No Image

Следователь статья упк рф

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:
1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков ;
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Комментарий к статье 38 УПК РФ

1. Следователь как должностное лицо органа предварительного следствия приобретает уголовно-процессуальный статус (и, следовательно, полномочия) при наличии условий и в порядке, предусмотренных ст. ст. 144, 151, 152, 156, 163, 415, 457, 459 УПК, т.е. тогда, когда возникают соответствующие уголовно-процессуальные отношения, связанные с: 1) возбуждением и расследованием уголовного дела (принятого им к производству или в котором он участвует как член следственной группы); 2) выполнением поручений следователей, расследующих уголовные дела в другом месте (т.е. в другом районе, области, крае, республике); 3) расследованием новых обстоятельств с целью проверки вступившего в законную силу судебного решения; 4) исполнением запросов компетентных органов и должностных лиц иностранных государств о производстве процессуальных действий.

Предназначение следователя в уголовном процессе как представителя функции уголовного преследования заключается в раскрытии преступления уголовно-процессуальными средствами и способами, привлечении в качестве обвиняемого лица, действительно совершившего преступление, и обосновании его виновности собранными уголовно-процессуальными доказательствами. Решая эти задачи, следователь совершает предусмотренные и урегулированные настоящим Кодексом действия и принимает решения.

Закон относит следователя к участникам процесса со стороны обвинения, однако это обстоятельство не может служить оправданием обвинительного уклона в его деятельности. Из закона вытекает, что следователь обязан расследовать уголовное дело, выясняя все обстоятельства, подлежащие доказыванию (ст. 73 УПК), обеспечивая всесторонность, полноту и объективность расследования (ч. 4 ст. 152, ч. 2 ст. 154 УПК). Иными словами, на следователя возлагается обязанность принять все меры для установления обстоятельств дела в точном соответствии с действительностью, т.е. истины.

Вместе с тем следователь, осуществляющий уголовное преследование, будучи должностным лицом государственного органа, обязан охранять права и свободы человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав (о предпосылках возложения таких обязанностей на представителей государственных органов в уголовном процессе см. комментарий к ст. 37 УПК).

Роль следователя в установлении обстоятельств дела и формировании обвинения важна. Однако, по существу, она является служебной, обеспечивающей по отношению к деятельности прокурора – государственного обвинителя.

2. Изменения, внесенные в УПК 5 июня 2007 г., существенно преобразовали взаимоотношения следователя с надзирающим прокурором и руководителем следственного органа. Прокурору принципиально сокращены возможности оперативно влиять на деятельность следователя при расследовании конкретного дела, а руководителю следственного органа – в значительной мере расширены. Учитывая, что кроме уголовно-процессуальных полномочий руководитель следственного органа обладает еще и эффективной дисциплинарной властью по отношению к подчиненному следователю, оценивать указанные новшества в законе как укрепление самостоятельности следователя вряд ли следует.

Необходимо отметить, что определенные элементы самостоятельности следователю сохранены в связи с решением им указанных выше задач в досудебном производстве. К его компетенции отнесено решение вопроса о начале производства по делу (см. комментарий к ст. ст. 145, 146, 148 – 149 УПК). Направление расследования, необходимые следственные действия и решения он намечает и проводит, исходя из установленных им обстоятельств дела. Если он принял дело к своему производству, то никто в интересах надзора не может по этому делу "участвовать в производстве предварительного расследования", т.е. участвовать в процессуальных действиях следователя, лично принимать вместо следователя процессуальные решения и проводить отдельные следственные действия (такими полномочиями пользовался прокурор). Доказательства следователь оценивает по внутреннему убеждению. Он вправе оспаривать указания прокурора и с согласия руководителя следственного органа отстаивать свою позицию, выраженную в обвинительном заключении (см. комментарий к ст. 221 УПК), возражать против требований прокурора и объяснять законность своих действий или принятых решений (ч. 3 настоящей статьи). В то же время значительное число своих решений следователь обязан согласовать с руководителем следственного органа. Например, обращение к суду за разрешением о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права личности, о применении заключения под стражу и проведении ряда других мероприятий (см. комментарий к ст. ст. 29, 107, 108, 164, 165 УПК). Впрочем, управление деятельностью следователя со стороны руководителя следственного органа ограничено перечнем решений и указаний, с которыми следователь вправе не согласиться и, не исполняя их, представить дело вышестоящему должностному лицу (см. комментарий к ст. 39 УПК).

3. В процессе расследования уголовного дела следователь может выполнять некоторые управленческие функции в качестве руководителя следственной группы (см. комментарий к ст. 163 настоящего Кодекса). Он вправе также давать указания органам дознания (п. 4 ч. 2 настоящей статьи).

Пределы, в которых следователь вправе давать органам дознания указания о содействии ему при производстве расследования, определяются задачами расследования. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными подразделениями органов исполнительной власти (которые в то же время являются органами дознания) строится на основе уголовно-процессуального права и в форме процессуальных правовых отношений. Следователь не может вторгаться в организацию и тактику оперативно-розыскных мероприятий, но вправе указать конкретную цель их проведения (например, установить лицо, совершившее преступление; выявить возможных свидетелей; обнаружить следы преступления, местонахождение разыскиваемого обвиняемого). Тем более он не может быть участником конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Такие мероприятия проводятся вне рамок процесса, их участники могут рассматриваться как потенциальные свидетели, что по общему правилу препятствует их деятельности в уголовном процессе в ином качестве. Если следователь лично приобрел информацию о совершенном преступлении и предполагаемом преступнике вне сферы уголовно-процессуальных отношений, он не сможет быть объективным при проведении предварительного расследования.

4. Важное место в деятельности следователя занимает предупреждение преступлений (см. комментарий к ст. 158 настоящего Кодекса). Предупредительная деятельность, будучи административной по своей сути, поручена следователю (как прокурорскому работнику или сотруднику соответствующего правоохранительного органа) по соображениям целесообразности. Основания для ее проведения выясняются в процессе доказывания по уголовному делу, и было бы явно нерационально поручать реагирование на нарушение закона (а обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, выявляемые следователем и судом, именно таковы) не следователю, а иным субъектам. Законодатель, видимо, учел и другое соображение – представления следователя об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, основаны на доказательствах по уголовному делу и потому их труднее оспорить. Они более убедительны, в большей степени контролируемы и проверяемы, чем какие-либо административные средства воздействия на обстоятельства, способствующие совершению преступлений.

5. Следователь осуществляет также реабилитацию лиц, незаконно привлеченных к уголовной ответственности, и возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием в случаях прекращения уголовного дела (см. комментарий к п. 3 ч. 2 ст. 133 настоящего Кодекса).

Другой комментарий к статье 38 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи частично воспроизводит определение, содержащееся в пункте 41 статьи 5 УПК, согласно которому следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК.

2. Предварительное следствие в современной России производится следователями Следственного комитета РФ, следователями органов Федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Круг уголовных дел, расследование которых относится к компетенции следователей каждого из перечисленных ведомств, иначе говоря, подследственность, определяется статьей 151 УПК; он различен. Процессуальное же положение каждого следователя, т.е. его права и обязанности при работе по конкретному уголовному делу, абсолютно одинаково; но не зависит ни от его ведомственной принадлежности, ни от должности в рамках родового понятия "следователь" (младший следователь, следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам), ни от фактических обстоятельств дела, его сложности и объема работы.

3. Следователь процессуально самостоятелен. Он вправе без согласования с кем бы то ни было возбудить уголовное дело по своей подследственности, принять его к своему производству, определить направления расследования и произвести необходимые следственные действия по собиранию доказательств, принять и реализовать решения о применении мер процессуального принуждения либо, если этого требует УПК, возбудить соответствующее ходатайство о принятии такого решения перед судом или истребовать согласие начальника следственного органа.

4. По отношению к органу дознания следователь занимает более высокое положение в уголовном процессе и обладает определенной властью. По расследуемым им делам он вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания следователя даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными. Не будь такого правила, следователь-одиночка в целом ряде случаев, прежде всего крупных и сложных дел об организованных групповых преступлениях, оказался бы не в состоянии выполнить свои обязанности. Ему, кабинетному юристу, не под силу, например, производство трудоемких обысков, выемок или задержаний подозреваемых, которые в наше время зачастую носят характер боевого столкновения.

5. В числе законоположений, характеризующих процессуальную самостоятельность следователя, особое место занимают те, что закреплены в пункте 5 части второй и в части третьей комментируемой статьи. Их общий смысл заключается в том, что в определенных случаях следователь вправе не согласиться с позицией прокурора, занимаемой последним по конкретному уголовному делу, находящемуся в производстве следователя. Эти положения новы и небесспорны. Из содержания части третьей комментируемой статьи явствует, что ни требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, ни решение прокурора о возвращении следователю уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, больше не обязательны ни для следователя, ни для начальника следственного органа, в котором служит данный следователь. На указанные требования, не исполняя их, достаточно (через начальника следственного органа) просто ответить письменными возражениями, а в ответ на прокурорское постановление о возвращении уголовного дела для дополнительного следствия, изменения обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (см. пункт 2 части первой статьи 221 УПК), тоже не исполняя его, следователь при согласии руководителя следственного органа может перевести свои разногласия с прокурором в плоскость дальнейшей инстанционной конфронтации с прокуратурой. Так что если в ходе предварительного следствия допущены существенные нарушения УПК, повлиявшие на его итоги, но в споре между двумя органами уголовного преследования – ведомственным следственным аппаратом и прокуратурой – прокурор, например, района или области не был поддержан Генеральным прокурором РФ, ему предстоит принять на себя функцию государственного обвинителя по делу, следственные материалы которого он добросовестно и профессионально уже давно считает бракованными.

Читайте также:  Подделка подписи в приказе

6. Кроме того, с согласия своего непосредственного начальника – руководителя следственного органа следователь вправе обжаловать вышестоящему прокурору наиболее важные, имеющие определяющее значение для судьбы уголовного дела процессуальные решения прокурора, осуществляющего надзор за досудебным производством по данному уголовному делу. Приведенный в пункте 5 части второй комментируемой статьи перечень таких решений является исчерпывающим. Их обжалование приостанавливает исполнение прокурорского решения до рассмотрения жалобы вышестоящим прокурором (часть пятая статьи 221 УПК), а решение данного прокурора может быть, в свою очередь, обжаловано вышестоящему прокурору, то есть – Генеральному. Его решение носит окончательный характер.

7. Наряду со следователем самостоятельным участником досудебного производства по уголовным делам является следователь-криминалист, который в УПК впервые упомянут и, таким образом, узаконен в 2008 г. (Федеральный закон от 2 декабря 2008 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // Российская газета. 2008. 5 дек.), когда в статье 5, определяющей основные понятия, которыми пользуется этот Кодекс, появился новый пункт 40.1, согласно которому следователь-криминалист – это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству. В основе данного законоположения – многолетний опыт функционирования прокуроров-криминалистов в органах прокуратуры в период, когда прокурорам принадлежало право возбуждать уголовные дела и производить предварительное расследование. Главный смысл деятельности следователя-криминалиста заключается в том, что расследование по уголовному делу в целом или же частично оказывается в компетенции должностного лица, обладающего всей полнотой процессуальных полномочий следователя и одновременно углубленными знаниями и (или) опытом в области криминалистической техники, криминалистической тактики производства отдельных следственных действий или криминалистической методики расследования данного вида преступлений.

8. В условиях строительства демократического правового государства положение российского следователя привлекает пристальное внимание общества. Рассредоточенность следственного аппарата по четырем различным ведомствам, три из которых (МВД, ФСБ и ФСКН России) осуществляют оперативно-розыскную деятельность, заключает в себе проблему. Несмотря на провозглашаемую независимость, следователи, с одной стороны, подчинены начальнику следственного отдела, который обладает огромными процессуальными полномочиями "ведомственного прокурора", с другой – так или иначе зависят от руководителей соответствующих органов, в структуру которых они вмонтированы. И наконец, следователи в работе по конкретным уголовным делам недопустимо сближаются с оперативными работниками, что подрывает условия их объективности. Между тем по природе своей предварительное следствие относится к юстиции, оно отделено от судебного разбирательства уголовных дел лишь в целях более тщательной "проработки материала". Его включенность в ведомства, осуществляющие полицейские функции, – такая же аномалия, как если бы, например, к полиции были приписаны судьи. Сложившееся положение имеет глубокие исторические корни. Они произрастают из сущности советского тоталитарного государства и трагического прошлого нашего общества, в котором на протяжении многих десятилетий милиция, политический сыск, предварительное следствие, прокуратура, разведка, контрразведка и даже суды, будучи обособленными друг от друга лишь условно, для отвода глаз обывателя, составляли единый конвейерный агрегат, предназначенный на входе принимать всякого, кого сочтет нужным власть, а на выходе выдавать полностью сломленного изгоя общества (или не выдавать вообще). Коренное реформирование предварительного следствия в соответствии с истинным смыслом этого вида государственной деятельности – одна из крупнейших задач, без решения которой, как представляется, судебно-правовая реформа не может быть завершенной.

Ежедневно в стране совершаются преступления. Найти виновного и восстановить справедливость предстоит следователю. Представитель закона должен обладать набором качеств и навыков, позволяющих найти виновника происшествия и выяснить мотив преступления. Все они регулируются законом (статья 38 УПК).

Статья 38 УПК о чём?

Понятие должности «следователь» раскрыто в ст. 38 УПК РФ. Согласно УПК в последней редакции следователь – должностное лицо, наделённое правом проводить следственные действия в рамках своей компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным кодексом.

Основные полномочия следователя в уголовном процессеописаны в ст. 38 кодекса.

Следователь имеет право:

  1. Возбуждать уголовное дело.
  2. Вести уголовное дело и решать все вопросы, связанные с делом, принимать соответствующие меры.
  3. В индивидуальном порядке определять ход расследования, принимать решение о проведении следственных действий. Исключением являются случаи, когда необходимо получить согласие суда или вышестоящего руководства.
  4. Выдаватьорганам дознания в письменном виде поручение о проведении комплекса розыскных мероприятий.
  5. Принимать участие в судебных заседаниях.
  6. Выдавать постановление на задержание, привлечение к уголовной ответственности, аресте, проведении процессуальных действий.
  7. Обжаловать решение прокурора, отменять действие постановления о возбуждении уголовного дела, возвращать уголовное дело на доследование, изменять вменяемую статью или переквалифицировать действия подсудимого, устранять выявленные в ходе расследования недоработки.
  8. Направлять в письменном виде свои возражения руководителю следственного отдела относительно возникших несогласий с действиями прокурора, противоречащими действующему законодательству.

Действия следователя направлены на обеспечение правопорядка в обществе и устранение угрозы населению страны.

К личным качествам следователем относятся:

  • аналитический склад ума;
  • логическое мышление;
  • умение правильно и точно излагать факты;
  • умение быстро мыслить в стрессовых ситуациях;
  • способность отстоять свою точку зрения и приводить аргументы.

Знание законодательства и умение строить логическую цепочку событий является отличительной чертой квалифицированного работника силовых структур.

Комментарий к статье

Кратко рассмотрим основные положения:

  1. Все запросы, поручения и постановления, оформленные следователем в рамках действующего законодательства, должны беспрекословно выполняться предприятиями, компаниями, бюджетными учреждениями, должностными лицами, которым они адресованы (статья 21 часть 4 УПК).
  2. Комментируемая статья описывает обязанности, возложенные на следователя при выявлении действий, нарушающих закон. В случае правонарушения следователь должен принять меры по устранению факта преступления, выявитьлиц, виновных в совершении преступления, принять и проверить информацию о готовящемся правонарушении (теракте, заговоре) в рамках своей компетенции, принять решение относительно его предотвращения, выносить постановление относительно прекращения уголовного преследования или иное решение относительно произошедшего действа.
  3. В отличие от органов дознания, у следователя нет права принимать оперативно-розыскные меры (ст. 40 кодекса), но есть полномочия, которые не входят в компетенцию дознавателя.
  4. Следователь имеет право выражать прокурору своё несогласие относительно его замечаний по поводу ошибок, выявленных в ходе предварительного следствия или его отводе от дела. Он может в письменном виде представить свои возражения руководителю следственного отдела, который проинформирует прокурора о выдвинутых следователем возражениях. Руководитель следственного отдела изучает все выдвинутые требования и возражения, и принимает решение об исполнении (неисполнении) таковых.Одновременно информируя о своём решении следователя и прокурора.
  5. Следак (разговорный вариант названия должности) должен беспрекословно выполнять все распоряжения и указания высшего руководства. Но если у следователя имеется иное мнение относительно ведения расследования, он вправе его отстаивать.
  6. Следователь может, не дожидаясь проведения необходимых действий органами дознания (ст. 157 УПК), начать предварительное следствие по правонарушению (в случаях, когда предварительное следствие является обязательным условием);
  7. Имеет право давать поручения дознавателю относительно проведения следствия или оперативно-розыскных мероприятий.
  8. Поручение – письменное требование на проведение определённых действий (оперативных или розыскных). Указание выступает дополнением к поручению и даёт пояснение,что нужно делать, чтобы выполнить поручение.
  9. В поручении указывается срок его исполнения, и нарушать его нельзя, поскольку бывают ситуации, когда нужно одновременно проводить розыскные действия (обыски). Просрочка исполнения поручения может нарушить весь ход расследования.
  10. Если в поручении не указан срок проведения следственных мероприятий,согласно п.1 ст. 152 УПК все необходимые мероприятия нужно провести в течение 10 суток.
  11. На каждое поручение следователя ему должен направляться письменный ответ от ответственного лица.

Все поручения и указания даются следователем в письменном виде и должны иметь ответ от уполномоченного лица о проведённых мероприятиях по их исполнению.

Поручения следователя могут быть нескольких видов:

  1. Проведение дознавателем оперативно-розыскных мероприятий.
  2. Привлечение органов дознания к проведению некоторых следственных действий.
  3. Принятие дополнительныхмер для проведения следствия (окружение и его охрана).
  4. Заключение под стражу подсудимого в случае вынесения такого решения судом.
  5. Постановление об аресте,задержании или прочих процессуальных действиях.

Указания следователя могут быть различного характера, но должны выполняться в строгости с предписанием.

Поручение (указание) должно содержать в себе следующую информацию:

  • название органа дознания, которому направлено поручение;
  • данные лица (имя, фамилия, должность), давшего поручение;
  • основания выдачи поручения (ссылка на статью процессуального кодекса);
  • суть поручения(вопросы, которые требуют детализации);
  • последовательность выполнения поручений;
  • совет как себя вести для получения определённой информации;
  • срок исполнения указания;
  • сведения о том, где можно получить вспомогательные разъяснения относительно поставленных задач.

Если в поручении не указано время его исполнения, то его необходимо выполнить в десятидневный срок.

Следователь в уголовном процессе руководствуется Кодексом действия и другими нормативно-правовыми актами. Он должен раскрывать преступления способами и средствами, описанными Уголовно-процессуальным кодексом. Закон гласит, что следователь должен выяснить все действия и факты, требующие доказательства, обеспечить всесторонне полное и объективное расследование и добраться до истины.

Согласно изменениям от 2007 года возможность влияния прокурора на следователя значительно ограничена.В свою очередь, возможности следственного отделарасширены.В ходе расследования следователь может выполнять функции главы следственной группы и давать поручения органам дознания.

Читайте также:  Самая легкая работа в мире

Ещё одной задачей следователявыступает предостережение от совершения преступления. Это означает разъяснение всех негативных последствий всем привлекаемым в ходе расследования гражданам. А также восстанавливает права лиц, незаслуженно привлечённых к ответственности.

Случаи из судебной практики

Рассмотрим случаи судебной практики по данной статье.

Адвокат Б. подал в суд жалобу на постановление следователя об объявлении в розыск гражданки К. Заявитель утверждает, что вынесенное постановление необоснованно, поскольку у следователя нет доказательств того, что гражданка К. скрывается от следствия. Подозреваемую и её адвоката надлежащим образом неуведомили о проведении следственных мероприятий. Документы, подтверждающие вызов в следственный комитет, отсутствуют. Также нет подтверждения тому, что следоватьпытался установить местонахождение гражданки К. В этой совокупности у следователя не было оснований объявлять гражданку К. в розыск. Подозреваемая от следствия не скрывалась, а проходила лечение в стационаре, о чём есть подтверждающие справки. Изучив все документы, судья оставил жалобу без удовлетворения. Суд установил, что все необходимые меры по установлению местонахождения гражданки К. проводились, а постановление о приводе исполнено не было, поскольку последняя отсутствовала по месту регистрации, что было квалифицировано как уклонение от следствия. Вынесенное постановление признать законным, так как согласно ст. 38 УПК оно вынесено уполномоченным лицом с соблюдением всех законодательных норм, входит в его компетенцию и имеет все основания.

Гражданин Иванов решением суда №* был осуждён на 2 года по ч. 1 ст. 109 УК со следующими ограничениями: подписка о невыезде за пределы республики, невозможность смены места работы или проживания без согласия контролирующих органов, ему нельзя посещать культурно-массовые мероприятия, один раз в месяц необходимо отмечаться в специализированном государственном органе. Также обвиняемый оплатил потерпевшей Б. штраф за нанесённый моральный вред в размере… рублей.

Потерпевшая Б. при поддержке своего адвоката подала жалобу с несколькими дополнениями на решение суда №*. Потерпевшая считает решение суда незаконным и требует его отмены. Поскольку в заключении экспертной комиссии вопрос наличия/отсутствия преступного умысла в совершении преступления не поднимался,что, в свою очередь, не позволяет делать вывод о неосторожности действий гражданина Иванова. Следователь преднамеренно переквалифицировал дело подсудимого на ч.1 ст. 109 УК Российской федерации. В деле чётко указано, что Иванов умышленно нанёс сильный удар в лицо сыну гражданки Б., который повлёк за собой летальный исход. В ходе предварительного следствия следователь не провёл с Ивановым следственный эксперимент для установления всех обстоятельств: силы удара, расстояния между конфликтующими, местонахождение свидетелей. По словам очевидцев, Иванов находился в нетрезвом виде, но нет ни одного заключения эксперта, подтверждающего этот факт.

Когда личность виновного лица была установлена, сотрудники полиции отнеслись халатно к своим обязанностям и не отправились на его задержание. До явки с повинной в участок у Иванова было время придумать новую версию всего произошедшего. Подозреваемый утверждает, что гражданин М. напал на него, а свидетели утверждают обратное.

После избиения гр.М., Иванов не вызвалскорую и не осмотрел потерпевшего, а оставил его умирать, уехав на своей машине с места преступления. Подсудимый должен был предвидеть последствия от своего удара. Эти факты не учтены ни следователем, ни судом первой инстанции. Действия Ивановаспровоцировали смертьсына потерпевшей Б.Этот факт также не учёл суд. В ходе судебного разбирательства со слов свидетеля П.было установлено, что в следственный комитет всех свидетелей привозили родственники Иванова, это свидетельствует о том, что с ними была проведена необходимая беседа. В свою очередь, свидетель Н. отрицает данный факт. Гражданка Б. утверждает, что и само следствие проведено с нарушениями: не установлено время нанесения удара, его сила, а также область попадания.

Прокурор изначально был настроен против гражданки Б. и выгораживал Иванова. Вопросы, задаваемые свидетелям на первом заседании, были нечёткими, имели неточную формулировку и содержали в своей формулировке ответ. Прокурор поддерживал все ходатайства подсудимого, за что получил замечание от судьи, ведущего дела. Ходатайства своих клиентов о возврате дела на доследование и переквалификацию статьи не поддержал. С приговором судьи о возмещении материального вреда не согласился, хотя имелись все чеки с указанием даты и стоимости предоставленных услуг.

Изучив все материалы дела, суд принял решение, что все доказательства вины Иванова собраны с соблюдением всех требований. По делу выявлены все необходимые обстоятельства, имеющие значимость. Заключение проведённых экспертиз совпадают по времени и обстоятельствам с данными, указанными подсудимым и свидетелями.

Относительно доводов жалобы о том, что следователем не проведён следственный эксперимент, указано, что в соответствии с п. 3 ч.2 ст. 38, следователь вправе самостоятельно определять ход расследования, и принимать решение о проведении (непроведении) следственных действий. Суд отрицает необъективность ведения следствия, поскольку согласно УПК были установлены время и место происшествия, способ и прочее необходимое данные о совершённом преступлении.

При определении наказания были учтены характер и степень угрозы обществу, все отягчающие и смягчающие обстоятельства. Нарушения УПК или закона, способствующие отмене приговора судом низшей инстанции, не допущены. Суд вынес решение жалобу оставить без удовлетворения, а приговор без изменения.

Консультации юриста

В случае вызова свидетеля для дачи показаний следователь должен направить по адресу проживания гражданина повестку о вызове на допрос.

Если следователь дал указание дежурному вызвать свидетеля на допрос, а тот отказал, ссылаясь на отсутствие соответствующего указания от начальника следственного отдела, – такие действия нарушают закон, поскольку согласно статье 38 УПК РФ в определенных случаях следователь имеет статус начальника отдела и наделяется его полномочиями.

Прокурор не вправе склонять на свою сторону следователяи навязывать ему своё мнение относительно расследуемого дела.

Следователь не можетначать следствие без постановления о принятии им дела к производству.

Если следователь отказал в ходатайстве проводить следственный эксперимент, нужно обратиться в прокуратуру с жалобой на его бездействие.

Также представитель закона не имеет права давать распоряжения относительно проведения следственных действий до тех пор, пока не будет возбуждено уголовное дело.

Следователь не может привлекать к уголовному делу человека, проходящего по одному и тому же делу в качестве подозреваемого и свидетеля.

Претенденты на вакансию следователя должны пройти не только собеседование, но и тестирование. Также для проверки профпригодности сотрудников министерство внутренних дел проводит переаттестацию, которая состоит из тестовых заданий по логике изнанию уголовно-процессуального законодательства.

Представители этой профессии могут работать в отделе МВД, следственном комитете, службе безопасности и ФСКН. Среди сотрудников следствия выделяют профессию следователя-криминалиста. Такие специалисты самыми первыми прибывают на место происшествия. Проводят осмотр места преступления, снимают отпечатки пальцев, собирают частицы тканей, волос, находят реквизит, с помощью которого производилось правонарушение, упаковывают все вещественные доказательства для детального осмотра и изучения в лаборатории.

В лабораториях проводят множество экспертиз, основные из них:

  • баллистическая – изучение найденного оружия и патронов;
  • трасологическая – исследование лоскутов одежды, обуви, а также волос, ногтей и прочего;
  • техническая – изучение документов, таблиц;
  • фоноскопическая – изучение аудиозаписей с целью идентификации личности по голосу и манере разговаривать.

Для сбора максимального количества доказательствот граждан, обнаруживших место происшествия, криминалистытребуют ни к чему не прикасаться и ничего не передвигать.

Для работы следователем важно не только получить высшее юридическое образование и знать содержание специализированных научных учебников и законодательства. Нужно быть стрессоустойчивым, ответственным, выдержанным, иметь аналитический склад ума, умение составить образ правонарушителя по мелким деталям. Следователь – это уважаемая и ответственная профессия. Работа зачастую сопровождается ненормированным рабочим днем и небольшой заработной платой.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 02.12.2008 N 226-ФЗ)

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ является базисным источником уголовно-процессуального права. Курирует такие сферы, как досудебное и судебное производство, международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства и т.п. Специализируется на установлении порядка расследования и рассмотрения в суде уголовных дел. Регламентирует такие вопросы, как обеспечение подозреваемому человеку и обвиняемому лицу права на защиту, независимость судей, неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, телефонных и т.п. переговоров.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ был принят 22.11.2001 г.(18 декабря 2001 года N 174-ФЗ)

Понравилась статья? Добавьте к себе:

😢 МРОТ с 1 января 2020 года составит 12 130 рублей(+850 руб). С 1 января 2019 года 11 280 рублей(+1,05%).

😢 С октября всем работодателям необходимо подать новую отчетность в Центр Занятости. Но потом ее отменили.

😊 С 1 июня 2018 года ФНС запустил сервис "Прозрачный бизнес". Там будет раскрыта информация о штрафах, среднесписочной, налоговом режиме.

😢 В 2018, 2019, 2020 году платеж ИП (см.калькулятор) составит – 32 385, 36 238, 40 874 рублей.

😊 ИП на ЕНВД и ПСН отсрочили обязательное применение онлайн-ККМ до 1 июля 2019 года. Но не всем: см. таблицу. Стоимость патента и ЕНВД можно будет уменьшить на сумму покупки онлайн-ККМ. Но есть ограничение – возвратят не более 18 000 рублей за один ККМ.

Читайте также:  Где найти устав организации

😢 В 2018 году с 39 до 61 увеличили количество видов деятельности (20% вместо 30% зарплатных налогов). См. полный список льготных видов деятельности. Но с 2019 года льготу отменяют.

🙌 Просим подписать петицию за сокращение отчетов для работодателей с 25 до 4 в год, на сайтах РОИ и change.org.

😊 С 2017 года минимальный тариф в бухгалтерии Эльба 325 р/мес., есть также нулевой тариф и целый бесплатный год на новый год.

😔 С 17 сентября 2018 года ставку рефинансирования (по ней считают пени) снизили с 7,25% до 7,5% – посчитать пени бесплатно можно тут.

😢 Населенным пунктам с населением менее 10 000 разрешили использовать обычные ККМ вместо онлайн-касс. С 31 марта 2017 года продавцы пива и др.алкогольной продукции обязаны применять ККМ.

Программа расчета УСН Калькулятор-онлайн налога УСН: На сайте производится полный расчет всех показателей декларации УСН БЕСПЛАТНО.

Бухгалтерия онлайн(сейчас для новых 3 месяца в подарок) c возможностью отчетов через интернет, в электронном виде.

Программа расчета ЕНВД Калькулятор-онлайн налога ЕНВД: Расчет показателей декларации ЕНВД по базовой доходности и коэффициентам БЕСПЛАТНО.

Калькулятор зарплаты расчет зарплаты (и налога НДФЛ), больничного и пенсионных за определенный период.

Отчетность через Интернет от Контур для ИП на УСН и ЕНВД 167 р./месяц(30 дней бесплатно). При переходе с этого сайта и первой оплате – три месяца в подарок.

Адреса налоговых инспекций ИФНС Москвы, Петербурга и других городов России(налог.ру). Место регистрации ИП и регистрации ООО
в Москве в № 46 налоговой по адресу: 125373, г. Москва, Походный проезд, владение 3, корп.1, 5 этаж тел: +7(495) 400-32-78
в Петербурге в 15 налоговой: 197376, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, литер "О" (вход с Синопской набережной) тел: +7(812) 335-14-03

Адреса отделений пенсионного фонда Москвы, Петербурга и других городов России(pfrf.ru). Вы должны встать на учет в пенсионный в течении пяти дней после регистрации ИП или ООО

Консультант Плюс Самый полный и актуальный сборник документов(кодексы, законы, письма и пр.). База частично открыта, больше в нерабочее время.

праздники/выходные сокращенные отчеты/платежи

2019 год (III кв.)
июль

пн вт ср чт пт сб вс
  • 1
  • 111Заплатить ОПС ПФР за самого ИП(доп. 1%) *за прошлый год*
    Платежки, квитанции и калькулятор
2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
  • 15
  • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
    Платежки и квитанции
  • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
    Образец отчета, штрафы
  • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
    Платежки и квитанции
  • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
    Платежки и квитанции
  • Заплатить налог НДФЛ 13% за ИП *за прош год*
    Платежки и квитанции
  • Заплатить налог НДФЛ 13% за ИП *за полугодие*
    Платежки и квитанции
  • Сдать новый расчет в Центр занятости о предпенсионерах
    Образец нового отчета в ЦЗ
16 17 18 19
  • 20
  • Подать декларацию ЕНВД *за II квартал*
    Декларация ЕНВД калькулятор+бланк
  • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(бумажный) за работников.
    Образец 4 ФСС
21
22 23 24
  • 25
  • Заплатить УСН *за полугодие*
    Платежки и квитанции
  • Заплатить ЕНВД *за II квартал*
    Платежки и квитанции
  • Подать декларацию НДС *за II квартал*
    Образец декларации
  • Заплатить налог НДС *за II квартал*
    Платежки и квитанции
  • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(электронный) за работников.
    Образец 4 ФСС
26 27
  • 28
  • Заплатить налог Налог на прибыль *за II квартал*
    Платежки и квитанции
  • Подать декларацию по Налогу на прибыль *за II квартал*
    Налог на прибыль для ООО.xls
29
  • 30
  • Ежеквартально: Подать расчет Единого социального страхового сбора(ЕССС) в ИФНС
    Образец отчета, штрафы
  • 31
  • Сдать декларацию 6-НДФЛ за работников в налоговую *за полугодие*
    Образец 6-НДФЛ
август

пн вт ср чт пт сб вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
  • 15
  • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
    Платежки и квитанции
  • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
    Образец отчета, штрафы
  • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
    Платежки и квитанции
  • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
    Платежки и квитанции
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 сентябрь

пн вт ср чт пт сб вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
  • 15
  • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
    Платежки и квитанции
  • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
    Образец отчета, штрафы
  • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
    Платежки и квитанции
  • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
    Платежки и квитанции
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
2019 год (IV кв.)
октябрь

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14
  • 15
  • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
    Платежки и квитанции
  • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
    Образец отчета, штрафы
  • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
    Платежки и квитанции
  • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
    Платежки и квитанции
  • Заплатить налог НДФЛ 13% за ИП *за третий квартал*
    Платежки и квитанции
  • Сдать новый расчет в Центр занятости о предпенсионерах
    Образец нового отчета в ЦЗ
16 17 18 19
  • 20
  • Подать декларацию ЕНВД *за III квартал*
    Декларация ЕНВД калькулятор+бланк
  • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(бумажный) за работников.
    Образец 4 ФСС
21 22 23 24
  • 25
  • Заплатить УСН *за 9 месяцев*
    Платежки и квитанции
  • Заплатить ЕНВД *за III квартал*
    Платежки и квитанции
  • Подать декларацию НДС *за III квартал*
    Образец декларации
  • Заплатить налог НДС *за III квартал*
    Платежки и квитанции
  • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(электронный) за работников.
    Образец 4 ФСС
26 27
  • 28
  • Заплатить налог Налог на прибыль *за III квартал*
    Платежки и квитанции
  • Подать декларацию по Налогу на прибыль *за III квартал*
    Налог на прибыль для ООО.xls
29
  • 30
  • Ежеквартально: Подать расчет Единого социального страхового сбора(ЕССС) в ИФНС
    Образец отчета, штрафы
  • 31
  • Сдать декларацию 6-НДФЛ за работников в налоговую *за 9 месяцев*
    Образец 6-НДФЛ
ноябрь

пн вт ср чт пт сб вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
  • 15
  • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
    Платежки и квитанции
  • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
    Образец отчета, штрафы
  • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
    Платежки и квитанции
  • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
    Платежки и квитанции
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 декабрь

пн вт ср чт пт сб вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
  • 15
  • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
    Платежки и квитанции
  • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
    Образец отчета, штрафы
  • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
    Платежки и квитанции
  • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
    Платежки и квитанции
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
  • 31
  • Заплатить ОПС ПФР за самого ИП (фиксированную часть) *за год*
    Платежки, квитанции и калькулятор
2020 год (I кв.)
январь

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14
  • 15
  • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
    Платежки и квитанции
  • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
    Образец отчета, штрафы
  • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
    Платежки и квитанции
  • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
    Платежки и квитанции
  • Заплатить налог НДФЛ 13% за ИП *за четвёртый квартал*
    Платежки и квитанции
16 17 18 19
  • 20
  • Для всех налоговых режимов *годовая*
    Бланк(50 кб.) Сведения СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ численности работников
  • Подать декларацию ЕНВД *за IV квартал*
    Декларация ЕНВД калькулятор+бланк
  • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(бумажный) за работников.
    Образец 4 ФСС
21 22 23 24
  • 25
  • Заплатить ЕНВД *за IV квартал*
    Платежки и квитанции
  • Подать декларацию НДС *за IV квартал*
    Образец декларации
  • Заплатить налог НДС *за IV квартал*
    Платежки и квитанции
  • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(электронный) за работников.
    Образец 4 ФСС
26
27 28 29
  • 30
  • Ежеквартально: Подать расчет Единого социального страхового сбора(ЕССС) в ИФНС
    Образец отчета, штрафы
31
февраль

пн вт ср чт пт сб вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
  • 15
  • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
    Платежки и квитанции
  • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
    Образец отчета, штрафы
  • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
    Платежки и квитанции
  • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
    Платежки и квитанции
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 март

пн вт ср чт пт сб вс
  • 1
  • Подать новую годовую отчетность в ПФР – СЗВ-Стаж и ОДВ-1
    Образец СЗВ-Стаж
  • Сдать декларацию 2-НДФЛ за работников в налоговую *годовая*
    Образец 2-НДФЛ
  • Сдать декларацию 6-НДФЛ за работников в налоговую *за год*
    Образец 6-НДФЛ
  • Сдать отчет в ПФР *за год*
    Отчет РСВ-2 крестьянских хоз.(ИП не нужно)
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
  • 15
  • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
    Платежки и квитанции
  • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
    Образец отчета, штрафы
  • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
    Платежки и квитанции
  • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
    Платежки и квитанции
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
  • 28
  • Заплатить налог Налог на прибыль *за год*
    Платежки и квитанции
  • Подать декларацию по Налогу на прибыль *за год*
    Налог на прибыль для ООО.xls
29
  • 30
  • Подать бухгалтерскую отчетность: Форма №1 Баланс *за год*. Бланк: Бухгалтерский баланс.XLS
  • Подать бухгалтерскую отчетность: Форма №2 Отчета о прибылях и убытках *за год*. Бланк: Отчет о прибылях и убытках.XLS
  • 31
  • Для Организаций(не ИП): Заплатить УСН *за год*
    Платежки и квитанции
  • Для Организаций(не ИП): Подать декларацию УСН *за год*
    Декларация УСН калькулятор+бланк

Сегодня: 18 ноября, 19 г. понедельник – 07:25:22 МСК

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector