No Image

Сколько деталей в самолете

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Сколько ведь раньше не пытались придумать самолет, а ведь все дело оказалось именно в конструкции. Каким-то образом громадные авиалайнеры поднимаются в воздух, и очень важным моментом является безопасность пассажиров. В данной статье будет подробно рассмотрено строение самолета, а именно его основных частей.

Конструкция самолета включает в себя:

  • Фюзеляж
  • Крылья
  • Хвостовое оперенье
  • Взлетно-посадочное устройство
  • Двигательная установка
  • Управляющие системы, авионика

Каждая из этих частей жизненно необходима для быстрого и безопасного полета самолета. Так же разбор составляющих поможет понять, как устроен самолет, и почему сделано все именно так, а не иначе.

Фюзеляж

Данный элемент конструкции представляет собой некую основу самолета, несущую часть, к которой прикрепляются другие части летательного агрегата. Он собирает вокруг все основные части самолетов: хвостовое оперенье, шасси и двигательную установку, а каплеобразная форма отлично справляется с противодействующей силой во время его движения по воздуху. Внутренность корпуса рассчитана на перевоз ценного груза, будь то оружие или военная техника, или же пассажиры; так же здесь размещается различное оборудование и топливо.

Крылья

Очень сложно найти самолет, устройство которого не предусматривало бы размещение наиболее узнаваемой его части – крыльев. Этот элемент служит для формирования подъемной мощи, и в современных конструкциях для увеличения этого параметра крылья размещают в плоском основании фюзеляжа самолета.

Сами крылья предусматривают в своей конструкции наличие специальных механизмов, при поддержке которых исполняется поворот самолета в одну из сторон. Кроме того, данная часть летательного аппарата снабжается взлетно-посадочным устройством, что регулирует движение самолета в моменты взлетов и посадок, и оказывают помощь в контроле взлетной и посадочной скоростей. Нужно еще подметить, что некоторые конструкции самолетов предусматривают наличие топливных баков в крыльях.

Помимо того каждое крыло оснащено консолью. При помощи подвижных составляющих, именуемых элеронами, осуществляется управление судном относительно его продольной оси; функционирование этих элементов осуществляется полностью синхронно. Однако, когда один элемент поворачивается в одну сторону, другой будет идти в противоположную; именно поэтому и происходит вращение корпуса фюзеляжа.

Хвостовое оперенье

Данный элемент строения летательного аппарата является не менее важным элементом. Хвост самолета состоит из киля и стабилизатора. Стабилизатор так же, как и крылья, имеет две консоли – правую и левую; основным предназначением данного элемента является регулирование движения самолета и сохранение заданной высоты с учетом влияния различных погодных условий.

Киль так же является неотъемлемой составной частью хвостового оперенья, что несет ответственность за поддержание нужного направления самолета во время его полета. С целью произведения изменения высоты и направления были созданы два специальных руля, каждый из которых управляет своей частью хвостового оперенья. Важным моментом является то, что не всегда элементы воздушных судов могут называться именно такими именами: так, например, опереньем могут называть хвостовую часть фюзеляжа, а иногда таким именованием обозначают лишь киль.

Взлетно-посадочное устройство

Короткое название устройства – шасси, является главным устройством, благодаря которому осуществляется успешный взлет и плавная посадка. Не стоит недооценивать данный элемент летательного аппарата, так как его конструкция значительно сложнее, нежели просто колеса, выезжающие из фюзеляжа. Если присмотреться к одной системе выпуска и уборки, то уже становится понятно, что конструкция очень серьезная, и представляет собой целый набор различных механизмов и устройств.

Двигательная установка

Устройство является основной движущей силой, что толкает летательный аппарат вперед. Ее расположение чаще всего располагается либо под крылом, либо под фюзеляжем. Двигатель так же состоит из некоторых обязательных частей, без которых его функционирование не представляется возможным.

Основные детали двигателя:

  • Турбина
  • Вентилятор
  • Компрессор
  • Камера сгорания
  • Сопло

Размещающийся в самом начале турбины вентилятор служит нескольким функциям: нагнетает захватываемый воздух и занимается охлаждением элементов двигателя. Сразу же вслед за ним располагается компрессор, что принимает подаваемый вентилятором воздух и под сильным давлением запускает его в камеру сгорания. Теперь горючее смешивается с воздухом, и полученная в результате смешивания субстанция поджигается.

Поток от взрыва данной топливной смеси выплескивается в основную часть турбины, что заставляет ее вращаться. Так же приспособление для кручения турбины обеспечивает постоянное вращение вентилятора, образуя подобным способом циклическую систему, что будет работать всегда, пока воздух и топливо будут поступать из камеры сгорания.

Управляющие системы

Авионика представляет собой электронный вычислительный комплекс из различных бортовых устройств системы самолета, что помогают считывать актуальную информацию во время навигации и ориентации подвижных объектов. Без этого обязательного компонента корректное и правильное управление любым летательным аппаратом типа лайнера было бы попросту невозможным. Так же эти системы обеспечивают бесперебойную работу самолета; сюда можно отнести такие функции, как автопилот, система противообледенения, бортовое электроснабжение и множество других.

Классификация воздушных судов и особенности конструкции

Все без исключения воздушные суда можно разделить на две основные категории: гражданские и военные. Самым основным их отличием является наличие салона, что обустроен намеренно с целью перевозки пассажиров. Сами же пассажирские самолеты разделяются по вместительности на магистральные ближние (расстояние перелета до 2000 км), средние (до 4000 км) и дальние (до 9000 км)

Если дальность перелета еще больше, то для этого используются лайнеры межконтинентального типа. К тому же, разнотипные летательные аппараты имеют разницу в весе. Так же авиалайнеры могут различаться в связи с определенным типом и, непосредственно, предназначением.

Конструкция самолета зачастую может обладать разной геометрией крыльев. Для самолетов, что осуществляют пассажирские транспортировки, конструкция крыльев не отличается от классической, что характерно именно авиалайнерам. Модели самолетов данного вида обладают укороченной носовой составляющей, и из-за этого имеют относительно невысокий КПД.

Есть еще одна специфическая форма, что зовется «утка», благодаря своему расположению крыльев. Горизонтальное оперенье размещается перед крылом, что увеличивает подъемную силу. Недостатком такой конструкции можно назвать уменьшение зоны обзора нижней полусферы из-за присутствия перед самим крылом оперенья.

Вот мы и разобрались, из чего состоит самолет. Как Вы могли уже заметить, конструкция довольно непростая, и различные многочисленные детали должны работать слаженно, что бы самолет смог подняться в воздух и после ровного полета удачно приземлился. Конструкция часто бывает специфической, и может существенно разниться в зависимости от модели и назначения самолета.

Самолёт – воздушное судно, без которого сегодня представить перемещение людей и грузов на большие расстояния невозможно. Разработка конструкции современного самолета, а также создание отдельных его элементов представляется важной и ответственной задачей. К этой работе допускают только высококвалифицированных инженеров, профильных специалистов, так как небольшая ошибка в расчётах или производственный брак приведут к фатальным последствиям для пилотов и пассажиров. Не представляет секрет, что любой самолёт имеет фюзеляж, несущие крылья, силовой агрегат, систему разнонаправленного управления и взлетно-посадочные устройства.

Ниже изложенная информация об особенностях устройства составных частей самолёта будет интересна для взрослых и детей, занимающихся конструкторской разработкой моделей летательных аппаратов, а также отдельных элементов.

Фюзеляж самолёта

Основной частью самолета является фюзеляж. На нем закрепляются остальные конструктивные элементы: крылья, хвост с оперением, шасси, а внутри размещается кабина управления, технические коммуникации, пассажиры, грузы и экипаж воздушного судна. Корпус самолёта собирается из продольных и поперечных силовых элементов, с последующей обшивкой металлом (в легкомоторных версиях – фанерой или пластиком).

Требования при проектировании фюзеляжа самолёта предъявляется к весу конструкции и максимальным характеристикам прочности. Добиться этого позволяет использование следующих принципов:

  1. Корпус фюзеляжа самолёта выполняется в форме, снижающей лобовое сопротивление воздушным массам и способствующей возникновению подъемной силы. Объем, габариты самолёта должны быть пропорционально взвешены;
  2. При проектировании предусматривают максимально плотную компоновку обшивки и силовых элементов корпуса для увеличения полезного объема фюзеляжа;
  3. Сосредотачивают внимание на простоте и надежности крепления крыловых сегментов, взлётно-посадочного оборудования, силовой установки;
  4. Места крепления грузов, размещения пассажиров, расходных материалов должны обеспечивать надёжное крепление и баланс самолёта при различных условиях эксплуатации;

Фюзеляж пассажирского самолёта

  1. Место размещения экипажа должно предоставлять условия комфортного управления самолётом, доступ к основным приборам навигации и управления при экстремальных ситуациях;
  2. В период обслуживания самолёта предусмотрена возможность беспрепятственно провести диагностику и ремонт вышедших из строя узлов и агрегатов.

Прочность корпуса самолёта обязана обеспечивать противодействие нагрузкам при различных полётных условиях, в том числе:

  • нагрузки в местах крепления основных элементов (крылья, хвост, шасси) в режимах взлёта и приземления;
  • в полётный период выдерживать аэродинамическую нагрузку, с учётом инерционных сил веса самолёта, работы агрегатов, функционирования оборудования;
  • перепады давления в герметически ограниченных отделах самолёта, постоянно возникающие при лётных перегрузках.
Читайте также:  Немецкая фирма бауэр развод

К основным типам конструкции корпуса самолёта относят плоский, одно,- и двухэтажный, широкий и узкий фюзеляж. Положительно зарекомендовали себя и используются фюзеляжи балочного типа, включающие варианты компоновки, которые носят название:

  1. Обшивочные – конструкция исключает продольно расположенные сегменты, усиление происходит за счёт шпангоутов;
  2. Лонжеронные – элемент имеет значительные габариты, и непосредственная нагрузка ложится именно на него;
  3. Стрингерные – имеют оригинальную форму, площадь и сечение меньше, чем в лонжеронном варианте.

Важно! Равномерное распределение нагрузки на все части самолёта осуществляется за счёт внутреннего каркаса фюзеляжа, который представлен соединением различных силовых элементов по всей длине конструкции.

Конструкция крыла

Крыло – один из основных конструктивных элементов самолёта, обеспечивающий создание подъёмной силы для полёта и маневрирования в воздушных массах. Крылья используют для размещения взлётно-посадочных устройств, силового агрегата, топлива и навесного оборудования. От правильного сочетания веса, прочности, жёсткости конструкции, аэродинамики, качества изготовления зависят эксплуатационные и лётные характеристики самолёта.

Основными частями крыла называется следующий перечень элементов:

  1. Корпус, сформированный из лонжеронов, стрингеров, нервюров, обшивки;
  2. Предкрылки и закрылки, обеспечивающие плавный взлёт и посадку;
  3. Интерцепторы и элероны – посредством них осуществляется управление самолётом в воздушном пространстве;
  4. Щитки тормозные, предназначенные для уменьшения скорости движения во время посадки;
  5. Пилоны, необходимые для крепления силовых агрегатов.

Конструктивно-силовая схема крыла (наличие и расположение деталей при нагрузочном воздействии) должна обеспечивать устойчивое противодействие силам кручения, сдвига и изгиба изделия. К ней относятся продольные, поперечные элементы, а также внешняя обшивка.

  1. К поперечным элементам относят нервюры;
  2. Продольный элемент представлен лонжеронами, которые могут быть в виде монолитной балки и представлять ферму. Располагаются по всему объёму внутренней части крыла. Участвуют в придании жёсткости конструкции, при воздействии сгибающей и поперечной силы на всех этапах полёта;
  3. Стрингер также относят к продольным элементам. Его размещение – вдоль крыла по всему размаху. Работает как компенсатор осевого напряжения нагрузок изгиба крыла;
  4. Нервюры – элемент поперечного размещения. В конструкции представлены фермами и тонкими балками. Придаёт профиль крылу. Обеспечивает жесткость поверхности при распределении равномерной нагрузки во время создания полётной воздушной подушки, а также крепления силового агрегата;
  5. Обшивка придаёт форму крылу, обеспечивая максимальную аэродинамическую подъёмную силу. Вместе с другими элементами конструкции увеличивает жёсткость крыла и компенсирует действие внешних нагрузок.

Классификация крыльев самолёта осуществляется в зависимости от конструктивных особенностей и степени работы наружной обшивки, в том числе:

  1. Лонжеронного типа. Характеризуются незначительной толщиной обшивки, образующей замкнутый контур с поверхностью лонжеронов.
  2. Моноблочного типа. Основная внешняя нагрузка распределяется по поверхности толстой обшивки, закреплённой массивным набором стрингеров. Обшивка может быть монолитной или состоять из нескольких слоёв.

Примыкание крыла к фюзеляжу

Важно! Стыковка частей крыльев, последующее их крепление должны обеспечивать передачу, распределение изгибающего и крутящего моментов, возникающих при различных режимах эксплуатации.

Авиадвигатели

Благодаря постоянному совершенствованию авиационных силовых агрегатов продолжается развитие современного самолётостроения. Первые полёты не могли быть длительными и совершались исключительно с одним пилотом именно потому, что не существовало мощных двигателей, способных развить необходимую тяговую силу. За весь прошедший период авиацией использовались следующие типы двигателей самолёта:

  1. Паровые. Принцип работы заключался в преобразовании энергии пара в поступательное движение, передающееся на винт самолёта. Из-за низкого коэффициента полезного действия использовался непродолжительное время на первых авиамоделях;
  2. Поршневые – стандартные двигатели с внутренним сгоранием топлива и передачей крутящего момента на винты. Доступность изготовления из современных материалов позволяет их использование до настоящего времени на отдельных моделях самолётов. КПД представлен не более 55.0%, но высокая надежность и неприхотливость в обслуживании делают двигатель привлекательным;

  1. Реактивные. Принцип действия основан на преобразовании энергии интенсивного сгорания авиационного топлива в необходимую для полёта тягу. Сегодня такой тип двигателей наиболее востребован в авиастроительстве;
  2. Газотурбинные. Работают по принципу пограничного нагрева и сжатия газа сгорания топлива, направленного на вращение турбинного агрегата. Получили широкое распространение в авиации военного назначения. Используются в самолётах типа Су-27, МиГ-29, F-22, F-35;
  3. Турбовинтовые. Один из вариантов газотурбинных двигателей. Но полученная при работе энергия преобразовывается в приводную для винта самолёта. Небольшая её часть используется для образования реактивной толкающей струи. Применяют, в основном, в гражданской авиации;
  4. Турбовентиляторные. Характеризуются высоким КПД. Применяемая технология нагнетания дополнительного воздуха для полного сгорания топлива обеспечивает максимальную эффективность работы и высокую экологическую безопасность. Такие двигатели нашли своё применение при создании больших авиалайнеров.

Важно! Перечень двигателей, разрабатываемых авиаконструкторами, вышеуказанным перечнем не ограничивается. В разное время неоднократно принимались попытки создавать различные вариации силовых агрегатов. В прошлом веке даже велись работы по конструированию атомных двигателей в интересах авиации. Опытные образцы были опробованы в СССР (ТУ-95, АН-22) и США (Convair NB-36H), но были сняты с испытания в связи с высокой экологической опасностью при авиационных катастрофах.

Органы управления и сигнализации

Комплекс бортового оборудования, командные и исполнительные устройства самолёта называют органами управления. Команды подаются из пилотной кабины, а выполняются элементами плоскости крыла, оперением хвоста. На разных типах самолётов используются различные типы систем управления: ручная, полуавтоматическая и полностью автоматизированная.

Органы управления, независимо от типа системы управления, разделяют следующим образом:

  1. Основное управление, включающее в себя действия, отвечающие за регулировку лётных режимов, восстановление продольного баланса самолёта в заранее заданных параметров, они включают:
  • рычаги, непосредственно управляемые пилотом (штурвал, рули высоты, горизонта, командные панели);
  • коммуникации для соединения управляющих рычагов с элементами исполнительных механизмов;
  • непосредственные исполняющие устройства (элероны, стабилизаторы, сполерные системы, закрылки, предкрылки).
  1. Дополнительное управление, используемое при взлётном или посадочном режимах.

При применении ручного или полуавтоматического управления воздушным судном пилота можно считать неотъемлемой частью системы. Только он может проводить сбор и анализ информации о положении самолёта, нагрузочных показателях, соответствии направления полёта с плановыми данными, принимать соответствующее обстановке решение.

Для получения объективной информации о лётной обстановке, состоянии узлов самолёта пилот использует группы приборов, назовем основные:

  1. Пилотажные и используемые для навигационных целей. Определяют координаты, горизонтальное и вертикальное положение, скорость, линейные отклонения. Контролируют угол атаки по отношению к встречному потоку воздуха, работу гироскопических устройств и многие не менее значимые параметры полёта. На современных моделях самолётов объединены в единый пилотажно-навигационный комплекс;
  2. Для контроля работы силового агрегата. Обеспечивают пилота информацией о температуре и давлении масла и авиационного топлива, расход рабочей смеси, количество оборотов коленчатых валов, вибрационный показатель (тахометры, датчики, термометры и подобное);
  3. Для наблюдения за функционированием дополнительного оборудования и авиационных систем. Включают в себя комплекс измерительных приборов, элементы которого размещены практически во всех конструктивных частях самолёта (манометры, указателя расходования воздуха, перепада давления в герметических закрытых кабинах, положения закрылков, стабилизирующих устройств и тому подобное);
  4. Для оценки состояния окружающей атмосферы. Основными измеряемыми параметрами являются температура наружного воздуха, состояние атмосферного давления, влажность, скоростные показатели перемещения воздушных масс. Используются специальные барометры и другие адаптированные измерительные приборы.

Важно! Измерительные приборы, используемые для мониторинга состояния машины и внешней среды, специально разработаны и адаптированы для сложных условий эксплуатации.

Взлётно-посадочные системы 2280

Взлёт и посадку считают ответственными периодами при эксплуатации самолёта. В этот период возникают максимальные нагрузки на всю конструкцию. Гарантировать приемлемый разгон для поднятия в небо и мягкое касание поверхности посадочной полосы могут только надёжно сконструированные стойки шасси. В полете они служат дополнительным элементом придания жесткости крыльям.

Конструкция наиболее распространённых моделей шасси представлена следующими элементами:

  • подкос складной, компенсирующий лотовые нагрузки;
  • амортизатор (группа), обеспечивает плавность хода самолёта при движении по взлетно-посадочной полосе, компенсирует удары во время контакта с землёй, может устанавливаться в комплекте с демпферами-стабилизаторами;
  • раскосы, выполняющие роль усилителя жесткости конструкции, могут называться стержнями, располагаются диагонально по отношению к стойке;
  • траверсы, крепящиеся к конструкции фюзеляжа и крыльям стойки шасси;
  • механизм ориентирования – для управления направлением движения на полосе;
  • замочные системы, обеспечивающие крепление стойки в необходимом положении;
  • цилиндры, предназначенные для выпуска и убирания шасси.

Стойка шасси самолёта

Сколько колес размещено у самолета? Количество колёс определяется в зависимости от модели, веса и назначения воздушного судна. Наиболее распространённым считают размещение двух основных стоек с двумя колёсами. Более тяжёлые модели – трёх стоечные (размещены под носовой частью и крыльях), четырёх стоечные – две основные и две дополнительные опорные.

Видео

Описанное устройство самолета даёт лишь общее представление об основных конструктивных составляющих, позволяет определить степень важности каждого элемента при эксплуатации воздушного судна. Дальнейшее изучение требует глубокой инженерной подготовки, наличия специальных знаний аэродинамики, сопротивления материалов, гидравлики и электрооборудования. На производственных предприятиях авиастроения этими вопросами занимаются люди, прошедшие обучение и специальную подготовку. Самостоятельно изучить все этапы создания самолёта можно, только для этого следует запастись терпением и быть готовым к получению новых знаний.

Читайте также:  Вопрос о вреде квартирантов

Аэропорты

  • Бабодедово, Дармоедово, Гомодедово, Домик, Дедушка – Домодедово
  • Внучка – Внуково
  • Коровкино – Быково
  • Шарик, Шаромойкино, Шаромыга, Шаромыжкино, "Шире,МатьЕго", Шерёма – Шереметьево
  • Рама – аэродром Раменское
  • Хитровка – аэродром Хитроу (Лондон)
  • четыре девятки – хорошая погода
  • миллион на миллион – видимость более 10 км
  • слоечка – слоистые облака
  • кучки – кучевые облака
  • чехол – погода ниже минимума
  • кизяк, срань – плохая погода
  • камни с неба – сильный дождь
  • мряка – метель
  • мряка с молоком – туман с осадками
  • рыло, пятак – нос; копчик – хвост; пузо – средняя часть фюзеляжа
  • гребло, махало – воздушный винт; пальма – несущий винт вертолёта на стоянке
  • вентиллятор, мясорубка – винтовой двигатель
  • конфорка – выходная часть турбины ТРД
  • лапы, лапки, ноги, мослы – шасси (“лапки поджать” – убрать шасси, “колёса бросай” – совет о том, что пора и шасси выпустить)
  • лапти – колодки под колёса ВС
  • лопухи – закрылки, интерцепторы, тормозные щитки
  • банка – салон самолёта (тубус – пассажирский салон небольшого самолёта)
  • горшок – туалет (заглотыш – унитаз; брызговик – кран в туалете)
  • топчан – пассажирское кресло, подзатыльник – вехняя часть кресла, бульвар – проход между креслами
  • дырка – иллюминатор
  • удавка – ремень безопасности
  • кабинет – кабина экипажа
  • рога – штурвал (РС (рогатый скот) – лётный состав, КРС (крупный рогатый скот) – командно-руководящий состав)
  • намордник – кислородная маска
  • уши – гарнитура
  • табуретка, лавка, чашка – кресло лётчика в кабине ВС (левая чашка – кресло КВС, правая чашка – кресло второго пилота. Девиз второго пилота: “Наше дело правое не мешать левому!” Боец – плохой второй пилот. Гвардеец – хороший второй пилот. Фраза из песни: "Ну вот и я на левой табуретке. ")
  • Тамара – спарка (на МиГ-21)
  • фишка – штепсельный разъём подключения наземного питания к самолёту
  • светофор – световая сигнализация в грузопассажирской кабине самолёта, оборудованного для десантирования
  • баян – скопище АЗС за креслом в кабине Миг-29
  • газета – светосигнальные табло, расположенные на верхнем центральном пульте
  • морковка – килевой обтекатель антенн РЭБ на Ту-160
  • пионер – указатель поворота и скольжения (термин берёт начало от импортных приборов американской фирмы "Пионер")
  • солдатик – механический дублёр указателя выпущенного положения стойки шасси
  • л опата – тормозной щиток Су-27
  • собачник – пространство планера самолёта, где можно провезти личный груз
  • глазки – посадочные фары
  • ласты – горизонтальный стабилизатор (гребешок – вертикальный)
  • зоб – нижний фонарь пилотской кабины
  • борт – воздушное судно
  • трамвай – самолёт в обычной пассажирской конфигурации (салон – самолёт в VIP конфигурации)
  • кишка – телетрап или кабель наземного питания
  • пипелац – самоходный трап
  • пассажиросос – телескопический трап
  • скотовоз, катафалк – автобус для пассажиров
  • членовоз – машина VIP
  • касалетка – горячая пища, завёрнутая в фольгу
  • курятина – бортпитание
  • служба козлов – служба бортпроводников АК Трансаэро (название произошло от имени начальника службы М.М.Козлова, который, по внутренней легенде, представляется как “начальник службы Козлов”)
  • вешалка – установка для взвешивания багажа
  • сиська, бидон – топливозаправщик
  • зелёнка, тархун – бензин Б-91/115 (от характерного зелёного цвета)
  • голубятник, скворечник – диспетчерская вышка
  • бантик – локаторная установка в АП
  • гондон, колдун – ветроуказатель
  • говно – машина для слива хим. жидкости из туалета
  • таблетка – санитарная машина
  • тамагочи – багажный тягач ТМХ-30
  • массандра, балда, эквивалент, шпага и многое другое – авиационный спирт
  • массандровоз – спиртозаправщик
  • массандрический ключ – ключ от заливных горловин
  • ликёр шасси – спирт с глицерином из амортстоек
  • шаэрница – клещи для завинчивания разъёмов ШР
  • ТК-16 (танковая кувалда 16-килограммовая) – приспособление для демонтажа стабилизатора на МиГ-23
  • кувалдометр – кувалда
  • медвежонок – небольшой гидроподъёмник
  • гусь – стремянка с длинной "шеей" для доступа на верх фюзеляжа
  • жлыга – штанга для слива отстоя
  • жижа – гидрожидкость
  • горилка – керосин
  • ТОМ, змей горыныч – теплообдувочная машина для удаления обледенения
  • высотка – высотно-кислородная служба
  • охигенная бутылка – кислородный баллон (oxygen bootle)
  • бегунок – задание на полёт
  • смычок – рейс туда-сюда между двумя аэродромами на МВЛ (вне базы)
  • трамвайный рейс – рейс с выполнением нескольких промежуточных посадок или рейс, выполняемый изо дня в день по одному и тому же маршруту, безо всяких изменений
  • показуха – показательные выступления, демонстрация авиатехники
  • групповуха – полёты на групповой пилотаж
  • гайка – запретная зона Барвиха (на экране восьмигранник); "провести в дырочку" – пролёт ВС между "гайкой" и Москвой
  • соседи – расположенный рядом военный аэродром; "провести по забору" – пролёт ВС по границе с "соседями"
  • шахматка – бланк для ручного учёта пассажиров при регистрации
  • чекиться – проходить регистрацию на рейс
  • шмон – досмотр
  • красный план – суточный план полётов для оперативных служб аэропорта
  • физкультура (физзарядка) – проверка механизации перед взлётом
  • шевретка – форменная куртка лётного состава из шевретовой кожи
  • ползунки – брюки-полукомбинезон от демисезонного или зимнего комплекта полётного обмундирования
  • радикулитка – демисезонная куртка
  • орден Сутулого – нагрудный знак "За безаварийный налёт"
  • flight master – фломастер
  • пинстр – инструктор (в гражданской авиации, а в военной – шкраб)
  • сапог – пилот военно-транспортной авиации
  • шкипер – второй пилот ("ноги вместе – зарплата двести" – о правом лётчике)
  • рвач – пилот с саннормой
  • белоголовый – лётчик в шлемаке
  • бортач – бортмеханик
  • блудила – штурман
  • птица-говорун – бортрадист
  • отмороженный – экипаж, неоперативно реагирующий на команды
  • стюра, провод, девочки, мальчики – бортпроводники ("нажми на девочку"- нажми на кнопку вызова бортпроводников)
  • старая больная касалетка – опытная бортпроводница
  • паксы, тошнотики, бандерлоги, пикули – пассажиры (умка – ребёнок без сопровождения; мешочники – челноки; экономисты – пассажиры эконом-класса; бизнесмены, трюфеля – пассажиры бизнес-класса; первачи – пассажиры первого класса; загон скотины, запрессовка – посадка пассажиров)
  • кефаль – пассажиропоток (например, “кефаль пошла”); шаланда – реактивный ЛА гражданской авиации
  • шурик – мент в салоне на случай угона судна
  • хозяин глиссады – диспетчер посадки
  • властелин кольца – диспетчер круга
  • начпрыг – начальник ПДС
  • супер, супермен – супервайзер на перроне
  • гитлерюгенд – сотрудник Ист Лайн Секюрити (название обусловлено характерной униформой тёмно-синего цвета)
  • маслобак, маслопуп, слон – техник по СиД (самолёту и двигателю); слон – сокращение от СамоЛётного ОбслуживаНия, а также это один из Слонов, на котором держится авиация
  • шнурок, кабан, обезьяна, мартышка, канифоль, спец, кищкомот – специалист по АиРЭО (авиационное и радиоэлектронное оборудование).
  • медноголовые, двуголовые, тупатиты, стволы, дуборезы, бомбоголовые – специалисты АВ (авиационного вооружения)
  • щелчок – техник по АВ
  • пеньки, черепА – специалисты ПНК (пилотажно-навигационного комплекса)
  • ветродуй, метеоретик – метеоролог
  • хряк – сотрудник службы авиационной безопасности (ВОХР)
  • масемьщик – водитель ассенизационной аэродромной спецмашины (от советской МА-7, называемой ГУК – говно-уборочный комбайн)
  • метёлки – сотрудники службы, занимающейся внутренней уборкой на борту ВС
  • черепаха – сотрудница службы уборки интерьера
  • карлсон – парапланерист
  • батман, простынист, дельтапланераст – дельтапланерист
  • прыжканутые – парашютисты
  • дёргать за рога – ворочать штурвалом
  • прилететь на рогах (на руках) – пилотировать ВС при отказе автопилота
  • лететь (тянуть) на лампочках – лететь с малым остатком топлива
  • махать крыльями – лететь с недостаточным запасом топлива или совершать посадку с неисправными движками
  • блудить – лететь с потерянной ориентировкой
  • идти против шерсти – лететь на эшелоне с курсом, для которого эшелон не предназначен
  • распушиться, ощериться, шерсть дыбом – выпустить механизацию
  • всуропить клачи – полный газ
  • полировать – летать без проблем
  • маршировать – лететь в крейсерском полёте
  • подмываться – проходить через облака
  • побрить травку – идеально посадить самолёт
  • раскрутка – мягкая посадка
  • позолотить киль – сесть под заход
  • сложить крылья – приземлиться (после остановки на ВПП)
  • выбить пробку – открыть дверь после приземления
  • забить полёты – отмена полётов
  • отдать пульс – пройти предполётный осмотр
  • топтаться – маневрировать по рулевым дорожкам в АП
  • ждать светофора – стоять перед выездом на ВПП
  • сделать кочергу, сделать Семёна – налетать за день 7.00
  • сделать Василия – налетать за день 8.00
  • разгибать крючки – выполнять короткие рейсы
  • кости за борт, выйти из кабинета, дёрнуть за яйца – катапультироваться
  • черпануть – незапланированная потеря высоты в процессе выполнения манёвра
  • кустики мелькают – вывод из манёвра ниже минимально безопасной высоты
  • поскользнуться – провалился в воздушную яму
  • упереться – включить реверс, начать торможение
  • заход по схеме – возвращение домой под хорошим градусом, то есть бухим
  • уход на запасной – уход к подруге (любовнице)
  • сверлить дырки в ЗШ – неудачная семейная жизнь (дырки – для рогов)
  • сорваться в штопор, уйти в раскрутку – уйти в запой
  • погоду ломать – устраивать пьянку в нелётную погоду
  • нос в точку выравнивания – положение лётчика, заснувшего в нетрезвом виде за столом
  • выпали бленкеры – перебрал алкоголя
  • отказ гировертикали (или завал гироагрегата) – уровень нетрезвого состояния, когда не можешь стоять на ногах, но ещё есть остатки сил перемещаться (и попытки перемещаться приводят к периодическим падениям)
  • трупопауза – состояние лётчика при переутомлении, после принятия большой дозы
  • слить отстой – сходить в туалет
  • давит на клапан – желание отлить ("Пассат" – это облегчённый "Ниссан")
  • сцентровать – стащить что-либо с борта ВС (груз, багаж, бортпитание)
  • КУР ноль балда на массу – выполнять полёт на радиостанцию
  • мотать глиссаду на винт – вешать лапшу на уши собеседнику
  • палки встали – отказ двигателя
  • значки полетели – авария
  • полный рот земли – катастрофа
  • разложить – поломать ЛА (в основном – при посадке)
  • мелкие поломки – фрагменты самолёта, собираемые с места катастрофы граблями
  • косой самолёт – самолёт после отказа двигателя. На косом самолёте лететь – лететь с несимметричной тягой
  • левое яйцо тяжелее – лететь с хроническим левым креном
  • запалить кресты, крестануть – (у диспетчеров) близко свести метки, отчего срабатывает Система Предупреждения Опасного Сближения (СПОС), загораются кресты вокруг отметок
  • раскорячиться – неспособность быстро освободить ВПП
  • отпушить – отбуксировать ВС
  • стоять на шнурке – выпускать самолёт
  • стоять на ушах – поддерживать связь с кабиной через СПУ
  • сидеть на трубочке – руководить полётами
  • сидеть на "соске" – пользоваться подсказками ПРП на посадке
  • сгонять в Катю – выполнить рейс в Екатеринбург (другие географические названия: Минструальные Воды, Краснодыр, Сифилиси (Тбилиси), Лужа (Атлантический океан – например, “рейсы за Лужу”, т.е. в Америку), купол (Северный полюс), Лакс – рейс на Лос-Анджелес)
  • опять тризор сбежал – граница пришла
  • "N часов, M минут – колёса в воздухе" – максимально строгое указание времени начала какого-либо действия – например, разлива или прибытия по тревоге
  • "купил сыну кепку с большим козырьком" – не пустить сына в лётное училище (козырёк – чтобы неба не видел)
Читайте также:  Долг родителей перед детьми

Названия различных летательных аппаратов

  • ВС производства Airbus – арбуз
  • ВС производства Боинг – бобик
  • Боинг-737 – маленький Боинг
  • Боинг-747 – горбатый, толстолобик
  • Боинг-777 – три топора
  • Ан-12 – сарай, скотовоз, фантомас
  • Ан-2 – антошка (антон), аннушка, сарай, таракан
  • Ан-24 – фантомас, коряга, черепок, вибростенд
  • Ан-26 – самосвал, баржА
  • Ан-72, Ан-74 – чебурашка, чебуратор (“газпромовский” Ан-74 – зажигалка)
  • Ан-8 – спиртовоз
  • Ан-225 "Мрiя" – сороконожка
  • Ил-2, Ил-10 (штурмовик Ильюшина) – горбатый
  • Ил-114 и Ил-18 – пилорамы
  • И-16 – ишак
  • Ил-18 – лохмата, юнкерс
  • Ил-62 – бревно
  • Ил-76 – горбатый
  • Ил-76МФ – тюнинговый
  • Ил-86, Ил-96 – батон, баклажан
  • Ка-26 – кашка, какашка, иванушка-дурачок (куда подует, туда и полетит)
  • Ми-1 – двухместный унитаз
  • Ми-6, Ми-26 – корова
  • Ми-6 – паровозные гайки, мишка
  • Ми-24 – крокодил, полосатый, напильник, барабан
  • Ми-26 – кирпич с бантиком
  • Ми-8 – василиса прекрасная
  • Микояния – ОКБ им. Арт. Ив. Микояна
  • Микояновский мясокомбинат – оно же (при упоминании в каком-нибудь нелестном контексте)
  • Мигарь – самолёт фирмы МиГ
  • МиГи 1-42 и 1-44 – рупь сорок два, рупь сорок четыре соответственно
  • МиГ-15 – бочонок с пивом
  • УТИ МиГ-15 – утёнок
  • МиГ-21 – балалайка, весёлый
  • МиГ-23 – маленький физкультурник
  • МиГ-25 – гастроном
  • МиГ-25РБ – бурёнка
  • МиГ-27 – утконос
  • мясо – самолёты ОКБ Мясищева
  • Сухарь, сушка – реактивный самолёт ОКБ Сухого
  • Сучок – поршневой самолёт ОКБ Сухого
  • Су-47 – руки вверх (из-за крыла значительной обратной стреловидности)
  • Туполя – само это ОКБ, его представители
  • Туполь, тушка, тушкан – любое ВС ОКБ Туполева
  • Ту-134 – маленькая тушка, туполёнок, свисток, истребитель, чирок, окурок
  • Ту-154 – туз, большая тушка, туполь, полтинник, “Аврора” (потому что три двигателя), “паровоз”
  • Яшка – самолёт ОКБ Яковлева (не пилотажный). Чаще всего относится к изд. 40, 42, 18/18Т, 12.
  • Як-40 – окурок, трёхтрубный гигант, бычок
  • Як-42 – беременный таракан, сарай, сигара, толстолобик
  • Як-50 – полтинник
  • "летальный аппарат" – так некоторые специалисты называют летательные аппараты
  • банан – двухместный ЛА
  • бетономешалка, танец с саблями, груша с бантиком, ошибка аэродинамики, вертушка, вертолётка, свинтопрульный аппарат, круголёт – вертолёт
  • букварь – иностранное ВС, работающее с регистрационным номером, например, DAFGH
  • деревянный – тихоходное ВС, необорудованное ответчиком
  • дубы – десантные парашюты, утэха – парашют УТ-15; лесник – парашютист, приземлившийся на дерево; дачник – на дачи
  • спарка – учебно(-боевой) самолёт с двумя кабинами
  • ёлочка, косая ёлочка, пьяная ёлочка – логотип Группы Ист Лайн
  • ибальная авиация, ибательная авиация – истребительно-бомбардировочная (от аббревиатуры ИБА)
  • кирпич – ЛА с малым аэродинамическим качеством
  • кирпич с бантиком – легкий вертолёт с точки зрения сугубого самолётчика
  • коптилка, пердун, железка – любой моторный ЛА (планеристское)
  • мокрая авиация – гидроавиация
  • бакланы – морская авиация (с точки зрения всей прочей авиации)
  • нырки – подводники (с точки зрения противолодочной авиации)
  • дрычепопа – летательный аппарат с маломощной силовой установкой (менее 100 сил)
  • порнолёт – параплан
  • простыня, тряпколёт – дельтаплан
  • ментокрылыймусоршмидт – вертолёт ГИБДД или любое ВС авиации МВД
  • сарай – транспортный самолёт; коломбина – большой транспортный самолёт
  • звёздочка – борт ВТА
  • свисток – реактивный самолёт, в особенности лёгкий
  • сенокосилка – винтовой самолёт
  • пилорама – сильно гудящий винтовой самолёт
  • стекляшка – стеклопластиковый ЛА
  • тэшка – летательный аппарат в модификации “Т”. Чаще всего относится к Як-18Т, далее по убывающей – Ил-76Т, Ил-18Т, Ан-24Т
  • факеры – самолёты марки "Fokker"
  • сарделька – широкофюзеляжный лайнер (сосиска – узкофюзеляжный)
  • цапля – Конкорд
  • недвижимость – списанные (дохлые) самолёты
  • Вольная расшифровка аббревиатур

    • ГВФ (Гражданский Воздушный Флот) – Говно В Фуражке
    • ДОСААФ – Добровольное Общество Списанных из АвиАции и Флота
    • курсант – Колоссальная Универсальная Рабочая Сила, Абсолютно Не желающая Трудиться
    • ПТЛ (парашют ПТЛ-72) – Парашют Тупого Лётчика
    • ППиО-01 – Прибор Проб и Ошибок (курсант)
    • ПДСП – Приют Для Списанных Пилотов
    • АУВВСМ – Автоматический Указатель Высоты Выравнивания Сильно Матерящийся (установлен на рабочем месте лётчика-инструктора)
    • КГШ (кирзовая голова штурмана) – портфель для карт, сборников
    • сачок – Советский Авиационный Человек Особого Качества
    • масандра – Микоян Анастас Сын Армянского Народа Дал Радость Авиации

    Из лётного училища

    • гады – курсантские ботинки
    • кулповка – курсантская фуражка
    • шпады – лычки
    • дубы – орнамент на козырёк КВС
    • грачи, курсули – курсанты авиационного училища
    • дивный перец – молодой выпускник лётного училища
    • дальний привод – сортир в училище
    • пойти на привод – пойти отлить
    • хлебная карточка – справка ВЛЭК
    • Калуга – КАЛТУ
    • сморщить – суровое взыскание
    • инструктор курсанту: “Вам Ту-2С по предмету!” (Туго Усвоил, Два, Садись). А вообще самолёт такой был, конструкции Туполева.
    • поддержать штаны – не допустить перерыва по видам лётной подготовки
    • жёлтый лист – грандиозный групповой полковой "выезд на природу" по поводу окончания полётов с курсантами в сентябре – октябре
    • шалопаевка – ШВЛП (школа высшей лётной подготовки)
    • Не оставляй торможение на конец полосы, налёт – на конец месяца, любовь – на старость. (Вариант: То, что сзади, – не полоса!)
    • Слово "последний" в авиации употребляется только по отношению к человеку, который уже не жив, или который окончательно списан на землю, или по отношению к самолёту, который уже никогда не поднимется в воздух. В остальных случаях заменяют эквивалентами: "крайний", "завершающий", "заключительный".
    • Если стоит вопрос – лететь или не лететь, то решать нужно однозначно: не лететь.
    • На авиахимработах пилоту могут помешать три "П": пьянка, подруга и погода.
    • . был послан так далеко, как возможно только на аэродроме.
    • жопа в масле, нос в тавоте, но зато в Аэрофлоте – это про техников
    Комментировать
    0 просмотров
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    Это интересно
    No Image Советы юриста
    0 комментариев
    No Image Советы юриста
    0 комментариев
    No Image Советы юриста
    0 комментариев
    No Image Советы юриста
    0 комментариев
    Adblock detector