No Image

Штода иван сергеевич юрист

СОДЕРЖАНИЕ
1 просмотров
12 декабря 2019

Author

Abstract

Suggested Citation

Download full text from publisher

More about this item

Keywords

Statistics

Corrections

All material on this site has been prov >RePEc:scn:027818:14516784 . See general information about how to correct material in RePEc.

If you have authored this item and are not yet registered with RePEc, we encourage you to do it here. This allows to link your profile to this item. It also allows you to accept potential citations to this item that we are uncertain about.

We have no references for this item. You can help adding them by using this form .

If you know of missing items citing this one, you can help us creating those links by adding the relevant references in the same way as above, for each refering item. If you are a registered author of this item, you may also want to check the "citations" tab in your RePEc Author Service profile, as there may be some citations waiting for confirmation.

Please note that corrections may take a couple of weeks to filter through the various RePEc services.

Штода Иван Сергеевич

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ И ЛЕГИТИМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

В данной работе автором рассмотрены основные компоненты государственной власти – легализация и

легитимация, без которых существование власти невозможно в демократическом государстве.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2011/1/55.html

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и

искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2011. № 1 (7). C. 228-231. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2011/1/ © Издательство "Грамота" Информацию о том, как опубликовать статью в журнале, можно получить на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: voprosy_hist@gramota.net 228 Издательство «Грамота» www.gramota.net УДК 34 В данной работе автором рассмотрены основные компоненты государственной власти – легализация и легитимация, без которых существование власти невозможно в демократическом государстве.

Ключевые слова и фразы: легализация; легитимация; государственная власть; общество.

Иван Сергеевич Штода Кафедра теории государства и права Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса в г. Шахты Spektor2@yandex.ru

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ И ЛЕГИТИМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ©

Легализация и легитимация – это два компонента государственной власти без которых власть не может существовать в демократическом государстве. Многие поворотные события последних лет в России (противоборство законодательной и исполнительной власти; договор об общественном согласии 1994 г.; неоднозначное отношение к чеченской войне 1994-1995 гг. и др.) остро ставят в обществе вопрос о государственной власти, ее легальности и легитимности, т.е. ее юридической обоснованности, с одной стороны, и справедливости, признании, поддержке ее населением – с другой. Острота проблемы усугубляется условиями формирования в некоторых сферах номенклатурно-мафиозного капитализма, нерасчлененностью в ряде случаев коммерческих, административных, а то и криминальных структур, противодействием со стороны местной номенклатуры, федеральной власти, частой некомпетентностью последней, авторитаристскими чертами федеральной конституции и некоторыми другими, в том числе персональными, факторами. Существует и теоретическая неясность: в работах юристов, политологов, политических деятелей термины «легализация» и «легитимация» нередко употребляются в неверных значениях.

Термин «легализация» происходит от латинского слова «Legalis», что значит законный. Ссылки на легализацию как основание власти и должного поведения уже в IV-III вв. до н.э. использовались школой китайских легистов в споре с конфуцианцами, требовавшими такого поведения, которое соответствовало бы вселенской гармонии. Элементы своеобразной легализации присутствовали в противоборстве светской и духовной властей в Западной Европе в средние века, на нее ссылались в новое время сторонники «легитимной монархии» Бурбонов, выступая против «узурпатора» Наполеона.

Легализация государственной власти – юридическое провозглашение правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности государства в соответствии с нормативно правовыми актами.

Государственная власть – это, как правило, легальная власть (узаконенная). Она основана на праве, юридических (правовых) законах. Ее носители, субъекты и объекты, как члены определенного государства, имеют определенные юридические права и обязанности. Их деятельность и отношения регулируются принятыми в данном государстве законами, а также нормами международного права. Права и обязанности субъектов и объектов государственной власти характеризуются соответствующей легитимностью. Они признаются всеми членами данного государства и другими государствами, их большинством или решающей их частью. Эта легитимность отличается от легитимности, которая основана только на личных, или персональных, качествах и «эмоциональной преданности» субъектов и объектов власти или на их вере в значимость таких «условностей», как нормы партийной жизни и других общественных объединений, общественное мнение, нравы, обычаи, традиции, моральные нормы. Члены государства верят, в частности, в значимость прав и обязанностей других его членов присваивать, удерживать, преобразовывать, регулировать и использовать государственную власть в определённых интересах. Именно на вере членов государства в значимость, законов основана, прежде всего, легитимность современных властных органов государства и властных государственных учреждений, субъектов государственной власти и работников государственного аппарата, их прав и обязанностей, легитимность самой государственной власти.

Легальность государственной власти может устанавливаться в самых разных формах и самыми разными способами. В средние века, чтобы выглядеть законными преемниками власти своих предшественников, императоры, короли, цари и другие царствующие особы, а вслед за ними и все дворяне вели, а иногда и придумывали или подделывали, соответствующие родословные. Государственная власть и её высшие субъекты императоры, короли, цари, как правило, освящались церковью. Это придавало, им статус, данный от Бога.

Читайте также:  Коды оквэд для зоомагазина

Сегодня одной из наиболее распространённых форм установления легальности и, следовательно, легитимности власти должностных лиц в государстве являются их выборы его гражданами. Чтобы выполнить эту роль, выборы сами должны быть легитимными, в том числе легальными, должны проводиться в установленном законом порядке и признаваться большинством членов государства. Нарушение установленных законом выборных процедур ставит под сомнение легальность должностных лиц, избранных по этим процедурам.

© Штода И. С., 2011 ISSN 1997-292X № 1 (7) 2011 229 Легитимация государственной власти – процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающее правильность, оправданность, справедливость, правовую и моральную законность и другие стороны соответствия данной власти, ее деятельности определенным, прежде всего психическим установкам, ожиданиям общества. В упрощенной форме легитимация трактуется как признание власти народом.

Легитимация нередко не имеет отношения к закону, а иногда и противоречит ему. Это процесс не обязательно формальный и даже чаще всего неформальный, посредством которого государственная власть приобретает свойство легитимности, т.е. состояние, выражающее правильность, оправданность, целесообразность, законность и другие стороны соответствия конкретной государственной власти установкам, ожиданиям личности, социальных и иных коллективов, общества в целом. Признание государственной власти, ее действий легитимными складывается на основе чувственного восприятия, опыта, рациональной оценки. Оно опирается не на внешние признаки (хотя, например, ораторские способности вождей могут оказать значительное воздействие на публику, способствуя установлению харизматической власти), а на внутренние побудительные мотивы, внутренние стимулы. Легитимация государственной власти связана не с изданием закона, принятием конституции (хотя и это может входить в процесс легитимации), а с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью; ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой.

Сам термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «узаконенность».

Такой перевод не совсем точен. Законность, принимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, отражается категорией «легальность». «Легитимность» и «легальность» – близкие, но не тождественные понятия. Первое из них носит оценочный, этический и политический характер, второе – юридический и этически нейтральный. Любая власть, пусть и не популярная, легальная. В то же время она может быть не легитимной, то есть не приниматься народом, издавать законы по своему усмотрению и использовать их как орудие организованного насилия. В обществе может существовать не только не легитимная, но и нелегальная власть, например, власть мафиозных структур.

Сегодня преобладает точка зрения, что основой легитимности является убеждение в правомерности данного строя. Заключение о наличии убеждения можно сделать, прежде всего, на основе свободного выражения гражданами своей воли. Устойчивость системы в конкретной стране также может рассматриваться как признак легитимности власти.

Власть становится легитимной благодаря достижению ею устойчивости, определенности, установлению порядка. И наоборот, власть, сформировавшаяся демократическим путем, но не способная предотвратить гражданскую и межнациональную войны, противостояние центра и мест, «парада» суверенитетов, не является легитимной.

В обществе, переживающем переходное состояние, смену властей, легитимность существует скорее как проблема, в сформировавшемся обществе – как естественное качество политических отношений. Говоря о государственной власти как об объекте легитимности необходимо заострить внимание на понятие «власть».

Данное понятие относится к числу широко употребляемых, при всей разнородности и неоднозначности этого понятия можно, однако, отметить одну объединяющую характеристику многочисленных его определений

– все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других. Власть – одно из основных и наиболее емких понятий, что подтверждается как отсутствием в современной политической мысли одного общепризнанного ее определения, так и многообразием концепций власти.

Власть выступает главным объектом вожделений и взаимодействий групп, общностей, организаций. Но власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. В самом деле, что такое власть – абстракция, символ или реальное действие? Ведь можно говорить о власти человека, организации, общества, но одновременно и о власти идей, слов, законов. Что заставляет человека, общество подчиняться кому-либо или чему-либо – боязнь насилия или желание повиноваться? При всей своей таинственности и неопределенности власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхищались и ее проклинали, ее возвышали до небес и «втаптывали в грязь».

В политической литературе правильным определением власти считается определение, данное известным ученым Максом Вебером, который полагал, что власть – это «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана». В словаре по политологии дается определение власти как «волевого особого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого». Власть, таким образом, рассматривается как особое отношение господства, как способ воздействия на кого-то, как «власть над», как принуждение, как сила. По мере демократизации общества власть стала рассматриваться не только как господство, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашения, разрешать конфликты. Тем самым власть истолковывается и как символическое средство социальной коммуникации.

Читайте также:  Получение прав категории м

Сущность власти заключается в том, что это специфическое отношение субъекта к себе (власть над собой), между субъектами, которое предполагает определенное взаимодействие между ними (власть можно одобрять, терпеть или сопротивляться ей), в рамках которого властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Власть, опирающаяся только на силу, по словам Б. Рассела, «голая власть».

230 Издательство «Грамота» www.gramota.net Легитимность является базовым элементом существования и функционирования государственной власти, а также закрепления её в обществе. Все в жизни общества имеет начало. Есть свое начало и у государственной власти, господствующей в той или иной стране. Как показывает исторический опыт, что от того, каким было это начало, многое зависит в дальнейшей ее судьбе. В большинстве случаев государственная власть может образоваться в результате свободных демократических выборов, но может и в результате военного переворота или политической революции, которая станет ужасной трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы или более человеческих жизней и до основания может разрушить хозяйство страны.

Со времен М. Вебера принято различать три «чистых» типа легитимации власти, которые могут быть применены и к легитимации государственной власти. Это – традиционная харизматическая и рациональная легитимация.

Традиционная легитимация представляет собой господство на основе традиционного авторитета, коренящееся в уважении обычаев, вере в их преемственность, в то, что власть «выражает дух народа», соответствует обычаям и традициям принятым в обществе в качестве стереотипов сознания и поведения. Традиции имеют огромное значение для укрепления власти монарха в мусульманских странах Персидского залива (Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн и др. в Непале, Бутане, Брунее). Они определяют вопросы престолонаследия структуру органов государства. В тех мусульманских странах, где есть парламенты, они иногда создаются в соответствии с традициями аш-шуры (совещания при монархе) как консультативные парламенты. Традиции определяют принятие решений в парламенте Индонезии главным образом путем консенсуса.

Вместе с религиозными догмами традиции во многом регулируют государственную жизнь в ряде развивающихся стран. Традиции имеют важное значение для легитимации государственной власти в странах, где действует система англосаксонского права. Судебный прецедент – одно из выражений силы традиций. Британский монарх по традиции является главой англиканской церкви (составная часть его титула – Защитник веры). Аналогичная ситуация имеет место и в некоторых других европейских странах, где одна из церквей объявлена государственной (например, лютеранство в Дании).

Харизматическая легитимация – это господство, основанное на вере в личные дарования вождя (реже узкой правящей группировки), в исключительную миссию вождя. Харизматическая легитимация не связана с рациональными суждениями, а опирается на гамму чувств, это сенсорная по своей природе легитимация.

Харизма, как правило, индивидуальна. Она создаст особый образ. В прошлом – это вера в «доброго царя», способного избавить народ от притеснений со стороны бояр и помещиков.

В современных условиях харизматическая власть встречается гораздо реже, чем в прошлом, но она распространена в странах тоталитарного социализма, будучи связанной с определенной идеологией (Мао Цзе Дун. Ким Ир Сен, Хо Ши Мин и др.) В сравнительно либеральной Индии с харизмой связано занятие важнейшего государственного поста премьер-министра представителями семейства Ганди – Неру (отец, затем дочь, а после ее убийства – сын). Такое же поколение стояло и стоит у власти в Шри Ланке (отец Бандеранаикс, затем жена, ныне президент – их дочь, а мать-премьер-министр).

Для укрепления харизмы широко используются специальные обряды: факельные шествия демонстрации в поддержку власти в особой униформе, коронация монарха. Рациональная легитимация государственной власти основана на рациональной оценке связана с формированием убежденности в разумности существующего порядка, законов, привил, принятых в демократическом обществе для управления им. Этот вид легитимации относится к числу основных в современных условиях демократического правового государства.

Рациональная легитимация предполагает, что население поддерживает (или отвергает) государственную власть, исходя прежде всего из собственной оценки действий этой власти. Не лозунги и обещания (они имеют сравнительно кратковременный эффект), не имидж мудрого правителя, часто даже не справедливые законы (в современной России многие хорошие законы не исполняются), а прежде всего практическая деятельность органов государственной власти, должностных лиц, особенно высших, служит основой рациональной оценки.

Трагедии, тесно увязанные с установлением власти, народ не забывает и помнит. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым, отношение между властвующими и народных масс держится, как правило, на страхе последних.

Иные отношения у народа к власти, изначально законной, официально признанной самим обществом и зарубежными государствами. Такое первоначальное правомочное становление власти способствует утверждению согласия в отношении общества и политической власти, признанию обществом, народом, ее права на управленческую роль. Надо отметить, что само по себе изначально законное установление власти не всегда есть гарантия того, что в дальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа. Известны многочисленные примеры горького разочарования общества. Таких примеров можно перечислить много, в том числе и в истории России таких примеров очень много, особенно в последние годы.

Итак, признание обществом законности, правомерности официальной власти – это фундаментальная ее характеристика. Говоря о легитимности, необходимо обратить внимание на то, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием государственной власти народом, т.е. легитимностью государственной власти. Соответственно, следует различать понятия «легитимность власти» (общественное признание ее законности) и «легальность власти» (правовое, формальное ее закрепление).

Читайте также:  Как заполнять форму ds 160

ISSN 1997-292X № 1 (7) 2011 231

Список литературы

1. Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие. М., 2001.

2. Политология: энциклопедический словарь. М., 1993.

3. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М., 1997.

4. Юридический энциклопедический словарь. М., 2001.

5. Ягофаров Д. А. Категории и понятия общей теории государства и права: систематизированный свод дефиниций:

учебное пособие. Екатеринбург, 1995.

In this article the author considers the main components of state power – legalization and legitimation – without which authority can not exist in a democratic state.

Key words and phrases: legalization; legitimation; state power; society.

Апреля 2016 г.

СОСТОИТСЯ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

« ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО (к 20 -летию возрождения юридического образования) »

СПБПУ ПЕТРА ВЕЛИКОГО, Дом Ученых в Лесном,

Санкт-Петербург, ул. Политехническая 29.

Пленарное заседание: 13.00-14.30. Актовый зал

Секционные: 14.45-19.00

Актовый зал, Синяя гостиная, Зеленая гостиная

Проблемы теории и истории государства и права.

Проблемы конституционного и муниципального права.

Проблемы гражданского права и гражданского процесса.

Проблемы международного права и международного сотрудничества.

Проблемы уголовного и криминологии.

Проблемы энергетического и экологического права.

Кафедра «Теория и история государства и права» Гуманитарного института СПбПУ Петра Великого приглашает к участию в межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов с международным участием.

На конференции планируется обсуждение вопросов по следующим направлениям:

1. Теоретическое и историко-правовое развитие правосудия и системы права в Российской Федерации.

2. Развитие российской правовой доктрины в период 1993-2016 гг.: конституционное право, административное право, уголовное право.

3. Современная правовая система Российской Федерации: публичное и частное право.

4. Реформа гражданского права и развитие системы частного права в Российской Федерации.

5. Международно – правовое сотрудничество Российской Федерации с другими странами в условиях борьбы с угрозами терроризма: национальный и международный аспект.

6. Правовые последствия I-ой и II Мировых войн для современного развития правовых систем стран мира: правовое сотрудничество.

7. Современное правовое сотрудничество в области экономики и энергетики стран ЕАЭС и БРИКС.

8. Развитие в современной России экологического законодательства: направления и перспективы.

Требования к докладам

· электронный вариант текста набирать в редакторе Word7 (Word97 и т.д.) со следующими параметрами настройки: шрифт — Times New Roman (Cyr); стиль шрифта — нормальный (обычный); размер кегля шрифта — 12; межстрочный интервал — 1; параметры страницы (поля): верхнее — 24 мм; нижнее — 30 мм; левое — 20 мм; правое — 20 мм; если для понимания сути работы необходим рисунок, он выполняется в виде единой картинки в пределах поля для текста, при небольшом размере рисунка – с обтеканием текстом. На приводимые рисунки обязательно должны быть ссылки в тексте.

· Допустимый объем cтатей — до 5( пяти) страниц;

текст в текстовом поле располагается следующим образом:

· на первой строчке (выровнять вправо): инициалы, фамилия студента (или студентов) строчными буквами, в скобках курс и название кафедры (желательно использовать принятые сокращения; если студент не из СПбПУ Петра Великого, то указать ВУЗ); инициалы, фамилия, ученая степень, должность руководителя (использовать принятые сокращения; если не из СПбПУ Петра Великого, то указать организацию);

· через пробел (выровнять по центру): НАЗВАНИЕ СТАТЬИ (прописными буквами);

· через пробел (с красной строки, равной 1 см): текст.

· при наличии ссылок на литературные источники в конце текста оставляется одна пустая строка, затем пишется ЛИТЕРАТУРА. Список литературы оформляется шрифтом с размером кегля 11.

ВНИМАНИЕ: Срок представления материалов до 01 апреля 2014.

Адрес оргкомитета e-mail: deanery@jurist.spbstu.ru.: Спб. Ул. Политехническая д.29. Гидрокорпус -1. ауд 301.

Кафедра теории и истории государства и права

координатор: Долгополова Татьяна Анатольевна, доц.

(e-mail: dolgopolova_ta@inbox.ru), кафедра «Теория и история государства и права» Гуманитарный институт СПБПУ Петра Великого.

Савельева Александра Павловна, аспирант

Штода Иван Сергеевич, ст. преподжаватель.

Алиев Кенан, гр. 23821/5

Попов Евгений гр. 23821/8

Романюк Ярослав гр. 32821/5

Иевлев Анатолий гр. 42821/5

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ

В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

« ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО (к 20 -летию создания кафедры юриспруденции) »

Санкт-Петербург, 14 апреля 2016 г.

1. Фамилия, имя, отчество.

3. Адрес электронной почты участника.

4. Контактные телефоны.

5. Секция выступления.

5. Тема выступления.

6. Тезисы доклада или сообщения .

7. Электронная презентация (необязательно).

Для участников без докладов или сообщений достаточно заполнить пункты 1-5.

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector