No Image

Вскрыли чемодан в аэропорту

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 декабря 2019

Отвечает Дмитрий Коваленко, юрист, директор

правового управления группы компаний «СиЛайн»,

маркетплейс туристического страхования instore.travel

Вскрывать багаж имеют право только сотрудники таможни и представители правоохранительных органов. Причем делают они это лишь в том случае, если в момент досмотра возникли сомнения в легальности содержимого чемодана. Например, сработали детекторы, реагирующие на взрывчатку или наркотики. Или же специальные технические устройства показали, что вы везете незадекларированные или запрещенные к вывозу вещи — к примеру, антиквариат.

Обычно вскрытие происходит в присутствии пассажира. Поэтому возможность краж сводится к минимуму. Но бывает и такое, что вскрытие багажа и утрата части вещей становится для владельца неприятной неожиданностью. В таком случае наказание грузчиков и персонала за кражу — дело администрации аэропорта.

А вот перед пассажиром отвечает авиакомпания. Это регулируется Воздушным кодексом РФ на внутренних рейсах и положениями Варшавской и Монреальской конвенций — на международных. При этом не имеет значения, где именно багаж был вскрыт или поврежден — на борту самолета или в аэропорту. Обычно авиакомпания не несет ответственность только за перевозку хрупких вещей. Поэтому стоит сто раз подумать, прежде чем положить в чемодан ноутбук.

Если при получении багажа вы обнаружили, что замок вскрыт, необходимо проверить, все ли на месте, и сделать это лучше не покидая здания аэропорта. Так, в случае обнаружения пропажи можно будет сразу обратиться к сотруднику, отвечающему за выдачу багажа, или представителю авиакомпании. Он должен принять у вас претензию к перевозчику о вскрытии или повреждении багажа, к которому необходимо будет приложить багажную бирку, полученную при регистрации на рейс, билет и документы, подтверждающие стоимость утраченных вещей. Можно также составить коммерческий акт с требованием уплатить определенную сумму.

При внутренних воздушных перевозках такая претензия может быть предъявлена в течение шести месяцев, а рассматриваться — до 30 дней. Правда, согласно статье 119 Воздушного кодекса РФ, если ценность багажа не была объявлена заранее, перевозчик обязан выплатить не более 600 руб. за 1 кг утраченного. Монреальская конвенция в таком случае помогает получить компенсацию не намного выше — 17 специальных прав заимствования (около 1600 руб. на осень 2018 года) за 1 кг.

Если же перевозчик отказывается возместить стоимость пропавших вещей, пассажир имеет право подать заявление в суд. Правда, придется сильно попотеть, чтобы доказать, что банка черной икры или видеокамера действительно находились в чемодане. Когда же следы взлома и чеки, подтверждающие покупку, отсутствуют, сделать это сложнее вдвойне. Поэтому обезопасить свой багаж стоит не только замком и оберточной лентой, но и страховым полисом с соответствующим покрытием.

Жительница Екатеринбурга Наталья рассказала 66.RU, что в аэропорту Кольцово обнаружила пропажу продуктов из ее багажа. Она прилетела из Испании и уже дома поняла, что в чемодане не хватает сыра (к слову, санкционного), манго и двух плиток шоколада.

Наталья:

В аэропорту нам рассказали, что провели служебную проверку, но подтвердить факт кражи не удалось. Там также добавили, что с заявлением Наталья до сих пор не обратилась (что подтверждает и сама пострадавшая).

Пресс-служба аэропорта «Кольцово»:

Наталья считает маловероятным, чтобы продукты могли пропасть в аэропорту Испании — зачем испанцам их же сыр? В пользу этого говорит также тот факт, что после публикации этой новости в нашу редакцию стали обращаться другие пассажиры Кольцово, которые оказались в похожей ситуации.

Светлана Антропова:

Виктор Калинин:

Напомним, что в 2015 году в подобной ситуации оказалась бывший журналист 66.RU Ольга Татарникова. Получив багаж в аэропорту Кольцово, она обнаружила, что из сумки исчезла косметичка с дорогостоящей косметикой. Несмотря на все попытки, тогда возместить материальный ущерб ей не удалось.

Как защитить «санкционку» от воров?

Как рассказал 66.RU адвокат Иван Кадочников, который ранее работал в аэропорту Кольцово, ничто не сможет застраховать вас от кражи. Разве что пленка на чемодане несколько снизит вероятность, что злоумышленника заинтересует именно ваша сумка — вскрытие багажа разрешено только в присутствии собственника, иначе это преступление. А чемодан с разорванной пленкой сразу привлечет внимание.

Адвокат объяснил, что подобного рода кражи либо расследуются в течение 3–5 часов, либо так и остаются нераскрытыми. Поэтому первое, что вам нужно сделать при получении багажа, — это проверить не пропало ли что. Да, прямо рядом с лентой открыть чемодан и методично перерыть вещи на глазах недоумевающих туристов.

Если вы обнаружили, что кто-то позаимствовал ваш сыр или что-то более ценное, нужно обратиться в линейную полицию, которая есть в каждом аэропорту, и немедленно написать заявление в свободной форме на имя начальника этого отделения. Важно, чтобы полиция не только приняла заявление, но и опросила вас. Иначе можете быть уверены, что ваше дело «слито» и никто им заниматься не будет.

Вынести продукты во время смены ни один работник не сможет, так что если вашим делом займутся, велика вероятность, что продукты к вам вернутся.

Иван Кадочников, адвокат:

— Если на чемодане нет следов взлома, вам могут отказать в возбуждении уголовного дела. Потому что тогда есть только ваше слово о том, что в багаже были санкционные продукты, и нет доказательства их наличия.

При этом фотографировать содержимое сумки Иван Кадочников не советует — бесполезно. Вам укажут на отсутствие даты.

В каждом аэропорту есть служба безопасности, которая следит не только за туристами, но и за сотрудниками (обычно ее сотрудники находятся неподалеку от представителей линейной полиции).

Иван Кадочников:

Как вернуть «санкционку» или хотя бы получить компенсацию

Если вы обнаружили пропажу дома, шансов вернуть вещь мало. И все же следует обратиться с заявлением в полицию. Затем узнать у перевозчика перечень документов, необходимых для подачи претензии. Вам точно потребуются маршрутная квитанция, посадочный талон, багажные бирки и документы, которых у вас, скорее всего, не будет.

Читайте также:  Интернет казино без обмана

Если вы заранее не заключали договор и не указывали точную стоимость багажа, не страховали его, то можете рассчитывать на компенсацию в размере $20 (если рейс международный) или 600 рублей (если летали по России) за килограмм.

Что делать, чтобы «санкционку» не забрали на таможне?

Вы можете провезти через границу 5 кг санкционных продуктов при двух условиях — товар должен быть в заводской упаковке и вы должны доказать, что весь этот сыр предназначен для личного пользования. Если вы везете больше 5 кг, вам в красный коридор — за декларацией.

Дмитрий Шишкин, начальник таможенного поста Кольцово:

Инспектор может взять с туриста объяснение и проверить по базе данных, не является ли он индивидуальным предпринимателем. Подробнее о том, как благополучно пройти таможенный пост, можно почитать в этом материале:

Войти

  • Авиа
  • Отели
  • Ж/д
  • Авиа+Отель
  • Визы
  • Страховки
  • Авто
  • Круизы
  • Развлечения
  • Путешествия
  • Хостелы
  • Виллы

Воровство багажа: кто виноват и что делать?

Представьте себе такую ситуацию: вы летите на отдых. Настроение у вас прекрасное, вы уже предвкушаете, как через несколько часов вы будете отдыхать на пляже или осматривать европейские достопримечательности. Полет проходит незаметно, вы приезжаете в отель, открываете свой чемодан, и… Обнаруживаете, что оттуда необъяснимым образом исчезли вещи: например, фотоаппарат или бутылка хорошего коньяка. Настроение испорчено, да и вещи, как ни крути, жалко. Вам становится ясно, что их украли в тот момент, когда чемодан был сдан в багаж. Почему воруют в аэропортах, и что делает администрация и авиакомпании для того, чтобы это предотвратить? Давайте попробуем разобраться вместе.

Материал расследования moscowhite
сообщество tosma

ЮДОЛЬ СКОРБИ

Я не хочу никого запугивать, уверяя, что если вы не повесите на сумку сто замков и не обмотаете ее цепями, вас обязательно обчистят. Есть множество опытных путешественников, которые летают по несколько раз в год, и за годы частых перелетов у них не пропало и зубочистки. Что ж, это означает только одно – либо они предпринимают меры для защиты своего багажа (о них мы поговорим ниже), либо им банально везет – а везение, как известно, рано или поздно кончается. Но достаточно провести короткий блиц-опрос среди друзей, и быстро выяснится – у кого-то непременно что-то пропало из багажа. Я опросил несколько десятков человек, и результат краткого социологического исследования красноречиво говорит о том, что проблема существует, и она реальна. Дадим слово некоторым обокраденным пассажирам (здесь и далее имена изменены):

Сергей Н.
Мы прилетели 1 сентября из Шарм-Эль-Шейха. При получении багажа ничего не заметили, а вот по приезду домой обнаружили пропажу нового фотоаппарата (там все фото с отдыха). Остался только чехол. Все косметички открыты, и все вещи перевернуты.

Елена А.
При получении багажа обнаружила, что замка на чемодане нет, т.е. его просто срезали. В отеле, когда открыла чемодан, то была в шоке – все мои вещи были вывернуты наизнанку. Были украдены духи "Кристиан Диор" и 300 долларов.

Анатолий С.
Я летел с женой на Новый год в Амстердам, с собой мы везли две банки красной икры к новогоднему столу. Долетела только одна. Она была в спортивном рюкзаке жены – мне до сих пор противно, что кто-то рылся в ее вещах.

Георгий В.
Уже будучи в пражском отеле, не нашёл парфюм, который мне подарили. Было обидно, но тешил себя мыслью, что забыл его в Москве. Конечно, дома по возвращении ничего не нашлось.

Наталья Р.

У меня украли нижнее белье – новое с этикетками, и даже уже чуть ношеное, но дорогое. Я долго ломала голову – зачем? Но, видимо, фетишисты какие-то попались.

Очевидно, что проблема имеет массовый характер. Кражи происходят как на внутренних линиях, так и на международных. Вполне возможно, что и в зарубежных аэропортах – но их я сейчас не затрагиваю, с ними, как говорил Глеб Жеглов, «пускай ихний синод разбирается». А что же в аэропортах отечественных? Знает ли их руководство, что у них воруют едва ли не хуже, чем на железнодорожных вокзалах? Чтобы выяснить это, я отправился в аэропорт «Внуково».

И МЫШЬ НЕ ПРОСКОЧИТ

Вот что рассказала мне руководитель пресс-службы «Внуково» Елена Крылова. После того, как ваш чемодан после регистрации уезжает на ленту, никакого контакта персонала с ним не происходит. Он проходит через автоматизированную систему обработки багажа, транспортировочные ленты которой расположены на значительной высоте от пола. Поэтому персонал, находящийся там, просто не имеет физической возможности прикоснуться к вещам. Затем уже отсортированный по рейсам багаж попадает в погрузочные тележки. Водитель садиться за руль, и в сопровождении представителя авиакомпании они едут к самолету, где происходит погрузка.

Все зоны, где происходит обработка багажа, оборудованы камерами видеонаблюдения, и сотрудники, которые там работают, об этом знают. Фактически, единственный момент, когда к багажу кто-то прикасается руками – это погрузка в самолет, хотя на некоторых типах воздушных судов и этот процесс автоматизирован. В случае с чартерными рейсами, вылет которых может быть плавающим, все время, что проходит от регистрации до вылета самолета, багаж находится в погрузочной тележке, в помещении, которое полностью просматривается видеокамерами. Точно также на прилете – в присутствии представителя авиакомпании происходит выгрузка из самолета в тележки, которые потом отвозят в здание аэропорта и автоматически выгружают на ленту.

В том случае, если пассажир, вылетев из «Внуково», обнаружил впоследствии, что каких-то вещей не хватает, он может предъявить претензию, как лично в аэропорту через Отдел контроля качества, так и через Интернет. Все такие сообщения рассматриваются и пересылаются в профильные подразделения. Как говорит Елена Крылова: «Мы готовы пригласить любого пассажира, чтобы показать ему видеозаписи, где виден весь маршрут прохождения его багажа». По заявлению пассажира проводится проверка, и пишется письмо по ее результатам.

Читайте также:  Свидание в темноте воронеж

Текст подобного письма у меня имеется. Вот как ответил аэропорт «Шереметьево» пассажиру Михаилу П., который обратился с заявлением по факту кражи из своего багажа:

Уважаемый ***!
От имени руководства ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» свидетельствую Вам свое уважение и выражаю искреннее сожаление по поводу ситуации, произошедшей с Вашим багажом при следовании рейсом *** от **.**.11 г. *** – Москва.
По Вашему обращению относительно недостачи части содержимого из багажа проведено служебное расследование. Установлено, что выгрузка багажа из воздушного судна и выдача багажа в зал прилета производилась в соответствии с действующими технологиями обработки багажа в присутствии сотрудников авиационной безопасности и под видеонаблюдением. Предпосылок к вскрытию и хищению из багажа на территории терминала F аэропорта Шереметьево выявлено не было. Все материалы служебного расследования направлены в Линейное управление внутренних дел в аэропорту Шереметьево для проведения дополнительной проверки.
Одновременно информирую Вас о том, что в соответствии действующим законодательством РФ и международными правилами авиационных перевозок ответственность за все неисправности при перевозке багажа несет авиакомпания ***.
Телефон представителя авиакомпании *** в аэропорту Шереметьево ***.
С уважением,
Начальник Отдела претензий, розыска, выдачи и хранения багажа
Службы организации пассажирских перевозок
Дирекции по организации пассажирских перевозок
ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»
Волкова Н.В.

Итак, проверка проведена, видеозаписи просмотрены, предпосылок не было, виновные не найдены. Но вещи-то все-таки украдены! К тому же, обратите внимание на важную деталь, касающуюся ответственности за багаж. Аэропорт, по сути, ни за что не отвечает – если вас обворовали, вы должны предъявлять претензии авиакомпании.

Я попытался связаться с пресс-службой «Аэрофлота» и получить какие-то комментарии, но там мой звонок восприняли с большим раздражением. Несмотря на то, что я всячески уверял, что не хочу никого очернять, а объективно разобраться в ситуации, от авиакомпании «Аэрофлот» добиться ничего не удалось, кроме «у нас ничего не воруют».

НА ТЕМНОЙ СТОРОНЕ

А вот взгляд с другой точки: мне удалось пообщаться с Всеволодом Н., который работал грузчиком в аэропорту. По его просьбе я не называю его настоящее имя и аэропорт, в котором он работал.

– Были ли вы лично свидетелем совершения краж грузчиками?

– Да, и не раз. Работал, наверное, второй день или третий, и моим напарником был тертый, усатый дядька. Он оставил меня у багажной тележки подавать ему сумки, а сам запрыгнул внутрь, в багажное отделение самолета. И я слышу – только молнии вжик-вжик. Ну, думаю, приехали… Потом он мне рассказал, что берет только еду и сигареты – проще выносить, да и совестно ему было. Когда подольше проработал, часто слышал, как коллеги обсуждали варианты. Был свидетелем очень глупых краж: сидели как-то с молодым грузчиком в багажном отделении самолета, и он вытащил старый, побитый мобильник. Многие это часто делали даже не ради наживы, а просто как акт хулиганства. Так что сталкивался я с этим постоянно.

– Какова механика процесса, как все происходит чисто технически? Я говорил с пресс-службой «Внуково», они уверяют, что кражи невозможны в принципе, учитывая устройство системы сортировки багажа.

– Я могу говорить только про наш аэропорт. Система такая: сумки с регистрации идут в комплектацию: там сортируют по рейсам. Грузчики с лоад-мастером приезжают, забирают. И все происходит уже прямо в самолете. Чаще тогда, когда самолет стоит на дальних стоянках и грузчики работают сами по себе. Тот, что в самолете складывает сумки, их прощупывает, выявляя, например, блоки сигарет, или еще что ценное. В основном шерстят спортивные сумки на молнии и без замочков. Прячут украденное обычно под куртку, но я встречал людей, у которых были под одеждой специальные приспособления типа крючков. Выносят или сами через проходную, или с помощью сотрудников других служб, которых не проверяют на выходе. У меня есть знакомый голландец, работающий в Схипхоле (аэропорт Амстердама – авт.), он говорит, что там все то же самое.

– Все-таки кражи – это единичные случаи, или система? Если второе – то есть ли некая вертикаль, которая образует эту систему? Я имею в виду, что те, кто крадут, платят старшему смены, тот платит своему начальству, и, возможно, охране, чтобы закрывала глаза – или это все уже лишняя конспирология?

– Между собой повязаны грузчики и лоад-мастеры, и охрана, скорее всего, тоже была в доле. Продавали ноутбуки и фототехнику. Старший смены, сам как бывший грузчик, тоже был в курсе, но, думаю, материальной выгоды не имел. За руку поймать кого-то практически невозможно, а так – попробуй, докажи. Так что в целом система частично организованная.

– Когда легче украсть – на вылете или на прилете?
– Все работают только на вылете – фактически, это первое и главное правило. И лучше, чтобы сумка летела транзитом – тогда концов практически не найти. Я знаю несколько случаев, когда человек брал на прилете, и в течение пары дней его вычисляла служба безопасности.

– Бывший сотрудник МВД в неофициальном разговоре сказал мне, что в одном аэропорту рейсы из Таиланда грузчики называют «золотое дно» – из этой страны везут много драгоценностей, и кражи будто бы происходят прямо на ленте.
– У нас на ленте было нереально. Там везде камеры.
– Во «Внуково» мне рассказали, что погрузка в самолет осуществляется обязательно в присутствии представителя авиакомпании, что будто бы гарантирует неприкосновенность багажа. У вас не было такой практики, или это тоже можно как-то обойти?
– У нас такое было только на некоторых рейсах. Но чаще всего представитель авиакомпании или сам местный (а значит – чей-то знакомый), или же стоит не очень близко и видеть, что происходит, не может. А потом, грузчики – ребята ловкие.

Читайте также:  Нарушение правил охоты коап

ЗАКОН ЧТО ДЫШЛО

Ситуацию осложняет ряд юридических факторов. Чтобы разъяснить их, я обратился за профессиональной консультацией к адвокату Михаилу Расташанскому. 158advocate По его словам, в случае совершения кражи из вашего багажа обращаться с претензиями к администрации аэропорта или к авиакомпании совершенно бессмысленно.

Первый же вопрос, возникающий в этой ситуации – а чем вы можете подтвердить факт наличия вещи, о краже которой заявляете? Если во время регистрации вы не составляли опись вещей (процедура, которой практически никто не пользуется при перелетах), то вам предстоит еще сильно попотеть, доказывая, что фотоаппарат или банка черной икры действительно имелись в вашем багаже.

Факт отсутствия вещи – та же история. Вы открыли чемодан, обнаружили пропажу, пошли за представителем авиакомпании, а он вам и заявляет: «Багаж открыли не в моем присутствии, откуда я знаю – может, вы эту вещь переложили в другую сумку, а теперь заявляете о краже?» И с юридической точки зрения он будет, как это ни печально, прав – если вы, конечно, не сбегали за ним сначала, а потом при нем открыли упакованный в пленку чемодан. Но кто будет всякий раз, прежде чем открывать свои вещи, искать представителя авиакомпании или аэропорта?

Но даже если вам в обоих случаях поверили на слово, пользы никакой это не принесет. Возможно, дело даже дойдет до служебной проверки, но результат ее будет, скорее всего, нулевой – официальный ответ аэропорта на жалобу пассажира я приводил выше. Возможно, будут усилены меры по охране багажа в будущем, а каких-то сотрудников, чья добросовестность вызывает подозрения, возьмут «на карандаш». А возможно, и не будут, и не возьмут. Важную роль также играет тот факт, что ваш багаж, не считая времени, проведенного в самолете, находился как на служебной территории как аэропорта вылета, так и аэропорта прилета. Где именно произошла кража – неизвестно.

Михаил Расташанский рекомендует сразу обращаться в полицию. Сделать это можно как в ЛОВД аэропорта, так и по месту жительства. В заявлении вы должны четко указать: когда, во сколько и каким рейсом вы вылетали или прилетали; свидетелей, который могут подтвердить, что вы клали вещь в свой багаж, а затем ее не обнаружили; если у вас сохранилась багажная квитанция – приложить ее. Скажу сразу – практика показывает, что подобные заявления принимают с большой неохотой. Ведь это – потенциальный «висяк», то есть, на профессиональном жаргоне – бесперспективное дело, которое только испортит показатели раскрываемости. Поэтому сотрудники полиции, скорее всего, под тем или иным предлогом будут отказываться принять заявление. Твердо стойте на своем – заявление у вас по закону принять обязаны. Если у вас все же не хватило терпения и упорства отстоять свои законные права – не отчаивайтесь. Снимите трубку телефона и наберите 02, после чего изложите оператору все обстоятельства дела, а также тот факт, что в таком-то отделе внутренних дел у вас отказались принять заявление. Все разговоры записываются, и по закону ваше обращение – фактически, то же самое, что и подача заявления лично.

Если заявление приняли, то сотрудник полиции должен установить обстоятельства дела: опросить вас, сотрудников авиакомпании, свидетелей. После чего либо вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела против неустановленных лиц, либо его возбудить. Если отказали – можно обжаловать в прокуратуру. Но даже если дело завели, и с помощью технических средств установлен круг лиц, которые могли прикасаться к багажу, все равно установить лицо, виновное в краже, почти невозможно.

Итак, стоит ли игра свеч? Я считаю – однозначно стоит. Пусть под ногами у воров горит земля, пусть понервничают, пусть задумаются – а надо ли дальше заниматься своим неблаговидным ремеслом? Пусть вы, скорее всего, не получите никакой материальной компенсации за украденную вещь – считайте подачу заявления в полицию своего рода гражданским актом. Чем больше ворам попустительствовать – тем наглее они будут, помните это. Кроме того, справка о том, что по факту кражи заведено уголовное дело, необходима в том случае, если украденная вещь была застрахована. Без этой справки вы не получите страховое возмещение.

ДЕЛО РУК САМИХ УТОПАЮЩИХ

Все, о чем говорилось выше, касалось тех случаев, когда вас уже обокрали. Ну, а что можно сделать для предотвращения подобных ситуаций? Все, с кем мне довелось пообщаться в ходе моего журналистского расследования, говорят в один голос: не кладите в багаж ценные вещи. Если в силу каких-то причин вы все же вынуждены это сделать – не поленитесь составить опись.

Но самая действенная мера – это упаковка багажа в полиэтиленовую пленку. Такая услуга предоставляется практически во всех аэропортах как в России, так и за рубежом. Ее стоимость – около 200 рублей – это не так уж высокая плата за спокойствие. А вот багажные замочки, фиксирующие молнии, показали свою ненадежность: открыть чемодан или сумку можно всего за несколько секунд, проткнув молнию обычной авторучкой. Потом разошедшаяся молния фиксируется замками, и даже следов открытия не остается. Хотя даже такие замочки – это лучше, чем ничего: вор, скорее всего, предпочтет обшарить тот багаж, который не защищен вообще никак. Лучше предпринять несложные меры и наслаждаться путешествием, чем потом жалеть об испорченном настроении и утерянных по чужому злому умыслу вещах.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector