No Image

Субсидии налог на прибыль

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Облагаются ли налогами гранты и субсидии, полученные некоммерческими организациями?

Письмо Минфина России от 06.10.09 № 03-03-06/4/85 в целом можно назвать благоприятным для налогоплательщиков. В нем снова рассматривается вопрос налогообложения средств, которые организации получают на те или иные цели из бюджета. В частности, вопрос о субсидиях. Нужно ли облагать их налогом на прибыль?

Видимо, налогоплательщики никак не могут смириться с тем фактом, что за получение бюджетных средств нужно уплачивать налог в бюджет же. Тем не менее, это именно так. Даже если бюджетные средства получает некоммерческая организация.

(Просто напомним, что старая редакция БК РФ, действительно, позволяла считать субсидии юридическим лицам целевыми поступлениями из бюджета – см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 09.03.05 № 20-12/14579).

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определен в ст. 251 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления из бюджета. При этом получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов и расходов, полученных или произведенных в рамках целевых поступлений.

Порядок предоставления средств из бюджета установлен БК РФ.

Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в ст. 6 БК РФ. Некоммерческие организации в данном перечне не поименованы.

Так что для них средства, полученные из бюджета, целевыми в рамках ст. 251 НК РФ, не являются. Налог на прибыль с них платить надо.

Тем не менее, если бюджетные средства выделяются на возмещение затрат в связи с производством товаров, работ или услуг, то здесь есть одна важная особенность.

Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются, в том числе, на возмещение затрат в связи с производством или реализацией товаров, работ, услуг. Как правило, такие субсидии выделяются в том случае, если производство и реализация убыточны, но они важны для каких-то общественных или социальных целей. Бюджет покрывает разницу между низкими доходами и высокими расходами.

В связи с этим, с практической точки зрения, налогоплательщик не теряет ничего. Ведь субсидия просто закрывает убыток, прибыли, как правило, не образуется, и база по налогу на прибыль не формируется. Так что никаких лишних налогов платить не придется.

А то, что субсидия не признается целевым финансированием, даже предоставляет один небольшой бонус – по ней не нужно вести отдельный учет, и даже отчитываться, куда пошли полученные средства.

Нужно ли платить налог на прибыль с целевой бюджетной субсидии

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 10 января 2014 г.

Содержание журнала № 2 за 2014 г.Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Мало кому из коммерческих организаций дают бюджетные субсидии. Но, получив право на целевую субсидию, впору задуматься: а включать ли ее в доходы, учитываемые для целей налога на прибыль?

Казалось бы, организация вполне может признать полученные из бюджета деньги целевым финансированием или целевыми поступлениями. Их, как известно, не нужно учитывать для целей налогообложения прибылиподп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ. Однако Минфин считает, что НК разрешает учитывать как целевое финансирование только целевые поступления, полученные бюджетными и автономными учреждениями. А коммерческие организации целевые поступления из бюджетов получать в принципе не могутПисьмо Минфина от 12.02.2010 № 03-03-06/1/68. Следовательно, по версии Минфина, со всех полученных денег надо заплатить налог на прибыль: будь то субсидии на возмещение затрат либо субсидии, компенсирующие не полученную от потребителей плату за оказанные услуги.

Однако далеко не все согласны с этим. Есть суды, которые считают, что коммерческие организации тоже могут получать целевое финансирование, которое не должно облагаться налогом на прибыль. Разумеется, важно, чтобы полученные деньги организация использовала по целевому назначениюсм., например, Постановления ФАС СЗО от 05.07.2011 № А26-9551/2010; ФАС ЗСО от 01.03.2011 № А81-1212/2009. Не так давно свое веское слово в данном вопросе сказал и Высший арбитражный суд.

В одном из рассматриваемых им споров организация получила из областного бюджета крупную субсидию на возмещение затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию основных средств. Деньги были использованы строго по назначению, велся раздельный учет. Поэтому организация не включила субсидию в облагаемые налогом доходы. Причем затраты на модернизацию основных средств, компенсированные из бюджета, организация списывала на расходы (начисляя амортизацию) только в бухучете. В налоговом же учете они не уменьшали «прибыльную» базу.

ВАС решил, что п. 2 ст. 251 НК не ставит возможность применения льготы в зависимость от организационно-правовой формы лица, получившего целевые поступления из бюджетаПостановление Президиума ВАС от 30.07.2013 № 3290/13. А значит, и коммерческая организация может получить их и при выполнении определенных условий учитывать как доходы, не облагаемые налогом на прибыль.

Итак, коммерческая организация, получив целевую бюджетную субсидию, может не облагать ее налогом на прибыль, если:

  • велся раздельный учет целевых поступлений и иных доходов, а также соответствующих им расходов;
  • затраты, на возмещение которых из бюджета получено финансирование, не учитывались в «налоговых» расходах.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Налог на прибыль»:

Определение ВАС РФ от 25.03.13 № ВАС-2842/13

Суть спора. По результатам камеральной проверки «нулевой» налоговой декларации общества по налогу на прибыль организаций инспекция установила занижение налогооблагаемой базы при исчислении данного налога. И все из-за того, что компания не включила в нее субсидию в размере 300 тыс. руб., которая была получена в рамках реализации пунк­та 2.5 Закона Ульянов­­ской области от 08.06.05 № 042-ЗО «Об утверждении Программы развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской об­­ласти…».

Решением инспекции налогоплательщик был привлечен к ответст­венности в виде взыскания штрафа, ему также доначислили налог на прибыль. Однако он не согласился с действиями фискалов и обратился с иском в суд.

Позиция суда. Арбитры заняли сторону общества. Давайте рассмот­рим подробности этого дела.

Итак, общество является плательщиком единого налога на вмененный доход.

В силу пункта 4 статьи 346.26 НК РФ уплата организацией единого налога предусматривает ее освобождение от обязанности по ис­­числению налога на прибыль (в от­­ношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Получение налогоплательщиком­ субсидии из соответствующего бюд­жета само по себе не является са­мостоятельным видом предпринимательской деятельности, в ре­­зультате которой имеются основания для применения общей систе­­­мы налогообложения. Суд установил, что общество получило субсидию на приобретение материалов для сооружения модульного магазина в целях осуществления розничной торговли, то есть деятельности, подпадающей под систему налого­обложения в виде единого налога на вмененный доход.

Доказательств ведения об­­щест­вом иных видов деятельнос­ти, по ко­­торым уплачиваются налоги в рамках общего режима, или предназначения субсидии для осуществления иной, не облагаемой единым налогом на вмененный доход деятель­ности налоговым органом не представлено.

Поскольку общество в полном объеме израсходовало субсидию на деятельность, по которой оно при­меняло ЕНВД, у него отсутствовала обязанность по уплате налогов в рамках общей системы налогооб­ложения.

Примечание «ДК». Данным решением арбитры совершенно справедливо поддержали налогоплательщика. Действительно, полученная им субсидия не является доходом от предпринимательской деятельности, и тем более получение субсидии не может выступать в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности. Субсидия является лишь средством осуществления уставной деятельности налогоплательщика, которая, в свою очередь, подпадает под ЕНВД.

Оснований для применения налогоплательщиком общей системы налогообложения в таком случае, безусловно, нет.

Субсидия для коммерческой организации: порядок налогообложения

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий

23.04.2013ГАРАНТ Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Арыков Степан, Монако Ольга

Коммерческой организации (ЗАО) из бюджета предоставляется субсидия на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда по договорам лизинга для осуществления местных и региональных воздушных перевозок. Субсидия предоставляется частями (часть – в 2012 году, часть – в 2013 году).

Читайте также:  Как парковаться около дома

Облагается ли данная субсидия налогом на прибыль и НДС?

В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок (далее – Правила), утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1212.

Налог на прибыль

Согласно положениям ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В общем случае прибылью в целях главы 25 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247 НК РФ).

В целях главы 25 НК РФ к доходам относятся (п. 1 ст. 248 НК РФ):

– доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

При этом внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ с учетом положений главы 25 НК РФ.

Для целей главы 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (п. 2 ст. 248 НК РФ).

В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационным доходом признается доход, полученный налогоплательщиком, в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

Статьей 251 НК РФ определён перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к доходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ содержит закрытый перечень имущества, относящегося к средствам целевого финансирования. Субсидии, полученные коммерческой организацией в счет возмещения затрат, в указанном перечне не поименованы, следовательно, положения указанной нормы к таким субсидиям не применяются.

Не применяются в рассматриваемой ситуации и положения п. 2 ст. 251 НК РФ, поскольку указанная норма распространяются только на некоммерческие организации.

Учитывая сказанное, субсидии, полученные коммерческой организацией в счет возмещения затрат, учитываются в составе внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.

Разъяснений уполномоченных органов применительно к рассматриваемой ситуации (получение субсидии авиапредприятием) нам обнаружить не удалось, но в общем случае Минфин России также придерживается позиции, что полученные коммерческими организациями субсидии на возмещение затрат подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов (смотрите, например, письма Минфина России от 23.01.2013 г. № 03-03-06/1/22, от 27.10.2011 г. № 03-03-06/1/694, от 27.05.2011 г. № 03-03-06/1/313).

Объектом обложения НДС признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом в целях главы 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Согласно разъяснениям Минфина России порядок обложения НДС субсидий зависит от их характера их предоставления (смотрите, например, письма Минфина России от 25.04.2012 г. № 03-07-08/118, от 13.03.2012 г. № 03-07-11/70):

– субсидии, полученные в счет возмещения затрат, связанных с приобретением получающей субсидию стороной товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– субсидии, полученные в счет возмещения недополученных доходов (полученные в качестве оплаты реализуемых получающей субсидию стороной товаров (работ, услуг), имущественных прав).

Субсидии, полученные в счет возмещения затрат, в налоговую базу по НДС не включаются (письмо Минфина России от 06.03.2012 г. № 03-07-11/64).

Кроме того, поскольку получение субсидии на возмещение затрат не является реализацией в смысле ст. 39 НК РФ, считаем, что объект налогообложения НДС в рассматриваемой ситуации не возникает (дополнительно смотрите постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.05.2012 г. № Ф02-1910/12 по № А33-14784/2011).

Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.

Поскольку из Правил следует, что субсидии предоставляются за счет федерального бюджета, то суммы НДС по лизинговым платежам, ранее правомерно принятые к вычету, подлежат восстановлению в части полученных субсидий (смотрите также письмо Минфина России от 19.01.2012 г. № 03-07-11/15).

Если субсидия, полученная сельскохозяйственным товаропроизводителем, связана с деятельностью по реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, то она облагается налогом на прибыль по ставке 0 процентов. Если же субсидия не связана с такой деятельностью, то налог взимается по обычной ставке 20 процентов. Соответствующие разъяснения приведены в письме Минфина России от 19.08.16 № 03-03-06/1/48746.

Как известно, для сельскохозяйственных товаропроизводителей ставка налога на прибыль по деятельности, связанной с реализацией произведенной сельхозпродукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельхозпродукции, составляет 0 процентов (п. 1.3 ст. 284 НК РФ). Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются налогоплательщики, которые производят сельхозпродукцию, а также осуществляют ее переработку (первичную и последующую) и реализацию. При этом в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70 процентов (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

На этом основании в Минфине полагают, что полученные сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидии, связанные с деятельностью по реализации сельхозпродукции, облагаются налогом на прибыль по нулевой ставке. А субсидии, не связанные с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, учитываются в составе внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль по ставке 20 процентов.

Особенности обложения НДС бюджетных субсидий

В статье раскрываются вопросы, связанные с обложением НДС бюджетных субсидий: увеличивают ли полученные субсидии налоговую базу, имеет ли право налогоплательщик на налоговые вычеты, требуется ли восстанавливать суммы НДС, принятые к вычету до получения бюджетных средств. Автором проанализированы законодательные нормы, разъяснения контролирующих органов, а также судебная практика, которая позволит читателям оценить возможные налоговые риски, связанные с НДС при получении средств из бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий.

Читайте также:  Внуки родной сестры кто мне

Согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субсидий, предоставляемые бюджетами бюджетной системы РФ, не учитываются при налогообложении.

Однако не все поступившие из бюджета средства освобождаются от НДС: право на применение льготы по НДС напрямую зависит от того, соответствуют ли товары (работы, услуги), реализуемые организацией, условиям, указанным в п. 2 ст. 154 НК РФ, — применение государственных регулируемых цен и предоставление льгот отдельным потребителям. Поэтому при получении средств из бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий, прежде всего, важно определить, на какие цели выделены указанные средства, так как от этого будет зависеть налогообложение НДС.

Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, по бюджетному законодательству выделены две цели для получения субсидий:

1) возмещение затрат;

2) возмещение недополученных доходов.

Анализ Писем контролирующих органов, судебной практики (Письма Минфина России от 09.02.2012 N 03-07-11/32, от 03.02.2012 N 03-03-05/7, от 13.10.2011 N 03-03-06/4/117, от 27.08.2007 N 03-07-11/355, Постановления ФАС СЗО от 18.01.2010 по делу N А56-30487/2009, от 17.12.2009 по делу N А56-30468/2009) показывает, что применение льготы по НДС на основании п. 2 ст. 154 НК РФ правомерно и обоснованно в том случае, когда субсидии предоставлены налогоплательщику на компенсацию (возмещение) расходов в связи с применением государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, или на покрытие фактических убытков, возникающих при применении регулируемых государством цен или льгот.

В том случае, когда субсидии выделяются с целью возмещения недополученных доходов, они увеличивают налоговую базу по НДС как суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).

Государственные регулируемые цены (тарифы) устанавливаются на основании указов, законов и других нормативно правовых актов (Указ Президента РФ от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и др.).

Перечень товаров (работ, услуг), по которым применяются государственные регулируемые цены (тарифы), утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (например, природный газ, электрическая и тепловая энергия, продукция оборонного назначения, лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте и др.).

Льготы для определенных категорий потребителей товаров (работ, услуг) также устанавливаются соответствующими указами, законами и другими нормативными правовыми актами.

Следовательно, налогоплательщики, реализующие товары (работы, услуги), соответствующие п. 2 ст. 154 НК РФ, применяющие государственные регулируемые цены и предоставляющие соответствующим покупателям льготы в соответствии с законодательством РФ, не учитывают при исчислении НДС суммы субсидий, предоставляемые бюджетами бюджетной системы РФ.

Если субсидии предоставляются налогоплательщику на цели, не поименованные в п. 2 ст. 154 НК РФ, налогообложение бюджетных средств будет осуществляться в общеустановленном порядке. Такие суммы субсидий включаются в налоговую базу по НДС в том налоговом периоде, в котором они фактически получены.

Налог с указанных сумм исчисляется по расчетной ставке. Размер зависит от ставки, установленной по товарам и услугам, в отношении которых получены бюджетные средства. Так, если по указанным товарам и услугам применяется ставка 10%, то суммы субсидий облагаются по ставке 10/110, если применяется ставка 18%, то налог исчисляется по ставке 18/118.

Пример 1. Организация получает из городского бюджета субсидии в целях возмещения затрат по текущему ремонту и содержанию дорог.

Бюджетные средства в сумме 9 000 000 руб. были перечислены на расчетный счет организации 31.07.2012. Поскольку бюджетные средства предоставлены на цели, не поименованные в п. 2 ст. 154 НК РФ, обложение НДС осуществляется в общеустановленном порядке.

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

  1. день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  2. день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Таким образом, 31.07.2012 (день фактического получения субсидии) налогоплательщик должен рассчитать НДС, подлежащий уплате в бюджет: 9 000 000 руб. x 18/118 = 1 372 881,36 руб.

Налоговые вычеты

Для принятия НДС к вычету необходимо выполнение следующих обязательных условий, установленных п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ:

  • товары (работы, услуги), имущественные права приняты к учету;
  • наличие у покупателя правильно оформленных счетов-фактур поставщиков;
  • приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права используются в деятельности, облагаемой НДС.

Специальные условия для применения налоговых вычетов при приобретении товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств в НК отсутствуют.

Следовательно, при соблюдении всех условий НДС принимается к вычету независимо от того, за счет каких средств были приобретены товары (работы, услуги), имущественные права.

Однако иной позиции придерживается Минфин России: при приобретении товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств суммы НДС также уплачиваются покупателями за счет указанных средств. Поэтому предъявление налогоплательщиком сумм "входного" НДС к возмещению из бюджета неправомерно (Письма Минфина России от 01.04.2009 N 03-07-11/98, от 31.08.2009 N 03-07-14/91).

При этом имеется положительная для налогоплательщиков судебная практика по данному вопросу. Так, в Постановлении ФАС ЗСО от 21.10.2009 по делу N А45-21598/2008 указано, что выделение из федерального бюджета субсидий на частичную компенсацию стоимости приобретенных средств не влияет на право налогоплательщика принять к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам.

Однако, принимая к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет бюджетных средств, налогоплательщик должен быть готов отстаивать свое право на вычет "входного" НДС в судебном порядке.

Восстановление НДС

Согласно пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

Восстановлению подлежат сумма НДС только при получении субсидии из федерального бюджета. Если же подобная субсидия выделяется из бюджета субъекта РФ или из местного бюджета, то восстанавливать НДС не нужно.

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. При этом суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Таким образом, если товары (работы, услуги), основные средства, нематериальные активы, имущественные права были приобретены налогоплательщиком до получения бюджетных средств, он имеет право принять "входной" НДС к вычету при соблюдении всех необходимых условий.

При получении бюджетных средств на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), НДС, ранее принятый к вычету, должен быть восстановлен.

Пример 2. 02.08.2012 ООО "Клининг" получило из федерального бюджета субсидию на частичное возмещение затрат за услуги по переработке твердых бытовых отходов в сумме 2 500 000 руб.

Переработка твердых бытовых отходов осуществляется с привлечением сторонних организаций:

27.06.2012 сторонняя организация выставила акт и счет-фактуру за выполненные работы на сумму 2 000 000 руб.

(в т.ч. НДС 18% — 305 084,75 руб.);

Читайте также:  Черный список втб 24 банка

29.06.2012 сторонняя организация выставила акт и счет-фактуру за выполненные работы на сумму 2 400 000 руб. (в т.ч. НДС 18% — 366 101,69 руб.).

Предположим, что все условия для принятия НДС к вычету выполняются. Тогда налоговые вычеты составят:

27.06.2012 — 305 084,75 руб. (2 000 000 руб. x 18/118);

29.06.2012 — 366 101,69 руб. (2 400 000 руб. x 18/118).

В момент получения субсидии (02.08.2012) НДС частично должен быть восстановлен. НДС, подлежащий восстановлению, составит 381 355,93 руб.

Налогообложение и бухучет полученных субсидий

(2 500 000 руб. x 18/118).

В бухгалтерском учете ООО "Клининг" сделаны следующие записи :

27.06.2012

Д-т сч. 20 "Основное производство"

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

1 694 915,25 руб.

приняты к учету работы, выполненные сторонней организацией;

Д-т сч. 19 "НДС по приобретенным ценностям"

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам"

К-т сч. 19 "НДС по приобретенным ценностям"

НДС принят к вычету.

29.06.2012

Д-т сч. 20 "Основное производство"

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

2 033 898,31 руб.

приняты к учету работы, выполненные сторонней организацией;

Д-т сч. 19 "НДС по приобретенным ценностям"

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам"

К-т сч. 19 "НДС по приобретенным ценностям"

НДС принят к вычету;

02.08.2012

Д-т сч. 51 "Расчетные счета"

К-т сч. 86 "Целевое финансирование"

2 500 000,00 руб.

отражено поступление субсидии;

Д-т сч. 86 "Целевое финансирование"

К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы",

признан прочий доход в сумме поступившей из бюджета субсидии;

Д-т сч. 19 "НДС по приобретенным ценностям"

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам"

восстановлена сумма НДС;

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы",

К-т сч. 19 "НДС по приобретенным ценностям"

сумма восстановленного НДС включена в состав прочих расходов.

Бухгалтерский учет субсидий регулируется ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи".

РЭУ им. Г.В.Плеханова

С субсидий, полученных на развитие бизнеса, налоги платить не нужно

Комментарий к Федеральному закону от 07.03.2011 N 23-ФЗ

Вступил в силу Закон, который внес поправки сразу в четыре главы НК РФ: по НДФЛ, налогу на прибыль, налогу при УСНО и ЕСХН. Они устанавливают льготный порядок налогообложения субсидий, полученных на развитие бизнеса организациями и предпринимателями в соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательства (Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"). Эти поправки распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
Раньше такую субсидию (полученную из регионального или местного бюджета (Пункт 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ)) нужно было в полной сумме включать в доход и платить с нее налог в соответствии с применяемым режимом налогообложения (Статья 250 НК РФ). То есть часть субсидии приходилось сразу же вернуть в бюджет в виде налога.
Теперь же установлен специальный порядок учета субсидий в доходах (Пункт 4 ст. 223, п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273, пп. 1 п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17 НК РФ (в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ)):
— в течение 2 лет со дня получения субсидии она включается в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии, и в сумме этих расходов. То есть если, например, всю сумму субсидии вы потратите в первый год, то в этом году вы покажете всю сумму субсидии как доход и одновременно отразите произведенные за счет нее расходы. И в итоге для целей налогообложения результат от этих операций будет нулевым;
— если к окончанию второго года субсидия (или ее часть) останется неизрасходованной, то ее надо будет включить в доходы второго года.
Но такой порядок учета не распространяется на случаи, когда за счет субсидии приобретено амортизируемое имущество, например основное средство.
Если за счет субсидии амортизируемое имущество приобретает организация или предприниматель, применяющие ОСНО (организация уплачивает налог на прибыль, предприниматель уплачивает НДФЛ), то потраченная на это сумма субсидии учитывается в доходах (Пункт 4 ст. 223, п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст.

Бюджетные субсидии: последствия по НДС

273 НК РФ (в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ)):
— в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу — ежемесячно в сумме начисленной амортизации (Пункты 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ);
— при ликвидации основного средства — на дату ликвидации в сумме остаточной стоимости. То есть во внереализационных расходах надо отразить остаточную стоимость ликвидируемого основного средства (Подпункт 8 п. 1 ст. 265 НК РФ) и такую же сумму субсидии надо отразить во внереализационных доходах;
— при продаже недоамортизированного основного средства — на дату продажи в сумме остаточной стоимости. То есть в доходы надо включить выручку от реализации основного средства и сумму субсидии, равную остаточной стоимости, а в расходы — остаточную стоимость основного средства (Подпункт 1 п. 1 ст. 268 НК РФ). В итоге налог придется заплатить со всей выручки от реализации.
Организации и предприниматели, которые применяют упрощенку с объектом "доходы минус расходы", и плательщики ЕСХН при приобретении основного средства за счет субсидии стоимость этого основного средства учитывают в течение года в расходах равными долями. То есть на последнее число отчетного периода часть стоимости основного средства надо показать и в доходах, и в расходах. А вот при продаже или ликвидации основного средства, приобретенного за счет субсидии, порядок отражения доходов и расходов будет такой же, как и у тех, кто применяет общий режим налогообложения (Подпункт 1 п. 2, пп. 1, 2 п. 4, абз. 6 пп. 2 п. 5 ст. 346.5, пп. 1 п. 1, п. п. 3, 4 ст. 346.16 НК РФ).
Организации и предприниматели, применяющие УСНО с объектом "доходы", тоже могут отражать субсидию в доходах по мере расходования денег. Для этого им нужно будет вести учет расходов, произведенных за счет субсидии. Об этом прямо сказано в поправках (Пункт 1 ст. 346.17 НК РФ (в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ)).
Кроме того, поправками уточнено, что субсидии, полученные от центра занятости населения на открытие своего дела, "доходными" упрощенцами — бывшими безработными также учитываются в льготном порядке при условии ведения учета израсходованных сумм. Ранее об этом говорили Минфин и ФНС в своих письмах. При этом они разъясняли, что сумма субсидии должна отражаться в Книге учета доходов и расходов одновременно и в графе 4 "доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы", и в графе 5 "расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы". Но отраженные в Книге расходы, произведенные за счет субсидии, и равные этим расходам доходы не нужно переносить в декларацию по УСНО.

Отметим, что поправками так и не решен вопрос о порядке налогообложения субсидии, если она получена плательщиком ЕНВД и полностью израсходована на "вмененную" деятельность. Налоговики наверняка решат, что эта субсидия не является доходом, полученным от "вмененной" деятельности, а значит, должна облагаться налогами в рамках или общего режима, или УСНО. Но при целевом ее расходовании в течение 2 лет со дня получения налоги все равно платить не придется. Ведь учет этой субсидии нужно будет вести в порядке, установленном либо для упрощенцев, либо для плательщиков налога на прибыль. Правда, за периоды, когда учитывались расходы, произведенные за счет субсидии, придется сдавать две декларации: одну — по ЕНВД, а другую — по налогу на прибыль или по упрощенке. Кстати, именно так советуют делать налоговики вмененщикам — бывшим безработным, получившим субсидию от центра занятости населения (Пункт 1 Письма ФНС России от 19.08.2010 N ШС-37-3/9373@).

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector