No Image

Устав военной полиции 2018

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Устав военной полиции и возможности его применения к военнослужащим других войск, воинских формирований и органов

заслуженный юрист Российской Федерации,

доктор юридических наук, доцент

Журнал "Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение", N 9, сентябрь 2015 г., с. 2-6.

Институт военной полиции функционирует более чем в сорока странах мира*(1). Он является сильным средством обеспечения законности и правопорядка в вооруженных силах Австралии, Австрии, Азербайджана, Армении, Бельгии, Болгарии, Бразилии, Великобритании, Грузии, Дании, Египта, Индии, Ирландии, Израиля, Италии, Казахстана, Камбоджи, Канады, Китая, Республики Кореи, Латвии, Литвы, Малайзии, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сербии, Сингапура, Словакии, США, Тайваня, Таиланда, Турции, Украины, Филиппин, Финляндии, Франции, Германии, Хорватии, Швеции, Швейцарии, Шри-Ланки, Эстонии и Японии*(2).

В литературе, посвященной военной полиции, приводятся следующие мнения об эффективности военно-полицейской службы в укреплении воинской дисциплины и борьбе с правонарушениями военнослужащих: "Невозможно иметь хорошую армию без наличия в ней полицейских сил" (Наполеон Бонапарт), "Битва за Нормандию и последующие сражения не могли бы быть выиграны без работы и сотрудничества службы профосов на линиях коммуникаций" (фельдмаршал Б. Монтгомери, 1945), "Фельдъегеря выполнили свою психологическую задачу. Их действия быстро создали им репутацию. об их помощи и поддержке часто вспоминали впоследствии" (генерал авиации Шпейдель, 1948)*(3).

Следует отметить, что в России аналог военной полиции – структура гевальдигеров*(4) был предусмотрен еще Уставом ратных, пушечных и других дел (1621) На них, как пишет Н. Карпов*(5), возлагались охрана мест расположения войск, полевых штабов, надзор за соблюдением военнослужащими законов. В последующем военная полиция существовала в соответствии с законом "Об армейской жандармерии" (1876) и положением "О состоящих при войсках жандармских эскадронах" (1887)*(6).

О необходимости создания военной полиции высказывались различные мнения военными юристами и ранее на страницах военно-юридических изданий*(7).

25 марта 2015 г. Президент Российской Федерации подписал Указ N 161 (далее – Указ N 161*(8) "Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации". Указом N 161 определяются основные направления деятельности, функции, полномочия и организация службы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – военная полиция), применение военной полицией некоторых мер государственного принуждения, права и обязанности должностных лиц военной полиции, а также случаи и порядок применения военнослужащими военной полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия*(9).

Таким образом, Устав военной полиции (далее – Устав), по сути, является олицетворением преемственности в отечественной традиции правового развития.

Следует отметить, что на "советском" этапе развития права и государства в основном все те обязанности, которые возложены в настоящее время на военную полицию, выполняла комендантская служба. Указанная служба на протяжении всей истории российской армии и в мирное*(10)", и в военное время*(11) была встроена в общую систему гарнизонной службы, а военный комендант находился в подчинении начальника гарнизона.

В настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации для выполнения задач по поддержанию воинской дисциплины в гарнизоне создан центральный орган военного управления – военная полиция как закономерный итог эволюции системы управления войсками в условиях военной реформы и перехода Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактный принцип комплектования.

Часть 4 ст. 25.1 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ*(12) и ст. 6 Устава определяет, что ". военная полиция входит в состав Вооруженных Сил Российской Федерации", а ч. 3 ст. 25.1 указанного Закона и ст. 8 Устава возлагает руководство военной полицией непосредственно на Министра обороны Российской Федерации.

Как указано в ст. 3 Устава, его действие ". распространяется на военнослужащих. в связи с исполнением ими служебных обязанностей. ".

В то же время действие Устава не распространяется на военнослужащих других войск, воинских формирований и органов, за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено Уставом (перечислены в ст.ст. 24-26). Что представляется не вполне обоснованным, поскольку ранее, например, гарнизонные военные патрули имели право проверять всех военнослужащих, находящихся вне расположения воинской части (ст.ст. 75, 79, 82 УГиКС ВС РФ*(13)). Кроме того, Устав, перечисляя функции военной полиции, делает оговорку о правах ее должностных лиц и в отношении военнослужащих (не отнесенных к Министерству обороны Российской Федерации) при исполнении уголовных наказаний в виде содержания в дисциплинарной воинской части и ареста, дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста и т.п. (например, пп. 14-16 ст. 20 Устава).

Каким же образом военная полиция взаимодействует с военнослужащими других войск, воинских формирований и органов в процессе исполнения обязанностей, возложенных на данный орган военного управления?

Статьей 11 Устава установлено, что военная полиция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти. и гражданами Российской Федерации в порядке, определяемом Министром обороны Российской Федерации, указанными органами и Уставом.

Статья 12 Устава обязывает военнослужащих оказывать содействие военной полиции при выполнении возложенных на нее функций.

Одним из основных направлений деятельности военной полиции, согласно п. 5 ст. 19 Устава, является ". исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, дисциплинарного ареста, содержание под стражей подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых и задержанных военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований (выделено мной. – Ю.Т.)".

Пунктом 9 указанной статьи определено, что на военную полицию возложено ". обеспечение безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах, координация деятельности других войск и воинских формирований (выделено мной. – Ю.Т.) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения".

При определении функций военной полиции Устав, согласно ст. 20, предоставляет ей возможность: по исполнению в отношении военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск, воинских формирований и органов, уголовных наказаний в виде содержания в дисциплинарной воинской части и ареста, дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста (п. 14); содержанию на гауптвахте военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований, задержанных по подозрению в совершении преступлений, административных правонарушений или грубых дисциплинарных проступков (п. 15); охране и конвоированию в установленных Уставом случаях военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований, задержанных по подозрению в совершении преступлений, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений. (п. 16); участию совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в разработке предложений и контролю за их реализацией в установленной сфере деятельности (п. 24); координации деятельности других войск и воинских формирований по вопросам обеспечения БДД (п. 27); контролю за соблюдением ПДД и правил эксплуатации водителями транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований па дорогах общего пользования и территориях, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации (п. 28) и проведению в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации и учета транспортных средств Вооруженных Сил и транспортных средств федеральных органов исполнительной власти . по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, выдаче регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные транспортные средства (п. 35) и др.

Устав наделяет военную полицию и определенными полномочиями. Так, ст. 21 предоставляет военной полиции право: проводить освидетельствование лиц, управляющих транспортными средствами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, на состояние опьянения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 7); останавливать транспортные средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на дорогах общего пользования и территориях в целях предотвращения, пресечения и при выявлении административных правонарушений в области дорожного движения, проверять у водителей документы на право их использования и управления ими, а также на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы и задерживать транспортные средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 19); осуществлять в установленном порядке административное задержание и личный досмотр водителей транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях (п. 20); отстранять в соответствии с законодательством Российской Федерации от управления транспортными средствами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований военнослужащих и лиц гражданского персонала, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также совершивших административные правонарушения (п. 21); осуществлять в соответствии с федеральными законами, Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задержание транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований с перемещением и помещением их на специализированную стоянку до устранения причин задержания и возврата владельцам (п. 24) и др.

Читайте также:  Перерыв 5 минут распечатать

В ст. 24 Устав определяет полномочия военной полиции в отношении военнослужащих других войск и воинских формирований, которыми она наделяется в целях поддержания правопорядка, воинской дисциплины и пресечения преступлений, совершаемых военнослужащими других войск и воинских формирований, находящимися за территориями воинских частей (организаций, учреждений), в которых они проходят военную службу (данными полномочиями также наделен и дежурный по отделу военной полиции – пп. 1, 2, 3, 4 и 6 ст. 57 Устава). К таким полномочиям, согласно Уставу, относятся следующие:

1) требовать от военнослужащих других войск и воинских формирований прекращения совершения преступных действий и принимать меры, предусмотренные федеральными законами, Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по пресечению совершаемых ими преступлений;

2) проверять у военнослужащих других войск и воинских формирований, если они застигнуты на месте совершения преступления или если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральными законами, Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, документы, удостоверяющие личность;

3) задерживать и доставлять в установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации порядке в служебное помещение военной полиции военнослужащих других войск и воинских формирований в связи с совершением ими преступления;

4) осуществлять личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащих других войск и воинских формирований, указанных в п. 3 ст. 24, в целях обнаружения документов, орудий совершения или предметов преступления либо предметов, сохранивших на себе следы преступления, а также при наличии данных о том, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, изымать указанные документы, орудия, предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; обеспечивать охрану места преступления и сохранность этих документов, орудий, предметов, средств и веществ;

5) направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации военнослужащих других войск и воинских формирований для определения наличия у них в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим в связи с совершением преступления для объективного установления обстоятельств преступления;

6) получать от военнослужащих других войск и воинских формирований, указанных в п. 3 ст. 24, необходимые объяснения.

При этом, согласно ст. 25 Устава, на начальника органа военной полиции возлагается обязанность незамедлительного уведомления военного прокурора, руководителя военного следственного органа о задержании военнослужащих других войск и воинских формирований и принятия мер, предусмотренных федеральными законами, Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для поддержания правопорядка, воинской дисциплины и пресечения преступлений, совершаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву в органах федеральной службы безопасности и органах государственной охраны, находящимися за территориями воинских частей (организаций, учреждений), в которых они проходят военную службу, ст. 26 Устава наделяет военную полицию полномочиями в соответствии со ст.ст. 24 и 25 Устава.

Согласно п. 13 ст. 56 Устава на дежурного по отделу военной полиции возложена обязанность по взаимодействию с дежурным по воинской части других войск, воинских формирований и органов, с органами безопасности в войсках: при поступлении в отдел военной полиции сообщений о правонарушениях, совершенных военнослужащими; при организации передачи военнослужащих, задержанных органами внутренних дел Российской Федерации, в отдел военной полиции; при организации передачи военнослужащих, доставленных патрулем, в отдел военной полиции; при конвоировании военнослужащих, а также по иным вопросам служебной деятельности отдела военной полиции.

Начальник патруля, в соответствии со ст. 77 Устава, для поддержания правопорядка, воинской дисциплины и пресечения преступлений, совершаемых военнослужащими других войск и воинских формирований, находящимися за территориями воинских частей (организаций, учреждений), в которых они проходят военную службу, также наделяется полномочиями:

1) требовать от данных военнослужащих прекращения совершения преступных действий и принимать меры, предусмотренные федеральными законами, Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по пресечению совершаемых ими преступлений;

2) проверять документы, удостоверяющие личность, у указанных военнослужащих, если они были застигнуты на месте совершения преступления или если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральными законами, Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) доставлять в отдел военной полиции данных военнослужащих в связи с совершением ими преступления;

4) принимать меры по обеспечению сохранности следов преступления и иных доказательств совершения преступления.

Согласно ст. 78 Устава начальник патруля для поддержания правопорядка, воинской дисциплины и пресечения преступлений, совершаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву в органах федеральной службы безопасности и органах государственной охраны, находящимися за территориями воинских частей (организаций, учреждений), в которых они проходят военную службу, наделяется полномочиями в соответствии со ст. 77 Устава. Во время несения службы патрульный также руководствуется требованиями ст.ст. 76-79 Устава.

Кроме того, в соответствии со ст. 118 Устава в области обеспечения безопасности дорожного движения определенными полномочиями наделена и военная автоинспекция, которая осуществляет контроль за соблюдением должностными лицами и водителями транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения БДД. Но указанные полномочия требуют дополнительного изучения.

В то же время при применении Устава военной полиции необходимо учитывать и положения Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации*(14). Об их соотношении в вопросах применения к военнослужащим других войск, воинских формирований, органов и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, а также граждан, призванных на военные сборы, автором будет написано в следующих публикациях.

Читайте также:  Отказ от осмотра гинеколога

Таким образом, Устав сформулировал четкие функции и полномочия военной полиции в отношении военнослужащих других войск, воинских формирований и органов. В то же время, по нашему мнению, представляется необходимым при применении Устава к военнослужащим других войск, воинских формирований и органов рассматривать указанный нормативный правовой акт в совокупности с иными нормативными актами – как ведомственными (например, ФСБ России), так и регулирующими деятельность всех воинских формирований Российской Федерации.

*(1) Братеев П. Военная полиция США [Электронный ресурс]. URL: http://www.modemarmy.ru (дата обращения: 27.05.2015).

*(2) URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 27.05.2015).

*(3) URL: http://www.sandronic.ru/e/3168567-fotoalbom-erika-zommera-leonid-zapadenk o (дата обращения: 27.05.2015).

*(4) Офицерские должности гевальдигеров упразднены только при Александре II.

*(5) Карпов Н. Необходима ли нам военная полиция? // Законность. 2005. N 9.

*(6) Карпов Н. Там же.

*(7) См., напр.: Ачалов П.В. Правовое регулирование деятельности военной полиции за рубежом (на примере США и ФРГ): дис. . канд. юрид. наук. М., 2000: Галушко С. "Военную полицию вызывали?" // Военно-промышленный курьер. 2006. N 6 (122). 15 февр.: Коробков B.C., Терещук С.С. Военная полиция в России – за и против // ЭНП "Военное право". 2012. Вып. 2. URL: http://www.voennoepravo.ru; Мкртчян А.Г. Военная полиция в системе правоохранительных органов государства // Там же. 2013. Вып. 3. URL: http://www.voeimoepravo.ru; Мясников И.А. Военная полиция в Вооруженных Силах Российской Федерации: к вопросу о постановке проблем функционального предназначения // Военно-юрид. журн. 2010. N 2; Терещук С.С., Харитонов С.С. Организационно-правовые вопросы деятельности военной полиции в вооруженных силах иностранных государств // ЭНП "Военное право". 2012. Вып. 4. URL: http://www.voeimoepravo.ru и др.

*(8) URL: http://kremlin.ru/acts/12200.

*(9) Туганов Ю.Н. Административно-юрисдикционная деятельность военной полиции: анализ нормативных актов // Право в Вооруженных Силах. 2015. N 6. С. 14.

*(10) Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил СССР. М., 1975.

*(11) См. об этом, напр.: Временная инструкция войскам 1-го Прибалтийского фронта N 002146 по комендантской службе во фронтовом, армейском и войсковом тылу Электронный ресурс]. URL: http://tashv.iim.ru/SbornikBoevyhDokumentov/Issue09/Issue09_11.html.

*(12) С изменениями, внесенными Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации" от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ.

*(13) Утратили силу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 и в уставы, утвержденные этим Указом" от 20 июля 2011 г. N 1039.

*(14) Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" от 10 ноября 2007 г. N 1495 (в редакции Указов Президента Российской Федерации от 23 октября 2008 г. N 1517; от 14 января 2011 г. N 38; от 29 апреля 2011 г. N 561; от 29 июля 2011 г. N 1039; от 14 января 2013 г. N 20; от 1 июля 2014 г. N 483; от 25 марта 2015 г. N 161).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Устав военной полиции и возможности его применения к военнослужащим других войск, воинских формирований и органов

Ю.Н. Туганов – заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент

Журнал "Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение", N 9, сентябрь 2015 г.

Военная полиция «Красные береты» — одна из самых молодых российских правоохранительных структур, которая на сегодняшний день обладает большими полномочиями в сфере поддержания правопорядка в ВС РФ. До 2011 года эти задачи полностью возлагались на воинские комендатуры, но сейчас такие ведомства являются только одним из подразделений военной полиции (ВП). В 2015 году Указом Президента РФ был утвержден Устав военной полиции, именно этот документ сегодня полностью регламентирует деятельность «Красных беретов».

Рассмотрим основные права и обязанности ВП с учетом вступивших в силу изменений.

Основные положения Устава ВП

Задачи ВП закреплены в ст.25.1. ФЗ «Об обороне» — это защита военнослужащих, гражданских лиц во время прохождения военных сборов, гражданского персонала, а также обеспечение порядка и дисциплины в ВС, охрана военных объектов и обеспечение безопасности на дорогах.

Основной документ «Красных беретов» — Устав ВП. Он введен в действие Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2015 года. В течение 2017 года и в конце января 2018 года в Устав были внесены изменения, которые еще больше укрепили положение в ВП и расширили круг ее полномочий.

Организационная структура ВП выглядит следующим образом:

Общее руководство Министр обороны РФ (МО РФ)
Центральный управленческий аппарат Главное управление ВП МО России во главе с начальником ВП ВС
Региональный управленческий аппарат Региональные управления в военных округах (Западном, Центральном, Южном и Восточном)
Территориальный аппарат Отделы ВП по гарнизонам, военные комендатуры
Специализированные воинские части Дисциплинарные воинские части

За каждым территориальным органом МО РФ закрепляет определенную территорию, в которую могут входить одна или несколько воинских частей. Терорганы могут находиться в составе военных частей, порядок в которых они призваны контролировать, а могут создаваться как отдельные структуры. Решение этого вопроса находится в компетенции ГУ ВП МО.

Подразделения ВП, дислоцирующиеся на территории других государств, кроме Устава ВП, обязаны соблюдать международные соглашения между РФ и государством дислокации.

Дисциплинарные воинские части (ДВЧ) располагаются за пределами гарнизонов, и также обязаны руководствоваться в своей работе Уставом ВП.

Подчиненность и взаимодействие

В своей служебной деятельности региональные органы ВП подчиняются:

  • ГУ ВП МО;
  • командующему военным округом (ВО) — по специальным вопросам.

Помощь и содействие региональным органам ВП обязаны оказывать командующий ВО, все без исключения должностные чины исполнительной власти субъекта РФ, прокуратура и следствие на территории ВО.

Начальствующий состав территориального органа ВП:

  • руководит всеми территориальными подразделениями ВП, входящими в зону его ответственности (не включены в зону компетенции подразделения, состоящие в структуре центрального и регионального аппарата ВП, а также подразделений других ВЧ);
  • взаимодействует с военным и гражданским руководством на территории ответственности.

Начальник комендатуры, кроме требований Устава ВП, обязан руководствоваться и Уставом гарнизонной службы.

Функции ВП

Выполнение задач по обеспечению порядка на территории ответственности тероргана ВП возлагается на патрульную службу, руководство которой осуществляет военный комендант гарнизона.

Патруль состоит из начальника и одного или нескольких патрульных. Полномочия командира патруля:

  • проверять удостоверения и командировочные документы у военных, находящихся как в самой ВЧ, так и за ее пределами;
  • призывать служащих, гражданский персонал к соблюдению правопорядка и дисциплины на территории ВЧ;
  • доставлять в военную комендатуру военнослужащих-нарушителей, в чьих действиях имеются признаки административных, уголовных или грубых дисциплинарных правонарушений (сопротивление, отсутствие документов, неповиновение требованиям патруля и так далее);
  • отправлять потенциального нарушителя на медицинское освидетельствование, если совершено административное, уголовное или грубое дисциплинарное нарушение.
Читайте также:  Хостинский районный суд г

Кроме вышеперечисленного, начальник патруля имеет ряд других полномочий, связанных с фиксацией следов правонарушений, а также необходимых мер для пресечения совершения проступков и преступлений военнослужащими.

Военная автомобильная инспекция

ВАИ — подразделение ВП, отвечающее за безопасность дорожного движения в ВС РФ. Для выполнения этой функции ВАИ формирует дорожно-патрульную службу (ДПС), которая состоит из инспекторов ВАИ.

Полномочия инспектора ДПС ВАИ:

  • останавливать и задерживать транспортные средства ВС, проверять документы на сам автотранспорт и груз;
  • отстранять военных и/или лиц гражданского персонала от управления ТС ВС при подозрении на опьянение;
  • требовать от лиц, имеющих отношение к правонарушению, письменных объяснений;
  • применять физическую силу, специальные средства и оружие к нарушителям;
  • выполнять функции регулировщика.

В обычном режиме все задачи по обеспечению БДД выполняются инспекторами в рамках стационарных постов и маршрутов патрулирования. В экстренных случаях инспекторы выполняют дополнительные обязанности, утвержденные руководством.

Разбирательство, дознание и исполнение наказаний в отношении военнообязанных

Военные коменданты гарнизона проводят разбирательство по дисциплинарным проступкам, которые были выявлены на закрепленной территории военнослужащими ВП или ВАИ.

Первичное дознание при наличии сведений об уголовном преступлении проводит начальник органа военной полиции по территориальной и ведомственной подчиненности. При этом он обязан незамедлительно сообщить про факт такого правонарушения военному прокурору и начальнику воинского следственного органа.

Военнослужащие, признанные виновными в совершении преступлений, отбывают уголовные наказания в специальных ВЧ — дисциплинарных воинских частях ВП, арест и удержание под стражей, как вид дисциплинарного наказания за грубое нарушение, отбывается на гауптвахте. Гауптвахта также является подразделением ВП.

Статус военнослужащего ВП

Служащие ВП наделены довольно широкими полномочиями. Они осуществляют свою службу без приказа и на постоянной основе. Никто не имеет право вмешиваться в их работу, и для выполнения поставленных задач сотрудники ВП могут свободно входить в любые помещения ВЧ.

Актуальные изменения

В 2018 году положения Устава ВП были отредактированы. Информация об изменениях закреплена Указом Президента РФ №16 от 22.01.2018 года.

В соответствии с нововведениями, в Уставе более точно зафиксировано положение дисциплинарных частей, а также внесен ряд изменений по обеспечению ВП служебными помещениями, оборудованием и специальными средствами.

В связи с появлением на рынке наркотических и опьяняющих веществ новых одурманивающих препаратов из Устава убрали отсылки только к незаконности алкогольного и наркотического опьянения, а оставили лишь состояние опьянения независимо от источника.

Пунктом 47.2.- 47.3 Устава более четко определены задачи и полномочия командира подразделения ВП в составе ВЧ. Его начальник имеет право доставлять военнослужащих для освидетельствования на состояние опьянения, применять меры принуждения, задерживать их, осуществлять личный досмотр, изымать вещи и документы.

Других актуальных изменений по службе в военной полиции на начало 2019 года нет. Остались прежними требования к набору в ВП.

Как и в 2017 году, ВП интересны кандидаты на офицерские должности с высшим юридическим образованием. Также требуются контрактники в возрасте от 19-ти до 35-ти лет с хорошим здоровьем, без судимостей и наличием родственников в системе ВП, с разрядами по спорту, успешными результатами тестирования на профпригодность.

Если вас заинтересовала информация, изложенная в этом материале, оставляйте свои комментарии и вопросы под текстом.

Президент РФ Владимир Путин своим указом утвердил Устав военной полиции Вооруженных сил России. Военные полицейские смогут задерживать и досматривать военнослужащих, а также применять к ним силу.

Наряду с соответствующим законом, Устав станет базовым документом, детально регламентирующим деятельность единственной структуры Вооруженных сил, наделенной правоохранительными функциями, пишет "Российская газета" .

Как и общевоинские уставы, свод правил для военной полиции получился достаточно объемным – почти две сотни страниц.

Устав определяет не только направления деятельности военной полиции, функции и полномочия, но и общий состав, а также порядок действий армейских полицейских в различных ситуациях.

Там сказано, что военная полиция – это орган, который предназначен для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих и гражданского персонала, граждан, призванных на военные сборы, а также для поддержания в войсках законности и правопорядка, обеспечения безопасности дорожного движения и охраны режимных объектов.

Армейские полицейские, в частности, имеют право задерживать, досматривать военнослужащих и в случае необходимости применять к ним физическую силу.

Кроме того, по Уставу, военным правоохранителям в строго оговоренных ситуациях и четко определенном порядке разрешено использовать специальные средства и огнестрельное оружие. Их подробный перечень содержится в документе. В данном вопросе армейских полицейских фактически приравняли к коллегам из МВД.

Другой их важнейшей функцией станет борьба с "дедовщиной" и воровством имущества Вооруженных сил. Кроме того, военные полицейские смогут проводить в гарнизонах внезапные проверки – в любое время суток заходить в воинские части и делать все необходимое для обеспечения там законности и правопорядка.

Что же касается непосредственного руководства полицейскими органами, то эта задача легла на министра обороны. Он же определяет их организационную структуру и численность. Сейчас это 6,5 тысячи человек, которые служат в профильном главке минобороны, четырех региональных управлениях военной полиции (они есть в каждом военном округе), 142 армейских и флотских военных комендатурах, на 39 гауптвахтах, в 2 дисциплинарных батальонах, а также в подразделениях военной автоинспекции.

Готовить военных полицейских собираются на профильном факультете, специально создаваемом при Военном университете. А в дальнейшем в армии могут учредить Институт военной полиции. Пока же в ее штат набирают преимущественно офицеров запаса с высшим юридическим образованием.

В Главном управлении военной полиции сообщили, что согласно Уставу армейские правоохранители возьмут на себя некоторые функции, которые прежде лежали на командирах и солдатах.

К примеру, серьезно провинившихся военнослужащих на гарнизонных гауптвахтах всегда охраняли обычные рядовые и сержанты, присланные в караул из воинских частей. То же самое касалось "сторожей" военнослужащих, которые отбывают наказание в дисциплинарных батальонах. Новый Устав меняет подобную практику. Для охраны военнослужащих, содержащихся на гауптвахтах и в дисбатах, теперь будут набирать не солдат-призывников, а профессиональных военных полицейских. Их же при необходимости задействуют на охрану потерпевших, свидетелей, других участников уголовного судопроизводства.

Еще одна область служебной деятельности, где по Уставу военные полицейские заменят войсковых командиров, – это проведение дознания по совершенному солдатом или офицером преступлению. Как правило, по приказу командира части этим прежде занимались взводные или ротные. Теперь роль органа дознания возьмет на себя военная полиция. А серьезное расследование преступления в армии и надзор за этим процессом по-прежнему будут осуществлять профессиональные военные юристы из профильного главка СКР и соответствующей структуры Генпрокуратуры – ГВП.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector