No Image

Соблюдение санпин в школе

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189
"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г., 22 мая 2019 г.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 N 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, N 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (приложение).

2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 сентября 2011 года.

3. С момента введения СанПиН 2.4.2.2821-10 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2002 N 44 (зарегистрированы в Минюсте России 05.12.2002, регистрационный номер 3997), СанПиН 2.4.2.2434-08 "Изменение N 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

Регистрационный N 19993

С 1 сентября 2011 г. вводятся в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к организации обучения в образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Установлены требования к размещению, территории, зданию, помещениям и оборудованию, воздушно-тепловому режиму, санитарному состоянию и содержанию названных учреждений. Также определены условия водоснабжения и канализации, режим образовательного процесса и др.

Названные правила распространяются на все учреждения, реализующие программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. Речь идет о проектируемых, строящихся, реконструируемых и действующих учреждениях.

Земельные участки предоставляются под строительство названных объектов при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения.

Здания располагаются в зоне жилой застройки. Через их территорию не должны проходить магистральные инженерные коммуникации (канализации, водо-, тепло- и энергоснабжения).

Вновь строящиеся здания размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от жилых улиц. Высота их помещений должна быть не менее 3,6 кв. м.

Городские образовательные учреждения должны располагаться в пешеходной доступности.

Как и ранее, озеленение территории школ должно быть не менее 50%.

Рекомендуется учебные помещения для 1 классов размещать не выше 2 этажа, а для 2-4 классов – до 3 этажа.

На 1 обучающегося при фронтальных формах занятий должно приходиться не менее 2,5 кв. м, а при групповых или индивидуальных занятиях – 3,5 кв. м.

СанПиН 2.4.2.1178-02 признаны утратившими силу.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

Регистрационный N 19993

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

СанПиН 2.4.2. 2821-10, утвержденные настоящим постановлением, вводятся в действие с 1 сентября 2011 г.

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 16 марта 2011 г. N 54

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2019 г. N 8

Изменения вступают в силу с 10 июня 2019 г.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 г. N 85

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного постановления

Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства

Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое выражается в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, устанавливается ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП). Данная статья предусматривает относительно небольшие санкции: наложение административного штрафа на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей, на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Впрочем, предусмотрено и другое наказание — административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Однако КоАП также содержит ст. 6.7, которая предусматривает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели. Данные деяния влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей. Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток*.

Кроме этого, ч. 2 ст. 5.57 КоАП предусматривает ответственность за нарушение установленного законодательством об образовании порядка реализации прав и свобод обучающихся образовательных организаций. Данная норма применяется при нарушении ведомственных нормативных актов, например государственных образовательных стандартов, базисных учебных планов и т.д.** Надзорными органами по данной статье являются Рособрнадзор и отделы контроля в сфере образования региональных департаментов образования (п. 90 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Часть 2 ст. 5.57 предусматривает большую ответственность, чем по ч. 1 ст. 6.7 КоАП, — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. В связи с этим необходимо разграничивать нарушения нормативов законодательства об образовании и о санитарно-эпидемиологическом благополучии.

Статьями 6.5 и 6.6 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и организации питания населения. Но, как будет указано ниже, по общему правилу за данные требования должны отвечать специализированные организации.

Общие санитарно-эпидемиологические требования

Школа отвечает за обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях содержатся в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189). В частности, в данном документе установлены требования к помещениям образовательной организации, обеспечивающие безопасность обучающихся во время учебного процесса.

Читайте также:  Рст на товарах что значит

В п. 1.7 СанПиН указано, что использование помещений общеобразовательных организаций не по назначению не допускается. Роспотребнадзор в письме от 29.12.2012 № 01/15199-12-23 разъяснил, что данный пункт не препятствует использованию помещений для занятия спортом и физкультурой (спортивный зал, спортивные площадки) образовательных учреждений для проведения различных форм спортивных занятий и оздоровительных мероприятий (секции, соревнования и другие) во время внеурочной деятельности для всех групп населения, в том числе и взрослых, при условии соблюдения режима уборки указанных помещений. Таким образом, школа имеет право предоставить свой спортивный зал для организации спортивных секций, что не прекращает ее ответственности за состояние такого помещения. Ссылаться на то, что спортивный зал был испорчен арендатором, в данном случае недопустимо.

Школа часто не может самостоятельно выполнить всех положений рассмотренного нормативного акта, так как для этого требуются значительные затраты средств. Обязанность финансировать такие затраты лежит не только на школе, но и на ее учредителе (как правило, это муниципальный или областной комитет образования). В связи с этим ответственность в данном случае распределяется между школой и ее учредителем. К примеру, прокурор Макушинского района Курганской области выявил допущенное школой нарушение п. 3.1 СанПиН № 2.4.2.2821-10, согласно которому территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Им было подано исковое заявление о возложении на школу обязанности привести ограждение территории в соответствие с требованиями действующего законодательства, а на Департамент образования и науки Курганской области — обязанности профинансировать работу, направленную на выполнение этих мероприятий. Курганский областной суд апелляционным определением от 07.07.2016 по делу № 33-2376/2016 признал исковое заявление прокуратуры соответствующим закону.

Аналогичная позиция изложена в апелляционных определениях Волгоградского областного суда от 13.07.2016 по делу № 33-9642/2016 (по иску к гимназии и администрации Волгограда о возложении обязанности установить наружное искусственное освещение), Севастопольского городского суда от 11.08.2016 по делу № 33-2401/2016 (по иску к школе — детскому саду и Департаменту образования города Севастополя об оснащении медицинского кабинета оборудованием), Забайкальского краевого суда от 11.06.2013 по делу № 33-1982-2013 (по иску к дому-школе и Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о замене устаревшей мебели) и др.

В последнем из перечисленных дел министерство подало апелляционную жалобу, в которой просило исключить из резолютивной части решения абзац о возложении на него обязанности профинансировать приобретение мебели. По мнению министерства, в соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ оно, являясь собственником детского дома, не отвечает по обязательствам бюджетного учреждения, которое самостоятельно несет ответственность. Но краевой суд отверг данный довод, указав, что приобретение предметов мебели необходимо для осуществления основного вида деятельности учреждения, в связи с этим обязанность по финансированию расходов на приобретение указанных предметов необходимо возложить на учредителя. Суд отметил, что именно министерство получает бюджетные деньги для дальнейшего финансирования дома-школы.

Такой иск удобен для школы, так как фактически она получает дополнительное финансирование. Но прокуратура может предъявить иск напрямую к образовательной организации. Школа имеет право ходатайствовать о привлечении учредителя в качестве соответчика, но такое действие может негативно повлиять на карьеру ее директора. В связи с этим вопрос об ответственности учредителя лучше задать в период проверки.

Другим последствием нарушения СанПиН может быть привлечение школы, ее директора или другого должностного лица к административной ответственности. В данном случае отсутствие финансирования не будет являться обстоятельством, освобождающим от ответственности.

Требования к организации питания

Особое внимание проверяющие органы уделяют соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к организации питания обучающихся. Основные требования к организации питания содержатся в СанПиН № 2.4.5.2409-08 «Санитарно-гигиенические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. № 45).

Как правило, сама школа не организовывает питание обучающихся, предоставляя данные функции подрядчику. В таком случае ответственность за качество предоставляемого школьникам питания должен нести этот подрядчик. Так, в феврале 2016 года Управлением Роспотребнадзора по Республике Дагестан была проведена проверка, по результатам которой выявлены многочисленные нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм, в том числе несоответствие требованиям СанПиН отобранных проб готовых блюд в части содержания жиров. Поскольку согласно уставу МКУ «Махачкалапродукт» осуществляло снабжение продуктами и обеспечение питания учащихся общеобразовательных учреждений на территории г. Махачкалы, а повара в общеобразовательных учреждениях являлись сотрудниками МКУ «Махачкалапродукт», в отношении его был составлен протокол об административном правонарушении.

Суд отметил, что самостоятельность школы как юридического лица не распространяется на организацию питания учащихся, функции по организации которого и, как следствие, осуществление контроля за качеством которого исполняет специализированное учреждение. В связи с этим отвечать за соблюдение требований к организации питания школьников должно учреждение общественного питания, а не образовательная организация.

Также в постановлении от 21.07.2010 по делу № 9 АЗЗ-1591/2010 Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отметил:

«Арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности административным органом того, что МДОУ „Детский сад № 248“ относится к специально оборудованным местам (столовым, ресторанам, кафе, барам) и осуществляет организацию питания населения.

Из устава МДОУ „Детский сад № 248“ следует, что предметом деятельности учреждения является в том числе воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения относит осуществление мер по организации питания обучающихся и воспитанников к санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям воспитания и обучения, арбитражные суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что МДОУ „Детский сад № 248“ не является субъектом ответственности, предусмотренной статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Требования к школьной форме

Согласно ст. 38 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения. Вместе с тем локальный нормативный акт образовательной организации не может определять конкретную фирму, производящую школьную форму, так как это будет нарушением антимонопольного законодательства. Верховный Суд РФ подтвердил, что правила школы могут запретить ношение религиозной одежды, в том числе головных уборов, в помещении образовательного учреждения (Определение от 10.07.2013 № 19-АПГ13-2).

Следует обратить внимание на п. 4.16, 4.5, 6.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которыми предусмотрено размещение в зданиях общеобразовательных учреждений гардеробов с обязательным оборудованием мест для каждого класса с вешалками для одежды и ячейками для обуви. В спортивных залах и бассейнах раздевалки тоже оснащаются вешалками для одежды и ячейками для обуви. Наличие оборудованных в соответствии с требованиями санитарных правил гардеробов и раздевалок определяется их сезонным функциональным назначением для хранения верхней одежды в холодное время года и необходимостью переодевания в одежду для занятий физической культурой.

Читайте также:  Пенсия в 45 лет для женщины

Осуществление профилактических мероприятий

Ряд нормативных актов возлагает на школу обязанность организовать проведение дезинфекции патогенных микроорганизмов и их переносчиков. К примеру, п. 5.3.4 СП 3.1.2825-10. «Профилактика вирусного гепатита А. Санитарно-эпидемиологические правила» предусмотрено, что текущая дезинфекция гепатита А проводится сотрудниками школ и других детских учреждений.

Часто для осуществления дезинфекции школа должна обратиться к услугам специализированной организации. Но сам по себе факт заключения договора с такой организацией не снимает с директора школы ответственности за организацию и проведение в полном объеме санитарно-противоэпидемических мероприятий, включая контроль за качеством оказанных услуг. С другой стороны, заключение такого договора может являться основанием для признания административного правонарушения малозначительным, что в силу п. 2.9 КоАП освобождает виновное лицо от административной ответственности. В данном случае судья или должностное лицо, уполномоченное решить дело, ограничивается устным замечанием.

Так, Управление Роспотребнадзора при проверке обнаружило, что на территории школы в нарушение п. 8.4, 8.4.1, 8.4.2 СанПиН 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого энцефалита» не организованы и не проведены в полном объеме санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на профилактику клещевых вирусных инфекций, а именно после акарицидной обработки территории специалистами ООО «Альфа-3Д» контроль ее эффективности через 3–5 дней и 15–20 дней аккредитованным в установленном порядке лицом не проведен. Должностным лицом и судом сделан вывод о наличии в действиях школы признаков состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.

Но так как школа приняла меры к соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, в частности, на основании договора специализированная организация провела дезинсекцию территории школы, производство по делу было прекращено, ввиду малозначительности совершенного деяния (Решение Свердловского областного суда от 23.12.2015 по делу № 72-1486/2015).

Требования к бассейнам

На бассейны при школах распространяются СанПиН 2.1.2.1188-03. 2.1.2 «Проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания, учреждений образования, культуры, отдыха, спорта. Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества». Согласно п. 3.12.2 данного СанПиН, вне зависимости от санитарно-эпидемической ситуации детям дошкольного и младшего школьного возраста в обязательном порядке требуется справка о результатах паразитологического обследования на энтеробиоз перед приемом в плавательную группу (секцию) бассейна, в дальнейшем не менее 1 раза в три месяца; при разовых посещениях — перед каждым посещением, если разрыв между ними более двух месяцев. Контроль за наличием медицинской справки у посетителей обеспечивает администрация бассейна.

Таким образом, вопрос об ответственности за соблюдение данных требований должен решаться в зависимости от того, является ли бассейн структурным подразделением школы. В случае если бассейн при школе оформлен в качестве самостоятельного юридического лица, ответственность должно нести именно это юридическое лицо.

Вакцинация работников

В силу ст. 9 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» категории граждан, перечисленные в Национальном календаре, подлежат обязательной вакцинации. Согласно п. 12 утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 перечня работа в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. Вакцинация может не осуществляться при наличии у работника образовательного учреждения противопоказаний к ее осуществлению (ч. 3 ст. 11 Закона об иммунопрофилактике инфекционных болезней).

Однако в литературе высказывалось мнение, что, поскольку действующими Трудовым кодексом и КоАП не предусмотрены санкции в виде отстранения работника образовательного учреждения от работы по причине его отказа от прохождения процедуры вакцинации от гриппа, руководитель образовательного учреждения не может быть привлечен к ответственности за неотстранение такого сотрудника от работы*.

Таким образом, школа, как правило, несет совместную гражданско-правовую ответственность со своим учредителем, так как именно он должен финансировать расходы на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований. Однако если образовательная организация или ее должностные лица привлекаются к административной ответственности (на основании норм КоАП), то «делить» ее с учредителем недопустимо. При передаче ряда обслуживающих функций специализированной организации (обеспечение питания, обслуживание бассейна и т.д.) ответственность за выполнение общих санитарных норм и правил лежит на этой организации. Вместе с тем ответственность за выполнение требований, предъявляемых непосредственно к образовательным организациям (СанПиН 2.4.2.2821-10 и др.), несет школа, даже если для их выполнения она обращалась к специализированным организациям (например, осуществление дезинфекции). Сдача имущества в аренду также не освобождает школу от обязанности поддерживать арендованные помещения в надлежащем состоянии.

Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом, которым должны руководствоваться руководители учебных заведений во время организации учебного процесса. СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ периодически дополняется и изменяется. Последние корректировки в документ вносились в 2016 году.

Правила, прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны учитываться при разработке нормативной и технической документации, которая проходит согласование в соответствующих инстанциях.

Цель документа – обеспечение комфортных условий в зданиях и помещениях, в которых обучаются школьники, установление нормативов безопасности окружающей среды. Только в школах, в которых соблюдаются прописанные требования, возможно получение качественного образования.

Правила предписывают, что в каждой школе должна быть современная компьютерная техника и доступ к сети интернет, спортивные залы, столовая, канализация, холодная и горячая вода.

Эти элементарные требования призваны обеспечить необходимые условия, позволяющие концентрироваться на учебном процессе, а не на решении каких-либо бытовых задач.

Требования к помещениям и оборудованию

СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает:

  • что на пришкольных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, которые используются для перевозки учащихся;
  • между корпусами зданий, которые возведены на одной территории, должны находиться отапливаемые переходы;

  • школьные гардеробы должны иметь вешалки, ячейки для обуви, крючки для одежды, соответствующие росту школьников; кроме того, для удобства учащихся должны быть оборудованы гардеробные скамейки;
  • классные доски должны быть темно-зеленого или темно-коричневого цветов, при этом учебные помещения могут оборудоваться интерактивными досками, сенсорными экранами и другими современными приспособлениями, которые должны отвечать гигиеническим нормам;
  • температурный режим в туалетных комнатах должен быть не выше 21С, в душевых – не больше 25С;
  • часть кабинетов должна иметь доступ к водоснабжению.

Документ содержит требования и к малокомплектным учебным заведениям. В них должны быть такие обязательные помещения как гардероб, кабинеты для обучения, актовый зал, столовая, библиотека, санузлы, рекреация, подсобка, медицинский кабинет, спортзал, снарядная и другие необходимые административно-хозяйственные помещения.

Требования к организации учебного процесса

Кроме перечисленных требований, САНПИН устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.

Так, аудиторная нагрузка не должна превышать 26, 32, 33, 35, 36 и 37 академических часов для учащихся 1-х, 2-4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-11-х классов. Внеурочные занятия должны длиться не более десяти часов в неделю для всех школьников.

СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.

Допускается:

  • для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
  • для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.
Читайте также:  Приставка кызы в отчестве

Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.

Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.

Интерактивные доски допускается непрерывно использовать в течение пяти минут в 1-4-х классах, десяти минут – в 5-11-х классах. Общее время использования таких досок не должно превышать 25 и 30 минут соответственно. При этом во время одного урока запрещается использовать более 2-х электронных приборов для обучения.

Наполняемость классов, организация учебы и отдыха

Ранее в документе указывалась максимально допустимая наполняемость классов, которая составляла 25 человек (за исключением компенсирующих классов).

После внесения изменений предельно допустимое количество учащихся в одном классе рассчитывается исходя из соблюдения нормы площади на одного ученика.

Кроме этого, учитывается соблюдение требований к естественной и искусственной освещенности, расположению мебели, удаленности от светонесущей стены. Все эти требования должны соблюдаться для сохранения зрения детей.

Особые требования прописаны для организации учебы первоклассников. Так, длительность занятий для них не должна превышать сорок минут. Что касается организации отдыха, документ разрешает организацию дополнительных каникул для учащихся первых классов вне зависимости от учебных четвертей.

СанПиН предусматривает проведение в школах занятий в группах продленного дня, при условии включения в расписание полдника и непродолжительных прогулок. Также документ определяет, что сотрудники школ должны не реже одного раза в 12 месяцев проходить переподготовку и аттестацию.

Предполагается, что новые нормы должны улучшить условия и качество учебного процесса, что положительно скажется на его результатах.

Общий, максимальный, недельный объем аудиторной и внеаудиторной нагрузки приведен в таблице 1:

Что такое инклюзивное образование

Оформление опекунства над инвалидом 1-й группы: пошаговая инструкция

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями в России

182 комментария

Здравствуйте. У меня очень важный вопрос! Мы пришли в начальную школу, в нашем классе нет шкафа для одежды. Какой шкаф мы можем купить? Обычный или можно купе? Я слышала, что купе не проходит по санитарным нормам. Так ли это? Спасибо))

Добрый день Мария. По нормам САНПИН нет ограничений к типу шкафа, шкаф-купе тоже подходит. Есть рекомендации по цвету мебели, в том числе шкафов — она должна быть цвета натурального дерева или светло-зеленого. Причем это относится и к шкафам и к партам.
С уважением дежурный адвокат сайта.

Доброе утро, подскажите пож-та можно ли в кабинетах учащихся 1 классов в СОШ устанавливать обувницы + шкафчики для одежды? Спасибо

Добрый день Ольга! По САНПИН в классе разрешено устанавливать шкафы для различных нужд — для каких именно, в законе прописано, но не все. Сказано, что для хранения инвентаря и для обеспечения учебного процесса. Но, самое главное, по закону и санитарным нормам — в школе обязан быть гардероб. Это ключевая мысль. И в начальной школе — а первоклашки отделены от учеников старших классов — гардероб тоже обязан быть и располагаться вне аудиторных помещений.

Добрый день! подскажите, в нашей школе начальные классы, кроме первых, учатся шесть дней в неделю, входит ли данная система обучения в нормы сан.пина? И как нам добиться перехода на 5-дневку. Спасибо

Добрый день уважаемая Ирина! Нормы обучения по Российскому законодательству находятся в ведении областного управления образования и муниципального. В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС3+) написано только ограничения по максимальному числу часов обучения в неделю. А пяти или шести учебную неделю могут устанавливать даже в администрации школы, в связи с производственной необходимостью — загруженность школы, ремонт, нехватка помещений и учебного материала и прочее. С уважением адвокат портала.

Ирина, мы в первом классе столкнулись с той же проблемой. Нам упорно доказывали, что у них никак не умещается ничего в пять дней. Собрались родители (от всех первых классов) и пришли на прием к директору. После слов «Мы откажемся от дополнительных платных услуг, чтобы освободить детям субботу», мы с 1-4 класс отучились по пятидневке. Естественно, по 7-8 уроков, НО — 7 и 8 — это внеурочная деятельность, которую ввели, чтобы учителя часы вырабатывали. Учебной нагрузки она не несет (по закону и не должна) и к посещению добровольна. Так что ребенок посещал только 6 уроков (и учился только на 4 и 5, в лицее). В результате, и психика у всей семьи в норме, и ВПР в 4 классе на отлично)))

Здравствуйте,подскажите пожалуйста, должен ли учитель пересаживать детей за разные ряды и парты.И где это прописано.

Добрый вечер уважаемая Надежда! Спасибо Вам за вопрос. Несмотря на дискомфорт учеников и недовольство их, еще в советские времена учителя пересаживали детей. И нас с Вами я думаю тоже. Действующий СанПиН 2.4.2.2821-10 дает ответ. А именно пункт 5.5 говорит о том, что не реже двух раз за полный учебный год учитель обязан пересаживать детей, которые сидят на крайних рядах.

1) Можно ли окрашивать стены класса водоэмульсионной краской. Какая цветовая гамма допустима
2) Допускается ли тематическое раскрашивание стен отдельных кабинетов, например, английского языка (оформление задней стенки класса проекцией Лондона) или кабинета биологии комплексным рисунком флоры и фауны
3) Допускается ли при оформлении школьных коридоров, учебных помещение использование оргстекла (тематические стенды, картины)

Уважаемая Марина! Спасибо за вопрос. Все вышеперечисленные требования рассмотрены в действующем на данный момент СанПиН 2.4.2.2821 (с последними изменениями 2016-ого года): 1. Водоэмульсионная краска допускается, так как она безвредна для здоровья (пункт 4.3.1). Теперь разберемся с цветами (пункт 7.2.8): для окрашивания стен учебных помещений рекомендуется применять следующие цвета — это светлые тона желтого цвета, бежевого цвета, розового цвета, зеленого цвета и голубого.
По второму пункту. Ключевое слово в первом пункте — «рекомендуется». Тематическое раскрашивание стен не запрещено, но могут придраться проверяющие и контролирующие органы к цветовой гамме — тона должны быть спокойными (этого в СанПин нет, но есть психологи в Рособрнадзоре), не должно быть много красного (так как есть исследования, что он обладает возбуждающим действием на психику человека) синий цвет очень холодный и так далее. В данном случае вопрос очень щепетильный — вроде и не запрещено, но на усмотрение проверяющих и контролирующих органов. Тут могут усмотреть все, что угодно — до слишком ярких и возбуждающих тонов, до закона о защиты детей от нежелательной информации. А могут и не увидеть в этом ничего плохого. Повторюсь, что в СанПине написано «рекомендуется».
Третий пункт. По поводу украшения коридоров — нет никаких требований к типу и способу украшений. Главное требование — это безопасность. То есть все должно быть надежно закреплено. Однозначно можно сказать — что запрета на тематические стенды и картины, под оргстеклом нет! Вот например цветы на подоконнике в школе ставить нельзя (пункт 7.1.9), а цветы можно вешать в кашпо на высоте 65-70 см от пола. А по факту мы видим, что это требование во многих школах нарушается.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector