Заключение психолога на мсэ

Специфика и характер проведения психодиагностического обследования определяется, прежде всего целями и задачами, которые решаются при направлении на медико-социальную экспертизу:
– определение группы инвалидности, потребностей инвалида в различных видах социальной защиты;
– разработка рекомендаций по психологической реабилитации при составлении ИПР (индивидуальной программы реабилитации), включая оценку их эффективности.

К более конкретным задачам следует отнести:
– оценку состояния интеллектуально-мнестических функций, в первую очередь высших психических функций( функций памяти,активного внимания, мышления);
– оценку состояния эмоционально-волевой и мотивационной сферы, прежде всего ведущих мотивов, особенностей эмоциональных реакций и состояний,способности к волевым усилиям;
– оценку особенностей личности (оценка системы отношений и направленности личности, ценностных ориентаций,отношения к собственному«я», характерологических черт);
– оценку профессиональных интересов, склонностей и способностей, для разработки рекомендаций по ИПР (индивидуальной программе реабилитации);
– оценку отношения к заболеванию (внутренняя картина болезни);
– оценку психологического аспекта реабилитационного потенциала(реабилитационный потенциал личности).

Из представленных задач следует, что психологическая диагностика, а следовательно и психологическое заключение, должно разносторонне отражать психическое состояние, психологический статус обследуемого, позволять выявить расстройства, нарушения психической деятельности, оценить индивидуальные особенности «сохранных» психических функций, с обязательной оценкой психических свойств патопсихологического и психологического регистра. При этом следует разделять, что оценка свойств патопсихологического регистра важна для реабилитационной и экспертной оценки, оценка психологического регистра важна для планирования индивидуальных реабилитационных мероприятий.

Методический аспект технологии проведения психодиагностики при направлении на МСЭ требует оптимального подбора диагностических методов, помогающих решению задач. Во-первых, экспертно реабилитационная диагностика должна позволять оценить широкий спектр психических функций, свойств и качеств освидетельствуемого, оценить его адаптивные возможности относительно различных видов жизнедеятельности. Во-вторых, необходимо учитывать специфику пациентов обращающихся для направления на МСЭ, характерной особенностью является их «заинтересованность» в получении или сохранении группы инвалидности. Это предполагает сознательное (или бессознательное) «снижение» пациентом своих психологических возможностей, стремление усилить имеющуюся патопсихологическую симптоматику. Необходимо отметить, что не все методики имеют хорошую защищенность от неискренности обследуемого, и при проведении психологической диагностики нужно использовать дублирующие по направленности оценки экспериментальные методики. Исходя из целей и задач экспертно реабилитационной диагностики выделяют три варианта ее проведения:
а) первичная, углубленная диагностика – осуществляется в том случае, когда отсутствуют какие-либо психодиагностические данные;
б) вторичная психодиагностика – может проводится в том случае, если имеющиеся психодиагностические данные «устарели» и имеет место вероятность изменений психического состояния.

После окончания этапа экспериментально-психологического обследования, следует этап обработки и анализа полученной диагностической информации.

Интерпретация результатов осуществляется относительно успешности субъекта в том или ином виде деятельности, критериев ограничений жизнедеятельности, в качестве показаний к тем или иным видам психологической реабилитации. Резюмирующим в работе психолога является:
– заключение, в котором должно быть отражено состояние основных психических процессов (внимание,память,мышление, восприятие) ,характер изменения (не изменены, изменены по астеническому, органическому,невротическому типу); динамика психической деятельности; личностные изменения (включая внутреннюю картину болезни и мотивационную сферу); трудонаправленность; социально-бытовой статус; психологический реабилитационный потенциал; психологический прогноз. Важным моментом при формировании заключения является отражение необходимости в консультации другими спе-циалистами, в частности психиатром.

В.Э.Бэкман, НДЦ клинической психиатрии

Медико-социальная экспертиза МСЭ

Медико-социальная экспертиза – отдельный вид медицинской экспертизы (раньше называлась – Врачебно-трудовая экспертная комиссия, ВТЭК).

Но дело не только в смене названия: была Врачебно-трудовая экспертная комиссия, стала Медико-социальная экспертиза. У МСЭ более широкое поле деятельности, более широкий круг вопросов, которые приходится решать.

Если ВТЭК устанавливала наличие, причины и степень инвалидности, постоянную или временную потерю трудоспособности, то в деятельности МСЭ, помимо этого, больше внимания стало уделяться реабилитации инвалидов. Специалисты МСЭ теперь занимаются и вопросами социальной составляющей жизни инвалида: каково благосостояние, в каких жилищных условиях проживает, сколько человек на иждивении, какова возможность выполнения той или иной работы, трудоустройства и т.д.

Читайте также:  Может ли обэп прийти домой

Если раньше освидетельствование проводили врачи-эксперты: хирург, невропатолог и терапевт (в случаях с детьми еще и педиатр), то теперь к ним добавился еще и реабилитолог. Помимо этого в штате МЭС появились психолог и специалист по социальной работе. Они как раз и принимают участие в работе комиссии с целью определения психо-эмоционального состояния человека, и социальных условий, в которых он находится.

Конкретно указывается, как и кем можно трудоустроиться, какие специальности не противопоказаны, указываются лекарственные средства и вспомогательные средства адаптации: протезы, костыли, трости и т.д.

Кроме того, специалисты МСЭ изучают уровень и причины инвалидности населения, постоянно контролируют и по необходимости проверяют жилищные условия и условия труда инвалидов.

Медико-социальная экспертиза осуществляется с целью определения потребностей человека в мерах социальной защиты и реабилитации, при оценке ограничений жизнедеятельности, обусловленных стойкими расстройствами функций организма.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Значение психологического аспекта психологической трудовой экспертизы постоянно возрастает.

Ø Во-первых, в связи с увеличением числа лиц, проходящих этот вид экспертизы, из-за продолжающегося ухудшения социально-экономического положения и экологической обстановки в стране и,

Ø во-вторых, в связи с пониманием этого вида экспертизы как одного из основных звеньев и этапов социально-трудовой реабилитации.

Психолог должен оценить, насколько человек, переболевший определенной болезнью или не до конца выздоровевший, сохранен в психическом плане, не оставила ли болезнь следов в психике.

Помимо этого психолог определяет, например, отклонения в психической сфере вследствие ДЦП, черепно-мозговых травм, инсульта, а врач-реабилитолог разрабатывает индивидуальную программу реабилитации (ИПР) или программу реабилитации пострадавшего (ПРП).

При МСЭ наиболее важным аспектом деятельности клинического психолога является:

ü получение объективных данных для функционального диагноза, составляющего основу экспертного заключения.

ü определение профессиональных возможностей и рациональное трудоустройство, адекватно ориентированное профессиональное обучение, являющееся существенными факторами восстановления.

Как и в других случаях функциональной диагностики, психолог в своем заключении обращает внимание не только на пораженные, но и на сохранные функции в той или иной трудовой деятельности.

Важную роль играет:

Ø оценка выносливости в труде, быстроты и характера утомляемости, лабильности волевого усилия.

Ø изучение социально-трудовых установок больного, индивидуальных склонностей.,

Ø учет отношения больного к своему заболеванию,

Ø субъективная оценка им степени своих трудовых возможностей,

Ø отношения больного к известным ему профессиям,

Ситуация врачебно-трудовой экспертизы в психологическом плане значительно отличается от обычной лечебно-диагностической ситуации «врач – больной», обращают внимание на следующие ее особенности:

1) установку индивида, проходящего экспертизу;

2) установку самого эксперта;

3) особенности контакта в процессе экспертизы при вынесении экспертного заключения и даче трудовых рекомендаций.

Поскольку экспертиза трудоспособности, помимо медицинской, всегда имеет и психосоциальную направленность, то отношение к ней и установки не только свидетельствуемого, но и эксперта имеют также выраженный социальный характер.

Установки свидетельствуемого могут быть направлены не только на улучшение своего физического состояния, но и на повышение социально-психологического статуса (признание инвалидом войны или установление связи инвалидности с трудовым увечьем).

Читайте также:  Измена русских жен в турции

С другой стороны, признание (или непризнание) свидетельствуемого инвалидом влечет за собой комплекс психологических стрессовых факторов, которые могут приводить его к состоянию фрустрации, потере перспективы, изменению самооценки и уровня притязаний личности.

Психолог – эксперт должен особенно подчеркнуть социально-психологические последствия установления группы инвалидности. Это может иметь значение на дальнейших этапах социально-трудовой реабилитации.

Особую роль, играет психотерапевтический подход и психологический контакт с освидетельствуемым при вынесении экспертного заключения и трудовых рекомендаций.

Тщательный анализ ценностных ориентаций, отношений, мотивов поведения, личностных особенностей человека, проходящего экспертизу, позволяет вскрыть –

Ø неосознаваемое, недостаточно осознаваемое, например, при «бегстве в болезнь» пациента с неврозом или

Ø вполне осознаваемое установочное поведение: аггравация, симуляция, диссимуляция).

Психолог должен помочь так провести экспертизу, чтобы, с одной стороны, соблюдались права, гарантированные больным и инвалидам со снижением трудоспособности Законодательством, но, вместе с тем, чтобы удовлетворение интересов больного не осуществлялось за счет общества.

Заключение психолога, участвующего в экспертизе трудоспособности, должно содержать данные о нарушенных и сохранных функциях, с точки зрения возможностей компенсации дефекта в условиях выполнения прежней работы (с определенными проф. рекомендациями или при переобучении).

Учитывая значимость результатов патопсихологического исследования, психолог должен быть чрезвычайно осторожен и объективен, подкрепляя все свои выводы надежными экспериментальными фактами.

Теоретически и практически, психологическая трудовая экспертиза выходит за рамки клинической психологии, являясь разделом самостоятельной отрасли психологии – психологии труда.

Существует и другая тенденция – сузить понятие врачебно-трудовой экспертизы. Так, медицинскую проф. консультацию не считают частью врачебно-трудовой экспертизы, хотя и признают ее большое значение и связь с психологией труда.

Дата добавления: 2015-10-09 ; просмотров: 3098 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) – это определение в установленном порядке потребностей свидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. [5, Статья 7] Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности на основе анализа клинических, социальных и психологических данных свидетельствуемого.[1, с. 19] Психологи в штатный состав бюро МСЭ были введены с 1996 г.[4, п.13]

При работе в бюро МСЭ общего профиля психолог часто встречается с цереброваскулярными и другими заболеваниями головного мозга и их последствиями. Такие больные наблюдаются у невролога и лечат в основном двигательные и речевые нарушения. Но, как известно, мозг отвечает не только за двигательную и речевую активность, но и мыслительную деятельность. Неврологи не всегда могут правильно оценить нарушение когнитивной и эмоциональной сферы. А к психиатру такие больные чаще всего не хотят обращаться. В нашей стране, почему-то, это считается постыдным. Часто слышишь от людей – «Я не псих, что бы идти к психиатру, а тем более лечиться в психоневрологическом диспансере». Вместе с тем, у больных этой группы часто наблюдаются органические или астенические нарушения психических процессов и расстройства личности. Такие как снижение памяти, внимания, изменение мышления и эмоций. И с такими нарушениями может помочь справиться именно психиатр и психолог.

Обращаясь в бюро МСЭ после острых нарушений мозгового кровообращения (ОНМК), черепно-мозговых травм (ЧМТ) и других заболеваний головного мозга свидетельствуемые чаще всего приносят формальное заключение психиатра, без подтверждения диагноза в стационаре. При этом нарушения в когнитивной сфере часто бывают более выраженными, чем статодинамические и речевые. И развернутое, подтвержденное в стационаре заключение психиатра может дать возможность получения более высокой группы инвалидности и адекватных мер социальной защиты.

Читайте также:  Возьмут ли в полицию с тату

Чем же занимается психолог в бюро МСЭ.

В первую очередь, это выявление нарушений со стороны психических процессов – памяти, внимания, мышления, эмоций, воли.

При этом указывается:

  • тип изменений (если изменены): астенический, органический;
  • по возможности стойкость выявленных нарушений;
  • обязательно степень выраженности выявленных нарушений. [3, с 6]
  • Также психолог проводит анализ личности больного:

  • Выявление отклонений от нормы личностных структур (различные девиации личности) или ее патология (умственная отсталость, психопатия и психопатоподобные расстройства). [2, с. 53]
  • Оценка реабилитационного потенциала личности, его интеллектуальной (по состоянию психических процессов), эмоционально-волевой и мотивационной составляющих. Человек должен все свои ресурсные возможности направить на реабилитацию, а этого нельзя сделать без анализа личности.
  • Определение адекватно личность реагирует на «жизнь в ситуации болезнь» или не адекватно ситуации болезни (неврозы и неврозоподобные состояния). [2, с. 80]
  • Выявление возможных элементов установочного поведения, особенно при исследовании состояния когнитивных процессов.
  • В своей работе психолог использует психобиографический метод, клинико-психологическое наблюдение и экспериментально-психологическое обследование (ЭПО). [3, с.4] И если первыми двумя методами пользуются и врачи, то ЭПО владеет только психолог, а оно дает возможность более объективно оценить структуру и степень выраженности нарушений когнитивной сферы, интеллектуального снижения или недостаточности, эмоционально-личностных расстройств.

    В бюро МСЭ после обследования больного психологом, решается вопрос о необходимости осмотра свидетельствуемого психиатром. Такая необходимость возникает, если выявленные изменения носят умеренный или выраженный характер. Полученные психологические данные о состоянии психических процессов и личности, заключение психиатра обсуждаются коллегиально членами бюро МСЭ. Если полученные данные значимы для экспертного решения, они трансформируются в клинический синдром с указанием его стойкости, степени выраженности, варианта и вносятся в развернутый функциональный клинико-экспертный диагноз.

    Таким образом, наличие психолога в бюро МСЭ позволяет более полно обследовать больного и выявить нарушения психических процессов и личности, которые могут значительно ограничивать жизнедеятельность человека. А при незначительных нарушениях обходиться без осмотра психиатра, что упрощает освидетельствование и позволяет избежать такой дополнительной психотравмирующей ситуации как психиатрическое обследование.

    Еще одна важная функция психолога в бюро МСЭ это участие в психокоррекционных мероприятиях: формирование оптимального контакта, коррекция состояния фрустрации, профориентация, коррекция неадекватных мотивов и установок и т.д.

    Подводя итоги, хочется отметить, что наличие психолога в составе бюро медико-социальной экспертизы повышает диагностические возможности МСЭ за счет психологических знаний и методов обследования человека. Специфические диагностические методы, позволяющие с достаточной долей объективности оценить нарушение психических процессов и состояний человека, и психокоррекционные мероприятия помогают решить задачи, поставленные перед медико-социальной экспертизой.

    1. Войтенко Р.М. Социальная психиатрия с основами медико-социальной экспертизы и реабилитологии // Руководство для врачей и психологов. – СПб.: ИКФ «Фолиант», 2002. – 256 с.
    2. Войтенко Р.М. Клинико-экспертная психология // Руководство для клинических психологов и врачей. – СПб.: 2010. – 260 с.
    3. Войтенко Р.М., Саковская В.Г., Филиппова М.П. Изменения психических процессов и методы их исследования. Значение в МСЭ. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Айсинг, 2014г. – 44 с.
  • Постановление Правительства Российской Федерации «Примерное положение об учреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы» от 13.08. 1996 г. № 965 (с изм. от 21.09. 2000 г.).
  • Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ, №181-ФЗ, от 24.11.1995 г.
  • No related posts.

    Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.