No Image

Ребенок пострадал в школе

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Волна возмущений, захлестнувшая Ташкент после громкой огласки дела Жасура Ибрагимова, привлекла общественность к обсуждению многих системных проблем. В частности, многие родители осознали, что физическая агрессия среди подростков и травля в школах, колледжах, лицеях — явление более чем опасное и требующее контроля.

В чем причина подростковой агрессии?

Психолог-педагог Республиканского колледжа олимпийского резерва Сайёра Оринбаева:

«Агрессия — это самозащита молодых. Этим путем они защищают свое «я», которое переживает становление в подростковом возрасте. Также появляется борьба за лидерство среди сверстников. Психологически негативно настроенный ученик старается стать самым «крутым» в коллективе. Классный руководитель должен чутко чувствовать атмосферу в группе или классе и правильно направить стремление к лидерству. Кроме того, очень важны понимание и поддержка со стороны родителей. Если этого не хватает, дети начинают привлекать к себе внимание плохим поведением».

Школьный психолог средней школы №260 Людмила Майорова:

«В случаях такой жестокости, когда доходит до группового избиения, причина очень понятная, явная и типичная. Судя по информации о деле Жасура Ибрагимова, распространенной в соцсетях, несколько студентов неоднократно нарушали правила дисциплины и применяли физическую силу. Здесь очень важна реакция родителей. Нельзя покрывать ребенка, пользуясь своими связями, не желая, чтобы он получил заслуженное за свой проступок. Это большая беда для семьи, в частности, для ребенка. Он с малых лет чувствует себя безнаказанным, не впитывает нормы поведения, не понимает, что такое уважение к друзьям, учителям. Он знает, что родители решат все его проблемы. Вседозволенность очень сильно портит ребенка и его психику.

В школьной практике я постоянно сталкиваюсь с тем, что родители пользуются своим положением, например, чтобы устроить ребенка в школу не по правилам приема, в дальнейшем — устроить в вуз при помощи связей и денег. Это всегда в ущерб детям. Они часто так и говорят: «Меня устроят», или: «За меня уже договорились». Получается, ребенок рассчитывает не на свои силы. То же самое с агрессией. Они знают, что родители прикроют любые их проступки. Конечно, это болезнь семьи, это не болезнь подростка. Нужно понимать, что все это глубже. В первую очередь должны меняться родители.

Школа сильно влияет на ребенка, но родители не должны в связи с этим снимать с себя ответственность. Основные ответчики – все-таки родители. То, что дети видят дома, то они и переносят потом в другие сферы. В первую очередь родителям нужно обратить внимание на собственное поведение в семье. В моей практике был случай: ребенок крал деньги, обманывал. При беседе с родителями стала ясна вся картина, оказалось, папа сильно бил маму, ребенок это постоянно видел. Мама несколько раз была вынуждена уходить из семьи, все это повлияло на состояние ребенка. Могло перейти в агрессивность, но вылилось в другие поведенческие нарушения».

Как понять, что ребенок стал жертвой травли?

По словам педагогов, это сразу заметно по поведению: ребенок становится раздражительным, молчаливым, грустным, замкнутым. Если ребенок постоянно отказывается идти на учебу или прогуливает занятия, скорее всего, обстановка в учебном заведении его психологически угнетает. Крайняя мера — перевод в другое учебное заведение.

Школьный психолог средней школы №260 Людмила Майорова:

«Если ребенок страдает от нападок, главным образом нужна работа с куратором или классным руководителем, затем — с психологом, который проведет диагностику и окажет поддержку. Случаи травли нужно сразу же пресекать на корню, любыми способами: мягко, жестко, где-то пригрозить. Если ребята переходят границы и начинается жестокость, нужно привлекать участкового для бесед, разъяснить, какие будут последствия, если они не будут прислушиваться к рекомендациям администрации».

Что делать, если ребенок пострадал от физической агрессии сверстников?

Азамат Хатамов, судья при Ассоциации третейских судов Узбекистана:

«Как правильно вести себя с правовой точки зрения:

1. Сообщить/написать в органы внутренних дел или прокуратуру.

2. Сообщить директору учебного заведения (школы/коллежа/лицея) о ситуации, чтобы руководство приняло соответствующие меры. Администрация имеет право осуществить разбирательство в пределах своего учреждения.

3. Махаллинский комитет обсуждает произошедшее после следствия, он не имеет полномочий/прав расследовать ситуацию.

Ни в коем случае не предпринимайте никаких действий произвольно, это может обернуться против вас. Только вышеуказанные инстанции и должностные лица имеют право разбираться с родителями, чьи дети нанесли физический вред вашему ребенку. Родители пострадавшего ни в коем случае не должны вершить самосуд.

После изучения материалов дело могут передать в специальную комиссию по делам несовершеннолетних. Такие комиссии действуют при хокимиятах. Они могут принимать соответствующие меры в отношении родителям. В некоторых случаях может дойти до лишения родительских прав, если будет доказано, что на поведении ребенка негативно сказывается неблагоприятная обстановка дома. Обязательно добейтесь получения письменного ответа об окончательном решении госорганов в отношении родителей/ответчиков.

Подросток младше 14 лет не будет нести ни уголовную, ни административную ответственность, даже если его насильственные действия привели к смерти человека. Отвечать будут его родители. За действия несовершеннолетних родители несут материальную ответственность, но не уголовную или административную.

С определенного возраста дети становятся субъектами административной или уголовной ответственности. За некоторые преступления дети от 14 лет отвечают в административном или уголовном порядке.

Чтобы защитить детей от травли со стороны сверстников, общество всесторонне должно вести пропаганду жизни без насилия. Естественно, все начинается с воспитания, с самых малых лет нужно прививать ребенку чувство ответственности и понятие чести.

Читайте также:  Приказ о снятии карантина

Проблема подростковых «разборок» должна контролироваться органами внутренних дел, где есть инспекторы по делам несовершеннолетних, так называемые детские инспекторы. В органах прокуратуры тоже существует отдел по делам несовершеннолетних.

Соответствующую работу с родителями и детьми, в том числе профилактические, должны вести администрации школ, колледжей и лицеев, а также махаллинский комитет».

Какова роль администрации и педагогов?

По словам сотрудников учебных заведений, чтобы предотвратить травлю и физическое насилие среди учеников, администрации учебных заведений проводят собрания. Нужно повышать правовую культуру учащихся, осведомлять их не только о правах, но и об обязанностях. Часто главная проблема — отчуждение среди детей.

Школьный психолог средней школы №260 Людмила Майорова:

«Многое зависит от классного руководителя, как он сможет сплотить ребят. Очень хорошо помогают совместные выезды куда-то, походы в музеи, поездки в горы, участие в конкурсах, выставках. Уровень агрессивности среди ребят снижается.

Реальный случай из практики: ребенок, которого не принимали в коллективе, заболел. Классный руководитель так построила работу на классных часах, что дети стали мастерить для него открытки, писать письма: «Выздоравливай скорее», «Когда ты придешь?», «Мы хотим поиграть с тобой в футбол». После выздоровления ребенок вернулся в класс, и ситуация стала гораздо лучше, ребята сдружились. Это — искусство классного руководителя.

Согласно статистике, в последние десятилетия сильно возрос уровень агрессии и преступности среди несовершеннолетних. По Узбекистану такой статистики нет, по крайней мере, до нас ее не доводят. Ни в коем случае нельзя, чтобы администрация попустительствовала случаям проявления насилия среди детей. Должна быть четкая реакция, нужно привлекать правоохранительные органы. Укрывательство правонарушений — это тоже правонарушение. У администрации есть инструкции, как поступать в таких ситуациях. В школах есть завуч по воспитательной работе, если случай серьезный, нужно подключать участкового, проводить расследование, родителям тоже нужно показать, что их угрозы не помогут. Нарушителей ставят на внутришкольный учет, если нарушения очень серьезные – на учет в РОВД».

О том, что должно быть сделано со стороны администрации для решения проблемы, мы поговорили также с представителями академического лицея №2 при УзГУМЯ.

Заместитель директора по учебной работе Гузаль Юлдашева:

«В первую очередь нужно наладить систему сотрудничества заместителей по учебной и воспитательной работе. Невозможно отделить образование от воспитания. Только при гармонии этих двух основных факторов можно добиться положительных результатов. В дополнение к этому нужно подключать родителей к делу.

Знаете, у нас есть несколько типов родителей. Одни обеспокоены успеваемостью, поведением ребенка, не пропускают ни одно собрание, считают все пропуски и усердно занимаются воспитанием. Другие своим основным долгом считают материальное обеспечение и не могут выделить достаточно времени на общение с ребенком. А ведь именно в подростковый период ребенку особенно нужен друг, собеседник, советник. Не найдя поддержки дома, дети активно ищут общения на улице, в Интернете, среди однокурсников и очень легко могут поддаться внешнему влиянию, не всегда положительному. Родители часто думают, что во время учебы в лицее или колледже ребенок уже взрослый и независимый. Но это далеко не так».

Заместитель директора по духовно-просветительской работе Максуда Обидова:

«Когда ребенку даются полноценные знания и прививается любовь к интеллектуальным занятиям, у него не остается времени на лишние дела. Сейчас молодежь стала меньше читать, у многих бедный запас слов и узкое мировоззрение. Большинство тратит свое времени на игры в гаджетах, социальные сети. Нужно покупать детям книги, художественную литературу, помогать определиться с жизненными целями: водить на интересные духовно-просветительские, образовательные и творческие мероприятия, где можно получить вдохновение и дозу мотивации, знакомить с успешными людьми, рассказывать истории о них.

Кроме того, в образовательных учреждениях должна быть хорошо поставлена работа психолога с ученикам. Не просто для галочки и проверок — психолог должен работать так, чтобы ученик мог довериться ему и спокойно, как родной маме, рассказать о своих проблемах».

Важная составляющая в формировании здоровой молодежи — это активная социальная жизнь.

Мы поговорили с главным координатором проекта Young Leaders Development Project Мирджалолом Мирсабитовым:

«Young Leaders Development Project — это негосударственная некоммерческая организация, которая занимается продвижением молодежных проектов, развитием потенциала молодежи от 15 до 25 лет. Подростки и молодые люди проходят здесь полугодовую стажировку, в ходе которой оттачивают коммуникативные, организаторские, творческие навыки, осваивают специальности пиар-менеджера, ивент-менеджера, прожект-менеджера или креатив-менеджера, проводят тренинги и крупные международные конференции с охватом более 1000 человек. Они учатся не только работать над проектами, но и быть частью команды, помогать и сопереживать друг другу, и к окончанию стажировки становятся одной большой семьей, а после быстро находят подходящую работу».

Наступило 1 сентября пришла пора детям отправляться в школы и детские сады. Однако, находясь в учебных заведениях, ребёнок может попадать в совершенно разные ситуации, подчас опасные для его здоровья и жизни. Поэтому многие родители задаются вопросом — а кто же всё-таки обязан оказать помощь ребёнку в таких ситуациях или же вовсе предотвратить их?

О том, кто отвечает за безопасность детей в школе и детском саду, рассказывает АиФ.ru.

Кто отвечает за безопасность детей в школе и детском саду?

Главными документами, где чётко определены обязанности и ответственность учителей, воспитателей, тренеров (в общем, всех участников образовательного процесса), являются закон «Об образовании» и устав учебного заведения.

Так, в статье 32 этого закона сказано, что образовательные учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. А в статье 51 уточняется, на ком именно лежит этот груз. Согласно закону, за ребёнка отвечают:

Читайте также:  Оквэд для спортивного клуба

Учитель либо воспитатель

Учитель или воспитатель — это основное лицо, которое несёт ответственность за жизнь и здоровье ребёнка во время его пребывания в учебном заведении. Так, во время уроков за детьми обязан смотреть учитель, во время перемен — дежурный педагог (назначаемый директором), а в детском саду — воспитатель.

При этом первое, что должен сделать воспитатель, — подписать бумагу о своей полной ответственности за жизнь и здоровье детей в своей группе. Обязательства описаны в должностной инструкции. Воспитатель несёт ответственность за ребёнка с момента передачи ему малыша родителями.

Но при этом, по той же инструкции, в школе или детском саду без ведома родителей никто — ни воспитатель, ни нянечка — не вправе давать детям какие-либо лекарства, даже капать в нос. Это обязанность медсестры (она обязана присутствовать в каждом детском саду и школе).

Что обязан сделать учитель/воспитатель, если ребёнок получил травму?

  • немедленно вызвать медсестру. Если этого недостаточно — вызвать скорую помощь;
  • установить причину происшествия или выявить виновника;
  • срочно оповестить родителей.

Директор школы или детского сада

Согласно закону «Об образовании», директор несёт личную ответственность за каждого ученика или воспитанника. Однако поскольку, например, в средней городской школе учатся не менее 300 детей, для помощи директору им назначаются дежурные учителя.

Что делать, если ребёнок пострадал в школе или детском саду?

Если причинён вред здоровью ребенка или моральный ущерб, родители могут предъявить иск к администрации учебного заведения о возмещении физического и морального вреда. Но в этом случае они должны будут доказать, что в действиях их ребёнка не содержится прямой вины.

Например, если сотрудник школы совершает уголовно наказуемое действие (например, если его можно обвинить в преступной халатности), то он подлежит уголовной ответственности, и этим вопросом уже занимаются следственные органы.

Если вина педагога или директора в гибели ребёнка или инвалидности из-за травмы будет доказана, им грозит ст. 293 Уголовного кодекса РФ — наказание от 2 до 5 лет лишения свободы. Если ребёнок получил травму, но без серьёзных последствий, наказание — штраф от 10 до 20 тысяч рублей или исправительные работы сроком до года. Родители пострадавшего ребёнка могут требовать и материальную компенсацию, например за лекарства. Скорее всего, суд удовлетворит требования. Компенсация за моральный ущерб останется на усмотрение судьи.

Как начать с ребенком разговор о буллинге, вывести его на откровенную беседу и постараться решить проблему.

Буллинг (от англ. bullying — запугивание) — это психологическое или физическое насилие по отношению к человеку. Специалисты уверены: школьная травля — это проблема всего класса, а не одного ребенка. С буллингом может столкнуться любой ребенок вне зависимости от внешнего вида и особенностей характера. Появляются ресурсы, где можно узнать об этой проблеме больше и постараться ее решить. Часто родители не знают, с чего начать разговор с ребенком, и что ему посоветовать. Наталья Ремиш, писатель и автор проекта «Детям о важном», рассказывает, как можно решить проблему травли и помочь своему ребенку.

Как вывести ребенка на диалог

Чтобы понять, что творится у ребенка в школе или любом другом детском коллективе, важно выделять время на такие разговоры. Не сваливаться вдруг с вопросом «С кем ты дружишь в школе?», когда ребенок уже в 5-м классе, а регулярно обсуждать, как прошел день, что было приятного, что не понравилось. В любых отношениях доверие строится поступательно. Если у вас есть контакт и подобные разговоры – часть семейной культуры общения, ребенок сам расскажет о сложностях с одноклассниками. Если же такой культуры нет, начните вводить ее как можно скорее. Здесь важно не давать никаких оценок. Часто родители считают своим долгом оценить полученную от ребенка информацию, сопроводив ее наставлениями. Это работает до определенного возраста, но когда ребенок начинает чувствовать себя взрослым, он перестает воспринимать нотации, отвечает «Все нормально» и уходит в свою комнату.

Что важно в первую очередь

Важно проговорить с ребенком ситуацию, расспросить, что именно случилось, и отнестись серьезно к его словам, дав понять, что вы понимаете его боль. Скажите ребенку, что это неправильно и так не должно быть. Важно донести до ребенка, что психологическое насилие – это тоже насилие, и уязвленные чувства маленького человека обоснованы. Сейчас ему важно, чтобы его поняли и приняли.

Как вести беседу

Слушайте внимательно, не перебивайте, задавайте простые вопросы: «Что было потом? Что ты ответил?» Скорее всего, вы будете испытывать весь спектр негативных чувств, но ребенку важно видеть, что вы можете спокойно принять эту информацию и так же спокойно начать решать проблему. Реакция родителя иногда страшнее, чем произошедшее. Резюмируйте сказанное, проявив эмпатию: «Вы были в зале, Ваня тебя толкнул, Саша тоже. Это очень неприятно. Представляю, как ты себя чувствовал». Подчеркните, что дело не в нем: «Ты же понимаешь, что он так поступил не потому, что ты медленно бегаешь, а потому что у него, скорее всего, какие-то проблемы дома. Но это не дает ему права так себя вести». Предложите помощь, чтобы ребенок знал, что вы на его стороне и он под защитой. Обсудите, что вам нужно будет поговорить с учителем, с разрешения ребенка.

Читайте также:  Информация о трудовом стаже

Объясните ребенку, что дело не в нем

Насилие одного человека над другим происходит, потому что первому нужно избавиться от негативных чувств, вызванных проблемами в его жизни. Подчеркните, что причина агрессивного поведения – в личной жизни агрессора, а не в личности вашего ребенка. Подобный разговор возвращает человеку уверенность в себе, а это уже серьезная степень защиты и профилактика возможной травмы от ситуации.

Поблагодарите за откровенность

Возможно, ребенку было нелегко это сказать. Скажите ему: «Спасибо, что доверился мне, я это ценю». Обратите внимание ребенка на то, что никто не должен терпеть насилие, и он не обязан молчать и отказываться от защиты взрослых только потому, что агрессор считает это трусостью. Мы же обращаемся за помощью, когда нам тяжело нести сумку или когда не можем решить задачу. Ситуацию с буллингом тоже сложно решить в одиночку. Это не честный поединок, а жестокость.

Обсудите, как ребенку вести себя, когда он один

В европейских школах детей учат простым шагам. Если им что-то неприятно, они выставляют вперед руку и говорят: «Стоп, мне это неприятно». Казалось бы, простая фраза, но она часто обезоруживает агрессора: он понимает, что его поведение не достигает цели.

Дети нередко стараются понравиться тем, кто их обижает, и это только провоцирует агрессора. Поэтому, если травля продолжается, рекомендуют физически дистанцироваться от группы, стараться заводить друзей и держаться поближе к ним. Собрав вокруг себя команду, можно отпугнуть агрессора.

Поговорите с учителем

Травля — это проблема всего класса, и учитель, несомненно, главная фигура в образовательном процессе. Нужно спокойно побеседовать с учителем, описать свое видение со слов ребенка, рассказать о его эмоциональном состоянии и спросить мнение преподавателя. Разговор ни в коем случае не должен носить обвинительный характер, потому что агрессия вызовет ответную агрессию. Договоритесь о следующих, возможно, совместных шагах.

Если ничего не помогает

Если ситуация не меняется, ведите записи, делайте фотографии поврежденного имущества (порванный рюкзак или тетрадь). Если это кибербуллинг и травля происходит в Сети, делайте скрины. Поговорите с родителями других учеников — возможно, их дети тоже подвергаются насилию. В таком случае вы сможете действовать сообща. Идите к директору, подавайте письменные обращения и принимайте ответы в такой же форме. Проблему буллинга должна решать школа.

Почему ребенку бывает сложно рассказать родителям, что он стал жертвой травли

Родители могут согласиться с обидчиком

«Я признаюсь, что меня зовут толстым/лохом/очкариком, и мама мне опять напомнит о том, что надо меньше есть/по-другому одеваться/не сидеть близко к компьютеру». Если вы регулярно ругаете ребенка, он побоится идти к вам с очередной проблемой. Позитивное подкрепление — очень важный фактор в отношениях. Оно основано на том, что во время общения с ребенком вы делаете фокус не на плохом, а на хорошем: не ругаете его за не вынесенный мусор, а хвалите, что помыл тарелку. После хороших слов можно так же по-доброму напомнить: «Мусор не забудь выкинуть, пожалуйста». Так ребенок не будет бояться сказать вам, что в школе указывают на его больные точки. Он не станет ожидать от вас того же.

Могут упрекнуть в несостоятельности

«Я скажу, а мама и папа назовут меня слабаком, трусом, скажут, что я не могу дать сдачи». Больно и страшно получить еще один упрек, когда тебе и так плохо. Буллинг – это всегда большинство против меньшинства, поэтому ребенок действительно не может за себя постоять. Если родители будут ожидать от него ответного насилия, к страху идти в школу добавится страх возвращаться домой: ребенок будет думать, что он не смог оправдать возложенных на него ожиданий. Посыл «дай сдачи» — это побуждение к агрессии, а любая агрессия вызывает ответную. Конечно, есть шанс, что, ударив противника или обозвав его другим жестоким словом, ребенок эту агрессию остановит, но это, скорее всего, временное явление.

Они обесценят чувства

Родители не знают, как реагировать на боль ребенка, и потому нередко ее обесценивают. Кажется, что, сказав: «Они дураки, не обращай внимание», мы снизим градус трагизма. Это похоже на ситуацию, в которой маленький ребенок падает, а родители успокаивают его словами: «Ну ничего же не произошло. Ты совсем не ударился». На самом деле получается обратная ситуация: ребенку плохо, а мы таким образом говорим ему, что его чувства не значимы.

Страх, что родители пойдут разбираться

Ребенок боится, что вмешательство родителей приведет к еще большему позору и буллингу. Он не скажет о своих больных точках, если не рассчитывает на понимание с вашей стороны. У него должен быть опыт позитивных разговоров на сложные для него темы, чтобы он не побоялся прийти к вам с темой травли. В большинстве случаев нужно спокойно принимать его проблемы, выслушивать их и не давить нравоучениями. Только так можно выстроить доверие.

«Детям о важном» — некоммерческий проект, созданный группой психологов. По замыслу авторов, проект должен стать карманным справочником для каждой семьи: научить родителей разговаривать с детьми на сложные темы и сделать общение более искренним и открытым. Многие вопросы освещаются в книге Натальи Ремиш «Детям о важном. Про Диму и других».

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector