No Image

Разбитая посуда в ресторане

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Допустим, клиент общепита разбил посуду в кафе. Что дальше?

Если клиент разбил посуду, то тем самым он причинил имущественный вред в виде убытков в размере стоимости посуды. Кафе или ресторан вправе требовать возмещения убытков в полном размере (на основании положений статьи 15 и пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса). Тот факт, что посуда была разбита случайно, не освобождает от ответственности, так как формой вины в гражданских правоотношениях может быть не только умысел, но и неосторожность. Поскольку в данном случае речь идёт о возмещении вреда в результате повреждения имущества, а не о стоимости услуг кафе, то расходы на бой посуды в стоимость блюд включаться не могут.

Но, допустим, чашка или тарелка разбилась случайно. А администратор заявляет, что если вы не оплатите стоимость разбитой посуды, то он вызовет полицию. Правомерны ли такие действия?

Такие действия неправомерны. Если вам не удалось договориться о размере возмещения ущерба с администрацией кафе, то вопрос может быть решён только в судебном порядке. Сомнительно, что кафе будет судиться из-за такой незначительной суммы, как стоимость разбитой чашки.

Что касается угроз вызвать полицию, то инциденты со случайно разбитой посудой не имеют никакого отношения к полномочиям полиции. Другое дело, если клиент нарушает общественный порядок — например, нетрезвый посетитель устраивает драку в кафе и при этом разбита посуда или повреждено другое имущество. Но и в этом случае вопрос о возмещении ущерба решается не полицией, а судом, как при назначении административного или уголовного наказания, и только если будет установлен факт административного правонарушения или преступления.

Бывают случаи, когда администрация кафе угрожает вызвать полицию, обосновывая это тем, что отказ клиента оплатить счёт в части штрафа за разбитую посуду является мелким хищением. В таких случаях следует иметь в виду следующее. Включение размера штрафа в меню и в счёт за обслуживание незаконно. В случае утраты или повреждения имущества возмещению подлежит реальный ущерб (в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса), то есть вы обязаны компенсировать только реальную стоимость разбитой посуды, которую потерпевшая сторона (то есть кафе) ещё должна обосновать. Администрация кафе не имеет права указывать в меню размер штрафа за разбитую посуду выше, чем составляет сумма реального ущерба. Это будет нарушением прав потребителей и идёт вразрез с нормами, установленными в законе (пункт 1 статьи 16 закона «О защите прав потребителей»). Таким образом, если вы отказываетесь оплатить штраф, то это не может расцениваться как хищение.

Если у вас есть какие-либо вопросы к нашему юристу, можете задавать их по телефону +7(978)708-44-84 — специалист даст на них квалифицированный ответ.

Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 319 от 5 марта 2015 года

Представьте, вы нечаянно разбили бокал или тарелку в ресторане. А может даже что и посерьёзнее — кальян или светильник. В такой ситуации может оказаться каждый. Что делать? Платить ту сумму, что вам озвучит ресторан? Не спешите! Лучше почитайте наши советы.

Юридическая сторона вопроса

Прежде всего, немного осветим юридическую сторону вопроса. В гражданском кодексе РФ есть статья 211, которая гласит, что риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Исходя из этой статьи вы не должны оплачивать случайно разбитую посуду.

Однако тут есть одно «но». Заведение может составить прейскурант со стоимостью посуды и в нём указать, что за порчу имущества несёт ответственность клиент. Такой документ, если он правильно оформлен, может считаться публичным договором. Заведение обязано ознакомить клиента с этим прейскурантом. Но по факту заведение очень редко доводит до клиента такую информацию. Обычно прейскурант «бой посуды» расположен на последней странице меню, и клиент о нём узнаёт, когда заказ уже сделан. В этом случае все риски случайной порчи имущества лежат на собственнике заведения. Таким образом, условие о взимании штрафных санкций ущемляет права потребителя, установленные ст. 210, 211 ГК РФ, и на основании ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» является недействительным.

Читайте также:  Разряды поваров по порядку

Кроме того, говорить о том, что условие о штрафе за разбитие посуды согласовано в случае размещения страницы «о штрафах» в меню необоснованно. Данное условие не было согласовано с Вами в письменном виде.

Стоит заметить, что приличный ресторан никогда не станет делать такую вкладку в меню. В таких ресторанах расходы на бой посуды уже заложены в стоимость блюд. Если вам всё же не повезло, и вы оказались в заведении, где за разбитый бокал с вас требуют деньги, да ещё по сильно завышенным тарифам, то действуйте по инструкции, которую мы для вас составили.

Инструкция: что делать, если в ресторане с вас требуют возмещение ущерба

Прежде всего подумайте, а ваша ли вина в том, что повреждено имущество ресторана. Ведь это могло произойти из-за халатности сотрудника заведения, например, официант поставил бокал на самый край стола. Или стол был в неустойчивом положении и шатался. Или кто-нибудь вас случайно задел. Да мало ли что ещё может произойти в жизни. В этом случае следует заявить об этом администратору заведения. Велика вероятность, что конфликт будет улажен без необходимости оплаты ущерба.

Если же вы согласны с тем, что имущество повреждено по вашей вине, и вы согласны с сумой ущерба, можете заплатить на месте. Только обязательно попросите выдать вам документ, подтверждающий факт оплаты.

Если вы не согласны с озвученной сумой или вы по какой-либо причине не хотите оплачивать ущерб на месте, то действуйте по следующему алгоритму:

«Да, я признаю, что нанёс ущерб ресторану. Запишите моё имя, паспортные данные, адрес. Присылайте мне на этот адрес претензию и укажите в ней сумму ущерба. Если эта сумма будет документально обоснована, то я перечислю деньги на указанный в претензии счет. Если сумма будет завышена, то спор будем решать в судебном порядке.»

Если дошло до конфликта

Если сотрудники ресторана не соглашаются с предложенным вариантом, и охранники блокируют вам возможность покинуть заведение, смело вызывайте полицию. У охранников и сотрудников заведения нет права задерживать вас или настаивать на немедленной оплате причинённого ущерба. Как бы не оценивали ваши действия (которые привели к разбитию посуды) речь не идет о преступлении, потому никто не имеет применять к вам силу. Соблюдайте спокойствие, не поддавайтесь на провокации. Сообщите полиции о противоправных действиях сотрудников ресторана, а также о том, что вы не возражаете против возмещения ущерба, но только в законном порядке.

В такой ситуации вы имеете право вести аудио- или видеозапись, чтобы зафиксировать фактические обстоятельства произошедшего.

Советы

Имеет смысл сфотографировать разбитую посуду и взять контакты у других посетителей — возможно понадобятся свидетельские показания.

Брендированная посуда не оплачивается ни в одном случае, поскольку она была предоставлена ресторану бесплатно и убытков в данной ситуации он не несет (кроме случаев, если ресторан не доказал обратное, к примеру счетом на оплату бокала).

Читайте также:  Пищевая пленка код тн вэд

Если оценивать суммы ущерба нужно помнить, что оплачивается реальный ущерб, а не упущенная выгода. От того, что Вы уронили графин с морсом (произошло пролитие напитка, а графин уцелел), который к примеру стоит 200 рублей возмещать Вы должны в лучшем случае 50 рублей, которые составляют его себестоимость (затраты на изготовление), но никак отпускную цену по меню.

Редакция «Челресторана» благодарит адвоката Александра Щербинина, оказавшего консультационную поддержку при подготовке данного материала

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Иногда поход в любимый ресторан оборачивается сущими неприятностями: к примеру, одно случайное движение — и вот мы уже платим за разбитую посуду или, того хуже, по вине официанта уходим домой с огромным пятном на рубашке. И если избежать самих случайностей мы не можем, то уберечь себя от досадных последствий вроде самостоятельной оплаты химчистки вполне реально. Конечно, если знать свои права.

AdMe.ru решил разобраться в том, как нужно вести себя в спорных ситуациях, возникающих в ресторане. Читайте и сохраняйте, чтобы при необходимости суметь защитить себя.

Дресс-код — это почти всегда незаконно

Не пустить вас в ресторан, сославшись на ваш внешний вид, охранник имеет право только в том случае, если сайт заведения или, к примеру, рекламный буклет заранее информируют посетителей о дресс-коде. В других случаях это незаконно, так как посетитель ресторана является потребителем услуг общественного питания, а ресторан — исполнителем этих услуг. Согласно же статье 426 Гражданского кодекса РФ, список причин для отказа клиенту крайне ограничен: к ним относятся отсутствие свободных мест, воды или электричества, а также закрытие ресторана на специальное обслуживание.

За разбитую посуду платить необязательно

Если прейскурант на бой посуды не указан в меню или указан, но не заверен подписью и печатью, то и платить вы не обязаны. От ничем не подкрепленной просьбы возместить ущерб вы можете смело отказаться, ведь, согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ «Бремя содержания имущества», только собственник несет ответственность за свое имущество. И даже если вы были заранее ознакомлены с прейскурантом, но платить не желаете, все, что могут сделать сотрудники ресторана, — это вызвать уполномоченные органы.

В случае кражи вам обязаны возместить ущерб

Обычно в гардеробах в глаза бросается табличка, предупреждающая о том, что администрация ресторана не несет ответственности за оставленные посетителями вещи. Эта табличка не имеет юридической силы: в случае утери или кражи ваших вещей вам обязаны в течение 3 дней предоставить вещь аналогичного качества или возместить ее стоимость в двойном размере. Подкрепите свои требования статьей 35 закона РФ «О защите прав потребителей», а в случае отказа обращайтесь в суд — он примет вашу сторону.

Вам не нужно садиться за столик, чтобы узнать цены

Бывает, что посетитель садится за столик, листает меню и понимает, что здешние цены для него слишком высоки. Конечно, в таком случае чувствуешь себя крайне неловко. Приходится возвращать меню официанту и в смущении покидать заведение. Чтобы избежать подобной ситуации, вы можете попросить меню и ознакомиться с прейскурантом еще вне зала обслуживания.

За некачественное блюдо вам должны вернуть деньги

Несмотря на то что в некоторых заведениях настойчиво предлагают заменить некачественное блюдо на другое, вы вправе требовать, чтобы вам вернули деньги. В этом есть смысл: если вы уже однажды выловили муху из супа, зачем пробовать еще одно блюдо от того же повара? Словом, помните, что, согласно пункту 1 статьи 18 закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель при обнаружении в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе отказаться от оплаты. При этом по требованию продавца потребитель должен вернуть товар с недостатками.

Читайте также:  Что такое основной капитал

Ресторан несет ответственность за вашу безопасность

Ресторан обязан не только предоставить вам качественные блюда, но и обеспечить вашу безопасность. Если по вине заведения вы получили травму, следует это зафиксировать, обратиться в травмпункт за справкой, а затем предъявить ресторану претензию.

Пролитое на вас вино = химчистка за счет ресторана

Если официант пролил вино или опрокинул тарелку с едой на вашу одежду, то вам, как правило, сразу предложат оплатить химчистку. Конечно, в том случае, если ресторан дорожит своей репутацией. А возможно, что вас просто попытаются «задобрить» десертом за счет заведения, без всякого упоминания о химчистке. Не стесняйтесь и настаивайте на возмещении ущерба, а если это не подействует, то смело обращайтесь в суд. Будьте уверены — вы выиграете дело.

Вам обязаны предоставить жалобную книгу

Если вы недовольны уровнем обслуживания или качеством приготовленных блюд, смело требуйте жалобную книгу и оставляйте в ней свой нелестный отзыв. Официант пожимает плечами и отнекивается, мол, книги нет на месте? Попросите позвать администратора и напомните ему о том, что каждый ресторан обязан иметь книгу отзывов и предложений и предоставлять ее посетителю по первому требованию.

Заказывайте что хотите и сидите за столиком столько, сколько посчитаете нужным

Неважно, закажете ли вы блюдо от шеф-повара или всего лишь чашку чая — вас обязаны обслужить на равном уровне с другими посетителями. Более того, пить этот чай вы можете хоть до закрытия: сотрудники ресторана не вправе просить вас поторопиться, ссылаясь на то, что свободных мест не хватает, а вы уже давно сидите с одной только чашкой чая.

В большинстве ресторанов можно не оставлять чаевые

Чаевые — довольно спорная тема: одни посетители считают, что за вежливость и улыбку официанта необходимо «отблагодарить», другие уверены, что хорошее обслуживание — это всего лишь его прямая обязанность. Какую бы сторону в этом споре вы ни приняли, важно помнить одно: если за обслуживание взимается дополнительная плата, то вас должны уведомить об этом заранее, например это может быть соответствующая сноска в меню или же табличка, размещенная на видном месте. При этом нужно понимать, что надпись на чеке вроде «Чаевые приветствуются» является лишь пожеланием и ни к чему вас не обязывает.

Бонус: и все-таки посетители ресторана не всесильны

  • Вы не можете пройти на кухню и посмотреть, как готовятся блюда. Все просто: чтобы это сделать, необходимо иметь при себе санитарную книжку и специальную одежду.
  • В ресторане вам не обязаны бесплатно подавать стакан воды.
  • А еще в ресторане могут отказать в посещении туалета зашедшему с улицы человеку, если он не является клиентом.
  • Если вам не понравилось вино из ранее открытой бутылки, отказаться от него вряд ли получится. Вам заменят только некачественное блюдо, а вкус к качеству не имеет никакого отношения.

А как вы решаете спорные ситуации в ресторанах?

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector