No Image

Рекомендации цб по 115 фз

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Информационное письмо от 12.09.2018 №ИН-014-12/61 по вопросам применения Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части функционирования механизма реабилитации клиентов.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 12 сентября 2018 ИН-014-12/61

По вопросам применения Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части функционирования механизма реабилитации клиентов

В целях обеспечения единообразного применения кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, поднадзорными Банку России, норм Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Банк России публикует информационное письмо по вопросам применения указанного закона в части функционирования механизма обжалования клиентами кредитных организаций и некредитных финансовых организаций принятых указанными организациями решений об отказе от проведения операции и решений об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) (далее — механизм реабилитации клиентов).

С Федеральной службой по финансовому мониторингу (А.С. Клименченок) согласовано.

Настоящее информационное письмо подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Заместитель Председателя
Банка России
Д.Г.СКОБЕЛКИН

Приложение к информационному письму от 12.09.2018 № ИН-014-12/61

ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 07.08.2001 №115-ФЗ «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
(ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ
ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА» В ЧАСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕАБИЛИТАЦИИ КЛИЕНТОВ

1. О периоде времени, на который распространяется механизм реабилитации в случае отказа от проведения операции или отказа от заключения договора банковского счета (вклада).

Нормы Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон №115-ФЗ), регламентирующие функционирование механизма реабилитации клиентов, вступили в силу 30 марта 2018 года (Федеральный закон от 29.12.2017 №470-ФЗ).

При этом Федеральный закон №115-ФЗ не устанавливает временных ограничений по обжалованию клиентами принятых в отношении них решений об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада).

Таким образом, клиенты, в отношении которых кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями (далее при совместном упоминании — финансовые организации) были реализованы предусмотренные Федеральным законом №115-ФЗ полномочия по отказу от совершения операции, отказу от заключения договора банковского счета (вклада) (далее при упоминании любого из полномочий — отказ) или по расторжению договора банковского счета (вклада), вправе осуществить действия, предусмотренные пунктами 13.4 и 13.5 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, в отношении решения об отказе, принятого финансовой организацией начиная с 30 июня 2013 года (с даты вступления в силу Федерального закона от 28.06.2013 №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»).

2. О порядке информирования финансовыми организациями своих клиентов о причинах отказа.

Абзацем четвертым статьи 4 Федерального закона №115-ФЗ установлен запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Однако рассматриваемая статья Федерального закона №115-ФЗ содержит также и перечень случаев, допускающих раскрытие клиенту информации о таких мерах. К числу таких случаев относится информирование о причинах отказа.

В соответствии с изменениями, внесенными в нормативные акты Банка России, устанавливающие требования к правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ финансовых организаций (Положения Банка России №№375-П, 445-П), финансовая организация в случае обращения к ней клиента за соответствующими разъяснениями (в соответствии с абзацем пятым пункта 6.1 Положения Банка России № 375-П, абзацем пятым пункта 7.1 Положения Банка России № 445-П.) информирует его о причинах отказа в установленном такой организацией порядке.

3. Об объеме информирования финансовыми организациями своих клиентов о причинах отказа.

Читайте также:  Налог на постройки на даче

В целях соблюдения прав клиента, предоставленных ему пунктом 13.4 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, при обращении клиента в финансовую организацию за разъяснением причин отказа финансовая организация с учетом положений статьи 4 Федерального закона №115-ФЗ предоставляет клиенту соответствующую информацию в объеме, достаточном для обеспечения такому клиенту возможности ее использования при реализации механизма реабилитации клиентов.

4. О порядке исполнения финансовой организацией решения межведомственной комиссии, созданной при Центральном банке Российской Федерации (далее — межведомственная комиссия), об отсутствии оснований, в соответствии с которыми финансовой организацией ранее было принято решение об отказе.

Решение межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми финансовой организацией ранее было принято решение об отказе от проведения операции, распространяется именно на ту операцию, в проведении которой ранее был получен отказ организации.

Решение межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми финансовой организацией ранее было принято решение об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), распространяется именно на тот договор, в заключение которого ранее был получен отказ кредитной организации.

Таким образом, в случае обращения клиента с повторным распоряжением о проведении операции или повторным намерением заключить договор банковского счета (вклада), по которому межведомственной комиссией было принято решение об отсутствии оснований для отказа от ее проведения или его заключения, финансовая организация не вправе отказать клиенту в проведении операции или в заключении договора банковского счета (вклада) (абзацы второй и третий пункта 13.6 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ).

5. Об условиях возобновления кредитной организацией отношений с клиентом, с которым был расторгнут договор банковского счета (вклада) в соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, в случае принятия межведомственной комиссией решения об отсутствии оснований для ранее принятого кредитной организацией решения об отказе от проведения операции.

В соответствии с абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ кредитная организация в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом.

В случае, если межведомственной комиссией были приняты решения об отсутствии оснований для ранее принятых кредитной организацией решений об отказе от проведения операций, на основании которых кредитной организацией был расторгнут договор банковского счета (вклада) с клиентом в соответствии с абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, такая кредитная организация при обращении клиента в кредитную организацию для повторного заключения договора банковского счета (вклада) заключает данный договор с клиентом при представлении им документов и сведений, необходимых для его заключения.

В этой статье мы хотим кратко рассказать и дать общие рекомендации на тему противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), которая напрямую касается деятельности банков.

Законодательные и нормативные документы, регламентирующие работу банка в сфере противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма (ПОД/ФТ)

Банк опирается исключительно на законодательные и нормативные документы, регламентирующие работу банка в сфере ПОД/ФТ. Наиболее важные из них:

  • Федеральный закон № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 года
  • Положение Банка России от 15 октября 2015 г. № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
  • Положение Банка России от 2 марта 2012 г. № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями и дополнениями)
  • Письмо ЦБ РФ от 26 декабря 2005 г. № 161-Т «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций»
  • Письмо ЦБ РФ от 31 декабря 2014 г. № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов»
Читайте также:  Взять авто с правом выкупа

Операции высокого риска

На данный момент банки выделяют следующие операции высокого риска:

  1. Снятие наличных денежных средств
  2. ВЭД
  3. Транзитный характер деятельности

Почему данные операции требуют повышенного внимания?

  • Наличные денежные средства могут быть использованы для взяток, выплаты серых зарплат и т.п.
  • ВЭД очень часто связан с выводом денежных средств из РФ в страны с благоприятным налоговым климатом.
  • Транзитные операции являются связующим звеном, конечным итогом которого может стать вывод денежных средств за рубеж или обналичивание денежных средств.

Ознакомьтесь со списком государств и территорий, связь с которыми как получателя, так и банка получателя может повлечь применение ограничений на осуществление денежных переводов.

Рекомендации для клиента

Один расчетный банк

Банки осуществляют в своей деятельности принцип «знай своего клиента»: чем больше банк знает о вашей компании, тем меньше вопросов он задает

Уплата налоговых платежей

Уплата налогов по расчетному счету на данный момент является одним из ключевых факторов, на которые обращают внимание все кредитные организации.

В налоговой практике существует понятие «должной осмотрительности», которое в том числе подразумевает, что юридические лица должны прикладывать максимум усилий для проверки своих контрагентов. Присутствие в контрагентах юридических лиц с признаками «фирм-однодневок» является негативным фактором.

Своевременное предоставление информации в банк

Банк может запрашивать документы по операциям, которые ваша компания проводит по расчетным счетам. Для надежного и плодотворного сотрудничества не игнорируйте эти запросы, а по возможности предоставляйте необходимую информацию.

Пять советов от ЦБ для бизнеса.

Центробанк разработал методические рекомендации, которые помогут предпринимателям разобраться в причинах отказа от проведения операций и открытия счета банками по «антиотмывочному» закону 115-ФЗ. Предпринимателям также объясняют, что нужно делать, чтобы избежать такой ситуации.

Методичка

  • снижение напряженности в вопросах применения банками «противолегализационных» мер;
  • повышение эффективности (прозрачности) взаимодействия предпринимателей с банками;
  • повышение информированности предпринимателей о порядке работы межведомственной комиссии, созданной при ЦБ.

Действия банка

  • запросить (дополнительно запросить) у клиента документы и информацию (например, о проводимой операции, источнике происхождения денежных средств, о контрагентах, реальности ведения хозяйственной деятельности и т.д.), использовать иные источники информации;
  • установить срок для представления запрашиваемых документов и информации (в соответствии с условиями заключенного договора и внутренними правилами банка);
  • пригласить клиента в банк на рабочую встречу для устного разъяснения;
  • выезжать по месту ведения бизнеса клиента;
  • давать рекомендации относительно проведения операции;
  • принять решение об пересмотре степени (уровня) риска клиента.

Действия банка по истечении периода рассмотрения полученных документов и информации:

  • принять решение об отказе от проведения операции и направить в Росфинмониторинг соответствующее сообщение;
  • принять решение о квалификации операции в качестве подозрительной и/или ОПОК и направить соответствующее сообщение в Росфинмониторинг, но провести операцию;
  • принять решение о пересмотре степени (уровня) риска клиента.

Какие действия может осуществлять банк в отношении клиента, имеющего повышенный уровень риска:

  • ограничить (лимитировать) ДБО (интернет-банк) и использование банковских карт;
  • проводить усиленный финансовый мониторинг в отношении такого клиента, в том числе запрашивать документы и информацию по каждой проводимой операции.

Что делать бизнесу: 5 советов от ЦБ

1. Своевременно сообщайте банку и ФНС об изменениях

(ОКВЭД, учредители, директор, адрес фактического ведения бизнеса и т.д.)

2. Проверяйте записи в ЕГРЮЛ о месте вашей регистрации

ФНС проверяет адрес регистрации компании посредством направления письма. Если на письмо ФНС не было ответа в течение 6 месяцев, то ФНС имеет право ликвидировать организацию. Предварительно ФНС в ЕГРЮЛ вносит запись о недостоверности сведений. В таком случае необходимо обратиться в ФНС для удаления указанной записи из ЕГРЮЛ

3. Подробно заполняйте платежные документы

Читайте также:  Как рассчитать свет в гараже

Максимально полно указывайте назначение платежа — не просто «по счету / договору №. », а конкретно за какие виды товаров/работ/услуг с указанием договоров, в рамках которых эти расчеты проводятся, и попросите об этом же своих контрагентов

4. Своевременно представляйте документы по запросу банка

Не игнорируйте запросы банка, а оперативно представляйте необходимую информацию. При запросе банком договоров представляйте не только сами договоры, но и дополнительные соглашения к ним, спецификации, товарные и транспортные накладные и иные документы, являющиеся основанием для проведения операции. Пишите подробные письменные пояснения для банка о схеме и особенностях ведения бизнеса (если они есть), чтобы максимально раскрыть экономическую суть тех или иных операций

5. Не дробите свой бизнес на много разных фирм и ИП

(балансодержатель, держатель контрактов, закупающая компания, продающая компания, компания, за которой закреплен штат, и т.д.). Дробление бизнеса сигнализирует о схемах, направленных на минимизацию налоговой базы, и возможных налоговых преступлениях (одно из предикатных для Федерального закона № 115-ФЗ преступлений).

Банки вам не враги

Банки — это не органы следствия, их задачей не является доказательство факта ОД/ФТ клиентом. Функцией банков является осуществление контроля на основе оценки уровня риска клиентов (потенциальных клиентов), в том числе в целях обеспечения прозрачности операций, сбора и фиксации информации о них, выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что их целью является ОД/ФТ, и информирование Росфинмониторинга об этих операциях, а также применение мер, направленных на пресечение таких операций.

Банк заинтересован в том, чтобы снять на своем уровне подозрения, поэтому в отношении подозрительных операций банк формирует запрос клиенту (потенциальному клиенту) и надеется на то, что в результате анализа представленных клиентом (потенциальным клиентом) обосновывающих документов и изучения «более детального портрета клиента» подозрения будут развеяны.

Напомним, на днях Сбербанк проиграл дело по отключению клиента от ДБО. Суд решил, что действия банка незаконны.

Запрос документов

Фактически у вас могут запросить любые документы.

Кроме того, вас могут пригласить для устной беседы и представления пояснений по представленным вами документам.

Банк обязан рассмотреть представленные клиентом документы и в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов, представленных клиентом.

Банк отказал. Куда обращаться?

Напомним, МВК — это коллегиальная структура (из представителей ЦБ и Росфинмониторинга), созданная при ЦБ в целях оценки обоснованности решений финансовых организаций об отказе от проведения операции / заключения договора банковского счета (вклада)

К заявлению в МВК вам необходимо приложить:

— обращение/заявление в банк и, соответственно, ответ банка (без ответа банка «о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе» документы к рассмотрению по существу МВК не принимаются);

— документы и сведения, установленные приложениями к Указанию ЦБ № 4760-У (включая те документы, с которыми вы обращались в банк в целях устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе).

Комиссия рассматривает обращение 20 рабочих дней со дня поступления документов в ЦБ.

Межведомственная комиссия сообщает о решении заявителю (клиенту банка) и в банк, принявший решение об отказе от проведения операции / заключения договора банковского счета.

Банк обязан в течение одного дня после получения информации о принятии МВК решения в пользу клиента банка направить сообщение в Росфинмониторинг. Росфинмониторинг передает обобщенную информацию в ЦБ. ЦБ распространяет информацию по всем финансовым организациям.

Решение МВК о реабилитации по одному случаю отказа в одном банке не распространяется на другие случаи, касающиеся одного и того же клиента

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector