No Image

Работа психолога в садике

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Детским психологам известно, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги – т.е. все ближайшее окружение ребенка. Поэтому, программу работы в детском саду строила так, что бы охватить всех взрослых, влияющих, воспитывающих, обучающих ребенка дошкольника.

В начале каждого учебного года, создавая удобный блок методик для массового обследования детей, проводила всестороннюю психодиагностику каждого ребенка, получая, в результате, данные о характере психического развития детей, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его социального благополучия.

Анализируя всю полученную информация о каждом ребенке, выделяла определенные группы детей для оказания им психолого-педагогической помощи:

  • Дети, имеющие проблемы в развитии познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • Дети, имеющие трудности общения со сверстниками;
  • Агрессивные дети;
  • Гиперактивные дети;
  • Дети с повышенной тревожностью;
  • Замкнутые, стеснительные, обидчивые дети.

Рекомендации психолога и работа с детьми распределилась между всеми участниками воспитательно – образовательного процесса.

Родители получали подробную информацию о том, в какие игры играть с малышом (в зависимости от того, какие познавательные процессы требуют развития), о способах и приемах развивающего общения с ребенком в семье, о приемах снижения детских страхов, о способах сглаживания конкуренции детей в семье, об игровых приемах, позволяющей достаточно быстро приучить ребенка убирать за собой игрушки и т.д.

Воспитатели получали подробные рекомендации по каждому ребенку своей группы:

  • Данные социометрии и приемы работы с изолированными и непопулярными детьми группы:
  • Анализ взаимоотношений ребенок – воспитатель и приемы налаживания этих отношений;
  • Приемы общения и перечень коррекционных игр для агрессивных, импульсивных, тревожных детей в группе;
  • Приемы помощи детям с нарушениями игровой деятельности;
  • Анализ уровня возрастного развития детей группы, перечень игр и упражнений по развитию памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения у детей.

В фокусе психолога, в течение учебного года, были и дети и взрослые. Работа включала:

  • Психологическое просвещение родителей на родительских собраниях и воспитателей на семинарах.
  • Распространение и обновление периодической, короткой, полезной визуальной информации в уголках психолога в каждой группе детского сада и для воспитателей, в холле детского сада.
  • Консультирование по запросам родителей и воспитателей в течение всего учебного года.
  • Предоставление психологической литературы и видеоматериалов из богатой собственной библиотеки, для пользования родителям и воспитателям.
  • Проведение тренингов психологических для родителей, по детско-родительским отношениям и для воспитателей, по профессионально личностному росту.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми в подгруппах (по 4-6 ребенка) и индивидуально по потребности ребенка.
  • Терапию песочную детскую и взрослую.

Конспекты одного занятия психолога с педагогами, с детьми и с воспитателями.

ДЕТИ (тренинг психологической готовности к школе)

ТЕМА: “ Я преодолею трудности ” (развитие и закрепление чувства успешности при преодолении трудностей у детей).

1. Ритуал приветствия. Дети и психолог приветствуют друг друга, передавая привет пожатием руки по кругу.

2. «Мысленная картинка». (активизация воображения). Дети закрывают глаза, вслушаться в тихую музыку и пробуют придумать какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе.

3. «Я – смогу». (позволить каждому ребенку достичь успеха и почувствовать свой потенциал при достижении положительного результата, преодолевая сложности горы «Трудно», горы «Скучно» и горы «Неудача»).

«Гора «Трудно»». Детям предлагается пой­мать палочку на леске, (которую держит психолог) – локтями, ногами, ступ­нями и т. п.

Гора «Скучно». Детям предлагается скучное задание: в течение 2—3 минут внимательно рассматривать маленький мячик, не отводя от него взгляда.

Гора «Неудача». Детям предлагается перерисовать фразу, написан­ную прописными буквами, «Это Ша­рик». Затем обсуждаются возникшие ошибки, возможности их исправления. Далее работа проделывается снова. Срав­нивается качество второй и первой ра­бот, подчеркивается обучающая роль ошибок.

4. «Я преодолел эти горы». (закрепление чувства успешности у детей). Дети рисуют свой путь через три сказочные горы и себя, попавшего в страну Знаний.

5. Ритуал прощания: «Всем-всем до свиданья». (развитие чувства сплоченности). Дети ставят свои кулачки в единый «столбик», затем громко кричат: «Всем-всем до свиданья!» и убирают кулачки.

По результатам занятий у детей повышался интерес к познавательным задачам, отмечалась положительная тенденция в развитии произвольности внимания и поведения; улучшались эмоционально-позитивные отношения со сверстниками и развивались умения на совместную игровую деятельность.

РОДИТЕЛИ (тренинг детско-родительских отношений)

ТЕМА: “ Поговори со мною, мама ” (развитие навыков позитивного общения со своим ребенком).

1. «Разминка» (активизация внимания участников к своему ребенку). Участники по очереди проговаривают: «Меня зовут… И я хочу, что бы мой ребенок научился от меня…»

2. Минилекция: «Сегодня тема нашего занятия – как говорить с детьми. И мы сделали это упражнение не просто так. На протяжении всего курса (и особенно на этом занятии) мы будем не просто находить общий язык с нашими детьми. Мы должны стать для них образцом для подражания. Например, мы должны научить их уважению, высказывая уважение всякий раз, когда мы разговариваем с ними. Или мы можем продемонстрировать им на собственном примере, что можем выговорить свои чувства, вместо того, что бы выплескивать их наружу в виде действий, зачастую носящих разрушительный характер.

3. «Что нам удалось на прошлой неделе». Участники разбиваются на пары и рассказывают друг другу о выполнении своего домашнего задания.

4. «Практикум». (погружение в тему на личностном уровне). Участники дают свою оценку списку высказываний, используя обозначения: «замечание», «обвинение», «инструкция», «принижение», «угроза»

5. «Видеосюжет» (введение в новую тему). Участники смотрят сюжет из видеофильма.

6. «Учебные примеры» (углубленное изучение темы). Участники называют 2-3 непродуктивных способа сделать ребенку замечание из списка предложенных ситуаций:

– ваш сын уставился в пол и отказывается смотреть на людей, с которыми вы разговариваете;

– ваша дочь не идет к столу, хотя ее уже несколько раз звали обедать;

– ваш ребенок разбросал игрушки по комнате;

– вы готовите обед, и вам очень мешает шумная возня, которую устроили ваши дети в гостиной;

– ваш малыш целый день хнычет, но отказывается, когда вы предлагаете ему с вами поиграть.

Родители по очереди высказывают варианты уважительного обращения к ребенку в каждой из этих ситуаций. Стараются формулировать «Я – высказывания» и с их помощью донести до ребенка свои эмоции и потребности.

7. «Отработка умений и навыков». Участники хором проговаривают фразу: «Я так старалась приготовить вкусный обед и мне очень обидно, что ты даже не хочешь его попробовать» в трех вариантах: «Агрессивно, громко, как бы, рявкая на ребенка!», «Еще громче и резче!», «А теперь, тоже самое, спокойно и уважительно к ребенку».

– Почувствовали разницу? Кто хочет прокомментировать?

Далее, разбившись на группы по 3 человека, участники обсуждают одну из предложенных ими самими ситуацию, в которой обычно срываются и кричат на ребенка. Подгруппа старается найти иные способы поведения в этих ситуациях:

8. Минилекция: «Иногда это может быть вопрос дисциплины, и вы действительно должны установить определенные рамки, за которые ребенок не в праве выходить (об этом мы будем говорить на следующем занятии), но даже в таких случаях вы можете говорить в уважительном тоне и не набрасываться на него чуть ли не с кулаками» .

Далее участники в ролях проигрывают заявленные ситуации. Один участник играет роль ребенка, т.е делает то, что обычно делает его ребенок. А другой участник «родитель» говорит с ребенком так, как обычно это делают родители. Эти короткие сценки оказывают сильное воздействие на всех участников, в том числе и на того, кто поднял эту проблему.

Читайте также:  Оплата за капремонт в крыму

После обсуждения участникам предлагается обыграть ту же сценку, но уже с другим вариантом реагирования на ребенка, стараясь показать уважительное отношение к нему.

9. Задание для освоение навыков и умений. На протяжение следующей недели.

10. Медитация (актуализация внутреннего потенциала).

11. Подведение итогов. Комментарии участников. Завершение занятия

Тренинги детско-родительских отношений оказывали большое влияние на пересмотр родителями стереотипного отношения к своему ребенку, способствовали более глубокому пониманию поведения своих детей, а сами дети, будучи очень чувствительные к таким позитивным изменениям со стороны своих родителей, становились более спокойными, более уравновешенными, более счастливыми.

ВОСПИТАТЕЛИ (тренинг проффессионально – личностного роста педагогов) .

ТЕМА: Развитие рефлексивных умений

1. Как себя чувствуете – какой погодой? (осознание своего настроения).

2. Игра: «Приветствие». (разрядка эмоционального напряжения). Приветствие по кругу участников сопровождается каким либо жестом (прыжок, хлопок, поклон и т.д.). Следующий повторяет подаренный ему жест и показывает свой (жесты повторятся не должны).

3. Обсуждение домашнего задания. (активизация внимания к занятию, анализ самостоятельной работы). Участники зачитывают свои записи, что с ними происходило на прошлом занятии, свои мысли, переживания, чувства. Что хотели сказать самой себе.

4. Минилекция. Рефлексия – это процесс самопознания. А рефлексивные умения – это умения анализировать свои мысли, чувства, поступки, переживания. Человеку, который слабо разбирается в своих чувствах и переживаниях, мотивах собственного поведения, трудно понять и принять чувства, особенности поведения другого человека.

О рефлексии в художественной литературе

Весной ко мне сватался парень один.

Твердил он: — Безмерно люблю, мол.

-А я говорю: — Ненавижу мужчин!

-И впрямь ненавижу, он думал…

Вот дурень, что так он подумал!

Фридрих Дюрренматт : «Поручение, или о наблюдении за наблюдающим за наблюдателями».

Шри Ауробиндо: «птичка, сидящая в ветвях дерева, наблюдает за другой птичкой. сидящей в ветвях дерева»

(В книге о Кэрроле упомянуты стихи о молодом человеке, поцеловавшем «спящую» девушку):

Он думал, что уснула я, и все во сне стерплю,

Иль думал, что я думала — что думал он: «Я сплю»…

Из песни Максима Леонидова:

Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть — не оглянулся ли я…

5. Упражнение «Здесь и теперь» (развитие умения осознавать свои чувства). Выразите свое состояние, на данный момент, начиная со слов:

«Я – чувствую..», «Я – осознала…». (подсказка – Как себя чувствуешь? Что тебя волнует? Что произвело на тебя впечатление? Что тебе снилось?). Молчание более 10 сек – ход переходит к другому. Участники представляют свое состояние невербально (мимика лица или поза тела). Затем рисуют абстрактную картинку своего состояния.

6. Упражнение «Цели и ожидания» (развитие умения осознавать свои цели). Участники записывают в блокнотах, с какой целью они сюда пришли и, что ожидают от занятий в этой группе: " Вообразите, что перед вами в любом месте зала стоит самый решительный человек в мире. Теперь станьте на то место и сообщите свои цели и ожидания остальным участникам группы". Обсуждение: что вы ощущали, когда говорили о своих целях.

7. Упражнение «Без маски». (самораскрытие). Участники по очереди берут карточки и заканчивают предложения. Рефлексия: трудно ли было продолжать предложение? Какие вызвали особые трудности?

8. Упражнение «Список претензий» (развитие умения выражать свои негативные чувства). Каждый на листках (без подписи) записывает претензии к членам группы (адресно), к ведущему, к группе в целом. Бумажки смешиваются. По одной, ведущий, зачитывает бумажки. Тот, кому адресована претензия, высказывает свое отношение к полученной претензии, и, если желает, может дать обоснование, почему намерен или не намерен измениться или почему согласен или не согласен. При претензиях к группе – ответ держит группа.

9. Разминка: «Красавица и чудовище». «Станьте в две шеренги друг против друга. Играем до трех победных очков. В игре участвуют три фигуры: Красавица (делает реверанс и кокетливо смотрит); Чудовище (руки подняты вверх, пальцы ра­стопырены как когти, угрожающее рычание «Р-р-р»); Рыцарь (‘вы­таскивает воображаемый меч и угрожающе произносит «У-у-у»). Если Чудовище съедает Красавицу, команда, показавшая Чудовище, получает одно очко. Если Рыцарь убивает Чудовище, команда, показавшая Рыцаря, в свою очередь получает одно очко. Если Красавица соблазняет Рыцаря, команда, показавшая Красавицу, получает очко в этом раунде. Если обе команды показали одинаковые фигуры, объявляется ничья (только в этом раунде) и очки не присваиваются». Командам дается 30 секунд, чтобы выбрать, какую фигуру они будут показывать. По сигналу тренера команды поворачиваются лицом друг к другу и на счет «три» показывают фигуру, которую выбрали. Тренер берет на себя роль судьи, присваивает командам очки.

10. Упражнение «Проницательность» (развитие наблюдательности и интуиции). Участники разделены на 2 подгруппы. Каждый оценивает в подгруппе каждого, письменно отвечает на вопросы на листочке: Откуда родом этот человек? Как выглядит его квартира, дом? Кто был главным в детстве этого человека (мама, папа, дедушка, бабушка, сосед…)? Сколько у него друзей? Что он любит есть? Что он любит пить? Каково его хобби? Как он проводит свое свободное время? Как выглядит его рабочее место(порядок, беспорядок…вариант ваш…)? Какой она воспитатель (чуткий, строгий, резкий,… вариант ваш..)? Как ведет себя в споре, конфликте? Что настораживает в этом человеке? Что нравится в этом человеке? Затем один садится в пол оборота к остальным и выслушивает их мнение о себе (как они поочередно озвучивают свои записи о нем). (10 мин). Потом участник поворачивается к группе и кратко отмечает совпадения с реальностью, и что мимо. (5 мин). Тот же процесс и с другими повторяется. Вся группа собирается в круг. Каждый делится впечатлением: Насколько легко было отвечать на вопросы? Что совпало с реальностью, какой процент точных попаданий?

11. Визуализация «Мудрец из храма» (актуализация личного потенциала). Кто хочет поделиться увиденным?

12. Рефлексия по результатам занятия. Участники заполняли бланки с незавершенными предложениями:

– Во время занятия я поняла, что…

– Самым полезным для меня было…

– На занятии мне не понравилось…

– На следующем занятии я хотела бы…

13. Оценка своего состояния. Каждый подходил к таблице и оценивал свою степень усталости, активности и интереса к происходящему на занятии по 7-бальной шкале

14. Ритуал прощания. Все в кругу, руки в центр круга (сложить всем вместе) и проговорить хором «Всем-всем всего хорошего

Воспитатели тренировались в искреннем, открытом общении и «я – высказываниях». Усваивали приемы определения модальности собеседника. Развивали свои способности принимать решения в различных, педагогически сложных, ситуациях. Учились , выдержке, самообладанию.

Анализ проделанной работы за учебный год строился по результатам диагностики детей в конце учебного года.

– развитие познавательных процессов ;

– развитие мелкой моторики руки;

– самооценка и уровень притязания;

– мотивационная и волевая сферы;

Совместные усилия взрослых, вовлеченных психологом в процесс психологического сопровождения дошкольника, значительно повышали психологическое здоровье воспитанников детского сада и возможности удачного старта ребенка из детского сада в школьную жизнь.

Роль психолога в детском саду огромна. В его руках, в буквальном смысле, психическое здоровье и гармоничное развитие наших детей, ведь большую часть активного времени они проводят именно в детском саду. Поэтому, наверное, не нужно объяснять родителям, что не лишним будет поинтересоваться, что за специалист работает в вашем детском саду в должности педагога-психолога, какую он имеет квалификацию и в какой форме осуществляет свою деятельность.

Читайте также:  Дома с участком в рассрочку

В зависимости от запросов и установок администрации ДОУ психолог в детском саду может играть разные роли:

– консультанта, который занимает отдельный кабинет и при необходимости оказывает помощь детям и родителям по вопросам развития детей;

– наблюдателя, который посещает занятия в группах, диагностирует детей и консультирует воспитателей по работе с конкретными детьми;

– активного участника учебного процесса, который разрабатывает программы вместе с воспитателями, проводит занятия для детей;

– ведущего консультанта по вопросам организации учебного процесса, улучшает работу воспитателей, проводит семинары для педагогического состава, консультации воспитателям и т.д.;

– исследователя, наблюдателя, в целом, за учебным процессом.

От того, какая из этих ролей выбрана для психолога в детском саду, зависят и его основные обязанности, и его функции. Они могут быть очень разными в разных детских садах, но, в целом, их можно свести к нескольким пунктам:

– информационная функция – предоставление специализированных сведений;

– диагностическая-определение общих и индивидуальных особенностей развития детей, их готовности к школе, мониторинг личностного развития дошкольников и т.д.;

– профилактическая – создание условий для гармоничного развития детей, защита психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса;

– коррекционная – помощь в решении существующих психологических проблем у детей дошкольного возраста, психокоррекция отклонений в индивидуальном развитии и поведении;

– пропедевтика – обучение педагогического персонала, улучшение его работы, повышение психологической культуры родителей, педагогов, дошкольников.

Основные цели работы:

– оптимизация учебно-воспитательного процесса, улучшение психологического климата в коллективе;

– психологическое сопровождение детей «группы риска»;

– психологическое сопровождение когнитивной сферы дошкольников;

– психологическое развитие креативности у детей;

– консультирование родителей и консультирование педагогов по вопросам психологии, ее практического использования в организации начально-воспитательного процесса.

Что делает детский психолог?

Цель психодиагностики – определение уровня развития тех или иных психических процессов у человека (памяти, внимания, мышления и т.д.), и, как следствие, дать представление об объективном состоянии человека. Многие, наверное, знают, что для проведения диагностики у взрослых используют тесты. Для детей тоже используют тесты, но особые – детские. Психолог может попросить дошкольника что-то нарисовать, рассказать, ответить на вопросы, даже поиграть с ним в интересную игру – а на самом деле с помощью этих действий соберет необходимые для работы данные. Детский психолог имеет на вооружении очень много психодиагностических средств и методик.

Многие дети нуждаются в развитии необходимых навыков и качеств, которые психолог поможет развить с помощью развивающих психологических игр. Очень часто они проводятся с группой детей, поэтому дошкольник овладевает навыками общения с другими детьми, учится свободно чувствовать себя в коллективе.

Если у ребенка выявлены серьезные эмоциональные или личностные трудности нужна специально организованная психотерапевтическая работа. Например, это могут быть занятия с детьми на снятие тревожности на снятие тревожности, страхов, повышение самооценки, на понижение агрессии. Детская психотерапия поможет если ребенок пережил сильный стресс.

и семейное консультирование

Каждый психолог знает, что все проблемы детей – это проблемы их родителей. И в большинстве случаев это так. Начиная разбирать по крупинкам все детские трудности, выясняется, что причины находятся в семейных проблемах и конфликтах, неадекватности стиля воспитания и т.п. Поэтому, чтобы решить проблемы ребенка родителям требуется самим разобраться в причинах и изменить негативное в своем поведении, в ситуации, окружающей дошкольника. Консультируя родителей, психолог помогает им увидеть себя и ситуацию со стороны, а значит, сделать правильные выводы. Он не осудит Вас и не упрекнет за что бы то ни было.

В теории решения изобретательских задач имеется понятие «идеальный конечный результат», когда функция, ради которой создавалась система, выполняется наилучшим образом. Тогда практический психолог в детском саду-это:

– «живая» вода для ребенка, которой можно исцелить все раны души;

– садовник, который знает, куда посадить ростки, чтобы они расцвели красивыми цветами, и какие нужны условия для каждого индивидуального растения;

– мостик между ребенком и другими детьми;

– взрослый, который по-настоящему любит играть;

– создатель психологического климата в коллективе и катализатор его творческого потенциала .

На сайте использованы мои авторские материалы, присылаемые другими авторами материалы, и материалы, которые находятся в открытом доступе в сети Интернет. Если Вы считаете, что нарушены Ваши авторские права и на сайте опубликован материал, который принадлежит Вам, можете обратиться ко мне через форму КОНТАКТЫ.

Организация работы психолога

Нередко психолог, который только приступил к работе в детском саду, не знает о том, какими документами ему следует руководствоваться, определяя перечень своих обязанностей. Исходя из Положения о службе практической психологии в системе образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999 года, можно выделить следующие направления деятельности психолога .

Психологическое просвещение — формирование у родителей, педагогического персонала и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Психологическая профилактика — обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации; разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей.

Психологическая диагностика – получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития.

Развивающая и психокоррекционная работа — активное взаимодействие педагога-психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающими психическое развитие и становление личности дошкольников, реализацию возрастных и индивидуальных особенностей развития; участие в разработке, апробации и внедрении комплексных медико-психолого-педагогических и коррекционных программ; реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии детей.

Психологическое консультирование — консультирование администрации дошкольного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом; консультирование педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей; консультирование представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей и проблемами их возрастных и индивидуальных особенностей психического и личностного развития.

Среди должностных обязанностей педагога-психолога выделяют следующие:

• проведение в образовательном учреждении работы, направленной на обеспечение психологического здоровья и развития личности детей;

• выявление условий, затрудняющих становление личности ребенка, и оказание детям, педагогам и родителям помощи в решении личностных проблем посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции и реабилитации;

• проведение психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению при переходе их из одной возрастной группы в другую и выбор соответствующего уровню психического развития личности типа образовательной программы;

• планирование и разработка совместно со старшим воспитателем развивающих и психокоррекционных программ обучения с учетом индивидуальных половозрастных особенностей личности ребенка;

• содействие поиску, отбору и творческому развитию одаренных детей;

Читайте также:  Как избавиться от инфляции

• выявление детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития;

• обследование и оказание социально-психологической поддержки детям с дефектами умственного и физического развития;

• формирование психологической культуры детей, педагогов и родителей;

• консультирование родителей и педагогов по вопросам развития данного образовательного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетенции, педагогов и родителей.

Перечисленные направления работы должны быть отражены в документации, которую необходимо вести психологу. Схема ведения документации приведена в письме № 2-30-20 Л.Е. Курнешовой от 09.09.2003 года «О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы» (см. Приложение 5). В письме перечислены основные документы и дана их общая характеристика. Рассмотрим их подробнее.

Годовой план работы. План работы (как и другие документы: аналитический отчет, график работы на неделю и т. д.) в обязательном порядке заверяется заведующей детского сада. Обычно его также следует согласовать с окружным методическим центром, в котором молодому специалисту помогут сориентироваться в правилах составления документов.

Таблица 1

Пример перспективного плана работы педагога-психолога на первое полугодие_учебного года

В плане должны быть представлены все основные направления работы психолога. Распределение деятельности психолога в соответствии с ее адресатом (дети, педагоги, родители) позволяет не только представить объем работы, но и сопоставить направления деятельности. Так, при работе с детьми нужно учитывать, что одной из самых сложных задач является подготовка детей к школе. Поэтому в первую очередь в проведении диагностики нуждаются именно эти дошкольники. Полученные результаты используются психологами и педагогами для проведения коррекционной работы с детьми и проверяются во втором полугодии при проведении повторной диагностики. Диагностика развития детей средней и старшей групп также проводится два раза в год. В первом полугодии можно ограничиться диагностикой интеллектуального развития, а во втором – эмоционального и социального. При выборе методик психологу следует ориентироваться на те, которые рекомендованы к использованию Министерством образования и науки РФ или Департаментом образования. Только в этом случае можно говорить об их обоснованном выборе.

Взаимодействие психолога с педагогами во многом опирается на результаты, полученные в ходе диагностики. После диагностики дошкольников подготовительной группы психолог обсуждает с педагогами каждого ребенка, выстраивает план совместной коррекционной и педагогической работы с тем, чтобы ко времени проведения повторной диагностики все дети достигли среднего уровня готовности к школе. Аналогичные встречи проводятся и с педагогами других групп.

Сентябрь, как правило, связан с поступлением в детский сад новых детей, их адаптацией, налаживанием продуктивного общения с родителями, поэтому планировать на этот месяц диагностические, коррекционные или иные мероприятия не следует. На первой в учебном году встрече психолог может рассказать родителям о закономерностях развития ребенка в этом возрасте, поделиться планом работы с группой на год, определить часы приема родителей. Нужно иметь в виду, что не все родители могут согласиться на то, чтобы с их ребенком занимался психолог. Поэтому каждый из родителей должен дать письменное согласие (или несогласие). В конце первого полугодия по результатам диагностики проводится второе родительское собрание, на котором рассказывается об успехах детей. Родителей дошкольников, у которых были выявлены какие-либо проблемы, следует тактично пригласить на собеседование. На общем собрании неприемлемо говорить о проблемах конкретных детей, рассказывать об их трудностях. Это породит неблагоприятное отношение к этим детям со стороны сверстников и осложнит взаимодействие с родителями.

Аналитический отчет. Выполнение плана работы отражается в аналитическом отчете (см. таблицу 2). Конечно, жизнь вносит свои коррективы во время проведения занятий и встреч (например, в случае если дошкольное учреждение участвует в интеллектуальном марафоне воспитанников, проходит аттестацию и др., психолог физически не успеет провести запланированную работу в обозначенное в плане время), но это не означает, что указанный объем работ не должен быть выполнен.

Таблица 2

Пример отчета педагога-психолога о проделанной работе за_учебный год

Примечание. 1. На следующий учебный год запланировать диагностику эмоционального благополучия детей средней группы.

2. Разработать серию коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

График работы на неделю. При составлении графика работы на неделю (см. таблицу 3) следует опираться на Инструктивное письмо № 29/1886-6 от 24.12.2001 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» (см. Приложение 6). Приведем пример такого плана.

Таблица 3

Из приведенного выше плана видно, что 18 часов в неделю психолог посвящает непосредственной работе с детьми, педагогами и родителями и 18 часов в неделю он может проводить вне образовательного учреждения, используя это время для анализа результатов, работы с документами, подготовки материалов и т. д.

Диагностическое обследование рекомендуется проводить утром, после завтрака, когда дети еще не утомлены занятиями и другой деятельностью. Встречи с родителями лучше всего организовывать во время обеда детей. При этом нужно отметить, что в график работы психолога, как и в аналитический отчет, могут вноситься изменения. Например, если родители не пришли на консультацию, то психолог может заняться обработкой результатов диагностики, обозначив в своем расписании другое время для приема родителей на следующей неделе.

На основании плана психолог ежедневно заполняет журнал, в котором отражаются результаты проведенной работы. В случае посещения дошкольного учреждения окружной или иной комиссией все вышеперечисленные документы должны быть представлены по ее требованию.

Психологическая карта ребенка. Результаты работы психолога с конкретными детьми должны быть отражены в индивидуальной психологической карте. Все материалы, связанные с ребенком (результаты диагностического обследования, беседы с родителями, анкетирование, коррекционная работа, консультации с другими специалистами), должны быть собраны в одной папке и распределены по годам. Собственно, карта развития ребенка – это наглядное отображение динамики ребенка по основным направлениям психического развития: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение, произвольность, развитие игровой деятельности, физическое развитие, динамика эмоционального состояния.

Не существует единых требований к внешнему виду карты. Можно использовать цветовое деление, отмечая соответствующий уровень достижения навыков (низкий – красный, средний – желтый, высокий зеленый) и размещать информацию в табличном виде или отображать ее в виде графиков и диаграмм (с примером психологической карты ребенка можно ознакомиться в Приложении 7).

Рекомендуемая литература

Закон Российской Федерации № 32661—1 от 10.06.92 г. «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ, с изменениями на 25 июня 2002 г.).

Инструктивное письмо МО РФ № 29/1886^6 от 24.12.2001 г. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».

Конвенция о правах ребенка.

Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.99 г.

Письмо Госкомитета СССР по народному образованию № 16 от 27.04.89 г. «О введении должности психолога в учреждениях народного образования».

Письмо Министерства народного образования РСФСР № 247/18—21 от 30.11.89 г. «О введении в штаты дошкольных учреждений должности психолога и о подборе на эту должность специалистов».

Письмо Минобразования РФ № 70/23^16 от 07.04.99 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».

Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ № 616.

Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи № 867 от 31.07.98 г.

Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 09.07.98 г.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector