. 10 Закона № 59-ФЗ говорится о том, что рассмотрение обращения должно быть объективным, всесторонним и своевременным, а ответ должен быть дан по существу поставленных в обращении вопросов.

Объективное и всестороннее рассмотрение означает, что обращение должно быть рассмотрено с учетом всех нюансов, а факты и доводы, изложенные в нем, должны быть проверены с точки зрения полноты, логичности, законности, обоснованности и достоверности. При этом следует учитывать оценку фактов не только обратившимся гражданином, но и другими заинтересованными лицами. При удовлетворении той или иной просьбы гражданина необходимо удостовериться в том, что принятое решение не нарушает права и законные интересы других лиц.

Своевременность рассмотрения и работы с обращением родителей означает выполнение двух условий: во-первых, необходимо соблюсти сроки рассмотрения и приема обращения родителей, и, во-вторых, если в обращении содержится предупреждение о возможности наступления неблагоприятных последствий, принять соответствующие меры до их наступления. Например, если родитель сообщил о том, что на школьной спортивной площадке шатается (не закреплен) турник, нужно сразу вызвать специалиста и его закрепить, чтобы кто-нибудь из обучающихся не получил травму.

Получив проект ответа на обращение, руководитель образовательной организации должен проверить его на предмет:

  • правильности оформления приема обращения родителя;
  • полноты информации;
  • соответствия выводов действующему законодательству.

Если руководитель согласен с представленным проектом, он должен его подписать и передать для направления заявителю, если не согласен, — возвратить исполнителю на доработку с указанием сроков устранения недостатков.

Следует заметить, что, даже если ответ по существу в силу каких-либо объективных причин дать нельзя, гражданину (в нашем случае — родителю) необходимо об этом сообщить. В ответе также рекомендуется указать меры, принятые по фактам, изложенным в обращении.

При оформлении ответа на обращение необходимо руководствоваться правилами делопроизводства и оформления исходящих документов (при наличии такого документа в организации). В любом случае ответ должен содержать дату и регистрационный номер документа, фамилию, имя и отчество заявителя, его почтовый адрес, текст (ответы на поставленные вопросы), наименование должности лица, подписавшего документ, его фамилию, имя и отчество, подпись, фамилию, имя, отчество и номер телефона исполнителя.

Работа с обращениями родителей при личном приеме

Статья 13 Закона № 59-ФЗ посвящена организации и ведению личного приема граждан руководителями или уполномоченными на то должностными лицами. Назовем ее основные положения:

Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации, рассмотрению и работе с обращениями родителей в порядке, установленном Законом № 59-ФЗ.Ч. 4 ст. 13 Закона № 59-ФЗ

Руководители образовательных организаций должны ориентироваться на данные нормы.

Информацию о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах можно разместить на официальном сайте образовательной организации и на стенде у входа в здание или на территорию.

Как правило, прием граждан осуществляется в приемной руководителя. При необходимости сюда можно пригласить других работников образовательной организации — например, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, педагога-предметника или классного руководителя.

Если руководитель хорошо знаком с посетителем (родителем обучающегося), то документ, удостоверяющий его личность, у него требовать не нужно.

Форма карточки личного приема гражданина для образовательных организаций не утверждена. Желательно включить в нее следующие разделы:

«Сведения о заявителе: ___________________________________________».«Прием осуществлял: ____________________________________________».«Содержание устного обращения: __________________________________».«Результаты личного приема гражданина:

Дано устное разъяснение: ____________________________________________.

Принято письменное обращение для передачи на рассмотрение в: __________________________________________________.

Копия карточки направлена в: _________________________________________».

Кроме того, у карточки приема обращения родителя должны быть стандартные реквизиты: дата приема, номер и подпись должностного лица, который ее составлял.

Информация об устных обращениях также может быть включена в журнал обращений.

В некоторых образовательных организациях организована работа с обращениями родителей и других участников образовательных отношений, которые поступают на телефон доверия, горячую линию (по телефону) или на почту доверия (в почтовый ящик, размещенный на входе в здание или на территорию). В этом случае, как правило, принимаются к рассмотрению даже анонимные обращения. По телефону доверия прием чаще всего ведет педагог-психолог.

Нормативные документы

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ

Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Как правильно написать ответ родителю, который написал жалобу на воспитателя и собирается с моим ответом идти в выше стоящие органы.

Жалоба следующего характера: воспитатель якобы систематически наказывает его ребенка, угрожает ему, оказывает психическое и физическое насилие. Воспитатель в данный момент через две недели уходит в декретный отпуск, и в объяснительной пишет, что все очень утрированно, ребенок очень проблемный, посещает в детском саде психолога, наказания в виде вывода ребенка в нижнем белье в другую группу вообще никогда не было, строгость при плохом поведении ребенка – да, временный запрет воспитателя играть с ребенком, которого он обижал-был, анкетирование родителей показало, что отношение родителей группы к воспитателям положительное. Родитель, который написал жалобу требует уволить воспитателя.

Если вины воспитателя нет пишите что все действия в соответствии с ФЗ об Образовании. Если вина воспитателя есть, привлекайте его в дисциплинарной ответственности и отписывайтесь в соответствии с этим.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;

2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;

4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;

6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;

7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

8) прием обучающихся в образовательную организацию;

9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

Читайте также:  Закон о роспотребнадзоре рф

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

(п. 10.1 введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 135-ФЗ)

11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 135-ФЗ)

12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;

13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;

14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;

15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;

15.1) организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

(п. 15.1 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 120-ФЗ)

16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;

17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей "За особые успехи в учении";

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 135-ФЗ)

18) утратил силу. – Федеральный закон от 04.06.2014 N 148-ФЗ;

19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;

20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;

21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет";

22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.

5. Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Все больше отзывов приходит в редакцию Педсовет.су о том, что работа учителя становится невыносима: к валу бумажной отчетности добавились жалобы родителей. Мы провели опрос пользователей сайта и склонны считать, что в стране сейчас процветает «родительский терроризм».

«Родительский терроризм» схож с понятием «потребительский терроризм» — явлением, когда клиенты, вооружившись законами, злоупотребляют своими правами: пишут жалобы, обращаются в суд. Отличие от добросовестного клиента в том, что жалобы и претензии добросовестного клиента имеют реальную основу, а не надуманы. Есть еще понятие «добросовестно заблуждающегося», который считает нарушенными свои мнимые права. Настоящий же «потребительский террорист» действует осознанно, пытаясь получить компенсацию, бонусы, выплаты. Мы добавим, что родитель-«террорист» некорректно себя ведет: повышает голос, оскорбляет, угрожает.

В мае 2017 г. мы провели опрос пользователей сайта, в котором получили 142 ответа о характере жалоб родителей на учителей и школу. Всего 9% ответивших с жалобами родителей в своей практике не сталкивались, но в 35 случаях родители высказывали жалобы грубо, нагло, не уважая человеческое и профессиональное достоинство педагога.

Обращение родителей сопровождались угрозами:

  • жалоб в вышестоящие инстанции — 88 случаев из 114;
  • применить физическую расправу — 5 случаев.

Среди 114 случаев конфликтов с родителями встречи сопровождались:

  • криками и истерикой родителей — 62 случая;
  • нецензурной лексикой — 27 случаев;
  • хлопанием дверями — 48 случаев.

В двух случаях при диалоге педагог-родитель родители поднимали руку на педагога или портили вещи.

Камеры видеонаблюдения, на которые возлагались большие надежды, помогают не всегда: «Родители в школе стали жаловаться очень часто. Иногда настолько надуманные претензии, что просто диву даешься. Ребенок сочинил историю о том, как в столовой подрались мальчики, кровь лилась рекой, вызывали скорую, милицию, чуть ли не МЧС. Родители в ужасе прибежали в школу. Учительница удивилась такому происшествию, о котором никому неизвестно, показала им видеозапись, где четко видно, что ребенок сидит и ест за столом, учительница стоит рядом, все — как обычно. Папа стал настаивать на том, чтобы ему показали записи за предыдущие дни. Показали. Ушли неудовлетворенные со словами: "Наш ребенок нам не врет. Вы бы лучше признались. ". Учительница развела руками — не смогла убедить. А потом от обиды плакала весь вечер».

По данным опрошенных, в 32 случаях родители обращались с жалобой устно к представителю администрации (завучу, директору), 63 человека обратились лично к педагогу, 12 родителей писали жалобы в школу и 12 человек писали жалобы в вышестоящие инстанции.

Большая часть жалоб связана с:

  • неудовлетворенностью выставленной оценкой («почему снизили оценку»);
  • требованиями выполнения домашних заданий, чтения («слишком много/мало задают»);
  • частотой и качеством опроса («моего ребенка не спрашивают»);
  • пересадкой на другую парту («посадите моего ребенка за первую парту»);
  • отсутствием индивидуального подхода к ребенку («вы не любите моего ребенка»);
  • задержкой ребенка после уроков для занятий с ним;
  • замечаниями учителя к ребенку (об отсутствии, опоздании и проч.);
  • высоким темпом урока («мой ребенок не успевает, вы должны дополнительно заниматься с ним после уроков»).

Согласно озвученной выше классификации клиентов, в образрвательном учреждении можно найти таких же жалобщиков-родителей:

  • людей, кто стал свидетелем или пострадал от действия или бездействия школы, педагогов, сотрудников. К сожалению, случаи такие нередки: избиения детей, антисанитария, оставление без присмотра, нарушение правил перевозки и т.д, и т.п. Такие случаи, как правило, рассматриваются полицией или прокуратурой, часто есть показания свидетелей, заключение медиков и т.п.
  • «добросовестно заблуждающиеся» — как правило, родители, которые «лучше всех» знают, как обучать и воспитать детей. Примеры их жалоб: снизили оценку за исправления, много (или мало) домашнего задания, «придирки» и «замечания» ребенку за опоздания и пропуски уроков, не так смотрят, не то говорят, учатся не по тому учебнику, не те методики и т.д.

С такими родителями можно говорить, и часто из «врагов» учителей и школы они могут стать «друзьями» и первыми помощниками.

«Всегда призываю родителей к сотрудничеству. Практика показывает, что сначала родители встают в позу, обижаются, потом приходят с просьбой о помощи и сами начинают помогать», — пишет учитель за 50, который очень часто сталкивается с жалобами родителей.

Зачастую жалобы и проблемы «добросовестно заблуждающихся» и не проблемы вовсе, а просто неинформированность и неумение нормально построить свои отношения со школой, маневрируя между молотом (своими вопросами и претензиями) и наковальней (боязнь репрессий по отношению к ребенку). Такие жалобы и претензии можно и нужно уметь если не предотвращать, то минимизировать: опытные педагоги и директора знают, какие вопросы волнуют родителей из года в год и могут заранее разъяснять их. Большую роль играет анкетирование, целенаправленное построение отношений с родителями.

Директор школы, пользовательница Pedsovet.su, советует: «Надо заниматься воспитанием родителей, чтобы на шею не садились, с первого класса. Заниматься просвещением: открытые педсоветы устраивать, круглые столы, семинары и выставки "Семья и школа — партнеры". Сейчас для этого много возможностей через попечительские и управляющие советы. А директору вполне можно давать интервью и писать заметки в местную районную прессу, где бы объяснялись цели и задачи школы, место родителей и школы в системе учебно-воспитательного процесса. Мы все: учителя, ученики и родители — участники образовательного процесса, задача учительского корпуса инициировать создание диалога. В рамках диалога родители себя должны чувствовать равными партнерами. Эти задачи большинство школ не решает, а все обсуждение скатывается к мелкоделию без какой-либо системной работы в этом русле».

Читайте также:  Греется автомат на счетчике

Однако часть родителей забывает о собственных обязанностях, пытаясь полностью переложить всю ответственность за воспитание детей на школу/сад, предъявляя массу вопросов и требований. В большинстве случаев все эти проблемы ложатся на плечи конкретных учителей: ни школа не защищает учителя, ни управление образованием — школу. «Такая школа — социальный инвалид. Ничему она не научит, ничего не даст. Дело не в защите учителя, а в том, что на всех участников образовательного процесса распространяется вся мощь законодательства в сфере образования, семьи и молодежи, охраны детства», — продолжает директор.

  • настоящие представители касты «родительских террористов», для которых важен процесс и эффект разборок: в отличие от магазина у школы деньги порой не отсудишь, но можно реализовать себя как активного родителя, разрядиться, выплеснуть энергию, почувствовать себя уважаемым человеком, почувствовать свою власть. «Собака выглядела настолько жалко, что ее хотелось пнуть», — вот, видимо, такие же чувства испытывают родители, думая об учителях и школе. Директора и чиновники от образования поддакивали: «Родитель всегда прав, а мы (учителя) всегда виноваты, даже если не виноваты. И даже если на учителя прямо клевещут, директор разбираться не будет, скажет, что я не следственный орган, чтобы улики собирать, а вы, учитель N, его сами спровоцировали».

«Мама ученицы записывает на диктофон все разговоры с учителем и родительские собрания, а потом "цепляется" к каждому слову, по любому поводу звонит директору школы в любое время суток», — пишет учитель за 40 со стажем работы более 20 лет — налицо «родительский терроризм».

«Неработающая мама ходит в школу почти ежедневно и терроризирует учителя и воспитателя уже четвертый год. Повесила ребенку на руку какой-то записывающий браслет, каждый день учиняет "разборки", оскорбляя воспитателя словесно, угрожая уволить, выгнать всех из школы. Явно неадекватна. Но отпора не получает, поэтому распоясывается все больше», — сообщает еще один учитель-стажист старше 50 лет.

Вечное признание родителей правыми, потакание их необоснованным жалобам и придиркам и есть провоцирование подобных жалоб. Школа, директор, учитель должны максимально грамотно выстроить свою работу и не давать повода жалобщикам предъявлять требования и претензии. Именно поэтому многие сейчас подстраховываются: требуют с родителей письменный отказ от вакцинации, вызывают на родительское собрание письмом с описью и уведомлением, записывают телефонные разговоры, хранят контрольные работы, листочки и т.д. Вся документация образовательного учреждения должна быть в идеальном порядке и должна соответствовать действительности: в уставе, должностных инструкциях и договорах должны быть прописаны все мелочи, на которые могут не обратить внимание большинство родителей, но обязательно придерутся профессиональные жалобщики. Правда, договора и уставы необходимо неукоснительно соблюдать и самим работникам учреждения.

Но важно не только, чтобы школа выполняла возложенные на нее функции, часто нужно просто «не выносить сор из избы», а внутри пусть происходит что угодно: «Родителям разрешили жаловаться на учителей, очень часто вопрос решается не в пользу учителя, даже если учитель подтверждает свою правоту документально. Как правило, ответ вышестоящих организаций следующий: "Вы не смогли решить/замять этот конфликт сами, поэтому будете наказаны». Главное замять. Главное наказать (самого беззащитного), а остальное уже неважно.

Отсутствие полноценного разбирательства по жалобе, заведомое признание учителя/школы виновными во всех возможных ситуациях — слабость руководства.

«…Сейчас учителя никто не собирается защищать от полицейского и чиновничьего произвола потому, что абсолютно бесправным стал руководитель образовательной организации, которого в любой момент можно уволить без какого-либо обоснования. А незащищенный учитель проявляет рабскую психологию и подло мстит ученикам… До тех пор, пока наше государство не возьмет на себя ответственность за подрастающее поколение, до тех пор, пока в государственной думе и других властных структурах не перестанут перекладывать ответственность за все неудачи и преступления на школу, учителя не смогут достойно выполнять свою работу. А хуже от этому всем нам и каждому в отдельности», — сказал в своем интервью Педсовет.су профессор, д.п.н. Николай Борытко.

«Мне кажется, что таким образом родители пытаются загладить свою вину перед ребенком. Работа, усталость, нехватка времени — все это приводит к тому, что родители почти не видят своих чад. К тому же в школе сейчас работает много случайных людей (государство сделало все, чтобы талантливые люди уходили из школы)», — говорит учительница со стажем больше 20 лет, и добавляет: «Я бы в первую очередь разобралась в себе. Что-то, возможно, сделано не так. Я — взрослый человек, специалист, но допустила такую ситуацию».

Подчас мы ждем, что родители сами по себе, по своим внутренним побуждениям и мотивам будут разговаривать вежливо, корректно. Но в качестве зарисовки приведем статистику РИА Новости:

  • 36 тысяч женщин ежегодно терпят побои мужа;
  • 20 тысяч детей ежегодно становятся жертвами родителей;
  • 12 тысяч женщин ежегодно гибнет от домашнего насилия;
  • 2 тысячи детей ежегодно кончают жизнь самоубийством, пытаясь избежать домашнего насилия;
  • 10 тысяч подростков ежегодно убегают из дома.

Нажмите для увеличения

Сколько наших учеников и их родителей среди этих семей? Кто к нам приходит учиться, на беседу? Подчас эти дети и сами родители выросли в отсутствии нормальных человеческих отношений и не знают, что такое спокойный разговор, диалог, уважение, любые слова они принимают на свой счет и сразу начинают «защищаться» и проявлять агрессию.

Усугубляет дело отработка «анонимок», когда полные отчеты запрашиваются по заявлениям от вымышленных имен, в которых содержатся неполные и недостоверные данные.

«На нашу школу пишут жалобы и уже не одну, пишут и подписываются вымышленным именем. Пишут о том, что нужно организовать проверку, что в школе есть педагоги с недостойным поведением и т.д.».

«Понимая, что сами не выполняют во многом родительские обязанности, они сразу начинают угрожать — позвоню. напишу. вам покажут. нажалуюсь. И ведь действительно, не хочется связываться с такими родителями, т.к. замучаешься потом писать объяснительные. Если бы на анонимные жалобы не реагировали вышестоящие организации, да еще и привлекли бы к ответственности за необоснованные жалобы, тогда бы можно было говорить, что учителей тоже защищают власти. А пока получается, что родители всегда правы. ».

Видимо, проблема жалоб сейчас настолько остро стоит в различных инстанциях, что в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» внесли поправки: с теми, кто годами пишет жалобы по одним и тем же адресам по одним и тем же вопросам, переписку можно приостанавливать, также было расширено понятие «анонимная жалоба».

В целом обращение органом не рассматривается, если:

  • оно является нечитаемым;
  • в обращении содержатся угрозы или нецензурная брань;
  • на аналогичные обращения давались неоднократные письменные ответы по существу;
  • обращение является анонимным.

Тем более не стоит давать пояснения и начинать разбирательства с родителями, некорректно обращающимся к учителю по телефону или лично. Все спорные вопросы лучше вести в присутствии третьих лиц, с завучем, а разговоры записывать на диктофон.

Также стоит знать, что родители могут «злоупотреблять правом», то есть осуществлять гражданские права исключительно с намерением причинить вред другому лицу, заведомо недобросовестно осуществлять гражданские права и действовать в обход закона (см. 10 ГК РФ). В определении Верховного суда РФ по делу № 32-КГ14-17 было дано следующее разъяснение: «Злоупотребление правом имеет место в случае, когда субъект поступает вопреки норме, предоставляющей ему соответствующее право, не соотносит поведение с интересами общества и государства, не исполняет корреспондирующую данному праву юридическую обязанность». Родителям, действующим недобросовестно, мешающим полноценной работе школы и педагогов, забывшим о своих собственных обязанностях в отношении ребенка, можно напомнить о такой статье ГК РФ и при необходимости обращаться в суд.

Что вы думаете о родительских жалобах? Какие случаи были в вашей школе? Поделитесь в комментариях.

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector