No Image

Требования к стоа по осаго

СОДЕРЖАНИЕ
2 просмотров
12 декабря 2019

В РЕДАКЦИИ ФЗ «ОБ ОСАГО», ДЕЙСТВУЮЩЕЙ С 28.04.2017 Г.
Итак, по всем страховым случаям, в которых гражданская ответственность виновника ДТП (новый Пленум Верховного Суда наконец-то опредил, что ремонт или выплата определяется по полису виновника)застрахована по полису, заключенному после 27.04.2017 г., и собственником автомобиля является физическое лицо, зарегистрированное на территории РФ (в том числе Индивидуальный предприниматель).

То есть, возможность выбора денежной выплаты или ремонта по направлению страховой осталась у юридических лиц, владеющих автомобилями на праве собственности; физических лиц, зарегистрированных за пределами РФ; и у всех владельцев иных транспортных средств, кроме легковых автомобилей (грузовые автомобили, автобусы, мотоциклы и т. д.).

Таким образом, законодатель установил для наиболее значительной категории автовладельцев, пострадавших в ДТП, единственную форму возмещения по ОСАГО – направление на ремонт в СТО по направлению страховой.

Однако закон и установил следующие случаи, при наступлении которых физическое лицо-владелец легкового автомобиля, получает выплату в денежной форме:

  • полной гибели транспортного средства (тотал), то есть когда стоимость восстановительного ремонта автомобиля превышает его среднюю рыночную стоимость;
  • смерть потерпевшего;
  • причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате ДТП (в этом случае потерпевший выбирает, получить денежную выплату или ремонт);
  • если стоимость восстановительного ремонта превышает лимит выплаты по ОСАГО – 400 тыс. рублей, или сумму 100 тыс. рублей, если ДТП оформлялось по «Европротоколу»;
  • если страховщик не может организовать потерпевшему ремонт в том СТО, которое он выбрал при заключении договора ОСАГО (потерпевший при заключении договора ОСАГО может выбрать такое СТО из списка страховщика, или любое другое СТО, но при согласии страховщика). Однако на практике такие ситуации пока не встречались.

Но даже если потерпевшего страховая направила на ремонт, у него есть шанс отказаться от ремонта и просить денежную выплату в случае, если СТО, куда потерпевшего направили на ремонт, не соответствует следующим требованиям:

а) в направлении на ремонт указали срок более 30 рабочих дней с момента передачи авто, или вообще не указан срок (Поскольку срок ремонта обязательно указывается в Направлении на ремонт (п. 4.17 Правил ОСАГО), но при этом указывается он сервисом «в направлении на ремонт или в ином документе(…)», то срок ремонта должен быть указан именно в направлении на ремонт при приеме ТС сервисом). Неуказание в направлении на ремонт срока ремонта также является нарушением, и можно отказываться от ремонта в этом СТО.

б) расстояние до СТО, куда направляют на ремонт, от места ДТП или от места жительства потерпевшего по дорогам общего пользования превышает 50 км (за исключением случая, если страховщик оплатил транспортировку поврежденного ТС до места восстановительного ремонта);

в) если в случае ремонта на этом СТО потерпевший теряет «гарантию на авто» (автомобили, с года выпуска которых прошло не более двух лет, должны направляться на ремонт только к официальным дилерам завода-производителя).

Если потерпевший не согласен ремонтировать автомобиль в СТО, которое не соответствует этим требованиям, страховщик должен выдать направление на ремонт в другое СТО, с которым у него заключен договор, или произвести денежную выплату.

Потерпевший может требовать выплаты страхового возмещения в денежной форме, если его права нарушены при осуществлении ремонта. Например, если СТО просит клиента доплатить за восстановительный ремонт по направлению страховой (и при этом все ремонтные работы вызваны страховым случаем). В этом случае клиенту нужно действовать одним из следующих способов:

  • взять у СТО письменное подтверждение того, что у него просят доплату за ремонт, подать претензию в страховую компанию с просьбой выдать направление на ремонт в другой СТО или произвести денежную выплату;
  • получив у СТО подтверждение того, что доплата осуществляется «за износ ТС», или получив заказ-наряд, в котором указаны только запчасти и ремонтные работы, вызванные страховым случаем, доплатить за ремонт, а потом взыскивать доплаченную из своих средств сумму со страховой компании);
  • Если СТО не выдает письменное подтверждение того, что требует доплаты за ремонт, подавать письменную претензию в страховую и в СТО, ждать ответа (в претензии, направленной в страховую, просить произвести денежную выплату). При этом важно, как и в других случаях, при передаче автомобиля СТО получить подписанный со стороны СТО Акт приема-передачи автомобиля для подтверждения того, что автомобиль был передан для ремонта. После истечения 10 календарных дней с момента подачи претензии в страховую компанию и 30 рабочих дней с момента передачи автомобиля СТО (или меньше, если меньший срок указан в направлении на ремонт), можно обращаться в суд с иском о взыскании страхового возмещения в денежной форме.

Если ремонт выполнен некачественно:

  • Не подписывать Акт выполненных работ, или подписывать с замечаниями о том, что есть претензии к ремонту, если недостатки ремонта видимые.
  • Если недостатки ремонта обнаружены после подписания Акт выполненных работ без замечаний, подавать претензию в страховую, в которой указать недостатки ремонта. При этом страховщик должен в течение 5 календарных дней организовать осмотр ТС потерпевшего, а потерпевший – предоставить ТС на осмотр в согласованные со страховщиком время и место осмотра. После осмотра страховщик, если согласен с недостатками ремонта, направляет ТС для устранения недостатков, если сделан вывод о возможности устранения недостатков ремонта, или выплачивает денежную сумму в счет устранения недостатков ремонта, если сделан вывод о невозможности устранения недостатков. Вывод о возможности или невозможности устранения недостатков ремонта отражается в Акте осмотра, составляемом страховщиком.
  • Если страховщик в течение 5 календарных дней не организовал осмотр ТС потерпевшего для выявления некачественного ремонта, или необоснованно пришел к выводу об отсутствии недостатков ремонта, организовывать экспертизу для установления дефектов ремонта, подавать страховщику претензию, приложив эту экспертизу. По истечении 10 календарных дней с момента подачи претензии обращаться в суд с требованием денежной выплаты в счет устранения недостатков ремонта, расходов на экспертизу и т. д.
Читайте также:  Как выключить газовую плиту

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 6 апреля 2017 г. N 4347-У приложение дополнено главой 6

Глава 6. Требования к организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства

6.1. Предельный срок осуществления восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства составляет 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта.

Датой окончания срока осуществления восстановительного ремонта является дата подписания потерпевшим акта приема-передачи отремонтированного транспортного средства, составляемого в трех экземплярах станцией технического обслуживания или страховщиком в случае организации транспортировки транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта. Один экземпляр подписанного акта приема-передачи отремонтированного транспортного средства передается потерпевшему, по одному экземпляру – страховщику и станции технического обслуживания.

6.2. Максимальная длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, по выбору потерпевшего от места дорожно-транспортного происшествия или места жительства потерпевшего до станции технического обслуживания не может превышать 50 километров, за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно.

В случае организации и (или) оплаты страховщиком транспортировки поврежденного транспортного средства указанная в абзаце первом настоящего пункта максимальная длина маршрута исчисляется до места передачи такого транспортного средства страховщику.

6.3. Восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории Российской Федерации и осуществляющими сервисное обслуживание таких транспортных средств от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок.

Нововведения в законодательстве, касающиеся изменений правил страховки личного автомобиля, затронули правила возмещения страховщиками ущерба, полученного страхователем в дорожно-транспортном происшествии (далее – ДТП). Оформление полиса обязательного страхования гражданского ответственности (далее – ОСАГО) происходит по новым правилам. Чтобы знать, на какое возмещение можно претендовать при аварии, в которой пострадала машина, нужно ориентироваться во всех нюансах законодательных постановлений.

Что такое ремонт машины по ОСАГО

Каждый владелец транспортного средства (ТС) должен приобретать полис ОСАГО. Такой документ гарантирует, что, в случае аварии, которая произошла из-за страхователя, компенсация и ремонт ТС потерпевшей стороны будет производиться за счет страховщика виновника ДТП. Без данного документа выезд на любом авто запрещен – сотрудники ГИБДД штрафуют водителей, которые не имеют полиса. Если в результате аварии пострадала ваша машина, то за ремонт автомобиля по ОСАГО будет отвечать страхователь виновника ДТП.

Максимальная компенсация ущерба, согласно государственным правилам и нормативам, составляет 400 тыс. рублей. Если сумма затрат на ремонт по ОСАГО превышает эту цифру, то разница компенсируется или владельцем ТС, или виновником аварии. Если не удается достичь договоренности мирным путем, то можно обратиться в судебные инстанции и взыскать недостающую сумму с гражданина, который причинил материальный ущерб.

Договор на организацию восстановительного ремонта

ФЗ №40 предусмотрено, что участник ДТП, являющийся потерпевшим, имеет право выбирать самую приемлемую станцию технического обслуживания (СТО), где будет осуществляться ремонт, но выбор его ограничен предложениями страховщика. Компания, несущая расходы, заключает договор об организации и проведении восстановительных работ с несколькими компаниями, имеющими лицензию на эти действия.

Потерпевший не может контролировать процесс починки машины. После ДТП, когда представитель страхователя зафиксировал возникновение страхового случая, эксперт производит осмотр ТС, составляет акт, где указывает повреждения и затраты на ремонт по ОСАГО. Автовладелец решает, на какую СТО отправить машину для починки. Страховая фирма составляет соглашение с указанием действий, которые нужно произвести, чтобы починить ТС. После подписания документации потерпевшему выдается направление в ремонтную мастерскую. В указанные сроки ТС должно быть восстановлено.

Нормативно-правовое регулирование

Ранее на государственном уровне указывались два способа возмещения ущерба потерпевшей при ДТП стороне – проведение страхового ремонта и денежные выплаты. Участившиеся случая злоупотребления ситуацией и намеренные аварии на дорогах с целью получения финансовых средств от страховых организаций вынудили законодателей пересмотреть юридическую сторону и правовые акты:

  • Был принят Федеральный закон от 28.03.2017 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
  • Норма вступила в силу через месяц, с 28.04.2017 г. С указанной даты всем гражданам Российской Федерации (далее – РФ), имеющим официально зарегистрированное ТС, страховые выплаты заменяются проведением ремонта машины (переход на натуральное возмещение), кроме отдельно оговоренных случаев.
  • Исключением из данного правила является ситуация, когда действующий полис ОСАГО был оформлен виновником ДТП до 28 апреля 2017 г. В этом случае потерпевший может выбирать между выплатами денежных средств в качестве компенсации ущерба или починкой автомашины.
Читайте также:  Что такое крсб в налоговой

Где делают восстановительный ремонт

Ситуация с восстановлением машины усложнилась. Преимущества по починке ТС по ОСАГО есть у тех мастерских, с которыми у страховщика есть договор об оказании услуг. Не всегда потерпевший может рассчитывать на нужное качество обслуживания. На официальном сайте каждой страховой компании есть перечень СТО, с которыми заключен договор о восстановлении пострадавших автомобилей. Отремонтировать машину по ОСАГО, пострадавшую в ДТП не по вине владельца, можно в следующих организациях:

  • у официального дилера компании, выпустившей ТС;
  • в мастерской, с которой у страховой фирмы есть заключенный контракт о взаимодействии;
  • в СТО по выбору потерпевшего.

У официального дилера

Приобретение новых авто сопровождается выдачей гарантийного талона от производителя. Длительность его действия может составлять 3–5 лет. Все машины до истечения двухлетнего срока с момента выпуска производителем должны принудительно ремонтироваться у официальных дилеров компании-изготовителя, чтобы избежать аннулирования гарантии. Это правило, по закону, должно соблюдаться страховыми организациями.

Данная ситуация ставит под удар тех автовладельцев, у которых ТС старше 2-х лет. Сроки гарантии еще не истекли, но страхователь имеет полное право отправить в ремонт по страховому полису машину в центр техобслуживания по своему выбору. Фирме, оплачивающей затраты на ремонт, выгоднее и дешевле принимать решение о починке машины в сторонних СТО. Владелец авто в результате таких действий теряет право на гарантию.

Ремонт авто по ОСАГО в сервисе страховой

Каждая компания, оформляющая страховку по ОСАГО, сотрудничает с несколькими фирмами, занимающимися починкой ТС. Владелец пострадавшей машины может сделать выбор между автомастерскими. Самым главным критерием является близость СТО от места жительства пострадавшего в аварии или точки, где произошло ДТП. Государством установлено, что данное расстояние не должно превышать 50 км. Если авария произошла за 500 км от дома владельца машины, то страховщик оплачивает услуги эвакуатора до доставки машины в ближайшую СТО для проведения ремонта.

На СТО по выбору страхователя

Если автовладелец не согласен проводить ремонт в одной из мастерских, которые есть в списке страховщика, то теоретически он может осуществлять починку машины на любой другой СТО. Такой способ восстановления ТС подразумевает согласие фирмы, выписавшей полис ОСАГО виновнику ДТП, на оплату запчастей, покраски и других восстановительных работ, проводимых сторонней фирмой.

Практика показывает, что воспользоваться данным способом удается редко, поскольку страховщики предпочитают взаимодействие с организациями, с которыми было заключено соглашение о взаимодействии. Если же компания соглашается на проведение техобслуживания и ремонта автомашины на посторонней СТО, то нужно рассчитывать на оплату восстановления машины в полном объеме. Следует учитывать, что рассмотрение такой претензии и выписка направления на починку авто займет не менее 30 дней.

Требования к станции технического обслуживания, указанной в полисе ОСАГО

Государство устанавливает определенные требования, которым должен соответствовать любой автосервис, осуществляющий восстановление машины по ОСАГО. При выдаче направления на починку ТС мастерская должна удовлетворять таким критериям:

  • находиться на расстоянии не более 50 км от места происшествия или дома потерпевшего (на выбор владельца пострадавшего при ДТП авто);
  • произвести исправление неисправностей в установленные сроки (месяц с момента доставки машины в мастерскую);
  • выдать установленную законом гарантию на произведенный ремонт по ОСАГО новых авто (не старше двух лет с момента выпуска).

Как происходит ремонт после ДТП по ОСАГО

Страхователь должен знать, как происходит выполнение ремонтных работ после аварии по правилам автострахования, чтобы быстро и грамотно восстановить машину, не затратив лишних собственных средств. Действия по починке автомобиля включают следующие этапы:

  1. После произошедшей аварии представитель страховщика, выдавший полис ОСАГО виновнику ДТП, фиксирует письменно детали произошедшего, указывая потерпевшую сторону.
  2. В течение недели (5 рабочих дней) после происшествия пострадавший гражданин должен явиться в страховую компанию с заявлением на восстановление ТС.
  3. Сотрудники организации рассматривают предоставленные официальные бумаги, признают случай страховым.
  4. Профессиональный эксперт проводит расчет оценки ущерба, нанесенного автомобилю, с указанием цены починки ТС, возможных скидок на стоимость деталей.
  5. Владелец машины выбирает мастерскую, где будет производиться исправление движимого имущества.
  6. Страхователь составляет договор о восстановлении машины с указанием стоимости починки по ОСАГО. Документ должен подписываться всеми заинтересованными сторонами – представителями страховой фирмы, владельцем авто, руководством СТО.
  7. Страховая фирма выписывает направление на ремонтные работы. С этой бумагой владелец пострадавшего авто отправляется в мастерскую.
  8. В установленные сроки происходит исправление дефектов, восстановление работоспособности автомобиля.
  9. После всех работ по починке согласно нормативам ОСАГО владелец должен проконтролировать его работоспособность, подписать наряд-заказ или акт приема-передачи машины, указывая, что все неисправности устранены, в эксплуатацию принимается исправное средство передвижения.

Направление на ремонт

Данный документ определяет право владельца машины на страховое покрытие ремонтных работ, поэтому к его заполнению следует отнестись очень внимательно. Направление выдается страховой компанией. Правильно составленную бумагу автовладелец должен отнести в выбранную организацию, которая будет восстанавливать ТС. Бланк направления должен содержать следующие сведения:

  • личные сведения пострадавшей стороны;
  • данные, указанные в страховом полисе ОСАГО;
  • сведения об автомашине, которой нанесен урон;
  • полное наименование ремонтной мастерской, с указанием адреса;
  • сроки и длительность работ;
  • размер вероятной доплаты за произведенное восстановление авто.

Экспертная оценка стоимости восстановительного ремонта

Компании, выдающие полис ОСАГО, зачастую имеют договорные отношения с фирмами, проводящими экспертную оценку нанесенного машине урона. Страхователь должен знать, что многие недобросовестные оценщики стараются максимально снизить цену ущерба, чтобы минимизировать выплаты страхового учреждения. Чтобы добиться объективного признания урона, нужно сотрудничать с лицензированными независимыми экспертами. Процедура оценки стоимости ремонтных работ проводится по такой схеме:

  1. Заключается соглашение о проведении независимой экспертизы между оценщиком и автовладельцем.
  2. Оговариваются место и время осмотра машины.
  3. Выписываются уведомления заинтересованным сторонам – пострадавшему, страховой компании, оплачивающей ремонт, виновнику аварии.
  4. ТС осматривается специалистами. На основании экспертизы делаются фото повреждений, составляется акт с указанием параметров неисправностей, указывается цена ремонтных работ.
  5. Документ подписывается всеми присутствующими, каждому заинтересованному лицу выдается по одному экземпляру официальной бумаги.
Читайте также:  Старые купюры долларов сша

Учет износа запчастей

Страхователь, согласно закону, должен оплатить восстановление пострадавшего автомобиля. Замене подлежат запчасти, которые не были абсолютно новыми – автомашина к моменту аварии имела пробег, находилась в эксплуатации. Степень износа деталей определяет их конечную стоимость в калькуляции восстановительных работ. Максимальный лимит амортизации частей авто установлен в размере 50%. Стоимость таких деталей определяется согласно специальному справочнику по установленным Центробанком тарифам.

Страховые дотации на восстановление автомашины рассчитываются с учетом коэффициента износа по особой формуле. В нее входят следующие сведения:

  • дата начала эксплуатации ТС, приведенная в техпаспорте;
  • длительность пробега согласно показаниям спидометра;
  • вид пострадавшего авто;
  • высота рисунка протектора шин при аварии;
  • дата (конкретный день) ДТП.

Какие запасные части и узлы может использовать СТО при ремонте

Добросовестные служащие мастерских в Москве, выполняющие восстановительные работы, работающие с учетом конкретных актов законодательства и постановлений, должны применять для починки автотранспортного средства только новые и подходящие детали. Не допускается использовать узлы и агрегаты, относящиеся к системам безопасности автомашины, бывшие в употреблении и имеющие высокую степень износа. Стоимость починки по ОСАГО компенсируется страхователем. Использование б/у деталей допускается лишь по согласованию с собственником пострадавшей автомашины.

В каких случаях за ремонт придется доплатить

Не всегда страхователь обязан покрывать полную стоимость восстановления ТС после аварии. Предусмотрено, что часть убытка, называемая франшизой, может не покрываться. Эти случаи заложены в стоимость каждого полиса ОСАГО. Доплатить за ремонт авто владельцу придется при таких ситуациях:

  • при установленной стоимости починки свыше 400 тыс. р.;
  • цене восстановления более 50 тыс. рублей (при отсутствии сотрудников ДПС при оформлении страхового случая);
  • признании обоих собственников ТС виновниками случившегося дорожно-транспортного происшествия.

Если владелец пострадавшей автомашины отказывается доплатить дополнительную сумму за ремонтные работы, то страхователь вправе заплатить ему деньги и отказаться выписывать направление на СТО для починки автомобиля. Заключая договор страхования движимого имущества, следует учитывать уровень франшизы. Компания, желая снизить стоимость полиса ОСАГО, зачастую указывает, что сумма ущерба при незначительных ДТП, не превышающая 10–15 т. р., должна компенсироваться виновником аварии.

Сроки ремонта по ОСАГО

Длительность восстановления автомобиля зависит от особенностей происшествия и индивидуальных требований потерпевшего. Направление на починку ТС выдается страхователем в течение 20 дней после происшествия, если пострадавший согласен ремонтировать автомобиль в мастерской, с которой у данной компании есть договор о сотрудничестве. Если автовладелец настаивает на восстановительных работах в сторонней структуре, то период выдачи данной официальной бумаги может затянуться – до 30 рабочих дней.

Если сроки нарушаются, а страховое учреждение затягивает с предоставлением направления, то страхователь может настаивать на штрафах и взыскании пеней. Компания обязана уплатить 1% от цены ремонтирования за каждый день просрочки выдачи документа, но не более общей суммы страхового покрытия восстановления ТС. Длительность работ зависит от степени повреждения имущества, согласовывается с конкретной СТО. Максимальные сроки починки составляют 30 рабочих дней, начиная с момента принятия мастерской автотранспорта.

Гарантия СТО по восстановительным работам

Законы предусматривают, что станции техобслуживания, работающие с полисами ОСАГО, должны давать клиентам обязательства по качественному осуществлению своих работ. Если восстановительные работы затрагивают ремонт кузова, окраску и смену покрытия крыльев, бамперов, то никаких недостатков при последующей эксплуатации ТС не должно выявляться в течение года. На остальные работы гарантия должна составлять не менее полугода.

Если при приемке автомобиля после проведенного восстановления собственник обнаруживает некачественно проведенные работы, то нужно отказаться подписывать заказ-наряд или акт сдачи ТС в эксплуатацию и писать обращение в страховую фирму об обнаруженных недочетах. Станции техобслуживания дается месяц для устранения дефектов. По договоренности со страховщиком допускаются денежные выплаты автовладельцу для самостоятельной ликвидации недочетов.

В каких случаях можно получить денежную компенсацию

Законодательством отдельно оговорены случаи, когда пострадавшему участнику ДТП понесенный в аварии урон возмещается материально, в виде денежных компенсаций. Получить наличные средства можно при таких обстоятельствах:

  • ТС не подлежит восстановлению на любой станции технического обслуживания;
  • в результате аварии владелец автомобиля скончался, а родственники, наследники покойного не изъявляют желания ремонтировать средство, пользуясь полисом ОСАГО умершего;
  • оба участника аварии признаны виновными в происшествии органами ГИБДД, что задокументировано официально;
  • пострадавший является инвалидом с ограниченной подвижностью и пользуется специальной машиной или иными средствами передвижения;
  • страховка не покрывает полную цену восстановления машины;
  • пострадавший отказывается отправлять авто в выбранную страховщиком мастерскую;
  • потерпевший гражданин получил при ДТП тяжкие и средние повреждения и не имеет возможности заниматься ремонтом;
  • страхователь договорился со страховой фирмой о денежных выплатах.

Видео

Комментировать
2 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector