No Image

Трудовой кодекс в медицине

СОДЕРЖАНИЕ
1 просмотров
12 декабря 2019

Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей.

Отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.

Дежурство на дому – пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.

Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Должности руководителей, заместителей руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления, руководителей филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

Учредитель имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, до достижения им возраста семидесяти лет по представлению общего собрания (конференции) работников указанной медицинской организации.

Руководитель медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность заместителя руководителя указанной медицинской организации или должность руководителя филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, до достижения им возраста семидесяти лет в порядке, установленном уставом медицинской организации.

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основанием прекращения трудового договора с руководителем, заместителем руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, руководителем филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, является достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии с настоящей статьей.

Комментарии к ст. 350 ТК РФ

1. Приказом Минздравсоцразвития России от 19 февраля 2008 г. N 77н утв. Методические рекомендации по оформлению в 2008 году трудовых отношений между врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) и учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии – соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации).

дополнительного соглашения к трудовому договору об увеличении

объема работы, выполняемой врачом-терапевтом участковым

(врачом-педиатром участковым, врачом общей практики

дополнительного соглашения к трудовому договору

об увеличении объема работы, выполняемой медицинской сестрой

участковой врача-терапевта участкового (медицинской сестрой

участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестрой

врача общей практики (семейного врача))

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2007 г. N 836 "О денежных выплатах в 2008 – 2009 годах медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) скорой медицинской помощи федеральных государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства";

Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 871 "О порядке предоставления в 2008 и 2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования – учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов Российской Федерации";

письмо Минздравсоцразвития России от 2 августа 2006 г. N 4133-РХ "О денежных выплатах медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов".

2. Частью 3 ст. 92 ТК предусмотрено, что ТК или иными федеральными законами может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для других (помимо указанных в ст. 92 ТК) категорий работников. Согласно комментируемой статье для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 ч в неделю. Конкретная продолжительность рабочего времени медицинского работника зависит от должности и (или) специальности и определяется Правительством РФ применительно к конкретным должностям и (или) специальностям.

Сокращенная продолжительность рабочего времени для медицинских работников обусловлена спецификой их работы, связанной с повышенной ответственностью за жизнь и здоровье человека, и высокой степенью интенсивности их труда, требующего значительных нервных и физических затрат.

Кроме того, многие виды медицинских работ входят в перечень работ с вредными условиями труда.

3. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" для медицинских работников установлена следующая сокращенная продолжительность рабочего времени:

36 ч в неделю – по перечню согласно приложению N 1;

33 ч в неделю – по перечню согласно приложению N 2;

30 ч в неделю – по перечню согласно приложению N 3;

24 ч в неделю – для медицинских работников, непосредственно осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.

Приложением N 1 к Постановлению установлен Перечень должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную 36-часовую рабочую неделю (не приводится).

4. Согласно ст. 92 ТК для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

5. Статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" предусмотрены гарантии в области труда для работников предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека. Указанные лица имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда в соответствии с законодательством РФ.

Порядок предоставления указанных гарантий и установления размера надбавок к должностным окладам за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда работникам федеральных учреждений здравоохранения определяется Правительством РФ. Для работников учреждений здравоохранения субъектов РФ порядок предоставления указанных гарантий и установление размера надбавок к должностным окладам за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 391 "О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей" работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, установлены продолжительность рабочего времени 36 ч в неделю и ежегодный оплачиваемый отпуск 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда).

Работники предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, подлежат:

обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей в порядке, установленном законодательством РФ;

обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством РФ.

6. Об оплате труда работников здравоохранения см. также:

решение Верховного Суда РФ от 14 мая 2008 г. N ГКПИ08-1156 (Суд отказал в признании недействующим Положения об оплате труда работников здравоохранения РФ, поскольку оспариваемое положение, устанавливая различные доплаты и надбавки стимулирующего характера для работников здравоохранения, распространяется на всех работников здравоохранения и не нарушает права работников на оплату труда);

Читайте также:  Кто такой оператор склада

Приказ Минэнерго России от 30 сентября 2008 г. N 98 "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения Министерства энергетики Российской Федерации";

Приказ Минздравсоцразвития России от 25 сентября 2008 г. N 522н "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации";

Приказ Минздравсоцразвития России от 28 августа 2008 г. N 464н "О введении новой системы оплаты труда работников санаторно-курортных федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации";

Приказ Минздравсоцразвития России от 28 августа 2008 г. N 463н "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации";

Приказ Минздравсоцразвития России от 28 августа 2008 г. N 462н "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации";

Приказ ФСС РФ от 1 сентября 2008 г. N 198 "Об утверждении перечня должностей работников, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности "Здравоохранение и предоставление социальных услуг", для расчета средней заработной платы и оклада руководителей подведомственных учреждений";

Приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 823 "Об утверждении разъяснения о реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" в части использования централизованных бюджетных ассигнований в размере до 5 процентов на выплаты стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных учреждений";

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 19 июня 2008 г. N КАС08-237 (Суд отказал в признании частично недействующим положения об оплате труда работников здравоохранения, устанавливающего предельный срок установления стимулирующих выплат, поскольку система оплаты труда работников бюджетных учреждений должна устанавливаться каждый год в связи с ее зависимостью от бюджетного процесса);

Приказ Минздравсоцразвития России от 27 августа 2008 г. N 450н "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке федеральными государственными органами условий оплаты труда для работающих в них и в их территориальных органах работников";

Приказ Росздрава от 15 февраля 2007 г. N 729 "Об утверждении Служебного распорядка Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию";

Приказ Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. N 425н "Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений";

Приказ Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. N 526 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников".

7. Согласно ч. 2 комментируемой статьи медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства РФ, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей.

В качестве общего правила, установленного в ст. 284 ТК, продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать 4 ч в день.

Однако для медицинских работников организаций здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа, эта продолжительность может быть увеличена. Для этого необходимо решение Правительства РФ, принятое с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей. При этом следует отметить, что имеется противоречие в содержании комментируемой статьи и ст. 282 ТК, согласно которой особенности работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством РФ, но с учетом мнения уже Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Данное противоречие может быть преодолено при внесении изменений в ТК.

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 813 "О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа" установлена продолжительность работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, не более 8 ч в день и 39 ч в неделю.

Ранее в ст. 98 ТК (утратила силу) предусматривалось правило (из которого можно было делать исключения), что внутреннее совместительство, т.е. работа по другому трудовому договору в этой же организации по иной профессии, специальности или должности за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, не разрешается в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

8. Согласно ч. 3 комментируемой статьи отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством РФ.

Так, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1588 "Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях" врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый 3-дневный отпуск за непрерывную работу в этих должностях свыше 3 лет. При определении продолжительности непрерывной работы в должностях врачей общей практики (семейных врачей) и медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей) засчитывается время непосредственно предшествующей непрерывной работы в должностях участковых врачей-терапевтов и участковых врачей-педиатров территориальных участков и медицинских сестер терапевтических и педиатрических территориальных участков.

В трудовых отношениях нормы медицинского права вторичны

Правовой статус медицинского работника вытекает из юридического определения лица, занимающегося медицинской деятельностью на профессиональной основе, – то есть работника, чьи права и обязанности регламентируются трудовым законодательством.

Когда меня просят назвать законы, защищающие права медработников, первый документ, который я вспоминаю, – Трудовой кодекс РФ. Если медицинский работник хочет обратиться к юристу, лучше выбрать специалистов в области трудового права. В трудовых конфликтах внутри медучреждений особой медицинской специфики, характерной для так называемых дел по врачебным ошибкам, нет.

Неправомерные действия работодателя могут быть оспорены работником преимущественно тремя путями: через личное общение, обращение в комиссию по трудовым спорам, трудовую инспекцию и прокуратуру, третий вариант – суды.

Стоит иметь в виду, что работодателю предоставлено много свобод и прав в регламентации трудовой деятельности медработника. Мало знать статью ТК или пункт того или иного приказа, регламентирующего трудовую деятельность, который, как вам кажется, защищает ваши права в конкретной ситуации. Нужно логически доказать, почему в данном случае работодатель не прав. Например, ст. 238 ТК РФ «Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю» может быть применена по-разному в соответствии со ст. 233 ТК РФ «Условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора».

Одно из распространенных заблуждений в том, что статью 238 ТК РФ можно применить к медицинским работникам в случае, если на основании их ошибок к медицинской организации были применены штрафные санкции со стороны страховых медицинских организаций либо организации пришлось по решению суда выплачивать компенсацию пациенту за причиненный вред. Правоприменительная практика свидетельствует, что медработники в данной ситуации, как правило, к материальной ответственности не привлекаются (если в отношении них не возбуждено уголовное дело, по которому вынесен обвинительный приговор).

Профессия врач не обязывает работать за пределами нормальной продолжительности рабочего времени

Классический случай нарушения трудовых прав – право на установленную продолжительность рабочего времени. Врач стационара закончил дежурство, собирается домой, но его вызывают на «пятиминутку» – которая может оказаться и часовым совещанием. Правилами внутреннего распорядка утверждается, что явка на это мероприятие обязательна для всех работников. Если врача, сдавшего смену, под угрозой дисциплинарного взыскания и даже увольнения вынуждают прийти на «пятиминутку», происходит типичное нарушение его прав. Работник не обязан находиться на работе по окончании рабочего дня, если не дал письменного согласия на сверхурочную работу. Любое дисциплинарное взыскание, вынесенное по поводу отсутствия на «пятиминутке» по окончании рабочей смены, фактически является ничтожным (не имеющим юридической силы, не обязательным к исполнению).

Другой случай: в поликлинике на время приема к врачу записаны 25 человек, а доктор успевает принять только 20. Главный врач часто требует принять всех записанных. Если врач не дал письменного согласия на сверхурочную работу, которая будет соответственно оплачена, визиты пациентов должны быть перенесены на другой день.

Читайте также:  Консульский сбор в грецию

Впрочем, мне попадалась правоприменительная практика, когда суд встал на сторону пациента, обвинившего врача в том, что тот не принял его в свой обеденный перерыв (законный). Подобные случаи единичны, но встречаются. Отмечу, что такие вердикты судов не выдерживают никакой критики: судами неверно применены нормы права, не учтены положения ТК, которые в данном случае регламентируют отношения врач-пациент, исходя из общих норм гражданского законодательства.

Условия об оплате труда не могут меняться в одностороннем порядке

Частым нарушением прав является изменение условий труда без ведома медработника: изменение рабочего времени, уменьшение заработной платы либо установление дополнительного функционала. Часто не выполняются условия, предусмотренные статьей 74 ТК РФ: сотрудников должным образом, не уведомляют об изменении условий труда и начислении выплат. В таких случаях с работником должно быть заключено дополнительное соглашение не позднее, чем за 2 месяца до вступления изменений в силу. Если работник откажется подписывать документ, ему должны предложить другие вакансии, соответствующие его профилю и имеющиеся в организации. Если хотя бы одно из условий не соблюдено, действия администрации незаконны – их можно оспаривать через суд.

Медработники все чаще жалуются на отмену либо нарушение выплат стимулирующего характера. В моей практике был интересный случай, когда удалось доказать, что уменьшение стимулирующих выплат работодателем в одностороннем порядке незаконно, так как ухудшает условия труда работников по смыслу ч. 5 и ч. 6 ст. 135 ТК РФ. Анализируя практику по данному вопросу, отмечу, что суды выносили решения в пользу работодателей в том случае, если во внутренних документах была прописана возможность уменьшения стимулирующих выплат вследствие недостаточного финансирования медицинской организации. Устные ссылки работодателя на нехватку средств безосновательны. Заключенный трудовой договор может изменяться только по соглашению сторон и в условиях, не ухудшающих положение работника.

Если работник уходит в вынужденный отпуск, например, в связи с закрытием роддома на мойку или ремонтом в ЛПУ, по закону ему положен определенный заработок на время вынужденного простоя, который рассчитывается исходя из положений ст. 157 ТК РФ. Здесь тоже нередки нарушения. У меня был опыт участия в коллективном иске – работодатель недоплачивал около 7 тыс. рублей каждому работнику в течение месяца. Иск мы выиграли – суд обязал работодателя выплатить истцам все причитающееся средства.

Специальная оценка условий труда регулирует компенсационные выплаты

Еще одно распространенное нарушение – работники лишаются дополнительных отпусков «за вредность». Ранее вредность автоматически привязывалась к должности, включенной в соответствующий перечень. Теперь ситуация иная – вредность определяется исходя из процедур оценки условий труда. Изменение времени дополнительного отпуска либо его отмена допускаются в случае, если после проведения процедуры специальной оценки условий труда было установлено, что условия невредные. Работники, потерявшие дополнительный отпуск после такой экспертизы, часто спрашивают, законно ли это. В большинстве случаев законно. Можно попытаться оспорить результаты экспертизы условий труда, если та не была проведена должным образом.

Обучение работника за счет работодателя его прямая обязанность

Нередки случаи, когда работодатель, отправляя сотрудника на необходимое работнику повышение квалификации или сертификацию, заключает с последним договор, предусматривающий, что после прохождения обучения тот обязан отработать в организации в течение 3-5 лет. Договор с точки зрения трудового права ничтожен. Предоставить медицинскому работнику возможность проходить необходимое для работы обучение – прямая обязанность работодателя, не дающая права ставить дополнительные условия. Если договор все же подписан, работник может оспорить его через суд. Если же работодатель в случае отказа работника заключить такой договор, откажется предоставить путевку на учебу можно обратиться в трудовую инспекцию и прокуратуру.

Личная статистика автора в интересах медицинского персонала

По моей личной статистике, более 50 % судебных дел решаются в пользу медицинских работников. Трудовое законодательство у нас четко структурировано и логично. Трудовой кодекс – работающий закон, направленный на защиту прав работников. Если юридически грамотно сформулировать претензию и подготовить соответствующую доказательную базу, есть большая вероятность, что права медицинского работника будут защищены.

СТ 350 ТК РФ.

Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей.

Отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.

Дежурство на дому – пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.

Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Должности руководителей, заместителей руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления, руководителей филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

Учредитель имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, до достижения им возраста семидесяти лет по представлению общего собрания (конференции) работников указанной медицинской организации.

Руководитель медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность заместителя руководителя указанной медицинской организации или должность руководителя филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, до достижения им возраста семидесяти лет в порядке, установленном уставом медицинской организации.

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основанием прекращения трудового договора с руководителем, заместителем руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, руководителем филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, является достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии с настоящей статьей.

Комментарий к Ст. 350 Трудового кодекса РФ

1. Медицинская деятельность обладает существенной спецификой. В первую очередь она предполагает повышенную степень ответственности медицинских работников за жизнь и здоровье своих пациентов. Вместе с тем эта деятельность сопряжена с высокой степенью риска для жизни и здоровья самих работников здравоохранения, так как они подвергаются воздействию вредных производственных факторов (химических, физических, биологических и др.), а также контактируют с больными, а значит, присутствует риск заражения различными заболеваниями. Сказанное обусловливает необходимость особого подхода к регулированию труда медицинских работников, который должен выражаться: а) в предъявлении повышенных требований к квалификации медицинских работников и установлении особого порядка допуска их к работе; б) установлении специфики реализации отдельных трудовых прав медицинских работников; в) установлении особых условий их труда, позволяющих минимизировать профессиональный риск и компенсировать воздействие вредных производственных факторов; г) предоставлении медицинским работникам дополнительных льгот, направленных на стимулирование их работы в сфере охраны здоровья населения.

2. Понятие "медицинский работник" определено в п. 13 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Согласно ему медицинским работником признается физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.

Читайте также:  Общие положения о полиции

Номенклатура должностей медицинских работников утверждена Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1183н.

До 1 января 2016 г. право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста утверждены Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. N 982н).

Лица, получившие медицинское образование, но не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к медицинской деятельности только после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста, а лица, получившие медицинское образование в иностранных государствах, – после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, сдачи экзамена по специальности в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получения сертификата специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (ч. 1 ст. 100 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

С 1 января 2016 г. обязательным условием для осуществления медицинской деятельности будет наличие у медицинского работника не сертификата специалиста, а свидетельства об аккредитации специалиста, которое будет выдаваться после прохождения процедуры аккредитации, т.е. определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности. Аккредитация специалиста будет осуществляться по окончании освоения профессиональных образовательных программ медицинского образования не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. ч. 1 и 3 ст. 69 указанного Закона).

3. В связи с особым характером работы и условиями ее выполнения медицинским работникам устанавливается сокращенное рабочее время, продолжительность которого не может превышать 39 час. в неделю (ч. 1 ст. 350 ТК РФ). Для отдельных категорий медицинских работников максимальная продолжительность рабочего времени составляет 36, 33, 30 и 24 час. в неделю. Перечни должностей и (или) специальностей таких работников утверждены Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101.

При работе по совместительству (в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии) продолжительность рабочего времени медицинских работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору не может превышать:

по общему правилу – половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной для данной категории медицинских работников продолжительности рабочей недели;

для медицинских работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 час. в неделю, – 16 час. работы в неделю;

для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток, – месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, при этом продолжительность работы по совместительству по конкретным должностям в учреждениях и иных организациях федерального подчинения устанавливается в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти, а в учреждениях и иных организациях, находящихся в ведении субъектов РФ или органов местного самоуправления, – в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления;

для младшего медицинского и фармацевтического персонала – месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели (подп. "а" и "б" п. 1 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры").

Продолжительность работы по совместительству медицинских работников, проживающих и работающих в организациях здравоохранения в сельской местности и в поселках городского типа может быть увеличена до 8 час. в день и 39 час. в неделю (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 813 "О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа").

4. Для отдельных категорий медицинских работников законодательство устанавливает ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого составляет:

от 14 до 35 календарных дней – для медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека (Постановление Правительства РФ от 6 июня 2013 г. N 482 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников");

от 6 до 30 рабочих дней – для медицинских работников, должности которых предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22;

3 дня – для врачей общей практики (семейных врачей) и медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей) за непрерывную работу в этих должностях свыше трех лет (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1588 "Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях").

5. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает возможность установления медицинским работникам медицинских организаций такой особой формы исполнения трудовых обязанностей, как дежурство на дому, которое предполагает пребывание медицинского работника дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

Поскольку ч. 4 комментируемой статьи допускает дежурства на дому только с согласия медицинского работника, сама возможность их установления должна быть предусмотрена либо в трудовом договоре (если соответствующее условие согласовано сторонами при его заключении), либо в дополнительном соглашении к трудовому договору (если необходимость в дежурствах возникла после его заключения). При этом конкретные дни дежурства медицинского работника на дому определяются графиком, порядок и сроки утверждения которого устанавливаются локальными нормативными актами медицинских организаций.

Часть 6 комментируемой статьи устанавливает особые правила учета времени дежурства на дому: каждый час дежурства на дому учитывается как 30 мин. рабочего времени.

При составлении графика работы и планировании дежурств медицинских работников на дому на определенный календарный период работодатель должен учитывать, что общая продолжительность рабочего времени конкретного медицинского работника с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму его рабочего времени за соответствующий период.

В развитие ч. 7 комментируемой статьи Приказом Министерства здравоохранения РФ от 2 апреля 2014 г. N 148н утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому. В соответствии с названным Положением медицинским работникам, осуществляющим дежурство на дому, правилами внутреннего трудового распорядка устанавливается суммированный учет рабочего времени. Время начала и окончания дежурства на дому определяется графиком работы, утверждаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В случае вызова на работу медицинского работника, осуществляющего дежурство на дому, время, затраченное на оказание медицинской помощи, и время следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно учитываются в размере часа рабочего времени за каждый час оказания медицинской помощи и следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно. При этом время дежурства на дому в учетном периоде корректируется таким образом, чтобы общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому, учитываемого в размере 1/2 часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому, не превышала норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период. Порядок учета времени следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно устанавливается локальным нормативным актом по согласованию с представительным органом работников (п. п. 2 и 3 названного Положения).

6. Помимо особенностей регулирования труда медицинских работников, предусмотренных комментируемой статьей, ТК РФ устанавливает запрет проведения забастовок и приостановления работы в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней на станциях скорой и неотложной помощи, а также запрет на забастовки в больницах, если их проведение создает угрозу жизни и здоровью людей (ч. 2 ст. 142, ч. 1 ст. 413).

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector