Работа с приемными семьями

Социально – педагогическая работа с приёмной семьёй.

В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX века только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это им выплачивались деньги из казны. В последующем устройство детей-сирот на воспитание в семью существовало в различных формах – как в дореволюционной России, так и после 1917 г., в РСФСР.

В послевоенный период в РСФСР передача детей на воспитание в семьи стала нечастым явлением из-за отсутствия возможности у государства оказывать материальную помощь

В течение последнего десятилетия практика передачи детей, утративших родительское попечение, на воспитание в семью стала возрождаться, первоначально в виде создания детских домов семейного типа, в т. ч. на основе крестьянских (фермерских) хозяйств. В конце 80-х – начале 90-х гг. около 400 российских семей из разных регионов страны по собственной инициативе приняли на воспитание более 2,5 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако окончательно вопрос об образовании приемных семей и их правовом статусе был решен только с принятием Семейного кодекса Российской Федерации, в ст. 123 которого определено, что приемная семья является одной из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью)

Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ.

Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей.

Приемными родителями на практике чаще всего выступают супруги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения как со взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни

Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей.

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей:

– дети, родители которых неизвестны;

– дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

– дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

– дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

– лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

– лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

– отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

– бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;

– лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.

приемные родители ребенка имеет право и обязаны:

– воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

– заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;

– вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных Семейным Кодексом.

Они являются законными представителями приемного ребенка (ребенка находящегося под опекой (попечительством)) защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий. Их права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).

Опекуны и попечители, приемные родители вправе помещать детей в образовательные учреждения на общих основаниях.

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению прилагается пакет документов.

Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей.

Формы и методы работы социального педагога с приемной семьей

Диагностика семьи – постоянно присутствующий элемент деятельности социального педагога. Учитывая сложность проблем которые переживает современная семья, постоянную изменчивость ее структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи.

Социально-педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе тактических решений.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов

В деятельности социального педагога используется также надзор, такие его формы, как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный). Официальный надзор – это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц. Неофициальный (неформальный) социальный контроль (в данном случае правильнее использовать именно этот термин) представляет собой не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает активных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста

Семейное консультирование представляет собой оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье. В отличие от социально-психологического консультирования, в данном случае супружеские проблемы и психология семейных взаимоотношений не являются предметом анализа.

В отличие от индивидуального консультирования, при семейном консультировании социальный педагог работает либо с семьей в целом (членами семьи), либо выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместной встречи

Общеизвестно, что воспитательный потенциал семьи складывается из биологического, психологического, экономического и социального компонентов.

При организации работы с семьей важен следующий принцип: любая система стремится к неизменному самосохранению. Это осложняет оказание влияния на семью извне, заставляет каждого, кто стремится искренне помочь ей в разрешении проблем, делать это не «огнем и мечом», а очень осторожно. В противном случае семья или не идет на контакт со специалистом, или «выбрасывает интервента» из своего поля существования (системы).

социально педагогическая помощь и сопровождение приемных семей

Начало сопровождения приёмной семьи с момента принятия будущими приёмными родителями решения о воспитании ребёнка в семье.

Это один из самых ответственных моментов в работе с приёмной семьёй, позволяющий, оценить, как будущий процесс включения ребенка в семью будет оказывать влияние на характер функционирования семьи, изменять её.

Читайте также:  Уличная торговля в москве

Ребенок, попадая в приёмную семью, взаимодействует не просто со взрослыми, которые занимаются его воспитанием, но и строит отношения со всей семьей в целом, т.е. имеет дело уже с системными семейными процессами. Поэтому, считается распространенной ошибкой в процессе социально-педагогического сопровождения приемной семьи выдвижение на первый план матери или приемных родителей, т.е. преимущественная концентрация на детско-родительских отношениях при игнорировании роли семьи как системы, характеризующейся определенной структурой и изменяющейся со временем. По сути, ребенку необходимо адаптироваться к особенностям функционирования семейной системы, как целого. В процессе адаптации семья пытается изменить ребенка, приспособить его к требованиям семейной системы. Но и она, в свою очередь, не в состоянии избежать изменений, несмотря на свое сопротивление им, и либо должна переструктурироваться, либо отвергнуть ребенка.

Социально-педагогическое сопровождение приёмной семьи более целесообразно проводить с учётом её поэтапного развития, то есть на всём протяжении её существования. Такой подход позволяет, с одной стороны, способствовать развитию гармоничных отношений в семье, решать сопутствующие проблемы, преодолевать кризисы, возникающие у приёмной семьи, а с другой, отслеживать стратегию её развития и прогнозировать возможные трудности.

Встречаясь с различным спектром задач, приёмные родители не всегда в состоянии самостоятельно решить их. Они нуждаются в профессиональной помощи, поддержке. Для многих из родителей крайне насущной является проблема собственных страхов перед приемными детьми, догматичность собственных педагогических установок.

Зачастую образ ребенка, восприятие присущих ему психологических качеств, характера, темперамента, склонностей, физических особенностей «зашумляется», делается неточным, недифференцированным, грубо оценочным в основном за счет постоянно сопровождающего родителей страха, что у ребенка «неблагоприятный генофонд», плохая наследственность.

Как альтернатива замещающей профессиональной семьи появляется «приемная семья», где воспитание детей-сирот признается профессиональной деятельностью, и приемный родитель получает социальные гарантии педагога независимо от уровня образования, а семье делегируется юридическая ответственность за ребенка на время его воспитания.

Знание социальным педагогом представлений о содержании и формах оказываемой помощи является первым компонентом в модели социальных действий с семьей.

Изучение семьи и каждого ее члена как индивида (личности) строится на обязательном составлении характеристики микрорайона (в ней отражены все сущностные характеристики каждого жителя – его возраст, профессия, образование, интересы и т.д.), на основе получаемой обширной информации путем ознакомления с первичными материалами — личными делами учащихся (членов семьиВторой компонент социальных действий с семьей на этом этапе предусматривает после составления характеристики микрорайона провести изучение положения личности в семье и семьи-системы.

Для определения наличия в семье конфликтных структур можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и посредством работы с приемными родителями.

Выделяют следующую поэтапную технологию социального – педагогического сопровождения замещающей семьи.

Этап 1. Информативно-аналитический (срок до 1 месяца)

Ключевым событием данного этапа является сбор информации о кандидатах в приемные родители.

Работа начинается с поступления заявления от кандидатов в приемные родители о намерении создать для ребенка замещающую семью.

Деятельность на информационном этапе осуществляется по двум направлениям:

Социальное, которое осуществляет социальный педагог учреждения. В его функции входит сбор подробной информации о заявившейся семье с целью изучения социальной ситуации развития семьи.

Помимо этого проводится социально-педагогическое обследование условий проживания, по результатам которого составляется акт.

Психологическое, ведущая роль которого отводится психологу учреждения. Психолог проводит:

Диагностическую беседу с целью установления мотивов создания замещающей семьи, определения отношения членов семьи к появлению нового участника их жизни, выявляет возможные риски при передаче ребенка на воспитание в замещающую семью;

Психологическое обследование членов семьи с целью составления «портрета» семьи;

По результатам своей деятельности специалисты делают заключение о возможности создания замещающей семьи. Кандидаты в замещающие родители информируются о решении специалистов и в случае благоприятного заключения работа переходит на следующий этап.

2 этап. Подготовительный (может занимать от одного до трех и более месяцев).

Ключевые события этого этапа:

– подготовка кандидатов в замещающие родители

– подбор и подготовка ребенка для передачи на воспитание в замещающую семью.

3 этап. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи.

Ключевое событие этого этапа заключается в оказании замещающей семье всесторонней помощи.

Адаптация детей в замещающей семье сталкивается со множеством психологических проблем.

Определяются проблемные зоны приемной семьи:

Особенности развития кровных детей в условиях приемной семьи, их эмоционально-личностное благополучие и развитие.

Психологическая совместимость или несовместимость приемных детей и родителей-воспитателей, приемных и кровных детей.

Проблема вхождения приемных детей в семью, когда длительность процесса предполагает перестройку взаимоотношений в семье, смену социально-психологических ролей в семье.

Проблемы супружеских взаимоотношений.

Помощь и поддержка специалистов в этих ситуациях является крайне необходимой и должна оказываться регулярно и своевременно.

Сопровождения замещающей семьи строится по направлениям:

консультативное (индивидуальное консультирование по возникающим проблемам);

коррекционное (коррекционно-развивающие занятия с ребенком);

диагностическое (выявление причины возникновения проблемы);

юридическое (правозащита интересов ребенка и семьи (в случае возникновения проблем юридического характера, связанных с воспитанием приемного ребенка));

социальных (защита прав и интересов ребенка в замещающей семье, сохранение социальных гарантий).

Особенности социально-педагогического взаимодействия социального педагога с приемной семьей

Социально-педагогическая деятельность, как и любой тип деятельности, определяется целью, субъектом и объектом деятельности, ее функциями, методами и способами организации этой деятельности. Целью социально-педагогической деятельности с приемной семьей является – нормальное воспитание и развитие ребенка в семье. В качестве субъектов деятельности выступают социальный педагог и другие специалисты, как было сказано выше. Объектом деятельности выступает ребенок в приемной семье.

Воспитание ребёнка в семье, тем более приёмного, непростая задача. Его воспитание должно стать профессиональным делом. Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения. Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе.

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение приемных детей – важное условие, которое может помочь детям-сиротам стать благополучными людьми, достойными гражданами. Во многом нормальное развитие приемных детей в приёмных семьях проходит благодаря личности педагога, который курирует семьи, его умению строить доброжелательные отношения, толерантности и профессиональной компетентности.

Как важно нужные слова,

нам вовремя сказать,

тому, чья кругом голова

и кто не может спать…

Я работаю психологом в отделе социально-психологического сопровождения и вся моя работа связанна с оказанием именно психологической помощи замещающей семье, а в особенности приёмным и подопечным детям.

Психологическая помощь детям имеет свои особенности оказания в зависимости от возраста, особенностей жизненной ситуации ребёнка, состояния здоровья, наличия или отсутствия определённого жизненного и социального опыта, такую помощь оказывает психолог или психотерапевт.

Семья является важнейшим фактором социализации и развития ребёнка. Именно в ней ребёнок получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений, становится субъектом самовоспитания. В тоже время семья может быть фактором, негативно влияющим на процесс личностного развития ребёнка. Внутрисемейные конфликты, низкий материальный статус семьи, негативное отношение родителей к воспитанию детей, насилие и жестокость, являются психотравмирующими факторами развития детей.

Именно с такими детьми я сейчас работаю – это дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей. Очень часто такие дети, лишившись семьи, испытывают сильный стресс, чувство страха, неопределённость. Травмирующими событиями для детей являлись: смерть родителей или одного из них, несчастные случаи, эмоциональные травмы отношений, конфликты в кровной семье, асоциальное поведение родителей, которых потом лишают родительских прав.

Важно понимать, что эта категория детей нуждается в психологической помощи и коррекции, так как последствия психологических травм очень большие (расстройство аппетита, нарушение сна, энурез, воровство, регрессивное, выраженное чувство вины, трудности сосредоточения и др.). Ребёнок, переживший психологическую боль, ведёт себя особенным образом.

Также должна вестись работа со всей замещающей семьёй. Дети чрезвычайно быстро погружаются в психологические состояния окружающих его членов семьи. Если все вокруг находятся в подавленном состоянии, то это искусственно продлевает психологическую угнетённость у детей. Если вокруг ребёнка родные постоянно обсуждают то, как он себя ведёт или поступает, не так как они хотели бы. То положительного результата никогда не будет, а некоторые дети ещё и специально будут себя вести ещё хуже. Также это отмечает и К.Г. Юнг в своей книге «Конфликты детской души», он говорит о том, что иногда сами родители являются главным источником неврозов у своих детей. Душевный мир ребёнка тесно сопряжён с миром душевных переживаний родителей, и он оказывает на ребёнка воздействие, но не всегда благоприятное.

Читайте также:  325 Ук рф подследственность

Книга Экслайн Вирджинии «Игровая терапия в действии (Дибс в поиске себя)» произвела на меня очень сильное впечатление. Когда я её читала несколько лет назад, мне было просто интересно, но когда я её прочитала не так давно, то испытала восторг и у меня была буря эмоций. Как психолог в своей работе я сталкиваюсь с такими детьми как «Дибс» и понимаю, как осторожно и бережно необходимо работать с такими детками. И родители не всегда готовы слышать правду о себе и своих детях, даже самую горькую. В этой книге меня потрясло то, что родители искали причины такого плохого поведения и развития своего сына только в нём самом. Хотя сами оказались очень дистантными, холодными, они не были готовы к рождению ребёнка и к изменению собственного уклада жизни. Чем и спровоцировали такое поведение ребёнка по отношению к ним и обществу. Хорошо, что оказался рядом психолог, который помог мальчику обрести душевное равновесие, уверенность в себе и способность эффективно взаимодействовать с окружающими.

Если рядом с ребёнком находится мама, которая все ещё «там» в прошлых пережитых событиях, то нужно подвести её к пониманию определённых действий для выведения ребёнка из ступора, что окажет позитивное воздействие и на неё. Если отцы, испытывая вину, пытаются задаривать ребёнка игрушками, то желательно обращать внимание отца на то, что ребёнку нужна не только такая забота, но и тактильная близость и доверительный разговор.

Психолог, который работает с ребёнком, должен быть эмпатийным человеком. Также обязательно должен быть как физически, так и психологически вынослив, чтобы быть способным вовремя мобилизоваться и оказать психологическую поддержку и помощь. Способность к саморегуляции своих собственных физических и психических состояний для него чрезвычайно значима, иначе он не сможет оказывать помощь другим людям. Желание помогать детям и семье в целом должно быть одновременно осознанным и глубоким.

Итак, сначала необходимо узнать клинический диагноз у родителей, установить контакт с ребёнком, настроить его на работу с психологом, диагностировать его состояние, и опираясь на это, выстраивать психокоррекционную работу.

Во время работы с такими семьями, а особенно при первой консультации я слышу такие фразы от детей: «Я не нужен им, оставьте меня в покое», «Я не хочу жить с ними, они меня не понимают и не любят» и т.д. А впоследствии после продолжительной психокоррекционной работы с ребёнком и семьёй появляются такие слова: «Я хочу жить с ними, они меня любят…». Такие фразы всегда очень приятно слышать.

В психологической работе с детьми всегда необходимо включать членов семьи, потому что их оценка поведения ребёнка является главным источником информации о ребёнке и о них самих.

Например, детям не всегда легко говорить о случившихся событиях, а как показывает мой опыт очень трудно. Поэтому от психолога требуются определенные усилия и создание атмосферы для откровенного рассказа ребёнка о случившемся событии.

Психологическая травма изменяет представления ребёнка о себе и о мире. Под угрозой оказываются ощущения безопасности и стабильности. Реакция детей на травмирующее событие зависит от тяжести ситуации, возраста детей, психологических особенностей, навыков умения справляться со сложными жизненными ситуациями.

Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в процессе психологического сопровождения семей.

Семьи, в которых воспитываются дети-сироты, живут под грузом многочисленных проблем. Это сложная внутрисемейная атмосфера, которая порой накаляется до предела и заканчивается фразой – «заберите его, я устала». Не каждый замещающий родитель оказывается способен принять ребёнка таким, какой он есть и адекватно реагировать на его особенности и проблемы, которые постоянно возникают в процессе их совместной адаптации к друг другу.

Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребёнка, достигается не сразу и не всеми родителями.

Одна из проблем – родители взяли ребёнка в замещающую семью и боятся сказать ему, что он не их кровный ребёнок. Они начинают придумывать всякие разные истории, вплоть до того, что «мы тебя потеряли в роддоме, поэтому у нас с тобой разные фамилии». Ребёнку или вообще ничего не говорят или вводят в заблуждение. А ребёнок чувствует, что что-то не так и не знает кто его настоящие родители, а иногда понимает и чувствует, что ему говорят неправду. И чему тогда учат родители своих детей – лгать и не говорить правду. Потом, когда ребёнок перенимает этот опыт и начинает сам говорить им неправду, то родители с обвинениями набрасываются на него. Бывают и такие случаи, когда дети знают всю правду о своих биологических родителях, но им приходится подыгрывать своей новой семье и играть в игры, создавая реальность того, что он ни о чём и не догадывается. О чём также пишет в своей книге Каролин Эльячефф «Затаённая боль». И здесь проявляется тонкое искусство оказания психологической помощи в первую очередь ребёнку, а потом и другим её членам.

Основной целью в психокоррекционной работе с замещающими родителями является формирование у них позитивного взгляда на ребёнка. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребёнком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант адаптации ребёнка в семье.

Своевременно оказанная психологическая помощь оптимизирует личностное развитие ребёнка и способствует снятию психологических проблем у самих родителей.

В результате психокоррекционной работы с замещающими семьями у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничество». У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребёнка, на значимость его особенностей, характера, мироощущения. Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребёнку.

Отношения родителей с ребёнком строятся на уважении его личности, удовлетворении потребностей с учётом его психоэмоционального состояния. Таким образом, воспитывая ребёнка, они дарят ему тепло, внимание и любовь. Родители внимательно выслушивают ребёнка, помогают ему в постепенном разрешении его проблем. Родители принимают индивидуальность ребёнка, одобряют проявления его самостоятельности, радуются его успехам. У ребёнка формируются адекватная самооценка, товарищеские отношения со сверстниками, чувство привязанности к близким и уважение к старшим. Родители активно участвуют в процессе развития ребёнка, коррекции его нарушений и социальной адаптации. Они вместе с ребёнком преодолевают трудности на его пути. Такая модель взаимоотношений формирует творческое сотрудничество между родителями и ребёнком. Такое взаимодействие позволяет создать необходимую почву для полноценного развития и воспитания ребёнка.

Также одним из важных направлений психологического сопровождения семей остаётся психологическая профилактика.

Важные моменты в процессе оказания психологической помощи детям: работа психолога с ребёнком должна сопровождаться присутствием и поддержкой семьи; раннее выявление проблемы позволяет избежать тяжёлых последствий; психологу необходима постоянная внутренняя готовность, сбалансированность, устойчивость.

Формы организации работы с замещающей семьей

Согласно проведенным исследованиям, присущая нашему обществу нестабильность влияет на современную семью, влечет за собой ослабление родительской функции. В современных условиях семья — главная и естественная защита ребенка — оказалась в кризисной ситуации, что привело к отрицательным последствиям: распаду каждого третьего брака, социальному сиротству детей.

Анализ зарубежного и отечественного исторического опыта социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, показывает, что наибольшую эффективность дает воспитание в замещающей семье, поскольку ему, в этом случае, присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения безопасности, защищенности ребенка.

Замещающая семья – форма семейного жизнеустройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации.

В настоящее время можно выделить следующие сложившиеся в России типы замещающих семей:

Семья усыновителей – наиболее перспективная и эффективная, так как именно здесь ребенок получает статус родного ребенка со всеми вытекающими правами и обязанностями в отношении себя и своих приемных родителей. Семьи опекунов /попечителей в связи с тем, что, как правило, при данной форме семейного жизнеустройства нуждающегося в защите ребенка предпочтение отдается кровным родственникам, что в свою очередь, способствует сохранению родственных связей. Приемная семья – форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора об их передаче на воспитание в семью, между органами опеки и попечительства и приемными родителями на определенный срок. При этом, ребенок не получает статус родного, со всеми вытекающими последствиями как для него, так и для приемных родителей. Патронатная семья, при которой ответственность за воспитание и развитие ребенка делится между тремя сторонами: органами опеки и попечительства, учреждением (детским домом, интернатом) и патронатными родителями-воспитателями. Что делает возможным оперативно регулировать отношения между приемным ребенком и замещающими взрослыми, предотвращать конфликты.

Читайте также:  Прием пищи в рабочее время

Целью замещающей семьи является обеспечение воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей или лишения их родительских прав, болезни или по другим причинам остались без родительского попечения, а также защита личных и имущественных интересов этих детей.

Замещающая семья призвана решать целый комплекс задач:

Создание благоприятных условий, способствующих развитию и социализации ребенка в рамках возрастной нормы. Подготовка ребенка к будущей самостоятельной деятельности. Расширение его социальных контактов, налаживание индивидуального общения взрослых с приемным ребенком как основание для всей последующей коррекционно – педагогической работы.

Сегодня в нашей стране отмечается тенденция к увеличению количества замещающих семей. Вместе с тем нередки случаи, когда замещающие родители из-за возникших проблем отказываются от ребенка, что приводит к такому негативному явлению, как вторичное сиротство.

Не зависимо от возраста взрослых, опыта предыдущего воспитания как своих, так и приемных детей, уровня образования и проживания характер затруднений типичен для всех категорий замещающих родителей: незнание особенностей развития детей, имеющих негативных опыт нахождения в биологической семье и в последствии, воспитывающихся в государственном учреждении; неготовность взрослых к трудностям и переменам в семье, которые возникают с появлением в ней нового члена; непонимание задач и целей воспитательной работы, которая является основной в деле адаптации депривированных детей в условиях замещающей семьи, не владение методикой коррекционной работы с такими детьми.

Следовательно, замещающие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того, чтобы полноценно реализовывать предписанные обществом функции.

Социальная работа с замещающей семьей должна быть направлена на решение повседневных проблем, крепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных ресурсов в социально-психолого-педагогическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

Исходя из этого, социальный педагог отделения «Сопровождение замещающей семьи» призван выполнять следующие функции:

    диагностическую, которая предполагает изучение особенностей замещающей семьи, выявление ее потенциалов; охранно – защитную, которая включает правовую поддержку замещающей семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод; организационно-коммуникативную, которая подразумевает организацию общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества; социально-психолого-педагогическую, предполагающую психолого-педагогическое просвещение членов замещающей семьи, оказание им неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж; прогностическую, подразумевающую моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи замещающей семьей в целом и приемному ребенку в отдельности; координационную, которая включает установление и поддержание связей, объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, органов опеки и попечительства, служб сопровождения замещающих семей, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб;

Конкретное содержание социальной работы с замещающей семьей в каждом отдельном случае обусловлено ее индивидуальными особенностями: структурой, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты. Тем не менее можно выделить ряд основных направлений социальной работы с замещающей семьей: диагностическое, профилактическое и реабилитационное.

Диагностика замещающей семьи предусматривает сбор и анализ информации о ней, приемном ребенке и других ее членах, выявление существующих проблем. Это длительный процесс, который не допускает непродуманных поступков и выводов. Диагностика подразделяется на первичную, углубленную и проблемную и осуществляется по двум направлениям: диагностика замещающих родителей и диагностика ребенка.

Для диагностики семейной ситуации развития могут быть использованы такие методы работы, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. Достаточную информацию для принятия решения, разработки коррекционных программ помощи дают шкальные, карточные, проективные, ассоциативные, экспрессивные методики. Много полезной информации специалист по социальной работе получает, применяя биографический метод и проводя анализ документации, касающиеся семьи и ее членов, их прошлого и настоящего, представлений о будущем.

На основании полученного диагностического материала можно составить социальную карту семьи, в которой будут содержаться сведения о ее членах, их возрасте, образовании родителей и детей, их специальностях, месте работы мужа и жены, доходах семьи; состоянии здоровья, жилищных условиях, основных проблемах взаимоотношения в семье. Причем важно, установить, к какому фактору группы риска ее можно отнести. В этой карте желательно сделать прогноз экономического развития семьи, предложить вариант помощи (экстренная, стабилизирующая, профилактическая) и аргументировать необходимость реабилитации. Для составления карты семьи можно использовать данные, содержащиеся в социально-педагогическом паспорте.

Комплексом превентивных мер, способствующих полноценному функционированию замещающей семьи, предотвращению возможных проблем среди ее членов является профилактика. Один из путей профилактики — разработка специальных обучающих и просветительских программ. Изучение проблем замещающей семьи и семейного воспитания показывает, что приемные родители все больше нуждаются в помощи специалистов в вопросах накопления и освоения необходимых знаний и навыков регулирования взаимоотношений, создании таких условий, которые позволят удовлетворять в достаточной мере и на необходимом качественном уровне физиологические, эмоциональные, интеллектуальные потребности приемного ребенка.

В основу программ просвещения замещающих родителей закладываются концепция и модели, выходящие за рамки простого воспитания. Логика программы складывается из теоретического курса и практической отработки умений и навыков, включает следующие модули: подготовка замещающих родителей – воспитателей, который включает два основных направления: юридическое и психолого-педагогическое и консультирование – предполагает привлечение к работе с замещающими родителями специалистов разного профиля: психолога, социального педагога, специалиста по социальной работе, психотерапевта, юриста, при необходимости – специалиста более узкой направленности, что обусловлено спецификой детей-сирот, которые имеют нарушения как медицинского, так и социального характера, нуждаются в ресоциализации; требует, чтобы замещающие родители владели коррекционными методами воспитания и обучения.

Организационные формы обучения в ходе подготовки замещающих родителей включают сочетание лекций, рассказов, бесед, базирующихся на продуманной последовательности вопросов, побуждающих приемных родителей включаться в обсуждение проблемы, рассуждать, делать выводы и обобщения, соотносить их с уже известными теоретическими положениями; дискуссий; круглых столов с привлечение экспертов; групповых обсуждений, выполнения упражнений, которые могут требовать совершения действий по образцу; применения знаний, умений, выходящих за пределы известного образца, поиска новых способов решения и обоснования их целесообразности, изучения теории, использования иного оборудования, подготовки дополнительной систематизированной информации; экспериментирование (вовлечение в исследовательскую деятельность); участие в проектах; тренингах (мотивационном, поведения, общения в типичных ситуациях и деловых отношениях; психологической защиты, перемотивации); клубные формы работы.

Профилактика предполагает также использование мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании детей. Профилактика возникновения конфликтных ситуаций между взрослыми и приемными детьми, между супругами, между ближайшими родственниками, помощь в конструктивном разрешении конфликтов и их успешной адаптации к новым ролям и позициям замещающих родителей и их приемных детей, не сводится к одному формальному посещению семьи, краткой беседе, не подкрепленной длительным наблюдением или поверхностному ознакомлению с материально-бытовым обеспечением ребенка.

Ещё одна форма работы – это телефон социально-педагогической поддержки «Позитив». Подразумевает телефонное консультирование родителей и лиц, их замещающих, по вопросам развития, обучения и воспитания детей, получение информации об учреждениях, оказывающих психолого-педагогическую и социальную помощь. Данная форма эффективно используется для установления поддерживающей связи с замещающими семьями.

Ещё одна форма работы – проведение выездной школы приемных родителей с целью организации и проведения мероприятий по сопровождению замещающих семей в отдалённых от города районах. Занятия с родителями и детьми проводятся в различных формах: родительских гостиных, коррекционно-развивающих занятий с элементами тренинга, индивидуальных консультаций.

Системой мер, позволяющих восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые, является реабилитация. В отношении замещающих семей реабилитация рассматривается как процесс формирования у приемного ребенка и других членов семьи качеств личности, обеспечивающих адекватное взаимодействие внутри семьи, а также семьи с социальной средой. Преобладающим методом реабилитации в этом случае является консультирование межпрофессиональной командой, в котором координатором выступает специалист по социальной работе. Кроме того могут использоваться: работа тренинговых групп, методики снятия напряжения, индивидуальное и групповое консультирование, патронаж.

No related posts.

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.