No Image

Рост цен на бензин в 2019

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

В целом их прогнозы неутешительны и основаны на том обстоятельстве, что государству, несмотря на все заявления и обещания, так и не удалось стабилизировать рынок автомобильного топлива.

Эта отрасль напрямую зависит от рынка нефтепродуктов, поэтому в России цены на бензин и дизельное топливо определяются не только спросом и предложением. Основным источником прибыли для отечественных компаний остается не внутренний, а внешний рынок — на долю экспорта приходится три четверти добываемой в стране нефти. Потребители же могут рассчитывать на оставшуюся часть. Сюда входит сырье не только для бензина, но и для изготовления мазута, судового топлива и авиационного керосина, а также материал для нефтехимической промышленности.

Для населения выгодно, чтобы бензин был дешевым, однако госказна нуждается в регулярном пополнении — за счет, прежде всего, налогов, включающих и акциз на бензин. Таким образом, интересы государства и вертикально интегрированных компаний вступают в непреодолимое противоречие с интересами рядовых потребителей. Это та базовая, краеугольная данность, с которой невозможно бороться по определению. На этом основании многие эксперты утверждают: в 2019 году стоимость популярной марки бензина АИ-92 наверняка преодолеет отметку в 50 рублей за литр (в декабре 2018 г. — около 42).

У Минфина самый оптимистичный прогноз: в ведомстве обещают рост не выше уровня годовой инфляции в 4-5%. Другие прогнозы менее радужны: в среднем ожидается, что бензин подорожает примерно на 10%», — сказал News.ru главный аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий) Антон Быков. По его мнению, Минфину придется пересмотреть свои оценки в силу одних только внутренних факторов в виде повышения НДС и акцизов на топливо в январе. «Можно было бы, конечно, апеллировать к внешним факторам, к цене на нефть или бензин на мировых рынках. Действительно, весьма вероятно, что в 2019 году эти продукты будут стоить меньше по сравнению с показателями 2018 года, но мы уже научены печальным девальвационным опытом рубля в таких ситуациях, который нивелирует все возможное снижение глобальных цен на топливо», — заметил Быков.

Надежды на правительство мало

В качестве последней надежды на стабильность топливных цен остается только правительство РФ, рассуждает эксперт. Однако нет никакого смысла в сдерживании роста цен на топливо при текущей экспортно-сырьевой модели экономики. А единственная причина, почему министры вообще обращают внимание на эту проблему, — это социальное недовольство. Если бы не оно, цены в 2018 году повысились бы еще больше. Так что в 2019 году стоимость топлива может вырасти от 10% и до той опасной черты, за которой правительство больше не сможет оставаться безучастным к складывающейся социальной ситуации. «В следующие два года правительство планирует провести очередное повышение акцизов, причем каждый такой шаг приведет к росту цен на бензин в среднем на 50 копеек за литр», — напомнил News.ru ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. По его словам, другим мощным фактором может стать очередной восходящий тренд на рынке нефти: речь идет о новых параметрах по ограничению нефтедобычи в рамках ОПЕК+. При этом, отметил Капустянский, ранее в Минэнерго РФ заявляли, что розничные цены будут расти не быстрее, чем инфляция, то есть на 3-3,5% в 2018 году и на 4% в 2019. Однако в реальности ситуация с января по июнь характеризовалась ростом на 7-8% при инфляции в 1,6%.

Общеевропейский уровень не достигнут

«Мои ожидания пока нейтральны и пессимистичны, я не ожидаю, что в 2019 году произойдет значимый положительный сдвиг в практике формирования розничных цен на бензин. Мы в стране пока еще не достигли уровня общеевропейских цен на топливо, так что рост еще будет», — сказал News.ru руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов.

Высокие цены на товарно-сырьевом рынке стимулируют рост розничных цен, так как сырье не становится более доступным для НПЗ, тем более независимых производителей, говорит Блинов. В России, по его словам, все подчинено борьбе с частной собственностью в лучших ее проявлениях, и «полным ходом идет абсолютное укрепление государства в качестве собственника или куратора всего бизнеса в стране». В случае с бензином и дизельным топливом — в угоду вертикально интегрированным компаниям.

Читайте также:  Какие льготы положены мчс

По оценкам Блинова, предпринимаемые правительством шаги либо носят характер полумер, либо вообще не имеют рыночного характера, а иногда и смысла. Поэтому вмешательство государства в процессы ценообразования на рынке сырья, да еще с практиками, которые противоречат естественным взаимосвязям в экономике, лучше не обсуждать.

Ведущий экономист компании «ФинИст» Денис Лисицын напомнил News.ru о том решении, которое приняла Саудовская Аравия, увеличив добычу нефти на 1,5 млн баррелей в день и создав переизбыток черного золота на мировом рынке. Именно этого и добивался Дональд Трамп, стремясь снизить цены на бензин на внутреннем рынке США. Теперь же очень многое зависит от того, насколько жестко все участники ОПЕК+ будут придерживаться договоренности о сокращении нефтедобычи.

Роль независимых игроков

Правительству вряд ли удастся остановить рост цен на бензин несмотря на то, что ситуацию в значительной степени определяют вертикально интегрированные компании, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

«На рынке существуют также трейдеры и независимые игроки, которые закупают топливо для разных целей — кто-то для продажи внутри страны на своих АЗС, кто-то для перепродажи за рубеж. Эти ребята не связаны никакими соглашениями с правительством, и они могут усилить свою спекулятивную позицию. Чтобы этого не произошло, требуется дополнительный контроль со стороны ФНС и ФАС», — пояснил Пикин News.ru.

По его словам, есть регионы, где именно независимые компании являются основными игроками, и от их действий зависит итоговая стоимость топлива на заправках. Напомним, в ноябре правительство подписало соглашение сроком действия до 31 марта 2019 года с нефтяными компаниями, где для каждой были определены объемы и параметры поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, на биржу и на мелкооптовый рынок. При этом ФАС и ФНС поручено следить за отклонениями свыше 4%. С января 2019 года цены будут плавно индексироваться в рамках годовой инфляции 4-4,6%.

Между тем в мае 2018 года Российский топливный союз (РТС) в открытом письме главе правительства Дмитрию Медведеву охарактеризовал ситуацию на рынке автомобильного топлива как крайне нестабильную и неопределенную. По оценке РТС, 2019 год не предвещает никаких изменений в лучшую сторону.

Бензин пойдет вверх

Счетная палата прогнозирует новый скачок розничных цен на бензин в России в 2019 году. Причиной, по мнению аудиторов, может стать плановое повышение акцизов на топливо с 1 января 2019 года.

«Увеличение акциза в 1,5 раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер»,

– говорится в заключении Счетной палаты на проект бюджета на 2019-2021 годы.

При негативном сценарии придется принимать «дополнительные компенсационные и сдерживающие меры», уверены в Счетной палаты. Напомним, в августе правительство заявило о том, что

с 1 января 2019 года акцизы на дизельное топливо и бензин вырастут на 2,7 тыс. руб. и 3,7 тыс. руб. за тонну соответственно.

Повышать акцизы на моторное топливо планировалось начать еще в этом году: по замыслу правительства они с 1 июля должны были вырасти примерно на 700 руб. – до 11,892 тысячи за тонну бензина и до 8,258 тысячи рублей на тонну дизельного топлива. Однако минувшей весной начался резкий рост цен на нефтепродукты, в ходе которого топливо на АЗС в течение пары недель ушло за 40 рублей за литр, а в некоторых регионах цены приближались к 47-50 руб. за литр.

Чтобы не допустить дальнейшего роста розничных цен, вице-премьеру по ТЭКу Дмитрию Козаку пришлось в ручном режиме договариваться с нефтяниками. Взамен обязательства держать цены в оптовом и розничном секторах, вертикально-интегрированные нефтяные компании получили вместо ожидаемого повышения акцизов, их снижение на 3 тыс. руб. на бензин и на 2 тыс. рублей – на тонну дизельного топлива. Это позволило стабилизировать ситуацию, но серьезного снижения цен на АЗС не принесло.

Читайте также:  В связи с очередным отпуском

Как отмечает Счетная плата,

снижение акцизов на бензин позволило лишь незначительно понизить розничные цены в июле-августе – на 0,2% и 0,3% соответственно. Этого было «недостаточно для компенсации опережающего роста цен, накопленного с начала года»,

подчеркивают в ведомстве.

О том, что рост цен на бензин в текущих условиях неизбежен, ранее предупреждали независимые продавцы, представители Российского топливного союза, ряд экспертов и сами нефтяники.

В правительстве утверждают, что не допустят роста цен в рознице: во-первых, с 1 января 2019 года начнется завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, предусматривающий снижение таможенных пошлин при повышении НДПИ, в рамках него предусмотрен отрицательный акциз для нефтеперерабатывающих заводов, который, по словам Козака, должен «выполнить миссию рыночного инструмента сдерживания внутренних цен на топливо». Также предусмотрена возможность компенсировать НПЗ часть стоимости нефти на внутреннем рынке в виде специальной демпфирующей надбавки.

Неоправданный оптимизм

Не одобрила и Счетная палата заложенный в консервативный проект бюджета курс рубля, назвав его «слишком оптимистичным».

«Относительно оптимистичные» макроэкономические показатели российской экономики, заложенные в прогноз, основаны «на переоценке адаптивных возможностей российской экономики», обращают внимание аудиторы. «В целом представляется, что консервативный вариант прогноза недооценивает возможные последствия значительного ухудшения внешнеэкономических условий», — отмечается в отчете.

В базовом сценарии заложены колебания курса рубля с 61,7 руб. за доллар в 2018 году до 63,9 руб. в 2019 году, до 64 руб. к 2021 году, а к 2024 г. – до 68 руб. В консервативном сценарии предусмотрено снижение курса национальной валюты до 65,7 руб. в 2021 году и до 69,9 руб. в 2024 г. При этом снижение нефтяных цен (на российскую марку Urals) в базовом варианте заложено на уровне до $57,9 в 2021 г. и до $53,5 в 2024 году, в консервативном не исключается, что нефть в 2021–2024 годах уйдет до $43,3–45,9 за баррель.

Аудиторы полагают, что существенное снижение нефтяных цен может привести к более резким коррекциям курса.

Курс рубля, предупреждают в Счетной палате, в ближайшие годы будет формироваться «в условиях сохраняющейся неопределенности», которая проистекает как из перспективы продолжения санкционной политики западных стран, так и из вероятного ужесточения денежно-кредитной политики центральными банками. При этом эффект от применения бюджетного правила для валютного рынка будет неоднозначным: проведение Минфином в этом году операций по покупке валюты усиливало нестабильность курса национальной валюты из-за возрастающего спроса на доллары.

При этом следующие три года бюджет предполагается сверстать с профицитом: в 2019 году он, по оценке Минфина, составит 1,8% ВВП, в 2020 и 2021 годах — 1% и 0,6% ВВП соответственно. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин ранее отмечал, что «тот профицит, который заложен (в бюджете), он будет больше существенно, и мы будем еще больше триллионов складывать в профицит».

Пока курсовая динамика отражает остающуюся привязку рубля к нефтяным ценам. Так, например, на сегодняшних торгах на Мосбирже рубль укрепляется на фоне подорожания нефти. По данным на 16:20 мск доллар снизился к рублю на 78 коп. и составил 65,32 руб. С утра цена на нефть увеличилась на 1% и составила $81,26 за баррель Brent.

Германия растет быстрее

Не удовлетворили аудиторов СП и заложенные в прогноз параметры роста ВВП. Такими темпами, уверены аналитики, Россия к 2024 году не войдет в число пяти крупнейших экономик мира. ФРГ все же будет впереди.

Вхождение в пятерку крупнейших экономик и обеспечение темпов роста экономики выше мировых — одна из главных задач, поставленных президентом РФ Владимиром Путиным в майском указе.

Имеется в виду ВВП по паритету покупательской способности (ППС). Сейчас по этом у параметру Россия находится на шестом месте в мире, впереди — Германия.

Читайте также:  Этапы покупки машины с рук

По прогнозу Минэка, ВВП в 2019–2020 гг. будет расти на 1,3 и 2% соответственно. С 2021 года экономический рост должен ускориться до 3,1–3,3% в год. При этом, средний темп роста мировой экономики к этому времени может замедлиться до 3% в год, на фоне этого рост ВВП РФ может быть выше среднемировых темпов.

«Счетной палатой были проведены альтернативные расчеты. При этом величина ВВП стран по ППС вычислялась в ценах 2017 года с использованием индексов физического объема ВВП России и Германии. Полученные результаты расчетов свидетельствуют о том, что при реализации предположений Минэкономразвития России о темпах ро­ста экономик России и Германии значение ВВП по ППС в ценах 2017 года для Германии окажется в 2024 году по-прежнему выше, чем для России», — говорится в заключении СП.

МВФ в октябрьском прогнозе оценил ВВП по ППС России в $4,016 трлн, у Германии – в $4,199 трлн. К 2023 году МВФ прогнозирует, что Россия окажется на седьмом месте по ВВП по ППС ($4,148 трлн). Пятое место сохранит Германия ($4,989 трлн), а шестую позицию займет Индонезия ($4,966 трлн).

Пока правительство успокаивало граждан, отмечая, что им удалось продлить действие соглашения о заморозке цен на бензин, топливо во второй половине мая взлетело сразу на 2-3 рубля в среднем по России. По мнению экспертов, эта тенденция продолжится в начале лета, поэтому прогнозы цен на бензин и дизель в июне 2019 неутешительные.

Мнение аналитиков Alpari

Анна Бодрова, аналитик крупнейшей брокерской компании России «Альпари», в своем прогнозе отмечает, что взрывной скачок цен ожидался давно, и сюрпризом его не назовешь. По словам Бодровой, правительство слишком долго сжимало «бензиновую пружину», оказывая давление на нефтяников, поэтому неудивительно, что они все-таки отреагировали на объективную рыночную ситуацию.

Эксперт обращает внимание, что ежегодно розничные цены на топливо в России дорожают на 10-20%. С начала года, благодаря политике государства, удалось искусственно сдержать подорожание бензина и дизеля на отметке 1,8-2%. Однако, теперь с началом сезонно-полевых работ спрос на топливо сильно возрос, а нефтяники не спешат его удовлетворять из-за несоответствия между розничной стоимостью и оптовой ценой на экспорт. И компенсации от правительства не могут решить эту проблему.

По словам Бодровой, даже с учетом произошедшего подорожания, топливо стоит все еще очень дешево, поэтому россиянам нужно готовиться к дальнейшему росту цен. В июне аналитик «Альпари» ждет плавного подъема стоимости в среднем на 5% с продолжением тенденции до конца лета.

Прогноз Международного финансового центра

Гайдар Гасанов, финансовый эксперт в Международном финансовом центре, уверен, что бы ни обещало правительство – цены на бензин в июне 2019 продолжат рост. Объясняется это тем, что стоимость топлива в РФ стремится к среднеевропейским ценам, составляющим в рублевом эквиваленте 60 руб. за 1 л.

Поскольку «черное золото» стремительно дорожает на мировом рынке, российским экспортерам выгоднее наращивать объемы продаж за рубеж, чем продавать по низким «замороженным» тарифам на внутреннем рынке. Отсюда возникает дефицит дизеля и бензина в стране, что неизбежно ведет к росту их стоимости.

Комментарий Козака относительно взрывного роста цен на топливо

Дмитрий Козак, занимающий пост вице-премьера, сообщил, что правительство не видит причин для беспокойства. При этом, чиновник прокомментировал официальное письмо от Независимого топливного союза (НТС), в котором нефтяники обращают внимание на стремительный рост биржевых цен на топливо (+20%) и кризисное состояние внутреннего рынка. Представители НТС считают, что при текущем бездействии правительства, рост топлива, как и год назад, может раз в пять обогнать показатели инфляции.

По словам Козака, ситуация под контролем, и правительство не собирается обсуждать ее с нефтяниками. Вице-премьер заверил, что государственные органы отслеживают изменения динамики роста цен на топливо и не допустят его значительного подорожания.

Пока правительственные чиновники успокаивают граждан, топливо дорожает, а независимые финансовые эксперты предупреждают, что это лишь начало.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector