No Image

Высоцкий и золотухин ссора

СОДЕРЖАНИЕ
5 просмотров
12 декабря 2019

Золотухин и Высоцкий
(размолвка между друзьями)

из интервью Валерия Золотухина

– Когда-то в фильме Эльдара Рязанова, посвященном его памяти, вы рассказывали об одной размолвке. Догадываетесь, о чем я?

– Да, конечно. Только я бы сказал, что речь шла не о размолвке (в силу наших совершенно разных характеров и примерно одинакового положения в театре ее просто не могло быть), а о вещах куда более сложных. Дело было так. Володя по семейным обстоятельствам часто отлучался из Москвы в разные страны. Тем самым он ставил производство – то есть, театр – в определенную от себя зависимость. Мы собирались с "Гамлетом" на фестиваль, и Любимов для подстраховки приказом своим назначил на роль Гамлета меня. К слову сказать, он продублировал не только главного исполнителя, но и весь первый состав. Но с Гамлетом, конечно, случай был особый. Зная актерскую психологию, Любимов все очень точно рассчитал: если у Высоцкого появится дублер, Володя, естественно, захочет играть только сам.

– То есть, на роль вы были назначены волевым решением режиссера?

– Я в театре вообще никогда ни одной роли не попросил. Любимов, распределяя состав в "Годунове", все выуживал у меня признание: кого я хочу играть. Я неизменно отвечал: "Вывесите приказ распределения, я прочту – и начну работать".

– Почему нельзя было высказать свои пожелания?

– Вот и Любимов спрашивал. Да просто потому, что я – трус: захочу сыграть роль, а сам ее не вытяну. Это же позор, после такого из профессии нужно уходить. У Володи был другой характер. Он ходил за Любимовым по пятам: "Дайте мне Гамлета!-

– Но наступил момент, когда приказом назначили вас.

– . Репетировать мы начали в то время, когда Володи в стране не было. Все шло нормально, Любимов был доволен моей работой. Тут приехал Высоцкий и, узнав, что я репетирую его роль, заявил: "Валерий, если ты сыграешь Гамлета, в день твоей премьеры я уйду. В самый плохой театр".

– И вы отказались от роли?

– Нет. Хорошо зная Володю, его угрозу, продиктованную уязвленным самолюбием, я всерьез не принял. Гамлета же мне не пришлось сыграть по чисто техническим причинам: Любимов вынужден был бы полностью перекроить под меня готовый спектакль, построенный на индивидуальности Высоцкого. Вот, пожалуй, и вся история. Как видите, она не стоит выеденного яйца.

– В телефильме у Рязанова, помнится, это прозвучало по-другому.

– В том-то и дело. Я Эльдару простодушно поведал о том, что меня тогда печалило. Получился мой монолог довольно грустным: в театре были тяжелые времена. Наши ребята ушли в "Современник", мы разошлись с Веней и Леней Филатовым. А Рязанов мой монолог разрезал на части и вставил туда комментарии Эдуарда Володарского, который тоже о замысле Эльдара не подозревал. И вот говорю я про "Гамлета", потом сразу же Володарский рассказывает, что Володя ему жаловался на завистников и недоброжелателей. И вновь я с этим "Гамлетом", а после – Рязанов вставляет реплику Веньки Смехова: "Один актер доставил Володе очень неприятные минуты тем, что согласился репетировать его роль".

– Выходит, Рязанов вас оклеветал?

– Да нет, это не клевета, а просто ловко смонтированная версия. Все, вроде бы, говорят правду, но акценты расставляются по желанию режиссера.

– Но ведь Высоцкого обидело то, что вы в принципе допустили возможность играть вместо него. Если не ошибаюсь, вы сами об этом говорили.

– Все правильно. Володя сказал: "Если бы Любимов предложил мне играть твоего Кузькина из "Живого", я бы не согласился. Для меня в жизни самое главное – товарищи".

– Считаете, что он был не прав?

– Писатель Щеглов так прокомментировал эту историю: "Один стоит в позе: "Не играй Гамлета, иначе уйду в плохой театр". Другой мучительно ищет ответ на вечный вопрос – играть ему или не играть. Ну, вы, блин, докатились. Тебе, Золотухин, надо было ему сказать: "Вези, б. ящик "Мартеля" из Парижа – тогда откажусь от роли", – вот мужская постановка вопроса!" Поймите, Полина: Гамлет – не Кузькин, не Лопахин и даже не Карамазов. Эта роль – вершина актерского ремесла, и просто так от нее не отказываются. Я сейчас, между прочим, жалею, что Гамлета не сыграл. Хоть знал бы, за что страдаю.

– После рязановского фильма меня поклонники Володи подвергли настоящему остракизму. Письма жуткие получал, по ночам постоянно по телефону угрожали.

– Понимаю: что актеру действительно тяжело преодолеть подобный соблазн. Но Юрий-то Петрович как мог подобную замену допустить?

– Так надо же знать Любимова! В мае восьмидесятого "Таганка" была на гастролях во Вроцлаве. Наш Гамлет-Высоцкий в это время лежал в парижском госпитале. Сижу я во вроцлавской гостинице – звонит Любимов: "Срочно приезжай ко мне в отель". Приезжаю. "Валерий, ты текст Гамлета помнишь?" А с тех репетиций прошло лет пять. "Значит, так, – продолжает Юрий Петрович, – сегодня-завтра репетируем, послезавтра ты играешь". Вы-то хоть понимаете, о какой роли идет речь?

– . Я отвечаю: "Юрий Петрович, это – самоубийство. Текст-то я, может быть, и вспомню, но разве дело в нем? Мы ведь с вами – не в Рязани. Это там я – "хозяин тайги", национальный герой, а в Польше про это никто не знает. Здесь ждут именно Володю". Короче, играть я категорически отказался, чем вполне удовлетворил Любимова, вздохнувшего, как мне показалось, с облегчением. Но это еще не все. Юрий Петрович решил предложить роль Гамлета Ольбрыхскому: "Играл же Даниель эту роль, так пусть и с нами играет, хоть – по-польски". Такой эксперимент был теоретически возможен, но ведь мы привезли спектакль на фестиваль, стало быть, – участвовали в конкурсе.

Читайте также:  Перечень документов на втэк

– Кто же, в конце концов, сыграл датского принца?

– Во Вроцлаве спектакли были заменены на "Доброго человека из Сезуана", а в Варшаву Володю врачи отпустили. И он играл "Гамлета" просто потрясающе!

Из дневников Валерия Золотухина. 02 марта 1969:
Я удивляюсь Высоцкому – какая у него глотка?! Феномен.
Кажется: предел. Все, дальше ничего не будет, оборвется. Нет, он еще выше, еще мощнее и звонче издает звуки. Андрей (Вознесенский) повернулся: «Володя, ты гений!». А в самом деле: Володя – гений, добрый гений.


Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин в спектакле «10 дней, которые потрясли мир», 1965 год


Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин в спектакле «10 дней, которые потрясли мир», 1965 год

Валерий Золотухин вовсе не был таким уж деревенским простачком Бумбарашем, каким порою казался.
И его дружба с Высоцким тоже не была простой.


Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин в Институте русского языка и литературы, Москва, 4 ноября 1965 года


Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин в спектакле «Послушайте!», 1966 год. Фото Ольги Ширяевой

Потому что быть рядом с гением всегда трудно.
Даже несмотря на весь твой талант и замечательные способности, ты все равно играешь рядом с таким человеком роль второго плана. Кому-то удается это принять. А кто-то все равно пытается изо всех сил доказывать, что не хуже гения. И восхищение часто борется с завистью…


Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин в спектакле «Жизнь Галилея», 1966 год


Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин в спектакле «Жизнь Галилея», 1966 год. Фото Бориса Ведьмина

Но так или иначе, Владимир Высоцкий долгие годы считал Валерия Золотухина одним из самых близких друзей.


Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин и Борис Хмельницкий в спектакле «Послушайте!», 1967 год. Фото Ольги Ширяевой


Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин в спектакле «Антимиры», 1967 год

Они сотни раз вместе выходили на сцену Таганки, а уж в кино чаще, чем с Золотухиным, Высоцкий, кажется, вообще ни с кем не снимался.


Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин и Ольга Аросева на съемках фильма «Интервенция», 1967 год


Фрагмент из фильма «Интервенция», 1967 год (был положен на полку и вышел в 1987 году)

В 1968 году на экраны вышла картина «Хозяин тайги», где Золотухин играл милиционера Серёжкина, а Высоцкий – бригадира лесосплавщиков Рябого: слушать


Фрагмент из фильма «Хозяин тайги», 1968 год


На съемках фильма «Хозяин тайги», 1968 год


Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин, 1968 год

Из дневников Валерия Золотухина. 20 сентября 1972:
Пришел Володька… и сразу спел и засмеялся… Чудо какое-то… «Я коней напою, я куплет допою…». И все рады ему и счастливы.


Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин, Красноярск, 28 августа 1968 года

Во время съемок «Хозяина тайги» Высоцкий и Золотухин жили вместе в полузаброшенной избе, где на окнах даже не было занавесок.
Зато была огромная лампа на 500 свечей. В этом доме, под этой лампой, рядом с Золотухиным Владимир Семенович написал одну и своих самых могучих песен: слушать (запись 29 февраля 1980 года. Концерт в Институте комплексных транспортных проблем).


На съемках фильма «Хозяин тайги», 1968 год


На съемках фильма «Хозяин тайги», 1968 год

Из дневников Валерия Золотухина. 9 октября 1972:
Высоцкий: «Валера, я не могу, я не хочу играть… Я больной человек. После «Гамлета» я ночь не сплю, не могу прийти в себя, меня всего трясет – руки дрожат… После монолога и сцены с Офелией я кончен… Это сделано в таком напряжении, в таком ритме – я схожу с ума от перегрузок… Я помру когда-нибудь, я когда-нибудь помру… Хочется сесть за стол и спокойно пописать, чтобы оставить после себя что-то…»


Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин и Вениамин Смехов, Навои, 1973 год


Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин в спектакле «Вишневый сад», 1975 год

25 июля 1981 года, в годовщину смерти, на сцене Таганки шла премьера.
Спектакль «Владимир Высоцкий». После премьеры постановку запретили. Первый спектакль оказался единственным на годы вперед.

Владимир Высоцкий, «Я дышал синевой…»: слушать (исполняет Валерий Золотухин)


Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин в спектакле «В поисках жанра», 1978 год

Запись спектакля «Владимир Высоцкий» вышла тройным альбомом на британской фирме «Одеон» в 1984 году.



Сканы обложек тройного винилового издания фирмы «Odeon» (1984 год, Лондон) с записью премьерного спектакля «Владимир Высоцкий»

Спектакль записан весь, целиком, от начала до конца. Совершенно уникальная запись.


Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин в Ижевске, 22 апреля 1979 года


Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин и Леонид Филатов, Тбилиси, 21 сентября 1979 года. Фото Александра Саакова

Из дневников Валерия Золотухина. 1 февраля 1973:
Володя: «Я ужасно устаю на этих репетициях. Я нахожусь постоянно в жутчайшем раздражении. Ко всему меня раздражает шеф, меня раздражают артисты, мне их всех безумно жалко, я раздражаюсь на себя – ну на все. И дико устаю… Я ведь действительно сегодня уснул в возке… Лечу в Новокузнецк на три дня – 19 выступлений… Как я выдержу?»

Вы наверняка помните одну из знаменитых шуточных песен Высоцкого про «поезду в город»: слушать

На одном из концертов Высоцкий вспоминал, как эта песня родилась и благодаря кому: слушать (концерт во Дворце культуры «Фархад» в узбекском городе Навои. 27 июля 1979 года)

Читайте также:  Жалоба на чоп в прокуратуру


Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин в Алма-Ате, осень 1973 года

Из дневников Валерия Золотухина. 10 сентября 1975:
Высоцкий. Сколько нелепостей, глупостей. Сколько раз при мне его отпевали, хоронили всякими способами, отправляли черт знает в какие заграницы… За два часа до встречи в Риге с Высоцким, на съемках у Митты, мне сообщили достоверно, что он подавился рыбной костью… Я-то тихо радуюсь и надеюсь: долгую жизнь проживет Высоцкий.


Фрагмент из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», 1976 год

Золотухин стал свидетелем рождения еще одной великой песни.
Все в той же избе, где не было занавесок, но была лампа в 500 свечей. Высоцкий все спрашивал Золотухина, как деревенского жителя, чем банька по-белому отличается от баньки по-черному. Золотухин рассказывал, Высоцкий запоминал.


На съемках фильма «Хозяин тайги», 1968 год

Все лето 1967-го, пока снимался «Хозяин тайги», они парились в самых разных сибирских банях.
А однажды ночью Высоцкий разбудил Золотухина и спел вот эту песню: слушать (Высоцкий поет «Баньку» вместе с Золотухиным в гостях у Вениамина Смехова. 1971 год)


Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин на съемках фильма «Хозяин тайги», 1968 год

Из дневников Валерия Золотухина. 25 апреля 1977:
Володя грустный: «Когда уж совсем конец, думаешь: ну и хрен с ним. Легко становится… Но когда выкарабкался, начинаешь болеть месяц, два, думаешь: зачем столько времени потерял? Стоять за конторкой и писать, и больше ничего… У меня уже это не получится».


Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин в спектакле «Десять дней, которые потрясли мир», декабрь 1976 года

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Сергея Бунтмана и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Петракова, Олега Васина, Валерия Басина, Игоря Рахманова и Александра Ковановского.

Из дневников Валерия Золотухина. 17 июля 1980:
А там Высоцкой мечется в горячке. 24 часа в сутки орет диким голосом, за квартал слыхать. Так страшно, говорят очевидцы, не было еще у него.

Владимир Высоцкий, «Мне каждый вечер зажигают свечи…»: слушать (исполняет Валерий Золотухин)


Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», 1976 год


Автограф Валерия Золотухина — Олегу Васину


Валерий Золотухин. Фото Андрея Шарунова

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Олега Васина, Сергея Алексеева, Александра Петракова и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных и Ольги Тралле.

Неизвестное домашнее исполнение, 1968 год:

Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.

Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.

В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В. С. Высоцкого.

Авторский коллектив ТО «Ракурс» будет признателен всем желающим поддержать новые проекты, открывающие для широкой аудитории зрителей и слушателей в России и за рубежом неизвестные страницы жизни и творчества Владимира Высоцкого.

luiza7

Высоцкий, Золотухин и принц Гамлет

В последнее время, меня довольно часто спрашивают о том, что я думаю об истории с Владимиром Высоцким, Валерием Золотухиным и спектаклем "театра на Таганке" "Гамлет".
Спрашивают, почему же, всё-таки, Высоцкий, по моему мнению, перестал считать Золотухина своим другом? Что случилось? Новый всплеск интереса к этому вопросу понятен – он вызван кончиной основателя "театра на Таганке" Юрия Петровича Любимова и последовавшей публикацией видео и интервью великого режиссёра.

Отвечаю всем и сразу. Я уже говорила, что библиотека нашего родственника, Виктора Яковлевича, значительная часть которой, после его смерти, переехала к нам, была одной из библиотек, которой Высоцкий пользовался.
Понятное дело, что многие из прочитанных Владимиром книг, мы обсуждали. Конечно, мы обсуждали пьесы Шекспира. Но, не "Гамлета". Муж читал эту пьесу, будучи взрослым, но, она ему не особо запомнилась. Я же прочитала "Гамлета" в очень раннем, детском возрасте, когда читала всё, что попало. И ничего не поняла. Сумасшедший, борьба за власть, сплошные убийства – всё это вызвало у меня сильное отторжение. На спектакль "театра на Таганке" "Гамлет" мы не ходили.
Высоцкий, который знал и понимал меня, во многом лучше, чем я тогда себя, много раз говорил, что я должна прочитать эту пьесу и во взрослом возрасте. Но, мне не хотелось.

Тем не менее, когда до нас дошли разговоры о ссоре Высоцкого с Золотухиным, которого бард считал своим другом, из-за роли принца Гамлета в одноимённом спектакле, мой муж спросил Владимира о об этой истории. Я при этом присутствовала.
Диалог был примерно таким:
– Что у тебя за история с Золотухиным и "Гамлетом".? Говорят, что он тебя предал.
– Нет, Валера меня не предавал. Он предал самого себя
– Каким образом?
– Он знал, что не потянет Гамлета, и взялся за эту роль. Он бы её испортил.
– Но, у него могло быть другое мнение.
– Нет, я ему объяснял, почему он бы её испортил.

Читайте также:  Кражи в супермаркетах видео

Мы с мужем поняли, что Золотухин поменял мнение о своих возможностях, а Владимир это осудил, руководствуясь очень жёсткими профессиональными требованиями. Требовательность Высоцкого, в профессиональном плане, была известна. О том, что Высоцкий так и не помирился с Золотухиным, мы очень долго не знали. Да нас это, особо и не интересовало.

Всё изменила передача Эльдара Рязанова, посвящённая Владимиру Высоцкому, через несколько лет после его смерти.

Артист Вениамин Смехов, в этой передаче, практически, сказал, что Золотухин, в отличие от других артистов, которым Любимов тоже предлагал роль Гамлета, предал своего друга, согласившись сыграть принца датского. Это уже было слишком. Спектакль ставился под Высоцкого, люди шли в театр "на Высоцкого", и, при малейшей неудаче, освистали бы дублёра. Если бы ещё, вообще, пошли на этот спектакль без участия Владимира. По нашему мнению, все артисты, которым предлагалась эта роль, кроме Золотухина, побоялись риска.
И потом, Высоцкий чётко сформулировал, что Валера его не предавал, а предал себя, то-есть, неправильно рассчитал свои силы. Согласитесь, что между "неправильно рассчитал свои силы" и "предал" – дистанция огромного размаха. Ещё, нам с мужем не понравилось в передаче Эльдара Рязанова очень некорректное высказывание о Высоцком Евгения Евтушенко.
Поэтому, мы написали письмо с опровержением того, что считали недостоверным. И муж отнёс его в "Огонёк". Но, в "Огоньке" отказались печатать письмо.
Больше мы ничего сделать не могли, хотя и понятно было, что Золотухина опять будут обвинять в том, в чём сам Высоцкий его не обвинял. Так оно и получилось. Я потом это в дневниках Золотухина прочитала.

Я же решила, наконец, перечитать "Гамлета", чтобы понять, почему же Володе роль принца была так дорога , что он, из-за неё, поссорился с другом. Я открыла пьесу и сразу почувствовала, насколько эта пьеса для меня. Насколько это про мысли и чувства самого Шекспира. И насколько это про Владимира Высоцкого.
Оказалось, что пьеса, вовсе, не об обычной борьбе за власть дяди и племянника, что это гимн учению современных Шекспиру гуманистов. Его пропаганда. А принц Гамлет, не рефлексирующий интеллигент, как выдумывают всякие-разные критики, а гармонично развитый человек, с такой волей и такой системой ценностей, которую не могут сломить никакие обстоятельства.

"Соединенье знанья, красноречья и доблести". Разве это не о Высоцком?

"вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя" – разве это не мог сказать о себе Владимир?

"Двух тысяч душ, десятков тысяч денег Не жалко за какой-то сена клок!" – разве не так думал бард-гуманист ?

Мог такое сказать о себе Валерий Золотухин? При всём моём уважении к этому хорошему артисту, нет и нет. Он и сам это сознавал. Прочитайте его дневники. Как только Золотухину предложили роль Гамлета, ему сразу стали льстить, говорить, что он, для этой роли, ничуть не хуже Высоцкого, а, может, даже и лучше. Интересно, что Высоцкий, в своё время, отказался от роли, которая ему очень нравилась, потому что считал, что она Золотухину идеально подходит. И радовался за друга.
Из дневников Золотухина я поняла ещё одно. Какой-то косвенный элемент бытового предательства, всё-таки был. Ну, мне так кажется.
Золотухин поменял мнение о своих актёрских возможностях под действием лести и принижения Высоцкого. . А это, наверное, не очень по-дружески, слушать, как говорят невесть что о твоём друге. И молчать.
При безобразном поведении артистов Таганки за границей по отношению к Любимову, которое нельзя оправдать ничем, Валерий Золотухин, как-то промолчал. Если это не так, прошу меня простить, мне не известно ни о каких его действиях по пресечению безобразия. Высоцкий никогда бы не вёл себя так. Я не знаю подробностей многолетнего конфликта артистов с маэстро, но такого дикого позора за рубежом, Владимир Высоцкий постарался бы не допустить. Это точно.

Не так давно была передача о Высоцком. Достаточно откровенная. Я из неё узнала много нового о детстве Володи. Там три его жены сказали, что Высоцкий для них живой до сих пор. Но, это самые близкие барду люди. Удивительно то, что Высоцкий остаётся живым даже для людей, общавшихся с ним только пару раз. Я это много раз слышала.

И это потому, что у Высоцкого был такой дар понимания людей, сопричастности к их жизни, сопереживания, что люди сразу ощущали барда своим, близким человеком. Без всякого пуда соли. Они ему, сразу, дарили доверие.
В этом, кстати, один из секретов популярности Высоцкого. Ведь он, в своих песнях, пел от лица самых разных персонажей. Зачастую, совсем на него не похожих. А люди считали, что он поёт про себя. Фронтовики считали его фронтовиком, а скалолазы скалолазом. Какое же для этого нужно было понимание и чувство сопричастности.

"Гамлет" же – пьеса, созвучная внутреннему миру самого барда. Словами Гамлета он мог поведать людям очень многое о себе и том, что было для него ценным и главным.

Пьеса "Гамлет" – самая концентрированная по содержанию из всех пьес, которые мне известны. Её не очень просто понять людям, которые резко отличаются от главного героя. У которых другая система ценностей, другая стойкость и т.д . Они начинают выдумывать. Наверное, винить за это людей нельзя.
Поскольку в "театре на Таганке", после смерти Высоцкого, не осталось людей, равновеликих великому произведению и народному барду, Юрий Любимов больше не включал "Гамлета" в репертуар.
А вот теперь, в "театре на Таганке не осталось великих. Вообще.
Вечная им память!

ИМХО!

Комментировать
5 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
No Image Советы юриста
0 комментариев
Adblock detector