No Image

Внутренний край проезда это

СОДЕРЖАНИЕ
78 просмотров
12 декабря 2019

Статья 67. Проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и строениям

1-10. Комментируемая статья, посвященная проходам, проездам и подъездам к зданиям, сооружениям и строениям, направлена на реализацию такой первичной меры пожарной безопасности, названной в п. 6 ст. 63 комментируемого Закона, как обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

В положения комментируемой статьи вошли, но с определенными изменениями, требования целого ряда нормативных документов, именуемых "строительные нормы и правила". Прежде всего, следует отметить, что в п. 8.1 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, совмещенных с функциональными проездами и подъездами или специальных, отнесено к конструктивным, объемно-планировочным, инженерно-техническим и мероприятиям, которыми обеспечиваются тушение возможного пожара и проведение спасательных работ. В отношении же требований, в соответствии с которыми следует предусматривать проезды для основных и специальных пожарных машин, СНиП 21-01-97* отсылают к соответствующим строительным нормам и правилам.

Как установлено в п. 2 Приложения 1 "Противопожарные требования" к СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в т.ч. со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение. Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5-8 м для зданий до 10 этажей включ. и 8-10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев. Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.

В п. 6.19 СНиП 2.07.01-89* предусмотрено, что расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м; в случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

В ч. 1-10 комментируемой статьи также воспроизведен ряд требований СНиП II-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий" и СНиП II-97-76 "Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий". При этом необходимо иметь в виду, что положения названных норм вошли также и в ст. 98 комментируемого Закона, устанавливающую требования к дорогам, въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта (см. комментарий к указанной статье).

В соответствии с п. 3.46 СНиП II-89-80*:

к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны – при ширине здания или сооружения до 18 м и с двух сторон – при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов;

к зданиям с площадью застройки более 10 га или шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон;

в случаях, когда по производственным условиям не требуется устройства дорог, подъезд пожарных автомобилей допускается предусматривать по спланированной поверхности, укрепленной по ширине 3,5 м в местах проезда при глинистых и песчаных (пылеватых) грунтах различными местными материалами с созданием уклонов, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод;

расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспечивающей проезд пожарных машин, до стен зданий высотой до 12 м должно быть не более 25 м, при высоте зданий свыше 12 до 28 м – не более 8 м, при высоте зданий свыше 28 м – не более 10 м;

в необходимых случаях расстояние от края проезжей части автодороги до крайней оси производственных зданий и сооружений допускается увеличивать до 60 м при условии устройства к зданиям и сооружениям тупиковых дорог с площадками для разворота пожарных машин и устройством на этих площадках пожарных гидрантов, при этом расстояние от зданий и сооружений до площадок для разворота пожарных машин должно быть не менее 5 и не более 15 м, расстояние между тупиковыми дорогами не должно превышать 100 м.

Согласно примечаниям к п. 3.46 СНиП II-89-80*:

1) за ширину зданий и сооружений следует принимать расстояние между крайними разбивочными осями;

2) к водоемам, которые могут быть использованы для тушения пожара, надлежит устраивать подъезды с площадками размером не менее 12 х 12 м;

3) пожарные гидранты надлежит располагать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен здания; при технико-экономическом обосновании допускается располагать гидранты на проезжей части;

4) подъезды для пожарных машин не следует предусматривать к зданиям и сооружениям, материалы и конструкции которых, а также технологические процессы исключают возможность возгорания.

В п. 4.14 СНиП II-97-76 предусмотрено, что к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны здания или сооружения – при ширине их до 18 м и с двух сторон – при ширине более 18 м; расстояние от края проезжей части дорог или спланированной поверхности, обеспечивающей подъезд пожарных машин, до зданий или сооружений должно быть не более 25 м. Согласно п. 4.15 названных норм к водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота автомобилей.

11-12. В ч. 11 комментируемой статьи вошли соответствующие требования СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания", СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", а также других подобных строительных норм и правил. Так, в соответствии с п. 1.10 СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания" сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной в свету не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м. В п. 1.6 СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" аналогично установлено, что сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной (в свету) не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м, но при этом предусмотрено, что это требование не распространяется на сквозные проемы в зданиях и сооружениях на уровне земли или первого этажа (пешеходные проходы и другие, не предназначенные для проезда пожарных машин).

Читайте также:  Акт задержания чоп образец

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 12 комментируемой статьи в исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

13. Часть 13 комментируемой статьи вобрала в себя с соответствующей детализацией положение п. 2.9 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", устанавливающее, что тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.

14. Предусмотренные в ч. 14 комментируемой статьи требования к сквозным проходам через лестничные клетки в зданиях, сооружениях и строениях ранее содержались в СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания". Согласно п. 1.10 названных норм сквозные проходы через лестничные клетки зданий должны быть расположены на расстоянии один от другого не более 100 м.

15. В соответствии с ч. 15 комментируемой статьи при использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось. Ранее подобное требование содержалось лишь в московских городских строительных нормах (МГСН), а также в нормативных документах рекомендательного характера.

16. В ч. 16 комментируемой статьи включено положение п. 4 Приложения 1 "Противопожарные требования" к СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка", устанавливающее, что к рекам и водоемам следует предусматривать подъезды для забора воды пожарными машинами.

17. Часть 17 комментируемой статьи изменяет требование, которое содержится в п. 4.2.3 СП 30-102-99 "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства"*(82), прин. постановлением Госстроя России от 30 декабря 1999 г. N 94*(83), и согласно которому планировочное решение малоэтажной жилой застройки должно обеспечивать проезд автотранспорта ко всем зданиям и сооружениям, в т.ч. к домам, расположенным на приквартирных участках.

18. В ч. 18 комментируемой статьи вошли следующие требования п. 5.7 и 5.8 СНиП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения":

на территории садоводческого (дачного) объединения ширина улиц и проездов в красных линиях должна быть, м: для улиц – не менее 15 м; для проездов – не менее 9 м. Минимальный радиус закругления края проезжей части – 6,0 м. Ширина проезжей части улиц и проездов принимается для улиц – не менее 7,0 м, для проездов – не менее 3,5 м (п. 5.7);

на проездах следует предусматривать разъездные площадки длиной не менее 15 м и шириной не менее 7 м, включая ширину проезжей части. Расстояние между разъездными площадками, а также между разъездными площадками и перекрестками должно быть не более 200 м (п. 5.8).

Создание удобных пожарных проездов — это неотъемлемая составляющая современного благоустройства любой территории. Такие автопроезды должны обеспечивать свободный маневр пожарной технике и быть безопасными. Зачастую пожарные бригады встречаются с полным отсутствием аварийных проездов, разъездных площадок, а также мест для парковки.

Случается, что уже оснащенные платформы не выдерживают регламентированную правилами нагрузку. Более того, одним из препятствий являются современные газонные решетки, по причине которых противопожарные пути не имеют необходимой несущей способности.

Разрушенная колея и оставленные без присмотра транспортные средства также создают помехи своевременному приезду на место трагедии пожарных команд, что, несомненно, препятствует спасению людей, эффективной и оперативной ликвидации очага возгорания.

Регламент строительства

С начала любого строительства на первом плане должны стоять вопросы обеспечения рациональной противопожарной надежности. Разумно заранее предусмотреть, что любой пожар будет намного легче предупредить или ликвидировать «в зародыше», чем устранять после того, как он уже успеет охватить всю площадь и расположенные поблизости здания. При составлении плана строительства следует учитывать оборудование пожарных проездов и подъездов.

Пожарный проезд — возможность сквозного проникновения специализированной противопожарной техники через установленную территорию. Под подъездом имеется в виду возможность продвижения транспорта непосредственно к самому объекту возгорания.

Оба момента предназначены для обеспечения свободного доступа к строениям в случае образования возгорания. Так, создаются необходимые условия для немедленного вмешательства и устранения огня.

Пожарный проезд надлежит оборудовать согласно СП 42.13330.2011 и закону № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. Что же касается нагрузки на противопожарные пути, то здесь необходимо руководствоваться СП 4.13130.2013: п. 8.9.

Вышеперечисленные нормы противопожарной безопасности гарантируют свободный доступ пожарных автомашин к зданию.

Расчёт ширины

Именно ширина проезда в первую очередь влияет на удобство применения пожарной техники. На сегодняшний день, с учетом этажности здания, к ширине проезда предусмотрены следующие противопожарные требования:

Этажи ширина проезда в метрах
до 5 3,5 м
6 — 16 4,2 м
17 и более 6 м

Возникает вопрос: почему же для строений разной этажности должен быть установлена разная ширина проезда? Ликвидировать пожары высотных зданий намного сложнее, к тому же в таких ситуациях необходимо присутствие большого количества мощной специализированной техники, что, несомненно, обязывает к повышению ширины противопожарных путей.

В размах проезда обычно также включены примыкающие тротуары, что не противоречит требованиям безопасности, при условии, когда пешеходные дорожки могут вынести вес специализированной техники, а это более 16 т на одну ось. Также для обеспечения свободного прохождение пожарного автотранспорта необходимо, чтобы высота проезда составляла не менее 4,25 м.

Сам пожарный подъезд должен беспрепятственно вести к самому зданию. Учитывая метраж от его ближайшего края до стены, которое аналогично пожарному проезду, зависит от количества этажей: до 10 — не меньше 5 и не больше 8 м; 10 и более — от 8 до 10 м.

Читайте также:  Можно ли обниматься в школе

Предписанная территория подъезда не должна быть заграждена посадками деревьев и воздушными электролиниями.

Разновидности оформления

Возвращаясь к пожарному проезду, можно сказать, что его разновидность — арка, ведущая в полузакрытые и закрытые дворы, должна быть более 3,5 м. Арочные противопожарные проезды должны быть обустроены через каждые 300 м, а их высота не может быть менее 4,25 м.

В случае существования на противопожарных путях установок автоматического тушения, гидрантов и другого оборудования, вышеперечисленные нормы могут быть скорректированы.

Если в конце проезда имеется тупик, то в нем должна быть обустроена площадка 15 x 15 м для совершения разворота крупногабаритного автотранспорта. Максимальная длина тупикового проезда — не более 150 метров.

Противопожарные пути, а также платформы для транспорта оперативных служб реагирования должны быть определены разметкой, бордюрные подъездные пути покрыты отражающей свет красной краской. Также необходима установка противовандальных сигнальных спецсредств и дорожных указателей.

Уклон дороги на проездах должен быть под углом не более 6 градусов. Радиусы поворотов, предназначенных для движения специализированного автотранспорта, должны быть 12 м или больше.

Разворотную платформу требуется обработать антисептиком по всему контуру, а также оснастить водоприемниками для устранения лишней воды в сточные отверстия. В тех проездах и разворотных площадках, где имеются закругления, необходимо устанавливать бортовые камни криволинейного типа.

Толщина надземного покрытия, на всей протяженности противопожарных путей, устанавливается путем расчета обстоятельств эксплуатации и нагрузки, с учетом гидрогеологических показателей, а также материалов конструктивного слоя.

В ряде ситуаций (образовательное учреждение, девятиэтажный жилой дом, больница и т. д.), ко всем строениям должен быть оборудован беспрепятственный пожарный проезд с обеих сторон.

Конечно, это усложняет проектировку строительства, особенно в городских условиях.

Исключения

В местах исторической застройки правилами предусмотрена возможность сохранения параметров уже существующих проездов, без коррекции. Кроме вышеуказанного случая, ширина проезда может не отвечать нормам в случаях, когда:

  • огнестойкость стен соседних зданий адекватна 1-й и 2-й степеням противопожарной безопасности, также они не могут иметь окон — позволяется сократить расстояние на 20 %;
  • строения находятся в зоне высокой сейсмоактивности, достигающей показателей в девять баллов — надлежит увеличить ширину проезда на 20 %;
  • одно из строений имеет огнеупорность от 3-й до 5-й степени — необходимо расширение на 25 %;
  • соседние здания имеют возгораемые фасады и являются двухэтажными — расстояние увеличивают на 20 %.

Регламентом не обозначены расстояния между хозпостройками, им присваивается степень огнеустойчивости по ГОСТ 30247.

От выполнения всех вышеуказанных правил, среди которых основным является соблюдение метража между зданиями, зависит жизнь людей и сохранность имущества.

Заставленная машинами жильцов придомовая территория многоэтажек – привычная картина для казанских дворов. Частными автомобилями загромождены не только газоны и детские площадки, но и проезды для машин экстренных служб. Чтобы приучить казанцев к соблюдению правил парковки во дворах, пожарные регулярно проводят профилактические рейды во дворах многоэтажек с участием пожарной техники. В этот раз в данном мероприятии приняли участие и журналисты городских, республиканских и федеральных средств массовой информации.

Очередной такой рейд состоялся вечером 17 марта во дворе дома №76 по ул. Р. Зорге, где ночью 14 марта горели балконы квартир, расположенных на седьмом, восьмом и девятом этажах второго подъезда девятиэтажки. В ту трагическую ночь, когда пожарные подразделения въехали во двор этого дома, вся проезжая часть придомовой территории была занята припаркованными автомобилями жильцов. Пожарная автолестница не смогла быстро развернуться на месте для спасения людей, просящих о помощи с балконов своих квартир. Поэтому пожарным вместе с жильцами дома пришлось вручную оттаскивать автомобили, мешающие проезду автолестницы и другой пожарной техники. И этот случай не единичный, пожарным практически каждый раз приходится сталкиваться с трудностями при движении по дворам жилых домов, то шлагбаум преградит путь, то автомобиль, припаркованный автолюбителем как попало.

– Если бы путь для проезда был свободен, то, в случае пожара, мы бы смогли подъехать к подъезду, где горит квартира, вплотную, тогда бы на тушение у нас ушло бы меньше времени, чем, когда нам приходится, не доехав метров двести до места пожара, прокладывать магистральную линию и тянуть пожарные рукава. На все это теряются драгоценные минуты, которые так необходимы не только для тушения огня, но и спасения людей, – прокомментировал ситуацию командир отделения ПСЧ №7 ОФПС №7 по РТ Антон Аникин.

Вот и сегодня в семь часов вечера двор этого девятиэтажного дома был заставлен припаркованными машинами. Только пожарная машина въехала во двор, она сразу столкнулась с препятствием – одна из легковушек была оставлена автолюбителем так, что сузила проезжую часть, поэтому пожарная автоцистерна мимо нее проехать уже не смогла. Сотрудники надзорной деятельности сразу замерили ширину оставленного проезда. Она составила всего четыре метра, однако по нормативу в данном случае для проезда пожарной техники необходима ширина проезда 4.2 метра. Чтобы привлечь автовладельца к административной ответственности инспекторы ГПН зафиксировали нарушение, записали номер автомобиля. После чего эти данные направляются в ГИБДД для установления личности автовладельца, а потом письмом до него доводится факт нарушения. Кстати, на граждан в этом случае предусмотрен административный штраф в размере от 1.5 до 2 тысячи рублей, а на юридических лиц – от 100 до 150 тысячи рублей.

К сожалению, такое состояние проезжей части, по словам пожарных, типично почти для всех дворов.

– Сегодня мы провели профилактический рейд по проверке проезда спецтехники во дворах жилых домов. При въезде во двор дома №76 по улице Р. Зорге пожарная автоцистерна дальше уже проехать не смогла. Ей помешал припаркованный автомобиль. Данное нарушение мы зафиксировали измерением и фотофиксацией. Затем направим запрос в ГИБДД для установки личности автовладельца, чтобы затем уведомить владельца об административном правонарушении, – рассказал об итогах рейда начальник отделения надзорной деятельности Приволжского района г. Казани УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РТ Динар Газизов. – Такие рейды мы проводим для того, чтобы автовладельцы задумались о пожарной безопасности своего жилья и не парковали свои автомобили где попало. Конечно, благосостояние семей растет, у каждых по 1-2 машины, и они не пользуются автостоянкой, а паркуют машины под окнами, во дворах.

Читайте также:  Комиссуют ли после операции

Как выяснилось в ходе рейда, заполненная автомобилями придомовая территория не устраивает и тех жильцов, у кого нет машин. Шум работающего двигателя, запах выхлопных газов – все это постоянно испытывают владельцы квартир первых этажей, поэтому они тоже были согласны с пожарными, чтобы привлечь нерадивых автолюбителей к ответственности.

Проведенные проверки показали, что проблемы с проездом пожарных автомобилей во внутридомовые территории связаны с зауживанием проездов, а в отдельных случаях, их блокированием, а также установкой шлагбаумов и различных железобетонных плит и ворот. По итогам проведенных проверок в отделы полиции направлены соответствующие запросы об установлении собственников автотранспортных средств.

По республике с начала 2016 года проведено 3 205 рейдов, в ходе которых проверено 6 682 внутридомовые территории, из них в 127 выявлены затруднения в проезде пожарных автомобилей. В ходе рейдов выявлен 81 автовладелец, нарушающий требования пожарной безопасности по проездам на внутридомовые территории, в отношении которых возбуждены административные дела по части 8 ст. 20.4 КоАП РФ. К административной ответственности в виде штрафа по части 8 ст. 20.4 КоАП РФ привлечено 2 должностных лица и 52 гражданина на общую сумму 83 тыс. рублей.

О проектировании пожарных проездов

В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов.

Требования к устройству проездов и подъездов для пожарной техники содержатся в своде правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» и строительных нормах и правилах СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»).

Согласно нормам, подъезд пожарных автомобилей должен быть с двух продольных сторон многоквартирных жилых домов высотой 28 и более метров.

Если дом ниже 28 метров с двусторонней ориентацией квартир и есть наружные открытые лестницы, связывающие лоджии и балконы смежных этажей между собой, или наружные лестницы при коридорной планировке зданий, то подъезд пожарных автомобилей может быть обеспечен только с одной стороны.

Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты должна составлять не менее:

– 3,5 метров – при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;

– 4,2 метра – при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;

– 6,0 метров – при высоте здания более 46 метров.

При этом в общую ширину противопожарного проезда допускается включать тротуар, примыкающий к проезду. Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения следует принимать для зданий высотой до 28 метров включительно: 5 – 8 м., для зданий высотой более 28 метров: 8 – 10 м.

Между домом и дорогой (проездом) не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев. Расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м. В случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

При проектировании проездов и пешеходных путей возможность проезда пожарных машин и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников к жилым и общественным зданиям, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями, необходимо обеспечивать в любую квартиру или помещение.

При устройстве тупиковых проездов, они должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров, а их максимальная протяженность не должна превышать 150 метров.

Анализ проверок внутридомовых территорий

Проблемы с проездом пожарных автомобилей во внутридомовые территории связаны с зауживанием проездов, а в отдельных случаях и с их блокированием автотранспортными средствами граждан.

Проведенные проверки показали, что проблемы с проездом пожарных автомобилей во внутридомовые территории связаны с зауживанием проездов, а в отдельных случаях их блокированием автотранспортными средствами граждан, а также установки шлагбаумов, различных железобетонных плит, железных ворот и т.д. Тем самым, въезд на внутридомовую территорию становится невозможным. По данным фактам к данным виновникам применяются меры административного воздействия.

По итогам проведенных рейдов в отделы полиции направлены соответствующие запросы об установлении собственников автотранспортных средств.

Об административной ответственности

Правила противопожарного режима в Российской Федерации регламентируют содержание дорог, подъездов и проездов к зданиям и пожарным гидрантам, которые должны содержаться в исправном состоянии.

Также правилами запрещена стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов и в пределах противопожарных расстояний между зданиями, на разворотных и специальных площадках для установки пожарно-спасательной техники.

Частью 8 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, создающие определенные трудности для проведения первоочередных действий по спасению людей и тушению пожаров, возложенных законодательством на пожарно-спасательную службу.

За загромождение проездов согласно части 8 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность на граждан от 1.5 тыс. рублей до 2 тыс. рублей, должностных лиц от 7 до 10 тыс. руб., юридических лиц – от 100 до 150 тыс. рублей.

Комментировать
78 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector